kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технокарта заседания научно-практической лаборатории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа сформирует умения и навыки постановки школьного биологического эксперимента, исследовательской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технокарта заседания научно-практической лаборатории»

Технокарта заседания научно-практической лаборатории. Тема: « Практическая работа по постановке школьного эксперимента: «Обнаружение в почве воздуха»; «Корневые волоски»; «Выращивание лука в воде на свету и в темноте». Цель: сформировать умения и навыки постановки школьного биологического эксперимента, исследовательской деятельности; осуществлять алгоритм школьного эксперимента; умение работать в паре.

Ход заседания: Здравствуйте ребята! Мы продолжаем с вами очередное заседание научно-практической лаборатории. Слова учителя: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не проделал» К.А. Тимирязев. Эти слова Климента Аркадьевича Тимирязева подтверждают то, что эксперимент и наблюдение это могущественные методы исследования природы. Климент Аркадьевич Тимирязев – это русский учёный, основоположник русской научной школы физиологии растений.

Сегодня мы с вами продолжим работу, которую начали на прошлых заседаниях научно-практической лаборатории. Давайте вспомним: учитель включает учебный фильм «Научно-практическая лаборатория»(приложение №1) Ребята вы просмотрели материал постановки опытов. Инструкция. Опыт№1 Тема: Обнаружение в почве воды. Задача: Во влажной почве воду легко обнаружить на ощупь. Но на поверхности почва нередко бывает на ощупь сухой. Содержится ли в такой почве вода? Оборудование: чашка с сухой почвой, ложечка для насыпания веществ, пробирка, пробиркодержатель, спиртовка, спички. Ход опыта: В сухую пробирку всыпают половину ложки сухой на ощупь почвы и, держа пробирку горизонтально, нагревают почву над пламенем горелки. Нагревать надо осторожно, чтобы не началась сухая перегонка органических веществ почвы. Вскоре внутри на стенках пробирки оседают капельки воды. Появление их нетрудно понять учащимся: при нагревании почвы из неё испаряется вода; водяной пар, проходя вдоль холодной стенки пробирки, охлаждается и образует оседающие на ней капельки воды. По прекращении нагревания пробирку некоторое время держат горизонтально, иначе вода будет стекать на горячую стенку пробирки и пробирка может лопнуть. Очевидно, что даже в сухой на ощупь почве содержится вода.

Слова учителя : Каков результат вашего опыта? Ребята, которые проводили данный опыт знакомят остальных учащихся с результатами опыта.

Слова учителя: Первая группа. Предположите, что ещё находится в почве?

Инструкция. Опыт№2 Тема: Условия, необходимые для прорастания семян. Задача: Пока семена хранятся в амбаре, они не прорастают. Но вот их высеяли в рыхлую и влажную почву, и они начинают прорастать. Очевидно, здесь они находят необходимые для того условия. Какие же условия необходимы для прорастания семян? Необходимы ли вода и воздух? Оборудование: три стеклянных стакана, стакан с водой, чашка с семенами подсолнуха. Ход опыта: Для опыта берут семена подсолнуха. Из отобранных семян отсчитывают три порции по 8-12 штук и кладут их в стаканы. Семян надо взять столько, чтобы они и при набухании располагались на дне стакана в один слой. В первом стакане семена заливают водой до середины стакана и тем лишают их воздуха, во втором стакане к семенам приливают столько воды, чтобы они были наполовину в воде - им предоставляют и воду, и воздух. В третьем стакане семена оставляют совсем без воды. Стаканы с семенами накрывают стеклянными пластинками и выставляют в тёплое место, на свет или в темноту – безразлично. Необходимо проследить за тем, чтобы во втором стакане семена всё время находились « по пояс» в воде, поэтому по мере потребления воды набухающими семенами её доливают. Через 3-4 дня устанавливают результаты опыта: в стакане№1 семена набухли, но не проросли. В стакане №2 семена и набухли, и проросли. В стакане №3 семена не набухли, и не проросли. В итоге делают вывод, что для прорастания семян необходимы вода и воздух ( точнее кислород воздуха).

Выносится поднос на котором находится оборудование второго опыта и его результат.

Слова учителя : Каков результат вашего опыта? Ребята, которые проводили данный опыт знакомят остальных учащихся с результатами опыта.

Слова учителя: Вторая группа. Предположите, каким образом дальше продолжится рост проросших семян, их корешка? Инструкция. Опыт№3 Тема: Испарение растением воды. Задача: Растения своими корнями потребляют из почвы воду с растворёнными в ней солями. Но остаётся ли вся эта вода в растении? Оборудование: Растение герани, железный штатив, колба, стакан с тёплой водой. Ход опыта: Для опыта в железном штативе укрепляют колбу, и регулируют высоту лапки на уровне листа герани. Растение герани поливают тёплой водой. Целый зелёный лист герани вводят в колбу, отверстие колбы аккуратно закрывают ватой. Уже через 1-2 часа на верхней внутренней стенке колбы появляются капельки воды. Затем они стекают на её нижнюю стенку. В итоге обсуждения выясняют: Откуда появилась в колбе с листом вода? Лист испаряет воду с помощью устьиц; водяные пары охладились у стенки колбы и превратились в капельки воды.

Слова учителя : Каков результат вашего опыта? Ребята, которые проводили данный опыт знакомят остальных учащихся с результатами опыта.

Слова учителя: Третья группа. Предположите, какую функцию выполняет лист, кроме испарения воды?

Учитель обращается к ребятам первой группы и выслушивает мнения ребят.

Слова учителя: Вы предположили, что кроме минеральных солей и воды в почве имеется воздух. Каким образом это проверить? Ответ учащихся: опытом.

Учащимся предлагается описание опыта №1 «Обнаружение в почве воздуха». Учащиеся читают, готовят оборудование и проводят эксперимент, делают выводы (приложение №2)

Инструкция. Опыт№1 Тема: Обнаружение в почве воздуха. Задача: Легко представить себе, что в рыхлой почве, между комочками её, находится воздух. Но содержится ли воздух внутри комочков почвы? Оборудование: Чашка с комочками сухой почвы, стакан с водой, ложка для насыпания. Ход опыта: В стакан с водой осторожно опускают ( не бросать!) комочек сухой почвы величиной с лесной орех или несколько больше. Вода быстро проникает в комочек почвы и вытесняет из него воздух; пузырьки воздуха, выходя из комочка, отрываются от него и поднимаются на поверхность воды. Как видно, не только между комочками, но и внутри комочков почвы, если она подсохла, имеется воздух.

Учитель обращается к ребятам второй группы и выслушивает мнения ребят.

Слова учителя: Вы предположили, что проростки пшеницы будут расти вверх и вниз. Их корни будут образовывать корневые волоски. Каким образом это проверить? Ответ учащихся: поставить опыт.

Учащимся предлагается описание опыта №2 «Корневые волоски». Учащиеся читают, готовят оборудование и проводят эксперимент, делают выводы (приложение №2) Инструкция. Опыт№2 Тема: Корневые волоски. Задача: Растения всасывают из почвы воду с растворёнными в ней солями главным образом корневыми волосками. Необходимо рассмотреть на корнях корневые волоски. Оборудование: Стакан с проросшими семенами подсолнуха ( лучше набухшие или даже наклюнувшиеся), стаканы, марля или тюль, нитки, горшки с песком, стакан с водой. Ход опыта: Стакан обвязывают марлей, немного вдавливают её внутрь, а затем наливают в него воды столько, чтобы она смачивала провисающую марлю. Края марли подвёртывают и расклады-вают на ней несколько набухших или даже наклюнувшихся семян подсолнуха. Стакан на блюдце ставят в тёплое место, на свет. В первое время необходимо следить, не стекает ли по марле вода, иначе марля может оказаться над водой и семена не прорастут, - в этом случае в стакан периодически доливают воду.

Одновременно высевают несколько семян в горшок с песком и также ставят его в тёплое светлое место, песок по мере надобности умеренно увлажняют. Через несколько дней рассматривают отросшие в воде корешки подсолнуха с длинными корневыми волосками. Они лучше заметны, если рассматривать их на свет. Необходимо обратить внимание, как они расположены на корне, и зарисовать и их.

Учитель обращается к ребятам третьей группы и выслушивает мнения ребят.

Слова учителя: Вы предположили, что лист испаряет воду с помощью устьиц, которые находятся на нижней стороне листа; лист имеет зелёный цвет, в листе идёт процесс фотосинтеза. Каким образом это проверить? Ответ учащихся: поставить опыт.

Учащимся предлагается описание опыта №3 «Выращивание лука в воде на свету и в темноте». Учащиеся читают, готовят оборудование и проводят эксперимент, результаты которого будут видны на следующем заседании, чтобы сделать вывод (приложение №2)

Инструкция. Опыт№3 Тема: Выращивание лука в воде на свету и в темноте. Задача: Выявить потребность растений в освещённости. Оборудование: Стаканы с водой, две луковицы. Ход опыта: В стаканы с водой помещают луковицы. Один стакан с луковицей помещают в тёмный шкаф, другой оставляют на свету. Через 5-7 дней наблюдают результаты опыта, сравнивают луковицы. Делают выводы.

Слова учителя: У ребят первой группы готов результат. Прокомментируйте опыт и его результат. Следует рассказ учащегося.

Слова учителя: Результат вашего опыта совпал с вашими предположениями.

Слова учителя: Для того, чтобы получить результат ребятам второй и третьей группы необходимо время. Это мы увидим на следующем заседании.



























Использованная литература.

1.Ионина Н.Г. Профориентационная работа при обучении биологии как направление воспитания и социализации в рамках ФГОС ООО. Журнал «Биология в школе» №6 2015г.

2. Гиренкова Е.М. Развитие познавательного интереса учащихся посредством исследовательской работы. Журнал «Биология в школе» №4 2015г.

3.Суматохин С.В. Требования к учебно-исследовательской и проектной деятельности. Журнал «Биология в школе» №5 2013г.

4. Павлушенко Н.И. Практическое пособие «Удивительные опыты с растениями». Электронные дидактические средства в электронном приложении №2 к журналу «Биология в школе» №8 2014г.

5.Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений. Пособие для учителей – 4-е изд. М. Просвещение,1980г.







Работа выполнена учителем химии и биологии Муниципального Образовательного Учреждения «Основная Общеобразовательная Школа районного посёлка Озинки» Озинского района Саратовской области Лявинсковой Натальей Павловной и учащимися 6 класса.

Приложение №1 Учебный фильм «Научно-практическая лаборатория.»

В учебном фильме «Научно-практическая лаборатория» снимались учащиеся 6 класса Муниципального Образовательного Учреждения «Основная Общеобразовательная Школа районного посёлка Озинки» Озинского района Саратовской области :Живодёров Дмитрий, Бухаев Ержан, Кружилина Екатерина, Мухина Полина, Куйбагарова Аделина.



Приложение №2

Памятка о проведении экспериментов 1.Цель: для чего мы проводим опыт 2.Оборудование: список всего необходимого для проведения опыта 3.Методика проведения: поэтапные инструкции по проведению экспериментов 4.Выводы: точное описание ожидаемого результата и сравнение с ним.

Основные инструкции по проведению эксперимента 1.Внимательно прочитайте инструкцию эксперимента 2.Соберите всё необходимое оборудование для проведения опыта эксперимента. Позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой было всё необходимое оборудование для проведения опыта экспери-мента. Когда приходится останавливаться и разыскивать то одно, то другое, это может нарушить ход эксперимента. 3.Действуйте постепенно и очень осторожно, никогда не забегайте вперёд и ничего не добавляй-те от себя. Самое главное - ваша безопасность, поэтому внимательно следуйте инструкциям опыта. 4.Наблюдайте: если полученные результаты не будут соответствовать описанным в пособии, внимательно почитайте инструкции и начните опыт сначала.

Инструкции для оформления отчёта по опытам 1.Тема опыта. 2.Цель опыта 3.Оборудование 4.План опыта 5.Ход опыта: а) дата б) что делаю? В) что наблюдаю? 6.Фотографии (рисунки) на всех этапах работы 7.Результаты . 8. Вывод.




































































































































































































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технокарта заседания научно-практической лаборатории

Автор: Лявинскова Наталья Павловна

Дата: 31.07.2016

Номер свидетельства: 338350


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства