Виды внеурочной деятельности по биологии. Веб-квест.
Виды внеурочной деятельности по биологии. Веб-квест.
обучение с помощью метода Web-квестов направлено на повышение интереса к изучаемой теме, усиление учебной мотивации. Использование Web-квестов делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием технологий Web-квест преподаватель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний и их эффективного контроля.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Виды внеурочной деятельности по биологии. Веб-квест.»
Марданова Вера Ивановна, учитель биологии
МБОУ «Промышленновская СОШ №2»
Структура Web-квеста. Требования к элементам.
Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.
Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной работы (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации).
Список информационных ресурсов (в электронном виде- на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса Web-сайтов по теме) необходимых для выполнения задания. Этот список должен быть аннотированным.
Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
Описание критериев и параметров оценки. Критерии оценки зависят от типа учебных задач, которые решаются в Web-квесте.
Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" Web-страниц и др.).
Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над Web-квестом. Иногда полезно включить в заключение риторические вопросы, стимулирующие активность учащихся продолжить свои опыты в дальнейшем.
Согласно представлениям Т. Марча, хороший Web-квест должен иметь интригующее введение, четко сформулированное задание, которое провоцирует мышление высшего порядка, распределение ролей, которое обеспечивает разные точки зрения на проблему; обоснованное использование интернет-источников. Лучшие Web-квесты демонстрируют связь с реальной жизнью, их можно применять в разных дисциплинах или областях.
Этапы создания Web-квеста
Определение цели и задач
Рождение "Идеи", продумывание структуры.
Определение критериев и параметров оценки.
Выбор формы реализации
Создание Web-продукта
Реализация
В этом списке новым этапом является создание Web-продукта учителем, на стадии подготовки, что требует определенных знаний и умений.
Сделать сайт самому не так сложно, как кажется на первый взгляд. В настоящее время много возможностей сделать сайт всего за несколько минут, не имея ни малейшего понятия о программировании.
Для начала необходимо определиться со способом создания сайта. Для неподготовленного человека (знание html, PHP, Java и т.д.) я вижу два варианта:
1. Конструкторы сайтов - это программа, в которой делаются сайты. Процесс создания сайта в конструкторе не потребует глубоких знаний языка html, а может и вообще не потребует. Вы создаете сайт на своем компьютере, а потом размещаете в Интернете (CMS Joomla, Wordpress).
2. Системы для создания сайтов - тот же конструктор, но on-line. Вы создаете сайт сразу в сети Интернет (Google сайт, Яндекс Народ, Ucoz).
Они предоставляют готовые шаблоны сайтов в которые пользователю достаточно загрузить свои данные (контент): фотографии, статьи, ссылки и т.д.
Мне больше понравились сайты в пространстве, предоставляемом компанией Google, так как на них не отображается реклама без разрешения, они просты в управлении и защищены от спама.
Рекомендуется, чтобы электронные страницы отвечали следующим требованиям: содержали действительно полезную информацию; имели качественный дизайн; предполагали удобную навигацию; были привлекательными и запоминающимися.
Этапы работы над Web - квестом
Начальный этап (командный)
Учащиеся знакомятся с основными понятиями по выбранной теме, материалами аналогичных проектов. Распределяются роли в команде. При выборе роли можно ориентироваться на свои склонности, интересы или, наоборот, «попробовать себя» в непривычной амплуа. Все члены команды должны помогать друг другу и учить работе с компьютерными программами.
Ролевой этап
Индивидуальная работа в команде на общий результат. Участники одновременно, в соответствии с выбранными ролями, выполняют задания. Так как цель работы не соревновательная, то в процессе работы над Web-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с компьютерными программами и Интернет. Команда совместно подводит итоги выполнения каждого задания, участники обмениваются материалами для достижения общей цели.
Задачи:
1) поиск информации по конкретной теме; 2) разработка структуры сайта , презентации или другого вида отчета; 3) создание материалов для сайта, презентации или другого отчета по проделанной работе; 4) доработка материалов для сайта, презентации или другого отчета.
Заключительный этап
Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за опубликованные в Интернет результаты исследования или представленные на суд одноклассников данные.
По результатам исследования проблемы формулируются выводы и предложения. Проводится конкурс выполненных работ, где оцениваются понимание задания, достоверность используемой информации, ее отношение к заданной теме, критический анализ, логичность, структурированность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, индивидуальность, профессионализм представления. В оценке результатов принимают участие как преподаватели, так и учащиеся путем обсуждения или интерактивного голосования.
Реальное размещение итогов работы в сети позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.
Визитная карточка Web-квеста
Предмет
Возрастная категория учащихся
Центральное задание
Количество ролей
Название ролей
Пример пошаговой инструкции (запишите пошаговые инструкции для каждой роли)
Список Интернет-источников (запишите хотя бы 2 Интернет-ресурса, которыми могут воспользоваться учащиеся для выполнения задания. Не забудьте написать аннотацию к каждому интернет-ресурсу)
Критерии оценки Web-квеста
Предполагаемый результат
Глава 2. Использование педагогической технологии Web-квест в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла на примере биологии.
Специфика преподавания биологии обусловлена тем, что биология изучает конкретные объекты (растения, животные, бактерии, человек), сложные явления живой природы (фотосинтез, дыхание, питание, размножение и др.), уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Эта особенность проявляется в обеспечении наглядности, доступности учебного материала, осуществлении практических и лабораторных занятий. Для такого изучения биологии требуется специальная материальная база (кабинет биологии, живой утолок, пришкольный опытный участок, фермы, поля, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты), что не всегда возможно обеспечить в условиях города. Перечисленные трудности могут быть скорректированы за счет разработки специфичного учебно-методического обеспечения учебного процесса и внедрения новых педагогических технологий.
Использование педагогической технологии Web-квест требует от обучающихся высокого уровня владения навыками работы с ресурсами Интернета.
В ходе выполнения Web-квеста ученики работают в индивидуальном темпе, возвращаясь к материалу, который вызывает затруднения. Реализация такого подхода к обучению обогащает возможности преподавателя, позволяя ему индивидуализировать учебный процесс. Индивидуализация здесь, прежде всего, связана с учетом предварительной подготовки обучаемых (уровня их знаний и умений), с дифференцированием по психологическим особенностям (темпераменту, характеру протекания мыслительных процессов, обучаемости, скорости работы с учебным материалом.
Следует отметить, что обучение с помощью метода Web-квестов направлено на повышение интереса к изучаемой теме, усиление учебной мотивации. Использование Web-квестов делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях, способствует развитию познавательных, творческих навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве; развитию критического мышления, навыков информационной деятельности. С использованием технологий Web-квест преподаватель получает действенный способ формирования мотивации учения, творческого осмысления материала, тщательного закрепления знаний и их эффективного контроля.
В современном обучении повышение дидактической эффективности образовательной системы и качества образования заключается в научно обоснованной интеграции современных информационно-педагогических и традиционных технологий обучения и контроля, а также в создании условий для реализации творческого потенциала обучаемых.
Важнейшей частью создания Web-квеста является отбор Интернет-ресурсов. Все большее число российских педагогов используют информацию в Интернете и считают ее напрямую связанной с образовательным потенциалом. В статье П.В.Сысоева «Разработка авторских учебных Интернет-ресурсов» отмечается, что разработка авторских учебных Интернет-ресурсов вызывает особую сложность, т.к. учителя сами должны осуществлять оценку и отбор материалов для учебных целей.
Для составления дидактически адекватных Web-квестов преподаватель должен провести грамотный и квалифицированный отбор Интернет-ресурсов.
Проведенная в настоящем исследовании теоретическая и опытно- экспериментальная работа позволила реализовать выдвинутые задачи.
В работе представлен концептуальный анализ проблемы дидактической возможности применения Web-квест технологии как средства развития компетенций у школьников.
В работе показана перспективность применения Web-квест технологии для построения образовательного процесса с использованием проективных, активных и конструктивных методов обучения.
В теоретической части работы на основе систематизации научных исследований была раскрыта структура педагогической технологии Web-квест. Данные составляющие были определены в качестве критериев для построения практических разработок, используемых на уроках.
В процессе опытно-экспериментальной работы была разработана и внедрена в практику школьных уроков Web-квест технология как информационно-дидактическое средство обучения предметам естественнонаучного цикла на примере биологии школьников общеобразовательной школы. Таким образом, на базе Web-квеста и Интернет-коммуникаций в экспериментальном режиме был создан целостный дидактический конструкт, включающий уникальную форму обучения, содержание, методы обучения и контроля, и дающий возможность дистанционно управлять самостоятельной учебной деятельностью школьников в подготовленной и дидактически структурированной Интернет-среде, что обеспечивало необходимый процесс погружения учеников в предметную среду с одновременным освоением методов поисково-конструктивной работы в ней.
По итогам анализа и обобщения, полученных в ходе работы результатов была обоснована и экспериментально подтверждена совокупность дидактических возможностей и условий применения Web-квест технологии в преподавании биологии, как одной из дисциплин естественнонаучного цикла.
В частности было показано, что дидактические возможности технологии Web-квестов заключаются в создании привлекательного и интенсивного учебного информационно-коммуникативного пространства. Посредством Web-квестов в этом пространстве удается развернуть виртуальный (распределенный) учебный процесс путем объединения участников одного web-проекта в единую микросоциальную учебную сеть. Таким образом, с помощью Web-квест технологии решается одна из серьезнейших проблем:
- необходимость интенсификации подготовки и дефицит нормативно отпущенного учебного времени;
В исследовании выявлен ряд важных педагогических условий применения Web-квест технологии:
- во-первых, для повышения мотивации обучения необходимо предоставлять как можно большую свободу творчества школьников в рамках выполнения информационного проекта;
- во-вторых, необходимо насыщать Web-квест интересным, разнообразным, актуальным, значимым материалом используя средства виртуальной наглядности;
- в-третьих, необходимо опираться на поисково-исследовательские, игровые, интерактивные, командные формы и методы работы школьников над Web-проектом для обеспечения режима постоянного межличностного взаимодействия учеников.