kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ОГЭ по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-измерительные материалы для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче итоговой аттестации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ОГЭ по биологии»

Вариант 1.


Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Изу­чать струк­ту­ру ор­га­но­и­дов клет­ки поз­во­ля­ет метод

  1. све­то­во­го мик­ро­ско­пи­ро­ва­ния

  2. элек­трон­но­го мик­ро­ско­пи­ро­ва­ния

  3. цен­три­фу­ги­ро­ва­ния

  4. куль­ту­ры тка­ней

2. Какой уро­вень ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность по­пу­ля­ций раз­ных видов, свя­зан­ных между собой и окру­жа­ю­щей не­жи­вой при­ро­дой 

  1. ор­га­низ­мен­ный

  2. по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой

  3. био­гео­це­но­ти­че­ский

  4. био­сфер­ный

3. Пол ор­га­низ­ма за­ви­сит от хро­мо­сом­но­го на­бо­ра в

  1. зи­го­те

  2. со­ма­ти­че­ской клет­ке

  3. яй­це­клет­ке

  4. спер­ма­то­зо­и­де

4. Особи, об­ра­зу­ю­щие один сорт гамет и не да­ю­щие рас­щеп­ле­ния при­зна­ков в потом­стве

  1. му­тант­ные

  2. ге­те­ро­зис­ные

  3. ге­те­ро­зи­гот­ные

  4. го­мо­зи­гот­ные

5. Му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость, в от­ли­чие от мо­ди­фи­ка­ци­он­ной,

  1. носит об­ра­ти­мый ха­рак­тер

  2. пе­ре­даётся по на­след­ству

  3. ха­рак­тер­на для всех осо­бей вида

  4. яв­ля­ет­ся про­яв­ле­ни­ем нормы ре­ак­ции при­зна­ка

6.  Любой ком­по­нент среды, воз­дей­ству­ю­щий на оби­та­ю­щие в со­об­ще­стве ор­га­низ­мы, на­зы­ва­ют фак­то­ром

  1. эко­ло­ги­че­ским

  2. ан­тро­по­ген­ным

  3. огра­ни­чи­ва­ю­щим

  4. се­зон­ным

7. Упо­треб­ле­ние нар­ко­ти­ков ока­зы­ва­ет вред­ное вли­я­ние на потом­ство, так как они вы­зы­ва­ют

  1. на­ру­ше­ние пси­хи­ки

  2. на­ру­ше­ние ра­бо­ты пе­че­ни

  3. из­ме­не­ние ра­бо­ты почек

  4. из­ме­не­ние ге­не­ти­че­ско­го ап­па­ра­та клет­ки

8. В чем про­яв­ля­ет­ся от­но­си­тель­ный ха­рак­тер мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида

  1. аре­а­лы раз­ных видов сов­па­да­ют

  2. на­бо­ры хро­мо­сом у раз­ных видов оди­на­ко­вые

  3. самцы и самки од­но­го вида раз­ли­ча­ют­ся внеш­не

  4. раз­ные виды оби­та­ют в сход­ных усло­ви­ях

9. Ос­нов­ная за­слу­га Ч. Дар­ви­на в раз­ви­тии био­ло­гии за­клю­ча­ет­ся в 

  1. раз­ра­бот­ке ме­то­дов се­лек­ции

  2. вы­яв­ле­нии дви­жу­щих сил эво­лю­ции

  3. со­зда­нии на­уч­ных основ си­сте­ма­ти­ки

  4. изу­че­нии па­ле­он­то­ло­ги­че­ских на­хо­док

10. К дви­жу­щим силам эво­лю­ции не от­но­сит­ся

  1. на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

  2. есте­ствен­ный отбор

  3. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

  4. идио­адап­та­ция


11. Ре­зуль­та­том эво­лю­ции яв­ля­ет­ся

  1. на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

  2. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

  3. мно­го­об­ра­зие видов

  4. аро­мор­фоз

12. Какой фак­тор эво­лю­ции че­ло­ве­ка от­но­сят к со­ци­аль­ным?

  1. на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость

  2. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

  3. есте­ствен­ный отбор

  4. раз­ви­тие вто­рой сиг­наль­ной си­сте­мы

13. Ка­ко­му типу тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ют при­ведённая ниже кар­тин­ка и опи­са­ние: «Силь­ный урав­но­ве­шен­ный по­движ­ный — живой тип»?

  1. сангвиник

  2. хо­ле­рик

  3. флег­ма­тик

  4. ме­лан­хо­лик

14. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь.

 

Объ­ект

Про­цесс

акула – рыба-при­ли­па­ла

на­хлеб­ни­че­ство

бычий це­пень – че­ло­век

...

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це? 

  1. хищ­ни­че­ство

  2. па­ра­зи­тизм

  3. квар­ти­ран­ство

  4. сим­би­оз

15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о ха­рак­те­ре пи­та­ния раз­ных ор­га­низ­мов?


А. Ор­га­низ­мы, не­спо­соб­ные сами син­те­зи­ро­вать ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния из не­ор­га­ни­че­ских, от­но­сят к ге­те­ро­тро­фам.

БОр­га­низ­мы, спо­соб­ные к син­те­зу ор­га­ни­че­ских ве­ществ за счёт энер­гии, вы­де­ля­ю­щей­ся при окис­ле­нии не­ор­га­ни­че­ских ве­ществ, от­но­сят к груп­пе хе­мот­ро­фов.

 

  1. верно толь­ко А

  2. верно толь­ко Б

  3. верны оба суж­де­ния

  4. оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответом к заданиям 16-20 является последовательность цифр, которую следует записать без знаков препинания.

16. Сход­ное стро­е­ние кле­ток рас­те­ний и жи­вот­ных — до­ка­за­тель­ство 

  1. их род­ства

  2. общ­но­сти про­ис­хож­де­ния ор­га­низ­мов всех царств

  3. про­ис­хож­де­ния рас­те­ний от жи­вот­ных

  4. услож­не­ния ор­га­низ­мов в про­цес­се эво­лю­ции

  5. един­ства ор­га­ни­че­ско­го мира

  6. мно­го­об­ра­зия ор­га­низ­мов

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой жи­вот­но­го и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му её от­но­сят – экологический (1) либо морфологический (2).

А) оби­та­ние в по­строй­ках че­ло­ве­ка

Б) окрас­ка по­кро­вов тела

В) рас­се­ле­ние по бе­ре­гам рек

Г) пи­та­ние раз­но­об­раз­ной пищей

Д) на­ли­чие ко­неч­но­стей ко­па­тель­но­го типа

Е) раз­ви­тие сле­пой кишки

 


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

18. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствия дви­жу­щих сил эво­лю­ции.

  1. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

  2. раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

  3. по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции раз­но­об­раз­ных на­след­ствен­ных

  1. из­ме­не­ний

  1. со­хра­не­ние пре­иму­ще­ствен­но осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

  2. фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти к среде оби­та­ния

19.  Вставь­те в текст «Раз­ви­тие на­се­ко­мых» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.


РАЗ­ВИ­ТИЕ НА­СЕ­КО­МЫХ

Раз­ви­тие, при ко­то­ром ли­чин­ки на­се­ко­мых обыч­но по­хо­жи на взрос­лых осо­бей, на­зы­ва­ют ___________ (А). На­се­ко­мые с ___________ (Б) про­хо­дят в своём раз­ви­тии че­ты­ре ста­дии. За счёт на­коп­ле­ния ли­чин­ка­ми пи­та­тель­ных ве­ществ под хи­ти­но­вым по­кро­вом ___________ (В) про­ис­хо­дят слож­ные из­ме­не­ния — пре­вра­ще­ние во взрос­лую особь. Взрос­лые на­се­ко­мые май­ско­го жука живут в на­зем­но-воз­душ­ной среде, а ли­чин­ка – в ___________ (Г).


 Перечень терминов:

  1. почва

  2. вода

  3. лес

  4. неполное превращение

  5. полное превращение

  6. куколка

  7. гусеница

  8. яйцо

  9. личинка

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

 20. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние групп крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца I груп­па, а у ма­те­ри IV?

2) Если у ребёнка II груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов от­ве­та.)

3) Ребёнок с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным ре­ци­пи­ен­том?


Вариант 2.


Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Се­зон­ные из­ме­не­ния в живой при­ро­де изу­ча­ют с по­мо­щью ме­то­да

  1. экс­пе­ри­мен­таль­но­го

  2. на­блю­де­ния

  3. про­ве­де­ния опы­тов

  4. па­ле­он­то­ло­ги­че­ско­го

2. Стая вол­ков в тайге пред­став­ля­ет собой уро­вень жизни

  1. био­сфер­ный

  2. по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вой

  3. ор­га­низ­мен­ный

  4. био­це­но­ти­че­ский

3. До­чер­ний ор­га­низм в боль­шей сте­пе­ни от­ли­ча­ет­ся от ро­ди­тель­ских ор­га­низ­мов при раз­мно­же­нии

  1. ве­ге­та­тив­ном

  2. при по­мо­щи спор

  3. по­ло­вом

  4. поч­ко­ва­ни­ем

4. Ги­брид­ные особи по своей ге­не­ти­че­ской при­ро­де раз­но­род­ны и об­ра­зу­ют га­ме­ты раз­но­го сорта, по­это­му их на­зы­ва­ют

  1. ге­те­ро­зи­гот­ны­ми

  2. го­мо­зи­гот­ны­ми

  3. ре­цес­сив­ны­ми

  4. до­ми­нант­ны­м

5.  Зна­че­ние му­та­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти для эво­лю­ции, в от­ли­чие от мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти, со­сто­ит в том, что она

  1. воз­ни­ка­ет сразу у боль­шо­го числа осо­бей

  2. воз­ни­ка­ет толь­ко у от­дель­ных осо­бей

  3. пе­ре­даётся по на­след­ству

  4. не пе­ре­даётся по на­след­ству

6. Как на­зы­ва­ют фак­то­ры не­жи­вой при­ро­ды, вли­я­ю­щие на ор­га­низ­мы? 

  1. огра­ни­чи­ва­ю­щие

  2. ан­тро­по­ген­ные

  3. абио­ти­че­ские

  4. био­ти­че­ские

7. К каким по­след­стви­ям может при­ве­сти ку­ре­ние та­ба­ка?

  1. к рас­ши­ре­нию мел­ких брон­хов

  2. к более ред­ко­му ды­ха­нию

  3. к рас­ши­ре­нию кро­ве­нос­ных со­су­дов

  4. к ги­бе­ли кле­ток рес­нит­ча­то­го эпи­те­лия воз­ду­хо­нос­ных путей

8. По­че­му нель­зя опре­де­лить вид толь­ко по ге­не­ти­че­ско­му кри­те­рию

  1. аре­а­лы раз­ных видов сов­па­да­ют

  2. набор хро­мо­сом у раз­ных видов может сов­па­дать

  3. раз­ные виды оби­та­ют в сход­ных усло­ви­ях

  4. особи раз­ных видов сход­ны по стро­е­нию

9. Боль­шое зна­че­ние в эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира Ч. Дар­вин при­да­вал на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти, так как она спо­соб­ству­ет

  1. обостре­нию кон­ку­рен­ции между ви­да­ми

  2. обостре­нию кон­ку­рен­ции между по­пу­ля­ци­я­ми

  3. по­вы­ше­нию эф­фек­тив­но­сти есте­ствен­но­го от­бо­ра

  4. ко­ле­ба­нию чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

10. К дви­жу­щим силам эво­лю­ции от­но­сит­ся

  1. наличие пищевых связей

  2. по­сто­ян­ный рост чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции

  3. стрем­ле­ние видов к про­грес­су

  4. наследственность

11. След­стви­ем эво­лю­ции ор­га­низ­мов нель­зя счи­тать 

  1. на­след­ствен­ную из­мен­чи­вость

  2. об­ра­зо­ва­ние новых видов

  3. мно­го­об­ра­зие ор­га­ни­че­ско­го мира

  4. при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде оби­та­ния

12. Какой при­знак у че­ло­ве­ка в про­цес­се эво­лю­ции воз­ник рань­ше дру­гих?

  1. речь

  2. пря­мо­хож­де­ние

  3. ре­гу­ляр­ная тру­до­вая де­я­тель­ность

  4. со­зна­ние

13. Какой тип нерв­ной си­сте­мы ха­рак­те­рен для ме­лан­хо­ли­ка? 

  1. силь­ный, урав­но­ве­шен­ный

  2. силь­ный, не­урав­но­ве­шен­ный

  3. сла­бый, не­урав­но­ве­шен­ный

  4. силь­ный, инерт­ный

14. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы рас­те­ний:

 

Груп­па 1

Груп­па 2

Как­тус

Рогоз

Ко­выль

Па­по­рот­ник

Алоэ

Стре­ло­лист

 

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих рас­те­ний в груп­пы?

  1. по­треб­ность в воде

  2. стро­е­ние цвет­ка

  3. спо­соб раз­мно­же­ния

  4. жиз­нен­ная форма

15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эво­лю­ци­он­ном уче­нии?


А. Эво­лю­ци­он­ное уче­ние до­ка­за­ло, что виды не­из­ме­ня­е­мы и су­ще­ству­ют в при­ро­де по­сто­ян­но.

Б. В про­цес­се эво­лю­ции из од­но­го вида могут об­ра­зо­вы­вать­ся новые виды ор­га­низ­мов. 


  1. верно толь­ко А

  2. верно толь­ко Б

  3. верны оба суж­де­ния

  4. оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответом к заданиям 16-20 является последовательность цифр, которую следует записать без знаков препинания.

16. Бес­по­лое раз­мно­же­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся тем, что 

  1. потом­ство имеет гены толь­ко ма­те­рин­ско­го ор­га­низ­ма

  2. потом­ство ге­не­ти­че­ски от­ли­ча­ет­ся от ро­ди­тель­ско­го ор­га­низ­ма

  3. в об­ра­зо­ва­нии потом­ства участ­ву­ет одна особь

  4. в потом­стве про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние при­зна­ков

  5. потом­ство раз­ви­ва­ет­ся из не­опло­до­творённой яй­це­клет­ки

  6. новая особь раз­ви­ва­ет­ся из со­ма­ти­че­ских кле­ток

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и фак­то­ром ан­тро­по­ге­не­за, для ко­то­ро­го он ха­рак­те­рен – биологический (1) либо социальный (2).

А) тру­до­вая де­я­тель­ность

Б) аб­стракт­ное мыш­ле­ние

В) изо­ля­ция

Г) му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость

Д) по­пу­ля­ци­он­ные волны

Е) вто­рая сиг­наль­ная си­сте­ма

 

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

18. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

  1. фор­ми­ро­ва­ние по­пу­ля­ции с новым ге­но­фон­дом

  2. по­яв­ле­ние гео­гра­фи­че­ской пре­гра­ды между по­пу­ля­ци­я­ми

  3. есте­ствен­ный отбор осо­бей с при­спо­со­би­тель­ны­ми к дан­ным усло­ви­ям при­зна­ка­ми

  4. по­яв­ле­ние осо­бей с но­вы­ми при­зна­ка­ми в изо­ли­ро­ван­ной по­пу­ля­ции

19. Вставь­те в текст «Раз­ви­тие на­се­ко­мых» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

РАЗ­ВИ­ТИЕ НА­СЕ­КО­МЫХ

На­се­ко­мые с ___________ (А) про­хо­дят в своём раз­ви­тии че­ты­ре ста­дии. У на­се­ко­мых с ___________ (Б) от­сут­ству­ет ста­дия ___________ (В). У ба­бо­чек ли­чин­ку на­зы­ва­ют ___________ (Г). Раз­ви­тие с пре­вра­ще­ни­ем даёт воз­мож­ность на­се­ко­мым быть более при­спо­соб­лен­ным к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния.

 

Перечень терминов:

  1. гусеница

  2. личинка

  3. куколка

  4. яйцо

  5. неполное превращение

  6. полное превращение

  7. взрослое насекомое

  8. чешуекрылое

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 


 20. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «На­сле­до­ва­ние груп­пы крови ребёнком», от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы.

 

 

1) Какая груп­па крови будет у ребёнка, если у отца и ма­те­ри III груп­па?

2) Если у ребёнка IV груп­па крови, какие груп­пы крови могут быть у ро­ди­те­лей? (Ука­жи­те любые че­ты­ре пары ва­ри­ан­тов.)

3) Че­ло­век с какой груп­пой крови яв­ля­ет­ся уни­вер­саль­ным до­но­ром?




Вариант 3.


Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Ге­не­а­ло­ги­че­ский метод ис­сле­до­ва­ния ис­поль­зу­ет наука

  1. си­сте­ма­ти­ка

  2. ге­не­ти­ка

  3. ци­то­ло­гия

  4. фи­зио­ло­гия

2. Ди­на­ми­ка чис­лен­но­сти ус­су­рий­ско­го тигра – это при­мер на уров­не

  1. по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вом

  2. био­сфер­ном

  3. эко­си­стем­ном

  4. ор­га­низ­мен­ном

3. В ре­зуль­та­те по­ло­во­го раз­мно­же­ния в по­пу­ля­ци­ях

  1. воз­ни­ка­ют раз­лич­ные со­ма­ти­че­ские му­та­ции

  2. быст­ро уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность осо­бей вида

  3. со­хра­ня­ет­ся ге­но­тип, иден­тич­ный ма­те­рин­ско­му

  4. уве­ли­чи­ва­ет­ся ге­не­ти­че­ское раз­но­об­ра­зие осо­бей в по­пу­ля­ции

4. Фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние од­но­го ал­ле­ля у ге­те­ро­зи­гот­ной особи — это

  1. ре­цес­сив­ность

  2. ал­лель­ность

  3. до­ми­нант­ность

  4. ре­ком­би­на­ция

5. К на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти не от­но­сит­ся из­мен­чи­вость

  1. ин­ди­ви­ду­аль­ная

  2. ци­то­плаз­ма­ти­че­ская

  3. мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

  4. ком­би­на­тив­ная

6. Фак­то­ры, вы­хо­дя­щие за гра­ни­цы вы­нос­ли­во­сти мак­си­му­ма или ми­ни­му­ма, на­зы­ва­ют

  1. оп­ти­маль­ны­ми

  2. нор­мой ре­ак­ции

  3. зо­на­ми угне­те­ния

  4. огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми

7. Какая мера про­фи­лак­ти­ки ге­па­ти­та и СПИДа наи­бо­лее ши­ро­ко рас­про­стра­не­на во вра­чеб­ной прак­ти­ке?

  1. ис­поль­зо­ва­ние ватно-мар­ле­вых по­вя­зок

  2. ис­поль­зо­ва­ние ан­ти­био­ти­ков

  3. ис­поль­зо­ва­ние од­но­ра­зо­вых шпри­цов

  4. дез­ин­фек­ция ме­ди­цин­ских по­ме­ще­ний

8. Ука­жи­те по­ло­же­ние, от­ра­жа­ю­щее ге­не­ти­че­ский кри­те­рий вида

  1. вид диф­фе­рен­ци­ро­ван в про­стран­стве

  2. особи вида имеют оди­на­ко­вый набор хро­мо­сом

  3. особи вида ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сход­ны­ми внеш­ни­ми при­зна­ка­ми

  4. особи раз­ных видов скре­щи­ва­ют­ся между собой

9. Что было дви­жу­щей силой эво­лю­ции в раз­ви­тии длин­ной шеи жи­ра­фа по Ч.  Дар­ви­ну?

  1. упраж­не­ние шеи в вы­тя­ги­ва­нии

  2. це­ле­устремлённость жи­ра­фа

  3. популяционные волны

  4. есте­ствен­ный отбор

10. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции

  1. дрейф генов

  2. ви­до­об­ра­зо­ва­ние

  3. есте­ствен­ный отбор

  4. гео­гра­фи­че­ская изо­ля­ция



11. В при­ро­де су­ще­ству­ет около 2 млн. видов рас­те­ний и жи­вот­ных, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­ют­ся как

  1. при­чи­ны эво­лю­ции

  2. ре­зуль­та­ты эво­лю­ции

  3. на­прав­ле­ние эво­лю­ции

  4. дви­жу­щие силы эво­лю­ции

12. Какой при­знак у че­ло­ве­ка в про­цес­се эво­лю­ции воз­ник рань­ше дру­гих?

  1. прямохождение

  2. сознание

  3. речь

  4. ре­гу­ляр­ная тру­до­вая де­я­тель­ность

13. Ка­ко­му из типов тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ет опи­са­ние: че­ло­век быст­рый, по­ры­ви­стый, спо­соб­ный от­да­вать­ся делу со страст­но­стью, пре­одо­ле­вать зна­чи­тель­ные труд­но­сти, но в то же время не­урав­но­ве­шен­ный, склон­ный к бур­ным эмо­ци­о­наль­ным вспыш­кам и рез­ким сме­нам на­стро­е­ния.

  1. санг­ви­ник

  2. флег­ма­тик

  3. ме­лан­хо­лик

  4. хо­ле­рик

14. Изу­чи­те таб­ли­цу, в ко­то­рой при­ве­де­ны две груп­пы жи­вот­ных:

 

Груп­па 1

Груп­па 2

Кро­лик

Ля­гуш­ка

Жираф

Паук

Слон

Лев

Что из пе­ре­чис­лен­но­го ниже было по­ло­же­но в ос­но­ву раз­де­ле­ния (клас­си­фи­ка­ции) этих жи­вот­ных в груп­пы?

  1. ис­точ­ник пи­та­ния

  2. спо­соб раз­мно­же­ния

  3. ха­рак­тер пе­ре­дви­же­ния

  4. ор­га­ны кро­во­об­ра­ще­ния

15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о му­та­ци­ях?


А. Ген­ные му­та­ции — един­ствен­ный ис­точ­ник эво­лю­ци­он­но­го ма­те­ри­а­ла.

Б. Му­та­ции в любых клет­ках мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) верны оба суж­де­ния

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответом к заданиям 16-20 является последовательность цифр, которую следует записать без знаков препинания.

16. Какие яв­ле­ния слу­жат при­ме­ра­ми бес­по­ло­го раз­мно­же­ния?

  1. раз­ви­тие во­ро­ны из яйца

  2. поч­ко­ва­ние гидры

  3. де­ле­ние амёбы

  4. раз­мно­же­ние тюль­па­на лу­ко­ви­ца­ми

  5. раз­мно­же­ние сосны се­ме­на­ми

  6. раз­ви­тие тли из не­опло­до­творённой яй­це­клет­ки

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­я­ми вида, для ко­то­рых эти при­зна­ки ха­рак­тер­ны – морфологический (1) либо экологический (2).

А) ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде

Б) ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створ­ка­ми

В) тело по­кры­то ман­ти­ей

Г) пи­та­ет­ся вод­ны­ми ор­га­низ­ма­ми

Д) кро­ве­нос­ная си­сте­ма не­за­мкну­тая

Е) взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в прес­ных водоёмах

 


За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

18. Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния струк­тур в эу­ка­ри­от­ной клет­ке рас­те­ния (на­чи­ная сна­ру­жи).

  1. плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на

  2. кле­точ­ная стен­ка

  3. ядро

  4. ци­то­плаз­ма

  5. хро­мо­со­мы

19. Вставь­те в текст «Эво­лю­ци­он­ное уче­ние» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

 

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

 Ос­но­во­по­лож­ни­ком со­вре­мен­но­го эво­лю­ци­он­но­го уче­ния был ________(А). До него уже вы­ска­зы­ва­лись идеи об из­ме­ня­е­мо­сти мира. Од­на­ко имен­но Дар­ви­ну при­над­ле­жит уче­ние о ________(Б) и вы­жи­ва­нии наи­бо­лее при­спо­соб­лен­ных к ________(В) ор­га­низ­мов. Чарльз Дар­вин и од­но­вре­мен­но с ним Аль­фред Уо­л­лес объ­яс­ни­ли при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния ________(Г) ор­га­ни­че­ско­го мира.

 

Пе­ре­чень тер­ми­нов

  1. раз­но­об­ра­зие

  2. Ч. Дар­вин

  3. есте­ствен­ный отбор

  4. при­спо­соб­лен­ность

  5. со­тво­ре­ние мира

  6. усло­вия среды

  7. са­мо­за­рож­де­ние

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

20.  Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Хи­ми­че­ский со­став мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови» и зна­ни­я­ми из курса био­ло­гии, от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы. 

Хи­ми­че­ские эле­мен­ты и их со­еди­не­ния

Мор­ская вода (%)

Сы­во­рот­ка крови (%)

На­трий (Na)

30,5

39,0

Маг­ний (Mg)

3,8

0,5

Каль­ций (Ca)

1,2

1,0

Калий (K)

1,8

2,6

Хлор (Cl)

55,2

45,0

Кис­ло­род (O)

5,6

9,9

Дру­гие эле­мен­ты и со­еди­не­ния

1,9

2

 

1. Каких хи­ми­че­ских эле­мен­тов из числа при­ведённых в мор­ской воде мень­ше, чем в сы­во­рот­ке крови?

2. Какой хи­ми­че­ский эле­мент, не от­но­ся­щий­ся к ме­тал­лам, пре­об­ла­да­ет в со­ста­ве мор­ской воды и сы­во­рот­ки крови?

3. Какие хи­ми­че­ские со­еди­не­ния со­дер­жат­ся в сы­во­рот­ке крови, но от­сут­ству­ют в мор­ской воде?



Вариант 4.


Часть 1. Выберите один правильный ответ.

1. Для изу­че­ния стро­е­ния мо­ле­кул по­ли­са­ха­ри­дов и их роли в клет­ке ис­поль­зу­ют метод

  1. био­хи­ми­че­ский

  2. элек­трон­ной мик­ро­ско­пии

  3. ци­то­ге­не­ти­че­ский

  4. све­то­вой мик­ро­ско­пии

2. Вза­и­мо­от­но­ше­ния между раз­ны­ми ор­га­низ­ма­ми, оби­та­ю­щи­ми на одной тер­ри­то­рии, изу­ча­ют­ся на уров­не ор­га­ни­за­ции жизни

  1. био­сфер­ном

  2. био­гео­це­но­ти­че­ском

  3. по­пу­ля­ци­он­но-ви­до­вом

  4. ор­га­низ­мен­ном

3. В ходе по­ло­во­го раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов у по­том­ков на­блю­да­ет­ся

  1. пол­ное вос­про­из­ве­де­ние ро­ди­тель­ских при­зна­ков и свойств

  2. пе­ре­ком­би­на­ция при­зна­ков и свойств ро­ди­тель­ских ор­га­низ­мов

  3. со­хра­не­ние чис­лен­но­сти жен­ских осо­бей

4. Белая окрас­ка шер­сти в пер­вом ги­брид­ном по­ко­ле­нии мор­ских сви­нок не про­яв­ля­ет­ся, по­это­му дан­ный при­знак на­зы­ва­ют

  1. ре­цес­сив­ным

  2. до­ми­нант­ным

  3. про­ме­жу­точ­ным

  4. по­дав­ля­ю­щим

5. К ка­ко­му типу из­мен­чи­во­сти от­но­сят по­яв­ле­ние ко­рот­ко­но­го­сти у овец

  1. ци­то­плаз­ма­ти­че­ской

  2. ком­би­на­тив­ной

  3. му­та­ци­он­ной

  4. мо­ди­фи­ка­ци­он­ной

6. Фак­то­ры среды, воз­дей­ству­ю­щие на ор­га­низм, на­зы­ва­ют

  1. био­ло­ги­че­ски­ми

  2. со­ци­аль­ны­ми

  3. огра­ни­чи­ва­ю­щи­ми

  4. эко­ло­ги­че­ски­ми

7. Один из ос­нов­ных путей за­ра­же­ния СПИ­Дом —

  1. об­ще­ние с боль­ным СПИ­Дом

  2. ис­поль­зо­ва­ние до­нор­ской крови и спер­мы

  3. по­се­ще­ние по­ли­кли­ни­ки для осмот­ра вра­чом-те­ра­пев­том

  4. ис­поль­зо­ва­ние одеж­ды, ко­то­рую носил боль­ной СПИ­Дом

8. Мор­фо­ло­ги­че­ский кри­те­рий вида ос­но­ван на

  1. сход­стве внеш­не­го и внут­рен­не­го стро­е­ния осо­бей

  2. сход­стве всех про­цес­сов жиз­не­де­я­тель­но­сти у осо­бей

  3. спе­ци­фич­ном для каж­до­го вида на­бо­ре хро­мо­сом

  4. од­но­об­ра­зии фак­то­ров среды оби­та­ния вида

9. О стрем­ле­нии ор­га­низ­мов к со­вер­шен­ство­ва­нию и про­грес­су го­во­рил

  1. Ч. Дар­вин

  2. К. Лин­ней

  3. Ж.-Б. Ла­марк

  4. Ж. Кювье

10. К дви­жу­щим силам эво­лю­ции от­но­сят

  1. мно­го­об­ра­зие видов

  2. борь­бу за су­ще­ство­ва­ние

  3. ви­до­об­ра­зо­ва­ние

  4. при­спо­соб­лен­ность



11. Ос­нов­ным ре­зуль­та­том эво­лю­ции яв­ля­ет­ся

  1. при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде оби­та­ния

  2. ко­ле­ба­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

  3. умень­ше­ние числа по­пу­ля­ций вида

  4. борь­ба за су­ще­ство­ва­ние между осо­бя­ми од­но­го вида

12. Спло­че­нию чле­нов кол­лек­ти­ва пер­во­быт­ных людей, об­ще­нию при по­мо­щи зву­ков, а затем и слов спо­соб­ство­ва­ло(-а)

  1. по­сто­ян­ная ми­гра­ция

  2. упо­треб­ле­ние мяс­ной пищи

  3. тру­до­вая де­я­тель­ность

  4. пря­мо­хож­де­ние

13. Ка­ко­му типу тем­пе­ра­мен­та со­от­вет­ству­ют при­ведённая ниже кар­тин­ка и опи­са­ние: «сла­бый тип ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сла­бо­стью как воз­бу­ди­тель­но­го, так и тор­моз­но­го про­цес­сов»?

  1. флег­ма­тик

  2. хо­ле­рик

  3. санг­ви­ник

  4. ме­лан­хо­лик

14. В при­ведённой ниже таб­ли­це между по­зи­ци­я­ми пер­во­го и вто­ро­го столб­ца име­ет­ся вза­и­мо­связь.

 

Объ­ект

Про­цесс

...

бес­по­лое раз­мно­же­ние

яй­це­клет­ка

по­ло­вое раз­мно­же­ние

 

Какое по­ня­тие сле­ду­ет впи­сать на место про­пус­ка в этой таб­ли­це?

  1. опло­до­тво­ре­ние

  2. спора

  3. эм­бри­о­наль­ный пе­ри­од

  4. деление

15. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о на­след­ствен­но­сти и есте­ствен­ном от­бо­ре?


А. На­след­ствен­ность и есте­ствен­ный отбор — это дви­жу­щие силы эво­лю­ции.

Б. Потом­ству пе­ре­да­ют­ся при­зна­ки, при­об­ре­тен­ные ор­га­низ­мом в те­че­ние жизни.

 

  1. верно толь­ко А

  2. верно толь­ко Б

  3. верны оба суж­де­ния

  4. оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответом к заданиям 16-20 является последовательность цифр, которую следует записать без знаков препинания.

16. Под вли­я­ни­ем каких фак­то­ров эво­лю­ции про­ис­хо­дит про­цесс эко­ло­ги­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния?

  1. мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти

  2. при­спо­соб­лен­но­сти

  3. есте­ствен­но­го от­бо­ра

  4. му­та­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти

  5. борь­бы за су­ще­ство­ва­ние

  6. кон­вер­ген­ции

17. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между двумя ос­нов­ны­ми фор­ма­ми раз­мно­же­ния – бес­по­лое (1) или по­ло­вое (2) – и их при­зна­ка­ми. 

А) про­ис­хо­дит без об­ра­зо­ва­ния гамет

Б) участ­ву­ет лишь один ор­га­низм

В) про­ис­хо­дит сли­я­ние га­п­ло­ид­ных ядер

Г) об­ра­зу­ет­ся потом­ство иден­тич­ное ис­ход­ной особи

Д) у потом­ства про­яв­ля­ет­ся ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость

Е) про­ис­хо­дит с об­ра­зо­ва­ни­ем гамет

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

18. Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих при ми­то­ти­че­ском де­ле­нии клет­ки.

  1. спи­ра­ли­за­ция хро­мо­сом

  2. об­ра­зо­ва­ние ядер­ных мем­бран до­чер­них кле­ток

  3. рас­по­ло­же­ние хро­мо­сом в плос­ко­сти эк­ва­то­ра

  4. рас­хож­де­ние сест­рин­ских хро­ма­тид к по­лю­сам клет­ки

19. Вставь­те в текст «Про­ис­хож­де­ние эу­ка­ри­от» про­пу­щен­ные тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого чис­ло­вые обо­зна­че­ния. За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность цифр (по тек­сту) впи­ши­те в ответ.

 

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭУКАРИОТ

 Со­глас­но самой рас­про­стра­нен­ной на се­го­дняш­ний мо­мент тео­рии, пер­вы­ми на пла­не­те по­яви­лись __________ (А) ор­га­низ­мы. Эу­ка­ри­о­ты по­яви­лись на­мно­го позд­нее. Тео­рия гла­сит, что эу­ка­ри­о­ты воз­ник­ли в ре­зуль­та­те по­сте­пен­но­го услож­не­ния стро­е­ния ар­хе­бак­те­рий и вступ­ле­ния их в _________ (Б) с дру­ги­ми бак­те­ри­я­ми. Так, ми­то­хон­дрии, име­ю­щие свою соб­ствен­ную ДНК и ри­бо­со­мы, яв­ля­ют­ся ор­га­но­и­да­ми, про­изо­шед­ши­ми таким об­ра­зом. Ми­то­хон­дрии вы­пол­ня­ют функ­ции по­став­щи­ков __________ (В) для клет­ки. Дру­ги­ми ор­га­но­и­да­ми та­ко­го про­ис­хож­де­ния яв­ля­ют­ся __________ (Г).

 

Пе­ре­чень тер­ми­нов:

  1. па­ра­зи­тизм

  2. сим­би­оз

  3. ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства

  4. энер­гия

  5. про­ка­ри­о­ти­че­ский

  6. эу­ка­ри­о­ти­че­ский

  7. хло­ро­пласт

  8. ап­па­рат Голь­д­жи

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам: 

А

Б

В

Г

 

 

 

 

20. Поль­зу­ясь таб­ли­цей «Срав­ни­тель­ные раз­ме­ры эрит­ро­ци­тов че­ло­ве­ка и дру­гих жи­вот­ных» и зна­ни­я­ми курса био­ло­гии от­веть­те на сле­ду­ю­щие во­про­сы:

1) У кого из пред­ста­ви­те­лей мле­ко­пи­та­ю­щих самая боль­шая пло­щадь по­верх­но­сти эрит­ро­ци­та?

2) По­че­му у ля­гуш­ки эрит­ро­ци­ты боль­ше по раз­ме­рам и пло­ща­ди по­верх­но­сти, чем у мле­ко­пи­та­ю­щих?

3) Что об­ще­го у эрит­ро­ци­тов мле­ко­пи­та­ю­щих жи­вот­ных?







ПЛАН СРЕЗВОЙ РАБОТЫ ПО БИО­ЛО­ГИИ 2016 ГОДА


Работа со­сто­ит из 20 заданий: базового уров­ня сложности 15, по­вы­шен­но­го -4, высокого 1.

Заданий с крат­ким ответом — 17, с раз­вер­ну­тым ответом — 3.
Работа рас­счи­та­на на 40 минут.

Обозначение уров­ня сложности задания: Б — базовый, П — повышенный, В - высокий.

Проверяемые эле­мен­ты содержания и виды деятельности

Уровень слож­но­сти задания

Максимальный балл за вы­пол­не­ние задания

Примерное время вы­пол­не­ния задания (мин.)

Задание 1. Биология как наука. Методы биологического познания.

Б

1

1,5

Задание 2. Свойства живого. Уровни организации жизни.

Б

1

1,5

Задание 3. Воспроизведение организмов. Онтогенез.

Б

1

1,5

Задание 4. Наследственность. Закономерности наследования признаков.

Б

1

1,5

Задание 5. Изменчивость. Закономерности изменчивости.

Б

1

1,5

Задание 6. Экологические факторы и их действие на организм.

Б

1

1,5

Задание 7. Соблюдение правил здорового образа жизни.

Б

1

1,5

Задание 8. Вид. Популяционная структура вида.

Б

1

1,5

Задание 9. Современная эволюционная теория.

Б

1

1,5

Задание 10. Факторы эволюции.

Б

1

1,5

Задание 11. Результаты эволюции.

Б

1

1,5

Задание 12. Антропогенез.

Б

1

1,5

Задание 13. Особенности высшей нервной деятельности человека. 

Б

1

1,5

Задание 14. Уме­ние определять струк­ту­ру объекта, вы­де­лять значимые функ­ци­о­наль­ные связи и от­но­ше­ния между ча­стя­ми целого.

Б

1

1,5

Задание 15. Уме­ние оценивать пра­виль­ность биологических суждений.

Б

1

1,5

Задание 16. Уме­ние проводить мно­же­ствен­ный выбор.

П

2

3,0

Задание 17. Уме­ние устанавливать соответствие.

П

2

3,0

Задание 18. Умение определять последовательность биологических процессов, явлений, объектов.

П

2

3,0

Задание 19. Уме­ние включать в био­ло­ги­че­ский текст про­пу­щен­ные термины и по­ня­тия из числа предложенных.

П

2

3,5

Задание 20. Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме

В

3

5,0

ШКАЛА ПЕ­РЕ­ВО­ДА ОТМЕТОК


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 - 12

13 - 18

19 - 23

24 - 26


Ответы.

Вариант №


№ задания

1

2

3

4

1

2

2

2

1

2

3

2

1

2

3

1

3

4

2

4

4

1

3

1

5

2

3

3

3

6

1

3

4

4

7

4

4

3

2

8

3

2

2

1

9

2

3

4

3

10

3

4

3

2

11

3

1

2

1

12

4

2

1

3

13

1

3

4

4

14

2

1

1

2

15

3

2

4

1

16

126

136

234

345

17

121122

221112

211212

112122

18

31425

2431

21435

1342

19

4561

6531

2361

5247


20 (1 в). Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) II или III.

2) Воз­мож­ные ва­ри­ан­ты:

Уча­щий­ся дол­жен на­звать че­ты­ре любые ва­ри­ан­та из числа

воз­мож­ных.

  1. IV (четвёртой)


20(2в). По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1) I или III.

2) Воз­мож­ные ва­ри­ан­ты:

Уча­щий­ся дол­жен на­звать че­ты­ре любые ва­ри­ан­та из числа

воз­мож­ных.

3) I (пер­вой)


20 (3в). По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1. На­трий, калий, кис­ло­род.

2. Хлор.

3. Ни­ка­кие из ука­зан­ных.


20 (4в). По­яс­не­ние.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1. У че­ло­ве­ка.

2. У ля­гу­шек в эрит­ро­ци­тах есть ядра.

3. Эрит­ро­ци­ты мле­ко­пи­та­ю­щих безъ­ядер­ные.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Контрольно-измерительные материалы для подготовки к ОГЭ по биологии

Автор: Максимова Валентина Николаевна

Дата: 12.10.2016

Номер свидетельства: 348629


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства