kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья:Использование творческих задач на уроках биологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья:Использование творческих задач на уроках биологии.

Среди естественных наук дисциплина биология- преимущественно описательная. Если на других уроках естественно- научного цикла полученные знания можно закреплять и контролировать с помощью задач, а на уроке биологии иначе.Для того чтобы повысить эффективность образовательного процесса, можно применить решение творческих задач. Решение творческих задач в биологии требует применение различных знаний в этой области. И я предлагаю  одну из технологии решения учебных задач- как мозговой штурм.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья:Использование творческих задач на уроках биологии »

Статья: Использование творческих задач на уроках биологии.

Среди естественных наук дисциплина биология – преимущественно описательная. На других уроках естественно - научного цикла полученные знания можно закреплять и контролировать с помощью задач, а на уроке биологии иначе. Закрепление и контроль знаний на уроках биологии ведутся следующими способами:

1.Пересказ учебного материала. Данный способ хорош тем, что показывает, насколько хорошо закреплен материал, но невозможно контролировать, насколько ученик может применять знания, оперировать ими.

2.Лабораторные и практические работы. Этот способ отнимает много времени, требует специальной подготовки, специального оборудования, проверяет небольшую часть программы, но можно проверить как материал усвоен, как учащиеся оперируют знаниями.

3.Самостоятельные и контрольные работы. Эти методы хороши тем, что позволяют оценивать степень усвоения знаний и степень владениями ими, но плох тем, что у некоторых учащихся возрастает уровень тревожности.

Для того чтобы повысить эффективность образовательного процесса, можно применить решение творческих задач. Решение творческих задач в биологии требует применение различных знаний в этой области.

Применение творческих задач на уроках биологии помогает учителю:

1.развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей (т.е. решение этих задач позволяет выдвигать не одну, а несколько гипотез, гамму ответов, множество объяснений);

2.использовать полученные знания для решения различных практических, исследовательских и учебных задач;

3.способствовать приобретению учащимися навыков получения, обработки и представления научных знаний как в письменной, так и в устной форме;

4.способствовать развитию познавательного интереса учащихся через те положительные эмоции, которые они будут испытывать при решении творческих задач;

5.способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе;

6.привлекать внимание учеников к теме урока.

Как решать задачи в классе

1.Решение задач с группами: группы получают одно и тоже задание, выдвигают свои гипотезы ,ответы; сообщают свои результаты или опровергают результаты других групп.

2.Группы получают разные задания. Тогда каждая группа поочередно отчитываются перед классом.

3.Группы получают задания «по частям», они разные, но дополняющие друг друга. Задача может быть решена «по частям»: когда каждая группа раскроет свою часть вопроса, после всего результаты сводятся воедино. Эффект заключается в том, когда ребята видят что их работы нужны всему классу.

Одна из технологий решения учебных задач – мозговой штурм. Она применима к любым возрастам. Учебный мозговой штурм имеет особые цели. Основная его цель - развития творческого стиля мышления, а также имеет следующие дидактические цели:

-учащиеся тренируют умение кратко и четко выражать свои мысли;

- это активная форма работы, хорошее дополнение и противовес репродуктивным формам учебы;

- участники учатся слушать и слышать друг друга, это самое главное в учебной деятельности;

-учитель может поддержать слабого ученика, обратив внимание на его идею;

- наученные решения дают новые подходы к изучению темы;

- учебный мозговой штурм вызывает интерес учеников, что после легко организовать деловую игру;

Технология проведения учебного мозгового штурма

1.Число учащихся в группах 5-6;

2.Правило выдвижение идей - никакой критики;

3.В группе выбирается - консультант, он следить за работой, направляет и выдвигает идеи поиска;

4.Проводится обсуждение и уточнение условия задачи;

5.Выступление групп со своими идеями длится от 7- до 20 минут;

6.Проводят анализ штурма: какие ошибки были допущены при процедуре проведения ; самое главное - найти в каждой идее что-то полезное, что можно усовершенствовать идеи;

7.Подводят итог: отбирают 2-3 самых интересных идей и рассказывают о них всему классу и учителю.

Учебный мозговой штурм пройдет интересно, если задача имеет большое число возможных решений.

Предлагаю ряд творческих задач: 1.Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в ее спальню, которая не проветрилась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его. Как вы объясните даме ее ошибку.

2.К.А.Тимирязев писал: «дайте самому лучшему повару сколько угодно свежего воздуха, сколько угодно солнечного света и целую речку воды и попросите, что он из всего этого приготовил вам сахар, жиры и зерно, он решит, что вы над ним смеетесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрепятственно совершается в зеленых листьях растений». Объясните суть высказывания ученого.



3.Существует паразит, который обитает в мозговой ткани овец. У него сложный жизненный цикл, и одна из его стадий, а именно половая, должна проходить в пищеварительном тракте волка. Но где гарантия, что волк съест именно эту овцу - ведь пастухи зорко следят за стадом, собаки охраняют его, да и сама овца не желает быть съеденной. Как же паразит обеспечивает себе попадание « по месту назначения».

4.В жизни каждого живого существа наступает время, когда любовное томление толкает его на поиски друга или подруги. У некоторых пауков поиски самки опасны для жизни самцов: после спаривания самки убивают партнера и используют его как добычу. Что же делать пауку- самцу, чтобы избежать опасности стать угощением?

5.Муха комнатная имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на расстоянии 40-70 см. А стрекоза видит дальше - на 1,5-2см. Найдите причину различий в «дальнозоркости» и объясните ее.

6.Гигантские пчелы Индонезии - настоящие фабрики меда. Ученые давно пытаются их одомашнить, но безуспешно. Их укус смертелен. Как достать мед диких пчел?

7.Зачем американские индейцы мазали лицо и руки глиной?

8.Саранча атаковала поле многолетних трав и уничтожила всю зеленую массу. На следующий год поле дало особенно хороший урожай. Почему?

9.Извество, что гонады (т.е. половые железы) развиваются в пчелиной семье только у одной самки - матки, в то время как самцов с развитыми половыми железами достаточно много. Их называют трутнями. Предложите гипотезы, как удается матке «держать монополию» на половую функцию среди самок?

10.Робинзон Крузо и Пятница жили на необитаемом острове. У пятницы, как он сам признался, была гипертония- болезнь, при которой повышается кровяное давление. Как- то раз Пятнице стало совсем плохо, и Робинзон отправился искать лекарство- надо было снизить давление. Что мог использовать Робинзон в качестве лекарство?

11.После дождя часто можно видеть на земле или на асфальте дождевых червей – выползков. Почему им не сидится под землей? Рыбакам нужны черви. Как им заставить червей вылезать из- под земли не после дождя, а по мере необходимости?.

12.Одним из врагов моряков был крохотный моллюск - двустворка тередо. Однажды за 2 недели тередо практически полностью съели фанерный катер. Как защитить от обрастания моллюсками подводные части деревянных судов?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья:Использование творческих задач на уроках биологии

Автор: Толеева Салимет Отемисовна

Дата: 29.11.2014

Номер свидетельства: 137186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства