Просмотр содержимого документа
«Рекомендации по подготовке к ОГЭ по биологии»
. Анализ
ОГЭ по биологии в 9 классе
Результативность
Класс
Участников
Средний балл
Средняя оценка
9А,Б,В
35
18
3,14
Обучающиеся у которых экзаменационная оценка и годовая отметка совпали 9 (25.71%)
Обучающиеся у которых экзаменационная оценка ниже годовой 26 ( 74 %)
Выполняемость заданий по проверяемым навыкам
Задание
Уровень сложности
Проверяемые элементы содержания
Максимальный балл
Выполняемость задания- чел (%)
Часть 1
1
П
Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
5 (50%)
2
Б
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
9 (90%)
3
Б
Царство Бактерии. Царство Грибы. Вирусы
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
9(90%)
4
Б
Царство Растения
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
8(80%)
5
Б
Царство Животные
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
9(90%)
6
Б
Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
9(90%)
7
Б
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
9(90%)
8
Б
Опора и движение
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
7(70%)
9
Б
Внутренняя среда. Транспорт веществ
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
9(90%)
10
Б
Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
8(80%)
11
Б
Органы чувств
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
7(70%)
12
Б
Психология и поведение человека
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
8(80%)
13
Б
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Приёмы оказания первой доврачебной помощи
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
10
(100%)
14
Б
Влияние экологических факторов на организмы
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
7(70%)
15
Б
Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
8(80%)
16
Б
Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
8(80%)
17
Б
Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности
1
Не выполняли
0
Выполнили правильно
4(40%)
18
П
Обладать приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в графической форме
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
1(90%)
Всё правильно (2 балла)
7 (70%)
19
П
Умение проводить множественный выбор
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
4 (40%)
Всё правильно (2 балла)
3 (30%)
20
П
Умение проводить множественный выбор
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
7 (70%)
Всё правильно (2 балла)
2 (20%)
21
П
Знать признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого. Умение устанавливать соответствие
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
1(10%)
Всё правильно (2 балла)
0
22
П
Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
0
Всё правильно (2 балла)
9(90%)
23
П
Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
5 (50%)
Всё правильно (2 балла)
1(10%)
24
П
Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму
3
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
3(30%)
Выполнили частично (2 балла)
2(20%)
Всё правильно (3 балла)
4(40%)
Часть 2
25
В
Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
1(10%)
Выполнили частично (2 балла)
1(10%)
26
В
Использовать научные методы с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов
2
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
3(30%)
Выполнили частично (2 балла)
0
27
П
Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать)
3
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
1(10%)
Выполнили частично (2 балла)
2(20%)
Всё правильно (3 балла)
7(70%)
28
В
Умение работать со статистическими данными, представленными в табличной форме
3
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
4(40%)
Выполнили частично (2 балла)
1(10%)
Всё правильно (3 балла)
0
29
В
Решать учебные задачи биологического содержания: проводить качественные и количественные расчёты, делать выводы на основании полученных результатов. Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания
3
Не выполняли
0
Выполнили частично (1 балл)
2(20%)
Выполнили частично (2 балла)
2(20%)
Всё правильно (3 балла)
1(10%)
Результаты диагностической работы :
Особенно высок процент правильных ответов на задания
- Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы
- Царство Растения
- Царство животные
- Общий план строения и процессы жизнедеятельности. Сходство человека с животными и отличие от них. Размножение и развитие организма человека
- Питание. Дыхание. Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
- Экосистемная организация живой природы. Биосфера. Учение об эволюции органического мира. - Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов - Использовать понятийный аппарат и символический язык биологии; грамотно применять научные термины, понятия, теории, законы для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов
-Умение определять последовательности биологических процессов, явлений, объектов
- Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
- Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
-Умение соотносить морфологические признаки организма или его отдельных органов с предложенными моделями по заданному алгоритму. - Умение работать с текстом биологического содержания (понимать, сравнивать, обобщать):
Затруднения при выполнении заданий возникли в следующих темах: Задание 17 Обладать приёмами работы по критическому анализу полученной информации и пользоваться простейшими способами оценки её достоверности
Задание 21 Умение устанавливать соответствие на основе знаний о признаках биологических объектов на разных уровнях организации живого.
Задание 25. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Распознавать и описывать на рисунках (изображениях) признаки строения биологических объектов на разных уровнях организации живого.
Задание 26. Умение использовать научные методы с целью изучения биологических объектов, явлений и процессов: наблюдение, описание, проведение несложных биологических экспериментов.
7.
ВЫВОДЫ
На основании анализа полученных результатов ОГЭ по биологии можно сделать вывод, что:
Сформированы на достаточном уровне следующие навыки:
оценивать: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей;
распознавать и описывать: на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки; органы и системы органов человека;
сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения.
2. Не сформированы на достаточном уровне следующие навыки:
анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
описывать и объяснять: результаты опытов;
оценивать: правильность биологических суждений;
умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных;
умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания;
Умение устанавливать соответствие
РЕКОМЕНДАЦИИ
При организации обучения биологии в основной школе в 2022-2023 учебном году рекомендуется:
Акцентировать внимание на следующие темы:
Царство Растения
Царство Животные
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
Внутренняя среда
Транспорт веществ
Обмен веществ. Выделение. Покровы тела
Органы чувств
Влияние экологических факторов на организмы
Экосистемная организация живой природы. Биосфера.
Умение обосновывать необходимость рационального и здорового питания
Умение включать в биологический текст пропущенные термины и понятия из числа предложенных
Умение устанавливать соответствие
3. Совершенствовать систему повторения; включать в практику элементы текущего, тематического, обобщающего, предэкзаменационного, итогового повторения.
4. Активизировать работу с использованием методов и приёмов формирования критического мышления, функциональной (естественно- научной) грамотности.
Анализ
Единого государственного экзамена по биологии в 11 классе
Структура работы:
В экзамен по биологии входят 28 заданий, из них 21 задание с кратким ответом и семь с развёрнутым ответом. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности и формату. Всего за экзамен вы можете получить 59 первичных баллов, которые в дальнейшем переводятся в 100 вторичных. Причём за первую часть можно получить максимум 38 первичных баллов (64 вторичных), а за вторую 21 первичных (36 вторичных).
Первая часть
Первая часть включает в себя 21 задание. Ответ на них нужно дать в виде слова (нескольких слов), числа или последовательности цифр.
Шесть заданий — на выбор нескольких ответов из списка
Еще в семи нужно установить соответствие между элементами
Четыре задания — на установление последовательности
Вторая часть
Вторая часть ЕГЭ по биологии 2022 — это задания с развёрнутым ответом, который нужно самостоятельно сформулировать и записать. У каждого задания свои особенности.
22 задание (первое задание второй части) обсуждаются биологические эксперименты. Их планирование, проведение и анализ.
23 — нужно проанализировать рисунок и ответить на вопросы
24 — текст, где нужно исправить биологические ошибки в некоторых предложениях
25 и 26 — развёрнутые ответы по блокам «Система и многообразие органического мира», «Организм человека и его здоровье» и «Эволюция живой природы»
27 и 28 — прикладные задания, где нужно решать задачи по цитологии и генетике.
Класс
Участников
Средний балл
11
6
50
Количество учащихся не преодолели минимальный порог -1( 21 балл) , Максимальный балл -1 ( 91 балл)
Распределение по баллам -21,36,43,49,63,91
Не справилась с заданиями по темам:
Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки.
Строение клетки, метаболизм. Жизненный цикл клетки.
Экосистемы и присущие им закономерности. Биосфера.
Биологические системы и их закономерности.
Решение задач по цитологии на применение знаний в новой ситуации
Решение задач по генетике на применение знаний в новой ситуации
Основные выводы и рекомендации:
Причины ошибок:
- слабый навык контроля и самоконтроля (невнимательность при чтении задания);
- сложность изучаемых явлений особенно в курсе зоологии, анатомии, физиологии человека и генетики;
- недостаточное количество заданий практического характера в школьном курсе биологии за 10-11класс.
Рекомендации :
- обратить внимание при подготовке в 2022-2023 учебном году на задания тестовой части работы, по которым были допущены типичные ошибки;
- продолжить вести работу по индивидуальному плану подготовки учащихся в 2022-2023 учебном году;
- обратить особое внимание на отработку навыков применения биологических знаний при решении практических задач во второй части;
- стимулировать познавательную деятельность учащихся как средство саморазвития и самореализации личности;
- воспитывать у учащихся положительное отношение к учебной деятельности;
- осуществлять взаимодействие между семьёй и школой с целью организации совместных действий для решения успешности обучения и повышения качества знаний обучающихся;
- создавать условия для развития способности учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы;
-обязательно знакомиться с демонстрационными версиями КИМ, доводить до сведения учащихся их структуру и содержание.