Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся посредством практической направленности уроков биологии (из опыта работы)
Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся посредством практической направленности уроков биологии (из опыта работы)
В статье описан опыт работы по формированию учебно-познавательной компетентности посредством практической направленности уроков биологии. Свою задачу я вижу не в передаче учащимся максимально возможного объема знаний, а в тот, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся происходит прежде всего на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся посредством практической направленности уроков биологии (из опыта работы) »
Развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся посредством практической направленности уроков биологии
Кузубова Ольга Тимофеевна
учитель биологии и технологии
МБОУ«Подолешенская яСОШ» Прохоровскогоо района
Белгородской области
В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Я остановлюсь на системе работы по формированию учебно – познавательной компетенции на уроках биологии. Свою задачу я вижу не в передаче детям максимально возможного объема знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться. По моему мнению, становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, используя для этого различные методы, формы и виды работы. Схемы-опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения, ИКТ давно стали моими помощниками в работе. Развитие познавательных интересов осуществляю в деятельности: Познавательная деятельность - познавательный интерес - систематическая самостоятельная поисковая деятельность.
Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи, взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.
Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.
В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии В.В. Пасечника и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно- творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Лабораторные и практические работы составляются разноуровневые: дифференцируется объём задания, его сложность, количество и трудность вопросов и т.д. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Первые работы проводятся поэтапно вместе с учителем, где показывается образец поиска, рассуждений. В дальнейшем проводится только фронтальный инструктаж, оказывается индивидуальная помощь при необходимости.
Изменение содержания лабораторных работ и методика их проведения создаёт такую образовательную среду, в которой развиваются навыки учебной деятельности каждого ученика согласно зоне его ближайшего развития. С целью развития коммуникативных навыков многие практические работы проводятся в форме групповых или в парах. Некоторые наоборот – индивидуальные. В таких работах каждому ученику даётся определённое задание, и он выполняет только часть работы и, заслушав отчёты каждого, ребята делают промежуточные выводы по работе, а потом и общий вывод. Ребята выполняют задание, приносят на урок, рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы. При этом сочетается индивидуальная и групповая работа. Каждый имеет возможность высказаться, помочь друг другу, получить необходимую помощь, если в ней нуждается, что способствует развитию коммуникативных навыков. Затем оформляют практическую работу. Ребятам даётся задание осуществить посев проросших семян. И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем? Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы. Учащиеся с интересом относятся к такой работе, узнают много нового, бурно обсуждают возникшие вопросы, трепетно ухаживают за своими всходами. Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства, актуальное требование к современному уроку биологии. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. Личностно - ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника. Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.
Список используемой литературы
1. Болотов В. А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 1985. 142 с.
3. Боровская Л. Педагогический опыт: мастерство плюс практика // Управление школой. 2007. №13.
4. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. М.: АПК и ПРО. 2003.
5. Петерсон Л.Г. Что значит «уметь учиться». М.: Проспект. 2006.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 1998.