kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Смысловое чтение на уроках биологии. Методы и приемы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Смысловое чтение на уроках биологии. Методы и приемы.»

Смысловое чтение на уроках биологии. Методы и приемы.


Актуальность и перспективность опыта

Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации общего образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению в школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

Выбор данной темы для осуществления педагогической деятельности не случаен. Акцент на такой вид деятельности школьника и учителя, как работа с текстом, имеет своё объяснение.

Во-первых, это выдвижение приоритетных направлений в обучении, закреплённых в ФГОС ООО, где одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:

- поиск информации и понимание прочитанного;

- преобразование и интерпретация информации;

- оценка информации.

Во-вторых, проблемы при подготовке к ГИА и ЕГЭ. При выполнении заданий, требующих анализа содержания текста, его интерпретации и преобразования его в иные знаковые формы (таблицу, схему, знаковый конспект), даже успешные учащиеся допускают ошибки при формулировании вопросов или суждений.

В-третьих, неутешительные результаты международных исследований PISA(Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) и PIRLS (Международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста»). Проблемы здесь возникали уже на начальном этапе– при прочтении заданий. Невнимательное отношение к формулировкам самих заданий приводило учеников к выполнению какого-то «своего задания».

Из вышесказанного следует, что развитие метапредметных компетенций на уроках биологии через смысловое чтение является актуальным в настоящее время.

Значительная роль в овладении стратегией смыслового чтения отводится предмету «биология», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника.


Концептуальность

Каждый знает, что все новое это хорошо забытое старое. Именно поэтому я в своей работе использую приемы смыслового чтения (известные и изученные уже давно) для развития метапредметных компетенций на уроках биологии. Ни для кого не секрет, что, когда - то читающая Россия, сейчас не входит даже в десятку читающих стран мира, поэтому смысловое чтение является важным не только в курсе гуманитарных дисциплин, но и в курсе точных и естественных наук.

Смысловое чтение на уроках биологии и во внеурочное время является необходимым метапредметным умением, без которого успешное обучение ребенка ни в школе, ни вузе невозможно. Поэтому на уроках биологии я стараюсь «научить» не только своему предмету, а «научить читать», т.е. работать с информацией, читать, думать, слушать, спорить, отстаивать свою точку зрения.

Цель данной технологии: показать роль смыслового чтения для формирования метапредметных компетенций на уроках биологии и во внеурочной деятельности.

Умения смыслового чтения тесно связаны с умениями работать с информацией. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критические), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.

Каждое из обозначенных в направлений работы с текстом вмещает в себя ряд умений смыслового чтения, которые необходимо формировать поэтапно, на базе рационально организованной учебной деятельности.


Наличие теоретической базы опыта

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Большой вклад в решение проблемы смыслового чтения внесли работы А.В. Брушлиского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской, и многих других ученых.


Ведущая педагогическая идея

Наиболее успешными и результативными приемами смыслового чтения я считаю:

Прием «Мини–лекции». Весь материал разбивается на небольшие порции и к каждой составляется список ключевых слов. Каждое слово отрабатывается: расшифровывается, выписывается в словарь, при необходимости определяется его «вторичный» смысл. Изучив или прослушав тот или иной блок информации, учащиеся с помощью ключевых слов стараются передать его смысл. Для закрепления содержательного аспекта лекции в конце занятия предлагаются индивидуальные задания – дидактические карточки, тесты, задачи.

Прием «Сворачивание-разворачивание термина (пирамида понятий)».

Упражнение помогает выявить взаимосвязи между терминами, включенными в пирамиду, и требует от учащихся понимания всех используемых понятий.

Прием «Терминологическая карта». Представляет собой карту с терминами, используя которые нужно составить связный текст любого жанра – статью по истории науки, рассказ о каком-либо организме, рекламу. Или, наоборот, используя текст параграфа, составить терминологическую карту.

Материал представлен в таблице или в опорной схеме.

ПРИМЕР

Понятие Сущность

Подробно

Ткань

Группа клеток с окружающим их

межклеточным веществом,

объединенные общим

происхождением, схожим строением и одинаковой функцией

В организме человека 4 вида:

нервная, эпителиальные,

мышечные, ткани внутренней

среды организма


К схеме можно дать дополнительные задания:

– привести примеры клеток, для которых характерны данные типы деления;

– отметить значение указанных в схеме процессов;

– назвать признаки живой клетки, возможные благодаря процессу деления.

Прием «Гипертекст». Полезен, для проработки тем, затрагивающих сущность биологических процессов, и раскрывает наиболее важные вопросы темы. Текст разбивается на крупные смысловые блоки по отдельным частям темы, с которыми на уроке работают разные ученики. Структурирование гипертекста (деление на смысловые части и выделение основных мыслей) проводит сам ученик.

Для эффективности работы памяти и мышления тексты можно сопроводить поясняющими рисунками, что особенно полезно для младших школьников. Непосредственно на занятии информация зачитывается вслух, поэтому работают одновременно зрительная и слуховая память.

Прием «Пять предложений» – помогает кратко сформулировать основные идеи по определенной теме. Можно использовать как домашнее задание или для его проверки, а также для закрепления нового материала.

Текст предлагается преобразовать в пять тезисов:

тезис 1 – введение (поясняет, о чем идет речь в тексте; составляется в виде общей фразы, часто с использованием названия статьи);

тезис 2 – раскрывает суть проблемы, изложенной в тексте (более узкий контекст, более конкретный круг вопросов);

тезис 3 – может быть в виде вопроса или призыва (заставляет задуматься, почему данная проблема актуальна);

тезис 4 – новый аргумент (повторяться нежелательно) в пользу значимости изучаемой проблемы или ответ на вопрос, поставленный в тезисе 3;

тезис 5 – заключение (подведение итогов задания).

Прием «Выразить мысль другими словами»

Берется несложная фраза. Необходимо предложить несколько вариантов передачи той же мысли другими словами, причем ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Смысл при этом искажать нельзя!

ПРИМЕР

«Большая часть жгутиконосцев – одноклеточные организмы».

(Иначе – «Почти все родственники эвглены – простейшие».)

Прием «Метод фокальных объектов»

Основан на агглютинации (склеивании) различных, в повседневной жизни часто несоединимых частей, качеств, свойств объекта. При изучении какого-либо термина или понятия дополнительно выбирается еще один, который характеризуется со всех сторон. Затем перечисленные признаки переносятся на рассматриваемый объект, в результате чего получаются необычные сочетания, приводящие порой к оригинальным идеям, что способствует творческому развитию личности.

ПРИМЕР. Изучаем понятие «птица». Сочетаем его со свойствами любого предмета домашнего обихода, например, с коробкой. О ней можно сказать: картонная, большая, красивая, маленькая, старая и т.д. Теперь соединим эти признаки со словом «птица».

Картонная птица – оригами.

Большая птица – аист, гриф.

Маленькая птица – колибри.

Красивая птица – декоративная (канарейка).

Старая птица – вымершая (дронт, странствующий голубь и др.).

Прием «Включение понятий в систему»

Объединить предложенные термины на основе какого-либо признака

(родство, аналогия, однокоренные слова и др.) в систему, используя стрелки

для обозначения связей между понятиями.

ПРИМЕР

Предлагается набор понятий: желудочно-кишечный тракт, кожа, печень, пыль, косметика, вдыхаемый и выдыхаемый воздух, экскременты, пища, пот, кровь, лимфа, легкие, почки, моча.

Задача: составить схему, поясняющую поступление, преобразование и выведение ксенобиотиков из организма человека. В упрощенном виде схема может выглядеть следующим образом:

Прием «Синту». Синту – это японское стихотворение в 5 строк, построенное особым образом.

Строка 1 – слово, обозначающее то, что описывается (объект, событие или явление, ведущий термин по теме).

Строка 2 – наблюдение за описываемым, выраженное через ощущение (зрение, осязание, слух или обоняние).

Строка 3 – мысль, чувство, оценочное суждение о том, что описывается.

Строка 4 – еще одно наблюдение, выраженное посредством ощущения, отличного от использованного во второй строке;

Строка 5 – смысловой признак объекта описания, выраженный одним словом.

ПРИМЕР

Море,

Коричневое от нефти,

Трагедия жизни,

Поет прощальную песню,

Одинокое.

(Синту написаны учащимися 8-го класса.)

Кроме работы с учебными текстами и учебником, словарями и энциклопедиями на уроках рекомендуется использовать отрывки из научно-популярной и художественной литературы, биологических и экологических сказок, басен, стихотворений, пословицы, афоризмы. Такая литература позволяет затронуть эмоциональную сферу ребенка, способствует формированию положительных качеств личности.



Трудности и проблемы при использовании опыта

Проблемы, с которыми я столкнулась, заключаются в прочтении научного текста, понимании прочитанного и умении работать с самим текстом. Одной из особенностей, что отличает научный текст от художественного то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей. Учащихся необходимо учить извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.

Представленные приёмы работы с текстом, способствуют успешному усвоению знаний о природе, а также исключению механического заучивания учебного материала.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Смысловое чтение на уроках биологии. Методы и приемы.

Автор: Скрипченко Елена Викторовна

Дата: 30.10.2019

Номер свидетельства: 524841


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства