Монахи были первыми врачами – травниками в средневековье. Из Константинополя и крымских колоний доставляли сначала сушеные травы. Позже в православных монастырях монахи научились собирать и сушить местные лекарственные травы и лечить ими больных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Травничество на Русси»
СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О.Мухина
Дополнительный материал по ботанике
«Травничество на Руси»
Подготовила
преподаватель биологии
Дубовикова Зоя Ивановна
2021г.
Алое «Травничество на Руси»
Монахи были первыми врачами – травниками в средневековье. Из Константинополя и крымских колоний доставляли сначала сушеные травы. Позже в православных монастырях монахи научились собирать и сушить местные лекарственные травы и лечить ими больных.
Позже в Московском Кремле был организован особый аптекарский приказ. При нем состояли специальные травники, которые составляли первые русские гербарии, проверяя свойства неизвестных трав. Закупкой и разведением лекарственных растений в «аптекарских огородах» управлял аптекарский приказ. Травники ездили по России, собирая травы, описывая их особенности и свойства. В ряде городов существовали специальные «зеленые дворы» - склады лекарственных растений. В 16 веке крестьяне подмосковных сел стали платить лекарственными травами оброк царю и боярам.
Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. По всему миру начали появляться первые ботанические книги, их называли «цветниками». Такие древние энциклопедии ценились на вес золота.
Например, книга Шен-Нуня, написанная около пяти тысяч лет назад в Древнем Китае, представляет около 230 видов лекарственных растений. Уже в то время китайцы знали о целебных свойствах женьшеня и эфедры.
Ассирийский царь Ашшурбанипал в Ниневии имел библиотеку, в которой вместо книг были глиняные таблички с клинописью. Среди таких табличек 33 таблички посвящены описанию лекарственных трав.
И сейчас к таким древним записям прибегают современные ученые для того, чтобы понять секрет какого-либо растения, т.к. мир еще далеко не изучен. В России в настоящее время известно 20000 лекарственных растений.
Сбор травниками лекарственных растений всегда был окружен тайной. В народе бытовали разные обычаи, связанные со знанием полезных свойств растений. В России главным обрядовым праздником считался знаменитый Иван Купала, его называли еще Иваном Травником. И сейчас в пик летнего равноденствия, в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю отмечают этот праздник. Считается, в этот день травы заканчивают свой рост и набирают самую большую силу. В ночь на Ивана Купала водят хороводы, пляшут и поют, но зажигать большие костры, между которыми проводили скот и прыгали через огонь, ушло в прошлое. По преданию, огонь очищал от всякого зла и болезней. Купались в воде с «ивановскими травками» - крапивой, мятой, полынью, парились в бане с душистыми вениками. Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с «ивановскими травками».
В 1650 году царь Алексей Михайлович приказал в ночь на Ивана Купала направлять крестьян для сбора трав, а затем и описать, где какие из них растут. В древней Руси верили, что в растениях скрывается могучая сила, и они наделены волшебными свойствами. Ими окуривали дома, наполняли ладанки и, конечно же, использовали в исцелении. Наблюдая за зверями и домашними животными, которые, заболев, сами отыскивали нужную травку, люди стали запоминать этот природный опыт.
Например, в Сибири можно часто наблюдать, как олени (маралы) весной, набираясь сил после долгой зимы, едят корни левзеи, которую в народе так и зовут: маралий корень. Бурятским охотникам хорошо известна красная гвоздика, служащая раненым оленям для остановки кровотечения. Каждый из нас замечал, как братья наши меньшие – кошки и собаки – бегая по траве, что-то вынюхивают и, отыскав нужное растение, поедают его.
Так наблюдательные люди в старину учились выбирать нужное лекарство, созданное природой. В основном, в ход шли те травы, которые росли в округе. Умение правильно их собирать и использовать целебную силу передавали строго по наследству как огромную ценность.
Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни волшебными травами. Травники строго соблюдали специальные обряды, которые сейчас давно позабыты. Например, перед тем, как отправиться собирать травы, надобно было сходить в баню и надеть чистую одежду. А непосредственно при самом сборе травник обращался к растению как к живому существу. Просил прощения и разрешения его сорвать.
Недаром в Японии, срывая растение, даже само неказистое, шепчут: «Прости меня, цветок!». В 16 веке англосаксы при сборе целебных трав произносили: «Привет тебе, святая трава, произрастающая на земле. В первый раз нашли тебя на Голгофе, ты излечиваешь от любых ран. Собираю тебя во имя кроткого нашего Иисуса Христа».
Использовали травы бережно и только по назначению. Остатки на выбрасывали: закапывали или отдавали животным.
Соблюдение таких обрядов, по поверьям, усиливало свойство собираемого растения. А пренебрежение ими грозило исчезновением волшебной силы травы.