kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа экзамена по УД Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены тестовые задания к экзамену, критерии оценок., вопросы для подготовки к экзамену.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа экзамена по УД Возрастная анатомия, физиология и гигиена»




Программа проведения экзамена

по учебной дисциплине Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Специальность: 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Форма проведения: письменная, тестирование

Структура экзамена:

Письменная работа по 2-м вариантам.

В каждом варианте по 30 тестовых задания.

1. Место (время) выполнения задания: задание выполняется в аудиторное время.

2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин.

Результаты освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;

- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в группе при организации обучения и воспитания дошкольников.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- основные закономерности роста и развития организма человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;

- основы гигиены детей;

- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;

- основы профилактики инфекционных заболеваний;

- гигиенические требования к образовательному процессу, зданию и помещениям дошкольной образовательной организации.

Содержание экзамена:

Экзамен включает темы (разделы):

Тема 1.2. Уровни организации организма.

Тема 1.4. Гуморальная и нервная регуляция функций организма.

Тема 1.5. Центральная нервная система.

Тема 1.6. Периферическая нервная система.

Тема 1.7. Высшая нервная деятельность.

Тема 2.1. Сенсорные системы.

Тема 2.2. Опорно-двигательный аппарат. Строение скелета.

Тема 2.3. Опорно-двигательный аппарат. Мышечная система.

Тема 2.4. Кровь.

Тема 2.5. Строение и работа сердца.

Тема 2.6. Кровеносные сосуды. Кровообращение.

Тема 2.7. Система органов дыхания.

Тема 2.8. Пищеварительная система.

Тема 2.10. Мочевыделительная система.

Тема 2.11. Кожа. Закаливание организма.

Требования к знаниям и умениям.

Студент должен знать:

- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;

- строение и функции систем органов здорового человека;

- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;

- возрастные анатомо-физиологические особенности детей;

- основы гигиены детей;

Студент должен уметь:

- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;

- оценивать факторы внешней среды с точки зрения влияния на функционирование и развитие организма человека в детском возрасте;

Критерии оценок:

«5» - 30 - 29 правильных ответов.

«4» - 28 - 24 правильных ответов.

«3» - 23-15 правильных ответов.

«2» - 15 и менее правильных ответов.

Вопросы для подготовки к экзамену:


1. Органические и неорганические вещества клетки.

2. Характеристика условных и безусловных рефлексов.

3. Состав, строение костей.

4. Строение и функции головного мозга.

5. Строение зрительного анализатора.

6. Строение слухового анализатора.

7. Высшая нервная деятельность человека.

8. Круги кровообращения.

9. Состав и свойства крови.

10. Строение и функции органов дыхания человека.

11. Строение и функции желез внутренней секреции.

12. Строение и функции органов пищеварительной системы.

13. Строение и функции кожи.

14. Строение и функции органов выделения.

Литература основная:

1. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) - М.: Академия, 2014

2. Конспекты лекций.

Интернет-ресурсы

http://kineziolog.bodhy.ru/content/vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-posobie-dlya-ozo


5. Приложение: полный текст вопросов и заданий



ВАРИАНТ 1

Выберите правильный ответ:

1. К органическим соединениям клетки из числа названных относятся:

а) нуклеиновые кислоты в) вода

б) минеральные соли

2. Распределите органы тела человека по системам, используя цифровые и буквенные обозначения: (например: 1к)

Системы органов:

1. Кровеносная система –

2. Пищеварительная система –

3. Выделительная система –

4. Нервная система –

5. Эндокринная система –

6. Система опоры и движения –

7. Дыхательная система –

Органы:

а) Сердце; б) Гипофиз; в) Головной мозг; г) Почки; д) Пищевод; е) Лопатка; ж) Трахея;

з) Носовая полость; и) Аорта; к) Щитовидная железа; л) Мочевой пузырь;

м) Двуглавая мышца; н) Тонкая кишка; о) Спинной мозг.

3. Кости голени относятся к костям:

а) трубчатым в) смешанным

б) плоским г) губчатым

4. Все рефлексы, свойственные организму, И.П. Павлов разделил на две группы: А - безусловные и Б – условные. Рефлексы каждой группы имеют свою характеристику. Вам следует решить, что свойственно безусловному рефлексу, а что – условному:

Рефлексы:

1. Индивидуальный. 2. Видовой. 3. Врожденный.

4. Приобретенный. 5. Постоянный.

6. Может исчезнуть и может быть выработан заново.

Выпишите букву ( А, Б), а возле нее запишите цифры, соответствующие свойствам рефлексов.

5. Распределите по отделам головного мозг перечисленные функции. Ответы запишите буквами и цифрами.

Отделы головного мозга:

А. Продолговатый мозг –

Б. Мозжечок –

В. Большие полушария –

Функции:

1. Мыслительная, речевая деятельность и память.

2. Координация движения, поддержание позы и равновесия.

3. Регуляция защитных рефлексов: чихание, кашель, рвота.

4. Регуляция деятельности основных систем организма (пищеварительной, дыхательной, сердечно - сосудистой).

5. Поддержание скелетных мышц в тонусе.

6. Регуляция пищеварения (центры сосания, жевания, слюноотделения).

7. Эмоциональное поведение.

6. Зрительная зона коры больших полушарий находится в:

а) теменной доле в) лобной доле

б) височной доле г) затылочной доле

7. Светочувствительные рецепторы – палочки и колбочки глаза находятся в:

а) белочной оболочке в) сосудистой оболочке

б) слепом пятне г) сетчатке

8. Только для человека характерна следующая форма высшей нервной деятельности:

а) инстинкты в) условные рефлексы

б) безусловные рефлексы г) мышление

9. Жидкую часть крови человека называют:

а) лимфой в) гемолимфой

б) плазмой г) тканевой жидкостью

10. В артериях организма течет:

а) артериальная или венозная кровь

б) только артериальная кровь

в) только венозная кровь

11. Большой круг кровообращения начинается в:

а) правом желудочке в) левом желудочке

б) правом предсердии г) левом предсердии

12. Система органов дыхания человека представлена органами, которые расположены в организме в следующей последовательности:

а) носовая полость – глотка – носоглотка – трахея – гортань – бронхи – легкие

б) носовая полость – носоглотка – глотка - гортань – трахея - бронхи – легкие

в) носовая полость – носоглотка – гортань – глотка – бронхи – трахея – легкие

г) носовая полость – гортань – носоглотка – бронхи – глотка – легкие – трахея

13. В носовой полости НЕ происходит:

а) согревание воздуха в) очищение от частичек пыли

б) обезвреживание воздуха г) осушение воздуха

14. Физиологически активные вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции, поступают:

а) в кровяное русло (при отсутствии специальных протоков)

б) в кровь через специализированные протоки

в) через протоки железы в межтканевое пространство

г) через протоки железы на поверхность тела

15. К железам внутренней секреции относят:

а) потовые железы и гипофиз в) щитовидную железу и надпочечники

б) гипофиз и молочные железы г) все верно

16. Основными ферментами в ротовой полости являются:

а) пепсин в) липаза

б) трипсин г) амилаза

17. Проток поджелудочной железы открывается в:

а) пищевод в) двенадцатиперстную кишку

б) желудок г) тощую кишку

18. Кожа – наружный покров тела. Её функции:

а) газообмен и выделение г) синтез витамина Д

б) терморегуляция и защита д) все верно

в) запасающая и рецепторная

19. Почки – это органы выделения. Кроме них к мочевыделительной системе относят:

а) надпочечники, кишечник и печень

б) печень, надпочечники и мочевой пузырь

в) надпочечники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал

г) мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал

20. В организме человека:

а) первичной мочи всегда больше вторичной

б) первичной мочи всегда меньше вторичной

в) количество первичной мочи равно количеству вторичной

г) первичной мочи больше ночью и меньше днем.

21. Чем близорукость отличается от дальнозоркости? (выберите три ответа из шести)

а) изображение фокусируется перед сетчаткой

б) изображение фокусируется позади сетчатки

в) плохо видны ближние предметы

г) плохо видны дальние предметы

д) следует носить очки с двояковогнутыми линзами

е) следует носить очки с двояковыпуклыми линзами

22. Какие кости относятся к лицевому отделу черепа? (выберите три ответа из шести)

а) верхнечелюстная г) лобная

б) височная д) носовая

в) скуловая е) теменная

23. Какие функции выполняет поджелудочная железа? (выберите три ответа из шести)

а) выработка желчи г) синтез инсулина

б) выработка панкреатического сока д) синтез глюкагона

в) обезвреживание ядовитых веществ е) синтез гликогена

24. Какие функции выполняет кровь в организме человека? (выберите три ответа из шести)

а) отвечает за выделение вредных веществ из организма;

б) обеспечивает иммунные реакции;

в) перенос углекислого газа и кислорода;

г) синтезирует витамины и аминокислоты;

д) вместе с лимфой участвует в поддержании гомеостаза;

е) транспортирует межтканевую жидкость.

25. Рецепторы – это нервные окончания в организме человека, которые (выберите три ответа из шести)

а) воспринимают информацию из внешней среды

б) воспринимают импульсы из внутренней среды

в) воспринимают возбуждение, передающееся к ним по двигательным нейронам

г) располагаются в исполнительном органе

д) преобразуют воспринимаемые раздражения в нервные импульсы

е) реализуют ответную реакцию организма на раздражение из внешней и внутренней среды


26. Установите соответствие между витамином и его особенностями.

Особенности

Витамин

А) в больших количествах содержится в рыбьем жире, сливочном масле, мясе

Б) в больших количествах содержится в шиповнике, хвое, цитрусовых

В) в моркови содержится каротин, из которого он образуется

Г) его недостаток снижает сопротивляемость организма к инфекциям

Д) при недостатке развивается куриная слепота

Е) при недостатке развивается цинга

1) витамин А


2) витамин С

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








27. Установите соответствие между типами рефлексов и их характеристиками.

Характеристика

Типы рефлексов

А) врождённые, передающиеся по наследству

Б) приобретённые организмом в течение индивидуального развития

В) видовые

Г) индивидуальные

Д) относительно постоянные, мало изменяющиеся

Е) непостоянные, могут вырабатываться и угасать

1) безусловные

2) условные

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







28. Установите соответствие между железами и их типами.

Железы

Типы желез

А) половые железы

Б) потовые железы

В) гипофиз

Г) надпочечники

Д) поджелудочная железа

Е) печень

1) внешней секреции

2) смешанной секреции

3) внутренней секреции

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








29. Установите соответствие между органами и их местоположением.

Органы

Местоположение

А) печень

Б) сердце

В) 12-перстная кишка

Г) пищевод

Д) лёгкие

Е) трахея

1) грудная полость

2) брюшная полость

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е







30. Прочитайте текст «Щитовидная железа» и найдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

1. Щитовидная железа относится к экзокринным железам.

2. Внешнесекреторная функция щитовидной железы – синтез гормонов (тироксина и др.)

3. Тироксин регулирует рост и развитие организма.

4. При гиперфункции щитовидной железы в детском возрасте возникает кретинизм - задержка роста, психического и полового развития.

5. При недостатке йода в продуктах питания и воде люди болеют зобом – чрезмерным разрастанием секретирующей ткани в щитовидной железе.

Преподаватель _______________ Шпилько Л.И.

ВАРИАНТ 2

Выберите правильный ответ:

1. Аминокислоты – это вещества, образующие:

а) углеводы в) белки

б) жиры

2. Распределите органы тела человека по системам, используя цифровые и буквенные обозначения: (например: 1к)

Системы органов:

1. Кровеносная система –

2. Пищеварительная система –

3. Выделительная система –

4. Нервная система –

5. Эндокринная система –

6. Система опоры и движения –

7. Дыхательная система –

Органы:

а) Сердце; б) Гипофиз; в) Головной мозг; г) Почки; д) Пищевод; е) Лопатка; ж) Трахея;

з) Носовая полость; и) Аорта; к) Щитовидная железа; л) Мочевой пузырь;

м) Двуглавая мышца; н) Тонкая кишка; о) Спинной мозг.

3. Скелет свободной верхней конечности состоит из:

а) плечевой кости, лучевой, малой берцовой и костей, образующих кисть

б) бедренной кости, локтевой, лучевой кости и костей, образующих кисть

в) плечевой кости, лучевой кости, локтевой кости, а также костей запястья, пястья и фаланги пальцев

4. Все рефлексы, свойственные организму, И.П. Павлов разделил на две группы: А - безусловные и Б – условные. Рефлексы каждой группы имеют свою характеристику. Вам следует решить, что свойственно безусловному рефлексу, а что – условному:

Рефлексы:

1. Индивидуальный. 2. Видовой. 3. Врожденный. 4. Приобретенный. 5. Постоянный.

6. Может исчезнуть и может быть выработан заново.

Выпишите букву (А, Б), а возле нее запишите цифры, соответствующие свойствам рефлексов.

5. Рефлекторная дуга включает: чувствительный путь (А), двигательный путь (Б), рецептор (В), исполнительный орган (Г), соответствующий участок ЦНС (Д). При раздражении организма компоненты рефлекторной дуги включаются

в следующей последовательности:

а) А-Д-Б-В-Г в) В-А-Д-Б-Г

б) Г-В-Б-Д-А г) В-Б-Д-А-Г

д) другое решение

6. Слуховая зона коры больших полушарий находится в:

а) теменной доле в) лобной доле

б) височной доле г) затылочной доле

7. Наружное ухо состоит из:

а) ушной раковины и наружного слухового прохода

б) барабанной перепонки и слуховой трубы

в) слуховой трубы и ушной раковины

г) наружного слухового прохода и слуховой трубы

д) слуховых косточек

8. Только для человека характерна следующая форма высшей нервной деятельности:

а) инстинкты в) условные рефлексы

б) безусловные рефлексы г) сознание

9. Артерии – это сосуды:

а) несущие кровь к сердцу

б) несущие кровь от сердца

в) пронизывающие все органы и ткани организма

10. В венах организма течет:

а) только венозная кровь

б) только артериальная кровь

в) артериальная или венозная кровь

11. Максимальную толщину стенки сердца человека имеет:

а) левое предсердие

б) левый желудочек

в) правое предсердие

12. Вход в гортань защищен:

а) надгортанником в) голосовыми связками

б) щитовидным хрящом г) щитовидным хрящом и голосовыми связками

13. Газообмен при дыхании происходит в:

а) носу в) гортани

б) носоглотке г) трахеи

д) легких

14. Эндокринные железы (железы внутренней секреции) – это специализированные органы, которые вырабатывают физиологически активные вещества:

а) гормоны в) витамины

б) ферменты г) витамины и ферменты

д) витамины, ферменты и гормоны

15. Железы, которым свойственна внутренняя и внешняя секреция (смешанные железы)- это

а) надпочечники и поджелудочная железа

б) поджелудочная и половые железы

в) половые и щитовидная железы

г) щитовидная и паращитовидные железы

16. Первый отдел пищеварительной системы, где начинается переваривание белка:

а) ротовая полость в) желудок

б) пищевод г) двенадцатиперстная кишка

17. К пищеварительной системе относят:

а) пищеварительную трубку и печень в) селезенку и поджелудочную железу

б) печень и селезенку г) поджелудочную железу и гортань

18. Кожа представлена:

а) многослойным эпидермисом в) подкожной жировой клетчаткой

б) собственно кожей или дермой г) все верно

19. Конечные продукты обмена поступают в кровь, а из нее удаляются наружу через:

а) селезенку и почки в) легкие и селезенку

б) селезенку, почки и легкие г) селезенку и кожу

д) кожу, почки и легкие

20. Обратное всасывание первичной мочи в почках происходит в:

а) капсуле нефрона в) лоханке

б) почечном канальце г) почечной артерии.

21. Какие функции выполняет дерма (собственно кожа)? (выберите три ответа из шести)

а) поглощает ультрафиолетовые лучи

б) участвует в терморегуляции

в) депо крови

г) предохраняет организм от охлаждения

д) запас питательных веществ

е) выделение продуктов обмена веществ

22. В каких продуктах питания содержится много витамина С? (выберите три ответа из шести)

а) отруби г) шиповник

б) морковь д) цитрусовые

в) печень е) картофель

23. Что входит в оптическую систему глаза? (Выберите три верных ответа из шести)

а) хрусталик г) зрачок

б) сетчатка д) роговица

в) стекловидное тело е) радужка

24. Большой круг кровообращения в организме человека: (Выберите три верных ответа из шести)

а) начинается в левом желудочке

б) берёт начало в правом желудочке

в) насыщается кислородом в альвеолах лёгких

г) снабжает органы и ткани кислородом и питательными веществами

д) приносит кровь в правое предсердие

е) приносит кровь в левую половину сердца


25. Установите соответствие между типами соединения костей и примерами.

Пример соединения костей

Тип соединения костей

А) позвонки копчика

Б) тазобедренный сустав

В) позвонки позвоночника

Г) коленный сустав

Д) кости черепа

Е) локтевой сустав

1) неподвижное

2) полуподвижное

3) подвижное

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








26. Установите соответствие между железами и их особенностями.

Особенности

Железа

А) вырабатывает гормон инсулин

Б) вырабатывает гормон тироксин

В) вырабатывает пищеварительные ферменты

Г) при гиперфункции развивается базедова болезнь

Д) при гипофункции развивается сахарный диабет

Е) является железой только внутренней секреции

1) поджелудочная

2) щитовидная

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








27. Установите соответствие между характеристикой и видом нарушения зрения.

Характеристика

Вид нарушения зрения

А) форма хрусталика уплощённая

Б) изображение фокусируется перед сетчаткой

В) очки с рассеивающими (двояковогнутыми) линзами

Г) изображение фокусируется за сетчаткой

Д) форма хрусталика округлая

Е) очки с собирающими (двояковыпуклыми) линзами

1) близорукость

2) дальнозоркость

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








28. Установите соответствие между признаками и органом пищеварения человека, для которого они характерны.

Признак

Орган пищеварения

А) самая длинная часть пищеварительной трубки

Б) включает двенадцатиперстную кишку

В) всасывание основной массы пищеварительных веществ

Г) основное всасывание воды

Д) расщепление клетчатки

Е) формирование каловых масс

1) тонкая кишка

2) толстая кишка

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е








29. Установите соответствие между симптомом заболевания и витамином, с недостатком которого оно связано.

Симптом заболевания

Недостаток витамина

а) кровоточивость дёсен

б) ухудшение зрения в сумерках

в) выпадение зубов

г) поражение роговицы глаза и кожи

д) понижение сопротивляемости заболеваниям

1) А

2) С


30. Прочитайте текст и найдите в нём предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

1. Система органов кровообращения человека включает сердце, кровеносные сосуды, узлы.

2. Большой круг кровообращения берёт начало из левого предсердия.

3. По артериям большого круга кровь доставляется ко всем органам и тканям, где происходит газообмен.

4. В малом круге кровообращения венозная кровь, обогащаясь кислородом, становится артериальной.

5. Вены лёгочного круга приносят кровь в правый желудочек.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа экзамена по УД Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Автор: Шпилько людмила Ивановна

Дата: 28.10.2022

Номер свидетельства: 616163


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства