Просмотр содержимого документа
«Статья 'Организация работы школьного лесничества в условиях сельской школы '»
«Описание опыта работы
Курумканского школьного лесничества «Росток»
Автор: Зарубина Валентина Павловна,
учитель биологии МБОУ «Курумканская СОШ №1»
«Ещё в начале ХХ века В.И.Вернадский предупреждал, что наступит время, когда людям придётся взять на себя ответственность за развитие человека и природы»
(из выступления В.В.Путина на заседании Государственного совета по вопросу об экологическом развитии РФ в интересах будущих поколений 27 декабря 2016 года)
Введение
Экологическое состояние окружающей среды ежегодно ухудшается, поэтому наше поколение должно обратить на это особое внимание. Экологические проблемы, а также необходимость их решения проявили совершенно новое направление в образовании - экологическое. Одним из ведущих принципов экологического образования становится принцип непрерывности. Экологическое образование подразумевает не только взаимосвязь процесса обучения и воспитание, но и развитие человека в течение всей его жизни.
Непрерывность и интенсивность развития экологического образования, воспитание экологической культуры уже много лет является актуальной задачей современного общества и рассматривается как одно из важных средств решения глобальных экологических проблем.
В настоящее время стало очевидным, что в решении экологических проблем, ведущую роль играет не только техногенный, но и личностный фактор. В связи с этим становится очевидным необходимость перехода образования от простой трансляции знаний об экологических проблемах к обучению экологическому мышлению и экологически ориентированной деятельности на основе практических занятий, от теоретического описания и объяснения мира – к умениям и конкретным навыкам ответственного, экологически безопасного взаимодействия с природой.
Одной из проверенных временем в России форм вовлеченности учащихся в практическую природоохранную деятельность являются школьные лесничества. Школьное лесничество – это учебное объединение, которое может быть создано на добровольных началах на базе общеобразовательной школы, лесохозяйственного предприятия, комитета по охране природы, учреждения дополнительного образования или иных заинтересованных учреждений с целью повышения уровня экологического воспитания и образования, профессиональной ориентации школьников, подготовки будущих специалистов в лесном хозяйстве.
Школьное лесничество «Росток» было создано в 2015 году. На сегодняшний день в официальный список членов школьного лесничества входит 25 человек. Однако, во время проведения мероприятий по лесопосадке или работе на лесопитомнике дополнительно вовлекается до 50 человек из числа добровольцев, поддерживающих работу школьного лесничества. В работу вовлекаются не только учащиеся, активно участвуют учителя, помогают родители учащихся и жители села.
Работа школьного лесничества посвящена природоохранной деятельности, связанной в основном с лесовосстановлением и профилактикой лесных пожаров. Кроме этого, успешно развиваются эколого-просветительское, творческое и научно-исследовательское направление.
«Лесовосстановление»
Одним из важнейших этапов работы школьного лесничества является организация работы по лесопосадкам. Члены школьного лесничества осуществляют работу в этом направлении в рамках республиканского экологического проекта «Helpforest» и добровольческого движения «Зелёные отряды Бурятии». Работа по восстановлению леса проводится на местах вырубок совместно с работниками Курумканского лесхоза. Благодаря энтузиазму детей, жители близлежащих сёл также приходят на лесопосадки. В лесопосадках совместно с детьми участвуют и лесозаготовители.
На сегодняшний день в активе деятельности школьного лесничества:
лесопосадка на территории горельника и санитарной рубки близ села Шаманка; совместно с Курумканским лесхозом и лесозаготовителями посажено 14 тысяч саженцев;
посадка саженцев на территории детского сада «Росинка»;
лесопосадка на территории горельника и санитарной рубки возле села Сахули, совместно с активистами сельского поселения;
работа по прополке и подготовке саженцев к посадке на лесопитомнике Курумканского лесхоза;
закладка школьного питомника по выращиванию саженцев сосны обыкновенной. Питомник закладывали члены «Зелёных отрядов» из числа учащихся 11 классов с обучением правилам посадки учащихся 7-8 классов, которые продолжат в будущем работу «Зелёных отрядов».
Посадка саженцев на месте лесного пожара в местности Барагхан.
Кроме лесопосадок, члены школьного лесничества помогают Курумканскому лесхозу на лесопитомнике по подготовке саженцев к посадке. Ребята выполняют работу с большим удовольствием, хотя это очень кропотливый труд. Курумканский лесхоз обеспечивает школьное лесничество транспортом, питанием, сладкими призами. Работа ребят отмечается грамотами за участие в акции «Саженцы – будущий лес» и памятными значками «Я посадил лес».
«Охрана и защита леса»
Школьное лесничество занимается не только лесопосадками и работой на питомнике, но и следит за состоянием леса и его восстановлением.
Активной формой работы в этом направлении является проведение различных акции по очистке леса от мусора. Инициаторами таких акций являются члены школьного лесничества. Уборка проводиться в лесном массиве возле школы. Также акции проводятся по инициативе и совместно с сельским поселением, комитетом по молодёжной политике Курумканского района.
Ежегодно весной проводятся агитационные мероприятия по проблеме сохранения лесов от пожара. Они включают в себя не только традиционное развешивание и раздачу листовок, но и беседу с населением. Жители села очень хорошо реагируют на такие беседы с ребятами. Члены лесничества проводят беседы и с учащимися школы.
Совместно с заповедником «Джергинский» зимой проводятся выезды на территорию заповедника. Во время поездки ребят знакомят с организацией подкормки зверей, показывают места кормления, лёжки. Дети получают возможность изучать следы животных на снегу. Используем в поездках бинокли и фотоаппараты.
Летом 2017 года несколько членов школьного лесничества совместно с учащимися дома творчества получили опыт установки феромонных ловушек на насекомых в различных биотопах, в том числе и лесном. Эту работу проводили сотрудники Бурятского научного центра.
Интересную идею по использованию видеоматериала съёмок с помощью фотоловушек предложил Маркелов Сергей, призёр районной олимпиады по экологии, член школьного лесничества. После беседы с работниками лесхоза, он предлагает использовать отснятые материалы на уроках биологии, чтобы учащиеся не по картинкам, а в реальном режиме знакомились с поведением зверей в природе.
Традиционно учащиеся школы изготавливают и развешивают кормушки для птиц. Наши кормушки есть даже на кордонах заповедника, где птиц подкармливают егеря.
«Просветительская деятельность»
Традиционными стали экологические тренинги, проводимые в сентябре во время туристических походов, которые проводятся для новых членов школьного лесничества. На занятиях рассказывается о важности сохранения и восстановления лесов, знакомят с работой школьного лесничества.
Одними из самых любимых стали для детей занятия по тренировке туристических навыков, особенно переправы по верёвке. Кроме этого проводятся тренировки по подъёму в гору, преодолению завалов, переправа через ручьи, спуск с горы, комплектование рюкзака, разжигание и тушение костра. Занятия проводит Балданов Баир Раднаевич, который имеет огромный опыт туристической деятельности. Занятия проводятся по приглашению руководителя школьного лесничества.
Деятельность школьного лесничества была представлена на международном, межрегиональном, всероссийском, республиканском, районном уровнях. Имеются публикации в международном сборнике научно-практических работ учащихся и методическом сборнике, районной и школьной газете.
В октябре 2018 года планируются выступления на международном школьном форуме в городе Сочи и на финале конкурса «подрост» в городе Москва.
«Организация деятельности школьного лесничества»
Члены школьного лесничества активно занимаются научно-исследовательской деятельностью. Работы ребят в этой области были представлены на республиканском уровне в конференциях: «Шаг в будущее», «Земля – наш общий дом», «Подрост», «Чтения имени Вернадского», а также на экологическом форуме в Прибайкалье, и были отмечены дипломами участия, дипломами 1 и 2 степени. На межрегиональном уровне на конференции «Историко-культурное и природное наследие Сибири» отмечены благодарственными письмами. На всероссийском уровне работа ребят отмечена дипломом 1 степени. На международном уровне работы ребят отмечены дипломами 2 и 3 степени. Одна из работ была признана ФГБУ «Байкальский государственный заповедник» лучшей в номинации «Работа, связанная с исследованием на особо охраняемых природных территориях» и отмечена экскурсионной поездкой на Хамар-Дабан на 5 человек.
Работа школьного лесничества играет большую роль не только в трудовом воспитании детей, но и в их успешной социализации. Множество акций по очистке лесных территорий были проведены с участием членов школьного лесничества. Это одно из традиционных направлений работы лесничества. Участие в природоохранных акция было отмечено благодарственными письмами Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия, Бурятским региональным отделением «Молодая Гвардия Единой России», администрации МО Курумканский район, Джергинского заповедника, Курумканского лесхоза, районного центра дополнительного образования детей.
Ещё одно из направлений работы школьного лесничества – это эколого-просветительская деятельность. Эта сфера работы школьного лесничества активно поддерживается эколого-просветительским отделом Джергинского заповедника. Благодаря сотрудничеству с заповедником, есть возможность знакомить ребят с особенностями лесных биоценозов нашей местности. Дети имеют возможность наблюдать за жизнью лесных обитателей не только летом, но и зимой, благодаря экскурсиям, организуемым заповедником. Его сотрудники курируют работу экологического лагеря «Баргуты», обеспечивают методической поддержкой, проводят конкурсные мероприятия, обеспечивают призами. Принять участие в работе лагеря могут самые активные члены школьного лесничества.
Детям предоставляется возможность побывать в уникальных местах Баргузинской долины. В ходе проведения экскурсий проводятся беседы о наиболее интересных природных объектах Баргузинской долины, особенностях ее рельефа, речной и озёрной системах, горных хребтах. Во время экскурсий члены школьного лесничества изучают: смену растительного сообщества высотной поясности; особенности растительных сообществ подгольцовой и луговой зоны; последствия лесных пожаров; возобновление лесного массива после вырубки и пожаров; размещение гнездовий птиц; разнообразие растительных сообществ; видовой состав древесных, кустарниковых и травянистых форм растений.
Организация проведения походов предусматривает формирование навыков туристической деятельности: разбивку бивака, установку палатки, обустройство костра, правильное хранение продуктов питания, приготовление пищи на костре, уборку территории, утилизацию мусора. Дети учатся работать в команде, организовывать свой походный быт, быть внимательными к окружающей среде и поддерживать друг друга. Кроме этого, ребята обучаются правилам правильного и безопасного поведения на природе.
Одно из современных направлений работы школьного лесничества – это проектная деятельность; в частности, она реализуется в форме социального проекта «Помоги лесу!». Методическую помощь в реализации проекта оказали сотрудники Республиканского эколого-биологического центра. Одной из задач проекта являлась популяризация республиканского проекта Helpforest и добровольческого движения «Зелёные отряды Бурятии». В рамках проекта было проведено мероприятий и акций: на школьном уровне – 4, на уровне сельского поселения – 4, на муниципальном уровне – 4.
По рекомендации РЭБЦУ проект был представлен на Невском экологическом форуме, который проходил под патронажем Совета Федерации и Правительства России. Одна из задач форума – это поддержка действующих детских проектов и распространение их опыта. Сюжет о проекте был снят съемочной группой телекомпании Аригус в мае 2017 года.
В 2017 году был реализован ещё один социальный проект – «Мы вместе!», в реализацию которого были вовлечены учащиеся школы, родители и учителя. Это проект, который заставил всех задуматься о том, насколько важно беречь природу. Практическая часть проекта была представлена на республиканском конкурсе «Ученик года» в 2017 году, где получила высокую оценку жюри. Исследовательская часть проекта была представлена на Международной НПК «Шаг в будущее» в Монголии, где заняла 2 место.
По итогам проекта были изданы сборники экологических сказок, сочинены и записаны песни, снят мультфильм, созданы рабочие тетради по экологии, авторами которых стали сами дети. В процессе создания сказок, мультфильмов, исследовательских дневников, песен, мультфильмов все учащиеся осознали проблемы экологии с совершенно неожиданной для себя стороны. Глубокое эмоциональное сопереживание героям сказок, мультфильмов, песен усиливают личную мотивацию детей, заставляют задуматься об экологических проблемах. Дети учатся грамотному отношению к природе, усваивают новые экологические знания, используют собственные творческие и коммуникативные ресурсы. В каждой истории проекта проецируются экологические проблемы, которые ребята считают наиболее важными для них лично.
Проект позволил не только объединить всех учащихся школы в осмыслении экологических проблем, но и способствовал развитию у детей более высокого уровня экологического мышления, переходящего в практическую деятельность, когда проявляются собственные способы нестандартного мышления. Участие в общем деле дало ребятам возможность осознать свою значимость, способствовало развитию умений общения со сверстниками и единомышленниками.
В работе школьного лесничества учитываются возрастные и индивидуальные способности таким образом, чтобы дети получили возможность заняться интересным и увлекательным делом, расширить свои знания в области охраны окружающей среды.
Самая главная ценность школьного лесничества для школы – это то, что оно объединяет ребят разных возрастов в едином деле. Проживая вместе разные события совместной деятельности, ребята учатся правилам поведения в природе, переосмысливают своё отношение к охране окружающей среды. Для самих ребят важна сопричастность к общему делу, а это имеет большое воспитательное значение. Каждому находится дело по душе, у каждого есть возможность проявить себя. Участие в работе школьного лесничества позволяет усилить эффект личностного отношения и ответственности у детей к своему экологическому поведению.
В декабре 2017 года на расширенном совещании администрации МО «Курумканский район» и глав поселений, посвящённом подведению итогов Года Экологии, был представлен доклад о работе школьного лесничества «Росток». По итогам совещания опыт работы этого школьного лесничества был высоко оценен главой администрации района и признан перспективной формой работы с подрастающим поколением.
Таким образом, школьные лесничества, вовлекая детей в природоохранную и краеведческую исследовательскую деятельность, прививая конкретные навыки бережного отношения к лесу, играет важную роль в формировании экологического мировоззрения, воспитания экологической культуры и общего развития подрастающего поколения. Восстановление школьных лесничеств, активно функционировавших в начале 2000-х годов и почти исчезнувших к настоящему моменту из-за отсутствия финансирования – одна из важнейших задач в области экологического образования учащихся.