Фонд оценочных средств по предмету "Биология".Позволяет оценить знания, умения и освоенные компетенции по предмету "Биология", по отдельным темам предмета.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Фонд оценочных средств (ФОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины (МДК) ОУДп 13Биология
ФОС включают контрольно-оценочные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.
ФОС разработаны на основании:
- программы подготовки специалистов среднего звена по специальности (или программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии)
19.02.10 Технология продукции общественного питания
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
рабочей программы учебной дисциплины (ПМ) Биология.
Область применения фонда оценочных средств
Комплект ФОС может быть использован в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки)
1.2 Результаты освоения учебной дисциплины (МДК), подлежащие проверке
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Наименование темы
Наименование
контрольно-оценочного средства
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
З1сформировать представления о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
З2. овладение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции;
З3.уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
З4. овладение основными методами научного познания, используемыми при
биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием,
измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
З5. сформировать собственную позицию по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим
проблемам и путям;
З6 осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
З7. повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений;
З8. знание выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;
З9.знание сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками
У2 способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных
технологий;
У3.способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой
природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов; У4.способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
У5.умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий;
У6. умения определять живые объекты в природе;
У7. умения проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания
и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
У8. способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
У9.способность к самостоятельному проведению исследований, постановке
естественно - научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
У10. способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии
Биология как наука.
Методы научного познания
Клетка
Тема: « Организм»
Тема: «Вид»
Тема: Экосистемы.
Составление таблицы,
Вопросы для устного (письменного) опроса по теме, разделу
Сообщение на тему:
Работа с учебником.
Вопросы для устного опроса по теме.
Тест по теме.
Реферат по теме «Вирусы- как неклеточная форма»
Сообщение по теме: «Профилактика СПИДа»
Лабораторная работа№1 «Наблюдение клеток растений и животных»
Составление таблицы
Практическая работа№1 «Определение структуры белка по заданной молекуле ДНК»
Практическая работа №2 «Строение растительной, животной и бактериальной клеток»
Вопросы для устного опроса по теме.
Составление таблицы «Сравнение бесполого и полового размножение»
Лабораторная работа № 2 «Выявление признаков сходства зародышей позвоночных»
Практическая работа №3 Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
Практическая работа №4 « Решение задач по генетике пола»
Реферат по теме: « Генетика наука о наследственности и изменчивости»
Реферат по теме: «Генетика и медицина»
Реферат по теме: «Наследственные болезни».
Подготовка презентаций по теме: «Лечение и предупреждений наследственных болезней человека»
Вопросы для устного опроса по теме.
Составление таблицы «Вид. Критерии вида.»
Лабораторная работа № 3 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Практическая работа №6 « Анализ и оценка влияния человека на биологическое разнообразие»
Презентация по теме: «Гипотезы происхождения жизни на Земле»
Реферат по теме: «Гипотезы происхождения жизни на Земле»
Реферат по теме: «Гипотезы происхождения человека»
Работа с учебником.
Сообщение по теме : « Расы человека»
Вопросы для устного опроса по теме.
Составление таблицы
Презентация по теме: «Экосистемы»
Реферат по теме: «Биосфера – глобальная экосистема»
Работа с учебником.
Сообщение по теме
Вопросы для устного (письменного) дифференцированного зачета по дисциплине Биология
Тест по дисциплине,
Тест по разделу «Клетка»
Контрольная работа по теме: «Организм».
Тест по теме.
Итоговая контрольная работа.
Дифференцированный зачет.
2. Комплект оценочных средств для промежуточной аттестации
Перечень вопросов для дифференцированного зачета по дисциплине
а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма; г) не знаю.
Спинной и головной мозг закладываются в процессе эмбриогенеза из:
а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.
Пищеварительныё железы и лёгкие закладываются в процессе эмбриогенеза из:
а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.
16. Что такое генотип: а) совокупность внешних признаков; б) совокупность внутренних признаков; в) совокупность внешних и внутренних признаков г) совокупность генов, полученных от родителей.
17. Какие гены называются аллельными генами: а) парные гены, определяющие соответствующий признак организма; б) непарные гены, определяющие два признака организма; в) разное количество генов одного организма; г) гены, определяющие разные признаки организма.
Задачи:
У томатов ген нормального роста доминирует над геном карликовости, а красный цвет плодов доминирует над жёлтым. Скрестили две гетерозиготные особи по обоим признакам. Какое следует ожидать первое поколение по фенотипу?
Ген, отвечающий у человека за нормальное восприятие цвета, доминирует над геном дальтонизма. Дочь дальтоника выходит замуж за сына дальтоника, причём оба нормально различают цвета. Какова вероятность появления у них ребёнка – дальтоника?
а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма; г) не знаю.
Средний зародышевый листок называется:
а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма; г) не знаю.
Хрящевой и костный скелет закладываются в процессе эмбриогенеза из:
а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.
16. Ученый - основатель гибридологического метода генетического анализа: а) Т.Морган; б) С.Четвериков; в) Г.Мендель; г) Де Фриз.
17. Что такое фенотип: а) совокупность внешних признаков; б) совокупность внутренних признаков; в) совокупность внешних и внутренних признаков г) совокупность генов, полученных от родителей.
Задачи:
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым цветом, а праворукость над леворукостью. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие дети будут в этой семье, если отец гетерозиготен по двум признакам?
У кукурузы ген коричневой окраски семян доминирует над геном белой окраски. При скрещивании особи с белыми семенами и особи с коричневыми семенами получили особей только с коричневыми семенами. Какой был генотип у родительской особи с коричневыми семенами (докажите).
13. Где в клетке протекает процесс транскрипции? Строение ядра.
14.Перечисли виды РНК.
15. Назови растительные полисахариды.
16. По принципу комплементарности, соединяются между собой какие нуклеотиды?
17. Какие существуют типы деления клеток?
18.Чем отличается амитоз от других типов деления клеток и для каких организмов он характерен?
19. Что такое жизненный цикл клетки? Дайте определение митотичес- кого цикла клетки. 20. Что такое митоз? В чем его биологический смысл?
21. Какие процессы происходят в ядре в интерфазе?
22. Изложите основные положения клеточной теории.
Тема: Организм.
1. Назовите различия между бесполым и половым размножением.
2. Почему знания о различных формах размножения организмов имеют ное практическое значение? Как эти знания использует человек? 57
3. Какие формы бесполого размножения широко применяются в сельском хозяйстве?
4. В чем выгода практического использования партеногенеза?
5. Почему при половом размножении появляются организмы с наиболее разнообразными признаками?
6. Дайте определение мейоза, диплоидного набора хромосом, гаплоидного набора хромосом.
7. Какое значение имеет независимое расхождение гомологичных хромосом в первом делении мейоза?
8. В чем заключается биологическое значение мейоза?
9. Каковы различия в строении женских и мужских половых клеток?
10. В чем преимущество внутреннего оплодотворения по сравнению с наружным?
11. Что представляет собой редукционное деление?
12. Как развиваются сперматозоиды и яйцеклетки?
13. Что значит «двойное оплодотворение» у растений?
14. Какое значение имеет эндосперм у цветковых растений?
15. В чем биологическое значение оплодотворения?
16. Какие стадии проходит организм в своем развитии?
17. Чем отличаются следующие стадии эмбрионального развития: бластула, гаструла, нейрула?
18. В чем принципиальное сходство начальных этапов эмбрионального развития всех живых организмов?
19. Какие органы называются гомологичными?
20. Какое развитие организма называется постэмбриональным?
21. Чем отличаются прямое постэмбриональное развитие от непрямого?
22. В чем биологическое значение непрямого развития?
23. Какой вред развивающемуся организму наносят курение, употребление алкоголя, никотина и наркотиков.
Тема: «Основы генетики»
1. Что изучает генетика? Когда генетика сформировалась как наука?
2. Что такое моногибридное скрещивание?
3. С каким растением проводил опыты Г. Мендель? Что вы можете сказать о Менделе как об экспериментаторе?
4. Какой закон вывел Г. Мендель на основе моногибридного скрещивания?
6. Что такое генотип и фенотип? Существует ли между ними связь?
7. Сформулируйте второй и третий законы Менделя.
8. В чем заключается основное отличие дигибридного скрещивания от моногибридного? 9. Каковы цитологические основы правила чистоты гамет?
10. Какие принципы положены в основу при составлении генетической карты хромосомы?
11. Где на практике используют генетические карты хромосомы? Что это дает?
12. Как называются хромосомы, не отвечающие за определение пола организма?
13. Как обозначают наборы половых хромосом самца и самки?
14. Какие методы изучения наследственности человека известны?
15. В чем заключается сущность генеалогического метода?
16. Могут ли музыкальные, математические и другие способности передаваться по наследству? Ответ мотивируйте.
17. В каких случаях появляются разнояйцевые и однояйцевые близнецы? В чем сущность близнецового метода?
18. С помощью какого метода исследуют патологии человека, связанные с нарушением обмена веществ?
19. Что такое хромосомные болезни? Чем они обусловлены?
20. Что вызывает болезнь Дауна? 22. Какие причины вызывают диабет?
21. Покажите значение практики медико-генетического консультирования.
22. Почему нежелательны браки между близкими родственниками?
23. Влияет ли химическое загрязнение окружающей среды на генетическое здоровье населения?
24. Что такое ген? За что он отвечает?
Тема: Вид.
1. Какие формы изменчивости различал Ч.Дарвин?
2. Какие виды наследственной изменчивости выделяют в настоящее время?
3. Какую роль отводил мутациям X. Де Фриз в возникновении новых видов?
4. Назовите основные формы мутационной изменчивости. Приведите примеры глубоких мутационных изменений среди растений и животных.
5. Допускает ли современная синтетическая теория эволюции возможность внезапного видообразования?
6. В результате чего может возникать полиплоидия? С каким видом мутаций связано кратное увеличение числа хромосом? 7. Что такое комбинативная изменчивость? Каковы источники комбинативной изменчивости?
8. Сформулируйте закон гомологических рядов и покажите его обще биологическое значение.
9. Что такое модификационная изменчивость и каковы ее причины?
10. Затрагивает ли модификационная изменчивость генотип организма? Какова роль модификационной изменчивости в эволюционном процессе?
11. Что такое норма реакции?
12. Приведите пример вариационного ряда по какому-нибудь признаку. Начертите вариационную кривую.
Тема : Основы селекции.
1. Что изучает селекция? Что такое порода, сорт, штамм?
2. Когда начался процесс одомашнивания растений и животных?
3. Приведите примеры основных домашних животных. Какие живот ные были их дикими предками?
4. Одомашнивание каких видов животных продолжается в настоящее время?
5. Какие растения называют культурными?
6. Приведите примеры лекарственных растений.
7. Перечислите названия центров происхождения культурных расте ний, выделенных Н.И.Вавиловым.
8. Из какого центра произошло наибольшее число видов культурных растений?
10. Какие культурные растения были одомашнены раньше всего?
11. Какие методы используются в селекционной работе?
14. Покажите роль искусственного отбора в возникновении пород домашних животных и сортов культурных растений.
15. В чем основное отличие искусственного отбора от естественного?
16. В каких случаях человек применяет массовый отбор, а в каких — индивидуальный?
22. Приведите примеры полиплоидных культурных растений. 25. Расскажите о вкладе И.В.Мичурина в селекцию плодово-ягодных культур.
26. С какой целью И. В. Мичурин скрещивал между собой географичес ки удаленные формы плодово-ягодных культур?
27. В каких случаях селекционеры используют метод ментора?
28. Почему гибриды, полученные методом отдаленной гибридизации, размножают вегетативным путем?
29. Оцените вклад отечественных ученых в селекцию зерновых куль тур.
Тема: Происхождение жизни на Земле.
Происхождение человека.
1. В чем заключается суть идеи о самозарождении жизни?
2. Каким образом Л. Пастер доказал несостоятельность теории самозарождения организмов?
3. Охарактеризуйте главную идею теории химической эволюции А. И. Опарина.
4. Дайте краткую характеристику основных этапов возникновения жизни на Земле по теории Дж. Бернала.
5. Что доказывает происхождение человека от животных?
6. Назовите хордовые черты, характерные для животных, у человека.
7. Перечислите признаки, которые позволяют относить человека к под типу позвоночные. 8. Чем доказывается место человека в классе млекопитающих?
9. Докажите принадлежность человека к приматам.
10. Почему рудименты и атавизмы доказывают происхождение человека от животных?
11. В чем принципиальные различия между человеком и человекообразными обезьянами? 12.. Основные этапы эволюции человека.
Критерии оценки устного ответа:
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Комплект заданий для контрольной работы
Контрольная работа по биологии
Вариант 1
Часть 1
К каждому заданию А1-А15 даны 4 варианта ответа, из которых только одинправильный.
А1. Кто из ученых считал движущей силой эволюции стремление к совершенству и утверждал наследование благоприобретенных признаков?
А2. Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно существует в определенной части ареала относительно обособленно от других совокупностей того же вида, называется:
1) Вид 2) Популяция 3) Сорт 4) Колония
А3. К какому критерию вида относят особенности внешнего и внутреннего строения полевой мыши?
А12. К какой группе доказательств эволюции органического мира относится сходство зародышей пресмыкающихся и птиц? 1) Сравнительно-анатомическим 2) Эмбриологическим
3) Палеонтологическим 4) Биогеографическим
А13. Укажите правильную схему классификации животных:
1) Вид род семейство отряд класс тип
2) Вид род семейство порядок класс тип
3) Вид род семейство порядок класс отдел
4) Вид род отряд семейство класс тип
А14. Какие органы возникают в результате конвергенции?
5) Упрощение организации и переход к сидячему образу жизни
6) Увеличение численности видов
В2. Какие особенности иллюстрируют стабилизирующую форму естественного отбора?
1) Действует в изменяющихся условиях среды
2) Действует в постоянных условиях среды
3)Сохраняет норму реакции признака
4) Изменяет среднее значение признака либо в сторону уменьшения его значения, либо в сторону увеличения
5) Контролирует функционирующие органы
6) Приводит к смене нормы реакции
В3. Установите соответствие между гибелью растений и формой борьбы за существование.
Причина гибели растений
Форма борьбы за существование
А) растения одного вида вытесняют друг друга
Б) растения гибнут от вирусов, грибов, бактерий
В) семена погибают от сильных заморозков и засухи
Г) растения погибают от недостатка влаги при прорастании
Д) люди, машины вытаптывают молодые растения
Е) плодами растений питаются птицы и млекопитающие
1) межвидовая
2) внутривидовая
3) борьба с неблагоприятными условиями
В4. Установите соответствие между признаком животного и направлением эволюции, которому он соответствует
Признак животного
Направление эволюции
А) редукция органов зрения у крота
Б) наличие присосок у печеночного сосальщика
В) возникновение теплокровности
Г) возникновение 4-х камерного сердца
Д) утрата нервной и пищеварительной системы у свиного цепня
Е) уплощенное тело камбалы
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
3) общая дегенерация
С1. Какой тип естественного отбора представлен на рис
Критерии оценки самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов
Групповые творческие задания (проекты):
1Биологически активные вещества. Витамины. 2Биологически активные добавки. 3Биологическое оружие и биотерроризм. 4.Биология в профессиях 5.Биология развития как функция времени.. 6.Биолюминесценция 7.Бионика. Технический взгляд на живую природу. 8.Биоритмы вокруг нас. Биоритмы — внутренние часы человека 9.Биофизика человека 10.Близнецы — чудо жизни 11.Близнецы. Похожи или нет?. 12 .Вегетарианство: "за" и "против". 13. Влияние живой и мертвой воды на живые организмы. 14. Вода – самое удивительное вещество на Земле. 15. Вода — источник жизни 16.Вода — основа жизни на Земле. 17. Возникновение жизни на Земле. 18.Дары растительного мира и красота 19.Живая и мёртвая вода – миф или реальность. 20.Живые «чудовища» - многообразие глубоководных живых организмов. 21Зеленое покрывало Земли 22Изучение влияния музыкальных звуков на человека и животных. 23.Изучение наследования признаков по родословной. 24. Исследование влияния отдельных факторов на ход технологического процесса приготовления дрожжевого теста и на качество изделий из него. 25.Исследование влияния шума и музыки на память и внимание человека. 26.Красная книга — сигнал тревоги. 27.Лесной календарь 28Природные катастрофы. 29 Современные методы селекции 30. Ферменты – эликсиры жизни 31.Ферменты — биологические катализаторы. 32.Функции белков в организме.
Индивидуальные творческие задания (проекты):
1. Вечнозеленый знахарь: алоэ. 2.Зеленая аптека против кашля. 3.Зеленая лаборатория 4.Зеленые лекари. 5.Изучение комнатных растений, обладающих лечебными свойствами. 6.Имбирь: что за чудо-растение? 7.Использование лекарственных растений нашего края. 8.Крапива. Что я знаю о ней? 9.Лекарственные растения моего сада. 10Лекарственные растения нашего края. 11.Лечебные свойства шиповника. 12Подорожник — лекарь всех времен. 13.Природная аптека. Что мы о ней знаем? 14.Ромашка — цветок полевой. 15Целебные свойства зеленого чая.
Критерии оценки выступления докладчика по защите проекта:
обоснованность структуры доклада;
вычленение главного;
полнота раскрытия выбранной тематики исследования при защите;
использование наглядно-иллюстративного материала;
компетентность, эрудированность докладчика (выступающего) и умение его быстро ориентироваться в своей работе при ответах на вопросы. Задаваемые комиссией (членами жюри или экспертной комиссией);
уровень представления доклада по проекту (умение пользоваться при изложении доклада и ответах на вопросы материалами, полученными в ходе исследования), четкость и ясность при ответах на все возникающие в ходе доклада вопросы по проекту, что является неотъемлемым показателем самостоятельности выполнения работы по выбранной теме.
Общие требования к оформлению проекта по биологии:
При оформлении работы следует соблюдать определенный стандарт, это позволит во многом, ограничить включение в работу лишних материалов второстепенного ранга, которые помешают вычленить главное, основное или засоряющих работу.
Для защиты проект может быть представлен как в печатном варианте, так и в рукописном, оформленном на белых плотных листах бумаги формата А-4. Все подписи должны быть четкими и выполненными, желательно печатным шрифтом, а также достаточно крупными и хорошо читаемыми.
Критерии оценки проекта:
Оценка 5
-Содержание проекта соответствует теме;
- Тема раскрыта полностью;
- Оформление проекта соответствует принятым стандартам;
- При работе над проектом автор использовал современную литературу;
- В проекте отражена практическая работа автора по данной теме;
- В сообщении автор не допускает ошибок, не допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию преподавателя;
- Сообщение логично, последовательно, грамотно;
- На дополнительные вопросы дает правильные ответы.
Оценка 4
- Содержание проекта соответствует теме;
- Тема раскрыта полностью;
- Оформление проекта соответствует принятым стандартам;
- При работе над проектом автор использовал современную литературу;
- В проекте отражена практическая работа автора по данной теме;
- В сообщении автор допускает одну ошибку или два-три недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью преподавателя.
Оценка 3
- Содержание проекта не полностью соответствует теме;
- Тема раскрыта недостаточно полно;
- В оформлении проекта допускаются ошибки
Комплект разноуровневых задач (заданий)
1 Задачи репродуктивного уровня
Задание №1
Задача: Найдите возможные варианты гамет для организмов со следующими генотипами: АА, Вв, Сс,ДД.
Задание №2
Задача: Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.
Задание №3
Задача: Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Задание №4
Задача: Полидактия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками и при этом являются гетерозиготами по обоим признакам?
Задание №5
Задача: У дрозофилы серая окраска тела и наличие щетинок – доминантные признаки, которые наследуются независимо, Какое потомство следует ожидать от скрещивания желтой самки без щетинок с гетерозиготным по обоим признакам самцом?
Задание №6
Задача: Некоторые формы катаракты и глухонемоты у человека передаются как рецессивные признаки.
2 Задачи реконструктивного уровня
Задание №7 Задача: тыкву, имеющую желтые плоды дисковидной формы, скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плоды. Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов. Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?
3 Задачи творческого уровня
1.“Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверушку…”
Пушкин “Сказка о царе Салтане”
Какое явление иллюстрирует этот отрывок, каковы его возможные причины и последствия с точки зрения теории эволюции?
2.“На щук был подан в суд донос, что мол от них житья в пруду не стало”.
Крылов “Щука”
Какой закономерностью можно объяснить вызванное щуками недовольство?
3“Лев пестрых невзлюбил овец…
…и видя пеструю овцу, он каждый раз
На то ему Медведь:
“Ты прикажи овец волкам пасти.
Не знаю, как-то мне сдается,
Что род их сам собой переведется”.
Крылов “Пестрые овцы”.
Какое эволюционное явление иллюстрирует басня?
4.“Павлина видит он и видит соловья,
И говорит купцу: Не ошибаюсь я,
Вот мной желанная прелестная певица!
Нарядной бывши столь, нельзя ей худо петь;
“Купец, мой друг! Скажи, что стоит эта птица?”
Купец ему в ответ:
“От птицы сей, сударь, хороших песней нет;
Возьмите соловья, седяща близ павлина,
Когда вам надобно хорошего певца”.
Крылов “Павлин и соловей”
О каких биологических явлениях упоминает автор?
5.“Наступили сумерки. Старый лось стоял, понурив голову, и смотрел на свое стадо - самок, которых он любил, лосят, которым был отцом, самцов, которых подчинил себе. Смотрел, как они торопливо уходили в угасающем свете дня. Он не мог уйти с ними, потому что перед его носом плясало безжалостное клыкастое чудовище и не давало ему идти. В нем было весу полутонны, он прожил долгую, суровую жизнь, полную борьбы и лишений, и вот его ожидала смерть от зубов какого-то существа, которое едва доходило ему до массивных узловатых колен!”
Джек Лондон. “Зов предков”
Какое эволюционное явление описал Д. Лондон, в чем его значение?
Критерии оценки:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Задания для выполнения
расчетно-графической работы, практической работы, лабораторной работы
№ ЛР (ПЗ)
Наименование темы лабораторной работы (практической работы)
Примечание
ПР№1
Практическая работа№1 «Определение структуры белка по заданной молекуле ДНК»
МУ по выполнению практических работ по дисциплине «***
ПР№2
Практическая работа №2 «Строение растительной, животной и бактериальной клеток»
ПР№3
Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание
ПР№4
Генетика пола
Пр№5
Составление генеалогических древ
ПР№6
Анализ и оценка влияния человека на биологическое разнообразие
Тема. Определение структуры белка по заданной молекуле ДНК
Цель: научиться решать задачи по молекулярной биологии
Оборудование: таблица генетического кода
Ход работы
Вариант № 1
1..Фрагмент одной из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:
…А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-А-Т-А-Ц-Г-А-Г- Г- Т-Ц-Г…
Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?
2. Пользуясь таблицей генетического кода, напишите структуру участка белковой молекулы, соответствующего участку ДНК:
ААЦГГТАТАЦГГГАЦ
3. Используя таблицу генетического кода, постройте участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: -валин-фенилаланин- лейцин- серин- валин- изолейцин- фенилаланин-; определите массу и длину полученного участка ДНК.
4.Белок состоит из 245 аминокислот. Определить длину гена, кодирующего данный полипептид.
4.В молекуле ДНК обнаружено 880 гуаниновых нуклеотидов, которые составляют 22% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: 1) Сколько других нуклеотидов содержится в этой молекуле? 2) какова дина ДНК, если длина одного нуклеотида о,34нм?
Вариант № 2
1..Фрагмент одной из цепочек молекулы ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов:
… А-Ц-Г-А-Г- Г- Т-Ц-Г-А-Г-Т-А-Ц-Ц-Г-А-Т …
Какую последовательность нуклеотидов имеет вторая цепочка той же молекулы?
2. Пользуясь таблицей генетического кода, напишите структуру участка белковой молекулы, соответствующего участку ДНК:
ЦГГГАЦААЦГГТАТА
3. Используя таблицу генетического кода, постройте участок молекулы ДНК, в котором закодирована информация о следующей последовательности аминокислот в белке: -лизин-аргин-- лейцин- серин- валин- изолейцин- фенилаланин-; определите массу и длину полученного участка ДНК.
4. Молекулярная масса белка 18000. Определите длину информативной части гена, который кодирует этот белок.
4.В молекуле ДНК обнаружено 1250 тиминовых нуклеотидов, которые составляют 20% от общего количества нуклеотидов этой ДНК. Определите: 1) Сколько других нуклеотидов содержится в этой молекуле? 2) какова дина ДНК, если длина одного нуклеотида о,34нм?
Решить задачи. Результаты записать в тетрадь
Практическая работа №2
Тема: «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
Цель: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стаканы с водой, стеклянные палочки, лук репчатый, разведенные дрожжи, культура сенной палочки, микропрепараты клеток многоклеточных животных.
Ход работы
1. Приготовьте микропрепараты кожицы лука, дрожжевых грибов, бактерии сенной палочки. Под микроскопом рассмотрите их, а также готовый микропрепарат клеток многоклеточного организма.
2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на таблицах. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.
3. Сравните между собой эти клетки. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов? Попытайтесь объяснить, как шла эволюция бактерий, животных, растений, грибов.
Практическая работа №3
Тема: Решение задач на моно- и дигибридное скрещивание
Ход работы:
1. Вспомнить основные законы наследования признаков.
2. Коллективный разбор задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
3. Самостоятельное решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание, подробно описывая ход решения и сформулировать полный ответ.
4. Коллективное обсуждение решения задач между студентами и преподавателем.
5. Сделать вывод.
Задачи на моногибридное скрещивание
Задача № 1. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Задача № 2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Задача № 3. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.
Задача № 5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обусловливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать — голубые. Какое
Задача № 6. У крупного рогатого скота ген, обусловливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Задача № 7. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Практическая работа №4
Тема : «Генетика пола»
Цель работы: закрепить умения решать задачи по генетики пола.
Вариант 1
1.Ген цветовой слепоты (дальтонизм) расположен в Х-хромосоме. Определите
вероятность рождения детей с дальтонизмом в семье, где жена имеет нормальное зрение, но ее отец страдал цветовой слепотой. В семье мужа дальтонизма нет.
2.У мальчика О (I) группа крови, у его сестры АВ (IV). Определите группу крови и генотип их родителей.
3. Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать - голубые глаза. От этого брака родился голубоглазый ребенок. Каковы генотипы всех упомянутых лиц? Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?
4.Голубоглазый правша, отец которого был левшой, женился на кареглазой левше из семейства, все члены которого в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какого потомства и с какой вероятностью в отношении этих двух признаков следует ожидать от этого брака?
Вариант 2
1. У человека цветовая слепота обусловлена рецессивным геном (в), а нормальное цветовое зрение - его доминантным аллелем (В). Ген цветовой слепоты расположен в Х-хромосоме. Y-хромосома не имеет соответствующего локуса и не содержит гена, контролирующего цветовое зрение:
а) Женщина, страдающая дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Каким будет восприятие цвета у сыновей и дочерей этих родителей?
б) От брака родителей с нормальным зрением родился ребенок, страдающий дальтонизмом. Определите генотипы родителей.
в) Женщина с нормальным зрением, отец которой страдал дальтонизмом, вышла замуж за мужчину с нормальным зрением. Установите вероятность рождения ребенка с цветовой слепотой.
2. Женщина, гетерозиготная по А(П) группе крови, вышла замуж за мужчину с AB(IV) группой крови. Какие группы крови будут иметь их дети?
3.В семье, где родители хорошо слышали и имели один гладкие волосы, а другой вьющиеся, родился глухой ребенок с гладкими волосами. Их второй ребенок хорошо слышал и имел вьющиеся волосы. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с вьющимися волосами в семье, если известно, что ген вьющихся волос доминирует над гладкими, глухота - признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
4. Полидактилия (шестипалость) и близорукость передаются как доминантные аутосомные признаки. Какова вероятность рождения детей без аномалий в семье, если оба родителя страдают обоими недостатками, но являются гетерозиготными по обоим признакам?
Решить задачи. Результаты записать в тетрадь.
Практическая работа №5.
Тема: «Составление генеалогических древ»
Лабораторная работа № 1
Тема: Наблюдение клеток растений и животных
Ход работы:
1.Рассмотрите изображения клеток различных организмов. Зарисуйте в тетради, обозначив основные части клетки и органоиды.
Рис. 1. Бактериальная клетка
Рис. 2. Растительная клетка
Рис 3. Животная клетка
2.Заполните таблицу, отметив знаками « +» или « - « наличие органоидов в клетках растений, животных и бактерий.
Клетки Ядро Плотная клеточная стенка Рибосомы Митохондрии Пластиды
растительная
животная
бактериальная
3.Сделайте выводы по работе:
-какие части клетки есть у всех живых организмов;
-чем отличается по строению клетка бактерий от клеток растений и животных;
- чем отличаются друг от друга клетки растений и животных.
Лабораторная работа №2
Тема: «Выявление признаков сходства зародышей позвоночных животных и человека»
Цель: выявить и объяснить признаки сходства строения и развития зародышей позвоночных животных и человека.
Оборудование :учебник «Общая биология»
Ход работы
:
Рис.4. Последовательные стадии зародышевого развития рыбы (А), цыпленка (Б), свиньи (В), человека (Г).
Задание 1.Рассмотрите рис.4. Выпишите признаки внешнего и внутреннего сходства зародыша человека и других позвоночных, используя рисунок и текст учебника.
Задание 2
Ответьте на вопросы:
1.О чем говорит сходство зародышей у различных позвоночных животных?
2.Приведите формулировку биогенетического закона. Кто его сформулировал?
3.Что изучает наука эмбриология? Кто считается ее основателем?
4.Какие факторы могут повлиять на развитие зародыша?
Задание 3
Результаты запишите в тетрадь. Сделайте вывод.
Лабораторная работа №3
Описание особей одного вида по морфологическому критерию.
Цель: используя морфологический критерий, определить названия видов растений, относящихся к одному семейству.
Оборудование: гербарные или живые образцы растений одного вида.
Ход работы:
Рассмотрите предложенные образцы. Определите при помощи учебника ботаники, к какому семейству они относятся. Какие черты строения позволяют отнести их к одному семейству?
Пользуясь карточкой-определителем, определите названия видов растений, предложенных для работы.
Заполните таблицу: Название семейства и общие признаки семейства
№ растения Признаки вида Название вида
Первое растение
Второе растение
Сделайте вывод о достоинстве и недостатках морфологического критерия в определении вида.
! ! Обратите внимание на критерии оценки лабораторной работы – наблюдения; и составления сравнительной таблицы!
Дайте определение терминам – эволюция, вид.
Перечислите основные критерии вида и дайте им краткую характеристику.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
Темы эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
1.Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
2.Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.
3.Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.
4.Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.
5.Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.
6.Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.
7.Биологическое значение митоза и мейоза.
8.Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.
9.Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.
10.Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.
11.Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.
12.Драматические страницы в истории развития генетики.
13.Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
14.Современные представления о зарождении жизни.
15.Различные гипотезы происхождения.
16.Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.
17.Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
18.Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
19.Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.
Критерии оценки реферата:
Оценка 5
-Содержание реферата соответствует теме;
- Тема раскрыта полностью;
- Оформление реферата соответствует принятым стандартам;
- При работе над рефератом автор использовал современную литературу;
- В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;
- В сообщении автор не допускает ошибок, не допускает оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию преподавателя;
- Сообщение логично, последовательно, грамотно;
- На дополнительные вопросы дает правильные ответы.
Оценка 4
- Содержание реферата соответствует теме;
- Тема раскрыта полностью;
- Оформление реферата соответствует принятым стандартам;
- При работе над рефератом автор использовал современную литературу;
- В реферате отражена практическая работа автора по данной теме;
- В сообщении автор допускает одну ошибку или два-три недочета, допускает неполноту ответа, которые исправляет только с помощью преподавателя.
Оценка 3
- Содержание реферата не полностью соответствует теме;