kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Реферат по биологии на тему "Воздействие акустического шума на организм человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Данная работа посвящена проблеме выявления влияния звуков и шумов на организм человека. Мне удалось доказать в своей работе, что восприятие звуков и шумов зависит от возраста, темперамента, окружающих условий. В работе раскрывается  понятие шума; предложены возможные способы по приближению к нормам уровня интенсивности звука. Работа направлена на экологическое воспитание и прививает интерес к предмету биология. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Реферат по биологии на тему "Воздействие акустического шума на организм человека"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Перевозского муниципального района Нижегородской области

Перевозская средняя общеобразовательная школа





Реферат

по биологии

«Влияние акустического шума и музыки

на организм человека»




Выполнила Гущина Татьяна,

учащаяся 8 «Б» класса.

Проверила

Линева Марина Александровна,

учитель биологии.








г. Перевоз, 2014 год

Содержание

Аннотация………………………………………………….3

Введение……………………………………………………3

  1. Немного истории………………………………………4

  2. Акустика………………………………………………..6

  3. Шум……………………………………………………..7

3.1. Влияние шума на организм человека…………..8

3.2. Уровни шума…………………………………….9

3.3. Исследования шума…………………………….10

3.4. Воздействие акустического шума……………..11

3.5. Звукоизоляция………………………………….12

3.6. Классификация шумов………………………….14

3.7.Шумомер………………………………………..14

3.8. Школьный шум…………………………………16

  1. Последствия акустического шума………………….17

  2. Основные методы борьбы с шумом………………..18

Заключение………………………………………………21

Литература……………………………………………….22







Аннотация

Данная работа посвящена проблеме выявления влияния звуков и шумов на организм человека. Мне удалось доказать в своей работе, что восприятие звуков и шумов зависит от возраста, темперамента, окружающих условий. В работе раскрывается понятие шума; предложены возможные способы по приближению к нормам уровня интенсивности звука. Работа направлена на экологическое воспитание и прививает интерес к предмету биология.

Введение

Мир, окружающий нас, можно назвать миром звуков. Звучат вокруг нас голоса людей и музыка, шум ветра и щебет птиц, рокот моторов и шелест листвы. С помощью речи люди общаются, с помощью слуха получают информацию об окружающем мире. Не меньшее значение звук имеет для животных. С точки зрения физики, звук - это механические колебания, которые распространяются в упругой среде: воздухе, воде, твёрдом теле и т.п. Способность человека воспринимать упругие колебания, слушать их отразились в названии учения о звуке - акустика (от греческого akustikos - слуховой, слышимый). Вообще человеческое ухо слышит звук только тогда, когда на слуховой аппарат уха действуют механические колебания с частотой не ниже 16 Гц но не выше 20 000 Гц. Колебания же с более низкими или с более высокими частотами для человеческого уха неслышимы.

Вопросы, которыми занимается акустика, очень разнообразны. Некоторые из них связаны со свойствами и особенностями нашего слуха.

Предметом физиологической акустики и является сам орган слуха, его устройство и действие. Архитектурная акустика изучает распространение звука в помещениях, влияние на звук размеров и формы помещений, свойств материалов, покрывающих стены и потолки, и т.д. При этом опять имеется в виду слуховое восприятие звука.

Музыкальная акустика исследует музыкальные инструменты и условия их наилучшего звучания. Физическая акустика занимается изучением самих звуковых колебаний, а за последнее время охватила и колебания, лежащие за пределами слышимости (ультраакустика). Она широко использует разнообразные методы для превращения механических колебаний в электрические и обратно (электроакустика). Применительно к звуковым колебаниям в число задач физической акустики входит и выяснение физических явлений, обусловливающих те или иные качества звука, различаемые на слух.

Узнав новый материал на уроках биологии о шуме я поставила для себя цель: исследовать воздействие шума на наш организм. Мои задачи в этой работе это дать понятие акустики и шума, узнать какими приборами измеряется шум, выявить положительные и отрицательные стороны воздействия шума и провести опыт, измерив остроту слуха у учеников и учителей нашей школы.

1. Немного истории

Звук – явление столь же древнее, как и сама Земля. Хаос, в котором рождалась наша планета, сопровождался мощными ударами, вибрацией, звуками чудовищной силы. Когда Земля остывала и возникала жизнь, природа не затихала: волны с шумом бились о скалы, ветер завывал в ветвях, гром гремел в небе.

У животных, которые в процессе эволюции приспосабливались к жизни на недавно остывшей Земле, возникли особые отростки головного мозга – органы слуха, и животные получили возможность улавливать звуки из окружающего мира. Это увеличило шансы на выживание, так как звуки несут информацию; позже с помощью звуков начала устанавливаться связь.

Из всех живых существ только человек сумел полностью воспользоваться свойствами окружающей среды как носителя звуков. Он внес в мир звуков речь и музыку. Проходили века, не стоял на месте и человек. Он трудился и творил.

Когда человек изобрел колесо, он, сам того не сознавая, посеял первое звено современной проблемы шума. Уже в древнем мире стук колес по каменной мостовой у многих вызывал бессонницу.

Железный век принес новые шумы: звон и грохот металла, из которого ковали оружие и утварь, не смолкая, разносились над поселениями.

Дальнейшее развитие техники привело к резкому увеличению шума. В течении многих веков человеческий слух не знал худших раздражителей, чем шум, возникающий при обработке дерева, камня или металла. Изобретение пороха принесло относительно новый вид шума – звуки взрывов, а также первую реальную опасность повреждения слуха.

Но только промышленная революция возвестила о приходе эпохи шума. Новые фабрики, рудники, доменные печи принесли с собой всестороннее загрязнение среды: зловоние, дым, обезображенный пейзаж, разумеется, шум.

Уровень шума рос с совершенствованием  техники. Стремясь облегчить нашу жизнь, мы совершенствуем производство. Но, чем сложнее становилась наука и техника и чем шире ее применение, тем опаснее их воздействие на природу.

С годами уровень шума в городах рос все быстрее, и появлялось все больше людей, страдающих от шума. Борьба с шумом превратилась в серьезную социальную, экономическую и экологическую проблему, с которой необходимо бороться. Но, к сожалению, для многих все, связанное с акустикой и шумом, покрыто мраком, а непосредственные жертвы шума не представляют, с чем же все-таки они столкнулись.

2. Акустика

Акустика (от греч. akustikos - слуховой) - область физики, в которой исследуются упругие колебания и волны от самых низких частот (условно от 0 Гц) до предельно высоких (1012-1013 Гц), процессы их возбуждения и распространения, взаимодействие их с веществом и разнообразные применения.

Акустика - одна из самых древних областей знания. Она возникла за несколько веков до н. э. как учение о звуке, т.е. об упругих волнах воспринимаемых человеческим ухом (отсюда и происхождение названия акустика). Начало становления акустики как физической науки (17 в.) связано с исследованиями системы музыкальных тонов, их источников (струны, трубы), с измерениями скорости распространения звука. До начала 20 века акустика развивалась как раздел механики. Создавалась общая теория механических колебаний, излучения и распространения звуковых волн в среде, разрабатывались методы измерений параметров звуковых волн - звукового давления, потока энергии, скорости распространения. Диапазон исследуемых упругих волн расширился и охватил области ниже (инфразвук) и выше (ультразвук) области слышимых частот. Создание методов разложения сложного колебательного процесса на простые составляющие (метод Фурье) заложило основы анализа звука и синтеза сложного звука из простых составляющих. Весь этот классический этап развития акустики подытожен к началу 20 в. Рэлеем.

Новый этап развития акустики начался в 20-е гг. 20 в. в связи с развитием радиотехники и радиовещания, которые вызвали необходимость разработки методов и средств преобразования электромагнитной энергии в акустическую, и обратно. В связи с развитием электроники и физики строения вещества возникли новые направления в акустике.

Важнейший раздел акустики, наиболее тесно связанный с другими ведущими областями современной физики, - физическая акустика, занимающаяся изучением особенностей распространения упругих волн в веществе - газообразном, твердом или жидком, исследованием взаимодействия волн с веществом на разных уровнях.

Основные направления современной акустики:

- Общая (физическая) акустика

- Архитектурная акустика

- Строительная акустика

- Музыкальная акустика

- Биоакустика

- Электроакустика

- Аэроакустика (авиационная акустика)

- Гидроакустика

- Акустика транспорта

- Медицинская акустика

- Ультразвуковая акустика

- Квантовая акустика (акустоэлектроника)

- Акустика речи

- Цифровая акустика

3. Шум

Шум — это беспорядочная совокупность звуковых волн различных частот и амплитуд, распространяющихся в воздухе и воспринимаемых ухом человека. Шумом называют обычно всякий мешающий звук. Уровень шума в 20-30 децибелов практически безвреден для человека, это естественный шумовой фон. Что же касается громких звуков, то здесь допустимая граница составляет примерно 80 децибелов. Звук в 130 децибелов уже вызывает у человека болевое ощущение, а 150 становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь “под колокол”. Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен. Сочетание звуковых раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Очень высок уровень и промышленных шумов. На многих работах и шумных производствах он достигает 90-110 децибелов и более. Не намного тише и у нас дома, где появляются все новые источники шума - так называемая бытовая техника.

Долгое время влияние шума на организм человека специально не изучалось, хотя уже в древности знали о его вреде и, например, в античных городах вводились правила ограничения шума. Документы донесли до нас свидетельства борьбы людей с шумом за много веков до того, как были открыты прародители современных промышленных и бытовых шумов – энергия пара и электричества, до того как были изобретены моторы внутреннего сгорания.

В настоящее время ученые во многих странах мира ведут различные исследования с целью выяснения влияния шума на здоровье человека. Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. Так, сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего прекрасную звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться на невозможность работы в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. И, наоборот, ученые установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

3.1. Влияние шума на организм человека

Но только ли органы слуха страдают от шумов?

1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8—12 лет.

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызы­вать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у боль­ных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка — профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяю­щемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия серд­ца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в измене­нии биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

Краткий вывод из обсуждения: от чрезмерного шума (выше 80 дБ) страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная и т. д.), на­рушаются процессы жизнедеятельности, энергетический об­мен начинает преобладать над пластическим, что приводит к преждевременному старению организма.

3.2. Уровни шума

Громкость - уровень энергии в звуке - из­меряется в децибелах. Шепот приравнивается приблизительно к 15 дБ, шелест голосов в студенческой аудитории дости­гает примерно 50 дБ, а уличный шум при интенсивном дорожном движении - око­ло 90 дБ. Шумы выше 100 дБ могут быть невыносимы для уха человека. Шумы порядка 140 дБ (например, звук взлетающего реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.

У большинства людей острота слуха с возрастом притупляется. Это объясняется тем, что ушные косточки утрачивают свою изначальную подвижность, в связи, с чем колебания не передаются во внутреннее ухо. Кроме того, инфекции органов слуха могут повреждать барабанную пе­репонку и негативно отражаться на работе косточек. При возникновении каких-либо проблем со слухом необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Причиной некоторых видов глухоты является повреждение внутреннего уха или слухового нерва. Ухудшение слуха может быть также вызвано постоянным шумовым воздействием (например, в заводском цеху) или резкими и очень громкими звуковыми всплесками. Необходимо очень осторожно пользоваться персо­нальными стереоплейерами, поскольку чрезмерная громкость звучания также может привести к глухоте.



Рис.1








3.3. Исследования шума

Нарушение тишины и покоя граждан в ночное время является предметом административного взыскания, налагаемого на виновных лиц. Шум после 23 часов вечера и до 7 часов утра считается нарушением правопорядка согласно статье 3.13 от 21.11.2007 №4 «Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях» и влечет за собой административное наказание.

Говорят что рок сильно влияет как на слух, так и на наш организм. Психологическое воздействие рока так же разнообразно, как и он сам. Одним рок-музыка дает разрядку эмоционального напряжения, яркие телесные переживания. Другим – чувство внутреннего, психологического освобождения, отключение от прозы будней. Третьим – ощущение коммуникативной легкости, слияния с группой. Исполняемая рок-группами музыка, если брать ее в единстве мелодии, гармонии, ритма, тембра, динамики, вовсе не проста. Для неподготовленного человека рок-музыка невоспроизводима. Но отдельные элементы ее кажутся доступными, создавая у слушателя иллюзию, будто он сам музицирует или, во всяком случае, может все это сделать. Упрощенность, стереотипность многих музыкальных текстов напоминает фольклорную простоту. Это облегчает распространение самой рок-музыки. 

Нарушения слуха являются наиболее распространенной врожденной патологией новорожденных. Но так же на нарушение остроты слуха влияют и возрастные факторы. Подтверждением того стало проведение мною опыта, который показывает остроту слуха у учеников 8-х классов и учителей нашей школы (см. таб.1). Опыт таков:

  1. Возьмите механические часы в руку. 
    2. Приближайте к себе часы, пока не услышите звук. 
    3. Приложите часы плотно к уху и отводите их от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. 
    4. Измерьте расстояние (в первом и втором случаях) между ухом и часами (в см.). 
    5. Высчитайте среднюю величину двух показателей. 
    Нормальным можно считать слух, когда тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. от уха испытуемого. Если же это расстояние меньше, то острота слуха достаточно высокая, если же это расстояние значительно превышает 25 см, то острота слуха испытуемого снижена.

Таблица 1.

Человек

Количество

Норма

10-15см

10-5см

5-0см

Слышит

одно ухо

Возраст 8 классы

ученики

25 человек

все

-

-

-

Возраст 35-42 года

учителя

3 человека

2 человека

1 человек

-

-

Возраст 45-60 лет

учителя

10 человек

2 человека

1 человек

5 человек

2 человека


3.4. Воздействие акустического шума

- Вредное: ШУМ ПРИВОДИТ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ ОПУХОЛИ.

Длительный шум неблагоприятно влияет на орган слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток. В природе громкие звуки редки ,шум относительно слаб и непродолжителен Сочетание звуков раздражителей дает время животным и человеку, необходимое для оценки их характера и формирования ответной реакции. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

Шумы искусственные, техногенные. Именно они негативно влияют на нервную систему человека. Один из самых злостных городских шумов - шум автомобильного транспорта на крупных магистралях. Он раздражает нервную систему, поэтому человека мучают тревоги, он чувствует себя утомленным.

- Лечебное

Лечебного воздействия на человека с помощью звуков природы возникла у врачей и биофизиков, работавших с космонавтами еще в начале 80-х годов двадцатого века. В психотерапевтической практике природные шумы используются при лечении различных заболеваний в качестве вспомогательного средства. Психотерапевты применяют и так называемый "белый шум". Это своеобразное шипение, отдаленно напоминающее шум волн без плеска воды. Врачи считают, что "белый шум" успокаивает и убаюкивает.

- Благоприятное

К полезным звукам относится шум листвы. Плеск волн тоже оказывает успокаивающее воздействие на нашу психику. Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

3.5. Звукоизоляция

Звуком называются механические колебания и волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, и твердых телах и воспринимаемые ухом человека. Количество колебание в 1с определяет частоту, измеряемую в герцах (Гц). Человек слышит звуки с частотами от 16 Гц до 20 000 Гц.

Громкость звука выражается звуковым давлением (Дб). Если интенсивность звука увеличить так, что слушателю он покажется в 2 раза громче, то повышение уровня звукового давления не будет в два раза больше. В большей части слышимого диапазона в этом случае наблюдается повышение уровня звукового давления на 10 Дб. Эта связь принята в качестве международного стандарта.

Порог слышимости (чувствительности человеческого уха) принят за 0 Дб. Абсолютные уровни звукового давления на некоторых примерах приведены в таблице (см. таблица 2).




Таблица 2. Абсолютные уровни звукового давления


На уровень шума в помещении влияет расстояние от источника шума, ветер, температура, влажность воздуха, а также звуковая тень. При удвоении расстояния от источника снижение уровня звукового давления составляет 6Дб.

Вредное воздействие на организм человека, в последние десятилетия стал подлинным бедствием для человечества. Основными внешними шумами являются шумы от движущегося транспорта и работы промышленных предприятий. Уменьшение уровня шума достигается за счет строительно-акустических мероприятий. В наружных ограждающих конструкциях окна и балконные двери имеют значительно меньшую звукоизоляцию, чем сама стена.

Степень шумозащищенности зданий в первую очередь определяется нормами допустимого шума для помещений данного назначения. Нормируемыми параметрами постоянного шума в расчетных точках являются уровни звукового давления L, дБ, октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000, 8000 Гц. Для ориентировочных расчетов допускается использовать уровни звука LА, дБА. Нормируемыми параметрами непостоянного шума в расчетных точках являются эквивалентные уровни звука LА экв, дБА, и максимальные уровни звука LА макс, дБА.


3.6. Классификация шумов

Шумы можно разделить на следующие группы:

- По спектру шумы подразделяются на стационарные и нестационарные.

- По характеру спектра шумы подразделяют на:

- широкополосный шум с непрерывным спектром шириной более 1

октавы;

- тональный шум, в спектре которого имеются выраженные тона.  Выраженным тон считается, если одна из третьеклассных полос частот  превышает остальные не менее чем на 10 дБ.

3.3.   По частоте (Гц) шумы подразделяются на:

- низкочастотный;

- среднечастотные;

- высокочастотный;

По временным характеристикам шумы подразделяются на:

- постоянный;

- непостоянный, который в свою очередь делится на колеблющийся,

прерывистый и импульсный.

1.5.  По природе возникновения шумы подразделяются на:

- механический;

- аэродинамический;

- гидравлический;

- электромагнитный.


3.7. Шумомер

Шумомер является электронным измерительным прибором, реагирующим на звук аналогично человеческому слуху и обеспечивающим объективное и воспроизводимое измерение уровней звука или звукового давления.

Воспринимаемый шумомером звук преобразуется его микрофоном в пропорциональный электрический сигнал. Так как амплитуда этого сигнала весьма мала, еще до его подачи на стрелочный измерительный прибор или цифровой индикатор необходимо соответствующее усиление. Усиленный предусмотренным на входе шумомера  каскадом электрический сигнал может подвергаться частотной коррекции в блоке, содержащем стандартные корректирующие схемы. А, В, С и/или D, или фильтрации внешними полосовыми (например, октавными или третьоктавными} фильтрами. Усиленный соответствующим усилительным каскадом электрический сигнал затем подается на блок детектора и от его выхода на стрелочный измерительный прибор или после преобразования на цифровой индикатор. Блок детектора стандартного шумомера содержит среднеквадратичный детектор, но может быть также снабжен пиковым детектором. Стрелочный измерительный прибор или цифровой индикатор показывает уровни звука или уровни звукового давления в дБ.

Среднеквадратичное значение (СКЗ) является математически точно определенным специальным средним значением, относящимся к энергии исследуемого процесса. Это особенно важно в акустике, так как среднеквадратичное значение пропорционально количеству энергии измеряемого шумомером звука или шума. Пиковый детектор дает возможность измерения пикового значения кратковременных и импульсных звуков, в то время как применение запоминающего устройства (схемы удерживания) способствует фиксированию максимального пикового или среднеквадратичного значения, измеряемого в импульсном режиме шумомера.

Шумомер является прецизионным измерительным прибором, в его конструкции предусмотрена возможность повторной калибровки и проверки его параметров с целью обеспечения высокой точности и надежности результатов измерения. Предпочтительным методом калибровки шумомеров является акустический метод, основывающийся на применении прецизионного и, возможно, портативного акустического калибратора. По существу акустический калибратор является комбинацией прецизионного генератора и громкоговорителя, генерирующей звук с точно определенным уровнем.



3.8. Школьный шум

Одним из видов шума является так называемый «школьный шум». Уровень интенсивности шума на уроках находится преимущественно в пределах от 50 до 80 дБ, с частотой от 500 до 2000 Гц. Шум до 40 дБ не вызывает отрицательных изменений, они становятся выраженными при воздействии шума в 50 и 60 дБ. Решение арифметических примеров требует при шуме в 50 дБ на 15-55%, а в 60 дБ — на 81-105% больше времени, чем до воздействия шума. При шуме в 65 дБ у школьников отмечено снижение внимания на 12-16%. Уровень шума свыше 80–100 дБ способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 – 15% и одновременно значительно ухудшая его качество.

Как и любое другое учреждение, наша школа страдает от шумового загрязнения — внешнего и внутреннего, и еще неизвестно, что наносит больший вред.

От чрезмерного уровня шума усиливается состояние дискомфорта: на переменах школьное здание гудит, на уроке, в связи с большой наполняемостью классов, детям приходится напрягать слух. Учителю также приходится работать с повышением голоса. К концу учебного дня устают и те, и другие. Уровень шума в школе снижается лишь к полудню, когда уменьшается поток учеников младшей школы — основного «источника» шума. А до этого времени на переменах стоит шум, бегают дети, раздается громкий смех, крики. Тут не то что, отдохнуть — устать можно! В результате к концу дня ученики чувствуют себя совершенно утомленными, у некоторых может болеть голова. Как же бороться с этой проблемой? Нужно объяснить ученикам последствия такого шума, его влияние на нервную систему. Важно, чтобы они сами осознали необходимость соблюдения тишины во время урока и на переменах. Конечно, требовать абсолютной тишины во время перемен неразумно, но относительного спокойствия все, же надо добиться. А вот отсутствие шума на уроках — явление крайне необходимое. Так учителю легче работать, да и сами ученики смогут лучше сосредоточиться.

         В ходе моей работы было проведено два опроса — среди учителей и среди учеников. В них нашло отражение мнение и тех, и других о близости автодороги, о шуме в классе и на переменах.

4. Последствия шума

Итак, я выделила следующие последствия влияния шумов на человека:

1. Шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.

2. Каждая третья женщина и каждый четвертый мужчина страдает неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.

3. Достаточно сильный шум уже через 1 мин может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.

4. Такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще всего встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка - профессиональное заболевание.

5. Шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.

6. Под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.

7. Под влиянием шума изменяются углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).

Отсюда можно сделать вывод: от чрезмерного шума (выше 80 дБ) страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная т.д.),

нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен, что приводит к преждевременному старению организма.

Шум коварен, его вредное воздействие на организм совершается незримо, незаметно. Человек против шума практически беззащитен.


5. Основные методы борьбы с шумом

В 1959г. была создана Международная организация по борьбе с шумом. Борьба с шумом - это сложная комплексная проблема, требующая больших усилий и средств. Тишина стоит денег и не малых. Источники шума весьма разнообразны и нет единого способа, метода борьбы с ними. Тем не менее, акустическая наука может предложить эффективные средства борьбы с шумом.

Общие пути борьбы с шумом сводятся законодательным, строительно –планировочным, организационным, технико-технологическим, конструкторским и профилактическим миром.

Одним из направлений борьбы с шумом является разработка государственных стандартов на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, в основу которых положены гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.

В основу гигиенически допустимых уровней шума для населения положены фундаментальные физиологические исследования по определению действующих и пороговых уровней шума. В настоящее время шумы для условий городской застройки нормируют в соответствии с Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки (№ 3077-84) и Строительными нормами и правилами II 12-77 «Защита от шума».

Санитарные нормы обязательны для всех министерств, ведомств и организаций, проектирующих, строящих и эксплуатирующих жилье и общественные здания, разрабатывающих проекты планировки и застройки городов, микрорайонов, жилых домов, кварталов, коммуникаций и т.д., а также для организаций, проектирующих, изготавливающих и эксплуатирующих транспортные средства, технологическое и инженерное оборудование зданий и бытовые приборы. Эти организации обязаны предусматривать и осуществлять необходимые меры по снижению шума до уровней, установленных нормами.

ГОСТ 19358-85 «Внешний и внутренний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерений» устанавливает шумовые характеристики, методы их измерения и допустимые уровни шума автомобилей (мотоциклов) всех образцов, принятых на государственные, межведомственные, ведомственные и периодические контрольные испытания. В качестве основной характеристики внешнего шума принят уровень звука, который не должен превышать для легковых автомобилей и автобусов 85-92 дБ, мотоциклов – 80-86 дБ. Для внутреннего шума приведены ориентировочные значения допустимых уровней звукового давления в октавных полосах частот: уровни звука составляют для легковых автомобилей 80 дБ, кабин или рабочих мест водителей грузовых автомобилей, автобусов – 85 дБ, пассажирских помещений автобусов – 75-80 дБ.

Санитарные нормы допустимого шума обуславливают необходимость разработки технических, архитектурно-планировочных и административных мероприятий, направленных на создание отвечающего гигиеническим требованиям шумового режима, как в городской застройке, так и в зданиях различного назначения, позволяют сохранить здоровье и работоспособность населения.

Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счет уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос озеленения; использование различных приемов планировки, рационального размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями являются рациональная застройка магистральных улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности и др.

Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Наиболее целесообразна свободная застройка, защищенная от стороны улицы зелеными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум близ расположенной территории.

В случае если результаты акустических измерений сигнализируют о слишком высоких и превышающих допустимые пределы уровнях шума, необходимо принимать все соответствующие меры по их снижению. Хотя методы и средства борьбы с шумом часто сложны, ниже кратко описываются соответствующие основные мероприятия:

1. Уменьшение шума в его источнике, например, применением специальных технологических процессов, модификацией конструкции оборудования, дополнительной акустической обработкой деталей, узлов и поверхностей оборудования или применением нового и менее шумного оборудования.

2. Блокировка путей распространения звуковых волн. Этот метод, основывающийся на применении дополнительных технических средств, заключается в снабжении оборудования звуконепроницаемым покрытием или акустическими экранами и его подвеске на амортизаторах вибраций. Шум на рабочих местах можно уменьшать покрытием стен, потолка и пола поглощающими звук и уменьшающими отражения звуковых волн материалами.

3. Применение средств индивидуальной защиты там, где другие методы по той или иной причине не эффективны. Однако применение этих средств нужно считать только временным решением проблемы.

4. Прекращение эксплуатации шумного оборудования является самым радикальным и последним методом, принимаемым в учет в специальных и серьезных случаях. На данном месте нужно подчеркнуть возможность сокращения времени эксплуатации шумного оборудования, перемещения шумного оборудования в другое место, выбора рационального режима труда и отдыха и сокращения времени нахождения в шумных условиях



Заключение


Шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.

В связи с ростом шума можно представить состояние людей через 10 лет. Поэтому эта проблема должна быть обязательно рассмотрена, иначе последствия могут оказаться катастрофическими.
















Литература


  1. Экология России. Учебник из Федерального комплекта для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: АО МДС, 1996.- 272с. с ил. (Миркин Б.М., Наумова Л.Г.)

  2. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии.- М.: Дрофа, 2002.- 128с.: ил. (Кузнецов В.Н)

  3. Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000.- 256с.: ил.

  4. Экология России. Хрестоматия. /Сост. В.Н.Кузнецов.- М.: АО «МДС», 1996.- 320с.

  5. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2002.- 240с.: ил.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Реферат по биологии на тему "Воздействие акустического шума на организм человека"

Автор: Гущина Татьяна Евгеньевна

Дата: 02.02.2016

Номер свидетельства: 287034


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства