kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Шарлыковские родники

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучили и очистили, исследовали местные родники.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Шарлыковские родники»

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа д. Шарлык муниципального района Благоварский район Республики Башкортостан





Номинация «Биология»

Исследовательская работа


«Шарлыковские родники».






Выполнил:

Ученик 9 класса Сахапов Радмир.

Руководитель:

Ситдикова Лида Халитовна.







Шарлык 2015


Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………… 3

  2. Актуальность ………………………………………………………….. 5

  3. Происхождение родников……………………………………………… 8

  4. Краткая характеристика изучаемой территории ……….…………… 10

  5. Методы исследования………………………………………………….. 12

    1. Гидрологическое описание родников……………………………… 12

    2. Ботаническое описание родников………………………………… 14

    3. Зоологическое описание родников………………………………… 14

    4. Описание органолептических показателей воды.……………… 15

    5. Химический анализ воды……………………………………………..16

  6. Результаты исследований……………………………………………….. 18

    1. Результаты исследования родника №1 «Молодежный»………… 19

    2. Результаты исследования родника №2 «Березка»……………… ….24

  7. Заключение и выводы………………………………………………… ..32

  8. Список использованной литературы…………………………………. 34

  9. Приложения…………………………………………………………….. 32

  • Приложение №1: фото родника «Березка»………………………… 33

  • Приложение №2: фото родника «Молодежный»………………….. 35

  • Приложение №3: Схема расположения родников………………… 37

  • Приложение №4: Литературная страничка ……………………… 38

  • Приложение №5: Экологическая листовка…………………….. 40



Введение.

Человек и вода. Как сказал один ученый: «Жизнь – это одушевленная вода». И тому есть множество подтверждений. Во – первых, наукой доказано, что жизнь зародилась в воде, большая часть любого живого организма состоит из воды.

Человеческий организм на 60-65 % состоит из воды: при этом 5/8 ее находится в нутрии клеток, 3/8 – в составе внеклеточных жидкостей организма. Мозг человека состоит из воды на 85 %.

Ничего в природе не может существовать без воды.

Вода – загадочное вещество. Несмотря на свой, казалось бы простой химический состав, вода – одно из самых загадочных и «аномальных» веществ на земле. Как ни удивительно, но вода до сих пор содержит множество загадок, и постижение ее тайн только начинается.

Это единственное химическое вещество, которое существует в условиях нашей планеты одновременно в трех агрегатных состояниях – газообразном (водяной пар), жидком и твердом (лед, снег). В отличие от других веществ при нагревании вода уменьшается в объеме, а при охлаждении – увеличивается.

Вода – лед легче, чем вода – жидкость, и поэтому лед находится на поверхности не до конца замерзших водоемов.

Помимо обычного льда, который мы видим зимой на поверхности воды, ученые создали еще пять его разновидностей, и все они отличаются по своим свойствам друг от друга. Так, есть лед, который плавится при 760 С в отличие от обычного, тающего при температуре 00 С.

Родники – удивительное творение природы. Родники….. Мы любим их за свежесть хрустальной водицы, за прохладу, которую они дают в жаркий летний день, за красоту и вечность.

Издавна о родниках слагали легенды, стихи, сказания. Родники источники чистой воды. А питьевая вода необходима человеку, особенно в жаркий день. Жители нашего поселка любят прогуляться в ближайший лес за грибами, ягодами, искупаться в любимой речке Чермасане, да и просто полюбоваться красотами уральской природы. Родники необходимы природе, они, пробиваясь из- под земли едва приметным ключиком, дают подпитку нашим рекам.

Вокруг родника обычно возникает своя особая жизнь: здесь и дерево богаче и разнообразнее, и трава сочнее и выше, и земля лучше. В тени у родника утром отдохнет и ягодник, и грибник, и сборщик трав, сделает привал турист, завернет сюда и случайный прохожий. Всем дарит родник радость!

Роберт Рождественский писал:


Безымянный, неприметный родничок,

Он и сам то вряд ли знает, что течет

И совсем не понимает – для чего…

Ты, наверное, забудешь про него.

Ты, конечно, проживешь без родника.

А для леса он – как жилка у виска.

2. Актуальность.


В последнее время важной проблемой является возвращение к истокам нашей культуры, возрождение идеи бережного отношения к природным объектам, в том числе к родникам.

Основами водного законодательства предусмотрено усиление контроля за санитарным состоянием водных ресурсов:

- не допускать свалок мусора и других отходов по берегам рек, являющихся источниками загрязнения грунтовых вод;

- запрещается обработка пастбищ сельскохозяйственных угодий, расположенных ближе 2, 5 км;

- не допускается внесение неорганических соединений и минеральных удобрений по снежному покрову;

- необходимо организовать охрану родников и ручьев, питающих реки;

- необходим системный контроль, состояние подземных вод и окружающей среды.

Изучение родников представляет большой научный и практический интерес. Родник образуется в результате выхода подземных вод на поверхность земли. Родники – это важные источники питания рек. Подземные источники намного чище, чем реки и озера. Проходя через почву, вода очищается, обогащается углекислотой и минеральными веществами.

Актуальность выбранной темы состоит в важности подземных вод для питания рек, для использования подземных вод, их изучения и отдыха. Но к сожалению, на состояние подземных вод пагубно влияет хозяйственная деятельность человека. Загрязняют подземную воду осадки, несущие атмосферные выбросы промышленных предприятий ; ядохимикаты и минеральные удобрения с полей, свалки.

Основные источники загрязнения:

*промышленные предприятия – 40%

*сельскохозяйственные предприятия – 15%

*жилищно – коммунальное хозяйство – 10%

(Дронов В.П. География России: учебник для 8-9 кл. 2004 г.)

Старожилы нашего поселка рассказывали, что вдоль реки Чермасан находится большое количество родников, которые выходят на поверхность из земли и скал. Вода в них чистая, светлая и вкусная, а главное – полезная, без всяких вредных примесей.

Проблема исследования заключается в том, что в настоящее время родники, находящиеся по берегам реки Чермасан, заброшены и нуждаются в охране и защите от загрязнений.


Таким мы нашли родник «Молодежный».


Родники – живые, они, как люди, рождаются, живут и умирают. Поэтому мы решили познакомиться с родниками, пока они живы.

Цель нашей работы: выявление местоположения и изучение родников и проведение природоохранных мероприятий.

Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Провести обследование прибрежной полосы реки Чермасан .

  2. Изучить расположение родников и окружающую их территорию.

  3. Составить паспорт родников.

  4. Провести исследование родниковой воды.

  5. Разработать и провести мероприятия по очистке и благоустройству родников.

  6. Принять участие в районной детской радиопрограмме «Росток».

В 2005 году «Юные экологи» нашей школы заинтересовались темой «Вода на Земле» и начали изучение водообеспечения села Янышево и деревни Шарлык, изучение реки Чермасан, в этом году исследовали и очищали родники. В летний период на базе школьного летнего оздоровительного лагеря «Пчелка» была проведена экологическая акция «Наши родники», в которой участвовали школьники 5-8 классов. Учащиеся обследовали прибрежную часть реки Чермасан, определили местонахождения родников, дали им название, изучили свойства воды, расчистили родник «Березовый». А отряд главы района занимался благоустройством родника «Молодежный».


Благоустройство родника .


3. Происхождение родников.

Задолго до того, как человечество придумало водопровод, сама природа позаботилась о том, чтобы создать его аналог, доставить чистую воду в самые разные уголки земного шара. Родники можно встретить не только в лесу или горах. В степях, пустыне, в лесотундровой полосе, даже в полярных зонах, под толщей льда – эти маленькие источники встречаются всюду. Они старее городов, дорог, гор и даже некоторых природных объектов. Создан ли родник для того, чтобы делиться с человеком чистой водой, либо разум сам приспособил его к благим целям – так или иначе, до сих пор существуют места, где природные источники водоснабжения остаются единственными и самыми надежными.

«Образование источников связано с пересечением водоносных грунтов отрицательными формами современного рельефа, геолого-структурными особенностями местности, неоднородностью водоносных пород». По направлению движения подземных вод к выходу на поверхность источники делятся на нисходящие и восходящие, по характеру режима – на постоянно, суетно и ритмично действующие, по составу – на пресные, солоноватые, минеральные, по температуре – на кипящие, теплые, холодные, горячие.

Для образования подземных вод требуется 2 условия: атмосферные осадки, выпадающие в достаточном количестве на поверхность суши, и способность горных пород, слагающих эту поверхность, пропускать воду (фильтровать).

Существует три вида подземных вод: верховодка, находящаяся у самой поверхности земли, грунтовые воды, расположенные в первом от поверхности водоносном горизонте и межпластовые воды, залегающие под водоупорным слоем. Почвенные и грунтовые воды обычно пресные, они содержат менее 1 г/л солей. А вот артезианские воды называются минеральными и могут использоваться в лечебных целях.



На территории Благоварского района для хозяйственно – питьевого снабжения разведано 69 месторождений подземных вод с эксплуатационными запасами около 600 000 м3 /сут. Родник образуется в результате выхода подземных вод на поверхность земли. Родники – это важные источники питания рек. Подземные источники намного чище, чем реки и озера. Проходя через почву, вода очищается, обогащается углекислотой и минеральными веществами.




Родник «Березка».


4. Краткая характеристика района исследования.

Исследования проводились на участке прибрежной полосы реки Чермасан.

В долине реки Чермасан сохранились природные ландшафты, представляющие собой лесостепную зону и небольшие болота. Для этой местности характерна существование определенных животных и растений. Растения: береза обыкновенная, крапива двудомная, гравилат речной, яснотка пурпурная, ежа сборная, одуванчик лекарственный, сныть европейская, клевер луговой, пырей ползучий. Животные: черви, моллюски, насекомые, птицы.

Основой водной системы территории является река Чермасан, протянувшаяся с запада на восток вдоль границ Кушнаренковского района горы «Чагыл», возраст которого 250 миллионов лет. Гора « Чагыл» – это холмистая равнина с выходами кристаллических пород. Протекая по некогда ровной местности, река проделала огромную работу, размыв скалистую породу и образовав отвесные скалы высотой до 30 метров в отдельных местах.

Река Чермасан принадлежит к системе реки Агидель и является пятым ее притоком. В прибрежной полосе реки отмечены небольшие болота и многочисленные овраги на правом и левом берегах реки.


Левый берег представляет собой отвесные скалы высотой до 30 м, овраги; на правом берегу - отчетливо вырисовываются пологие склоны, заросшие кустарниками, травянистой растительностью и редкими березовыми колками. Справа находится населенный пункт, слева река граничит с сельскохозяйственными угодьями – земельными участками Агрофирмы «Западный свинокомплекс» и фермерскими полями.

На правом берегу реки в 1,5 км от деревни Шарлык северо-западнее МКОУ СОШ д. Шарлык обнаружен источник. Мы дали ему название «Березка», так как над родником растут красивые березы. Расстояние от родника до реки 7 м. Второй источник обнаружен в 1000 метрах северо-восточнее МКОУ д. Шарлык СОШ на левом берегу реки Чермасан, на расстоянии 120 метров от реки. Высота над уровнем воды в реке 3 м. Мы его назвали «Молодежный», т.к. сельская молодежь любит отдыхать в этих местах. Недалеко от родника ( примерно в 50 метрах) проходит грунтовая дорога Кашкалаши – Янышево, пропускная способность которой приблизительно 10-15 машин/час.


Экологическое состояние родников д .Шарлык.

Исследования проводились в рамках экологической акции «Наши родники». Всего нами определено 4 родника. Из них один, «Молодежный», благоустроен, другой родник «Березка» расчищен, изучение и благоустройство двух других родников запланировано на лето 2015 года.

Санитарное состояние родников на момент обнаружения - не удовлетворительное. Донце и русло было завалено сухой травой, листвой, ветками, камнями. Вокруг родника «Молодежный» обнаружен хозяйственный мусор – полиэтиленовые бутылки, пакеты, бумага. Спуск к роднику крутой, обрывистый. Территория вокруг родников не благоустроена.

Хозяйственное использование родников не обнаружено.




Методы исследования.


    1. Гидрологическое описание родников д.Шарлык.

Характер источника: определяется выход воды на поверхность земли.

а) вытекает спокойно,

б) бурлит,

в) бьет струйками,

г) фонтанирует,

Определяется характер родника визуально.

Определение мощности источника.

Дебит родника – это его мощность, т. е. возможный расход воды.

Методика: при отсутствии у родника желоба, по которому стекает вода, лопатой делается углубление. В срез углубления вставляется кусок жести в форме желоба. Под желоб ставится стеклянная банка емкостью 1 литр и по секундомеру определяется время заполнения банки водой. Затем рассчитывается расход воды за час и за сутки.

Какая вода в роднике?

Определяется физические, органолептические и химические показатели воды.

Температура воды.

Определяется путем погружения водного термометра на 5 минут в сосуд с водой или непосредственно под струю воды. Государственным стандартом определяется температурный предел 7-12 0 С.

Цветность.

Пробирка заполняется водой на 10-12 см Рассматривая пробирку сверху на белом фоне, определяем цветность воды. Цветность природной воды бывает: слабо-желтая, светло–желтоватая, желтая, интенсивно-желтая, коричневая, красно-коричневая.

Мутность.

Пробирка заполняется водой на 10-12 см. Рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном освещении, определяем мутность воды. Мутность природной воды бывает: слабо-опалесцирующая, опалесцирующая, слабо-мутная, мутная, очень мутная.

Прозрачность.

При использовании этого метода определяют высоту водного столба, при котором типографский шрифт (газета, высота букв 3,5 мм) становится трудно различим. Для определения прозрачности используют стеклянный цилиндр, под который кладут хорошо освещенный шрифт. Цилиндр заполняется водой до такой высоты, чтобы буквы, рассматриваемые с верху, стали плохо различимы. Записывают высоту водного столба в сантиметрах.

Запах.

Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в нее естественным путем и со сточными водами. Определение основано на органолептическом исследовании характера и интенсивности запаха воды при 200 и 600 С.

  1. Заполнить колбу на 1/3 объема и закрыть пробиркой.

  2. Взболтать содержимое колбы.

  3. Открыть колбу и осторожно, неглубоко вдыхая воздух, сразу же определить характер и интенсивность запаха.

  4. Если запах сразу же не ощущается или запах неотчетливый, испытание можно повторить, нагрев воду в колбе до температуры 600 С (подержав колбу в горячей воде). Интенсивность запаха бывает: очень слабая, слабая, заметная, отчетливая, очень сильная.

Характер запаха бывает: землистый, гнилостный, плесневый, травянистый.

Осадок.

Определение осадка производится после суточного отстаивания воды. Если осадок образуется, он может быть: хлопьевидным слизистым, хлопьевидным желтовато-коричневым, плотным белым (желтоватым), плотным бурым (коричневым), сероватым, в виде песка или глины, растительных остатков.


Реакция водной среды.

Нужно капнуть исследуемую воду на кусочек универсальной индикаторной бумаги. Сравнить полученный цвет воды со шкалой рН и по значению рН определяют реакции среды.

Характер вкуса и прикуса.

Можно определить вкус воды, попробовав ее. Различают 4 основных вкуса: соленый, кислый, сладкий, горький.

Растворенные примеси воды.

Наличие примесей в воде определяется путем выпаривания на водяной бане.


    1. Ботаническое описание родника.

ЧТО РАСТЕТ ВБЛИЗИ РОДНИКА?

Определяется видовой состав растительности вокруг родников.

Описание растительности дается также по типам (древесная, кустарниковая, травянистая, мохово-лишайниковая) и по видовому составу.

В связи с переувлажнением местности древесно-кустарниковая растительность обычно представлена ольшаниками, ивняками, березняками, а травянистая - луговой (крупнотравной, разнотравной) и болотно-луговой растительностью. Для русла ручья характерны влаголюбивые растения из экологической группы гигрофилов купающих корни в воде): сердечник из семейства крестоцветных, луговой чай - из первоцветных, чистяк весенний - из лютиковых, осоки, мхи. Очень часто родники берут свое начало в крутых берегах рек. Ручей такого родника течет по пойме среди луговых растений: калужницы болотной, лютиков, поручейника, горцев и др.

    1. Зоологическое описание родника.

КТО ЖИВЕТ В БЛИЗИ РОДНИКА?

Определяется видовой состав животных и птиц, обитающих возле родника. Такое заключение можно сделать, когда имеются дневниковые записи о наблюдениях, которые провели зоологи, посещая родник в разное время суток и время года. Ежедневно просматривая следы животных у родника можно установить не только виды животных, но и их примерное количество. Самые четкие и полные следы необходимо зарисовывать с помощью деревянной рамки с простой сеткой из тонких нитей и блокнота с миллиметровой бумагой. Узнать животное по рисунку следов можно с помощью специальных определителей, а также в беседе с охотниками и егерями. Интересные наблюдения можно организовать у родника за птицами. Многие птицы часто посещают водоемы или живут около них. Интересно понаблюдать за их гнездами, выращиванием птенцов, охотой и кормежкой.


5.4. Органолептические показатели воды.


Цель опыта

Определить содержание взвешенных частиц

Определить окраску воды

Оборудование

Две банки с водой из родника, бумажный фильтр, 2 колбы.

2 пробирки с водой №1 из родника «Молодежный», №2 «Березка», лист белой бумаги

Описание опыта

Для анализа мы взяли по 500 мл воды. Пропустили ее через бумажный фильтр, затем осадок высушили.

На белом фоне бумаги определяем цвет родниковой воды №1 из родника «Молодежный», №2 «Березка».

Результат

В пробирке с водой №1 из родника «Молодежный» обнаружены взвешенные частицы; №2 «Березка» - отсутствуют.

Вода из родника №1 слабо-желтого цвета, вода из родника №2 – светлая.

ВЫВОД: Родниковая вода из родника «Березка» имеет благоприятные органолептические показатели, а вода из родника «Молодежный» имеет взвешенные частицы песка и органических веществ.












5.5. Химический анализ воды.


Цель опыта

Определение водородного показателя

Определение карбонатной жесткости

Определение хлоридов

Определение сульфатов

оборудование

Две пробирки с водой №1 из родника «Молодежный», №2 «Березка», две полоски универсальной индикаторной бумаги, шкала.

2 стакана с водой №1 из родника «Молодежный», №2 «Березка», раствор соляной кислоты, стеклянная палочка.

2 пробирки, 10% раствор нитрата серебра, стеклянная палочка.

2 пробирки, раствор хлорида бария, стеклянная палочка.

Описание опыта

В пробирку наливаем 5 мл воды и с помощью универсальной индикаторной бумаги сравниваем ее окраску со шкалой

В стакан наливаем 10 мл воды, добавляем соляную кислоту, в результате реакции выделяются пузырьки газа.

В пробирку набираем 5 мл воды и добавляем 3 капли 10% раствора нитрата серебра. В воде №2 «Березка» - выпадает хлопьевидный осадок.

В пробирки набираем по 10 мл воды и 2 мл 5% р-ра хлорида бария. Все перемешиваем. Наблюдаем выпадение хлопьевидного осадка.

Результат

рН=6 в обоих родниках (слабокислотная среда)

В воде присутствуют карбонат - ионы

В воде из родника «Березка» присутствуют хлорид – ионы, а воде родника «Молодежный» – отсутствуют.

В родниковой воде присутствуют сульфат-ионы.

ВЫВОД: Вода имеет временную и постоянную жесткость.















Обнаружение катионов тяжелых металлов.


Цель опыта

Обнаружение свинца

Обнаружение железа

Обнаружение меди

Предварительная подготовка: наливаем в исследуемую воду раствор кислоты, чтобы перевести определяемые ионы в раствор, затем нейтрализуем щелочью. Затем выполняем опыты.

оборудование

2 пробирки, 10% раствор йодида калия (KI)

2 колбы с водой №1 из родника «Молодежный», №2 «Березка», бумажный фильтр, воронка, , р-р гексаферра цианида калия

4 [Fе (СN)6 ]).

Фарфоровая чашка, спиртовка, держатель, концентрированный раствор аммиака (NH4 OH)

Описание опыта

Берем пробирки с водой, вносим раствор йодида калия. Наблюдаем реакцию.

В 500 мл воды добавляем 0,5 мл раствора гексацианоферрата (три) калия.

В фарфоровую чашку помещаем 5 мл воды выпариваем е на спиртовке, добавляем каплю концентрированного раствора аммиака, появления фиолетовой окраски не наблюдали.

результат

Осадка желтого цвета не наблюдается

Не наблюдается раствора окрашенного в темно - синий цвет

В воде не выявлены катионы меди.

ВЫВОД: вода не содержит катионы тяжелых металлов.






























      1. Гидрологическое описание родника №1.

Выход воды на поверхность

Источник просачивается из-под корней старых берез и почвы в нижней части скалистой породы и стекает в реку Кабанку.


Характер источника

Донный. Нисходящий. Пресный. Холодный

Мощность источника

0,03 л/мин.

Физические показатели воды

средняя температура – 8,5 0 С

Органолептические показатели воды:

Прозрачность

Запах

Мутность

Вкус



Прозрачная

Отсутствует

Опалесцирующая

сладковатый


Химические показатели воды


  • В воде присутствуют карбонат – ионы и сульфат-ионы.

  • В воде не выявлены катионы свинца и катионы мед и железа.





      1. Ботаническое описание родника №1.

Название растения

Жизненная форма (дерево, кустарник, трава)

Крапива


Травянистое растение

Чертополох

Травянистое растение

Осот

Травянистое растение

Береза

Дерево

Ольха

Дерево

Гравилат речной (единично)

Травянистое растение

Осока (единично)

Травянистое растение

Одуванчик лекарственный

Травянистое растение

Будра плющевидная ( единичный)

Травянистое растение



      1. Зоологическое описание родника №1.

Разнообразие животных

Живые организмы

Следы жизнедеятельности (гнезда, норы, погрыз, раковины, следы, звуки и т.д.

Черви

Червь дождевой

Конский волос

визуально

Земноводные

Лягушка

Насекомые

Комар-пискун

Водомерка

Гусеница

Бабочка

Стрекоза

Птицы

Чайки

Дикие утки:

Чирок

Утка - черношейная поганка

Утка кряква

Голоса чайки, утки кряквы



      1. Паспорт родника «Молодежный».

Адрес:

окрестности деревни Шарлык Благоварского района Республики Башкортостан.

Местоположение:

родник расположен в 1000 метрах северо-восточнее МКОУ СОШ д. Шарлык на левом берегу реки Чермасан, на расстоянии 120 метров от устья реки, высота над уровнем воды в реке 3 м

Характеристика местности:

родник находится на склоне гор « Чагыл» (возраст более 250 миллионов лет), который окаймляет берега реки Чермасан.

Растительность вблизи родника: травянистые растения: крапива, чертополох, осот, гравилат речной, осока, одуванчик лекарственный, будра плющевидная, деревья: береза и ольха.

Животный мир вблизи родника: черви: червь дождевой, конский волос; лягушка – земноводная; насекомые: комар-пискун, водомерка, гусеница, бабочка, стрекоза; птицы: дикие утки, чирок, утка- черношейная поганка, утка кряква.

Дата исследования: сентябрь- декабрь 2014год.

Характеристика почвы:

почва представляет мраморизованные суглинки, глину, щебень, скальные породы.

Размеры родника: 110х200 см, средняя глубина 23,5см.

Выход родника:

источник просачивается из-под корней старых берез и почвы в нижней части скалистой породы и стекает в реку Чермасан.

Дебит:

В мае дебит воды составил 0,03л/мин, в июне – 0,04л/мин,

в июле –0,03 л/мин.

Характер истечения: донный и из стенок нижней части скальной породы.

Температура воды в мае составила +7, в июне - +8 в июле +10, в сентябре + 10.


Свойства воды из родника:

Органолептические показатели: родниковая вода не имеет запаха, в ней обнаружены остатки органических веществ (растений). Вода прозрачная (высота водного столба составила 25 и более см) после отстаивания.

Т.о, родниковая вода имеет благоприятные органолептические показатели.

Химический анализ воды: рН = 6, присутствуют карбонат-ионы, сульфат-ионы, хлорид – ионы (55), нитраты (9,4).

Влияние на окружающую местность: увлажнение, есть размывы.

Хозяйственное использование источника: не обнаружено.

Участие источника в питании реки: питает реку Чермасан

Заключение: вода после отстаивания и фильтрации пригодна для употребления.

Санитарное состояние родника на период обнаружения: неудовлетворительное (донце завалено сухой листвой, ветками, мусором, не очищено русло родника, не благоустроена территория).

Санитарное состояние по завершению экологической акции:

хорошее.

Обустройство:

- оборудовали стоянку,

- изготовили и установили деревянную скамейку,

- сделали навес над родником,

- повесили деревянный ковш,

- выложили камнем ступеньки для безопасного спуска к роднику и деревянные перила,

- очистили донце родника и выложили камнем чашу,

- прочистили русло.




Использование родника возможно в следующих целях:

- научных (для отбора проб воды на химический анализ в целях организации мониторинга окружающей среды и контроля санитарно – гигиенического состояния водоисточника);

- эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных и иных экскурсий);

- рекреационных (места отдыха и прогулок) и иных.

Охрана родника от загрязнений:

Ученики МКОУ СОШ д. Шарлык решили ежегодно проводить экологические акции, субботники, трудовые десанты и экологические экспедиции.

Предложения по охране и благоустройству.

1. Операция «Чистый родник» - ежегодно весной проводить ревизию санитарного состояния родника.

2. Изготовить таблички «Свалка мусора запрещена».

3. Объявить конкурс на лучший плакат по охране родника и водных ресурсов.

4. Принять обращение к населению по соблюдению правил поведения в природе.

5. Распечатать листовки и распространить среди населения. Выпустить буклет «Наши родники».

6.Подготовить серию выпусков детской радиогазеты по охране водных ресурсов «Живи, родник!», «Мы за все в ответе».

7. Обратиться в администрацию Каменского сельского поселения с просьбой оказания помощи в благоустройстве родника.

8. Обратиться в администрацию Каменского сельского поселения с просьбой оказания помощи в благоустройстве родника. Необходимо сделать деревянный навес над источником, вставить трубу, забетонировать русло родника.















6.2.1. Гидрологическое описание родника №2.

Выход воды на поверхность

Источник просачивается из-под земли и через мелкие трещинки камней и почвы в нижней части скалистой породы и стекает в реку Кабанку.

Характер источника

Нисходящий. Пресный. Холодный.

Мощность источника

0,7 л/мин

Физические показатели воды

Средняя температура воды 60 С

Органолептические показатели воды

Прозрачность

Запах

Мутность

Вкус



Прозрачная

Травянистый

Слабо опалесцирующая

Сладкий


Химические показатели воды

  • В воде присутствуют карбонат – ионы и сульфат-ионы.

  • В воде не выявлены катионы свинца, катионы меди и катионы железа.




      1. Ботаническое описание родника №2.

Название растения

Жизненная форма (дерево, кустарник, трава)

Береза обыкновенная

Дерево

Крапива двудомная

Травянистое растение

Гравилат речной

Травянистое растение

Яснотка пурпурная

Травянистое растение

Ежа сборная (единично)

Травянистое растение

Одуванчик лекарственный

Травянистое растение

Сныть европейская (единично)

Травянистое растение

Клевер луговой

Травянистое растение

Пырей ползучий

Травянистое растение





      1. Зоологическое описание родника №2.

Разнообразие животных

Живые организмы

Следы жизнедеятельности (гнезда, норы, погрыз, раковины, следы, звуки и т.д.

Черви

Червь дождевой

Визуально

Моллюски

Содовая улитка

Прудовик

Янтарка

Насекомые

Бабочка – траурница,

Бабочка – крапивница,

Стрекоза,

Комар пискун,

Мухи, пауки,

Кузнечик.

Птицы

Сорока,

Белая трясогузка,

Кукушка,

Стрижи,

Чайка.

Голоса

Животные

Коровы, овцы, кони.

Следы копыт, экскременты

      1. Паспорт родника «Березка».


Адрес: окрестности деревни Шарлык Благоварского района Республики Башкортостан.

Месторасположение: родник расположен в 1 .5 км северо-западнее МКОУ. СОШ . Шарлык на правом берегу реки Чермасан. Расстояние от родника до реки 7 м.

Расположение над уровнем реки: 2, 5 м.

Характеристика местности: родник находится на склоне гор « Чагыл» , которые окаймляет берега реки Чермасан, в основании пологого склона.

Выход родника: источник выходит из каменистой почвы и стекает в реку Чермасан.

Растительность вблизи родника: деревья: березы; травянистые растения: крапива двудомная, гравилат речной, яснотка пурпурная, ежа сборная, одуванчик лекарственный, сныть европейская, клевер луговой, пырей ползучий;

Животный мир вблизи родника: черви: червь дождевой; моллюски: садовая улитка, прудовик, янтарка; насекомые: бабочка-траурница, мухи, пауки, комар, кузнечик, стрекоза; птицы: сорока, белая трясогузка, чайка, стриж, кукушка.

Характеристика почвы: почва представляет мраморизованные суглинки, глину, щебень, скальные породы.

Размеры чаши родника: 30х42 см, средняя глубина 5см

Дебит: В июле дебит воды составил 0,7л/мин, в сентябре –0,7л/мин.

Характер истечения: нисходящий.

Свойства воды: Органолептические показатели: родниковая вода имеет травянистый запах, в ней не обнаружены взвешенные частицы почвы, вода прозрачная ( высота водного столба составила 25 и более см).

рН = 6, присутствуют карбонат-ионы, сульфат-ионы (113) и хлорид – ионы (265), нитраты (2,7).

Влияние на окружающую местность: увлажнение, есть незначительные размывы.

Хозяйственное использование источника: не обнаружено.

Участие источника в питании реки: питает реку Чермсан.

Заключение: Вода чистая, прозрачная, холодная, пригодна для употребления.

Санитарное состояние на момент обнаружения: удовлетворительное.

Обустройство:

- расчищено донце родника,

- расчищено и углублено русло родника,

- донце и русло выложено камнем,

- расчищена территория возле родника.

Санитарное состояние по завершению экологической акции: хорошее.

Использование родника: пастухи, отдыхающие и туристы иногда (в теплое время года) пользуются родниковой водой.

Охрана родника от загрязнений: осуществляется учащимися МОБУ ООШ д. Шарлык в летнее время.

Дата исследования: сентябрь- декабрь 2015 года.

Предложения по охране и благоустройству.

1. Операция «Чистый родник» - ежегодно весной проводить ревизию санитарного состояния родника.

2. Принять обращение к населению по соблюдению правил поведения в природе.

3. Распечатать листовки и распространить среди населения. Выпустить буклет «Наши родники».

4. Необходимо строительство деревянного навеса, который бы защищал его от внешних загрязнений.


8. Заключение.


Были проведены гидрологические, зоологические, ботанические, химические исследования родников, которые позволили:

  • Составить паспорта двух родников

  • Сделать сравнительный анализ двух родников.

По результатам исследований можно сделать ВЫВОДЫ:

  1. Вода из родника «Березка» имеет благоприятные органолептические показатели. Вода из родника «Молодежный» загрязнена частицами органических веществ, но после фильтрации воду можно использовать. Вода не содержит катионы тяжелых металлов.

  2. Химический анализ показал, что содержание в воде химических веществ соответствует норме. Вода в родниках жесткая, а в роднике №2 выше нормы (8,2 при норме 7).

  3. Вода в родниках №1 и №2 пригодна для употребления.

Данные исследований родников будут опубликованы в школьной газете «Калейдоскоп», планируем проведение классных часов, бесед с учащимися по теме «Наши родники»; продолжать работу по пропаганде бережного отношения к родникам среди жителей нашего поселка.

Наша задача заключается в том, чтобы собрать сведения о родниках, сохранить их и передать следующим поколениям. В 2015 году мы планируем продолжить работу, и не только выявить и исследовать новые источники, но и продолжать принимать конкретные меры по их сохранению и благоустройству.

Мы искренне надеемся, что наша работа станет еще одним источником познания родного края, побудительным мотивом бережного отношения к природе. Главным нашим пожеланием является, чтобы родники «Молодежный» и «Березка» стали любимым местом отдыха односельчан. Родники – наше общее достояние.

9. Список используемой литературы.


    1. Охрана природы Южного Урала. Областной экологический альманах. «Челябинский дом печати» г. Челябинск 2005 г.

    2. Географический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988 г.

    3. Баринова И.И. География России. Природа. 8 класс.: Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1999 г.

    4. Сухова Т.С., Строгонов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2000 г.

5. Баринова И.И , Горбанев В.А. и др. География: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2 издание.- М.: Дрофа, 1999 г.

6. Филлиповский И.А. Самое удивительное ископаемое.-Алма-Ата, 1981.

7. Орлова Л. Тайный код воды. – Минск: Современный литератор, 2006.

8.Габриелян О.С. Химия. 8класс.Учебник для общеобразовательных учебных заведений.- 4-е издание.- М.: «Дрофа», 2000.









































Обследуем берега реки Чермасан.



Ура! На правом берегу реки найден источник.


Исследуем водичку из родника «Березка».



Расчищаем русло родника и обкладываем камнями.



Таким мы нашли родник «Молодежный».








. А таким он стал!




Отряд на благоустройстве родника.





Славно мы поработали, исследуем родник.



Нам интересно все узнать о роднике.



Литературная страничка.


«Наши добрые дела».


В жаркий солнечный денек

Мы пошли на родничок.

Команда наш дружная,

Работа наша нужная.

Мы прошли через мосток,

А затем вошли в лесок.

По крутой тропинке

Спустились все в ложбинку.

Через трещинки в скале

Сочится водица,

А вокруг по земле

Стелется мокрица.

Мы видели лягушку,

Зеленую квакушку,

Комарика – пискуна

И длинного – предлинного живого волоса.

Мы расчищали родничок,

Чтоб стал он чистым, светлым,

Чтоб каждый человек здесь мог

Испить водички летом.


Садыкова Гульназ, ученица 3 класса

МКОУ СОШ д. Шарлык.




Из-под земли забил родник,

Святая в нем течет вода,

И если ты к нему приник,

То получил заряд на долгие года.


Родник – это исток всегда,

О

н твой Отец и друг,

И звон журчания его

Всегда ласкает слух.


В нем сила жизни велика,

Он Господом нам дан,

Ведь в нем рождается река,

А дальше – океан.


Вот так и в Разуме своем

Ты пробуди исток,

Чтоб превратился сразу он

В большой живой поток.


И наполняется пусть он

Теплом и добротой,

Надежду, веру и любовь

Он понесет потом.


И напитались люди им,

И превратился мир

В цветущий сад и счастье в нем,

Все, как хотел кумир.


Родник – источник молодой

Всегда звенит он пусть,

А Разум помогает нам

Продолжить жизни путь.



ЛИСТОВКА


Родники – удивительное творение природы.

БЕРЕГИ ИХ!

Сохрани жизнь роднику.

Защити от влияния техногенной среды. Запасы чистой родниковой воды уменьшаются с каждым годом.


НЕ ОСТАВЬ без внимания и хозяйского глаза ни один родник.


Сохрани родник для будущих поколений.



46




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Шарлыковские родники

Автор: Сахапов Радмир

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373755

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Исследовательская работа по теме:"Шарлыковские родники ""
    ["seo_title"] => string(60) "issliedovatiel_skaia_rabota_po_tiemie_sharlykovskiie_rodniki"
    ["file_id"] => string(6) "373787"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1482823918"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства