kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вопросы и задания к учебнику Экология животных Тамбовской области.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале собраны вопросы и задания к учебнику "Экология животных Тамбовской области", которые можно использовать как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Это и вопросы, на которые необходимо найти ответы, и тестовые задания, а так же задания по заполнению схем, установления соответствия, исправления ошибок, допущенных в тексте.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вопросы и задания к учебнику Экология животных Тамбовской области. »

Вопросы по экологии животных



Вопросы по теме «Введение в экологию животных»



  1. Что изучает экология животных? (взаимоотношения животных с окружающей средой, всё разнообразие приспособлений животных к факторам среды обитания, которые обеспечивают им выживание, размножение и расселение).

  2. Дайте определение понятий: экология, популяция, сообщество, зооценоз. (Экология – это наука о среде обитания и её влиянии на организмы. Популяция – группа животных одного вида, населяющих определённую территорию. Сообщество – группа организмов, обитающих на определённой территории и тесно связанных друг с другом. Зооценоз – животное сообщество.)

  3. Какова роль животных в жизни растений? (животные оказывают большое влияние на растения поедая, вытаптывая, опыляя и распространяя их)

  4. Какова роль животных в почвообразовании? (Они разрыхляют почву, удобряют её.)

  5. Какую роль играют животные в хозяйственной деятельности человека? (Животные поставляют продукты питания, сырьё, используются в исследовательских и учебных целях)



Вопросы по теме «Среда обитания и условия существования животных»



  1. Что такое среда обитания организмов? (Это часть природы, которая окружает животный организм и воздействует на него)

  2. Заполните схему:

СРЕДА ОБИТАНИЯ









(Водная, наземно-воздушная, почвенная и живой организм)



  1. Распределите перечисленные факторы среды по трем категориям – абиотические, биотические и антропогенные: хищничество, вырубка лесов, влажность воздуха, температура воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренция, выброс углекислого газа заводом, соленость воды.
    ( абиотические факторы – влажность воздуха, температура воздуха, свет, давление воздуха, соленость воды; биотические факторы – паразитизм, конкуренция, хищничество; антропогенные факторы – вырубка лесов, строительство зданий, выброс углекислого газа заводом.)

4. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:

а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;
б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;
в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.

(Ответ: б.)

5. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.

1. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода, температура, углекислый газ, соленость воды, свет.
2. Для растений в пустыне летом: температура, свет, вода.
3. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура, пища, кислород, влажность воздуха, свет.
4. Для речной щуки в Черном море: температура, свет, пища, соленость воды, кислород.
5. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного покрова.

( 1 – свет; 2 – вода; 3 – пища; 4 – соленость воды; 5 – высота снежного покрова.)

6. Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:

а) наземно-воздушной;
б) подземной (почва);
в) водной;
г) в живых организмах.

( а – Плотность воздуха значительно меньше, чем воды или почвы. Быстрое передвижение внутри организмов-хозяев паразитам не нужно.)

  1. Назовите самое крупное животное, которое когда-либо существовало (и существует ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в других средах обитания возникнуть и существовать такие крупные животные не могут?
    (Синий кит. В водной среде выталкивающая (архимедова) сила позволяет значительно компенсировать силу тяготения.)

7 . В каких средах обитания животные имеют наиболее простое строение органа слуха (сравнивать необходимо близкородственные группы животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих средах животные плохо слышат?
(В почве и воде. Это связано с тем, что проводимость звука в этих плотных средах наилучшая. Факт простой организации органов слуха этих животных не доказывает того, что они плохо слышат. Лучшее распространение звуковой волны в плотной среде способно компенсировать низкую организацию органов слуха.)

Вопросы по теме «Пища и способы её добывания»



  1. Заполните схему «Классификация животных по объекту питания»









( фитофаги, зоофаги, полифаги, сапрофаги, копрофаги.)





  1. Дайте определение понятий: фитофаги (животные, питающиеся растениями), зоофаги (животные, питающиеся животной пищей), полифаги (всеядные животные), сапрофаги (животные, питающиеся мёртвыми остатками), копрофаги (животные, питающиеся экскрементами других животных).



  1. Из предложенного списка животных выберите:

А - животных-фитофагов (медведка, лось, шмель, суслик, сойка, жук-короед)

Б – животных-зоофагов (волк, сокол, лисица, гадюка)

Медведка, ворон, волк, сокол, лось, шмель, сойка, жук-мертвоед, бурый медведь, жук-навозник, лисица, суслик, гадюка, жук-короед.



  1. Закончите предложения:

Многим обитателям водной среды свойственно … питание. (пассивное)

Эндопаразиты живут …. (внутри хозяина)

На поверхности тела хозяина поселяются …. (эктопаразиты) Питание, требующее определённых усилий со стороны животного при поисках и добывании корма называют … (активным питанием)



  1. Перечислите формы активного питания, приведите 1-2 примера животных, для которых они характерны. (пастьба – лось, корова; собирательство – крот, дятел; подкарауливание – сом, лягушка; ловля – волк, коршун).



Вопросы по теме «Абиотические факторы в жизни животных»

  1. Из чего складывается водный обмен между животными и внешней средой? (поступление воды, расход воды, удержание воды в организме, удаление избытка воды)

  2. Какое значение имеет воздух в жизни животных? (Воздух необходим для дыхания животных, при котором органические вещества окисляются кислородом с освобождением энергии).

3. Чем отличаются теплокровные (гомойотермные) организмы от холоднокровных (пойкилотермных)?
( теплокровные организмы отличаются от холоднокровных тем, что имеют высокую (как правило, выше 340 С) и постоянную (колеблющуюся обычно в пределах одного-двух градусов) температуру тела.)

4. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:

а) окунь речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) гадюка обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) пчела медоносная;


(Ответ: в, е.)



5. В чем преимущество гомойотермии над пойкилотермией? В чем недостатки гомойотермии по сравнению с пойкилотермией?

( Постоянная внутренняя температура тела позволяет животным не зависеть от температуры окружающей среды; создает условия для протекания всех биохимических реакций в клетках; позволяет осуществлять биохимические реакции с высокой скоростью, что повышает активность организмов. Гомойотермные животные в сравнении с пойкилотермными имеют большие потребности в пище и воде.)

6. Найдите ошибки, допущенные в тексте:

Значительная часть наземных животных ведут дневной образ жизни. Среди них можно выделить стрекозу, прыткую ящерицу, ушастую сову, ласточку, белку, кабана и других животных. Среди ночных видов, обитающих на территории нашей области можно назвать чесночницу обыкновенную, воробья, сову болотную, неясыть обыкновенную. В сумерках активен ёж, летучие мыши, бабочка павлиний глаз и некоторые другие.



Вопросы по теме «Жилища животных»

  1. Для чего предназначено жилище животных? (Жилище животного предназначено для укрытия от врагов и непогоды, отдыха, выведения потомства).

  2. Из чего строят свои жилища рыжие лесные муравьи? (муравейники построены из сухих веточек, хвойных игл и другого лесного мусора).

  3. Что служит жилищем для большинства птиц? (гнёзда)

  4. Кто из млекопитающих строит гнезда, подобно птицам? (мышь-малютка, белка)

  5. Где селятся большинство грызунов, барсук, суслик? (в норах)

  6. Что такое логово? (жилище крупных зверей, устроенное на время рождения детёнышей и период их воспитания)

Вопросы по теме «Сухопутные животные Тамбовской области»

  1. Какие крупные звери встречаются в дубравах? (кабан, косуля, лось, волк, лисица, барсук, ласка, горностай)

  2. Закончите предложение:

Животные находят на сосне множество экологических ниш: ……….. объедают листву, ……… - основной корм глухаря осенью, весной и зимой; ………….. питаются корой; стволоеды и веткоеды - ………….; кольцеватели стволов питаются ………….. и ……………; ………… - корнями; …………… - семенами.

(листоеды, хвоя, короеды, древесиной, лубом, корой, корнееды, семяеды.)

  1. Назовите типичных листоедов дуба. (гусеницы дубового шелкопряда, дубовой листовёртки, взрослые майские жуки).

  2. Какой редкий вид бабочек, занесённых в Красную книгу СССР, встречается в сосновых борах нашей области? (аполлон).

  3. Какие животные лишние в данном списке и почему:

Суслик крапчатый, мышь полевая, лунь степной, обыкновенный хомяк, полёвка обыкновенная, хорёк светлый, куница лесная, сурок обыкновенный. (в данном списке перечислены степные грызуны. Лунь – это птица, куница – обитатель лесов.)



Вопросы по теме «Водные животные Тамбовской области»

  1. Распределите рыб по отрядам:

А – карпообразные ( горчак, плотва, сом, карась, голец)

Б – окунеобразные (окунь, судак, ёрш)

В – щукообразные (щука)

Щука, судак, горчак, плотва, ёрш, сом, окунь, карась, голец.

  1. Какое животное, занесённое в Красную книгу России, встречается на территории Тамбовской области? (выхухоль)

  2. Что обозначают следующие термины:

Нейстон (совокупность организмов, обитающих у поверхности воды), планктон (совокупность организмов, пассивно перемещающихся в толще воды), нектон (совокупность организмов, активно плавающих в воде), бентос (совокупность организмов, всю жизнь или большую её часть обитающих на дне водоёмов).

  1. Сколько видов костных рыб встречается в водоёмах области? (35 видов)

  2. Какой вид миног встречается в водоёмах области? (минога украинская).



Вопросы по теме «Животные – обитатели почв Тамбовской области»

  1. От чего зависит видовой состав живых организмов в почве? (от плодородия почвы)

  2. Где живут микрофауны? (в почвенных порах, заполненных водой).

  3. Каких животных объединяют под названием мезофауна? (дышащих воздухом животных с размерами тела от десятых долей до 2-3 мм)

  4. Как называют почвенных животных с размерами тела от 2 до нескольких десятков мм? (макрофауна)

  5. Позвоночных животных, обитающих в почве всю жизнь называют …. (мегафауна).

Вопросы по теме «Межвидовые отношения животных»

1. Соотнесите предлагаемые понятия и определения:

1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество (трофизм).

А. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
Б. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
В. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
Г. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Д. Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
Е. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
Ж. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
З. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.

(: 1 – В; 2 – Д; 3 – Е; 4 – А; 5 – Г; 6 – Б; 7 – Ж; 8 – З.)

  1. Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) большой пестрый дятел – ель; в) кишечная палочка – человек; г) рыба прилипала – акула; д) тля – рыжий муравей; е) наездник-трихограмма – яйца капустной белянки; ж) муха ктырь – комнатная муха; з) человек – кровососущий комар; и) грызун песчанка – саксаульная сойка; к) лось – белка; л) ель – гусеница сибирского шелкопряда; м) волк – ворон.

( хищничество – а, б, ж, л; мутуализм – а, б, в, д; комменсализм – г, и, м; паразитизм – в, е, з, л; нейтрализм – и, к, м. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)

  1. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотфиксирующие бактерии.
    ( пчела – липа; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина; клевер – клубеньковые азотфиксирующие бактерии.)

5. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз): цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
( цапля – лягушка; заяц-русак – ива; тля – смородина; амеба – водные бактерии; муравьиный лев – муравей; тигр – кабан; росянка – комар.)

6. Примером отношений типа «хищник – жертва» не могут служить пары организмов (выберите правильный ответ):

а) щука и карась;
б) лев и зебра;
в) пресноводная амеба и бактерия;
г) муравьиный лев и муравей;
д) шакал и гриф.

(Ответ: д.)

  1. Для каждой предложенной пары организмов подберите ресурс (из приведенных ниже), за который они могут конкурировать: ландыш – сосна, полевая мышь – обыкновенная полевка, волк – лисица, окунь – щука, канюк – сова-неясыть, барсук – лисица, рожь – василек синий, саксаул – верблюжья колючка, шмель – пчела.
    Ресурсы: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая плотва, ионы калия, мелкие грызуны.
    ( ландыш и сосна – ионы калия; полевая мышь и обыкновенная полевка – семена пшеницы; волк и лисица – зайцы; окунь и щука – мелкая плотва; канюк и неясыть – мелкие грызуны; барсук и лисица – нора; рожь и василек – свет; саксаул и верблюжья колючка – вода; шмель и пчела – нектар.)

Вопросы по теме «Охрана животных Тамбовской области»

1. В Красной книге Тамбовской области находится:

а) лесная куница;
б) обыкновенный еж;
в) соболь;
г) рысь;
д) заяц-русак.

(ответ: г)

2. В заповедниках запрещено:

а) исследовать животных;
б) собирать грибы;
в) коллекционировать насекомых для научных целей;
г) отлавливать животных для их кольцевания.

(ответ: б)

3. На какой из перечисленных охраняемых территорий полностью исключена хозяйственная деятельность:

а) заказник;
б) заповедник;
в) национальный парк;
г) санитарно-курортная зона.

4. Правильны ли утверждения (да или нет):

а) животные имеют только положительное значение для человека;
б) в природе не бывает вредных или полезных животных, каждый из них по-своему важен для природы;
в) человек повинен в гибели многих видов животных;
г) под влиянием человека многие виды изменили свои ареалы;
д) для сохранения редких и исчезающих видов организуют заповедники и заказники;
е) реакклиматизация вида – это его переселение в любой район, пригодный для жизни;
ж) закон об охоте запрещает охоту на редкие виды.

( «да» – б, в, г, д, ж; «нет» – а, е.)

5. Какой из перечисленных способов увеличения численности промысловых животных является наиболее эффективным и почему.

а) введение законов, ограничивающих промысел;
б) искусственное разведение;
в) улучшение условий местообитания и емкости среды.

(Ответ: в.)

6. Какие особо охраняемые территории есть в Тамбовской области?

(97 памятников природы и один государственный природный заповедник «Воронинский»)

7. Когда был создан Воронинский заповедник, расположенный на территории Тамбовской области? (12 августа 1994 года)










































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вопросы и задания к учебнику Экология животных Тамбовской области.

Автор: Дюбко Ольга Альбертовна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130619


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства