Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «О
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по биологии
«Удивительные животные»
7 класс
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Президентской программы «Дети России», федеральной целевой, региональной, муниципальной и школьной программ «Одарённые дети» национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» «Система поддержки талантливых детей» и способствует их успешной реализации.
Факультативный курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.
Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного материала.
Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы.
Срок проведения занятий с сентября по май.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу или через неделю по 2 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Удивительные животные»»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
факультативного курса по биологии
«Удивительные животные»
7 класс
Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Президентской программы «Дети России», федеральной целевой, региональной, муниципальной и школьной программ «Одарённые дети» национальной образовательной стратегии «Наша новая школа» «Система поддержки талантливых детей» и способствует их успешной реализации.
Факультативный курс составлен на основе Программы элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1/авт.-сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2007. – 176с.
Программа предусматривает развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности и интересы детей, обеспечивает научное, методическое и информационное сопровождение работы учителя со способными и одарёнными детьми.
Программа включает: пояснительную записку; учебный план, основное содержание курса, тематическое планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков; требования к уровню подготовки учащихся, ожидаемые результаты факультативного курса, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки, список литературы.
Курс «Удивительные животные» включает использование разнообразного демонстрационного материала.
Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.
Занятия рассчитаны на 34 часа для учащихся 7 класса основной школы.
Срок проведения занятий с сентября по май.
Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу или через неделю по 2 часа.
Цель курса – формирование у учащихся интереса к изучению животных, так как много интересной информации о животных остается за страницами учебника. Логика изучения животных основана на схеме: среда обитания, особенности строения, уникальные особенности строения, уникальные особенности поведения, значение в жизни человека (животные – символы). В процессе реализации программы курса предполагается активная поисковая деятельность учащихся при работе с различными источниками информации (фильмы, экскурсии, книги, рассказы ученых и т.д.).
Задачи:
- сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом;
- развить познавательный интерес и любовь к животным;
- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира.
Успешность освоения курса изучается в процессе педагогического наблюдения за поисковой деятельностью учащихся, работой с информацией, ее интерпретацией и представлением. Актуальность поисковой деятельности может быть усилена предложением подготовить викторины, конкурсы, вопросы для олимпиад, биологические задачи на основании собранной информации. Эти творческие работы будут свидетельствовать о результативности освоения программы курса.
Курс способствует:
-развитию познавательных навыков учащихся, умений, самостоятельно конструировать знания и ориентироваться в информационном пространстве;
-развитию форм творческой, исследовательской активности учащихся;
-созданию творческой среды для проявления и реализации способностей каждого ребенка, стимулированию и выявлению достижений одаренных школьников.
Рекомендуемые формы и методы проведения занятий
Факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий.
Главными целями факультативного курса являются:
Воспитание гражданственности, развитие мировоззренческих научных убеждений учащихся на основе осмысления ими этических норм и правил отношения к природе, человеку более широкому практическому применению биологических знаний как научной основы отдельных отраслей современного производства, рационального природопользования.
Овладение умениями и навыками самостоятельного поиска, систематизации и комплексного анализа биологической информации;
Формирование экологического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их целостной картины взаимосвязи человека и природы, сопоставлять различные версии и оценки последствий взаимодействия природы и общества, определять собственное, отношение к проблемам прошлого и современности; проявлять личное отношение к сохранению окружающей среды
Воспитание у учащихся активной жизненной позиции любви к родному краю, к своей земле, к родному дому;
Ожидаемые результаты
Результаты изучения факультативного курса направлены на реализацию деятельностного и личностно - ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.
Перья, иглы и броня. Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Значение разнообразных внешних покровов. Надежность и уязвимость защиты.
Видеоэкскурсия «Защитные покровы животных».
Тема 4. Ядовитые животные (4 ч)
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. Животные – переносчики опасных заболеваний, меры предосторожности.
Видеоэкскурсия «Самые опасные животные на планете».
Практическая работа №1 «Опасные и ядовитые животные Ульяновской области».
Тема 5. Животные – рекордсмены (3 ч)
Самые сильные и быстрые животные планеты. Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных»
Тема 7. Заботливые родители (3 ч)
Забота о потомстве у животных. Типы заботы о потомстве. Взаимосвязь заботы о потомстве и плодовитости. Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.
Видеоэкскурсия «Забота о потомстве у животных»
Тема 8. Язык животных (3 ч)
Язык и общение животных. Способность животных к символизации. Язык животных и методы его изучения. Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Видеоэкскурсия «Звуковая сигнализация в жизни животных».
Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?».
Тема 9. Животные – понятливые ученики (3 ч)
Интеллект животных. Способность к обучению. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.
Практическая работа №3 «Исследование поведения у домашних животных. Выработка условного рефлекса».
Видеоэкскурсия «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности у животных».
Тема 10. Герои песен, сказок и легенд (2 ч)
Животные – герои народных сказок. Животные – герои легенд и русско-народных песен.
Тема 11. Животные – символы (2 ч)
Изображение животных на гербах и флагах стран мира.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок с упоминанием животных.
Презентация «Животные – символы стран»
Тема 12. Вымершие и редкие животные планеты (3ч)
Вымершие и редкие животные нашей планеты, причины сокращения численности и вымирания животных. Государственная политики по охране животных. Красная книга МСОП.
Итоговое занятие, заслушивание докладов и сообщений.
Список литературы
1. Гричик, В. В. Осенняя экологическая экскурсия в сосновый лес для учащихся 7 класса / В. В. Гричик, М. А. Джус, М. Ю. Немчинов // Бiялогiя: праблемы выкладання. – 2008. – № 4. – С. 44–54.
2. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с.
3. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991.
4. Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009.