kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся посредством практической направленности уроков биологии (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы  по формированию учебно-познавательной компетентности посредством практической направленности уроков биологии. Свою задачу я вижу не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в тот, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся происходит прежде всего на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся посредством практической направленности уроков биологии (из опыта работы) »

Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся  посредством практической направленности уроков биологии


Кузубова Ольга Тимофеевна

учитель биологии и технологии

МБОУ«Подолешенская яСОШ» Прохоровскогоо района

Белгородской области

В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни.  Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно – познавательной компетенции на уроках биологии. Свою задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы.
Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения, ИКТ давно стали моими помощниками в работе. Развитие познавательных интересов осуществляю в деятельности:                  Познавательная деятельность    - познавательный интерес   -           систематическая самостоятельная поисковая деятельность.

  Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%.  Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.

Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата.  В практике работы использую  исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.

В своей системе я сделала упор на  развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы;  и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь  учебниками линии В.В. Пасечника и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Лабораторные и практические работы составляются разноуровневые:  дифференцируется объём задания, его сложность,  количество и трудность вопросов и т.д.  Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Первые работы проводятся поэтапно вместе с учителем, где показывается образец поиска, рассуждений. В дальнейшем  проводится только фронтальный инструктаж, оказывается индивидуальная помощь при необходимости.

Изменение содержания лабораторных работ и методика их проведения создаёт такую образовательную среду, в которой развиваются навыки учебной деятельности каждого ученика согласно зоне его ближайшего развития. С целью развития коммуникативных навыков многие  практические работы проводятся  в  форме групповых или в парах. Некоторые  наоборот – индивидуальные. В таких работах каждому ученику даётся определённое задание,  и он выполняет только часть работы и,  заслушав  отчёты каждого, ребята делают промежуточные выводы по работе, а потом и общий вывод. Ребята выполняют задание,  приносят на урок,  рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы.  При этом сочетается  индивидуальная и групповая работа.  Каждый имеет возможность высказаться, помочь друг другу, получить необходимую помощь, если в ней нуждается, что способствует развитию коммуникативных навыков. Затем оформляют практическую работу. Ребятам даётся задание осуществить посев проросших семян.  И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем? Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы.  Учащиеся с интересом относятся к такой работе, узнают много нового, бурно обсуждают возникшие вопросы, трепетно ухаживают за  своими всходами.  Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства, актуальное требование к современному уроку биологии. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями,  и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках  знаний.          Личностно - ориентированные технологии, в том числе  исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника.  Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего  образовательного процесса в целом, что  дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.  

Список используемой литературы

1.    Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.

2.    Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.:  Просвещение, 1985. 142 с.

3.    Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой. 2007. №13.

4.    Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании.  Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие.  М.: АПК и ПРО. 2003.

5.    Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». М.: Проспект. 2006.

6.    Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.

7.    Хуторской А.В. Ключевые компетенции // Народное образование. 2003. № 2, 5.

8.    Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. 2003. №2.

9.    Интернет-ресурсы.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кузубова Ольга Тимофеевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195755


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства