Технологические карты уроков биологии 7 класс к учебнику В.В.Пасечника
Технологические карты уроков биологии 7 класс к учебнику В.В.Пасечника
Данная разработка позволяет провести уроки биологии в проектно-исследовательском направлении. Учит учащихся самостоятельному нахождению информаций. Подходит под стандарты ФГОС.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков биологии 7 класс к учебнику В.В.Пасечника»
_____________ 7 класс
Тема: Общая характеристика червей. Тип Плоские черви
Задачи урока:
познакомить учащихся с общей характеристикой группы червей; • сформировать у учащихся представления о типе плоских червей; • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности ресничных червей, сосальщиков и ленточных червей в связи с их образом жизни и средой обитания; • раскрыть меры борьбы и профилактики заражения паразитическими плоскими червями.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности червей, учатся различать плоских червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах;
у учащихся формируются понятия о кожно-мускульном мешке, свободноживущих и паразитических плоских червях, профилактике заражения плоскими паразитическими червями.12 Метапредметные: учащиеся учатся смысловому чтению, владению устной и письменной речью, умению работать с разными источниками информации, находить информацию о червях в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, умению классифицировать червей, самостоятельно выбирать основания и критерии для их классификации, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения и функциями органов и систем органов червей.
Личностные: у учащихся формируются ценности здорового образа жизни при усвоении личных правил поведения, предупреждающего заражение плоскими паразитическими червями.
1. Фронтальная беседа по вопросам: • По каким признакам животных объединяют в тип кишечнополостных? • Каковы характерные особенности классов кишечнополостных? • Жизнь кишечнополостных зависит от окружающей среды. Однако многие из них не только приспособлены к месту обитания, но и сами активно воздействуют на него. Приведите такие примеры из жизни морских кишечнополостных.
2. Демонстрация и обсуждение презентации «Значение коралловых рифов в природе и жизни человека».
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика червей.113
2. Тип Плоские черви. • Класс Ресничные черви . • Класс Сосальщики. • Класс Ленточные черви.
3. Профилактика заражения паразитическими ленточными червями. III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: плоские черви, сосальщики, ленточные черви, гермафродит. 2. Коллективное заполнение таблицы на доске «Тип Плоские черви» (оформление работы в рабочей тетради —задание 2). 3. Обсуждение вопроса «Почему бычий цепень производит больше яиц, чем молочная планария?». IV. Домашнее задание Изучить § 40, ответить на вопросы в конце параграфа.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности свободноживущих и паразитических плоских червей.
самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Класс Ленточные черви»
оформление работы в рабочей тетради — задание 2 выполнение задания 4 в рабочей тетради
организует оценку и самооценку ответов
объяснение учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради
рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 3 в рабочей тетради
____________ 7 класс
Тема: Тип Круглые черви и тип. Кольчатые черви
Задачи урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения и процессов жизнедеятельности круглых и кольчатых червей; • сформировать у учащихся знания о мерах профилактики заражения паразитическими круглыми червями; • раскрыть значение червей в природе и жизни человека;14 • обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой, особенностями строения и жизнедеятельности круглых и кольчатых червей, учатся различать круглых и кольчатых червей среди биологических объектов, на рисунках и таблицах;
у учащихся формируются понятия о целоме, замкнутой кровеносной системе, профилактике заражения круглыми паразитическими червями.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о кишечнополостных в учебнике и на основании полученных результатов делать выводы.
Личностные: у учащихся формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для предотвращения заражения паразитическими круглыми червями.
Основные понятия урока:
типы Круглые черви, Кольчатые черви, целом, замкнутая кровеносная система.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I.Проверка знаний о плоских червях.
1. Фронтальная беседа по вопросам: • Каковы общие признаки червей? • По каким признакам выделяют тип плоских червей? • Какое значение для передвижения планарии имеет выделяемая слизь и реснички, покрывающие тело червя?115 • Какие органы чувств имеются у свободноживущих плоских червей?
2. Заслушивание и коллективное обсуждение сообщения о признаках более сложного строения свободноживущих плоских червей по сравнению с кишечнополостными.
II. Изучение нового материала 1. Тип Круглые черви .
2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения дождевого червя».
3. Значение кольчатых червей.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: круглые черви, кольчатые черви, кожно-мускульный мешок, целом, замкнутая кровеносная система. 2. Беседа по вопросам: • Какое значение имеют органы чувств кольчатых червей? • В чём проявляется более сложное строение нервной системы круглых червей по сравнению с плоскими червями? • Какую функцию выполняет кровеносная система у кольчатых червей? • В чём различие размножения плоских и круглых червей?
3. Обсуждение проблемы «Докажите, что кольчатые черви имеют более сложное строение, чем плоские и круглые. С чем это связано?». IV. Домашнее задание 1. Изучить § 41, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при изучении особенностей строения, жизнедеятельности, значения червей.
выполнение задания 1 в рабочей тетради
выполнение работы по инструктивной карточке на с. 157 учебника самостоятельная работа с учебником
организует оценку и самооценку ответов
рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц
_____________ 7 класс
Тема: Класс Брюхоногие и класс Двустворчатые моллюски
Задачи урока:
• познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельностью моллюсков в связи с их приспособленностью к обитанию в наземно-воздушной и водной средах; • раскрыть значение брюхоногих и двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой моллюсков, особенностями строения и жизнедеятельности брюхоногих и двустворчатых моллюсков, учатся различать моллюсков среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о мантии, мантийной полости, сердце. Метапредметные: учащиеся учатся смысловому чтению, владению устной и письменной речью, умению работать с разными источниками информации, структурировать материал, находить информацию о моллюсках в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, умению классифицировать моллюсков. Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение моллюсков, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
1. Фронтальная беседа по вопросам: • Почему кольчатых червей считают более высокоорганизованными по сравнению с червями других типов? • Какие изменения в строении кольчатых червей обусловили их более активный образ жизни по сравнению с плоскими червями? • Как приспособлены малощетинковые кольчатые черви к обитанию в почве? 2. Демонстрация и обсуждение презентации «Меры пред- упреждения заражения паразитическими червями».
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика типа Моллюски.
2. Класс Брюхоногие моллюски, или Улитки.
3. Класс Двустворчатые моллюски.
4. Значение двустворчатых моллюсков .
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: тип Моллюски, брюхоногие моллюски, двустворчатые моллюски, мантия, мантийная полость, сердце, незамкнутая кровеносная система. 2. Обсуждение вопроса «Почему у моллюсков слабо развита регенерация?»
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 42, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради. Темы исследовательских заданий: 1. Определение возраста двустворчатых моллюсков. 2. Фильтрующая деятельность двустворчатых моллюс- ков.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради;
заслушивание сообщений учащихся о многообразии брюхоногих моллюсков
сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности моллюсков
организует оценку и самооценку ответов
рассказ учи- теля с элементами беседы
_____________ 7 класс
Тема: Класс Головоногие моллюски
Задачи урока:
• расширить представления учащихся о многообразии моллюсков, познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности головоногих моллюсков; • раскрыть значение моллюсков в природе и жизни человека, обосновать необходимость и основные меры охраны моллюсков; • обобщить и систематизировать знания учащихся о моллюсках.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о моллюсках, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием и значением головоногих моллюсков, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируется понятие о реактивном движении.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о головоногих моллюсках в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес, направленный на изучение моллюсков, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основные понятия урока:
головоногие моллюски, мозг, реактивное движение моллюсков, наутилусы, каракатицы, осьминоги, кальмары.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I.Проверка знаний о брюхоногих и двустворчатых моллюсках
в ходе письменной работы. (приложение 1)
II. Изучение нового материала 1. Класс Головоногие моллюски: наутилусы, каракати- цы, осьминоги, кальмары. 2. Значение головоногих моллюсков.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: головоногие моллюски, мозг, реактивное движение моллюсков, наутилусы, каракатицы, осьминоги, кальмары.
2. Беседа по вопросам: • Почему головоногие моллюски получили такое название? • Где обитают головоногие моллюски? • Как передвигаются головоногие моллюски? • Совершенствование какой системы органов обусловило более высокий уровень развития головоногих среди других моллюсков?
3. Обсуждение вопроса «Почему у головоногих моллюсков почти нет раковины?».
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 43, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.
самост.работа с тестами
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности, значения головоногих моллюсков
организует оценку и самооценку ответов
рассказ учителя с элементами беседы
Приложение 1.
Вариант 1. Выписать цифры, соответствующие сведени- ям о большом прудовике. 1. Тело мягкое, есть мантия. 2. Тело снаружи покрыто двустворчатой раковиной. 3. Раковина единая, имеет вид башенки. 4. Хищник, поедающий рыб. 5. Питается водными растениями. 6. Дышит атмосферным воздухом. 7. Дышит кислородом, растворённым в воде, проника- ющим через жабры. 8. Кровеносная система незамкнутая. 9. Кровеносная система замкнутая. 10. Есть глаза, расположенные у основания щупалец. 11. Органов зрения нет. 12. Нервная система состоит из нескольких пар узлов. 13. Нервные клетки не образуют узлов. 14. Обитает в пресных водоёмах. 15. Обитает в морях. 16. Голова хорошо развита. 17. Личинки паразитируют на теле рыб. 18. Гермафродит. 19. Имеет тёрку (радулу). Ответы: 1, 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 19.
Вариант 2. Выбрать признаки, хар-ные для двуствор. моллюсков. 1. Тело разделено на туловище и мускулистую ногу. 2. Передвигаются за счёт воды, выт-мой из манн-ой полости. 3. Органами пищеварения служат рот с роговыми челюстями, глотка, пищевод, желудок, кишечник, заканчивающийся анальным отверстием. 4. Органами дыхания служат парные жабры, имеющие вид листочков. 5. Развитие происходит без превращений, стадии личинки нет. 6. Головы нет. 7. Раздельнополы.0 8. Раковина состоит из трёх слоёв: рогового, фарфоро- видного и перламутрового. 9. Створки раковины закрываются за счёт сокращения мышц - замыкателей. 10. Обитают в пресных водоёмах. 11. Органы чувств слабо развиты. 12. Фильтраторы воды. 13. Ведут малоподвижный образ жизни. 14. Замкнутая кровеносная система состоит из сердца и сосудов. 15. Хищники, поедающие разных животных. 16. Дышат растворённым в воде кислородом. 17. Тело мягкое, есть мантия. 18. Имеют тёрку (радулу). 19. Среди двустворчатых моллюсков есть наземные виды. Ответы: 1, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 16, 17.
_____________ 7 класс
Тема: Тип Членистоногие. Класс Ракообразные
Задачи урока:
• познакомить учащихся с характерными признаками членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных; • рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ракообразных в связи со средой их обитания и образом жизни; • раскрыть значение ракообразных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой членистоногих, особенностями строения и жизнедеятельности ракообразных, учатся различать членистоногих среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия: тип Членистоногие, класс Ракообразные, линька, инстинкт.
Метапредметные: учащиеся учатся смысловому чтению, владению устной и письменной речью, умению работать с разными источниками информации, находить информацию о членистоногих в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, умению классифицировать членистоногих, самостоятельно выбирать основания и критерии для их классификации, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения и функциями органов и систем органов членистоногих, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение членистоногих, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основные понятия урока:
тип Членистоногие, класс Ракообразные, членистые конечности, линька, инстинкт.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I.Проверка знаний о головоногих моллюсках (фронтальная беседа). Демонстрация и обсуждение презентации «Значение моллюсков в природе и жизни человека».
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика типа Членистоногие. 2. Класс Ракообразные.
3. Значение ракообразных.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: тип Членистоногие, класс Ракообразные, линька, инстинкт.
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 44, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить задания 3, 4 в рабочей тетради. 3. Подготовить презентацию «Значение ракообразных в природе и жизни человека».
отвечают на вопросы
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности ракообразных самостоятельная работа с учебником
организует оценку и самооценку ответов
рассказ учителя с демонстрацией таблиц
рассказ учителя с элементами беседы
_____________ 7 класс
Тема: Класс Паукообразные.
Задачи урока:
• рассмотреть особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных в связи со средой их обитания; • расширить знания учащихся о многообразии паукообразных; • раскрыть значение паукообразных в природе и жизни человека.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о членистоногих, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием и значением паукообразных, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о паутине, ядовитых железах, приёмах предохранения от укусов клещей, профилактике заболеваний, вызываемых клещами. Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о паукообразных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы. Личностные: у учащихся формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для предохранения от укусов клещей, профилактики заболеваний, вызываемых клещами.
1. Фронтальная беседа по вопросам: • Каковы характерные особенности внешнего строения членистоногих? • В чём заключается положительное и отрицательное значение хитинового покрова для членистоногих?24 • Почему речного рака относят к типу членистоногих? • Назовите черты приспособленности речного рака к среде обитания. 2. Демонстрация и обсуждение презентации «Значение ракообразных в природе и жизни человека». II. Изучение нового материала: 1. Класс Паукообразные: сенокосцы, скорпионы, пауки, клещи. 2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения паука-крестовика». 3. Особенности строения и жизнедеятельности клещей, опасных для человека. III. Закрепление материала: 1. Отработка понятий: класс Паукообразные, сенокосцы, скорпионы, пауки, клещи, паутина, ядовитые железы, профилактика заболеваний, вызываемых клещами, предохранение от укусов клещей. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Какие особенности строения и жизнедеятельности свидетельствуют о том, что паукообразные ведут хищный образ жизни? • Какую опасность представляют клещи для человека? • Какое значение в жизни пауков имеют паутинные железы? 3. Обсуждение вопроса «Почему в жизни пауков паутина имеет большое значение?». IV. Домашнее задание: 1. Изучить § 45, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради. 3. Подготовить презентацию «Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека».
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при изучении особенностей строения, жизнедеятельности, значения паукообразных
выполнение работы по инструктивной карточке на с. 173 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 4; сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы
1.рассказ учителя с элементами беседы; выполнение задания 1 в рабочей тетради
2.объяснение учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц
_____________ 7 класс
Тема: Класс Насекомые
Задачи урока:
• продолжить формирование знаний об организации насекомых в связи с их образом жизни и средой обитания; • сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о членистоногих, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности, многообразием и значением насекомых, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируется представление о развитии насекомых с неполным и полным превращением.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес, направленный на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основные понятия урока:
класс Насекомые, сложные фасеточные глаза, крылья, мальпигиевы сосуды, куколка, развитие насекомых с неполным превращением, с полным превращением.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Проверка знаний о ракообразных и паукообразных. 1. Выписать номера, которыми обозначены признаки. 1-й вариант — ракообразные, 2-й вариант — паукообразные.26
Признаки: 1. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров. 2. Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка. 3. Брюшко членистое. 4. Брюшко нечленистое. 5. Имеют 4 пары ног. 6. На голове есть усики. 7. Усиков нет. 8. Усиков 2 пары — длинные и короткие. 9. Имеют простые глаза. 10. У большинства животных два сложных фасеточных глаза. 11. Органы дыхания — жабры. 12. Дыхание трахейно-лёгочное. 13. Кровеносная система незамкнутая. 14. Нервная система состоит из окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки. 15. Есть мускулистый «сосущий желудок». 16. Органы выделения — мальпигиевы сосуды. 17. Раздельнополые животные. Ракообразные: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 13, 14, 17. Паукообразные: 1, 2, 4, 5, 7, 9, 12, 13, 14, 15, 16, 17.
2. Демонстрация и обсуждение презентации «Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека».
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика класса Насекомые. 2. Внешнее строение насекомых. 3. Внутреннее строение насекомых . 4. Развитие насекомых с неполным превращением, с полным превращением.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: класс Насекомые, сложные фасеточные глаза, крылья, мальпигиевы сосуды, куколка.27 2. Самостоятельная работа с текстом и иллюстрациями учебника. Составление общей характеристики класса насекомых и сравнение её с ранее изученными классами ракообразных и паукообразных. 3. Коллективное обсуждение вопроса «Почему число видов насекомых с полным превращением значительно больше, чем число видов насекомых с неполным превращением?».
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 46, ответить на вопросы в конце параграфа. 2. Выполнить задания 1, 3 в рабочей тетради. 3. Прочитать в журнале «Биология для школьников» (2007 г., № 1) статью А. И. Зайцева «Систематика насекомых: прошлое и настоящее» и составить план сообщения о классификации насекомых.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности насекомых
организует оценку и самооценку ответов
рассказ учителя с элементами беседы
1.рассказ учителя с демонстрацией таблиц
2.самостоятельная работа с учебником 3.объяснение учителя с элементами беседы 4.объяснение учителя с использованием коллекции «Развитие насекомых», иллюстраций учебника
_____________ 7 класс
Тема: Типы развития насекомых, их многообразие.
Задачи урока:
• продолжить ознакомление учащихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека; • сформировать у учащихся представления о биологических особенностях общественных насекомых; • раскрыть практическое значение пчеловодства; • обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности жуков, бабочек, двукрылых, перепончатокрылых, блох, значением насекомых, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия об общественных насекомых, пчеловодстве. Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы. Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.
I. Проверка знаний о биологических особенностях насекомых. 1. Фронтальная беседа по вопросам: • Каковы характерные особенности насекомых? • Какие признаки объединяют насекомых с паукообразными и ракообразными? • Почему насекомых считают более высокоорганизованными членистоногими по сравнению с ракообразными и паукообразными? 2. Заслушивание и коллективное обсуждение сообщения о классификации насекомых. II. Изучение нового материала 1. Отряд Жесткокрылые, или Жуки.
2. Отряд Чешуекрылые, или Бабочки. Отряд Перепончатокрылые. Отряд Двукрылые.
3. Жизнедеятельность медоносных пчёл. Пчеловодство. 4. Отряд Блохи. Насекомые-паразиты человека и переносчики возбудителей заболеваний. III. Закрепление материала 1. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомого». 2. Отработка понятий: жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые, блохи. 3. Обсуждение вопроса «Почему так велико видовое многообразие насекомых?». IV. Домашнее задание 1. Изучить § 47, ответить на вопросы в конце пара- графа. Повторить § 34—47. 2. Подготовить презентацию «Продукты пчеловодства». Темы исследовательских заданий: 1. Меры борьбы с колорадским жуком, используемые на вашем приусадебном участке. 2. Применение продуктов пчеловодства в народной ме- дицине. 3. Насекомые — опылители культурных растений.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при изучении особенностей строения, жизнедеятельности, значения насекомых, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов лабораторной работы
самостоятельная работа с текстом учебника «Отряд Блохи» выполнение работы по инструктивной карточке на с. 183 учебника, оформление работы в рабочей тетради - задание 5
рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц
беседа
_____________ 7 класс
Урок—обобщение по теме: «Тип Членистоногие».
Задачи урока:
обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о беспозвоночных животных, их многообразии и приспособленности к среде обитания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся обобщают знания о беспозвоночных животных, их многообразии, значении, у них продолжает формироваться естественнонаучная картина мира и развивается представление о единстве органического мира. Метапредметные: учащиеся учатся смысловому чтению, владению устной и письменной речью, умению работать с разными источниками информации, структурировать материал, находить информацию о беспозвоночных животных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую. Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению животных, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к животному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к животным и их охраны.
Основные понятия урока:
многообразие беспозвоночных животных, их приспособленность к среде обитания, охрана и значение животных.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Обобщение и систематизация знаний и умений 1. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных животных. 2. Многообразие многоклеточных беспозвоночных животных, их приспособленность к среде обитания. 3. Значение беспозвоночных животных в природе и жизни человека. Демонстрация и обсуждение презентации «Продукты пчеловодства». II. Проверка знаний о беспозвоночных животных Выполнить тестовые задания.
IV. Домашнее задание Повторить § 34—47.
выполнение заданий учи- теля, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении практической ценности биологических знаний, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и по- ступках по отношению к животным.
• расширить представления учащихся о многообразии животного мира; • познакомить учащихся с общей характеристикой хордовых животных; • рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности ланцетника.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся знакомятся с общей характеристикой типа Хордовые, подтипами бесчерепные, личиночно-хордовые, позвоночные, учатся выделять существенные признаки хордовых, сравнивать строение беспозвоночных и хордовых животных, делать выводы на основе сравнения, различать представителей хордовых среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия хорда, нервная трубка.
Метапредметные: учащиеся учатся смысловому чтению, владению устной и письменной речью, умению работать с разными источниками информации, находить информацию о хордовых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, умению классифицировать хордовых, самостоятельно выбирать основания и критерии для их классификации.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес, направленный на изучение хордовых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основные понятия урока:
тип Хордовые, бесчерепные, личиночно-хордовые, позвоночные, хорда, ланцетник.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Актуализация знаний о многообразии животного мира (фронтальная беседа).
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика типа Хордовые. 2. Общая характеристика подтипа бесчерепных и класса ланцетников.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: тип Хордовые, бесчерепные, позвоночные, хорда. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Какие классы объединены в тип хордовых? Что такое хорда? • На основании каких признаков ланцетника относят к типу хордовых? • В чём заключается примитивность строения ланцетника? • Почему позвоночные животные относятся к хордовым?
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 48, ответить на вопросы в конце пара- графа. 2. Выполнить задание 4 в рабочей тетради.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности ланцетника
самостоятельная работа учащихся34 с текстом учебника «Ланцетник»; выполнение задания 3 в рабочей тетради
рассказ учителя с элементами беседы; демонстрация влажных препаратов, чучел, таблиц
____________ 7 класс
Тема: Надкласс Рыбы.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с многообразием рыб, классами хрящевых и костных рыб; • изучить особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с приспособленностью к водной среде обитания; • раскрыть особенности размножения и развития рыб.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о позвоночных животных, знакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности и размножения рыб, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируется представление о хрящевых и костных рыбах.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о рыбах в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение рыб, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
I. Проверка знаний о типе хордовых. 1. Выбрать из списка общие признаки хордовых. а) скелет наружный, хитиновый; б) скелет внутренний, хрящевой или костный; в) имеют лучевую симметрию тела; г) двуслойные животные; д) имеют двустороннюю симметрию тела; е) трёхслойные животные; ж) кровеносная система замкнутая; з) кровеносная система незамкнутая; и) головной мозг не развит; к) у большинства хорошо развит головной мозг; л) сердце расположено на брюшной стороне тела. Ответы: б, д, е, ж, и, к, л.
2. Фронтальная беседа по вопросам: • Почему хордовых считают самым многообразным типом среди животных? • Какие признаки положены в основу деления типа хордовых на подтипы? • В чём примитивность организации ланцетника?
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика рыб. Классы: хрящевые рыбы, костные рыбы. 2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения рыбы». 3. Внутреннее строение рыб. 4. Размножение и развитие рыб.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: хрящевые рыбы, костные рыбы, внешнее строение рыбы, холоднокровные животные, вну- треннее строение рыбы, малёк. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Как приспособлено внешнее строение рыб к водной среде обитания? • Какие органы чувств развиты у рыб? Каково их зна- чение в жизни рыб? • Чем отличается скелет ланцетника от скелета рыбы? • Какие особенности внутреннего строения рыб обеспе- чивают им жизнь в воде? 3. Обсуждение вопроса «Почему рыбы не тонут?».
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 49, ответить на вопросы в конце пара- графа. 2. Выполнить задание 3 в рабочей тетради.
выполнение работы по инструктивной карточке на с. 191 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 4
выполнение задания 3 в рабочей тетради
Индивидуальное оценивание учащихся по тестовой работе
объяснение учителя с использованием таблиц
беседа
______________ 7 класс
Тема: Основные систематические группы рыб.
Задачи урока:
• расширить представления учащихся о приспособленности рыб к условиям обитания; • раскрыть значение рыб в природе и жизни человека; • обосновать необходимость и меры охраны рыб; • обобщить и систематизировать знания учащихся о рыбах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии рыб, знакомятся с приспособлениями рыб к условиям обитания, значением рыб, совершенствуют умение различать рыб среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются понятия о промысловых рыбах, рыбоводстве.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о рыбах в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению рыб, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к рыбам и их охраны.
Основные понятия урока:
приспособление рыб к условиям обитания, рыболовство, промысловые рыбы, рыбоводство.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Проверка знаний о внешнем и внутреннем строении рыб, особенностях их размножения в ходе фронтальной беседы по вопросам: • Каковы доказательства того, что внешнее строение рыб приспособлено к обитанию в водной среде? • Каковы особенности строения органов движения рыб? • Каковы особенности строения и значение осевого скелета в жизни рыб? • Как можно доказать, что размножение рыб связано с водой?
II. Изучение нового материала 1. Приспособления рыб к условиям обитания. 2. Значение рыб в природе. 3. Промысел и разведение рыб.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: рыболовство, промысловые рыбы, рыбоводство. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Чем спортивный лов рыбы отличается от промыслового? • Какие важнейшие промысловые рыбы обитают в морях и реках России? • Какие знания необходимы для успешного ведения прудового хозяйства? • Почему в рыбоводных хозяйствах чаще разводят растительноядных рыб? 3. Обсуждение вопроса «Почему в морях добывают во много раз больше рыбы, чем в реках?».
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 50, ответить на вопросы в конце пара- графа. 2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради. 3. Подготовить презентацию «Значение рыб в природе и жизни человека».
выполнение заданий учителя, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении практической ценности биологических знаний, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к рыбам
самостоятельная работа со статьёй «Приспособление рыб к условиям обитания» на с. 192—193 учебника, выполнение задания 3 в рабочей тетради
рассказ учителя с элементами беседы
объяснение учителя с демонстрацией таблиц
_____________ 7 класс
Тема: Среда обитания и строение тела земноводных.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с общей характеристикой земноводных; • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности земноводных как первых наземных позвоночных животных; • расширить представления учащихся о многообразии земноводных, их значении в природе и жизни человека; • обосновать необходимость охраны земноводных.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии позвоночных животных, изучают особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития земноводных, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются представления об отрядах земноводных: бесхвостые, хвостатые,безногие.
Метапредметные: у учащихся развивается умение сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о земноводных в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению земноводных, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к земноводным и их охраны.
Основные понятия урока:
класс Земноводные, отряды: бесхвостые, хвостатые, безногие, холоднокровные животные, трёхкамерное сердце, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения, головастик.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Проверка знаний о рыбах. 1. Выполнить тестовые задания. Ответы: 1-в, 2-г, 3-а, 4-а, 5-в, 6-в, 7-а, 8-г, 9-г, 10-б.
2. Демонстрация и обсуждение презентации «Значение рыб в природе и жизни человека».
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика класса Земноводные. 2. Внешнее строение земноводных. 3. Внутреннее строение. 4. Размножение и развитие земноводных. 5. Значение земноводных.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: класс Земноводные, трёхкамерное сердце, малый круг кровообращения, большой круг кровообращения, головастик. 2. Обсуждение проблемы «Докажите, что слизь, покрывающая тело лягушки, служит приспособлением как к водному, так и к наземному образу жизни». 3. Коллективное заполнение таблицы «Сравнительная характеристика особенностей внешнего строения и жизнедеятельности речного окуня и прудовой лягушки» на доске
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 51, ответить на вопросы в конце пара- графа. 2. Выполнить задание 3 в рабочей тетради. 3. Подготовить презентацию «Земноводные, обитающие в нашем регионе».
работа с текстом и иллю- страциями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуж- дении особенностей строения и процессов жизнедеятельно- сти, размножения и развития, значения земноводных;
выполнение задания 1 в рабочей тетради
самостоятельная работа уча- щихся с текстом учебника «Значение земноводных»
а) под позвоночником;140 б) в позвоночном канале, который образуют верхние дуги позвонков; в) над позвоночником; г) в позвоночном канале, который образуют нижние ду- ги позвонков.
3. Кровеносная система у рыб:
а) замкнутая; б) незамкнутая; в) незамкнутая у хрящевых и замкнутая у костных; г) диффузная.
4. Сердце у рыб состоит из:
а) одного предсердия и одного желудочка; б) одного предсердия и двух желудочков; в) двух предсердий и одного желудочка; г) двух предсердий и двух желудочков.
5. Кровь у рыб приносит к органам:
а) только питательные вещества; б) только кислород; в) питательные вещества и кислород; г) питательные вещества, кислород и углекислый газ.
а) венозная; б) артериальная; в) смешанная у хрящевых и артериальная у костных; г) у всех смешанная.
8. Тихоокеанские рыбы кета и горбуша уходят на нерест:
а) на мелководье океана; б) в глубокие места океана; в) в места с обилием водорослей; г) в устья рек.
9. У рыб органы боковой линии выполняют функции:
а) обоняния; б) осязания; в) только ощущения глубины погружения; г) ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды.
141 10. Выделительная система не связана с органами размножения у:
а) всех видов рыб; б) костистых рыб;
в) хрящевых рыб; г) кистепёрых рыб.
_____________ 7 класс
Тема: Класс Пресмыкающихся.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с общей характеристикой класса Пресмыкающиеся; • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся как настоящих наземных животных; • расширить представления учащихся о многообразии пресмыкающихся, их значении в природе и жизни человека; • обосновать необходимость охраны пресмыкающихся.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии позвоночных животных, изучают особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности пресмыкающихся, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируются представления об отрядах пресмыкающихся: чешуйчатые, черепахи, крокодилы.
Метапредметные: у учащихся совершенствуется умение сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о пресмыкающихся в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению пресмыкающихся, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к пресмыкающимся и их охраны.
Основные понятия урока:
класс Пресмыкающиеся, отряды: чешуйчатые, черепахи, крокодилы.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Проверка знаний о земноводных. 1. Указать номера правильных суждений. 1. К земноводным относят позвоночных животных, размножение которых связано с водой. 2. Кожа у жаб имеет ороговевшие клетки. 3. Жабы живут на суше, а размножаются в воде. 4. У всех земноводных между пальцами задних ног имеются плавательные перепонки. 5. Передний мозг у земноводных развит лучше, чем у рыб. 6. Лягушки — раздельнополые животные, тритоны — гермафродиты. 7. Оплодотворение у большинства земноводных внутреннее — самки откладывают оплодотворённую икру. 8. Некоторые из земноводных ведут сумеречный и ночной образ жизни и оказывают человеку большую помощь в снижении численности слизней и других вредителей культурных растений. 9. К классу земноводных относят всех позвоночных животных, способных жить на суше и в воде. 10. Кожа у земноводных голая, тонкая, слизистая. 11. В скелете земноводных отсутствуют рёбра. 12. Нервная система земноводных состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов. 13. Земноводные — раздельнополые животные. 14. У жаб развитие прямое. 15. Земноводные служат пищей многим позвоночным — рыбам, пресмыкающимся, птицам, некоторым видам млекопитающих. Правильные суждения: 1, 2, 3, 5, 8, 10, 12, 13, 15. 2. Демонстрация и обсуждение презентации «Земноводные, обитающие в нашем регионе».
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. 2. Внешнее строение пресмыкающихся. 3. Внутреннее строение пресмыкающихся.
4. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые (ящерицы и змеи); черепахи; крокодилы. 5. Значение пресмыкающихся.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: класс Пресмыкающиеся, ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы, живорождение. 2. Обсуждение вопроса «В чём причины многообразия пресмыкающихся?». 3. Беседа по вопросам: • Почему класс пресмыкающихся получил такое название? • Каковы характерные черты строения ящериц? • Каковы особенности образа жизни ящериц? • Как размножаются ящерицы? • Какие органы чувств развиты у змей? 4. Коллективное заполнение таблицы «Внешнее строение лягушки и ящерицы» на доске.
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 52, ответить на вопросы в конце параграфа и на вопрос 3 в рабочей тетради. 2. Подготовить презентацию «Древние пресмыкающиеся». Тема исследовательского задания: Пресмыкающиеся, обитающие в родном крае.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности, многообразия и значения пресмыкающихся
выполнение задания 1 в рабочей тетради
самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Внутреннее строение пресмыкающихся»
самостоятельная работа учащихся с текстом учебника «Значение пресмыкающихся»
оформление работы в тетради — задание 2
рассказ учителя с элементами беседы и демонстрацией таблиц
беседа с
объяснение учителя
_____________ 7 класс
Тема: Класс Птицы. Общая характеристика.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с общей характеристикой птиц; • раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности птиц в связи с приспособленностью к полёту;5 • развить представления учащихся об особенностях размножения и развития птиц.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии позвоночных животных, знакомятся с особенностями строения, жизнедеятельности и размножения птиц в связи с приспособленностью к полёту, учатся различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся развивается понятие о теплокровных животных.
Метапредметные: учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о птицах в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, самостоятельно проводить исследования в ходе лабораторной работы и на основании полученных результатов делать выводы.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение птиц, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Основные понятия урока:
класс Птицы, теплокровность, клюв, перья, зоб, воздушные мешки.
Технология проведения урока:
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
I. Проверка знаний 1. Демонстрация и обсуждение презентации «Древние пресмыкающиеся». 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Какие признаки характерны для пресмыкающихся? • Какие признаки отличают пресмыкающихся от земноводных? • Какова главная особенность строения тела черепах? 3. Коллективное заполнение таблицы «Характеристика пресмыкающихся» на доске. 146 Особенности строения и образа жизни Отряд Чешуйчатые Черепахи Крокодилы Места обитания Органы передвижения Покровы тела Дыхание Кровообращение Размножение
II. Изучение нового материала 1. Общая характеристика класса Птицы. 2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птицы». 3. Внутреннее строение птиц. 4. Строение яйца птицы .
5. Размножение птиц.
III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: класс Птицы, теплокровность, клюв, перья, зоб, воздушные мешки. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Какие особенности строения и процессов жизнедеятельности позволили птицам освоить наземно-воздушную среду обитания? • Почему птиц считают более высокоорганизованными животными по сравнению с пресмыкающимися? 147 • В чём сходство и различия в размножении птиц и пресмыкающихся? • Почему у большинства гнездовых птиц число яиц в кладке меньше, чем у выводковых? 3. Обсуждение вопроса «Почему птицы не откладывают так много яиц, как пресмыкающиеся?».
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 53, ответить на вопросы в конце пара- графа. 2. Выполнить задание 2 в рабочей тетради.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности птиц
выполнение задания 1 в рабочей тетради
выполнение работы по инструктивной карточке на с. 207 учебника, оформление работы в рабочей тетради — задание 4
рассказ учителя с элементами беседы и использованием чучел, таблиц
объяснение учителя с использованием таблиц
демонстрация модели «Строение яйца пти- цы»
_____________ 7 класс
Тема: Многообразие птиц и их значение. Птицеводство.
Задачи урока:
• расширить представления учащихся о многообразии современных птиц; • раскрыть особенности строения и образа жизни птиц, относящихся к различным экологическим группам; • рассмотреть значение птиц в природе и жизни человека, обосновать необходимость охраны птиц; • обобщить и систематизировать знания учащихся о птицах.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии птиц, знакомятся с надотрядами птиц, ролью птиц в природе и жизни человека, совершенствуют умение различать птиц среди биологических объектов, на рисунках и таблицах; у учащихся формируется понятие о породе.
Метапредметные: учащиеся совершенствуют умение сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о птицах в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникационные технологии при подготовке презентаций.
Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению птиц, у них происходит осознание необходимости бережного отношения к птицам и их охраны.
I. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности птиц в ходе коллективного заполнения таблицы «Особенности внешнего строения птиц» на доске. Черты строения Особенности
Форма тела Покров Отделы тела Органы, расположенные на: голове туловище Конечности: верхние нижние
II. Изучение нового материала 1. Многообразие птиц: надотряд Пингвины, надотряд Страусовые, надотряд Типичные птицы . 2. Экологические группы птиц по местам обитания
3. Значение птиц в природе. Охрана птиц. 4. Птицеводство (). III. Закрепление материала 1. Отработка понятий: надотряд Пингвины, надотряд Страусовые, надотряд Типичные птицы, порода. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • Какие черты внешнего строения характерны для представителей надотряда пингвинов? • Чем отличаются от других птиц представители надотряда страусовых? • По каким признакам выделен надотряд типичных птиц? • Назовите птиц, участвующих в распространении семян. Как птицы влияют на численность насекомых и грызунов? • В чём проявляется роль птиц в жизни и хозяйственной деятельности человека? 3. Обсуждение вопроса «Почему важно сохранять всё многообразие птиц?». 4. Указать номера правильных суждений. 1. Основные особенности строения птиц развились в связи с их приспособленностью к полёту. 2. В оперении птиц различают контурные перья, пуховые перья и пух. 3. Кровь у птиц течёт по двум кругам кровообращения. 4. У птиц хорошо развито зрение и обоняние. 5. Только что отложенное яйцо легче яйца уже насиженного, с развитым зародышем. 6. Галки, деревенские ласточки живут парами. 7. Все птицы способны к полёту. 8. У пингвинов есть киль. 9. Воздушные мешки являются частью дыхательной системы птиц. 10. У птиц четырёхкамерное сердце. 11. Развивающийся в яйце птицы зародыш питается веществами белка. 12. Все птицы строят гнёзда. 13. У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.50 14. Перелётные птицы не имеют постоянных мест зимовки. 15. У птиц нет мочевого пузыря. Правильные суждения: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 11.
IV. Домашнее задание 1. Изучить § 54, ответить на вопросы в конце пара- графа. 2. Подготовить презентацию «Птицеводство». 3. Подготовиться к экскурсии в лес.
выполнение заданий учителя, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении практической ценности знаний о птицах, определение целевых и смысловых установок в своих действиях и поступках по отношению к птицам
выполнение задания 1 в рабочей тетради
самостоятельная работа учащихся с учебником
рассказ учителя с использованием таблиц, фотографий
рассказ учителя с использованием презентации о птицеводстве
_____________ 7 класс
Тема: Класс Млекопитающие, или Звери.
Задачи урока:
• познакомить учащихся с общей характеристикой млекопитающих; • рассмотреть прогрессивные черты организации млекопитающих, позволившие им освоить основные среды обитания.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: учащиеся расширяют знания о многообразии теплокровных животных, знакомятся с особенностями внешнего и внутреннего строения, размножения и развития млекопитающих, совершенствуют умение различать их среди биологических объектов, на рисунках и таблицах.
Метапредметные: учащиеся совершенствуют умение сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о млекопитающих в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, переводить из одной формы подачи в другую.
Личностные: у учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение млекопитающих, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
1. Демонстрация и обсуждение презентации «Птицевод- ство». II. Актуализация знаний о млекопитающих (фронтальная беседа).
III. Изучение нового материала 1. Общая характеристика класса Млекопитающие. 2. Внешнее строение млекопитающих. 3. Внутреннее строение млекопитающих .
4. Размножение и развитие млекопитающих.
IV. Закрепление материала 1. Отработка понятий: класс Млекопитающие, волосяной покров, млечные железы, матка, диафрагма, плацента, плод, беременность, роды. 2. Фронтальная беседа по вопросам: • По каким признакам млекопитающих можно отличить от других животных? Какие образования имеются на пальцах ног млекопитающих?54 • Какие органы расположены на голове млекопитающих? • Какое значение для зверей имеет подвижность ушных раковин? • Чем отличается передвижение млекопитающих от передвижения пресмыкающихся? • Каковы черты усложнения внутреннего строения млекопитающих по сравнению с рептилиями? • Каково строение и функции органов размножения самки (самца) млекопитающих? • Где и как у млекопитающих происходит развитие плода?
V. Домашнее задание Изучить § 55, ответить на вопросы в конце параграфа. Тема исследовательского задания: Забота о потомстве у домашних зверей.
работа с текстом и иллюстрациями учебника, выполнение заданий в рабочей тетради, сотрудничество с одноклассниками и учителем при обсуждении особенностей строения и процессов жизнедеятельности млекопитающих
самостоятельная работа учащихся с текстом и рисунками 136—137 учебника