Самоорганизация учащихся в процессе предпрофильной и профильной подготовки по биологии
Самоорганизация учащихся в процессе предпрофильной и профильной подготовки по биологии
Современная школа постепенно переходит к гуманному стилю педагогической деятельности и общении, основанному на диалоговом режиме обучения и воспитании, демократических нормах самоорганизации деятельности. Происходит перенос акцента с обучения на учение и самообразование, с воспитания – на самовоспитание. Действительный поворот школы к индивидуальности и свободе личности возможен при переориентации содержания образования на саморазвитие как основу динамики общества. Для этого следует понять, что такое самоорганизация школьника и как педагог может ей способствовать, выстраивая поддержку. Самость (или «Я», самосознание, индивидуальная идентичность) – это характеристика отношения индивида к самому себе, его самопринадлежность, тождественность самому себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Самоорганизация учащихся в процессе предпрофильной и профильной подготовки по биологии »
Моритоева Галина Цыбендоржиевна
Учитель биологии МБОУ
«Узонская средняя
общеобразовательная школа»
Дульдургинский район
Самоорганизация учащихся в процессе предпрофильной и профильной подготовки по биологии
Современная школа постепенно переходит к гуманному стилю педагогической деятельности и общении, основанному на диалоговом режиме обучения и воспитании, демократических нормах самоорганизации деятельности. Происходит перенос акцента с обучения на учение и самообразование, с воспитания – на самовоспитание. Действительный поворот школы к индивидуальности и свободе личности возможен при переориентации содержания образования на саморазвитие как основу динамики общества. Для этого следует понять, что такое самоорганизация школьника и как педагог может ей способствовать, выстраивая поддержку. Самость (или «Я», самосознание, индивидуальная идентичность) – это характеристика отношения индивида к самому себе, его самопринадлежность, тождественность самому себе.
Исследователями Л.Г. Лобовой, А.К. Осиным самоорганизация трактуется как сознательная работа над собой с целью совершенствования эмоциональных и морально – волевых черт характера в деятельности, направленной на развитие и разрешение личностно значимых задач. Самоорганизованная личность воспитывается через влияние внешней среды на внутреннюю потребностно - мотивационную сферу данной личности. Причем, приоритетную роль играют общественная среда, средовые условия для развития способности к самоорганизации. Основные качества, присущие личности с высокой самоорганизацией: творческая самостоятельность мысли, уверенность в себе, отсутствие тревожности по поводу своего престижа. Деятельность, связанная с процессами обобщения (свертывания и переноса информации), деятельность с целью самопроверки полученных
результатов. Направленная на культурное оздоровление личности – выбор этих видов деятельности предопределен качествами, характерными для личности с высокой самоорганизацией. Итак, самоорганизация – это способность, имеющая интеллектуально - волевую направленность и развиваемая в деятельности.
Сущность самоорганизации заключается в обеспечении процесса развития личности. Определяя ее содержательную сторону, необходимо отметить следующее: самоорганизация – это объективный процесс. Содержанием его является усвоение социальных норм, правил, приобретение различных социальных свойств. Это глубоко индивидуальный процесс, находящийся в состоянии развития. В данном процессе личность проявляет активность, которая может быть направлена на изменение окружающей среды или изменение себя.
Спецификой самоорганизации является то, что, этот процесс связан с социализацией человека, его врастанием в социальный мир, который предполагает активное участие, как в потреблении, так и в передаче социально значимых норм и ценностей существующей и прошлой социальной среды.
В процессе создания системы социально - профессиональной адаптации учащихся учитываются особенности образовательного пространства района, села. Социально - психологическая подготовка подростков к новым экономическим условиям возможна через
- профессиональную подготовку;
- социальную адаптацию к новым условиям жизни;
- валеологическое просвещение;
- экономическое и правовое просвещение;
- создание рабочих мест для выпускников;
- организацию работы в социуме.
Социализация человека как непрерывный процесс развития и саморазвития личности органически связан с самоорганизацией.
Введение профильного обучения сегодня предъявляет новые подходы к системе подготовки выпускников. Понятие «профильное обучение» предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения, позволяющие изменять структуру, содержание и организацию образовательного процесса на основе интересов, склонностей, способностей учащихся. Образовательное учреждение создает условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения. Целевые ориентиры развития образования к 2020 году характеризуются предоставлением возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку.
Проблема выбора профиля является непростым испытанием, как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы. Из всего сказанного вытекает, что переход на профильное обучение в старшей школе явится серьезной институциональной трансформацией для системы общего образования, фактически для каждой городской или районной образовательной сети.
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся по биологии является выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта.
Таким образом, исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников: умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям; умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам; готовность нести ответственность за сделанный выбор; высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования. Для того чтобы перечисленные результаты стали целями конкретной школы или муниципальной системы образования, необходимо оценить возможности для их реализации, определить сроки их достижения во времени и по отношению к учащимся.
Профильное обучение сделает возможной разгрузку детей, в том числе на подростковой ступени школы. Свободное от уроков время школьника станет ценнейшим ресурсом в самообразовании и дополнительного образования. Это означает, что резко сузится поле принуждения ребенка и расширится пространство его инициативного действия.
Предпрофильная и профильная подготовка рассматривается как фактор успешной самоорганизации подростков и дальнейшей самореализации.
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная система самооценивания, формируется своя я – концепция. Она в значительной степени определяет самоорганизацию личности подростка, является регулятором его поведения и деятельности. По данным многих исследователе, наличие позитивной я – концепции в этом возрасте, самоуважение является необходимым условием положительного развития.
Согласно мнению Б.Г. Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности.
Выбор индивидуальной образовательной траектории в подростковом возрасте, предпрофильная подготовка и профильное обучение требуют от подростка максимальной самоорганизации. Выбор профиля обучения осуществляется самостоятельно, поэтому учебная мотивация обретает иной характер, учащиеся лучше понимают, зачем они учатся. Изучая выбранные предметы на углубленном и профильном уровне, учащиеся, продвигаются по индивидуальному образовательному маршруту, который строится по индивидуальной программе с учетом конкретных условий образовательного процесса.
Индивидуальный учебный план составляется учеником как выбор, который корректируется в ходе промежуточной аттестации. Обучение по нему ведется в форме индивидуального и группового сопровождения и поддержки учащихся.
Старшая школа является особым образовательным пространством, в рамках которого формируется самоорганизующаяся личность. Происходит социальное, профессиональное и гражданское самоопределение молодых людей в результате реализации замыслов. Разработанный в школе механизм комплектования профильных классов способствует реализации идеи непрерывного образования и преемственности между основной, начальной профессиональной и высшей школой. Учитывается и неопределенность интересов части выпускников основной школы созданием общеобразовательного профиля. Реальные потребности учащихся, запросы их семей к профильному обучению становятся ведущими в формировании профильных классов. Зачисление в них производится на основе защиты «портфолио» и по результатам набранных баллов по профильным предметам на итоговой аттестации за курс основной школы.
В старшей профильной школе при проектировании содержания курса биологии мною учитывается преемственность с курсом биологии основной школы, что обеспечивает дифференцированное обучение, которое
реализуется через выбор соответствующего профиля: химико-биологического, физико-математического, гуманитарного.
Курс общей биологии на профильном уровне должен быть направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. У школьника должно сформироваться биоцентрическое мировоззрение, основанное на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, выбираются те, для поведения которых есть соответствующие условия в классе. Во время изучения курса применяются такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады, проекты, семинары, лекции и др.
Для профильного обучения в школе создана материально – техническая база, обеспечивающая учебный процесс. Кабинет биологии оснащен новейшей компьютерной и мультимедийной техникой, теле и видео аппаратурой, лабораторным оборудованием, учебно- наглядными пособиями, что позволяет использовать на уроках информационно-коммуникационные технологии, демонстрация опытов, экспериментов, моделей, муляжей и т.д.
Приоритетными направлениями своей работы по совершенствованию предпрофильной подготовки и профильному обучению учащихся по биологии в ближайшее время считаю следующее:
Анализ результатов апробации элективных курсов и на основе этого корректировка образовательных программ.
Разработка учебно-дидактических комплексов для профильного курса биологии (10-11 класс) и элективных курсов.
Продолжить мониторинг формирования ключевых компетенций по биологии.
Правильность выбора профиля выпускники школы подтверждают поступлением в учебные заведения по своим профилям.
Литература
Абульханова – Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: 1991.
Белинская Е.П. Тихомандрицкая О.А. Социальнаяпсихология личности. М. Аспект Пресс, 2001
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии, М.: Центр «Педагогический поиск», 2003г.
Ермаков Д.С. Рыбкина Т.И. элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения, Профильная школа: Информационно-методический журнал. 2004г №3
Конасова Н.Ю. Новые формы оценивания образовательных результатов учащихся. С-П.: «Каро» 2006г.
Новикова Т.Г. Построение различных моделей портфолио учащихся. Методист: научно-методический журнал.-2005г №3
Петунин О.Р. Элективные курсы для профильного биологического образования. Народное образование №9, 2004г
Петунин О.Р. Содержание профильного биологического образования. Народное образование, №7, 2004г.