Просмотр содержимого документа
«Статья "Турбион-технология как средство повышения эффективности метода проектов"»
Турбион – технология как средство повышения эффективности метода проектов
Оспанова С.С. , заместитель директора по
Жанаспаева М.З., учитель русского языка и литературы
Проектно-исследовательская деятельность позволяет обучающимся идентифицировать себя в современном мире, искать и отбирать необходимую информацию, находить оптимальный путь построения карьеры, определяет средства личной состоятельности.
Турбион-технология – инновационная методика повышения эффективности так хорошо себя зарекомендовавшей проектной методики (авторы: Веденеева Т.Е., Синельникова А.С. СОШ «Интеграция» г.Москва).
Цель данной методики позволяет совершенствовать метод проектов, повышать значимость и глубины усвоения обучающимися основных учебных компетентностей.
При исользовании турбион-технологии мы стремились решить следующие задачи: 1) повысить образовательную мотивацию учащихся; 2) соединить их внеурочную и урочную деятельность; 3) включить результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала, связанного с программами обучения по ряду предметов; 4) разработать методику и практику интегрированного комплексного изучения учебных предметов; 5) сформировать метапредметные связи, что позволяет выстроить у обучающихся целостную картину мира.
Нами определены особенность педагогических критериев турбион-технологии, содержание и направленность организации учебного и внеурочного образовательного и воспитательного процесса в школе в ходе подготовки системы проектов, объединенных общей тематикой.
Теоретическая значимость предлагаемой разработки состоит в том, что результаты исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках турбион-цикла дополняют теорию и методику образования, воспитания и развития детей школьного возраста в соответствии с современными концепциями образования, способствующими индивидуализации образовательного процесса.
Турбион-технология может быть использована учителями разных предметно-методических направлений для формирования и развития творческих способностей обучающихся в условиях практической деятельности, обогащающей предметное содержание учебного процесса на каждом последующем этапе образовательного цикла.
Как известно, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов. Метод исследовательских проектов занимает центральное место в системе турбион-технологии и вместе с тем вызывает наибольшие трудности. Он основан на развитии умения осваивать окружающий мир на базе научной методологии, что является одной из важнейших задач общего образовании. Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Учитель формирует ключевые компетентности учащихся. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать не только учебную, но и воспитательную работу.
Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, превратить образовательный процесс в результативную созидательную творческую работу достаточно пролонгированного типа.
Технологии проектной деятельности предполагает наличие «шести П»: проблема, проектирование цепочки, поиск информации, продукт, презентация, портфолио.
Вариант реализации проектной технологии представляет собой связанную единым содержанием цепочку: «Уроки – исследовательские проекты – презентация научной и творческой части проекта во внешнюю среду – уроки».
Французское слово «турбион» (турбийон, tourbillon) переводится как «механизм для увеличения точности работы часов», а корневая основа «тур» (tour) переводится как «круг». Своеобразным механизмом повышения эффективности работы проектной методики по замкнутой системе и является турбион-технология.
Цель этой технологии – соединение внеурочной и урочной деятельности обучающихся, включение результатов исследовательской деятельности учащихся в содержание учебного материала.
Можно сказать, что продукт проектной деятельности, пройдя этот круг, становится общественно значимым, что в конечном итоге изменяет мотивационную сферу ученика и учителя.
Отметим также, что связь между звеньями «исследовательский проект – урок» является двухсторонней: с одной стороны, материалы исследований включаются в урок, с другой – на уроках рождаются темы проектов. Кроме образования метапредметных связей идет формирование учебных компетентностей: постановка проблемы, целеполагание и планирование, работа с информацией (анализ текста, составление плана, конспектирование, приобретение недостающих сведений из разнообразных источников, выделение главного), разрешение проблем, выдвижения гипотезы исследования, развитие исследовательских навыков (например, навыков работы в архиве), развитие навыков широкого использования информационных технологий при подготовке презентаций.
Подготовка к выступлению предполагает формирование соответствующих компетентностей, которые включают личностное отношение обучающего к предмету деятельности, т.е. формирование компетентностей во время урока и проектной деятельности взаимно дополняют друг друга.
Проектная деятельность, связанная с предметным обучением, становится более устойчивой системой.
Приведём конкретный пример реализации Турбион-цепочки.
После прочтения и анализа произведения И.С.Тургенева «Записки охотника» у учащихся возник ряд вопросов: что за птица вальдшнеп, тетерев, куропатка? Узнаю ли я эту птицу, если переведу название на казахский язык? Обитают ли описываемые в книге пернатые в Восточно-Казахстанской области? Таким образом был создан проект по биологии, в рамках которого учащиеся изучили повадки и ареал обитания этих птиц в ВКО.
При реализации проекта по биологии появился следующий вопрос: «Почему на этих пернатых вёлся охотничий промысел? И охотятся ли сейчас на данных птиц? Законно ли это?» Второй проект нашёл реализацию в рамках учебного предмета «Технология». В рамках этого проекта учащиеся изучили историю охотничьего промысла с древних времен до современного мира. Узнали о диетических свойствах пернатой дичи, нашли один из распространенных рецептов приготовления водоплавающей птицы и на уроке технологии приготовили блюдо из дикой утки.
Не каждый год можно выстроить цепочку турбион-технологии. Для этого должны быть темы, которые будут интересны большинству обучающихся и учителей. Необходимо продумать все этапы этой цепочки и связать их общим содержанием. Следует правильно организовать в течение года всех участников проектной деятельности. Для этого нужны квалифицированные и заинтересованные педагогические кадры, которые могут повести за собой обучающихся, держать их в теме, заданной турбион-технологией целый год, и грамотно выстраивать каждый этап цепочки.