2. Мотивация и актуализация знаний. | 5 | 1. Демонстрирует слайды (№ 2, 4) с изображением природных сообществ. 2.Организует беседу по вопросам, корректирует ответы (слайд №3). Какие связи возникают между организмами в сообществе? Какие связи определяют видовой состав сообщества? 3. Контролирует правильность ответов обучающихся и подводит их к постановке цели урока (слайд №5). | 1. Рассматривают слайды с изображением пруда и хвойного леса. 2. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
3. Формулируют цели и записывают тему урока. | П
К
Р |
3. Изучение нового материала. | 25 | 1. Задает проблемные вопросы (слайды №6 -13). Опишите в общих чертах, что вы видите на рисунке? Как бы вы назвали отношения между волком и лисой? Прочитайте текст на стр. 34 и ответьте на вопрос: что такое конкуренция? 2. Организует обсуждение. Можно ли это назвать конкуренцией? Конкурентные отношения – самые острые отношения. Почему? Предскажите, чем закончится борьба (конкуренция) между двумя видами хищников за территорию? 3. Организует работу в группах (слайд № 14-17). Рассмотрим отношения «хищник – жертва». Для этого проведем эксперимент. В роли «хищников» будут вилка и нож, а в роли «жертв» – семена фасоли и гороха. Почему два «хищника» поймали разное число «жертв»? Почему некоторым «жертвам» удалось быть не пойманными?
4. Организует обсуждение отношений «паразит – хозяин» (слайд №18-21). Охарактеризуйте отношения между клещом и человеком. Для этого расположите слова: хозяин пища паразит среда обитания в определенном порядке. 5. Организует обсуждение взаимовыгодных отношений (слайд № 22-24). Выскажите предположение, в чем заключается взаимная выгода отношений между буйволовыми скворцами и африканскими копытными? Попробуйте доказать, чем могут быть полезными отношения муравьев и тлей. | 1. Рассматривают слайд и характеризуют словами иллюстрацию.
Дают определение понятия и записывают в тетрадь. 2. Рассматривают фотографии и высказывают свои суждения.
Приводят примеры взаимопомощи, снижения конкуренции между организмами. 3. Проводят эксперимент по поимке «хищниками» «жертв».
Сравнивают количество «жертв», пойманных «вилкой» и «ножом». Аргументируют свои мнения и делают выводы о наличии взаимных приспособлений хищников и жертв, о роли хищников в природе.
Устанавливают связь между этими словами и составляют из них предложение. Делают вывод о значении хозяина для паразита. Наблюдают в кабинете растение, пораженное щитовкой.
Выдвигают версии, излагают свое мнение.
| П К
П
П Л К
П
Р К Л
П
К П
П К
П
П
Р К |
4. Закрепление | 10 | 1. Организует работу в тетради-тренажере. Выполните задание № на стр. 2. Организует фронтальную беседу по итогам урока. Как бы вы назвали отношения между кукушкой и другими птицами? (слайд №25). 3. Представляет изученные типы взаимоотношений организмов в виде таблицы и организует работу по ней (слайд № 26). Какое действие – отрицательное или положительное - испытывают организмы в данных отношениях? 4. Демонстрирует на слайде предложения (слайд № 27). В каких предложениях допущена ошибка? 5. Задает домашнюю работу. Выполните задание в тетради-тренажере № на стр. и прочитайте в учебнике параграф № | Делают записи в тетради
Обсуждают текст на слайде и излагают свое мнение.
Аргументируют свои мнения, выслушивают ответы одноклассников.
Анализируют данные предложения и находят правильные ответы.
Записывают задание в дневниках. | П
П К
П К Л
П
Р |
5. Рефлексия | 4 | 1. Организует подведение итогов (слайд № 28,29). Закончите предложения: Мы изучили следующие типы отношений организмов … Разнообразные отношения организмов поддерживают …
Выскажите свое мнение по уроку: Я понял, что… Я научился… У меня получилось … Я смог… Меня удивило… Было трудно… Мне захотелось… 2. Организует проведение самооценки новых знаний и деятельности обучающихся на уроке (слайд №30). |
Делают выводы.
Делятся своими суждениями по уроку.
Поднимают карточку определенного цвета, которая соответствует выбранному критерию. |
П К
Р К
Р |