kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рефлексивный отчет "Оценивание для обучения и оценивание обучения на уроках биологии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рефлексивный отчет "Оценивание для обучения и оценивание обучения на уроках биологии"»



Рефлексивный отчет, отражающий обоснованность и методику использования модуля Программы «Оценивание для обучения и оценивание обучения» в серию последовательных уроков

При прохождении курсов первого этапа повышения квалификации третьего базового уровня, я изучила идеи 7 модулей Программы [1]. Согласно ожидаемым результатам Программы является сформированность у учеников навыков обучения, тому как обучаться, чтоб стать независимыми, самомотивированными, ответственными личностями умеющими критически мыслить [2. стр4]. Изучив содержание всех семи модулей, я задумалась и взяла на себя ответственность внедрении на своих уроках идей модуля «Оценивание для обучения и оценивание обучения» на серии четырех последовательных уроков. Изучив содержание модуля « Оценивание для обучения и оценивание обучения», я убедилась в том, что оценивание очень важный аспект в обучении и согласно идеям Александера, за любой используемой учителями формой оценивания значатся не только объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий , как самооценка, способности и усилия [2. стр53].

Почему я взяла идеи данного модуля для рефлексивного отчета по обоснованию и методике внедрения одного модуля Программы в серию уроков? Урок –это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. Современный урок должен быть саморегулируемым., а учитель как стержневая фигура , согласно идеям Стронга, должен создавать образовательную среду для обучения обучению в классе. Ключевыми факторами, определяющими эффективность учебного процесса в классе, являются: понимание детьми процесса обучения, понимание тому, как обучаться, как структурировать учебный процесс и как оценить результативность обучения [2.стр.30].

Именно последний фактор, как оценить результативность обучения и идеи Пери о саморегулируемом обучении натолкнули меня на мысль о том, я должна разработать свои среднесрочный и краткосрочные планы четырех последовательных уроков с учетом того, что учащиеся будут участвовать в оценивании своих собственных достижений и достижений одноклассников.

О том, что учащиеся хотят и готовы участвовать в оценивании своих достижений я узнала из анкеты, которую провела в начале первого урока, для того чтоб согласно теории Джинн Раддок, услышать «Голос ученика». Учащиеся высказались с предложениями того чтоб разработать критерии для оценивания.

На уроках с традиционным подходом в образовании учащиеся не всегда самостоятельны. Они получают готовые знания, и степень усвоения данных знаний определяет оценка учителя. Учитель является единственным на уроке контролирующим и оценивающим лицом. Обучаясь на первом этапе « Лицом к лицу» я узнала о том, что бывает оценивание обучения и оценивание для обучения. Изучив теоретический материал данного модуля, я решила посмотреть, как на практике можно применить идеи данного модуля на серии четырех последовательных уроков. При составлении среднесрочного планирования по биологии на каждом уроке запланировала различные виды оценивания и различные стратегии. Какие цели я должна была поставить перед собой для того чтобы данный модуль у меня был интегрирован на всех четырех уроках, но конечно же определить сложность обучения, то есть что является трудным для моих учащихся в обучении , ведь именно вводимое формативное оценивание и поможет мне и моим учащимся увидеть какие пробелы в знаниях у них есть и как их преодолеть. Так же обеспечить обратную связь с учащимися, чтоб увидеть, как усваивается материал. Развить мотивацию, многие учащиеся имеют психологические барьеры, которые не дают им свободно высказывать свою точку зрения. Аргументировано давать ответы на вопросы и поэтому внешний стимул в виде похвалы, поощрения, может способствовать их обучению, зная уже о том, какими учебными навыками обладают учащиеся можно прогнозировать будущее развитие учащихся на моих уроках. При составлении планов я придерживалась учебной программы по биологии, в которой прописаны те критерии, которых должны достичь мои учащиеся при изучении раздела Тип Хордовые, то есть производить контроль над соблюдением стандартов и образовательной программы. Придерживаясь данных приоритетных целей, я составила свое планирование.

На каждом уроке производилось формативное оценивание, только на третьем уроке было суммативное оценивание знаний учащихся по теме «Класс Пресмыкающиеся», потому что закончилась тема «Класс Пресмыкающиеся» и моей целью было посмотреть, как усвоен учебный материал по данной теме. Оценивание проводилось по тестам с использованием эталона ответов.

Понятие формативное оценивание было введено в 1999 году Группой Реформы. Суммативное оценивание в отличии от формативного направлено на определение уровня понимания конкретной темы. На серии всех уроков мной были предусмотрены такие виды оценивания как: словесная похвала, применение ее на хорошо видно на всех уроках, потому что учащиеся А, В и С обладали барьерами, стеснялись говорить, а словесная похвала способствовала удовлетворению у учащихся, согласно пирамиде Маслоу чувства безопасности, принадлежности и любви, а так же потребность в уважении, что и способствовало их самовыражению. Словесные поощрения стимулировали учащихся на каждом этапе урока.

На первом и на последующих уроках, мной были использованы такие приемы оценивания, как взаимооценивание и самооценивание. Каждый урок состоит из 4 этапов. На первом этапе: вводная часть, использовались такие методы оценивания, как словесная похвала и взаимооценивание, сверка с эталоном ответов. На этапе вводной части происходит формирование коллаборативной среды и благоприятного настроя на урок. Когда учащиеся выполняют разминку и объеденяются в группы, я постоянно словесно поощряла каждого, такими словами, как «Молодец», «Умница», «Сегодня вы хорошо работали», «Ты двигаешься красиво». Данные выражения вызывали радость у учащихся и повышали их самомотивацию.

Во время актуализации знаний на всех четырех уроках учащиеся производили сами формативное оценивание. на первом уроке это была взаимооценивание по критериям. Формой оценивания при актуализации знаний, которые применялись на втором, третьем и четвертом уроках было-критериальное ценивание. Критерии были составлены учителем, как независимым экспертом. Данные критерии были предложены учащимся на первом уроке , при проведении опроса домашнего задания с использованием стратегии «Горячий стул».

Критериальное оценивание, как один из видов формативного оценивания имеет ряд преимуществ. Критерии, которые предлагаются учащимся учителем или разрабатываются с ними совместно, помогают видеть как должен выглядеть результат, который они должны получить в после выполнения предложенного задания. При использовании критериального оценивания на уроках происходит обратная связь между учителем и учеником, а ученик получает информацию о том, как он выполнил задание, каких успехов достиг или неудач. Если учащийся получает неудовлетворительные результаты , то данное оценивание способствует тому, чтоб неудача воспринималась как рекомендация к улучшению своих достижений. При данном оценивании происходит, оцениваются достижения ученика, а не его личность. Данный кртитериальный подход к оцениванию, проводимый не только учителем, но и самими учащимися, при взаимооценивании, должен быть объективным и стимулировать учащихся к достижению ими более высокого результата. Не сразу конечно же мои учащиеся получали высокие баллы, но они уже учились объективно оценивать друг друга и многие из них преодолевали барьеры, такие, как недоверие к оцениванию их результата.

Анализируя результаты пожеланий учащихся, я обратила внимание, на пожелание ученицы В. Следуя идеям Джин Раддок, я учла данное пожелание при проведении уроков, и на всех этапах уроках использовались разработанные критерии, ведь важно, чтоб учащиеся считали класс не «территорией учителя», а «территорией ученика». Учащимся я объяснила, что критериальное оценивание, это не только формативное, но и суммативное оценивание, которое проводится в конце изучаемого раздела.

На третьем уроке мы закончили изучение класса пресмыкающиеся, и было проведено тестирование. Взаимооценивание проводили учащиеся сами, сверяясь с эталоном ответов. Учащиеся должны знать, что происходит оценивание каждого этапа работы, каждого задания по сумме баллов за каждый правильно выполненный элемент задания. Учителя регулярно суммируют то, чему ученики научились , так как понимание учениками эффективной оценки успеваемости является неотъемлемой частью их дальнейшего продвижения. Качественное суммативное оценивание в классе предусматривает : вовлечение учащихся в мониторинг собственной успеваемости[3], то есть после выполнения. Так как согласно идеям Программы мы должны научить учащихся обучаться мы должны не просто ставить оценки, а развивать у учащихся такие навыки как наблюдение, то есть не просто сказать, я ставлю оценку, а на основе своих собственных наблюдений учащиеся должны интерпретировать, то есть дать аргументированную объяснение своего заключения и на основе интерпретации , сделать заключение и поставить оценку.

Развитие данных процессов оценивания происходит особенно хорошо на этапе презентации нового материала и на этапе практического применения полученных знаний. Именно на втором этапе урока, когда учащиеся работая в группах самостоятельно выполняют задания, происходит их согласно идеям Мерсера взаимодействие на основе диалога , когда происходит согласно теории Александера коллективное осмысление опыта и вырабатывается продукт группой, а после презентации своего продукта, необходимо наблюдать за презентацией другими группами, интерпретировать наблюдения, и обсудив с другими участниками группы дать заключение в виде аргументированной формативной оценки работы. На всех 4 уроках учащиеся взаимооценивали свои работы, на первом уроке « Кластер», на втором уроке «Постер», на третьем «Презентации» и на четвертом уроке флипчарт «Стена»[4].

Для взаимооценивани каждой работы были предложены критерии. Критерии предлагались мной как независимым экспертом, но обсуждались совместно с учащимися и выбирались наиболее оптимальные, такие как доступность изложения, четкость предоставляемой информации, эстетичность оформления. Критерии разрабатывались для оценивания на различных этапах урока. На первом уроке использовалась стратегия «Светофор». Первоначально тяжело было оценивать , учащиеся пытались отвечать на вопрос- Почему? они подняли жетон такого цвета, но пытались обосновывать . В классе обучаются дети с различной степенью мотивации к обучению, то есть учащиеся А, В и С, каждый из них обладает своими убеждениями, а согласно Пажаресу убеждения играют важную роль в обучении, своими когнитивными способностями. Ученица А и одна ученица В обладающие хорошими знаниями по биологии, большим словарным запасом, с первых уроков смогли аргументировано комментировать свои заключения по оцениванию своих одноклассников. Оценку производили не только учащиеся А и В , а так же и С, но для этого группа оказывала ему подмостки, и согласна идеям Выготского проводила по зоне ближайшего развития, и то что он не мог делать сам с помощью одноклассников преодолел свой барьер и на четвертом уроке смог дать формативную оценку, а ученица С на данном уроке работала в группе экспертов и тоже старалась дать свое заключение на основе полученной информации при наблюдении, затем интерпретации.

Очень важное значение, имеет взаимооценка знаний учащимися. Учащимся необходимо помочь понять, что свою деятельность необходимо анализировать для того, чтобы ее улучшить и добиться более высоких результатов. Взаимооценивание облегчит работу учителя , а учащиеся поймут, что тоже несут ответственность за процесс обучения. Взаимооценка развивает у учащихся такие качества, как взаимоподдержка, объективное отношение друг помогает ученикам предоставить обратную связь , помогает им развивать такие навыки как умение рассуждать, обсуждать , объяснять и критически оценивать друг друга [5. стр.24].

Наиболее важной формативной оценкой своей деятельности и своих достижений на уроке является самооценка учащихся. Самооценка учащимися может проводиться на любом этапе урока и на заключительном –рефлексия. Существует множество способов учеников к самооценке. Используя различные стратегии для самооценки учащимися своих результатов, такие как «Лист самооценки», «Две звезды одно пожелание», «Лестница успеха», Я пришла к выводу , что общим во всем является то, чтоб самооценка была эффективной необходимо разрабатывать критерии. При составлении краткосрочного плана каждого урока мной были разработаны совместно с учащимися критерии самооценки. На серии последовательных уроков учащиеся проводили самооценку своей деятельности и после каждого этапа урока и во время рефлексии.

Учащимся на втором уроке очень понравилась рефлексия «Две звезды и одно пожелание», они с удовольствием оценивалю свою деятельность на уроке,называли два наиболее удачные у них на уроке момента и одно пожелание, то есть над чем им еще стоит поработать и почитать дополнительный материал. Очень понравилась учащимся рефлексия на третьем уроке «Рука», учащиеся самооценивали свою деятельность на уроке по критериям, выскзывали много интересных идей и пожеланий. На уроке, дети были убеждены что их услышат и беспристрастно отнесуться к каждому. Очень важно, как учитель на уроке справится с ситуациями, кода учащиеся считают работу сложной. Необходимо поддержать учащихся и то , что гооврит учитель влияет на формирование положительного отношения к подобным ситуациям и помогает осознать их неизбежность, в процессе освоения знаниями. учащиеся должны знать , что это нормально непонимать материал или «быть в тупике».

На последнем уроке учащиеся занимались самооцениванием своей деятельности на данном уроке, то есть используя стратегию «Лестница успеха», они расположиле себя на той ступеньке которая соответствует уровню их усвоения учебного материала. Меня очень порадовал тот факт, что учащиеся честно отнеслись к данному самооцениванию, назвали свои барьеры, что им было трудно, а что наобород получилось лучше всего. Но были и учащиеся (С), которые зывасли самооценку на вопрос Почему? ответили, что им хотелось быть на уровне всех других учащихся. В заключении хотелось бы сказать, оценивание это очень важный аспект в обучении. Применение формативного оценивания помогает учащимся понять чего они достигли, а над чем им необходимо поработать, а учителю увидеть какую помощь необходимо будет учащимся оказать в этом.

Литература:

  1. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. Третий (базовый) уровень.

  2. Руководство для учителя.Третий 9базовый) уровень. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г.

  3. Раздаточный материал образовательного портала. Неделя 2. День 2. Сумативное оценивание для выполнения учителями в их школах.

  4. Методы активного преподавания и обучения. Для основного уровня 3.

  5. Раздаточный материал образовательного портала. Неделя 3. День 2. Самооценивание и взаимооценивание со сверстниками.




































7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Рефлексивный отчет "Оценивание для обучения и оценивание обучения на уроках биологии"

Автор: Федорова Наталья Владимировна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 380679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Алюминий и его соединения "
    ["seo_title"] => string(31) "aliuminii-i-iegho-soiedinieniia"
    ["file_id"] => string(6) "184934"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426128575"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства