kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды внеурочной деятельности по биологии. Веб-квест.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучение с помощью метода Web-квестов направлено на повышение интереса к изучаемой теме, усиление учебной мотивации. Использование Web-квестов делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием технологий Web-квест преподаватель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний и их эффективного контроля.

Просмотр содержимого документа
«Виды внеурочной деятельности по биологии. Веб-квест.»

Марданова Вера Ивановна, учитель биологии

МБОУ «Промышленновская СОШ №2»

Структура Web-квеста. Требования к элементам.

  1. Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.

  2. Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).

  3. Список информационных ресурсов (в электронном виде- на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Web-сайтов по теме) необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.

  4. Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).

  5. Описание критериев и параметров оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в Web-квесте.

  6. Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" Web-страниц и др.).

  7. Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над Web-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.

     Согласно представлениям Т. Марча, хороший Web-квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные точки зрения на проблему; обоснованное использование интернет-источников. Лучшие Web-квесты демонстрируют связь с реальной жизнью, их можно применять в разных дисциплинах или областях.

Этапы создания Web-квеста

  1. Определение цели и задач

  2. Рождение "Идеи", продумывание структуры.

  3. Определение критериев и параметров оценки.

  4. Выбор формы реализации

  5. Создание Web-продукта

  6. Реализация

В этом списке новым этапом является создание Web-продукта учителем, на стадии подготовки, что требует определенных знаний и умений.

     Сделать сайт самому не так сложно, как кажется на первый взгляд. В настоящее время много возможностей сделать сайт всего за несколько минут, не имея ни малейшего понятия о программировании.

Для начала необходимо определиться со способом создания сайта. Для неподготовленного человека (знание html, PHP, Java и т.д.) я вижу два варианта:

1. Конструкторы сайтов - это программа, в которой делаются сайты. Процесс создания сайта в конструкторе не потребует глубоких знаний языка html, а может и вообще не потребует. Вы создаете сайт на своем компьютере, а потом размещаете в Интернете (CMS Joomla, Wordpress).

2. Системы для создания сайтов - тот же конструктор, но on-line. Вы создаете сайт сразу в сети Интернет (Google  сайт, Яндекс  Народ, Ucoz).

Они предоставляют готовые шаблоны сайтов в которые пользователю достаточно загрузить свои данные (контент): фотографии, статьи, ссылки и т.д. 

     Мне больше понравились сайты в пространстве, предоставляемом компанией Google, так как на них не отображается реклама без разрешения, они просты в управлении и защищены от спама. 

    Рекомендуется, чтобы электронные страницы отвечали следующим требованиям: содержали действительно полезную информацию; имели качественный дизайн; предполагали удобную навигацию; были привлекательными и запоминающимися.

Этапы работы над Web - квестом

  • Начальный этап (командный)

Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы или, наоборот, «попробовать себя» в непривычной амплуа. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.

  • Ролевой этап

Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над Web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.

Задачи:

1) поиск информации по конкретной теме;
2) разработка структуры сайта , презентации или другого вида отчета;
3) создание материалов для сайта, презентации или другого отчета по проделанной работе;
4) доработка материалов для сайта, презентации или другого отчета.

  • Заключительный этап

Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования или представленные на суд одноклассников данные.

   По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.

Реальное размещение итогов работы в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

Визитная карточка Web-квеста

  1. Предмет

  2. Возрастная категория учащихся

  3. Центральное задание

  4. Количество ролей

  5. Название ролей

  6. Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли)

  7. Список Интернет-источников (запишите хотя бы 2 Интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет-ресурсу)

  8. Критерии оценки Web-квеста

  9. Предполагаемый результат

Глава 2. Использование педагогической технологии Web-квест в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла на примере биологии.

      Специфика преподавания биологии обусловлена тем, что биология изучает конкретные объекты (растения, животные, бактерии, человек), сложные явления живой природы (фотосинтез, дыхание, питание, размножение и др.), уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Эта особенность  проявляется в обеспечении наглядности, доступности учебного материала, осуществлении практических и лабораторных занятий. Для такого изучения биологии требуется специальная материальная база (кабинет биологии, живой утолок, пришкольный опытный участок, фермы, поля, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты), что не всегда возможно обеспечить в условиях города. Перечисленные трудности могут быть скорректированы за счет разработки специфичного учебно-методического обеспечения учебного процесса и внедрения новых педагогических технологий.

Использование педагогической технологии Web-квест требует от обучающихся  высокого уровня владения навыками работы с ресурсами Интернета.

     В ходе выполнения Web-квеста ученики работают в индивидуальном темпе, возвращаясь к материалу, который вызывает затруднения. Реализация такого подхода к обучению обогащает возможности преподавателя, позволяя ему индивидуализировать учебный процесс. Индивидуализация здесь, прежде всего, связана с учетом предварительной подготовки обучаемых (уровня их знаний и умений), с дифференцированием по психологическим особенностям (темпераменту, характеру протекания мыслительных процессов, обучаемости, скорости работы с учебным материалом.

     Следует отметить, что обучение с помощью метода Web-квестов направлено на повышение интереса к изучаемой теме, усиление учебной мотивации. Использование Web-квестов делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием технологий Web-квест преподаватель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний и их эффективного контроля.

     В современном обучении повышение дидактической эффективности образовательной системы и качества образования заключается в научно обоснованной интеграции современных информационно-педагогических и традиционных технологий обучения и контроля, а также в создании условий для реализации творческого потенциала обучаемых.

Важнейшей частью создания Web-квеста является отбор Интернет-ресурсов. Все большее число российских педагогов используют информацию в Интернете и считают ее напрямую связанной с образовательным потенциалом. В статье П.В.Сысоева «Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов» отмечается, что разработка авторских учебных Интернет-ресурсов вызывает особую сложность, т.к. учителя сами должны осуществлять оценку и отбор материалов для учебных целей.

Для составления дидактически адекватных Web-квестов преподаватель должен провести грамотный и квалифицированный отбор Интернет-ресурсов.

      Проведенная в настоящем исследовании теоретическая и опытно- экспериментальная работа позволила реализовать выдвинутые задачи.

     В работе представлен концептуальный анализ проблемы дидактической возможности применения Web-квест технологии как средства развития компетенций  у школьников.

     В работе показана перспективность применения Web-квест технологии для построения образовательного процесса с использованием проективных, активных и конструктивных методов обучения.

      В теоретической части работы на основе систематизации научных исследований была раскрыта структура педагогической технологии Web-квест. Данные составляющие были определены в качестве критериев для построения практических разработок, используемых на уроках.

В процессе опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена в практику школьных уроков Web-квест технология как информационно-дидактическое средство обучения предметам естественнонаучного цикла на примере биологии школьников общеобразовательной школы. Таким образом, на базе Web-квеста и Интернет-коммуникаций в экспериментальном режиме был создан целостный дидактический конструкт, включающий уникальную форму обучения, содержание, методы обучения и контроля, и дающий возможность дистанционно управлять самостоятельной учебной деятельностью школьников в подготовленной и дидактически структурированной Интернет-среде, что обеспечивало необходимый процесс погружения учеников в предметную среду с одновременным освоением методов поисково-конструктивной работы в ней.

     По итогам анализа и обобщения, полученных в ходе работы результатов была обоснована и экспериментально подтверждена совокупность дидактических возможностей и условий применения Web-квест технологии в преподавании биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла.

В частности было показано, что дидактические возможности технологии Web-квестов заключаются в создании привлекательного и интенсивного учебного информационно-коммуникативного пространства. Посредством Web-квестов в этом пространстве удается развернуть виртуальный (распределенный) учебный процесс путем объединения участников одного web-проекта в единую микросоциальную учебную сеть. Таким образом, с помощью Web-квест технологии решается одна из серьезнейших проблем:

- необходимость интенсификации подготовки и дефицит нормативно отпущенного учебного времени;

В исследовании выявлен ряд важных педагогических условий применения Web-квест технологии:

- во-первых, для повышения мотивации обучения необходимо предоставлять как можно большую свободу творчества школьников в  рамках выполнения информационного проекта;

- во-вторых, необходимо насыщать Web-квест интересным, разнообразным, актуальным, значимым материалом используя средства виртуальной наглядности;

- в-третьих, необходимо опираться на поисково-исследовательские, игровые, интерактивные, командные формы и методы работы школьников над Web-проектом для обеспечения режима постоянного межличностного взаимодействия учеников.

 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Виды внеурочной деятельности по биологии. Веб-квест.

Автор: Марданова Вера Ивановна

Дата: 18.12.2016

Номер свидетельства: 370920

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства