kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии "Роль тромбоцитов в свертывании крови" (8 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит конспект, презентацию урока по биологии на тему "Роль тромбоцитов в свертывании крови", которые составлены для учащихся 8 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Просмотр содержимого документа
«Роль тромбоцитов в свёртывании крови . 8 класс.»

Поурочный план Дата Класс ____8-ые____

Урок 29 биологии

Учитель

Тема урока Роль тромбоцитов в свёртывании крови (слайд 1).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с ролью тромбоцитов в свертывании крови.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть взаимосвязь строения и функций тромбоцитов; раскрыть их роль в свертывании крови, познакомить с факторами, влияющими на данный процесс;

Развивающие: совершенствовать умения самостоятельно работать с текстом учебника, сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать, делать выводы, мыслить логически;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, самостоятельности в получении знаний.

Оборудование: таблицы «Кровь», «Свертывание крови», «Электронное пособие по биологии» (ISBN 978-601-7438-01-2), презентация, приложения, физминутка для глаз.

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, репродуктивный, информационно- поисковый.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, работа в парах.

Ход урока

«Самое ценное для человека – его собственный опыт».

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением начнём наш урок.

Р

Коллект




II. Актуализация знаний

А). Устно:

1). Перечислите функции крови.

2). Назовите клетки крови.

3). Почему эритроцитов в крови намного больше, чем лейкоцитов?

4). Почему появилось выражение «голубая кровь» аристократов?

5). В чём связь строения и функции эритроцитов?

6). Почему в высокогорных местностях количество эритроцитов увеличивается?

Б). Биологическая эстафета по понятиям (слайд 2):

Внутренняя среда организма                   

Плазма крови       

 Гамма- глобулин

Альбумин 

Фибриноген                                                                    

Сыворотка крови

Форменные элементы крови  

Эритроциты

Гемоглобин

Лейкоциты

Фагоцитоз

Тромбоциты

В). Работа по вариантам (слайды 3- 5):

1 вариант:

Выберите и зашифруйте правильные ответы:

1. Фибриноген            4. Гемоглобин                7. Вода

2. Лейкоциты              5. Сыворотка                

3. Плазма                     6. Эритроциты

   1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.

   2. Белок, придающий крови красный цвет.

   3. Растворимый белок крови.           

   4.Жидкая часть крови.

   5. Красные безъядерные клетки.

   6. Белые ядерные клетки крови.

   7. Плазма крови, лишённая фибриногена.

(1 – 7; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 6; 6 – 2; 7 – 5).

2 вариант:

Вместо точек вставьте слова и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами:

1) Подержания внутренней среды организма …

2) Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин …

3) В состав эритроцитов входит белковое вещество …

4) Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови …

5) Явление поглощения и переваривание лейкоцитами микробов …

6) Плазма без фибриногена….

7) В плазме содержится … % воды.

(1 – гомеостаз; 2 – эритроциты; 3 – гемоглобин; 4 – лейкоциты;

5 – фагоцитоз; 6 – сыворотка; 7 – 90%)

Шкала оценивания:

«0» ошибок – оценка «5»;

«1»- «2» ошибки – «4»;

«3»- «5» ошибок – «3»;

«6»- «7» ошибок – «2».

(Взаимопроверка).

Р







Р













Р









Фронтал







Коллект













Индивид



















+







+













+

+







+












+


III. Мотивация

Человеческая кровь – это сложная внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью и состоящая из форменных клеток: лейкоцитов и эритроцитов. Но особо важную роль в ее составе играют самые мелкие клетки – тромбоциты, с которыми мы сегодня познакомимся на уроке.

Откройте тетради, запишите тему урока « Роль тромбоцитов в свёртывании крови» (слайд 6).

Глядя на тему, сформулируйте самостоятельно цель урока.

Что мы сегодня должны узнать на уроке? (учащиеся самостоятельно формулируют цель урока).

Р

Коллект

+

+


IV. Изучение

н/м:

А). Основные понятия и термины на уроке (слайд 7).

  • тромбоциты,

  • свертываемость крови,

  • фибриноген,

  • фибрин

  • тромб,

  • гемофилия.

Б). История открытия тромбоцитов (сообщение учащихся) (слайд 9).

В). Строение тромбоцитов (слайд 10).

Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой и таблицу «Форменные клетки крови», дайте характеристику тромбоцитам, работая в парах.

Тромбоциты – (от греч. «тромбос» - пробка, сгусток) - бесцветные, безъядерные, округлой или овальной формы пластинки диаметром 2- 4мкм. В 1 мл крови – 180 -320 тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней, разрушаются в селезенке.

А знаете ли Вы, что

если бы все тромбоциты человека сложить в ряд, то расстояние составит 2500 км - как от Москвы до Парижа.

Г. Свертывание крови - защитная реакция организма. Образование тромба (слайды 11- 15).

1. История открытия свертывания крови (сообщение учащихся).

Свертывание – защитное приспособление, предохраняющее организм от потери крови.  

Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, составляем схему «Образование тромба»:

Повреждение сосудов→ разрушение тромбоцитов → выделение факторов свертывания →фибриноген→ фибрин →тромб.

Повреждение стенки сосуда



Тромбоциты разрушаются


  

Ферменты плазмы (глобулины)

 


                                  

Соли Са2+                       

Тромбопластин

                                 


 

                        

Тромбин

(в плазме)


Протромбин

(в печени)

 

 


                                                                          

Фибрин

(в виде нитей

Фибриноген    (растворимый)



 

 

Тромб

Клетки крови




 


Тромбопластин – белок – фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.

Са2+ – ионы кальция, присутствующие в плазме крови.

 Протромбин – неактивный белок – фермент плазмы крови, образуется в печени.

 Тромбин - активный белок – фермент.

 Фибриноген – белок, растворенный в плазме крови, образуется в печени.

 Фибрин – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб).

 Ретрактозин – фермент, выжимающий сыворотку из тромба, а форменные элементы

 остаются. Волокна тромба сокращаются.

Д). Факторы, влияющие на свертывание крови (слайды 16 - 17).

Используя приложения № 2 и 3, работая в группах, обсудите, ответьте на вопрос:

Какие факторы влияют на процесс свертывания крови? (преобразование белка фибриногена в фибрин) и выпишите в тетради вещества, препятствующие свертыванию крови и причины несвертываемости крови.

1. Вещества, препятствующие свертыванию крови (слайд 16):

  • антикоагулянты – химические вещества и лекарственные средства, препятствующие свертыванию крови;

  • полисахарид гепарин (в печени, легких, сердце, щитовидной железе) используется в медицине для хранение донорской крови, лечения тромбозов;

  • белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин;

  • соли лимонной, щавелевой кислоты; гирудин (содержится в слюне пиявок) тормозят свертывания крови.

2. Причины несвертываемости крови (слайд 17):

  • недостаток ионов кальция, витамина К (вырабатывается микрофлорой кишечника);

  • тяжелые заболевания печени;

  • наследственные заболевания (гемофилия);

  • при «неправильном» переливании крови перелитые эритроциты  несут чужеродные антигены, поэтому они пожираются местными фагоцитами. Массовое разрушение эритроцитов приводит к свертыванию крови прямо в  сосудах.

(При «правильном» переливании крови чужеродными частицами оказываются перелитые антитела (агглютинины), их уничтожение местными фагоцитами не приводит к отрицательным последствиям).

Е). Гемофилия (слайды 18 – 20).

Проблемный вопрос:

Все ли люди имеют такой защитный механизм, как свертывание крови?(сообщение учащихся).

После прослушивания сообщения о гемофилии, учащиеся записывают в тетради определение гемофилии.

Гемофилия- это неспособность крови к свертыванию в результате отсутствия в плазме особых белков.


Р







Р

Р

ИП

ЧП








Р

ЧП

МК

НО



































Р

ЧП

ПП





















Р

ПП

МК

Коллект







Индивид

Работа в парах









Коллект






































Работа в группах






















Индивид

+







+

+










+






































+























+

+







+

+










+






































+























+


V. Физминутка

(слайд 21):

Физминутка для глаз.

П

Индивид




VI. Закрепление:

А). Устно:

1. Почему свернувшаяся кровь красная?

2. Почему свертывание — защитная реакция организма?

3. Может ли свернуться   кровь внутри сосудов? При каких условиях? Чем опасно это свертывание?

Б). Вставьте пропущенные слова (слайд 22):

При разрушении тромбоцитов, происходит выделение _______, в присутствии которого и ионов_____ , и ферментов плазмы _____ происходит превращение _____ в _____, под

действием которого ______ превращается в _______________ и образуется сгусток крови.

Плазма крови без _____ называется _____.

Ответ:

тромбопластин, Са2+ , глобулин, протромбин, тромбин, фибриноген, фибрин, фибриноген, сыворотка.

Р





Р

ЧП

Фронтал




Индивид

+





+

+





+


VII. Подведение итогов:

( слайд 23).

Учащиеся самостоятельно, работая в малых группах, делают выводы урока.

1. Тромбоциты - уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания крови.

2. Свертывание крови - это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.

Оценивание работы учащихся на уроке.

Р

Работа в малых группах

+

+


VIII.

Д/З:

( слайд 24).

§ 27

Творческое задание:

составьте ребус по теме «Роль тромбоцитов в свертывании крови».

Р

Индивид




IX. Рефлексия:

( слайды 25 - 26).

  • Что нового я узнал сегодня на уроке?

  • Что было особенно интересным и познавательным?

  • В чём я сегодня стал умнее в сравнении со вчерашним днём?        

Р

Индивид




Литература и Интернет- ресурсы:

  1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

  2. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

  3. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 

  4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

  5. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

  6. ГА.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

  7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

  8. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

  9. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

  10. yandex.kz/images› рисунки тромбоцитов

  11. yandex.kz/images› рисунки свертывание крови

  12. school-22.iptv.byindex.php?…76:2011-12-20…article

  13. 900igr.net…biologija…krov…Svertyvanie-krovi.html

  14. prezentacii.org…po…svertyvanie-krovi.html

  15. ppt4web.ruБиологияsvertyvanie-krovi.html

  16. myshared.ruslide/323290/


Приложение № 1:

В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которых он назвал кровяными пластинками. Но в то время считали, что эти мельчайшие частицы не играют никакой роли в организме. Детально их описал итальянский врач Биццоцеро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Биццоцеро. Джулио Биццоцеро (1846–1901). Врач, патолог и гигиенист, отец итальянской гистологии. Окончил Павийский университет в 20 лет, через год (!) возглавил в нем лабораторию экспериментальной патологии, а в 26 лет основал в Турине Институт общей патологии. Один из пионеров применения микроскопа в медицине и описания микроскопической структуры тканей. Его имя связывают с открытием роли тромбоцитов (бляшек Биццоцеро) в свертывании крови и десмосом (узелков Биццоцеро) в шиповатых клетках эпидермиса. Биццоцеро известен также благодаря работам по гемопоэзу и глазному фагоцитозу. 


Приложение № 2:

Свертываемость крови первым начал изучать Александр Шмидт. В то время существовало несколько гипотез, связанных с причинами свертывания крови. Самой распространенной была гипотеза о том, что кровотечение останавливается из-за соприкосновения с атмосферным воздухом. Также считали, что кровь свертывается вследствие нагревания или из-за того, что кровь, выпущенная из сосуда, становится неподвижной.
Шмидт видел причину не во внешних воздействиях, а в свойствах самой крови.

Рассматривая под микроскопом сгустки крови, образованные после ранения сосудов, Шмидт видел волокна – фибрин. В 1859 Шмидту удалось выделить вещество, активизирующее предшественника фибрина – фибриногена. Он назвал его фибринородным (впоследствии его назвали тромбином). Шмидт открыл сам механизм свертывания крови: сначала в крови появляется тромбин, он действует на фибриноген, превращая его в фибрин. Шмидт думал, что тромбин образуется в результате распада лейкоцитов. Несмотря на эту ошибку, Александра Шмидта считают создателем первой школы коагуологии (науки о свертывании крови) в России.
Дело Шмидта продолжил немецкий врач Пауль Моравиц. В 1904 году он опубликовал статью о том, что в свертывании крови ключевую роль играют кровяные пластинки с помощью протромбина, превращающегося в тромбин только под воздействием ионов кальция.
В 1914 году американский хирург Харуэлл взялся за изучение антисвертывающей системы, которая препятствует образованию тромбов. В 1916 году ему удалось выделить вещество, предупреждающее свертывание из печени собаки. Это вещество было названо гепарином. Его стали синтезировать с 1933 года и с тех пор активно используют в медицине.
В тридцатых годах был открыт новый витамин – витамин К, авитаминоз которого ведет к снижению уровня протромбина в три раза.
В середине века в разных точках мира были отрыты 13 плазменных факторов свертывания крови. В 1966 была сформулирована теория последовательной активации факторов свертывания.


Приложение № 3.

Антикоагулянты - вещества, замедляющие свертывание крови. Гепарин представляет собой мукополисахарид, вырабатываемый в организме тучными (базофильными) клетками. В большом количестве он содержится в печени, легких, в меньших количествах — в скелетных мышцах, сердечной мышце и селезенке. Гепарин постоянно присутствует в животном организме и проявляет характерный для него эффект — препятствует свертыванию крови. Гирудин — продукт, вырабатываемый шейными железами пиявок. Гирудин предотвращает свертывание крови благодаря тому, что препятствует действию тромбина на фибриноген. Гирудин не выпускается как лекарственный препарат. Для лечебных целей применяются живые пиявки. Белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин. Соли лимонной, щавелевой кислоты тормозят свертывания крови.


Приложение № 4.

Из всех нарушений свертываемости крови наиболее известен наследственный недуг гемофилия. Он поражает только мужчин, но женщины могут быть его носителями и передавать своим сыновьям. Впрочем, это довольно редкое заболевание, поражающее примерно одного мальчика из 10 000. Гемофилию порождает отсутствие в крови одного из свертывающих факторов, плазменного белка, известного как антигемофилический глобулин или фактор VIII. Даже мелкий порез может вызвать сильную кровопотерю, и больные нередко страдают от внутренних кровотечений без видимой причины. В прошлом большинство таких больных умирало в детстве. В наши дни им делают переливания крови и инъекции извлеченного из плазмы фактора VIII, что позволяет вести нормальный образ жизни.






Просмотр содержимого презентации
«Роль тромбоцитов в свертывании крови. 8 класс.»

Роль тромбоцитов в свертывании крови. «Самое ценное для человека – его собственный опыт».

Роль тромбоцитов в свертывании крови.

«Самое ценное для человека – его собственный опыт».

Биологическая эстафета Внутренняя среда организма Плазма крови Гамма – глобулин Альбумин Фибриноген Сыворотка крови Форменные клетки крови Эритроциты Гемоглобин Лейкоциты Фагоцитоз Тромбоциты

Биологическая эстафета

Внутренняя среда организма

Плазма крови

Гамма – глобулин

Альбумин

Фибриноген

Сыворотка крови

Форменные клетки крови

Эритроциты

Гемоглобин

Лейкоциты

Фагоцитоз

Тромбоциты

Выберите и зашифруйте правильные ответы :   1 вариант: 1. Фибриноген            4. Гемоглобин                7. Вода  2. Лейкоциты              5. Сыворотка                  3. Плазма                     6. Эритроциты    1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.    2. Белок, придающий крови красный цвет.    3. Растворимый белок крови.               4.Жидкая часть крови.    5. Красные безъядерные клетки.    6. Белые ядерные клетки крови.    7. Плазма крови, лишённая фибриногена.

Выберите и зашифруйте правильные ответы :

1 вариант:

1. Фибриноген            4. Гемоглобин                7. Вода

2. Лейкоциты              5. Сыворотка                

3. Плазма                     6. Эритроциты

   1. Вещество составляющие 90% массы плазмы.

   2. Белок, придающий крови красный цвет.

   3. Растворимый белок крови.           

   4.Жидкая часть крови.

   5. Красные безъядерные клетки.

   6. Белые ядерные клетки крови.

   7. Плазма крови, лишённая фибриногена.

Вместо точек вставьте слова и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами :   2 вариант: 1) Подержания внутренней среды организма … 2) Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин … 3) В состав эритроцитов входит белковое вещество … 4) Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови … 5) Явление поглощения и переваривание лейкоцитами микробов … 6) Плазма без фибриногена…. 7) В плазме содержится … % воды.

Вместо точек вставьте слова и запишите их в тетрадь под соответствующими номерами :

2 вариант:

1) Подержания внутренней среды организма …

2) Безъядерные форменные элементы клетки, содержащие гемоглобин …

3) В состав эритроцитов входит белковое вещество …

4) Бесцветные, ядерные, форменные элементы крови …

5) Явление поглощения и переваривание лейкоцитами микробов …

6) Плазма без фибриногена….

7) В плазме содержится … % воды.

Коды ответов: 1 вариант: 1 – 7; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 3; 5 – 6; 6 – 2; 7 – 5. 2 вариант: 1 – гомеостаз; 2 – эритроциты; 3 – гемоглобин; 4- лейкоциты; 5 – фагоцитоз; 6 – сыворотка;  7 – 90%. Шкала оценивания: «0» ошибок – оценка «5»; «1»- «2» ошибки – «4»; «3»- «5» ошибок – «3»; «6»- «7» ошибок – «2».

Коды ответов:

1 вариант:

1 – 7; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 3;

5 – 6; 6 – 2; 7 – 5.

2 вариант:

1 – гомеостаз; 2 – эритроциты; 3 – гемоглобин;

4- лейкоциты; 5 – фагоцитоз; 6 – сыворотка;

7 – 90%.

Шкала оценивания:

«0» ошибок – оценка «5»;

«1»- «2» ошибки – «4»;

«3»- «5» ошибок – «3»;

«6»- «7» ошибок – «2».

Роль тромбоцитов в свертывании крови. «Самое ценное для человека – его собственный опыт».

Роль тромбоцитов в свертывании крови.

«Самое ценное для человека – его собственный опыт».

Роль тромбоцитов в свертывании крови. Цель: рассмотреть взаимосвязь строения и функций тромбоцитов, изучить роль тромбоцитов в свертывании крови.

Роль тромбоцитов в свертывании крови.

Цель: рассмотреть взаимосвязь строения и функций тромбоцитов, изучить роль тромбоцитов в свертывании крови.

Основные понятия и термины

Основные понятия и термины

  • тромбоциты,
  • свертываемость крови,
  • фибриноген,
  • фибрин,
  • тромб,
  • гемофилия.
История открытия тромбоцитов В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которые он назвал кровяными пластинками. Детально их описал итальянский врач Джулио Биццореро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Биццореро. Джулио Биццореро (1846- 1901) Врач, патолог и гигиенист, отец итальянской гистологии.

История открытия тромбоцитов

В марте 1842 года во Франции Александр Донне сообщил об открытии новых форменных элементов, которые он назвал кровяными пластинками.

Детально их описал итальянский врач Джулио Биццореро в 1882 году. Кровяные пластинки стали называть бляшками Биццореро.

Джулио Биццореро (1846- 1901)

Врач, патолог и гигиенист, отец итальянской гистологии.

Строение тромбоцитов Используя материал на странице 124учебника под редакцией Р.Алимкуловой и таблицу «Форменные клетки крови», дайте характеристику тромбоцитам, работая в парах. Тромбоциты – (от греч. «тромбос» - пробка, сгусток) - бесцветные, безъядерные, округлой или овальной формы пластинки диаметром 2- 4мкм. В 1 мл крови – 180 -320тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней, разрушаются в селезенке. А знаете ли Вы, что если бы все тромбоциты человека сложить в ряд, то расстояние составит 2500 км - как от Москвы до Парижа.

Строение тромбоцитов

Используя материал на странице 124учебника под редакцией Р.Алимкуловой и таблицу «Форменные клетки крови», дайте характеристику тромбоцитам, работая в парах.

Тромбоциты – (от греч. «тромбос» - пробка, сгусток) - бесцветные,

безъядерные, округлой или овальной формы пластинки диаметром

2- 4мкм. В 1 мл крови – 180 -320тыс. тромбоцитов. Образуются в красном костном мозге, живут 5-7 дней, разрушаются в селезенке.

А знаете ли Вы, что

если бы все тромбоциты человека сложить в ряд, то расстояние составит 2500 км - как от Москвы до Парижа.

Свертывание крови - это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов, за счет образования тромба.

Свертывание крови

- это защитная реакция организма, препятствующая потере крови и проникновению в организм болезнетворных организмов, за счет образования тромба.

Свертывание крови

Свертывание крови

Свертывание крови Используя материал на странице 124 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, составляем схему «Образование тромба»: Повреждение сосудов→  разрушение тромбоцитов → выделение факторов свертывания → фибриноген→ фибрин → тромб.

Свертывание крови

Используя материал на странице 124

учебника под редакцией Р.Алимкуловой,

составляем схему «Образование тромба»:

Повреждение сосудов→

разрушение тромбоцитов

выделение факторов

свертывания →

фибриноген→ фибрин

тромб.

Свертывание крови Тромбопластин  – белок – фермент, образуется при разрушении тромбоцитов. Са 2+  – ионы кальция, присутствующие в плазме крови.   Протромбин   – неактивный белок – фермент плазмы крови, образуется в печени.   Тромбин  - активный белок – фермент.   Фибриноген  – белок, растворенный в плазме крови, образуется в печени.   Фибрин  – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб).   Ретрактозин  – фермент, выжимающий сыворотку из тромба, а форменные элементы   остаются. Волокна тромба сокращаются.

Свертывание крови

Тромбопластин  – белок – фермент, образуется при разрушении тромбоцитов.

Са 2+  – ионы кальция, присутствующие в плазме крови.

  Протромбин   – неактивный белок – фермент плазмы крови, образуется в печени.

  Тромбин  - активный белок – фермент.

  Фибриноген  – белок, растворенный в плазме крови, образуется в печени.

  Фибрин  – волокна белка, нерастворимые в плазме крови (тромб).

  Ретрактозин  – фермент, выжимающий сыворотку из тромба, а форменные элементы

  остаются. Волокна тромба сокращаются.

Свертывание крови . Повреждение стенки сосуда Тромб Клетки крови

Свертывание крови

.

Повреждение стенки сосуда

Тромб

Клетки крови

Факторы, влияющие на свертывание крови. Вещества, препятствующие свертыванию крови:

Факторы, влияющие на свертывание крови.

Вещества, препятствующие свертыванию крови:

  • антикоагулянты – химические вещества и лекарственные средства, препятствующие свертыванию крови;
  • полисахарид гепарин (в печени, легких, сердце, щитовидной железе) используется в медицине для хранение донорской крови, лечения тромбозов;
  • белок фибринолизин в сыворотке крови, растворяет фибрин;
  • соли лимонной, щавелевой кислоты; гирудин (содержится в слюне пиявок) тормозят свертывания крови.
Факторы, влияющие на свертывание крови.    Причины несвертываемости крови:

Факторы, влияющие на свертывание крови.

Причины несвертываемости крови:

  • недостаток кальция, витамина К (вырабатывается микрофлорой кишечника);
  • тяжелые заболевания печени;
  • наследственные заболевания (гемофилией);
  • при «неправильном» переливании крови перелитые эритроциты  несут чужеродные антигены, поэтому они пожираются местными фагоцитами. Массовое разрушение эритроцитов приводит к свертыванию крови прямо в  сосудах.
Несвертываемость крови Гемофилия  – сцепленный с полом рецессивный признак, при котором нарушается образование фактора VIII, ускоряющего свертывание крови. Например, наследование гемофилии в родословной потомков английской королевы Виктории ( ген гемофилии возник в результате мутации у самой королевы Виктории или у одного из ее родителей).

Несвертываемость крови

Гемофилия – сцепленный с полом рецессивный

признак, при котором нарушается образование

фактора VIII, ускоряющего свертывание крови.

Например, наследование гемофилии в

родословной потомков английской королевы

Виктории ( ген гемофилии возник в результате

мутации у самой королевы Виктории или у

одного из ее родителей).

Гемофилия. наследственное заболевание, характеризующееся нарушением механизма свертывания крови. При гемофилии время свертывания крови увеличивается и больные страдают от сильных кровотечений даже при незначительных травмах.

Гемофилия.

наследственное заболевание, характеризующееся нарушением механизма свертывания крови. При гемофилии время свертывания крови увеличивается и больные страдают от сильных кровотечений даже при незначительных травмах.

К концу 19 в. у гемофилии сложилась «королевская родословная

К концу 19 в. у гемофилии сложилась «королевская

родословная" - князья (Медичи), французские

короли, а затем через английскую королеву Викторию и

ее детей – испанские инфанты, прусские императоры и

русский царевич Алексей.

Физминутка для глаз Ребята, берегите зрение!  Кликните мышкой по картинке

Физминутка для глаз

Ребята, берегите зрение!

Кликните мышкой по картинке

Ребята, берегите зрение!

Ребята, берегите зрение!

Закрепление При разрушении тромбоцитов, происходит выделение _______, в присутствии которого и ионов_____ , и ферментов плазмы_____ происходит превращение _____ в _____, под действием которого ______ превращается в _______________ и образуется сгусток крови. Плазма крови без _____ называется _____. Ответ:  тромбопластин, Са 2+ , глобулин, протромбин,  тромбин, фибриноген, фибрин, фибриноген,  сыворотка.

Закрепление

При разрушении тромбоцитов,

происходит выделение _______, в присутствии

которого и ионов_____ , и ферментов плазмы_____

происходит превращение _____ в _____, под

действием которого ______ превращается в _______________ и образуется сгусток крови.

Плазма крови без _____ называется _____.

Ответ:

тромбопластин, Са 2+ , глобулин, протромбин,

тромбин, фибриноген, фибрин, фибриноген,

сыворотка.

Выводы урока Тромбоциты - уплощенные безъядерные клетки крови участвующие в процессе свертывания крови. 2. Свертывание крови - это защитная реакция организма, выражающаяся в остановке кровотечения (образовании сгустка) при повреждении сосуда.

Выводы урока

  • Тромбоциты - уплощенные безъядерные

клетки крови участвующие в процессе

свертывания крови.

2. Свертывание крови - это защитная реакция

организма, выражающаяся в остановке

кровотечения (образовании сгустка) при

повреждении сосуда.

Домашнее задание:  § 27 Творческое задание: Составьте ребус по теме «Роль тромбоцитов в свертывании крови».

Домашнее задание:

§ 27

Творческое задание:

Составьте ребус по теме

«Роль тромбоцитов в

свертывании крови».

Рефлексия Что нового сегодня я узнал на уроке? Что было особенно интересным, увлекательным и познавательным? В чём я сегодня стал умнее по сравнению со вчерашним днём?         

Рефлексия

  • Что нового сегодня я узнал на уроке?
  • Что было особенно интересным, увлекательным и познавательным?
  • В чём я сегодня стал умнее по сравнению со вчерашним днём?         

Спасибо за урок!

Спасибо за урок!

index.php&…76 : 2011-12-20…article 13/ 900igr.net…biologia…krov…Svertyvanie- krovi. html 14. prezentacii.org…po…svertyvanie- krovi. html 15. ppt4web.ru Биология … svertyvanie- krovi.html 16. myshared.ruslide/323290/" width="640"

Литература и Интернет – ресурсы:

1. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

2. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2).

3. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с. 

4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

5. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

6. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

7. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

8. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

9. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

10. yandex.kz/images› рисунки тромбоцитов

11. yandex.kz/images› рисунки свертывание крови

12. school-22.iptv.byindex.php&…76 : 2011-12-20…article

13/ 900igr.net…biologia…krov…Svertyvanie- krovi. html

14. prezentacii.org…po…svertyvanie- krovi. html

15. ppt4web.ru Биология … svertyvanie- krovi.html

16. myshared.ruslide/323290/


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Разработка урока по биологии "Роль тромбоцитов в свертывании крови" (8 класс).

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 13.12.2015

Номер свидетельства: 265562

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства