kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Задания по международной программе PISA по биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

данные Задания по международной программе PISA по биологии составлены для 15 летних подростков тестовые задания в исследовании PISA 2015 не будут ограничены рамками школьных естественных наук. В центре внимания оценки естественно научной грамотности PISA 2015 задания будут ситуации связанные с самими учащимися с семьей и группой сверстников

Просмотр содержимого документа
«ПИЗА»

Задание №1 Орган Зрения

Через зрительный анализатор человек получает 90 % информации из окружающего мира .Окружающие нас предметы и явления , наше собственное тело мы воспринимаем прежде всего с помощью зрения .В познании внешнего мира для человека зрение играет первостепенную роль. Умение видеть прекрасное в окружающей природе , в произведениях скульптуры , архитектуры , живописи , в балете , в кино позволяет нам орган зрения .

1А Употребление витаминов способствует сохранению и нормальному функционированию организма .Какие из перечисленных витаминов способствует улучшению зрения и в каких продуктах он содержится .

А Витамин В,Д – рыбий жир , морковь, печень рыбы , яйцо

В Витамин А ,С –морковь , лимон . капуста , лук ,чеснок .

С) Витамин С,Д - рыбий жир , морковь, печень рыбы , лимон . капуста , лук ,чеснок .

D) Витамин А- морковь. Рыбий жир , чеснок , шиповник ,сливочное масло.

1Б Для сохранения нормального зрения необходимо выполнять гигиенические требования : не читайте лежа , в транспорте , смотрите телепередачи более 2 часов в сутки и на расстоянии 2.5 – 3 м от экрана .Если не соблюдать все эти требования , то увеличится ли риск развития заболевания глаз Обведите «ДА» или «НЕТ»- -Конъюнктивит «ДА» «НЕТ»

- Близорукость «ДА» «НЕТ»

-Дальнозоркость «ДА» «НЕТ»

В фоторецепторах сетчатки происходит преобразование света в нервные импульсы . которые по зрительному нерву передаются в головной мозг . При падении человек сильно ударился головой . в области затылка .

Вопрос № 1 Будет ли человек видеть , если нарушена работа второй части зрительного анализатора .Почему ? .А если нарушена затылочная доля коры мозга ?

Вопрос 2 Какие оптические явления и физиологические процессы обеспечивают нормальное зрение ?

Вопрос № 3 Почему у начинающего водителя . который постоянно следит за показаниями приборов и дорожной обстановкой , быстро устают глаза ?

-Глаза позволяют нам учиться, читать, рассматривать таблицы , карты, работа с компьютером .

Вопрос :Назовите вид трудовой деятельности человека и укажите какую роль в ней играет зрение?

Задание № 2 Дыхание

При выполнении физических упражнений Андрей и Миша обратили внимание на учащение дыхания .Они спорят о том , почему во время вдоха воздух входит в легкие .

Правильно ли они думают . Обведите «ДА» или «НЕТ»

1)Атмосферный воздух «самотеком» входит в легкие , силой раздувает их и расширяет грудную клетку ДА/НЕТ

2) Воздух входит потому . что легкие в грудной полости расширяются и втягивают атмосферный воздух внутрь , а сжимаясь , легкие с силой выталкивают воздух .ДА/НЕТ

3) Человек сознательно , по своему желанию вдыхает воздух ДА/НЕТ .

- Дышать необходимо через нос , равномерно . делать спокойные глубокие вдохи и выдохи . Занятие физическим трудом развивают грудную клетку .Правильное дыхание , развитая грудная клетка обеспечивает наиболее полный обмен газов в легких.

Проанализируйте данные таблицы

Зависимость легочной вентиляции от мышечной активности .

Состояние организма

Объем легочной

вентиляции в мин.

Поглощение О2 в мин

Выделение СО2 в мин.

В состоянии покоя

4-5л\мин

250см3

250см3

При систематических физических упражнениях

90-150л/мин

5000см3

5000см3

Вопрос № 1 Влияет ли мышечная активность на легочную активность

Вопрос № 2 Почему усиливается газообмен

Вопрос № 3 Как влияет мышечная активность на здоровье .

- Пользуясь прилагаемой схемой на рисунке № 1 , объясните на основании газовых законов :

Схема строения грудной поло­сти:

1стенка грудной полости;

2 - при­стеночная плевра; 3 - легочная плевра: 4 - диафрагма; 5 – трахея

Вопрос №1 Какое значение имеет герметичность стенок грудной полости в механизме вдоха?

Вопрос № 2 Что произойдет в организме , если например , при ранении нарушается герметичность грудной полости и воздух попадет между двумя плеврами .



- в проведенном учеными эксперименте участники выполняли ряд физических упражнений .Выяснилось , что при увеличении физических нагрузок происходило увеличение вентиляции легких .


Вопрос №1 Какие виды физической нагрузки способствуют развитию мышц , участвующих в дыхательных движениях .

Вопрос № 2 Почему происходит влияние мышечной активности на ЖЕЛ?



Задание № 3 Кровь

В организме человека кровь связывает каждый орган , каждую клетку тела между собой .Кровь разносит питательные вещества , которые получила из пищи в органах пищеварения .От легких доставляет к клеткам кислород , а углекислый газ , вредные отработанные вещества несет к тем органам , которые их обезвреживают или выводят из организма . Она поддерживает постоянную температуру тела и защищает организм от вредных микробов.

- Решите задачу :

Как изменится общая масса , общий объем и общая поверхность 1дм3 пластилина , если его разрубить на одинаковые кубики по 1мм3?

А) Масса и объем не изменятся , а общая поверхность увеличится в 100 раз.

В) Масса увеличится .а объем останется неизменным , общая поверхность уменьшится в 10 раз

С) Масса и объем не изменятся , общая поверхность уменьшится в 10 раз

D) Масса увеличится .а объем останется неизменным , а общая поверхность увеличится в 100 раз.

Прочитайте текст Сердце – удивительный и надежный мотор , насос , который работает в течении всей жизни ( до 100-150 лет), без остановки и «ремонта» .

Вопрос№1 В чем причина такой неутомимости работоспособности сердца и его мышц.

Вопрос № 2Сколько литров крови перекачивает сердце человека за 1 час и за 1сутки , если оно сокращается в среднем 70 раз в мин , выбрасывая при каждом сокращении из двух желудочков 150см3 крови?

- Представьте ритмичную работу сердца 80-летнего человека (которая представлена на схеме )и , исходя из продолжительности фаз сердечного цикла , определите , сколько лет из 80 у него

1Отдыхали мышцы желудков сердца 2Отдыхали мышцы предсердий 3 были закрыты створчатые клапаны 4 Были закрыты полулунные клапаны.

- Прочтите факты :

1. При жаре и волнении кожа краснеет , на холоде и при испуге – бледнеет.

Вопрос: Почему?

2. В известном опыте итальянского ученого Моссо человека кладут на горизонтальную платформу очень чувствительных весов и уравновешиванию их . Стоит испытуемому несколько раз пошевелить пальцами ног , как стрелка прибора покажет , что сторона платформы , где лежат ноги опустилась. А при решении им сложной математической задачи опустится другой конец платформы как на рисунке .


Вопрос : Как и в зависимости от чего изменяется снабжение кровью ?


















































Задание № 4Размножение

Прочтите текст

Жизнь на Земле существует и продолжается по времени благодаря уникальному свойству всех живых организмов – к способности размножения или самовоспроизводству.


Размножение – это одно из важных свойств живой природы, воспроизведение себе подобных. Существование отдельно взятой системы огромно во времени. Поэтому поддержание жизни на протяжении сотен, тысяч, миллионов лет может быть связано только с самовоспроизведением. Каждая особь со временем перестает существовать, но жизнь вида, как правило, не прекращается.




А) деление яйцеклетки; б) эмбриональный период; В) плацентарный период








-Вам известно, что в каждой клетке человека по 46 хромосом. В яйце (оплодотворенной женской половой клетке) хромосом тоже 4.

Вопрос Почему в яйце содержится хромосом 46, а не 92, хотя яйцо образуется в результате слияния двух (женской и мужской) половых клеток?


- Представьте, что под влиянием алкоголя или по другим причинам произошла закупорка кровеносных сосудов в пупочном канатике.


Вопрос№1 Объясните, к чему это приведет.

Вопрос №2 Почему кровь матери и зародыша не смешивается, хотя матка, в которой развивается зародыш, является органом матери и снабжается кровью матери?

- Переходный возраст – это время . когда сама природа как бы говорит: « Так стал сильнее , выносливее , тебе многое по плечу» .Не упускайте это время , старайтесь все успеть , многому научиться . проявить себя творчески в разных сферах .

Вопрос Почему дети подросткового возраста быстрее устают от физической деятельности, хотя подростки кажутся и чувствуют себя взрослыми?









Задание № 5 ОДС

Для всех живых организмов характерно движение . Человек совершает различные движения. Он ходит , бегает прыгает , выполняет гимнастические упражнения , занимается спортом .Без движения невозможна трудовая деятельность. Движение тела происходит за счет сокращения мышц , которые прикреплены к костям .Мышцы и кости тела образуют ОДС. Она обеспечивает опору и движение нашего тела , защищает внутренние органы . При любом движении все наши органы опираются на кости.

Вопрос №1 Какие приспособления в строении сустава уменьшают трение костей в суставе при движении?

Вопрос №2 Каким образом достигается уменьшение трения в суставе?

Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя ее масса только 0,2 кг. Объясните: почему кость, несмотря на свою легкость, стол прочна, тверда и упруга?

Решите задачу : Футболист за 1,5 ч игры теряет 1 кг массы. Объясните, в результате , каких физиологических процессах в мышцах убавляется масса человека

При окисление и распаде 1 моль глюкозы (С6Н12О6 +6О2=6Н2О+6СО2) освобождается 28000кДж энергии

а) сколько всего граммов глюкозы и сколько литров О2 потребуется за 20 мин бега для мышц ног человека, если они за 1 мин расходуют 1,5 кДж;

б) сколько СО2выделится в результате полного окисления и распада 2,5 моль глюкозы в мышцах ног.



- Во время физических упражнений человек встал на цыпочки (кончики пальцев ног) и приподнялся на 10 см.

Вопрос:

а) какую работу производит при этом икроножная мышца (действующая сила).

б) что является при таком положении кости стопы и голени точкой опоры, плечом действующей силы (мышцы) и плечом силы сопротивления( пола).








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Задания по международной программе PISA по биологии

Автор: Касюкевич Ольга Александровна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191265

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства