kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занимательная экология (задания на функциональную грамотность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доступные задания в разделе "Занимательная экология" станут образным источником знаний об окружающем мире, о многообразии животных и растений о ценности экосистем.Данные задания позволят углубить теоретические знания  у обучающихся в области экологических связей в живой природе.

Просмотр содержимого документа
«Занимательная экология (задания на функциональную грамотность)»

Занимательная экология

(задания на функциональную грамотность)



1.На островах часто встречаются животные и растения нигде кроме данного острова не обитающие. Как может возникнуть такая ситуация? Приведите примеры. (Особи на суше могут скрещиваться с близкими видами, будет происходить смешение генофондов и межвидовые различия будут стираться, «континентальные» гибриды будут отличаться от «островных» особей. Примеры - виды, обитающие а Австралии и Новой Зеландии: ехидна; некоторые сумчатые млекопитающие).

 2.Сильное цветение воды наблюдаемое в прудах и озерах часто сопровождается замором рыбы. Как вы объясняете это явление? ( «Цветение» воды — это образование в ней большого количества водорослей.

Возможные причины гибели рыб: водоросли фотосинтезируют и, помимо выделения кислорода, образуют органические вещества — O2 выделяется в атмосферу, а органика остается в воде — рыбам элементарно не хватает кислорода, они задыхаются; если поверхность водоема сильно, густо «зацвела», то придонные слои остаются совсем без кислорода и начинают идти процессы бескислородного окисления  — будут образовываться вещества, опасные для жизни рыб — сероводород H2S и аммиак  NH3; сами водоросли могут быть ядовиты для рыб)

 3.Почему происходят массовые миграции животных? ( Миграции бывают двух видов: регулярные (сезонные) — связаны с питанием или размножением животных; нерегулярные (случайные).

Причинами случайных миграций могут быть вспышки численности вида (таким образом животные снижают внутривидовую конкуренцию) или природные катаклизмы (пожары, разлив реки, извержение вулкана и т.д.)

4.Какие связи существуют между грибами и насекомыми? ( Грибы могут служить питанием для некоторых видов насекомых; комменсализм

Комменсализм – это такая форма взаимоотношений между двумя видами, когда деятельность одного из них доставляет пищу или убежище другому (комменсалу). Иными словами, комменсализм – одностороннее использование одного вида другим без принесения ему вреда.

Яркий пример — грибы и насекомые могут использовать растения (древесину) — грибы разрыхляют древесину дерева гифами, а личинки насекомых могут поселиться в таком дереве. Насекомые могут переносить споры грибов на довольно далекие расстояния, способствуя их распространению).

5.Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят? 

(Насекомые — опылители помогают половому размножению цветковых (покрытосеменных) растений; животные, питаясь плодами,  способствуют распространению семян; продукты жизнедеятельности животных служат удобрением для почвы, в которой живут растения (органическое питание) 

6.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, что бы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктон, нехищные рыбы, хищные рыбы, дельфин. (Правило экологической пирамиды: с уровня на уровень переходит всего лишь 10%  энергии.

1. Данный дельфин весит 300 кг. Его питание — хищные рыбы (это консумент 3-го порядка). Т.е. его 300 кг веса — это 10% от  массы рыбы. Значит, масса хищных рыб должна быть 3000 кг.

2. Хищные рыбы питаются нехищными. Это консументы 2-го порядка. Масса нехищных рыб должна быть в 10 раз больше массы хищных (правило 10%), т.е. 30 тонн (30 000 кг).

3. Пищей нехищным рыбам служит фитопланктон  — это уже организм —продуцент! И его должно быть в 10 раз больше, т.е. 300 тонн (300 000 кг)

Получается, чтобы в море вырос дельфин массой 300 кг, нужно 300 000 кг планктона — в 1000 раз больше, чем вес дельфина!

7. У некоторых древесных растений молодые листья весной имеют красновато-фиолетовую окраску. Какое значение имеет такая окраска для растений в это время? ( Листья красноватой окраски лучше поглощают тепловые лучи Солнца и поэтому меньше страдают от весенних заморозков).

8.Родина сирени – Персия. В Карелии сирень хорошо растет, но осенью, когда другие деревья и кустарники сбрасывает листву, сирень продолжает стоять зеленая, с листьями. Почему сирень не сбрасывает листья одновременно с другими растениями? ( В Персии климат гораздо теплее, чем в Карелии и средней полосе России, поэтому там сирень долго не сбрасывает листья. Это качество передается по наследству. По этой причине даже не севере России сирень долго стоит с листьями).

9. На моховых болотах можно встретить хищное растение – росянку. Пищей росянки служат мелкие насекомые. При этом выделяется пищеварительный сок, и насекомое «переваривается», питательные вещества всасываются растением. Объясните, с чем связан такой способ питания? (Почва моховых болот очень бедна перегноем, поэтому растения получают мало органических веществ, в том числе содержащих азот. Соединения азота нужны для образования белков в организме. Росянка, «переваривая» животные белки, преодолевает, таким образом, белковый голод. Это своеобразное приспособление к условиям среды обитания).

10.Под пологом березы поселился еловый подрост. Какова судьба будущего леса? (Ель хорошо растет под пологом светолюбивой березы. Но в силу того, что ель долговечнее и выше березы, она (ель), в конце концов, перегонит березу по высоте и затенит ее. Таким образом, произойдет смена пород, и на месте березового леса вырастет еловый. Это может быть примером межвидовой борьбы «за место под Солнцем»).

11. В лесу в 2-3 раза меньше микробов, чем на лесосеке или большой поляне. Чем ближе к кронам деревьев, тем меньше микробов (в кедровом лесу, например, в одном куб. метре приземного слоя воздуха найдено 1 400 бактерий и спор плесневых грибов, а на высоте 1, 5 метра – всего 700). Как объяснить этот факт? (Ближе к кроне больше фитонцидов, выделяемых листьями и хвоей. Они губительно действуют на микроорганизмы. Отсюда вывод, чем больше деревьев с хорошо развитой кроной, тем чище и безопасней воздух).

12. На полянах и прогалинах ольшаников развивается хороший травостой. «Где ольха – там и трава» - гласит народная мудрость. Объясните это явление. (На корнях ольхи поселяются клубеньковые бактерии, способные фиксировать азот воздуха. С ольхой клубеньковые бактерии находятся в симбиотических отношениях. Почва около ольхи обогащена солями азота, что и способствует росту не только самой ольхи, но и густой трявяной растительности).

13.  Наименее устойчивы против газов и пыли сосна и ель; лиственница и лиственные породы – более устойчивы. С чем это может быть связано? ( Разная устойчивость к газам и пыли связана с продолжительностью жизни хвои и листьев).

14. Многоярусный смешанный лес с богатым подлеском (кустарниками) оказывает благоприятное воздействие на водный режим, в то время как однородный хвойный лес – скорее неблагоприятное. Почему? (В хвойном лесу корни развиваются в одних горизонтах. Опадающая хвоя покрывает всю поверхность почвы, такой лес плохо аккумулирует влагу, сравнительно велик поверхностный сток).

15. Отдельные экземпляры ели используются в производстве музыкальных инструментов: они имеют равнослойную древесину. В каких условиях могут вырасти такие ели? (Равнослойные годичные кольца образуются у ели только в очень густом еловом лесу).

16. Растения болот (клюква, багульник, пушица и другие) живут в условиях большой влажности, но, тем не менее, имеют ряд признаков растений засушливых мест обитания (например, мелкие, кожистые листья). Как можно объяснить такие особенности строения листьев растений болот? (Вода в болотах холодная, поэтому всасывание ее корнями затруднено. Следовательно, растение постоянно испытывает водное «голодание». (Подобное происходит со всеми растениями осенью, даже в условиях частых дождей). Листья для сокращения испарения у болотных растений мелкие, часто покрыты восковым налетом).

17. Для стимулирования роста дуба в высоту совместно с ним выращивают другие породы (подгон) или же в качестве подгона используют сами дубки, но часто посаженные. Какая особенность дуба учитывается при этом? Какое значение для человека имеет такой прием? (Дуб – светолюбив, он не выносит затенения сверху. При боковом же затенении боковые сучья отмирают, и дуб усиленно растет вверх. Формируется древесина высокого качества (без сучков).

18. В районах страны, где работают цементные заводы, в радиусе 30-ти километров плохо развиваются, а порой и гибнут растения, особенно в отсутствие дождей. Как можно объяснить причину гибели растений? (Цементный завод – сильнейший источник пыли. В результате оседания пыли на листья у растений затрудняются процессы дыхания и фотосинтеза – основных физиологических процессов, происходящих в зеленых растениях).

19. После сильного дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? (Дождевые черви дышат кислородом воздуха, проникающим между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и дыхание червей затрудняется).

20. Перед тем как выращивать сосновые деревья на бедных почвах и для быстрого восстановления хвойных лесов, английские ученые выращивают вместе с деревьями специальные грибы. Так же поступают и в Австралии при выращивании эвкалиптов. Какое это имеет значение? (Эти грибы опутывают корни деревьев своей разветвленной грибницей и помогают им усваивать питательные вещества из почвы, получая от дерева взамен органические вещества. Вот такой симбиоз).

21. Некоторые виды форелей живут в водоемах со слабо проточной водой, но метать икру уходят в быстро текущие реки. Можно ли разводить этих рыб в прудовом хозяйстве? Если да, то как? Если нет, то почему? (Можно при условии искусственного разведения. В быстро текущих реках в воде больше кислорода, поэтому при развитии икры необходимо создать такие условия (обеспечить аэрацию воды).

22. «Каждая птица – это, по сути дела, настоящий летающий зоопарк», - пишет английский ученый Шипли. Поясните мысль ученого. (На птицах паразитируют различные насекомые и животные: блохи, клещи, пухоеды, кожееды, паразитические черви и другие).

23. Опытные рыболовы летом пытаются ловить рыбу, такую как голавль, форель, хариус, у подветренного берега. Почему? (Ветер сдувает с кустов насекомых, которыми эти рыбы питаются).

24. Знаменитые французские исследователи Жак Ив Кусто и Филипп Кусто пишут: «когда вдоль кипящих жизнью кораллов скользит грозный силуэт акулы, это не вызывает паники среди рыб, они просто освобождают дорогу «господину» и внимательно следят за ним. Также ведут себя зебры и антилопы в африканской саванне на виду у льва. Можно подумать, что рыбы и зебры прошли одну школу, брали уроки жизни у одного учителя». Так ли это? (Да, это именно так. Этот учитель – Природа, которая наделила столь несхожие между собой существа единством жизненных проявлений. По поведению хищника животные улавливают степень опасности).

25. Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему? ( Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды и звук хорошо передается по толще воды, и легко улавливается рыбами).





26.Экологическая сказка.

На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили.

Однажды мальчик Миша забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Миши был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Миша был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда.

В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал …

Обсуждение сказки:

  1. Можно ли Мишу назвать «добрым» мальчиком?

  2. Почему лось заплакал?

27. Экологическая викторина.

Наша река Тобол является очень важным водным объектом для Костанайской области. И сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы о нашей реке:

1. Какие экологические проблемы реки Тобол можете решить вы сами, без помощи взрослых?

2. Какая деятельность человека вредит нашей реке?

3. Какие рыбы обитали в водах нашей реки, но исчезли или стали редкими в результате деятельности человека?

4. Какие животные являются индикатором чистоты воды?

5. Что является индикатором загрязнения вод?

6. Какой вылов рыбы разрешается в нашей речке?

7. Какой вылов рыбы наносит ей непоправимый урон?

8. В какое время запрещён вылов рыбы?





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занимательная экология (задания на функциональную грамотность)

Автор: Диконтий Марина Дмитриевна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394999

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Занимательная экология (задания на функциональную грамотность) для обучающихся 8 класса"
    ["seo_title"] => string(80) "zanimatiel_naia_ekologhiia_zadaniia_na_funktsional_nuiu_ghramotnost_dlia_obuchai"
    ["file_id"] => string(6) "395007"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1487868189"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства