kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Отношения организмов в сообществе" (5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока - современная форма планирования урока, которая содержит описание деятельности учителя и обучающихся. Технологическая карта урока обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Отношения организмов в сообществе" (5 класс)»

Технологическая карта урока

Предмет: Биология. Живой организм

Класс: 5

Тема: «Отношения организмов в сообществе»

Автор учебника: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока

личностная

метапредметная

предметная

Проявление познавательного интереса к изучению типов взаимоотношений между организмами; понимание учебных задач и стремление их выполнить.


Самостоятельное определение цели учебной деятельности; осуществление поиска ответов на поставленные вопросы; организация учебного взаимодействия в группе; умение анализировать текст и рисунки учебника.

Обеспечение усвоения обучающимися знаний о типах взаимоотношений организмов и значении их для устойчивого развития природного сообщества.

Задачи

1. Применить опорные материалы для групповой и индивидуальной работы, занимательное содержание заданий для познавательной мотивации.

2. Использовать иллюстрации для создания эстетичной образовательной среды

3. Развивать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности.

1. Продолжить формирование умения использовать и строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии.

2. Организовать работу в группах для проработки нового содержания.

3.Формировать умение работать с текстом, пересказывать его содержание, интерпретировать.

1. Сформировать представление о типах взаимоотношений с помощью текста учебника и проблемной беседы.

2.Продолжить формирование умений разбираться в схемах, таблицах и рисунках.

Планируемые результаты

1.Самоопределение:

-имеет место адекватная самооценка результатов учения.

2.Смыслообразование:

- содержание и технология урока мотивировали успешное учение

-работа детей в группе успешна.

3.Нравственно-этическое оценивание:

- преобладает ценностное отношение друг к другу и учителю

ясно и четко излагать свои мысли в устной речи, выстраивать аргументацию.

1.Коммуникативные:

- умение слушать других и принимать высказывания других;

- умение высказывать свое мнение по теме, вести диалог при работе в группе;

- умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Регулятивные:

- умение самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; имеют навыки самооценки, навыки работы с текстом, определяют степень успешности выполнения своей работы;

- умение сравнивать, анализировать, обобщать знания.

3.Познавательные:

- умение формулировать ответы на вопросы учителя в устной форме;

- умение устанавливать причинно-следственные связи, давать определения понятиям.


1.Знания:

- учащиеся определяют понятия по теме урока, знают типы взаимоотношений организмов: хищник-жертва, паразит-хозяин, конкурентные отношения, взаимовыгодные отношения.

2.Умения:

- учащиеся описывают особенности разных типов взаимоотношений организмов в сообществе при рассмотрении разнообразных примеров, прогнозируют последствия для сообщества конкуренции, гибели хищников, нарушения взаимовыгодных отношений.


Этапы урока

Мин.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

1

Приветствует обучающихся, осуществляет визуальный контроль, проверяет готовность к уроку.

Отвечают на приветствие, настраиваются на взаимодействие с учителем.

К

2. Мотивация и актуализация знаний.

5

1. Демонстрирует слайды (№ 2, 4) с изображением природных сообществ.

2.Организует беседу по вопросам, корректирует ответы (слайд №3).

Какие связи возникают между организмами в сообществе?

Какие связи определяют видовой состав сообщества?

3. Контролирует правильность ответов обучающихся и подводит их к постановке цели урока (слайд №5).

1. Рассматривают слайды с изображением пруда и хвойного леса.

2. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.











3. Формулируют цели и записывают тему урока.

П



К













Р

3. Изучение нового материала.

25

1. Задает проблемные вопросы (слайды №6 -13).

Опишите в общих чертах, что вы видите на рисунке?

Как бы вы назвали отношения между волком и лисой?

Прочитайте текст на стр. 34 и ответьте на вопрос: что такое конкуренция?

2. Организует обсуждение.

Можно ли это назвать конкуренцией?

Конкурентные отношения – самые острые отношения. Почему?

Предскажите, чем закончится борьба (конкуренция) между двумя видами хищников за территорию?

3. Организует работу в группах (слайд № 14-17).

Рассмотрим отношения «хищник – жертва». Для этого проведем эксперимент. В роли «хищников» будут вилка и нож, а в роли «жертв» – семена фасоли и гороха.

Почему два «хищника» поймали разное число «жертв»?

Почему некоторым «жертвам» удалось быть не пойманными?





4. Организует обсуждение отношений «паразит – хозяин» (слайд №18-21).

Охарактеризуйте отношения между клещом и человеком. Для этого расположите слова:

хозяин

пища

паразит

среда обитания

в определенном порядке.

5. Организует обсуждение взаимовыгодных отношений (слайд № 22-24).

Выскажите предположение, в чем заключается взаимная выгода отношений между буйволовыми скворцами и африканскими копытными?

Попробуйте доказать, чем могут быть полезными отношения муравьев и тлей.

1. Рассматривают слайд и характеризуют словами иллюстрацию.









Дают определение понятия и записывают в тетрадь.

2. Рассматривают фотографии и высказывают свои суждения.







Приводят примеры взаимопомощи, снижения конкуренции между организмами.

3. Проводят эксперимент по поимке «хищниками» «жертв».







Сравнивают количество «жертв», пойманных «вилкой» и «ножом».

Аргументируют свои мнения и делают выводы о наличии взаимных приспособлений хищников и жертв, о роли хищников в природе.





Устанавливают связь между этими словами и составляют из них предложение.

Делают вывод о значении хозяина для паразита.

Наблюдают в кабинете растение, пораженное щитовкой.









Выдвигают версии, излагают свое мнение.










П

К









П



П

Л

К





П





Р

К

Л







П



К

П







П

К



П



П











Р

К

4. Закрепление

10

1. Организует работу в тетради-тренажере.

Выполните задание № на стр.

2. Организует фронтальную беседу по итогам урока.

Как бы вы назвали отношения между кукушкой и другими птицами? (слайд №25).

3. Представляет изученные типы взаимоотношений организмов в виде таблицы и организует работу по ней (слайд № 26).

Какое действие – отрицательное или положительное - испытывают организмы в данных отношениях?

4. Демонстрирует на слайде предложения (слайд № 27).

В каких предложениях допущена ошибка?

5. Задает домашнюю работу.

Выполните задание в тетради-тренажере № на стр. и прочитайте в учебнике параграф №

Делают записи в тетради









Обсуждают текст на слайде и излагают свое мнение.











Аргументируют свои мнения, выслушивают ответы одноклассников.



Анализируют данные предложения и находят правильные ответы.





Записывают задание в дневниках.

П









П

К









П

К

Л





П





Р

5. Рефлексия

4

1. Организует подведение итогов (слайд № 28,29).

Закончите предложения:

Мы изучили следующие типы отношений организмов …

Разнообразные отношения организмов поддерживают …



Выскажите свое мнение по уроку:

Я понял, что…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Меня удивило…

Было трудно…

Мне захотелось…

2. Организует проведение самооценки новых знаний и деятельности обучающихся на уроке (слайд №30).





Делают выводы.













Делятся своими суждениями по уроку.













Поднимают карточку определенного цвета, которая соответствует выбранному критерию.





П

К











Р

К













Р





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Отношения организмов в сообществе" (5 класс)

Автор: Теплых Надежда Прокопьевна

Дата: 27.08.2019

Номер свидетельства: 518556

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "технологическая карта урока "Жизнь организмов на планете Земля" "
    ["seo_title"] => string(72) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-zhizn-orghanizmov-na-planietie-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "142369"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418286343"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства