kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья Развитие ключевых компетенций у школьников в процессе изучения зоологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё чаще используется понятие "компетенция", но не смотря на возрастающую популярность, всё ещё нет общепринятого определения. В статье, выделяю пять основных технологий; модульная, игровая, проблемная, технология критического мышления, мультимедийные и интерактивные технологии личностных,познавательных УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья Развитие ключевых компетенций у школьников в процессе изучения зоологии. »

Развитие ключевых компетенций у школьников в процессе изучения зоологии.

Субботина Ольга Витальевна

Учитель биологии и географии

МКОУ «Советская средняя общеобразовательная школа №2»

В условиях формирования информационного общества для дальнейшего прогресса в условиях возрастающей глобальной конкуренции наиболее важными факторами конкурентоспособности являются квалифицированные человеческие ресурсы и научная база. Одним из приоритетных становится такое понятие как “компетенция”. Все чаще и чаще используется этот термин. Но, не смотря на возрастающую популярность, все еще нет общепринятого определения.

Педагогика понимает под компетентностью уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных задач, проблем и определения личностной позиции. Чтобы иметь возможность контролировать и сравнивать “количество образования” у каждого человека, следует иметь перечень компетенций в виде личностного ресурса, которыми овладел обучающийся. Особенно остро была осознана необходимость наличия такого перечня компетенций в связи с Болонским процессом и обсуждением Общеевропейских компетенций на основе образовательных стратегий и выделения общих компетенций.

В концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики Болотов В. А., Сериков В. В.. Причин для этого несколько. Основная причина: необходимость усиления ориентации школы на изменившиеся условия жизни современного общества и, в особенности сферы труда.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

В программе развития универсальных учебных действий выделяются четыре блока: личностные ууд (жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях; регулятивные ууд (входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование результата, контроль, коррекция, оценка); познавательные ууд (общеучебные действия – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; постановка и решение проблемы и т.д.); коммуникативные ууд (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

В моей педагогической лаборатории есть опыт применения различных современных технологий, активных методов обучения. Я выделяю 5 основных технологий, на мой взгляд, имеющих возможность реализации компетентностного подхода. Это: модульная, игровая, проблемная технология, технология критического мышления, мультимедийные и интерактивные технологии личностных, познавательных УУД.

В качестве универсальной формы организации обучения может выступать блочно-модульная технология, где объективно существует возможность реализации компетентностного подхода.

Модульную технологию, одним из разработчиков которой является П.И. Третьяков, я начинаю внедрять с 5-го класса, чтобы каждый ученик, работая с книгой, самостоятельно шел к достижению интегрирующей цели, выполняя различные задания от простого к сложному. Модульная технология в сочетании с техникой критического мышления позволяет учить без «двоек», повышая мотивацию. С помощью модульной технологии удается реализовать задачу развития критического мышления: обучающиеся самостоятельно находят информацию, анализируют ее, отбирают главное и структурируют ее в таблицы, в схемы, сохраняют и передают участникам команды, оказывают помощь друг другу при сотрудничестве. Учатся определять цели и порядок работы, самостоятельно планируют учебную деятельность, применяют разные способы деятельности в новых ситуациях, осуществляют самоконтроль. Анализируют свои ошибки, обнаруживают проблемы, критически оценивают свою деятельность. Таким образом, модульная технология позволяет формировать информационную и коммуникативную компетентность.

 Одной из форм организации коммуникативных УУД является технология игровые уроки: КВН, турнир ораторов, викторины: «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», экологический бумеранг, ролевые игры, уроки-путешествия по таксонам животных, уроки-конференции.

По определению Г.К. Селевко: «Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением».

Ролевые игры формируют у подростков компетентность самореализации. Проживая в течение урока определенные социальные роли: социолога, аналитика, врача, подросток приобретает готовность к самоопределению в будущей профессиональной деятельности. На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее», как на уроках изучения нового материала, так и на обобщающих уроках, уроках повторения. Например на таких уроках как «Насекомые. Отряды насекомых», «Сойки, дрозды, свиристели к нам на праздник прилетели», Рыбы и земноводные» и т. д..

Кроме этого на своих уроках применяю элементы интерактивного воздействия. Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Интерактивные методы способствуют интенсификации процесса обучения, и позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала. Например, такие приемы, как «Учебный мозговой штурм», «Взаимоопрос», «Три уровня домашнего задания» и др.

Интересная методика «Обсуждение картин», которую используют в технологии проблемного обучения. Ее использую на уроках зоологии в 7 классе, например, при обобщении темы «Членистоногие». Класс разбивается на 3 группы по количеству классов в типе. Каждая группа получает конверт с пазлами которые они должны собрать, дать название картинке и определить круг вопросов, отвечающих теме картины и отражающих знания учащихся по теме.

Таким образом, интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учетом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.

Зоология — это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкие межпредметные связи, и обладает громадным развивающим потенциалом. Поэтому урок зоологии, организованный с использованием элементов критического мышления учащихся, обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным уроком.
Урок, построенный по этой технологии, состоит из трех этапов:



Рис. Этапы урока с использованием элементов технологии критического мышления.


При таком способе обучения совместная работа учеников организуется в парах или в маленьких группах и направлена на выработку у учащихся социальных, личностных, информационных компетенций, и всех УУД.

 Мультимедийные и интерактивные технологии, при взаимодействии с регулятивными УУД. Мои уроки, благодаря ресурсам ИНТЕРНЕТ, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, стали более интересными и увлекательными.
         Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы. Собирая нужные документы (фотографии, статьи, рисунки) по конкретным темам в папки, я использую их для самостоятельного составления компьютерного или интерактивного  сценария урока с использованием программы презентации Power Point. Это позволяет мне, прежде всего, воздействовать не только на сознание, но и на эмоции учащихся, а также более рационально распределять время урока так, чтобы «заучивание» происходило с помощью текстовых и визуальных материалов, что более эффективно. В результате остается больше времени на аналитическую деятельность учащихся, позволяет гораздо легче, чем ранее, сопоставлять различные факты, суждения, теории. Таким образом, использование ИКТ открывает новые возможности для развития самостоятельного мышления детей, что в конечном итоге приводит к более высокому качеству обучения. Я создаю банк уроков-презентаций, где используются иллюстрации, таблицы, статистические данные, схемы, картосхемы, линии движения, интерактивные карты и т.д.

Проблемное обучение, познавательные УУД. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, проблемное видение, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура, а зачастую и чувство юмора, способность выходить из тупиковой ситуации, активность, стремление к открытию нового для себя.

Проблема - это всегда препятствие. Преодоление препятствий - движение, неизменный спутник развития. Использовать проблемные ситуации можно на разных этапах урока.

Создание проблемной ситуации в начале изложения новых знаний, далее объяснение учебного материала, включая в работу обучающихся. Например, при изучении темы «Простейших» предлагали следующий опыт: поместили в две колбы: одну с родниковой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время простейшие погибли, тем самым ориентирую детей на постановку проблемного вопроса, и поиска решения проблемы. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли простейшие?

При изучении «Класса Птиц» можно включить и такую проблемную задач: Обыкновенная чайка после вылупления птенцов относит осколки далеко от гнезда и выбрасывает. Так же поступают скворцы, хотя они гнездятся в скворечниках, а вот куриные птицы (куропатки, тетерева и другие) обычно оставляют скорлупу яиц в гнезде. Объясните этот факт. Дети предлагают свои варианты решения проблемы.

Особое внимание уделяю межпредметным связям (биология, химия, физика, география), с помощью которых на уроках удается формировать целостную картину мира и научное мировоззрение:

В моей копилке следующие разработки внеклассных интегрированных (бинарных) мероприятий и интегрированных уроков:

7 класс Классификация живых организмов и геометрических тел» (З-М)

Укусы ядовитых животных (З-ОБЖ), Насекомые-вредители сельскохозяйственных культур, меры борьбы. (З-С/х труд). Эхолокация, ультразвуки. (З-Ф), Радиактивное движение (З-Ф).

Таким образом, интегрированные уроки помогают создать целостную картину мира, следовательно, ученик приобретает ценностно-смысловую компетентность.

Наиболее активно в последнее время я использую метод проектов, у истоков которого стоял Дж. Дьюи. Проектная технология помогает осуществить личностно-ориентированный подход. Учащиеся являются субъектом образовательного процесса. С помощью метода проектов можно создать условия индивидуальной творческой учебной деятельности, применяются личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.

За последние годы мои ребята подготовили проекты, в которых стали призерами и победителями:

Так, например, в 2013 году мы участвовали во 2-м Областном конкурсе научных работ на тему «Формирование молодёжной научно-интеллектуальной элиты России». Проект Емельяновой В. «Опасности домашней пыли» занял 3-е место. Дипломом «За практическую ценность работы» был награждён проект Пашковой А. «Новая жизнь пластиковых бутылок».

На районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» учащиеся заняли все призовые места: 10 класс Елецкая Д. «Леворукость-признак одарённости», Долженкова А. «Я-за чистый посёлок», Ковалёва А., «Правда о пользе и вреде газированных напитков». В 2014 году на районном конкурсе так же работы учащихся заняли призовые места: Елецкая Д. «Вторая жизнь полиэтиленовых пакетов», и он же был отмечен дипломом на областной олимпиаде по экологии «За практический вклад».

Участвуя в проектной деятельности, ребята получают навык сбора и обработки информации, исследовательской деятельности, постановки проблемы и поиска путей ее разрешения, представления полученных результатов деятельности.

Таким образом, проектная технология позволяет мне осуществлять компетентностный подход, формирование информационной, коммуникативной компетентностей, и компетентности разрешения проблем.

В. А. Сухомлинский говорил: «Ребёнок, не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того. Что трудности преодолены, глубоко несчастен… Интерес к учению тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями; без вдохновения учение превращается для детей в тягость».

Всё это станет возможным. Когда учитель сделает акцент на оценку достижений обучающегося. На его динамику развития.

Таким образом, формирование универсальных компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса. Работу по формированию мотивации к изучению зоологии я начинаю с 5 класса, например при изучении темы «Опыление у цветковых растений» формирую интерес и мотивацию у детей к первому знакомству с насекомыми. При этом разнообразные педагогические средства, используемые мною приводят к желаемому результату. На каждом этапе я стараюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций.

Литература:

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004. - 173 с.

  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Проблемные уроки. Часть 3. - Ростов: Учитель, 2006. - 288 с.

  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.

  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. - 2003. - № 2, 5. - 280 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья Развитие ключевых компетенций у школьников в процессе изучения зоологии.

Автор: Субботина Ольга Витальевна

Дата: 29.10.2014

Номер свидетельства: 123977


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства