Просмотр содержимого документа
«Электронный образовательный ресурс по географии "Тесты в режиме ОГЭ "Население мира"»
Из опыта работы учителя географии МБОУ «Масловопристанская средняя общеобразовательная школа Шебекинского района Белгородской области» Черкашиной Л.М.
Урок географии
10 класс
Тема: Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика.
Эпиграф – «… главное в мире – человек и человечество в целом, и потому следует концентрировать все внимание на данные о людях»
(Концепция ООН)
Цели урока:
I. Обучающие
1. Организовать деятельность учащихся для изучения и усвоения темы «Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика».
2. Помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала.
II.Развивающие
1. Создать содержательные и организационные условия и развития у школьников умений анализировать статистические материалы, научно-популярные статьи.
2. Способствовать формированию умений выделять проблемы, предлагать пути их решения.
III.Воспитательная
1. Содействовать развитию у подростков монологической и диалогической речи, навыков коммунальной, коллективной творческой деятельности.
Оборудование:
Политическая карта мира, атласы по географии X класс, учебник В.П. Максаковский «Экологическая и социальная география мира» X класс, проектор и компьютер, таблицы статистических материалов, выдержки статьи «население земного шара в конце XX начале XXI в., автор С.Н. Раковский, доктор географических наук, профессор Московского педагогического государственного университета.
Ход урока.
I.Организационный момент.
1. Позитивный настрой учащихся на творческую учебную деятельность.
II.Мотивация учебной деятельности:
а) вступительное слово учителя.
Ребята, нам с вами выпала большая удача – жить на рубеже веков и перейти в XXI в. Это время справедливо называют «веком» антропогенного переворота в жизни человечества. Это действительно так, ведь в это время человек превратился в главную производительную силу общества. Научно-технический прогресс и научно-техническая революция, глобализация всех мировых процессов и событий – всё это творение рук человеческих. В то же время само человечество и всё, происходящее с ним, становится объектом пристального внимания.
Не случайно, когда в начале 1991 года у президента академии наук КНР Чжоу Гуанчжа спросили, какова главная проблема Китая, он мгновенно ответил: «Люди». Почему он так ответил?
III.Изучение нового материала.
1. Итак, тема сегодняшнего урока (записать на доске тему и эпиграф урока) «Население мира: численность, воспроизводство. Демографическая политика». Эпиграфом послужит – «… главное в мире – человек и человечество в целом, и потому следует концентрировать все внимание на данные о людях»
(Концепция ООН)
Основными целями урока является – выявить основные проблемы населения планеты, причины их порождающие и возможные пути решений. (проекцию слайда 1 на доску).
2. Постоянна ли численность населения земли? Проанализируйте график изменения численности населения во времени – рис. 10, стр. 856. (Слайд 2, проекция на экран графика Динамики численности населения.) Какой вывод мы можем сделать?
Что влияет на изменение численности населения (предполагаемый ответ: войны, стихийные бедствия, эпидемии, смертность, рождаемость). В какой период времени очень быстро росла численность населения на Земле. Отсюда появилось понятие «Демографический взрыв» - резкое увеличение прироста на Земле, особенно во второй половине XX в. Основные показатели, по которым определяют изменение численности населения – это смертность и рождаемость. Этот показатель называют естественным приростом или воспроизводством населения.
ЕП=Рождаемость-смертность
ЕП
абсолютный
число родившихся-
число умерших
относительный
число родившихся-
число умерших на каждую 1000
человек ‰
Изменение какой составной части привело человечество к демографическому взрыву? Предполагаемый ответ: смертность сократилась в результате медицинских достижений и уменьшения количества глобальных войн.
Учитель: Можно ли данную ситуацию назвать проблемой? (Предполагаемый ответ: да).
Учитель: Ещё в начале XIX века английский священник-экономист Томас Роберт Мальтус в своей работе «Опыт о законе народонаселения» говорил, что население мира растёт в геометрической прогрессии, а рост производства лишь в арифметической прогрессии. Отсюда вывод: людям неизбежно грозит голод, мрак и болезни.
3. Прошло 200 лет после мрачной теории Мальтуса. Что же происходит на Земле с человечеством?
4. Чтобы ответить на этот вопрос Вы вспомните следующие задания.
Проанализируйте таблицу №1 «Демографические показатели отдельных стран и регионов. Европа. Африка. Азия. Россия» и выполните предложенные задания.
Учащиеся выполняют задание в составе групп.
Учитель: Какой можно сделать вывод о типах воспроизводства населения. К какой категории отнесём Россию?
Предполагаемый ответ учеников:
Воспроизводство населения
I тип – демографический кризис
Развитие страны
II тип – демографический
взрыв
Развитие страны
Россия
депопуляция населения
5. Учитель: Какие же проблемы возникают в данной демографической ситуации?
Задание 2 для каждой группы. Сделайте анализ фрагментов статьи «Население мира в конце XX начале XXI века» С.Н. Ракова, доктора географических наук, профессора МГПУ.
« Население мира в конце XX начале XXI века».
Выполните предложенные задания: Какие проблемы порождает несбалансированный естественный прирост:
а) в развитых странах;
б) в развивающихся странах.
Предполагаемый результат работы: учащиеся должны выделить проблемы, которые возникают вследствие несбалансированного естественного прироста населения.
Проблемы несбалансированного прироста населения.
Развитые страны
1. смертность превышает рождаемость;
2. старение нации;
3. дефицит трудовых ресурсов;
4. высокий процент иммиграции;
5. полная замена коренного этноса;
6. межнациональные конфликты
Развивающиеся страны
1. рождаемость значительно выше смертности;
2. преобладание молодых возрастов;
3. рост неграмотности;
4. недоступность медицинского обслуживания;
5.недостаток продовольствия;
6. распространение СПИДа.
6. Возникшие проблемы являются очень актуальными. Их относят к категории глобальных проблем.
Как же решать эти проблемы?
Задание 3 для каждой группы.
Провести анализ статей, выполнить предложенные к ним задания. Сделать вывод (вставить текст заданий).
Предполагаемый ответ учеников:
Демографическая политика – это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении.
Демографическая политика
I тип – демографический кризис
поощрение рождаемости
II тип – демографический взрыв
сдерживание рождаемости
7. Учитель: Во всех ли странах демографическая политика даёт желаемый результат?
Предполагаемый ответ учеников: Нет.
Не даёт желаемых результатов демографическая политика в арабско-мусульманских странах, странах Африки, странах Европы, в России.
Учитель: Нет желаемых результатов демографической политики в странах «золотого миллиарда» - развитых странах и в России, которая в 2008 году пережила так называемый «Беби-бум», нет положительного прироста. Естественная убыль за 10 месяцев текущего года составила 120 тыс. человек (на 27 тыс. меньше к уровню прошлого года).
Как это объясняют демографы.
Западный демограф Ф. Ноутстойн в своей теории демографического перехода говорил, что уровень рождаемости и смертности в целом обусловлен не биологическими, а социальными условиями, что перенаселённость – это следствие нищеты.
Почему?
Я оставляю для вас этот вопрос открытым.
IV . Подведём итог. Что же нас ждёт.
2050 год: прогнозируемая численность населения стран мира
1. 2050 год – каждый пятый житель Земли - африканец.
2. За 50 лет доля европейцев сократится в 2 раза.
3. Азия – гигант, замедляющий темпы прироста населения.
4. Америка – умеренный рост населения крупнейших стран.
5. население России сократится на 24 млн. человек.
V. Рефлексия.
Неутешительные цифры для России. Что же ждёт нас в будущем? Детский смех или безмолвие? Решать вам – подрастающему поколению. Заканчивается 2008 год – год семьи. Закончите рисунок: Я и моя семья в будущем.
VI. Домашнее задание:
I уровень – тема 3 §1 п. 1-5
II уровень – тема 3 §1 п. 7
Почему показатели ЕП обусловлены не биологическими, а социальными условиями. Что такое ИЧР?
VII.Список использованной литературы:
1. В.П. Максаковский
Географическая карта мира. Часть 1.
Ярославль, Верхневолжское издательство, 1996г.
2. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров
«Глобальная география»
М., издательство Дрофа, 2008г.
3. И.В. Липсиц
Экономика, часть 2
Издательство Вита, Москва-2002г.
4. С.Н. Раковский
Население мира в конце XX начале XXI века,
журнал «География в школе» 8/2002г.,2/2002г., 2/2003г., 3/2002г.
5. Б.С. Хорев
«Депопуляционный взрыв в России»,
«Журнал География в школе» 1/2002г.
6. Е.Н. Колосов
«2050 год: прогнозируемая численность населения страны мира»
журнал «География в школе» 8/2002г.
7. С.Н. Раковский, доктор географических наук, профессор МГПУ