kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка рабочей программы по биологии для СПО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС. Содержит ОК. ПК. ЛР. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка рабочей программы по биологии для СПО»



Приложение 1.1

К ППССЗ по специальности

34.02.01 Сестринское дело




ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



«ОД.13 БИОЛОГИЯ»



















2024г.



РАССМОТРЕНО:

на заседании ЦМК

общеобразовательных дисциплин,

общих-гуманитарных,

социально-экономических и

естественнонаучных дисциплин

Протокол №____от«____»_______2024г.


___________И.И.Туманова



УТВЕРЖДАЮ:

И.о. заместителя директора

по учебной работе

«___»___________2024г

____________Е.А.Нестерова

.







Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Биология» составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО и ФГОС СПО для специальности 34.02.01 Сестринское дело, и на основе примерной рабочей программы дисциплины «Биология» из реестра примерных образовательных программ ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования».





















Составитель:

Шаехова Г.М - преподаватель биологии ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж»












СОДЕРЖАНИЕ


1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология» 5

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины 18

3.Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины 37

4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины 38










1. Общая характеристика рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Биология»


    1. Место дисциплины в структуре профессиональной образовательной программы СПО:

Общеобразовательная дисциплина «Биология» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО для специальности 34.02.01 Сестринское дело.


1.2. Цели и планируемые результаты освоения дисциплины:


1.2.1. Цель дисциплины

Содержание программы общеобразовательной дисциплины «Биология» направлено на достижение результатов ее изучения в соответствии с требованиями ФГОС СОО с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО.


1.2.2. Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК и ПК



Общие компетенции

Планируемые результаты обучения

Общие

Дисциплинарные

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

В части трудового воспитания:

- готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;

- готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность;

- интерес к различным сферам профессиональной деятельности,

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

а) базовые логические действия:

- самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне;

- устанавливать существенный признак или основания для сравнения, классификации и обобщения;

- определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;

- вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;

- развивать креативное мышление при решении жизненных проблем

б) базовые исследовательские действия:

- владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;

- выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;

- анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;

- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;

- уметь интегрировать знания из разных предметных областей;

- выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;

- способность их использования в познавательной и социальной практике

- сформировать знания о месте и роли биологии в системе естественных наук, в формировании современной естественнонаучной картины мира, в познании законов природы и решении жизненно важных социально-этических, экономических, экологических проблем человечества, а также в решении вопросов рационального природопользования; в формировании ценностного отношения к природе, обществу, человеку; о вкладе российских и зарубежных ученых - биологов в развитие биологии; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем,

- уметь владеть системой биологических знаний, которая включает:

основополагающие биологические термины и понятия (жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм, гомеостаз, клеточный иммунитет, биосинтез белка, биополимеры, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение, наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие);

биологические теории: клеточная теория Т. Шванна, М  Шлейдена, Р. Вирхова; клонально-селективного иммунитета П. Эрлих, И.И. Мечникова, хромосомная теория наследственности Т. Моргана, закон зародышевого сходства К. Бэра, эволюционная теория Ч. Дарвина, синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза Ч. Дарвина; теория биогеоценоза В.Н. Сукачёва; учения Н.И. Вавилова - о Центрах многообразия и происхождения культурных растений, А.Н. Северцова - о путях и направлениях эволюции, В.И. Вернадского - о биосфере;

законы (единообразия потомков первого поколения, расщепления признаков, независимого наследования признаков Г. Менделя, сцепленного наследования признаков и нарушения сцепления генов Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, генетического равновесия Дж. Харди и В. Вайнберга; зародышевого сходства К. Бэра, биогенетического закона Э. Геккеля, Ф. Мюллера);

принципы (чистоты гамет, комплементарности);

правила (минимума Ю. Либиха, экологической пирамиды чисел, биомассы и энергии);

гипотезы (коацерватной А.И. Опарина, первичного бульона Дж. Холдейна, микросфер С. Фокса, рибозима Т. Чек);

- сформировать умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека; владение системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

- сформировать умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

- уметь выделять существенные признаки:

строения вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов, экосистем и биосферы;

строения органов и систем органов растений, животных, человека; процессов жизнедеятельности, протекающих в организмах растений, животных и человека;

биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах;

- приобрести опыт применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявлять зависимости между исследуемыми величинами, объяснять полученные результаты и формулировать выводы с использованием научных понятий, теорий и законов;

- сформировать умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

- сформировать умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования; умение использовать соответствующие аргументы, биологическую терминологию и символику для доказательства родства организмов разных систематических групп; взаимосвязи организмов и среды обитания; единства человеческих рас; необходимости здорового образа жизни, сохранения разнообразия видов и экосистем, как условия сосуществования природы и человечества;

- сформировать умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети), выявлять причинно-следственные связи между исследуемыми биологическими объектами, процессами и явлениями; делать выводы и прогнозы на основании полученных результатов;

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

- принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня;

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

В области ценности научного познания:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;

- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;

- осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;

Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

в) работа с информацией:

- владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления;

- создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;

- оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и морально-этическим нормам;

- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

- владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной безопасности личности

- сформировать умения критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии;

- интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию, умение оценивать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома и создание трансгенных организмов);

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

- готовность к саморазвитию, самостоятельности и самоопределению;

-овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Овладение универсальными коммуникативными действиями:

б) совместная деятельность:

- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;

- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников обсуждать результаты совместной работы;

- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным

Овладение универсальными регулятивными действиями:

г) принятие себя и других людей:

- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;

- признавать свое право и право других людей на ошибки;

- развивать способность понимать мир с позиции другого человека

- сформировать умения создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии;

- уметь выдвигать гипотезы, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования, анализировать полученные результаты и делать выводы;

- принимать участие в научно-исследовательской работе по биологии, экологии и медицине, проводимой на базе школьных научных обществ и публично представлять полученные результаты на ученических конференциях разного уровня

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

В области экологического воспитания:

- сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем;

- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

- умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их;

- расширение опыта деятельности экологической направленности;

- овладение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

- владеть системой знаний об основных методах научного познания, используемых в биологических исследованиях живых объектов и экосистем (описание, измерение, проведение наблюдений); способами выявления и оценки антропогенных изменений в природе;

- уметь выявлять отличительные признаки живых систем, в том числе грибов, растений, животных и человека; приспособленность видов к среде обитания, абиотических и биотических компонентов экосистем, взаимосвязей организмов в сообществах, антропогенных изменений в экосистемах своей местности;

- уметь выделять существенные признаки биологических процессов: обмена веществ (метаболизм), информации и превращения энергии, брожения, автотрофного и гетеротрофного типов питания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза, мейоза, гаметогенеза, эмбриогенеза, постэмбрионального развития, размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), взаимодействия генов, гетерозиса; действий искусственного отбора, стабилизирующего, движущего и разрывающего естественного отбора; аллопатрического и симпатрического видообразования; влияния движущих сил эволюции на генофонд популяции; приспособленности организмов к среде обитания, чередования направлений эволюции; круговорота веществ и потока энергии в экосистемах

ПК

ПК 1.2. Обеспечивать безопасную окружающую среду.

ПК 3.1 Консультировать население по вопросам профилактики заболеваний.

ПК 3.2 Пропагандировать здоровый образ жизни.

ПК 3.4 Проводить санитарно-противоэпидемические мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний.

ПК 4.2 Выполнять медицинские манипуляции при оказании медицинской помощи пациенту.

ПК 5.4 Осуществлять клиническое использование крови и (или) ее компонентов.


ЛР

ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, народу, малой родине, знания его истории и культуры, принятие традиционных ценностей многонационального народа России. Выражающий свою этнокультурную идентичность, сознающий себя патриотом народа России, деятельно выражающий чувство причастности
к многонациональному народу России, к Российскому Отечеству. Проявляющий ценностное отношение к историческому
и культурному наследию народов России, к национальным символам, праздникам, памятникам, традициям народов, проживающих в России, к соотечественникам за рубежом, поддерживающий их заинтересованность в сохранении общероссийской культурной идентичности, уважающий их права

ЛР 7 Осознающий и деятельно выражающий приоритетную ценность каждой человеческой жизни, уважающий достоинство личности каждого человека, собственную и чужую уникальность, свободу мировоззренческого выбора, самоопределения.

Проявляющий бережливое и чуткое отношение к религиозной принадлежности каждого человека, предупредительный
в отношении выражения прав и законных интересов других людей

ЛР 9 Сознающий ценность жизни, здоровья и безопасности. Соблюдающий и пропагандирующий здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическая активность), демонстрирующий стремление
к физическому совершенствованию. Проявляющий сознательное
и обоснованное неприятие вредных привычек и опасных наклонностей (курение, употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ, азартных игр, любых форм зависимостей), деструктивного поведения в обществе, в том числе в цифровой среде

ЛР 13 Непрерывно совершенствующий профессиональные навыки через дополнительное профессиональное образование (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки), наставничество, а также стажировки, использование дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в конгрессных мероприятиях

2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы дисциплины

144

в т.ч.

Теоретическое обучение

126

Консультация

12

Промежуточная аттестация (экзамен)

6

Индивидуальный проект (да/нет)**

нет




2.2. Тематический план и содержание дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала (основное и профессионально-ориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной модуль (при наличии)

Объем часов

Формируемые компетенции

1

2

3

4

Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

34


Тема 1.1.

Биология как наука

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Биология как наука. Связь биологии с другими науками: биохимия, биофизика, бионика, геногеография и др. Роль и место биологии в формировании современной научной картины мира. Значение биологических знаний. История биологии. Значение цитологии для развития биологии и познания природы. Методы цитологии: микроскопия, хроматография, электрофорез, метод меченых атомов, дифференциальное центрифугирование, культура клеток


Тема 1.2. Общая характеристика жизни

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Разнообразие биосистем. Организация биологических систем. Уровни организации биосистем: молекулярно-генетический, органоидно-клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный (биогеоценотический), биосферный. Науки, изучающие биологические объекты на разных уровнях организации жизни. Общая характеристика жизни, свойства живых систем. Процессы, происходящие в биосистемах


Тема 1.3.

Биологически важные химические соединения

Основное содержание

6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Химический состав клетки. Неорганические вещества клетки, их биологическая роль.

Органические вещества клетки. Биологические полимеры. Белки. Структура и функции белковой молекулы. Ферменты, принцип их действия. Углеводы. Биологические функции углеводов.

Липиды. Общий план строения. Гидрофильно-гидрофобные свойства. Классификация липидов. Биологические функции липидов. АТФ. Строение молекулы АТФ. Биологические функции АТФ


Практические занятия:

2

Роль белков, углеводов и жиров в организме человека. Витамины и биологически активные добавки, их значение в жизни организма человека. Гипо- и авитаминозы их последствия. Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

2

Лабораторные занятия:

2

Лабораторная работа «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»

Подготовка вариантов опыта, наблюдение изменения растворимости липидов, заполнение рабочей таблицы, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов


Тема 1.4.

Структурно-функциональная организация клеток

Основное содержание

6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

4

Клеточная теория (Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов). Основные положения современной клеточной теории. Типы клеток: эукариотическая и прокариотическая. Сравнительная характеристика клеток эукариот (растительной, животной, грибной). Строение прокариотической клетки. Особенности строения гетеротрофной и автотрофной прокариотических клеток. Строение плазматической мембраны. Транспорт веществ через плазматическую мембрану: пассивный и активный. Эндоцитоз: пиноцитоз, фагоцитоз. Экзоцитоз. Оболочка или клеточная стенка. Структура и функции клеточной стенки растений, грибов

2

Цитоплазма. Цитозоль. Цитоскелет. Одномембранные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть (ЭПС), аппарат Гольджи, лизосомы, пероксисомы, вакуоли растительных клеток. Строение и функции одномембранных органоидов клетки. Клеточный сок. Тургор.

Полуавтономные органоиды клетки: митохондрии, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, их строение и функции. Ядерный аппарат клетки, строение и функции.

Немембранные органоиды клетки: рибосомы, микротрубочки, клеточный центр. Органоиды движения: реснички и жгутики. Строение и функции немембранных органоидов клетки

2

Лабораторные занятия:

2

Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»

Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ. Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов

2

Лабораторная работа «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)»

Приобретение опыта применения техники микроскопирования при выполнении лабораторных работ. Подготовка микропрепаратов, наблюдение с помощью микроскопа, выявление различий между изучаемыми объектами, интерпретация наблюдаемых явлений, формулирование выводов

Тема 1.5. Структурно-функциональные факторы наследственности

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Строение хромосом. Хромосомный набор клеток, гомологичные и негомологичные хромосомы, гаплоидный и диплоидный набор. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК. Строение нуклеиновых кислот. Нуклеотиды. Комплементарные азотистые основания. Правило Чаргаффа. Структура ДНК – двойная спираль. Местонахождение и биологические функции ДНК. ДНК-экспертиза. Виды РНК. Функции РНК в клетке


Практические занятия:

2

Решение задач на определение последовательности нуклеотидов


Тема 1.6.

Процессы матричного синтеза

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Матричный синтез ДНК – репликация. Принципы репликации ДНК. Механизм репликации ДНК. Репарация ДНК (дореплекативная, постреплекативная). Реакции матричного синтеза. Принцип комплементарности в реакциях матричного синтеза. ДНК и гены. Генетический код, его свойства. Транскрипция – матричный синтез РНК. Трансляция и её этапы. Условия биосинтеза белка. Строение т-РНК и кодирование аминокислот. Роль рибосом в биосинтезе белка


Практические занятия:

2

Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка.

Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК


Тема 1.7.

Неклеточные формы жизни

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Вирусы – неклеточные формы жизни и облигатные паразиты. Строение простых и сложных вирусов, ретровирусов, бактериофагов. Жизненный цикл ДНК-содержащих вирусов, РНК-содержащих вирусов, бактериофагов. ВИЧ, гепатит человека.

Бактерии. Общая характеристика. Понятие штамм. Вирусы и бактерии: сходства и различия


Практические занятия:

2

Вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков.

Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

2

Тема 1.8.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Основное содержание

4

ОК 02

Теоретическое обучение:

4

Ассимиляция и диссимиляция – две стороны метаболизма. Типы обмена веществ: автотрофный и гетеротрофный, аэробный и анаэробный. Энергетическое обеспечение клетки: превращение АТФ в обменных процессах. Ферментативный характер реакций клеточного метаболизма

2

Первичный синтез органических веществ в клетке. Пластический обмен. Фотосинтез. Хемосинтез. Анаэробный энергетический обмен. Анаэробные организмы. Брожение, автотрофный и гетеротрофный тип питания. Анаэробные микроорганизмы как объекты биотехнологии. Этапы энергетического обмена. Гликолиз. Биологическое окисление, или клеточное дыхание

2

Тема 1.9. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Клеточный цикл, его периоды и регуляция. Периоды интерфазы их особенности. Дифференциация клетки и арест клеточного цикла. Деление клетки – митоз. Стадии митоза и происходящие процессы. Кариокинез и цитокинез. Биологическое значение митоза. Мейоз – редукционное деление клетки. Стадии мейоза. Мейоз – основа полового размножения. Поведение хромосом в мейозе. Кроссинговер. Биологический смысл мейоза. Эффекты мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов


Раздел 2. Строение и функции организма

42


Тема 2.1.

Строение организма

Содержание

6

ОК 02

ОК 04

ПК1.3

Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения

4

Одноклеточные организмы. Колониальные организмы. Многоклеточные организмы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функция. Органы и системы органов. Аппараты органов. Гомеостаз организма и его поддержание в процессе жизнедеятельности.

4

Функциональная система органов. Ткани растений. Ткани животных и человека. Органы растений. Органы и системы органов животных и человека. Значение опоры, движения, питания, дыхания, транспорта веществ, выделения, защиты. Значение проявления раздражимости и регуляции

Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” теоретический материал темы “Строение организма” изучается углубленно на примере организма человека. Ткани, органы и системы органов растений и животных рассматриваются обзорно

Основное содержание практического занятия:

2


Теория клонально-селективного иммунитета П. Эрлиха, И.И. Мечникова. Инфекционные заболевания и эпидемия. Важнейшие эпидемии в истории человечества. Вакцинация как профилактика инфекционных заболеваний.

Представление устных сообщений с презентацией, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем

2


Тема 2.2.

Формы размножения организмов

Содержание

2

ОК 02

ПК1.2

Профессионально-ориентированное содержание теоретического обучения

2

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение. Виды бесполого размножения: простое деление надвое, почкование, размножение спорами, вегетативное размножение, фрагментация, клонирование. Половое размножение.

2

Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” теоретический материал темы “Формы размножения организмов” изучается углубленно на примере организма человека. Размножение растений и животных рассматриваются обзорно

Тема 2.3.

Онтогенез животных и человека

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

4

Гаметогенез у животных. Сперматогенез и оогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение и эмбриональное развитие животных. Партеногенез. Эмбриогенез (на примере ланцетника). Стадии эмбриогенеза

2

Рост и развитие животных. Постэмбриональный период. Прямое и непрямое развитие. Развитие с метаморфозом у беспозвоночных и позвоночных животных. Стадии постэмбрионального развития у животных и человека. Периоды онтогенеза человека. Биологическое старение и смерть. Геронтология

2

Тема 2.4. Онтогенез растений

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Гаметофит и спорофит. Размножение и развитие водорослей. Размножение и развитие споровых растений. Размножение и развитие семенных растений. Рост. Периоды онтогенеза растений


Тема 2.5. Основные понятия генетики

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Генетика как наука о наследственности и изменчивости организмов. Основные генетические понятия и символы. Ген. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Альтернативные признаки. Доминантный и рецессивный признаки. Гомозигота и гетерозигота. Чистая линия. Гибриды. Основные методы генетики: гибридологический, цитологические, молекулярно-генетические


Тема 2.6. Закономерности наследования

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Теоретическое обучение:

2

Закономерности образования гамет. Законы Г. Менделя: Моногибридное скрещивание. Правило доминирования. Закон единообразия первого поколения. Закон расщепления признаков. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Гипотеза чистоты гамет. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Полигибридное наследование и его закономерности


Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:

2

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания


Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Человек” необходим подбор генетических задач на определение вероятности наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании у человека

Тема 2.7. Взаимодействие генов

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Генотип как целостная система. Множественное действие генов. Плейотропия. Множественный аллелизм. Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Комплементарность. Эпистаз. Полимерия


Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:

2

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания


*Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Человек” необходим подбор генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов у человека

Тема 2.8. Сцепленное наследование признаков

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ПК1.2

Теоретическое обучение:

2

Законы Т. Моргана. Сцепленное наследование генов, нарушение сцепления. Хромосомная теория наследственности. Генетическое картирование хромосом. Использование кроссинговера для составления генетических карт хромосом


Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:

2

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания


Для профессий/специальностей, связанных с объектом изучения “Человек” необходим подбор генетических задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании у человека

Тема 2.9. Генетика пола

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Хромосомный механизм определения пола. Аутосомы и половые хромосомы. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом


Практические занятия:

2

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с полом, составление генотипических схем скрещивания


Тема 2.10. Генетика человека

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Кариотип человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционно-статистический. Наследственные заболевания человека. Генные и хромосомные болезни человека. Болезни с наследственной предрасположенностью. Значение медицинской генетики в предотвращении и лечении генетических заболеваний человека


Практические занятия:

2

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания. Представление устных сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека

2

Тема 2.11. Закономерности изменчивости

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Взаимодействие генотипа и среды при формировании фенотипа. Изменчивость признаков. Качественные и количественные признаки. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная.

Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости (Н.И. Вавилов).

Модификационная, или фенотипическая изменчивость. Роль среды в модификационной изменчивости. Норма реакции признака. Вариационный ряд и вариационная кривая. Характеристика модификационной изменчивости

Наследственная, или генотипическая изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Виды мутаций: генные, хромосомные, геномные. Причины возникновения мутаций


Практические занятия:

2

Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания


Тема 2.12. Селекция организмов

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Селекция как наука. Методы селекционной работы. Гетерозис и его причины. Искусственный отбор: массовый и индивидуальный. Этапы комбинационной селекции. Сорт, порода, штамм

Алгоритмы решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания


Раздел 3. Теория эволюции

16


Тема 3.1. История эволюционного учения

Основное содержание

2

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Первые эволюционные концепции. Градуалистическая эволюционная концепция Ж.Б. Ламарка. Движущие силы эволюции. Креационизм и трансформизм. Систематика К. Линнея и её значение для формирования идеи эволюции

Предпосылки возникновения дарвинизма. Эволюция видов в природе. Борьба за существование. Естественный отбор. Дивергенция признаков и видообразование. Основные положения синтетической теории эволюции (СТЭ). Роль эволюционной теории в формировании научной картины мира


Тема 3.2. Микроэволюция

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Микроэволюция и макроэволюция как этапы эволюционного процесса. Генетические основы эволюции. Мутации и комбинации как элементарный эволюционный материал. Популяция как элементарная единица эволюции.

Движущие силы (факторы) эволюции. Мутационный процесс и комбинативная изменчивость. Миграция. Изоляция популяций: географическая (пространственная), биологическая (репродуктивная).

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование как механизм действия естественного отбора в популяциях. Вид и его критерии (признаки). Видообразование как результат микроэволюции

2

Тема 3.3. Макроэволюция

Основное содержание

2

ОК 02

Теоретическое обучение:

2

Макроэволюция. Формы и основные направления макроэволюции (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Методы изучения макроэволюции. Закон зародышевого сходства (Закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель, Ф. Мюллер). Общие закономерности (правила) эволюции

2

Тема 3.4. Возникновение и развитие жизни на Земле

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

4

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное (спонтанное) зарождение, стационарное состояние, панспермия, биопоэз. Начало органической эволюции. Появление первых клеток. Эволюция метаболизма. Эволюция первых клеток. Прокариоты и эукариоты. Происхождение многоклеточных организмов. Возникновение основных царств эукариот.

Основные черты эволюции растительного мира. Основные черты эволюции животного мира

2

Практические занятия:

2

Представление устного сообщения и ленты времени по основным этапам возникновения и развития животного и растительного мира, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем


Тема 3.5. Происхождение человека – антропогенез

Основное содержание

4

ОК 02

ОК 04

Теоретическое обучение:

2

Антропология – наука о человеке. Систематическое положение человека. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Прямохождение и комплекс связанных с ним признаков. Развитие головного мозга и второй сигнальной системы. Соотношение биологических и социальных факторов в антропогенезе

Основные стадии антропогенеза. Дриопитеки – предки человека и человекообразных обезьян. Протоантроп – предшественник человека. Архантроп – древнейший человек. Палеоантроп – древний человек. Неоантроп – человек современного типа. Эволюция современного человека.

Человеческие расы. Основные большие расы: европеоидная (евразийская), негро-австралоидная (экваториальная), монголоидная (азиатско-американская). Время и место возникновения человеческих рас. Единство человеческих рас


Практические занятия:

2


Время и пути расселения человека по планете.Приспособленность человека к разным условиям среды. Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека

Защита лент времени и ментальных карт в формате устного сообщения, подготовленных по перечню источников, рекомендованных преподавателем



Контрольная работа

Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле

2


Раздел 4. Экология

24


Тема 4.1. Экологические факторы и среды жизни

Основное содержание

2

ОК 01

ОК 07

Теоретическое обучение:

2

Среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная. Физико-химические особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к жизни в разных средах. Понятие экологического фактора. Классификация экологических факторов. Правило минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда


Тема 4.2. Популяция, сообщества, экосистемы

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

Теоретическое обучение:

2

Экологическая характеристика вида и популяции. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Сообщества и экосистемы. Биоценоз и его структура (В.Н. Сукачев). Связи между организмами в биоценозе. Структурные компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Трофические уровни.

Антропогенные экосистемы. Агроэкосистемы. Отличия агроэкосистем от биогеоценозов. Урбоэкосистемы. Основные компоненты урбоэкосистем


Практические занятия:

2

Трофические цепи и сети. Основные показатели экосистемы. Биомасса и продукция. Экологические пирамиды чисел, биомассы и энергии. Правило пирамиды энергии.

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии


Тема 4.3. Биосфера - глобальная экологическая система

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 07

Теоретическое обучение:

2

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере в трудах В.И. Вернадского. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции

Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Динамическое равновесие в биосфере. Ритмичность явлений в биосфере. Круговороты веществ и биогеохимические циклы. Глобальные экологические проблемы современности и пути их решения


Практические занятия:

2

Решение практико-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания


Тема 4.4.

Влияние антропогенных факторов на биосферу

Основное содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Теоретическое обучение:

2

Антропогенные воздействия на биосферу. Загрязнения как вид антропогенного воздействия (химическое, физическое, биологическое, отходы производства и потребления). Антропогенные воздействия на атмосферу. Воздействия на гидросферу (загрязнения и их источники, истощения вод). Воздействия на литосферу (деградация почвы, воздействие на горные порода, недра). Антропогенные воздействия на биотические сообщества (леса и растительные сообщества, животный мир)


Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:

2

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего региона проживания


Для профессий/специальностей связанных с объектом изучения “Человек” предлагается практико-ориентированное расчетное задание расчета водопотребления населенного пункта

Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Основное содержание

10











ОК 02

ОК 04

ОК 07

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Теоретическое обучение:

4

Здоровье и его составляющие. Факторы, положительно и отрицательно влияющие на организм человека. Вредные привычки: последствия и профилактика. Проблема техногенных воздействий на здоровье человека (электромагнитные поля, бытовая химия, избыточные шумы, радиация и т.п.). Адаптация организма человека к факторам окружающей среды. Защитные механизмы организма человека. Здоровье и работоспособность.

2

Принципы формирования здоровьесберегающего поведения. Физическая активность и здоровье. Группы здоровья. Основы закаливания. Биохимические аспекты рационального питания. Правила безопасного использования бытовых приборов и технических устройств

2

Практические занятия:

4

Определение суточного рациона питания

2

Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности

2

Профессионально-ориентированное содержание лабораторного занятия

2

Лабораторная работа на выбор:

  1. Лабораторная работа «Умственная работоспособность»

Овладение методами определения показателей умственной работоспособности, объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов

  1. Лабораторная работа «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)»

Изучение механизмов адаптации организма человека к низким и высоким температурам и объяснение полученных результатов и формулирование выводов (письменно) с использованием научных понятий, теорий и законов


*В том числе на выбор образовательной организации:

В качестве триггеров снижающих работоспособность использовать условия осуществления профессиональной деятельности: шум, температура, физическая нагрузка и т.д.

Профессионально-ориентированное содержание (содержание прикладного модуля)



Раздел 5. Биология в жизни

4


Тема 5.1. Биотехнологии в жизни каждого

Содержание

4

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Теоретическое обучение:

2

Биотехнология как наука и производство. Основные направления современной биотехнологии. Методы биотехнологии. Объекты биотехнологии. Этика биотехнологических и генетических экспериментов. Правила поиска и анализа биоэкологической информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Профессионально-ориентированное содержание практического занятия:

2


Кейсы на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий. Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)


Тема 5.1 обязательна для изучения студентами всех профессий/специальностей

Тема 5.2.1. Биотехнологии в медицине и фармации

Содержание

2

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Практические занятия:

2

Развитие биотехнологий в области медицины и фармации и применение их в жизни человека, поиск и анализ информации из различных источников (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие)

Кейсы на анализ информации о развитии биотехнологий в медицине и фармации (по группам)

2

Защита кейса: Представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

2

Основное содержание

Раздел 6. Биоэкологические исследования

6

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07












ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Основное содержание

2

Теоретическое обучение:

2

Научный метод. Методы биоэкологических исследований: полевые, лабораторные, экспериментальные. Мониторинг окружающей среды: локальный, региональный и глобальный

Методы поиска, анализа и обработки информации о проекте в различных источниках

Лабораторные занятия:

Постановка цели, задач, выдвижение гипотезы, проведение эксперимента по определению оптимальных условий для роста и физиологической активности дрожжевых клеток. Выявление закономерностей, формулирование выводов и прогнозов.

Лабораторные работы на выбор по мини группам:

  1. Влияние температуры на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток

  2. Влияние углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток

  3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток



2



Основное содержание


Тема 6.2. Биоэкологический эксперимент

Практическое занятие

2

Обзор тем учебно-исследовательских проектов. Выбор учебно-исследовательского проекта из предложенных. Формирование команды проекта. Алгоритм выполнения проекта.

Каждая группа выбирает один из вариантов учебно-исследовательских проектов:

  1. Оценка качества атмосферного воздуха

  2. Оценка качества почв методом фитотестирования

  3. Оценка качества вод поверхностных водоемов по органолептическим и физико-химическим свойствам

  4. Влияние ПАВ на рост и развитие семян высших растений

  5. Влияние солевого загрязнения на рост и развитие семян высших растений

Первый этап выполнения проекта:

Обоснование актуальности выбранной темы. Выявление проблемы исследования, формулирование гипотезы. Выбор методов исследования. Выбор точек отбора проб на территории исследования. Постановка целей и задач исследования. Определение формы представления результатов исследования. Определение этапов и составление плана исследования

2

Лабораторные занятия ( самостоятельная работа)

2

Второй этап выполнения проекта: подготовка необходимой посуды и материала для эксперимента, проведение эксперимента, периодическая проверка течения эксперимента/ сбор материала в выбранных точках отбора проб

Третий этап выполнения проекта: получение первичных экспериментальных данных, проведение статистической обработки полученных данных

Четвертый этап выполнения проекта: выявление закономерностей, формулирование выводов и прогнозов, оценка качества исследуемого объекта по результатам биоэкологического анализа

2

Промежуточная аттестация (экзамен)

6+12


Всего:

144


3. Ус3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины


3.1. Для реализации программы учебного предмета должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет Биологии (№210),

оснащенный оборудованием: столы, стулья для преподавателя и студентов, шкафы для хранения учебно-наглядных пособий и учебно-методической документации, доска классная; техническими средствами обучения: компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, принтер.



3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации рабочей программы библиотечный фонд колледжа имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.



3.2.1. Основные издания

1. И. Б. Агафонова. Биология : базовый уровень. Учебник СПО. - Москва : Просвещение, 2024. - 271 с. - ISBN 978-5-09-113524-4. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/394619/reading (дата обращения: 05.09.2024). - Текст: электронный.

2. Агафонова И.Б. Биология : базовый уровень : практикум. Учебник СПО. / И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов. - Москва : Просвещение, 2024. - 112 с. - ISBN 978-5-09-112641-9. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/394618/reading (дата обращения: 05.09.2024). - Текст: электронный.



4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.


Общая компетенция

Раздел/Тема

Тип оценочных мероприятий


Раздел 1. Клетка – структурно-функциональная единица живого

Контрольная работа “Молекулярный уровень организации живого”

ОК 02

Тема №1.1.

Биология как наука

Заполнение таблицы с описанием методов микроскопирования с их достоинствами и недостатками.

Заполнение таблицы «Вклад ученых в развитие биологии»

ОК 02

Тема №1.2.

Общая характеристика жизни

Заполнение сравнительной таблицы сходства и различий живого и не живого

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Тема №1.3.

Биологически важные химические соединения

Фронтальный опрос

Подготовка устных сообщений с презентацией

Выполнение и защита лабораторных работ: «Определение витамина С в продуктах питания»,

«Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов»

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Тема №1.4.

Структурно-функциональная организация клеток

Оцениваемая дискуссия по вопросам лекции

Разработка ментальной карты по классификации клеток и их строению на про- и эукариотических и по царствам в мини группах

Выполнение и защита лабораторных работ:

«Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»,

«Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)»

ОК 01

ОК 02

Тема №1.5.

Структурно-функциональные факторы наследственности

Фронтальный опрос

Разработка глоссария

Решение задач на определение последовательности нуклеотидов


ОК 01

ОК 02

Тема №1.6.

Процессы матричного синтеза

Фронтальный опрос

Тест «Процессы матричного синтеза»

Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка

Решение задач на определение последовательности аминокислот в молекуле белка в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК

ОК 02

ОК 04

Тема №1.7.

Неклеточные формы жизни

Фронтальный опрос

Подготовка устных сообщений с презентацией (вирусные и бактериальные заболевания. Общие принципы использования лекарственных веществ. Особенности применения антибиотиков)

ОК 02

Тема №1.8.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке

Фронтальный опрос

Заполнение сравнительной таблицы характеристик типов обмена веществ

ОК 02

ОК 04

Тема №1.9.

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Обсуждение по вопросам лекции

Разработка ленты времени жизненного цикла


Раздел 2. Строение и функции организма

Контрольная работа ”Строение и функции организма”

ОК 02

ОК 04

Тема №2.1.

Строение организма

Оцениваемая дискуссия

Разработка ментальной карты тканей, органов и систем органов организмов (растения, животные, человек) с краткой характеристикой их функций

Подготовка и представление устных сообщений с презентацией (иммунитет, инфекционные заболевания, эпидемии, вакцинация)

ОК 02

Тема №2.2.

Формы размножения организмов

Фронтальный опрос

Заполнение таблицы с краткой характеристикой и примерами форм размножения организмов

ОК 02

ОК 04

Тема №2.3.

Онтогенез животных и человека

Разработка ленты времени с характеристикой этапов онтогенеза отдельной группой животных и человека по микрогруппам

Тест/опрос

ОК 02

ОК 04

Тема №2.4.

Онтогенез растений

Составление жизненных циклов растений по отделам (моховидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные)

ОК 02

Тема №2.5.

Основные понятия генетики

Разработка глоссария

Тест

ОК 02

ОК 04

Тема №2.6.

Закономерности наследования

Фронтальный опрос

Тест по вопросам лекции

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании, составление генотипических схем скрещивания

ОК 01

ОК 02

Тема №2.7.

Взаимодействие генов

Тест

Разработка глоссария

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при различных типах взаимодействия генов, составление генотипических схем скрещивания

ОК 01

ОК 02

Тема №2.8.

Сцепленное наследование признаков

Тест

Разработка глоссария

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков при сцепленном наследовании, составление генотипических схем скрещивания

ОК 01

ОК 02

Тема №2.9.

Генетика пола

Тест

Разработка глоссария

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, сцепленных с полом, составление генотипических схем скрещивания

ОК 01

ОК 02

Тема №2.10.

Генетика человека

Тест

Разработка глоссария

Решение задач на определение вероятности возникновения наследственных признаков, используя методы генетики человека, составление генотипических схем скрещивания

Подготовка устных сообщений с презентацией о наследственных заболеваниях человека

ОК 01

ОК 02

ОК 04

Тема №2.11.

Закономерности изменчивости

Тест

Решение задач на определение типа мутации при передаче наследственных признаков, составление генотипических схем скрещивания

ОК 01

ОК 02

Тема №2.12.

Селекция организмов

Тест

Разработка глоссария

Решение задач на определение возможного возникновения наследственных признаков по селекции, составление генотипических схем скрещивания


Раздел 3. Теория эволюции

Контрольная работа “Теоретические аспекты эволюции жизни на Земле”

ОК 02

ОК 04

Тема 3.1.

История эволюционного учения

Фронтальный опрос

Разработка ленты времени развития эволюционного учения

ОК 02


Тема 3.2.

Микроэволюция

Фронтальный опрос

Разработка глоссария терминов

ОК 02


Тема 3.3.

Макроэволюция

Оцениваемая дискуссия

Разработка глоссария терминов

ОК 02

ОК 04

Тема 3.4.

Возникновение и развитие жизни на Земле

Фронтальный опрос

Подготовка и представление устного сообщения и ленты времени возникновения и развития животного и растительного мира

ОК 02

ОК 04

Тема 3.5.

Происхождение человека – антропогенез

Фронтальный опрос

Разработка лент времени и ментальных карт на выбор:

“Эволюция современного человека”, “Время и пути расселения человека по планете”, “Влияние географической среды на морфологию и физиологию человека”, “Человеческие расы”, обсуждение


Раздел 4. Экология

Контрольная работа “Теоретические аспекты экологии”

ОК 01

ОК 07

Тема 4.1.

Экологические факторы и среды жизни.

Тест по экологическим факторам и средам жизни организмов

ОК 01

ОК 02

ОК 07


Тема 4.2.

Популяция, сообщества, экосистемы

Составление схем круговоротавеществ, используя материалы лекции

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по переносу вещества и энергии в экосистемах с составление трофических цепей и пирамид биомассы и энергии

ОК 01

ОК 02

ОК 07


Тема 4.3.

Биосфера - глобальная экологическая система

Оцениваемая дискуссия

Тест

Решение практико-ориентированных расчетных задач на определение площади насаждений для снижения концентрации углекислого газа в атмосфере своего региона проживания


ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 4.4.

Влияние антропогенных факторов на биосферу

Тест

Решение практико-ориентированных расчетных заданий по сохранению природных ресурсов своего региона проживания

ОК 02

ОК04

ОК 07


Тема 4.5.

Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека

Оцениваемая дискуссия

Выполнения практических заданий:

“Определение суточного рациона питания”,

“Создание индивидуальной памятки по организации рациональной физической активности”

Выполнение лабораторной работы на выбор:

"Умственная работоспособность",

"Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)"


Профессионально-ориентированно содержание

Раздел 5. Биология в жизни

Защита кейса: представление результатов решения кейсов (выступление с презентацией)

ОК01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Тема 5.1

Биотехнологии в жизни каждого

Выполнение кейса на анализ информации о научных достижениях в области генетических технологий, клеточной инженерии, пищевых биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Тема 5.2.1.

Биотехнологии в медицине и фармации

Выполнение кейса на анализ информации о развитии биотехнологий в медицине и фармации (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Тема 5.2.2.

Биотехнологии и животные

Выполнение кейса на анализ информации о развитии биотехнологий с использованием животных, применение продуктов биотехнологии в жизни человека (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Тема 5.2.3.

Биотехнологии и растения

Выполнение кейса на анализ информации о развитии биотехнологий с использованием растений (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Тема 5.2.4.

Промышленная биотехнология

Выполнение кейса на анализ информации о развитии промышленной биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ПК1.2; ПК 3.1; ПК 3.2; ПК 3.4; ПК 4.2; ПК 5.4

Тема 5.2.5.

Социально-этические аспекты биотехнологий

Выполнение кейса на анализ информации об этических аспектах развития биотехнологий (по группам), представление результатов решения кейсов


Раздел 6. Биоэкологические исследования

Представление результатов выполнения учебно-исследовательских проектов (выступление с презентацией)

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 6.1.

Основные методы биоэкологических исследований

Выполнение лабораторных работ на выбор в минигруппах:

  1. Влияние температуры на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток

  2. Влияние углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток

  3. Сочетанное влияние температуры и углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07

Тема 6.2

Биоэкологический эксперимент

Выполнение учебно-исследовательского проекта на выбор:

  1. Оценка качества атмосферного воздуха

  2. Оценка качества почв методом фитотестирования

  3. Оценка качества вод поверхностных водоемов по органолептическим и физико-химическим свойствам

  4. Влияние ПАВ на рост и развитие семян высших растений

  5. Влияние солевого загрязнения на рост и развитие семян высших растений

ОК 01

ОК 02

ОК 04

ОК 07


Выполнение экзаменационных заданий



4.2. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом дополнительных требований:



- проведение контроля и оценка результатов освоения учебного предмета для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья;

- присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателем);

- пользование необходимыми обучающимся техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей;

-обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Дополнительные требования в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

- задания для выполнения зачитываются ассистентом;

- письменные задания надиктовываются ассистенту;

б) для слабовидящих:

- обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

-для выполнения задания при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство (лупа);

- задания для выполнения оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

-обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратура индивидуального пользования;

- по их желанию контроль результатов освоения учебной дисциплины может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию контроль результатов освоения учебной дисциплины (промежуточная аттестация), может проводиться в устной форме.

Обучающиеся или родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся не позднее чем за 3 месяца до начала проведения контроля результатов освоения учебной дисциплины (промежуточная аттестация) подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка рабочей программы по биологии для СПО

Автор: Шаехова Гузалия Миннегаязовна

Дата: 10.10.2024

Номер свидетельства: 657417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства