статья "Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся"
Статья "Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся"
учебно-исследовательской деятельности учащихся. В ней предлагается возможный вариант повышения качества образования средствами учебно-исследовательской деятельности учащихся, основные этапы ее организации. Представленные в статье варианты анкет позволят определить уровень готовности старших школьников к учебно-исследовательской деятельности, а также оценить ее результаты[2].
Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке. Дети учатся, прежде всего, и главным образом у своих предшественников. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.
Для успешного выполнения учебно-исследовательской деятельности необходимо, чтобы у старших школьников сформировалась готовность к этой деятельности, которая предполагает целенаправленное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Другими словами, необходимо выстроить логическую цепочку организации учебно-исследовательской деятельности [5].
Научно- исследовательская деятельность предполагает наличие трёх этапов в организации исследовательской деятельности старших школьников: подготовительного, практического, аналитического [2].
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Организация учебно-исследовательской деятельности обучающихся" »
Данная статья адресована педагогам, занимающимся вопросами организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. В ней предлагается возможный вариант повышения качества образования средствами учебно-исследовательской деятельности учащихся, основные этапы ее организации. Представленные в статье варианты анкет позволят определить уровень готовности старших школьников к учебно-исследовательской деятельности, а также оценить ее результаты[2].
Исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке. Дети учатся, прежде всего, и главным образом у своих предшественников. Необходимо дать возможность учащемуся приобщиться к духовному, исследовательскому, научному опыту предшествующих поколений. Такую возможность может дать правильно организованная исследовательская деятельность.
Для успешного выполнения учебно-исследовательской деятельности необходимо, чтобы у старших школьников сформировалась готовность к этой деятельности, которая предполагает целенаправленное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Другими словами, необходимо выстроить логическую цепочку организации учебно-исследовательской деятельности [5].
Научно- исследовательская деятельность предполагает наличие трёх этапов в организации исследовательской деятельности старших школьников: подготовительного, практического, аналитического [2].
Таблица 1
Компоненты организации учебно-исследовательской деятельности старших школьников
1 этап
(подготовительный)
2 этап
(практический)
3 этап
(аналитический)
Задачи учебно-исследовательской деятельности старших школьников
Формировать у старших школьников:
1.Основы научной организации труда, научного познания;
2.Устойчивую направленность на учебно-исследовательскую деятельность;
3.Основные учебно-исследовательские знания.
1.Способствовать овладению старшими школьниками методологией научного исследования
2.Способствовать формированию потребности в практической реализации основных учебно-исследовательских знаний для написания и защиты научно-исследовательской работы
1.Формирование у старших школьников рефлексивные умения
2.Способствовать формированию у старших школьников умения анализировать собственную учебно-исследовательскую деятельность
3.Способствовать формированию умений мобилизовать и активизировать знания и умения, полученные в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности для профессионального самоопределения.
Формы учебно- исследовательской деятельности старших школьников
1.Научные общества учащихся
2.Спецкурсы, семинары, практикумы
3.Научные чтения
1. Лекции и семинары
2. Проблемные группы
3. Научные общества учащихся
4. Предметные олимпиады
5. Индивидуальные консультации
6.Научно-практические конференции учащихся
1. Лекции и семинары
2.Исследовательские группы и научные общества учащихся
3.Интеллектуальный марафон
4.Индивидуальные консультации
5.Научно-практические конференции учащихся
6. Научно-практические конференции студентов
Виды учебно- исследовательской деятельности старших школьников
1.Работа с научной литературой
2.Участие в работе научных обществ учащихся
3. Написание реферативных работ
1.Написание учебно- исследовательских работ
2.Участие в работе научных обществ
3.Участие в работе научно-практические конференции школьников, выставках творчества
1.Написание учебно- исследовательских работ
2. Руководство научными обществами учащихся
3.Участие в работе научно-практических конференций учащихся разного уровня, выставках творчества
4.Участие в научно-практических конференциях студентов
Направления учебно- исследовательской деятельности старших школьников
1.Урочная учебно- исследовательской деятельности учащихся
2.Внеурочная учебно- исследовательской деятельности учащихся
1.Урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
2.Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
1.Урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
2.Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся
Учебно-исследовательские знания старших школьников
1.Об основах самообразования и саморазвития
2.О культуре умственного труда
3.О специфике работы с библиотечными каталогами, Всемирной сетью Интернет
1.О познавательной деятельности человека и методах познания мира
2.О методологии научного исследования
3.О теоретическом исследовании и его этапах
4.Об экспериментально-эмперическом исследовании и его
В качестве одного из результатов организации учебно-исследовательской деятельности старших школьников на подготовительном этапе можно рассматривать систему накопительной оценки - портфолио [3].
Под портфолио понимается комплект документов, представляющих совокупность достижений учащихся, которые могут быть составляющей образовательного рейтинга ученика. Основной смысл портфолио- «показать всё, на что ты способен»[4].
На первом этапе организации исследовательской деятельности старших школьников в портфолио могут входить:
- портфолио работ - интеллектуальный продукт, совокупность различных творческих работ (преимущественно реферативного характера) в виде текстов, фотографий, электронных версий;
- портфолио отзывов, включающий заключения, рецензии, отзывы, резюме, а также письменный анализ учеником своей деятельности на подготовительном этапе учебно-исследовательской деятельности.
Таким образом, предложенные компоненты организации учебно-исследовательской деятельности обеспечат формирование готовности старших школьников к осуществлению учебно-исследовательской деятельности и позволят приобрести информационную и продуктивную компетентности.
Предложенные ниже варианты анкет позволяют определить уровни готовности старших школьников к учебно-исследовательской деятельности, мотивы написания исследовательских работ, выявить наиболее эффективные формы учебно-исследовательской деятельности, оценить уровень сформированности учебно-исследовательской деятельности учащихся (табл.2).
Таблица 2
Структура исследовательских работ
Форма
Структура
ДОКЛАД
в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;
сущность темы, обоснованные научные предложения;
выводы и предложения.
ТЕЗИСЫ ДОКЛАДА
основные положения доклада;
основные выводы и предложения.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
заголовок;
вводные замечания;
краткие данные о методике исследования;
анализ собственные научных результатов и их обобщение;
выводы и предложения;
ссылки на цитируемую литературу.
НАУЧНЫЙ ОТЧЁТ
краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;
значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;
детальная характеристика применявшихся методов;
существование новых научных результатов;
заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;
выводы и предложения.
РЕФЕРАТ
вводная часть;
основной текст;
заключительная часть;
список литературы;
указатели.
МОНОГРАФИЯ
введение;
подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;
выводы по каждому разделу (главе);
заключение.
Таблица 3
Требования к содержанию научной работы
Структура
Требования к содержанию
Титульный лист
Содержит:
наименование учебного заведения, где выполнена работа;
фамилию, имя и отчество автора;
тему научной работы;
фамилию, имя и отчество научного руководителя;
город и год.
Оглавление
Включает:
наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.
Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц)
Содержит:
оценку современного состояния решаемой проблемы;
обоснование необходимости проведения работы.
Основная часть
(не более 10 страниц)
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.
Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.
Выводы
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.
Список литературы
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы
Методика написания исследовательской работы
Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:
Проблема исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.
Тема отражает характерные черты проблемы.
Объект – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.
Предмет же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
Предмет исследования определяет Цель и Задачи самого исследования.
Цель формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования.
Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы должны соответствовать поставленным задачам.
Методика выступления на научно-практической конференции
По шаблону можно составить текст своего выступления на научной конференции.
Уважаемые члены жюри, юные исследователи! Вашему вниманию представляются результаты исследования по теме...
………(описывается актуальность исследования)
….(называется классическое определение исследуемого феномена, формулируется проблема исследования).
Нахождение путей решения данной проблемы и стало целью нашего исследования.
..мы определились с задачами своего исследования.
1….
2…..
3…
Первая глава нашего исследования, где мы представили теоретическое обоснование …, а также изучили…и необходимость использования….. в данный момент. Так мы пришли к следующим выводам:…
Для решения второй задачи нашего исследования:…. И пришли к следующим выводам:
В третьей главе мы изучили…Выбрали путь, по которому можно определить…(показ по таблице)
Сформулированные выводы позволяют судить о том, что цель исследования достигнута.
Литература
Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии/ А.В. Леонтович//Народное образование. - 1999. -№10. -С.152-158.
Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся/ А.В. Леонтович//Исследовательская работа школьников. -2003. -№4. -С.12-18.
Новикова, Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимнастов/ Т.Г. Новикова// Исследовательская работа школьников. -2004.-№2.-С.168-171.
Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/А.С. Обухов// Народное образование.-1999.-№10. -С.158-161.
Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся/ А.С. Обухов//Народное образование. -2004. -№2.- С.146-148.