Системно-деятельностный подход в обучении биологии
Системно-деятельностный подход в обучении биологии
Статья о значимости системно-деятельностного подхода в обучении в условиях новых ФГОС
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.
Актуальность системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Системно-деятельностный подход в обучении биологии»
Системно-деятельностный подход к обучению биологии
Масло Евгения Валерьевна
учитель биологии МБОУ СОШ№5
г.Лермонтов
В настоящее время в образовании происходит смещение акцента с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). Мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где методологической основой является системно-деятельностный подход.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть обучающиеся.
Актуальность системно-деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования последующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности школьников, адекватную современным приоритетам казахстанского модернизирующегося образования. При формировании содержания общего образования предполагается в частности, анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Однако, в данный момент, как я считаю, методология и технология системно – деятельностной формы организации обучения в школе разработана недостаточно.
Собственная учебная деятельность школьников на уроках биологии - важная составляющая системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
При системно - деятельностном подходе в обучении предмету биология, как и любому другому предмету, выделяют следующие компоненты овладения знаниями:
а) восприятие информации;
б) анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
1) принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
2) принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
3) принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук);
5) принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
6) принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора;
7) принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Системно – деятельный подход в обучении обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях биологического образования. В итоге создаются благоприятные дидактические условия для развития у школьников системного мышления, формированию свободной личности. Но проблема в том, что обучающиеся перегружены учебными занятиями, в связи с этим снижается объем воспринимаемой учебной информации, это сказывается на качестве успеваемости. Анализируя успеваемость за последние два года показала, что качественная успеваемость снижается в среднем звене (Приложение диаграмма 1). Возникло противоречие между деятельностью учащихся на уроке и их результативностью по предмету. Это определило проблему: отбор, методов, средств, форм организации образовательного процесса.
При переходе от одного урока к другому, от курса к курсу важно осуществлять преемственность между отдельными темами, чтобы сформировать целостное представление о сути живых организмов. Нельзя сформировать системное мышление у школьников среднего звена, если акцентировать их внимание на уровни организации живого лишь в курсе общей биологии 9 класса. Организацию образовательного процесса строю таким образом, чтобы сформировать общебиологические понятия, начиная с 6 класса, и в дальнейшем организую систему обучения, основываясь на выделенных общих закономерностях, ведущих биологических понятиях.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
В связи, с чем при организации системно–деятельного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии:
1) технология проблемно-диалогового обучения;
2) проектная деятельность;
3) уровневая дифференциация;
4) информационно-коммуникационные технологии.
Для того чтобы у моих учеников формировались навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.
Технология проблемно-диалогового обучения. Мною часто проводятся проблемно-диалогические уроки. А между ними и системно-деятельностным подходом есть много общего: заинтересовать учащихся в образовательном процессе, вызвать у них желание самим добывать знания путём проб и ошибок. На таких уроках учащиеся чувствуют себя комфортно, учатся коммуникабельности, поиску самостоятельных решений. Я считаю, что ученики всегда лучше усваивают то, что открыли сами и выразили по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог.
Побуждающий диалог я строю из отдельных стимулирующих реплик, предложений, стихов, сказок. Затем произношу специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулировке проблемы. Побуждаю учеников выдвинуть и проверить гипотезы (например, сравнить с текстом учебника). Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Диалог может быть побуждающий и подводящий. Например: грибы это растения или животные (противоречие)? Какую роль играют бактерии: полезные или вредные?
При организации учебной деятельности на уроке много внимания уделяю актуализации знаний, которая обогащает субъективный опыт учащихся, стимулирует проявление инициативы и самостоятельности. Толчком к открытию новых знаний опять же может быть слово, фраза, рисунок, видеофрагмент - всё, что создаёт поток ассоциации, ощущений, воспоминаний, дающих возможность погрузить каждого ученика в обсуждаемую проблему. Например, для определения темы урока «Вирусы и фаги» демонстрирую видеофрагмент «Проклятие фараонов», в котором обозначена проблема: определение причины гибели археологов. Для постановки задач урока «Роль бактерий в природе и жизни человека» читаю стихи: «Невидимки служат людям:
Варят пищу, хлеб пекут,
Урожаи повышают,
От болезней берегут.
Но порой они коварны:
Вызывают гепатит.
Путь нелёгок в мир микробов,
Чтоб их пользу умножать
И с инфекцией бороться
Мы их будем изучать».
При закреплении знаний предлагаю работу с текстом, содержащим ошибки; составление вопросов «тонких и толстых», основываясь на содержании параграфа, тестовые задания и т. д.
В ходе таких уроков есть возможность в формировании всех видов универсальных учебных действий, которые:
– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками.
Хочу отметить, что применение проблемного подхода на уроках биологии имеет свои трудности.
Требуется большее количество времени, чем при «традиционном» изложении материала учителем.
Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.
Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности.
Однако преимущества проблемного подхода очевидны.
У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности.
Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Работа над проектом всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний.
Особое значение в изучении биологии имеет исследование, при использовании которого учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ.
Используя проектную технологию, учитываю возрастные особенности учащихся и их учебные возможности, т.е. дифференцированно подхожу к выбору проекта в основной и старшей школе. По доминирующей деятельности учащихся в основной школе это чаще всего творческие или ролевые проекты. В старшей - исследовательские, информационные или практико-ориентированные.
В результате учебной проектно-исследовательской деятельности учащиеся приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развивают способности к исследовательскому типу мышления, активизируют собственную личностную позицию.
В своей практике я часто включаю проектную деятельность в обычный урок. Такие задания стимулируют обучающихся к проведению несложных обоснований, к поиску закономерностей. Это задания на работу с готовыми гербарными экземплярами, коллекциями и моделями органов растений, животных и человека. Школьники с интересом относятся к своему здоровью, проводят исследовательскую работу по изучению основных антропометрических данных, делают выводы о влиянии экологических факторов на здоровье и физическое развитие человека.
Работая по собственному плану действий, ученик меняет виды работ (практическая работа чередуется с теоретической), что важно для снижения утомления и выполнения здоровье сберегающего подхода к обучению.
Создается методическая копилка пособий (в том числе презентаций), которая используется и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.
Информационно-коммуникационные технология. В рамках системно-деятельностного подхода электронные образовательные ресурсы по биологии обеспечивают научность и наглядность, визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах и создавать наглядные эффектные образы. Очень занимательна форма подготовка домашнего задания в виде выполнения презентации в программе Power Point. Самостоятельный поиск информации имеет смысл поручать в первую очередь старшеклассникам. Использование материала, полученного из Интернета, носит в большой степени познавательно – развлекательный характер, позволяет дополнительно заинтересовать учащихся и расширить их кругозор. Это в свою очередь способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей школьников и служит средством формирования творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному взаимодействию с природой и обществом, что является одной из важнейших задач школьного образования.
Использование разных форм ИКТи включение метода проектов и модульного обучения в систему уроков биологии, способствует углублению знаний учащихся, так как изучаемый материал рассматривается в контексте более широкого спектра проблем. В свою очередь, это создает оптимальные условия для усвоения знаний в системе межпредметных связей. Из этого следует, что необходимо продолжать работать в данном направлении, добиваться хороших результатов и повышать качество знаний учащихся.
Такая система работы позволяет создавать между учителем и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности.
Системно-деятельностный подход с применением ИКТ повышает мотивацию и формирует ключевые компетенции. Информационная компетенция предполагает не только отбор материала, но и умение с ним работать. В этом плане большое значение имеет составление планов и опорных конспектов по изученному материалу.
Технология разноуровневого обучения. Данное обучение осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Самостоятельные и проверочные работы содержат задания обязательного уровня, задания повышенного уровня сложности.
При прохождении одинакового для всего класса программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно к особенностям отдельных групп учеников.
Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно. При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память, имеются пропуски уроков, получают карточку с перечислением понятий, и выполняют задание по их подбору к определениям.
Недостатки использования: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.
Чтобы исключить возможные нежелательные последствия следует:
- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.)
- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла.
Заключение
Применение системно–деятельностного подхода к обучению позволяет формировать у школьников учебные и общеучебные компетенции.
Использование разнообразных методов, средств обучения позволяет поддерживать интерес к предмету, мотивировать обучающихся, приобщить учащихся к активному обучению
Педагогическое творчество состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, своего класса, с учётом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребёнка в отдельности. Мне как учителю тоже приходится наработанное наукой тщательно «просеивать», отобрать то, что поможет достичь лучших результатов.
Рассмотренные формы работы позволяют реализовать познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Освоение и реализация новых подходов, технологий и методик - это гарантия движения, динамики, роста, гибкости педагога и образовательной системы в целом. А, главное, создаёт благоприятные условия для решения многочисленных педагогических проблем и помогает адаптироваться к современным условиям жизни.
Литература:
1. Вяжевич Л. П. и др. Инновационные педагогические технологии.
2. Краснова И.А. Деятельностный подход на уроках биологии // Социально- антропологические проблемы информационного общества. Выпуск1 – Концепт.-2013
3. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению биологии (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
4. Беседина Л.А. Проектная деятельность в биологическом образовании // Биология в школе. – 2010. — №2.
5. С.С.Молис, С.А.Молис Активные формы и методы обучения биологии; М. Просвещение,1988.