kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развивающие литературные тексты на тему биологии растений с вопросами к тексту для учащихся с ОВЗ коррекционных школ

Нажмите, чтобы узнать подробности

литературные тексты предназначены для учащихся с ОВЗ у которых очень ограничен словарь, работа с этим текстом поможет расширить словарь терминов применимых к биологическим объектам, интересные рассказы помогут  в изучении биологии растений и времен года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развивающие литературные тексты на тему биологии растений с вопросами к тексту для учащихся с ОВЗ коррекционных школ»


Ночью в лесу.

Что-то пронеслось над моей головой. Это была летучая мышь. Я заблудился. С правой стороны было болото. Идти туда было не к чему. Под ногами попадались какие-то кочки. Кое-как я нашёл дорожку, по которой давно никто не ходил и не ездил. Делать было нечего. Я отправился по ней в надежде добраться до какого-нибудь посёлка.

Шёл я долго, часто останавливался, но никаких признаков жилья не было. Давно ничья нога не ступала по этим тропинкам. По сторонам тянулись колючие кустарники. За ними нечего невозможно рассмотреть. Заря загоралась, когда я вышел из леса. Искать ночлег было уже не для чего. Дома я никому ничего не рассказал.

Вопросы.

1. как называется рассказ?

2. Что случилось с героем рассказа?

3. Опиши природу леса.

4. Как закончилось приключение героя рассказа?

Повтори: .летучая мышь, кочки, дорожка, посёлок, признак жилья, тропинки, ночлег, заря разгоралась.


Что-то пронеслось над моей головой. Это была летучая мышь. Я заблудился. С правой стороны было болото. Идти туда было не к чему. Под ногами попадались какие-то кочки. Кое-как я нашёл дорожку, по которой давно никто не ходил и не ездил. Делать было нечего. Я отправился по ней в надежде добраться до какого-нибудь посёлка.

Шёл я долго, часто останавливался, но никаких признаков жилья не было. Давно ничья нога не ступала по этим тропинкам. По сторонам тянулись колючие кустарники. За ними нечего невозможно рассмотреть.

Заря загоралась, когда я вышел из леса. Искать ночлег было уже не для чего. Дома я никому ничего не рассказал.

Вопросы.

1. как называется рассказ?

2. Что случилось с героем рассказа?

3. Опиши природу леса.

4. Как закончилось приключение героя рассказа?

Повтори.

Летучая мышь, кочки, дорожка, посёлок, признак жилья, тропинки, ночлег, заря разгоралась.


Грибной дождь.

Однажды мама пошла в лес за земляникой и взяла меня с собой.

День был солнечный, жаркий. Но только мы подошли к лесу, как набежала синяя тучка и из неё посыпался частый крупный дождь. А солнце всё продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлёпались о листья, повисали на траве, на ветвях кустов и деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.

Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик кончился. Через всё небо протянулась разноцветная радуга. От нагретой солнцем земли после дождя шёл лёгкий пар. В чистом воздухе пахло цветами, мёдом и земляникой.(по Г.Скребицкому.)

Вопросы:

1. Куда пошли мама с Юрой?

2. Какие явления природы описаны в рассказе?

3. Как описан дождь?

4. Какой стала природа после дождя?

5. Ты видел радугу?

6. Почему автор назвал дождь солнечным?

7. Как называют дождь, во время которого светит солнце?

Повтори: Солнечный день, синяя тучка, дождевые капли, разноцветная радуга – разноцветной дугой, протянулась радуга, пахло земляникой, лёгкий пар.

Поздняя осень

В конце сентября в воздухе начинает холодеть. В ноябре появляются иногда лёгкие морозы. Утром можно видеть, как побелела трава или крыша соседнего дома. Лужи начинают по ночам замерзать. Мелкие осенние дождики не похожи на летние грозовые дожди. Ветер дует без устали, далеко разнося созревшие семена деревьев и трав. Ещё в конце августа появляются совершенно жёлтые золотистые ветки. С каждым днём всё больше и больше становиться жёлтых листьев. Ещё два – три дня и осина стоит вся красная, багровая, золотистая. Но осенний ветер срывает последние листья. Поля мало-помалу пустеют. Только высокие стога сена остаются зимовать на лугах. Цветы исчезли, трава пожелтела и клониться к земле. Перелётные птицы одни за другими собираются в дальний путь. Вот уже и деревья стоят голые. Только на рябине висят гроздья. Появляется снег, остаётся на несколько часов, исчезает…

Вопросы:

Когда чувствуется в природе приближение осени?

Какие изменения в природе говорят о наступлении осени?

Тебе нравиться осень? Почему?

Словарь: лёгкие морозы, трава побелела, лужи, замерзать, грозовые дожди, дует без устали, золотистые ветки, багровая, золотистая осина, осенний ветер, последние листья, зимовать, клониться к земле, красные гроздья.


Первый снег

Поздней осенью выпадает первый снег. Он преображает всё кругом. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Холодная вода темнеет среди беловатых прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревца, что ты их не узнаешь. Ёлочка становиться похожа на причудливую снежную бабу. На гладкой поверхности виднеются следы лесных зверушек.

В предзимние дни дома не сидится. Путешественники всех возрастов выходят на пешеходные маршруты. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» - радостно говорят люди.


Вопросы.

  1. Когда выпадает первый снег?

  2. Как изменяется природа, когда выпадает снег?

  3. какими стали берёзки, ели?

  4. Чьи следы видны на снегу?

  5. Как люди встречают снег?


Тема: «Осень золотая»


  1. Какое сегодня число?

  2. Какой сегодня день недели?

  3. Назови дни недели.

  4. Какой месяц?

  5. Назови времена года.

  6. Повтори.

  7. По календарю осень наступает 1 сентября. А в природе осень наступает в разные сроки. Бывает осень ранняя, золотая и поздняя. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Деревья стали красными, оранжевыми, жёлтыми, похожими на золото. Поэтому такую осень называют золотой. Потом начинается листопад. Становится прохладнее, часто идёт дождь, небо пасмурное, серое.

  8. Назови приметы осени.

  9. Назови осенние месяцы.


Диалог о временах года.


  • Доброе утро.

  • Ты меня слышишь?

  • Я вас слышу. Я не слышу. Я слышу плохо?

  • Надень и включи аппарат.

  • Какое сегодня число?

  • Сегодня….

  • Какой сегодня день недели?

  • Сегодня…

  • Какой день недели был вчера?

  • Какой день недели будет завтра?

  • В какие дни недели ты отдыхаешь?

  • Я отдыхаю в субботу и воскресенье.

  • Какой сейчас месяц?

  • Какое время года?

  • Назови времена года.

  • Назови месяцы осени, зимы, весны, лета.

  • Назови первый осенний месяц.

  • Какая погода бывает осенью?

  • О каком времени года я говорю:

В парках и садах цветут деревья и кустарники.

Дети купаются в реке, загорают на песке.

Идет белый пушистый снег. Он покрыл землю белым ковром.


Тема: «Изменения в природе поздней осенью»

  1. Когда наступает осень по календарю?

  2. Какой бывает осень?

- Осень бывает ранней, золотой и поздней.

3. Когда птицы готовятся к отлёту?

- Ранней осенью птицы собираются в стаи и начинают готовиться к отлёту.

4. Когда птицы улетают на юг?

- Птицы улетают поздней осенью, когда начинает холодать.

Послушай и ответь на вопросы.

  1. Погода часто меняется. Утром бывает холодно, пасмурно, идёт дождь, а днём из-за туч выглядывает солнышко, становиться тепло.

Когда это бывает?

  1. Жёлтые, красные, золотистые листья шуршат под ногами, а деревья стоят голые, трава пожелтела и клониться к земле.

Когда это бывает?

Биология.

  1. Что такое анабиоз?

  2. Очень глубокий сон, когда все жизненные процессы замедленны.

  3. Почему пиявок называют паразитами?

  4. Потому что пиявки питаются кровью позвоночных.

  5. Что такое регенерация?

  6. Это восстановление утраченных частей тела.

  7. Что такое рефлекс?

  8. Рефлекс – ответная реакция на раздражение.

  9. Какие ракообразные съедобны?

  10. Крабы, раки, омары, лангусты, креветки.

  11. Сколько ног у пауков? (8)

  12. Каких паукообразных ты знаешь?

  13. Скорпионы, клещи, пауки.

  14. Каким газом дышит всё живое?

  15. Какое время года за окном.


  1. Каких рыб вы знаете? (Щука, рыба – луна, камбала, сельдь, угорь, карп, треска, акула, скат.)

  2. Чем покрыта кожа рыб? Чешуей.

  3. Что можно узнать по чешуе рыб? Возраст рыб.

  4. Какое значение имеют рыбы? Рыба – это ценный белок, мясо рыбий жир, содержит витамин Д, из плавников делают клей, желатин.

  5. Какие животные относятся к земноводным? Лягушки, жабы, червячки, саламандры, тритоны, сирены.

  6. Как называется личинка лягушки? И где она живет? Головастик, и живет в воде.

  7. Что происходит с земноводными при сильном понижении температуры? Впадают в оцепенение.

  8. Какая лягушка и жаба – самые крупные? Лягушка Голиаф, жаба –ага.

  9. Каких пресмыкающихся Вы знаете? –змеи, ящерицы, вараны, черепахи, крокодилы, герконы, агамы.

  10. Какие змеи неядовитые? Ужи, полозы.

  11. Как змеи проводят зиму? (впадают в спячку)

  12. Какое значение змей? Из яда делают лекарства, змеи едят грызунов?

  13. Какое зрение у крокодилов? Хорошо видят даже ночью.

  14. Сколько черепаха может прожить без воды и без еды7 около 14 месяцев

  15. Птицы теплокровные или хладнокровные?


Январь


Январь – месяц больших снегов. Лес утонул в дремучих сугробах. Под холодным сводом неба, покорно склонив тяжелые головы, застыли белые деревья.

На елках и соснах – белые фигурки, неподвижные, незнакомые, но на что-то очень похожие. Эта фигурка похожа на человечка в огромной белой шапке. А там, на пеньке – фигурка напоминает белочку. Когда внимательно посмотришь на фигурку, то увидишь, что эго веточка или простой сучок, запорошенный снегом. Подует ветер и сдует эти фигурки. Исчезнет чудо?


Задания к тексту:

Опиши деревья в январе. Что за удивительные фигурки появляются в январском лесу? Как они появились? Почему они могут быстро пропасть? Замени выражение «лес утонул в сугробах», «полон лес птиц» одинаковыми по смыслу.


Словарь:

Застыли, склонив головы, на что-то похожие, сучок, запорошенный снегом.



Как скворцы остались без гнезда.


Ранней весной, в марте, прилетели скворцы. В лесу еще повсюду лежал снег. А на полях уже образовались проталины. Пришло время скворцам о «квартирах» позаботиться, чтобы птенцов вырастить. Стали скворцы скворечники занимать, гнезда в них делать. Сухие травинки, тонкие веточки – все шло в постройку. Но не все домики оказались одинаково хороши, некоторые совсем не понравились скворцам.

Вот что случилось с одной молодой парой скворцов весной.

Присмотрела пара скворцов новый скворечник. По виду хороший, крепкий был домик. Влетели скворцы внутрь, осмотрелись - и не остались жить в этом скворечнике. В углу скворечника большая щель была. В таком скворечнике скворчата могут простудиться. Не годится такой домик.

Полетели скворцы ко второму домику. Посмотрели – щелей нет. Да тоже не понравился – вход в домик мал. И щелей нет, и вход свободный. Одно плохо – качается скворечник.

Полетели скворцы дупла деревьев осматривать. А они уже заняты. Так и осталась пара скворцов без гнезда, они и птенцов не вывели. Вот такая беда случается с некоторыми птицами.


Вопросы:

  1. Когда прилетают скворцы?

  2. Где скворцы делают гнезда?

  3. Почему скворцы не вывели птенцов?

  4. Что не понравилось скворцам в 1-ом скворечнике?

  5. Что не понравилось скворцам во 2-м и третьем скворечнике?


Словарь:

Повсюду, везде, проталины, сухие травинки, тонкие веточки, веточка, молодая пара, присмотрела, скворцы – скворечники – пара скворцов.



В зимнем лесу


Однажды зимой мы пришли в лес. В сосновом лесу было тихо. Все было покрыто белым блестящим покровом. В холодном воздухе носились белые пушинки. Ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом зимнем сказочном наряде каждая ветка казалась страшным чудовищем. Вдруг мы услышали стук. На сосне мы увидели птицу. Она была черная с белыми пятнышками, а на голове у нее яркие красные перышки. Это был дятел. Целый день дятел по лесу летает, еду себе ищет. Сядет на дерево, прямо на ствол, сидит и клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Иногда на снегу под деревьями много-много шишек валяется. Это дятел обедал – семена из сосновых и еловых шишек доставал.


Вопросы к тексту:


Тебе нравится зимний лес? Почему ?

Опиши зимний наряд деревьев?

О чем этот рассказ?

Ты видел(а) дятла?

Опиши дятла?

Чем он питается?


Словарь:

сосновый лес – в сосновом лесу, блестящий покров, пушистый иней, сказочный зимний наряд, еловые (сосновые) шишки – из еловых (сосновых) шишек, доставал семена, дятел, питаться – питается. Белый снег пушистый в воздухе кружится и на землю тихо падает, ложиться. Стали дни короче, солнце светит мало. Вот пришли морозы. И зима настала.


Зима на море


Если ты живешь у моря, тебе наверняка приходилось бывать на берегу зимой. Зимнее студеное море выглядит неприветливо. Оно бурлит от безостановочно бегущих друг за другом свинцово-серых волн. Над водой низко нависают тяжелые тучи, готовые в любую минуту разразиться колючим дождем. Порой на море разыгрывается настоящий спектакль: ветры рождают громадные волны с пенными гребнями, которые со страшным грохотом обрушиваются на пляжи и прибрежные скалы. Там, где летом стояли зонтики и шезлонги, а дети играли в песке, повсюду в беспорядке разбросаны крупные и мелкие ракушки, морские губки, обломки деревьев, водоросли. В такие дни, прогуливаясь по пляжу, часто встречаешь медуз и крабов, выброшенных на берег волнами прибоя.



Море и времена года


Температура моря зависит от времени года. В мае-июне оно еще холодное. Летом эта громадная масса соленой воды вбирает в себя солнечное тепло, по - немного прогреваясь день ото дня. К сентябрю после летнего солнцепека температура верхнего слоя воды повышается на несколько градусов. Море сохраняет тепло до октября, а с наступлением зимних холодов снова остывает.




Шепот рыб.


Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил на дно елочки, укрепил их камнями, приспособил кормовую полочку, расчистил аллейки, обсадил водорослями, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорелся фонарь и на огонек приплывали яркие рыбы: окуньки, плотвички, уклейки.

«О чем они шепчутся?» - прислушивался я . Мне казалось, что рыбы о многом хотели рассказать людям. Рыбы жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью, просили не загрязнять озера и реки, прекратить сбрасывать в них всякий хлам. Они обещали за это не уходить из водоемов


(По Н. Сладкову)


Вопросы:


  1. Что значит «подводное царство»?

  2. Что сделал автор под водой?

  3. О чем хотели рассказать рыбы?


Словарь:

Подводное царство, кормовая полочка, водоросли, раковины, яркие рыбы, окуньки, плотвички, уклейки.


Сказка года – зима


Светило отстояло вахту зимнего солнцестояния и повернулось на лето. Сначала оно незаметно отобрало у долгой ночи всего одну минуту, потом другую. И как бы теперь ни лютовали морозы, световой день начал уверенно удлиняться.

Прилетели к нам снегири, и как – то сразу повеселело: точно погожая заря осветила зимний лес.

Вся природа окутана мудростью снежной тишины. Глубокие сугробы приносят земле целительный покой и сон.

Присмотришься в эту пору к лесу и заметишь, что повышается настроение у птиц. Первым об этом заявляет большой пестрый дятел…. А где-то на верхушке сосны неподвижно, настороженно сидит, подкарауливая добычу, лесной разбойник – серый сорокопут.

Сказка года – зимняя пора леса.


( По А. Марину)


Вопросы:

  1. Что обозначает слово «светило»?

  2. Как понимать слово «отстояло вахту»?, зимнее солнцестояние, «повернулось на лето» ?

  3. Какие изменения произошли в лесу?


Словарь:

Зимнее солнцестояние, лютовали морозы, зимний день, световой день.



Русская зима.


Хороши снежные зимы в России! Непогоду сменяют ясные дни. Блестят на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. Припорошила зима землю снежной шубкой. Отдыхает земля, набирает силу.

Наполняется жизнью зимний лес. Вот простучал по сухому дереву дятел. По всему лесу отбивает дробь лесной барабанщик. С шумом пролетит рябчик, поднимается из снежной пыли глухарь. Стайка веселых клестов расселилась на ветках ели. Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена. С сучка на сучок перепрыгивает шустрая белка.

Вот прилетела большая сова и подала голос. Ей отозвались другие совы. Пискнула тихонько лесная мышь, пробежала по снегу и скрылась под пнем в сугробе.

(По И. Соколову-Микитову)


Вопросы:

  1. О каком времени года рассказ?

  2. Какие зимы хороши? Почему?

  3. Какие птицы живут зимой в лесу?


Словарь:

Снежная зима- снежные зимы, припорошила, замела, глубокие сугробы, большие реки, маленькие речонки, снежная шуба.



В зимнюю стужу


Белка лежала в ветвях старой ели в своем гнездышке. Вдруг она услышала в лесу странный шум. Раздавались чьи-то голоса, слышался гул. Вот с треском упало дерево, а за ним ещё несколько деревьев.

Белка выглянула из гнезда и посмотрела вниз. К её дереву подошли два человека.

В руках у них что-то блестело. Люди приложили к стволу блестящий предмет. Дерево задрожало, закачалось и стало падать.

А белка была уже далеко. Изо всех помчалась она в самую глушь леса. Где спрятаться? Начало смеркаться. Белочка приуныла. Вдруг она заметила у лесной сторожки птичий домик. Никаких жильцов в нем нет. Лучшей квартиры искать нечего. Белка свернулась в клубочек, укрылась пушистым хвостом и уснула.

(По Г. Скребницкому)



Вопросы:


  1. О ком рассказ?

  2. Где жила белка?

  3. Кто спугнул белку?

  4. Что делали люди?

  5. Куда спряталась белочка?


Словарь:


В ветвях старой ели, с треском, два человека, задрожало, зашаталось, закачалось, стало падать, изо всех сил, начало смеркаться, свернулась в клубочек.




О лосях.


Лось – самый крупный вид семейства оленей. Длина тела достигает трех метров, высота в холке два метра, весят они четыреста – пятьсот килограммов.

Род лосей включает шесть подвидов. У нас семьсот тысяч диких лосей. За сутки взрослый лось летом съедает тридцать пять килограммов корма, зимой – пятнадцать килограммов.

Лось свободно поднимает вьюк весом сто двадцать килограммов, а в санной упряжке везет и пятьсот килограммов.

Лосиное молоко содержит четырнадцать процентов жира, девять процентов белка и шесть процентов сахара.

Предполагают, что приручить лосей удалось четыре тысячи лет назад. Уже сорок лет работу по одомашниванию лосей ведут наши ученые.



Вопросы:

  1. О каком звере рассказ?

  2. Какова длина тела лося?

  3. Какой бывает вес лося?

  4. Сколько корма съедает лось за сутки?

  5. Чем лось помогает человеку?


Словарь:

Самый крупный вид, длина тела, шесть подвидов, высота в холке, четыре тысячи лет назад.



Дом, в котором будет жить друг.


Музыка марта – это не только журчанье ручьев и барабанная дробь, но и визг пилы, и стук топора. Строится дом.

Для семьи, где скоро запищат четверо-пятеро малышей, нужна однокомнатная квартира. Окно- оно же дверь – обязательно на солнечную сторону. Этаж – второй, третий, только не первый. Если в окно будут заглядывать любопытные, хозяин бросит квартиру.

Птица живет очень быстро. Сердце человека бьется семьдесят – восемьдесят раз в минуту, сердце воробья – четыреста шестьдесят раз. Птичья кровь горячее нашей. При температуре тридцать семь целых пять десятых ты лежишь в постели, у тебя жар. А соловей с температурой сорок два градуса дает концерты, дрозд с температурой сорок пять градусов строит гнездо.

В горячем теле все совершается быстро. Мы перевариваем свой обед часами, а птица – за несколько минут. Но нам, людям, птичий аппетит выгоден. Чем больше вредных насекомых истребит птица, тем сохраннее наши посевы и сады.

Так быстрей же работай, пила веселей стучи, молоток!

Мальчишка строит дом, в котором будет жить друг!


Вопросы:

  1. Для кого строится дом?

  2. Как называется такой дом?

  3. Каким должен быть скворечник?

  4. Чем помогают нам птицы?




Словарь:

Скворец – скворцы- скворечник, четверо –пятеро, птенец - птенцы –птичья кровь, температура – с температурой, вредные насекомые.


Тема: «Сезонные изменения природы»


  • Какое сейчас время года?

  • Назови весенние месяцы

  • Назови признаки весны

  • Сколько месяцев длится (продолжается) весна?


Повтори

Наступила весна. Весна длится три месяца6 март, апрель, май. Все в природе просыпается после зимней спячки.

В воздухе повеяло теплом. Все ярче и ярче светит солнце. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Потемнели на полях дороги, - это тает снег, посинел на реках лед. Зазвенели ручьи.

Набухают на деревьях и кустарниках почки, появилась молодая зеленая трава, расцвели первые весенние цветы: подснежники, ландыши.

Прилетели перелетные птицы: грачи, ласточки, скворцы. Птицы строят гнезда.


Диалог «Погода сегодня»


  • Какая сегодня погода?

  • Сегодня хорошая (плохая, ясная, пасмурная, теплая, холодная/) погода.

  • Сегодня есть осадки?

  • Да, сегодня с утра идет мелкий дождь.

  • Нет сегодня дождя нет.

  • Какая температура воздуха?

  • Десять градусов тепла.

  • Сегодня сильный или слабый ветер?

  • Дует слабый ветер (сильный, порывистый).

  • Сегодня тепло или холодно?

  • Тепло (прохладно, холодно)

  • Тебе нравится весна?

  • Да, я люблю тепло.

  • Да, мне нравятся первые весенние цветы.


Тема: «Правила поведения на воде»


Общество спасения на водах (ОСВОД) более ста лет учит граждан России самым простым правилам безопасного поведения на воде.


  • не нырять в незнакомых местах;

  • не заплывать за буйки;

  • не выплывать туда. Где ходят суда;

  • не хватать друг друга за руки и ночи во время нахождения в воде;

  • не плавать на надувных матрасах;

  • не умеющим плавать купаться только в специально оборудованных местах глубиной не более 1 м.


Если тонет человек


  • Сразу громко зови на помощь: «Человек тонет»

  • Попроси вызвать спасателей и скорую помощь

  • Брось тонущему спасательный круг, длинную веревку с узлом на конце

  • Если хорошо плаваешь, сними одежду и обувь и вплавь доберись до тонущего.

  • Подплывай к тонущему сзади, хватай за шею или волосы и плыви с ним к берегу.

  • Не давай схватить себя утопающему.

  • Если утопающий ушел под воду - запомни ориентиры на берегу.


Если тонешь ты.


  • Не паникуй

  • Сними с себя лишнюю одежду, обувь, кричи, зови на помощь.

  • Ляг на спину, сделай несколько глубоких вдоход, расслабься

  • Прочисти нос, проглоти воду, несколько раз сделай вдох- выдох.

  • Если зацепился под водой при нырянии- не рвись, постарайся спокойно задержать выдох и освободиться от того, что мешает.


При судороге ноги:


  • Задержи дыхание и ущипни сведенную мышцу несколько раз.

  • Расслабь сведенную конечность.

  • Плыви к берегу.


Весной в лесу.


Как-то весной я пришел в лес рано утром. Солнце только что встало, и мощный птичий хор приветствовал его. И вдруг среди знакомых звуков леса я услышал какие-то странные, непонятные, незнакомые. Доносились они из кустов. Это явно была песня. Но такой я еще никогда не слышал. Она начиналась с глухого урчания и постепенно доходила до высокого хриплого повизгивания. Потом она неожиданно оборвалась – сменилась громким щелканьем и пыхтеньем, а после небольшого перерыва все началось сначала.

Я осторожно подошел к кустам, приготовившись к самому неожиданному. И все-таки то, что я увидел, поразило меня. Под кустом, прижавшись носами друг к другу, сидели два ежа. Они-то и пели песню!


(Ю. Дмитриев) ( 104 слова)


Подснежники.


Весной, когда в лесу еще кое-где лежит снег, появляются первые цветы. Это подснежники. Этим, словом у нас обычно называют многие рано цветущие растения.

Все наши подснежники растут только в лиственном лесу. Ни в поле, на лугу, ни в сосновой роще их не встретишь.

Почва, покрытая опавшей листвою, глубоко не промерзает. Поэтому подснежники быстро развиваются и растут еще до того, как сойдет снежный покров. Укрывшись снегом и опавшей листвой, эти удивительные цветы нисколько не боятся морозов.

Если пойдешь в лес в конце зимы или ранней весной обязательно увидишь голубые, сиреневатые, малиновые, золотистые островки этих первых посланцев весны.

(98 слов)

Вопросы

  1. Как называются первые цветы?

  2. Где они растут?

  3. Какого цвета подснежники?


Словарь: появляются, цвет – цветущие – цветок, лиственный, сосновый, березовый лес, снежный покров – снег – снежинка



Урок на всю жизнь.


Летом мы жили на даче. Помню наши прогулки в лес. Папа никогда не разрешал рвать грибы – только срезать ножом. В лесу и отец, и мать всегда предупреждали: «Брать только спелые ягоды и не топтать кустики. Чтоб и другим осталось!» Бабушка наша очень любила цветы, в комнате у нее всегда были букеты садовых цветов. Но полевых цветов в доме не было. Многие цветы стали уже исчезать. Однажды мы собирали ягоды. Смотрим – бабуля стоит на коленях перед кустиком незабудок и говорит с ними: «Милые вы мои красавицы». Она собрала сухие палочки и огородила незабудки. Возвращались мы из леса и вдруг увидела у брата в руках увядшие незабудки. Наша добрая, ласковая бабушка сорвала крапиву и у нас на глазах отстегала брата по голым ногам: «Зачем ты сорвал редкий цветок?» Это был урок нам на всю жизнь. Надо беречь красоту леса, беречь все живое.


Задание к тексту:


О чем предупреждали детей родители? Почему бабушка огородила незабудки? За что бабушка наказала внука? Как нужно относиться к природе?

Словарь: незабудки, огородила, отстегала, редкий цветок, беречь красоту леса.

Верблюды.


На юге России в прикаспийских, алтайских сухих степях бывает очень жарко и сухо летом и морозно зимой. В этих местах люди разводят верблюдов.

Тело верблюда покрыто мягкой светло-коричневой шерстью. Его можно сразу узнать по большим горбам на спине. По многу жней проводят верблюды в безводных степях и пустынях, где редко встречается вода и очень мало растений. Питаются они колючками растениями и травой. Но травы в степи и пустыне бывает много только весной. Верблюд сильнее и выносливее лошади. По 6-8 суток он может жить без воды и до 20 суток без пищи.

В длинных трудных переходах через раскаленные пески пустыни горбы верблюда постепенно уменьшаются и повисают, как пустые мешки. Но вот верблюды останавливаются на отдых около воды и растений. Они выпивают по многу литров воды, едят, и их горбы снова становятся большими и тугими, как рюкзаки у туристов. В горбах скапливается запас питательных веществ.

Верблюды – не только транспорт в пустыне. Молоко верблюдов употребляют в пищу. Из мягкой длинной шерсти делают теплые одеяла, разные шерстяные вещи.




Я не боюсь ни грома, ни молнии.


По В. Сухомлинскому.


Был жаркий июльский день. Пятиклассники пошли на целый день в лес.

Весело было в лесу. Дети играли, читали интересную книгу, варили кашу.

К вечеру из-за леса набежали черные тучи, загремел гром. От дождя дети кинулись в шалаш к пастухам. Витя тоже побежал. Но вдруг сверкнула молния и раздался такой оглушительный грохот, что Витя от испуга присел под большим дубом, закрыл глаза и чуть не расплакался. Он уже открыл рот, чтобы закричать призывая на помощь, но увидел рядом одноклассницу валю.

- Это ты, Витя? Ой, как хорошо, что я не одна! Теперь мне не страшно.

Витя оглянулся. Лес утонул в струях дождя. Сверкнула молния, ярко осветила на мгновение синим светом молния, деревья и кусты. Лес шумел, стонал. Вите казалось, что в мире нет никого, кроме него и вали. Ему стало стыдно бояться. Разве можно бояться , когда рядом с тобой девочка и ты отвечаешь за нее?

- не бойся, Валя! – сказал Витя, - Я не боюсь ни грома, ни молнии.

Витя прикоснулся рукой к её белой косе. Теперь он уже совсем ничего не боялся.


Вопросы:


  1. Что случилось в лесу во время прогулки?

  2. Где Витя спрятался от грозы?

  3. Почему Витя перестал бояться грозы?


Словарь: жарко- жаркий, набежали, загремел, кинулись, оглушительный, гром, прикоснулся.


Смородинка

Е. Пермяк


Танюша много слышала о черенках, а что это такое – не знала.

Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:

- Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.

Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки – чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:

- как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков. Ни веточек?

А отец отвечает:

- Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот их этой, верхней, вырастет смородиновый куст.

Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами.

Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.

Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.

К осени из ростков поднялись небольшие кустики.

А еще через один год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.

Довольна Таня, что сама смородину вырастила.

И люди радуются, глядя на девочку:

- Вот какая хорошая «смородинку» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.



Вопросы


  1. Что решили сажать отец с дочкой?

  2. Прочитайте о том, как Таня с бабушкой подготовили землю для посадки черенков, как Таня сажала черенки.

  3. Когда кустики смородины дали первые ягоды?

  4. Про кого так сказано: Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет?


Словарь: черенки – о черенках, прутики, палочки, корешки, проверить, смородина – смородинку – смородиновые черенки.



В лес за грибами.


Дорога к лесу удивительно красива и привлекательна. Сначала она идет прямо, поднимаясь вверх, потом спускается вниз, поворачивая то вправо, то влево. Мы идем – то быстро и легко, то осторожно и медленно, обходя болотистые колеи дорог.

Навстречу попадаются пешеходы, а впереди нас тоже спешат грибники.

Иногда проносится вскачь верховой. Слева от дороги видишь можжевельник, а справа – бесконечные овсяные поля. Вдалеке синеет сосновый бор. Кое-где сверкают канавы, наполненные дождевой водой.

Небо по-летнему чисто и безоблачно. Воздух пахуч и свеж. Как чудесно, таинственно, торжественно в сосновом бору! Вокруг смолистые высокие сосны, под ногами сплошь заросли вереска, черники или брусники. Внимательно смотришь вниз, ищешь желанных грибов.


Вопросы:

  1. О чем рассказ?

  2. Какая дорога в лес?

  3. Кто встречался по пути?

  4. Опиши сосновый бор.


Словарь: удивительно, привлекательно, поднимаясь, опускаясь, поворачивая, пешеходы, грибники, верховой, можжевельник.



Птицы – наши друзья.


Весной на деревьях и в травы много жуков и бабочек. Эти насекомые поедают листья, портят плоды и корни растений.

Птицы уничтожают этих вредителей и спасают урожай от гибели.

Вот синички внимательно осматривают кусты смородины, малины, вишни и яблони. Соловьи собирают свою добычу в кустарнике. Ласточки хватают мошек прямо в воздухе.

С утра до вечера раздается веселая песня скворушки. Он очищает поля, луга и огороды от врагов.

Птицы – наши друзья. Мы должны охранять их и заботиться о них.

(77 слов)




Вопросы:


  1. О ком рассказ?

  2. Чем полезны птицы?

  3. Как они помогают нам?



Словарь: жук – жуков, насекомые поедают, портят, уничтожают, спасают, синички, ласточки, скворец – скворушка, наши друзья.






Всемирный день животных.


У многих людей дома живут собаки, кошки, а в деревнях и сёлах – коровы, козы, овцы.

Сторонники защиты природы на Международном конгрессе, который проходил во Флоренции 4 октября 1931 года, решили отмечать Всемирный день животных многих стран мира стали организовывать массовые мероприятия: выставки кошек, соревнования собак, встречи.

Во многих странах считается, что домашние животные – это члены семьи, и они имеют такие же права, как и человек.

О животных говорят, что это «братья наши меньшие».

Покровителем священных животных является святой Франциск. Он родился 4 октября более 800 лет назад. С его именем связан праздник – всемирный день животных. В России эта дата отмечается с 2000 года.

В знак признательности за любовь и преданность люди ставят животным памятники. Большинство памятников в мире посвящены собаке. В России есть памятники собаке, кошке, лошади, медведю.


Вопросы:

1. С какого года отмечается Всемирный день животных?

2. Когда праздник начали отмечать в России?

3. Кто является покровителем священных животных?

4. Каким животным поставлены памятники?


Диалог:

- Каких животных ты знаешь?

- Назови домашних животных.

- У тебя есть дома животные?

- Что значит «Всемирный»?

- С какого года отмечают всемирный день животных?

Повтори: «Всемирный день животных начали отмечать с 4 октября 1931года»

- В России эта дата отмечается с 4 октября 2000 года.

- Как отмечается этот праздник?

- Как люди «благодарят» животных?

- Какие памятники животным ты знаешь?


Словарь:

Всемирный день, защита природы, общества защиты природы, благодарность, любовь, преданность, памятники.


Сорока.

(Георгий Скребицкий)

У сороки есть прозвище – белобока. И правда, по бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. И перья на нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока и такая ловкая, подвижная – редко, когда спокойно сидит, всё больше суетится.

Есть у сороки и другое прозвище – воровка. Уж больно она плутоватая: скачет с места на место, а сама всё приглядывает, нельзя ли стащить что-нибудь.

Только закудахчет в курятнике курица, сорока уже тот как тут. Она давно заприметила: раз курица кудахчет, значит, яйцо снесла. Живо заберётся в курятник крылатая воровка, расклюёт скорлупу яйца, а содержимое выпьет.

Едят сороки жуков, червяков, гусениц, не прочь они и в чужое гнездо забраться, птенцами полакомиться, даже лесным зверькам и тем часто от сороки достаётся.

Вопросы:

  1. О ком рассказ?

  2. Опиши внешний вид сороки.

  3. Какие прозвища есть у сороки?

  4. Что едят сороки?

  5. Кто автор рассказа?




Хитрый ёж

(по Ю. Дмитриеву)


У меня в доме жил ёж. Он с удовольствием пил молоко из глубокого блюдца.

Но вскоре он нашёл в доме ещё одно блюдце с молоком. Это блюдце было для кота Данилы. Выпивал молоко, а потом шёл к своему блюдцу.

Так продолжалось недолго. Я стал сначала звать кота и наливал ему молоко.

Ёж быстро разобрался что к чему. Он услышав как я наливаю молоко появлялся у блюдца вместе с котом. И сразу же совал в молоко свой нос. Данила не возражал.

Однажды я заметил странное поведение кота у блюдца. Присмотрелся.

Сначала ёж мирно пил молоко вместе с котом. Но потом он медленно стал двигаться вокруг блюдца, толкая Данилу своими острыми колючками. В конце концов ёж добился своего.

Кот отходил от блюдца и жалобно мяукал, я решил проучить ежа. Я поставил блюдце на ящик. Данила легко мог пить молоко. А ежу не дотянуться.

Ёж бегал вокруг ящика, сердито фыркал. Кот спокойно пил молоко, не обращал внимания на ежа.



Вопросы:

  1. Как называется рассказ?

  2. Кто жил в доме?

  3. Что любил ёжик?

  4. Как вёл себя ёжик?

  5. Как вёл себя кот?

  6. Как проучили ёжика?



Словарь:

Присмотрелся – понаблюдал, проучить – наказать, ёж, с удовольствием, блюдце с молоком, блюдце для Данилы, пил – выпивал, двигаться вокруг блюдца, острые колючки, жалобно мяукал.







Звериная больница.

(по В. Снегирёву)


Если заболел человек, к нему приезжает «скорая помощь» с красным крестом. И на вывеске больницы, куда люди приходят лечиться, тоже красный крест.

Но есть «скорая помощь» и больница с синим крестом.

Синий крест – это значит ветеринарная помощь, или больница, где лечат животных: в деревне – коров, лошадей, свиней, а в городе – кошек и собак.

Врач, который лечит зверей, называется ветеринаром.

Чтобы лечить зверей, надо хорошо их знать. Собака ведь не скажет, что у неё болит. И кошка не скажет. Но звериный доктор сразу поймёт. А если не поймёт, рентген сделают.

Доктор посмотрит на снимок и узнает, что с больным.

Каких только больных не привозят в звериную больницу!

Привезли однажды в больницу небольшого крокодильчика. У него кость в горле застряла.

Положили перед ним кусочек мяса, чтобы он пасть раскрыл. Он на мясо кинулся, а ему в пасть резиновую трубку сунули. С ним надо осторожно: крокодил не собачка, может руку откусить, да и хвостом ударить. Кость вынули, и крокодил был спасён.

А как же звери из зоопарка? Неужели их тоже в больницу привозят? Нет, конечно. В зоопарке есть своя ветеринарная больница?

Вот слон заболел. Врач осмотрел его и выписал ему два ведра слабительного лекарства.

Теперь слон здоров и снова у всех яблоки и булки выпрашивает.

Слону умный и спокойный, а вот носорог такой свирепый, что к нему подойти страшно: разбежится и ударит рогом. А подойти всё рано нужно. У носорога нога опухла. Может, внутри нарыв появился – тогда срочно делать операцию. Но как её делать, если носорог к себе не подпускает?

В зоопарке есть специальное ружьё, только его не пулями заряжают, а ампулами со снотворным лекарством. Выстрелят в носорога или в больного льва, ампула под кожей разобьётся, и зверь уснёт, да так крепко, что ничего не почувствует. А как проснётся, уже и операцию сделали. Теперь только больше ешь да поправляйся.

Ампула – небольшая запаянная стеклянная трубочка для хранения лекарства.

Снотворное лекарство – лекарство, от которого быстро засыпают.

Вопросы:

  1. Как называется больница, в которой лечат животных?

  2. Как называют врача, лечащего животных?

  3. Каких животных лечат в ветеринарной больнице?




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Головатенко Наталья Викторовна

Дата: 02.11.2017

Номер свидетельства: 436259


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства