|   2. Мотивация и актуализация знаний.   |    5   |    1. Демонстрирует слайды (№ 2, 4) с изображением природных сообществ.  2.Организует беседу по вопросам, корректирует ответы (слайд №3).  Какие связи возникают между организмами в сообществе?  Какие связи определяют видовой состав сообщества?  3. Контролирует правильность ответов обучающихся и подводит их к постановке цели урока (слайд №5).   |    1. Рассматривают слайды с изображением пруда и хвойного леса.  2. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.  
     
     
     
     
     3. Формулируют цели и записывают тему урока.   |    П  
     К  
     
     
     
     
     
     Р   |  
  |   3. Изучение нового материала.   |    25   |    1. Задает проблемные вопросы (слайды №6 -13).  Опишите в общих чертах, что вы видите на рисунке?  Как бы вы назвали отношения между волком и лисой?  Прочитайте текст на стр. 34 и ответьте на вопрос: что такое конкуренция?  2. Организует обсуждение.  Можно ли это назвать конкуренцией?  Конкурентные отношения – самые острые отношения. Почему?  Предскажите, чем закончится борьба (конкуренция) между двумя видами хищников за территорию?  3. Организует работу в группах (слайд № 14-17).  Рассмотрим отношения «хищник – жертва». Для этого проведем эксперимент. В роли «хищников» будут вилка и нож, а в роли «жертв» – семена фасоли и гороха.    Почему два «хищника» поймали разное число «жертв»?  Почему некоторым «жертвам» удалось быть не пойманными?  
     
     4. Организует обсуждение отношений «паразит – хозяин» (слайд №18-21).  Охарактеризуйте отношения между клещом и человеком. Для этого расположите слова:    хозяин    пища    паразит    среда обитания    в определенном порядке.  5. Организует обсуждение взаимовыгодных отношений (слайд № 22-24).  Выскажите предположение, в чем заключается взаимная выгода отношений между буйволовыми скворцами и африканскими копытными?  Попробуйте доказать, чем могут быть полезными отношения муравьев и тлей.   |    1. Рассматривают слайд и характеризуют словами иллюстрацию.  
     
     
     
     Дают определение понятия и записывают в тетрадь.  2. Рассматривают фотографии и высказывают свои суждения.  
     
     
     Приводят примеры взаимопомощи, снижения конкуренции между организмами.  3. Проводят эксперимент по поимке «хищниками» «жертв».     
     
     
     Сравнивают количество «жертв», пойманных «вилкой» и «ножом».  Аргументируют свои мнения и делают выводы о наличии взаимных приспособлений хищников и жертв, о роли хищников в природе.  
     
     Устанавливают связь между этими словами и составляют из них предложение.    Делают вывод о значении хозяина для паразита.  Наблюдают в кабинете растение, пораженное щитовкой.    
     
     
     
     Выдвигают версии, излагают свое мнение.  
     
     
     
          |    П  К  
     
     
     
     П  
     П  Л  К  
     
     П  
     
     Р  К  Л  
     
     
     П  
     К  П  
     
     
     П  К  
     П  
     П  
     
     
     
     
     Р  К   |  
  |   4. Закрепление   |    10   |    1. Организует работу в тетради-тренажере.  Выполните задание № на стр.  2. Организует фронтальную беседу по итогам урока.  Как бы вы назвали отношения между кукушкой и другими птицами? (слайд №25).  3. Представляет изученные типы взаимоотношений организмов в виде таблицы и организует работу по ней (слайд № 26).  Какое действие – отрицательное или положительное - испытывают организмы в данных отношениях?    4. Демонстрирует на слайде предложения (слайд № 27).  В каких предложениях допущена ошибка?  5. Задает домашнюю работу.  Выполните задание в тетради-тренажере № на стр. и прочитайте в учебнике параграф №   |    Делают записи в тетради  
     
     
     
     Обсуждают текст на слайде и излагают свое мнение.  
     
     
     
     
     Аргументируют свои мнения, выслушивают ответы одноклассников.  
     Анализируют данные предложения и находят правильные ответы.  
     
     Записывают задание в дневниках.   |    П  
     
     
     
     П  К  
     
     
     
     П  К  Л  
     
     П  
     
     Р   |  
  |   5. Рефлексия   |    4   |    1. Организует подведение итогов (слайд № 28,29).  Закончите предложения:  Мы изучили следующие типы отношений организмов …  Разнообразные отношения организмов поддерживают …    
     Выскажите свое мнение по уроку:  Я понял, что…  Я научился…  У меня получилось …  Я смог…  Меня удивило…  Было трудно…  Мне захотелось…  2. Организует проведение самооценки новых знаний и деятельности обучающихся на уроке (слайд №30).   |    
     
     Делают выводы.  
     
     
     
     
     
     Делятся своими суждениями по уроку.  
     
     
     
     
     
     Поднимают карточку определенного цвета, которая соответствует выбранному критерию.   |    
     
     П  К  
     
     
     
     
     Р  К  
     
     
     
     
     
     Р       |