kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья. "Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения обучающихся"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор профессии - один из важнейших поступков в жизни человека. Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на ее возможности в окружающем мире.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья. "Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения обучающихся"»

Кокшарова Елена Борисовна

Учитель биологии МАОУ СОШ № 36 г. Златоуста


Роль учителя-предметника в формировании профессионального самоопределения обучающихся


На сколько всем известно, современная социально-экономическая ситуация привела к резкой переориентации с одних ведущих областей профессиональной деятельности на другие. В Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»* определены новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Особое внимание уделено приоритетам образования, одним из которых является профориентационная работа в общеобразовательных организациях по актуальным для региона профессиям и специальностям.[2]

Выбор профессии – один из важных поступков в жизни человека.

Профессиональное самоопределение - это взгляд человека на мир профессий, на конкретную заинтересованную профессию, на её возможности в окружающем мире.[1] В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.[3]

Но, несмотря на это, подростки дезориентированы в отношении выбора профессий. Определяя свой выбор популярностью профессии или низким вступительным цензом, а не проектом своего собственного будущего.

На развитие представлений о себе оказывают влияние различные факторы: семья, общение со сверстниками, взрослыми, средства массовой информации и т.д. К данным факторам относится и подготовка учителя-предметника к проведению профориентационной работы в рамках своего предмета. Целью своей работы в данном направлении я вижу сообщение школьникам определенного круга сведений о наиболее массовых профессиях, информирование их о способах и условиях их овладения ими, пропаганда общественной значимости тех профессий, в которых в настоящий момент испытывает острую потребность Челябинская область. И, конечно же, мотивирование учащихся через использования потенциала предметной лаборатории биологии, которая работает в нашей школе. Использование на уроках наглядных пособий, так называемой «наглядности», это один из основных принципов работы учителя биологии. Наличие в кабинете микро лабораторий позволяет привлечь внимание к предмету не только учащихся пятых классов, но и малышей начального звена, которые, посещая лабораторию в неурочное время, уже сейчас легко освоили микроскоп. А это позволит в будущем более эффективно использовать время урока и сделать оптимальным затраты ресурсов лаборатории. Говоря о ресурсах, считаю необходимым остановиться на том, что наш кабинет имеет в наличии 8 ноутбуков с выходом в интернет. Что позволяет применять технологию уровневой дифференциации с учетом интеллектуальных возможностей учащихся на уроках в 6-7 классах. Тесное сотрудничество с филиалом УРГУПС в г. Златоусте (проведение экскурсий, получение консультативной помощи о новинках в области медицины) расширяет мой кругозор как учителя, который я впоследствии привношу в уроки и направляю на профессиональную ориентацию учащихся в 8-11 классах. Все это делает предмет более привлекательным для школьников, но использование только традиционных средств обучения недостаточно в соответствии с ФГОС, поэтому я стала внедрять в практику своей работы инновационные средства обучения, способствующих формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Так использование модульной системы экспериментов ProLog при работе в классах средней и старшей ступени не только повышает познавательную активность, но и позволяет осознать учащимся свои потребности и интересы, которые в дальнейшем могут повлиять на выбор профессии. Весьма актуальным в профориентационной работе учителя на современном этапе является участие школьников в различных предметных конкурсах и олимпиадах. Это не только расширяет образовательное пространство ученика, но и его самореализацию. Для выполнения заданий дистанционных конкурсов школьник применяет самостоятельно найденный и предъявленный материал, а учитель выступает в роли консультанта. Как результат командная работа и формирование ценностного отношения к биологическим знаниям и профессиям, использующим эти знания. Личность учителя, взаимоотношения на уроке, применение метода свободного выбора для активации деятельности школьников, шутка, поговорка, положительная внешняя мотивация делают изучаемый предмет психологически комфортным, снижает эмоциональную напряженность и повышает заинтересованность учащихся. Все это тоже относится к методам, как обучения, так и профориентации, которые принято называть методом морально-эмоциональной поддержки. Применяя этот метод в своей работе, становясь открытее для учащихся, я поневоле являюсь определенным активирующим моментом в семе выбора профессии или учебного заведения. Одним из методических приемов, которые я использую в работе с учащимися это сообщение учащимся сведений о сходных профессиях, сравнение различных профессий. Важно в работе с учащимися тактично выяснить представление об узкой специализации в выбранном направлении, что послужило толчком выбора, уровень практического знакомства с выбранным направлением, представлении о месте и условиях будущей профессии. [4] [5]

И хотя учитель предметник в своей урочной деятельности не занимается профориентационной работой в чистом виде трудно переоценить его роль в помощи подросткам в осознанности и взвешенности выбора профессии.



Используемая литература

  1. Роль учебного предмета в профессиональном самоопределении воспитанников специальной (коррекционной) школы Сборник методических рекомендаций для педагогов Междуреченск, 2008. Авторы составители: Н.А. Захарчук, директор школы, О.Н. Залашкова, зам. директора по УВР, С.Г. Чупенкова, педагог-психолог, Т.В. Тихонова, зам. директора по ВР, Е.А. Волкова, руководитель МО учителей начальных классов Л.Н. Моцная, руководитель МО учителей технолого - математического цикла, В.П. Кубатко руководитель МО гуманитарного цикла // Режим доступа http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1180889.html (20.08.2014)

  2. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП»*

  3. Психология и психиатрия Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г.// Режим доступа http://psihomed.com/professionalnoe-samoopredelenie/ (20.08.2014)

  4. О.С. Тоистева Екатеринбург Профессиональное самоопределение подростков: актуальность, проблемы, пути решения. Педагогическое образование в России. 2011, №4// Режим доступа http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped15/ped_10.pdf (20.08.2014)

  5. Реферат по психологии. Профессиональная ориентация школьников. // Режим доступа http://xreferat.com/77/3108-1-professional-naya-orientaciya-shkol-nikov.html (17.09.2015)

* В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887

* В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29.09.2014 № 01/2887

4




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кокшарова Елена Борисовна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 379970


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства