kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по биологии "Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа" (6 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный архив содержит конспект, флипчарт по биологии на тему ""Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа", составленные для учащихся 6 класса, согласно типовой учебной программе по предмету "Биология" (приложение 37 к приказу Министерства образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года № 115). Данный материал можно использовать при подготовке учащихся к ЕНТ, ЕГЭ и ВОУДу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа. 6 класс.»

Поурочный план Дата Класс ____6 -ые____

Урок 16 биологии

Учитель Волкова Т.В.

Тема урока Лист как боковой орган побега. Внешнее и внутреннее строение листа (флипчарт, страница 1).

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями внешнего и внутреннего строения, функциями и значением листа.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятия о строении листа, познакомить с простыми и сложными листьями, типом жилкования, расположением листьев на стебле, развить и углубить понятие о двудольных и однодольных растениях;

Развивающие: продолжить формирование умений анализировать и обобщать изученный материал, наблюдать, устанавливать черты сходства и сравнивать, систематизировать полученные знания и формулировать самостоятельно выводы, пользоваться дополнительной литературой, развивать навыки самостоятельной работы, работать в коллективе, оценивать работу товарищей;

Воспитательные: развивать интерес к изучению биологии.

Метод: объяснительно-иллюстративный (работа с раздаточным материалом: печатным и гербарные экземпляры), поисковый (эвристический), проблемный (проблемное изложение изучаемого материала).

Оборудование: гербарий простых и сложных листьев с различными листовыми пластинками и типами жилкования, комнатные растения, таблица «Простые и сложные листья», «Листорасположение», флипчарт, видеофильмы «Внутреннее строение листа», «Микроскопическое строение листа», «Простые и сложные листья», «Жилкование листа», «Форма листовых пластинок», тренажер «Упражнение листорасположение»

ХОД УРОКА

Не вырастут листья на дереве – от самого дерева пользы не будет.

Поговорка

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

Проверка готовности учащихся к уроку.


Р

Коллект




II.

Актуализация знании

Мы изучили органы цветковых растений – семя, корень, почка. Убедились как велико их значение в природе, и какую важную роль они играют в жизни человека.

Работа с тетрадью по биологии Ж.Курмангалиевой по заданиям:

1 вариант: страница 20 задания №1.и.4.

2 вариант: страница 20 задания № 2 и 3.

Р
МК

Индивид

+

+


III.

Введение в тему


Отгадав загадку, мы с вами узнаем тему нашего урока:

Первый на ветке, глянь, зеленеет,

Осенью жёлтый цвет он имеет,

В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь,

Эту загадку на нём ты прочтёшь.

Третий же крышу собой покрывает,

Крыша такая уж течи не знает.

А вот четвёртый в Венгрии жил

И пианистом известным он был.

Ребята, как вы думаете какая тема нашего сегодняшнего урока? (Внешнее и внутреннее строение листа».

Лист в переводе с греческого означает пластинка. И действительно листья похожи на тонкие пластинки. Долгое время люди не признавали пользу листа. Хотя польза корня как органа питания, цветка и семени, как органов размножения известно, с незапамятных времен, лист продолжал пользоваться славой пышного, но бесполезного органа. А между тем, лист, как и корень, необходим для питания и размножения растения. Сегодня наш урок мы посвятим листу. Запишите тему урока.

Р

ПП

Коллект




IV.

Изучение

н/ма:


А). Рубрика «А знаете ли Вы, что ...» (флипчарт, страницы 2- 3).


Б). Внешнее строение листа.

Работа в группах.

Используя материал параграфа 16 на странице 53учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответ на задание, обсудите его в группе, запишите в тетрадь и выступите перед классом (флипчарт, страница 4).

1 группа:

Лист – боковой орган растений (флипчарт, страница 5).

  1. К каким органам растения относится лист?

  2. От какого органа отрастают листья у растений?

2 группа:

Внешнее строение листа (флипчарт, страница 6).

Заполните схему «Внешнее строение листа»:

Внешнее строение листа






Листья различаются по форме и краю листовой пластинки. (просмотр видео «Форма листовых пластинок») с обсуждением) (флипчарт, страница 7).


3 группа:

Черешковые и сидячие листья (флипчарт, страница 8).

4 группа:

Типы листорасположения на стебле (флипчарт, страница 9).


В). Жилкование листа (флипчарт, страница 10).

Жилкование листа – расположение проводящих пучков в листовой пластинке.

Используя материал параграфа 16 на странице 54 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответы на вопросы, обсудите в группах, запишите в тетрадь и выступите перед классом:

  1. Что такое жилки?

  2. Главная функция жилок?

  3. Почему жилки называют «проводящими пучками»?

  4. Что называется жилкованием?

  5. Назовите виды жилкования и охарактеризуйте их?

(Просмотр видео «Жилкование листьев»).

Г). Простые и сложные листья (флипчарт, страницы 11- 12).

Определите, какой лист перед вами: простой или сложный?

Используя материал параграфа 16 на странице 53 учебника под редакцией Р.Алимкуловой, найдите ответ на вопрос, обсудите его в парах, запишите в тетрадь: как отличить простые и сложные листья друг от друга? (просмотр видео «Простые и сложные листья»).

Различают листья простые и сложные.

Простые листья - на одном черешке одна листовая пластина (дуб, береза, вишня).

Сложные листья – на одном черешке несколько листовых пластин (клевер, конопля, горох, шиповник). Каждую пластинку сложного листа называют листочком.

Сложные листья бывают:

  • тройчатосложные – на одном черешке расположены три листочка (клевер, земляника, клубника, кислицы);

  • пальчатосложные – листочки (их больше трех) лучеобразно расходятся от верхушки общего черешка, подобно пальцам от ладони (конский каштан, люпин, конопля);

  • перистосложные- листочки расположены в два ряда по длине черешка.

Они делятся на парноперистые - число листочков располагается попарно с обеих сторон черешка (горох, желтая акация, чина) и непарноперистые – помимо парных листочков есть еще один на верхушке черешка (рябина, ясень, шиповник, грецкий орех).

Таким образом: лист – боковой орган растения и имеет сложное строение.

Д). Лабораторная работа № 10.

Внешнее строение листа”

Цель работы: изучить внешнее строение простых и сложных листьев

Оборудование: гербарные экземпляры листьев растений

Ход работы:

  1. Рассмотрите выданные вам листья. Найдите части листа.

  2. Найдите среди них простые и сложные листья.

  3. Определите форму листовой пластинки, способ прикрепления к стеблю, тип

жилкования.

  1. Заполните таблицу

Название растения

Строение

Форма

листовой

пластин.

Способ прикрепле-ния

Тип жилкования






5. Сделайте вывод о сходстве и различии строения простых и сложных листьев.


Е). Физминутка для глаз (флипчарт, страница 13).

Ж). Внутреннее строение листа (просмотр видео «Микроскопическое строение листа», «Внутреннее строение листа». «Работа устьиц») (флипчарт, страница 14).

На поперечном срезе хорошо заметны клетки кожицы (или эпидермы). Клетки прозрачные легко пропускают свет, но задерживают только пыль, микробы и испарение воды. Среди клеток эпидермы есть щель – устьице, где происходит газообмен. Через открытые створки устьиц испаряется вода и растение охлаждается. Внутри листа находится – мякоть. Из-за большого количества хлоропластов мякоть листа имеет зеленый цвет. В мякоти листа различают два вида клеток. Столбчатые клетки плотно прилегают друг к другу, а губчатые – рыхлые, с большим количеством межклеточного пространства заполненного воздухом. В губчатой ткани происходит фотосинтез. На срезе листа помимо мякоти видны жилки, в которых находится проводящие и механические ткани. Проводящие ткани представлены древесиной (ксилемой) и лубом (флоэмой). Механическая ткань придает эластичность и упругость листу.


З). Лабораторная работа № 11.

Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев.

Цель работы: изучить особенности внутреннего строения листа.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты.

Ход работы:

1. Найдите на микропрепарате бесцветные клетки покровной ткани, рассмотрите их. Опишите, какую форму они имеют? Каково их строение? Какую роль они играют в жизни листа?

2. Найдите устьица. Зарисуйте форму замыкающих клеток. Отметьте, чем отличаются замыкающие клетки от клеток покровной ткани. Найдите между замыкающими клетками устьичную щель.

3. Рассмотрите клетки мякоти листа. Опишите их. Какую функцию выполняют клетки столбчатой и губчатой ткани?

4. Сделайте рисунок, на рисунке подпишите: клетки кожицы, устьица, столбчатые клетки, губчатые клетки.

5. Вывод: почему клетки листа выполняют различную функцию?


И). Функции листа: испарение воды, газообмен, фотосинтез, накопление и выделение вредных веществ (флипчарт, страница 15).

Отгадайте головоломку-пословицу .

Задание: найдите начало головоломки и по ходу часовой стрелки, пропуская одинаковое количество слогов, прочитайте её. Объясните её смысл.

(ответ: Где нет листьев, там нет и фруктов).

Жизнь на Земле невозможна без зеленых растений, т.к. это единственные живые организмы, образующие органические вещества из неорганических.

О какой функции листа идет речь? (органические вещества образуются при фотосинтезе).

Функции листа:

  • Фотосинтез (образование органических веществ)

  • Газообмен (между внешней средой и организмом)

  • Испарение воды (отдача воды в парообразном состоянии во внешнюю среду)


К). Жилкование и отношение к тому или иному классу (флипчарт, страница 16).

Растения – исключения:


Л). Видоизменения листа (флипчарт, страница 17).

После просмотра флеш- ролика «Видоизменения листа», составьте видоизменения листа в виде кластера.

НО


Р
ИП

НО

ЧП






















Р

ИП

НО









ПП





















Р
ИП


















Р
НО
ИП












Р

НО

ИП















Р

ПП














Р

ИП
























Р

НО

Коллект


Работа

в группах
























Работа

в группах










Работа

в парах




















Работа в группах


















Коллект














Работа

в группах
















Работа

в парах














Коллект

























Индивид



+

























+











+





















+



















+














+

















+















+

























+

+


+

























+











+





















+



















+














+

















+















+

























+


V. Закрепление

А). Устно:

  1. Какой лист называют простым, какой – сложным?

  2. Из каких частей состоит простой лист?

  3. Какой тип жилкования у листа герани?

  4. Какую функцию выполняют жилки листа?

  5. Какие ткани входят в состав листа?

  6. В каких тканях происходит фотосинтез?

  7. Как устроены устьица и какую они выполняют функцию?

  8. Какой пигмент придает листьям зеленую окраску и, какова его роль?

Б). Выберите номера листьев (флипчарт, страница 18).

I вариант: простых

II вариант: сложных.

В). Какое растение из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд вместо знака вопроса? (флипчарт, страница 19).


Г). Развитие умений применять полученные новые знания.

Работа в парах:

Дайте характеристику листьев по следующему плану.

1. Название листа.

2. Простой или сложный лист.

3. Жилкование листа.

4. Листорасположение.

5. Двудольное или однодольное растение.

Р









Р

НО


Р

НО


Р


Фронтал









Индивид



Коллект



Работа в парах

+









+



+



+

+









+



+



+


VI.

Подведение итогов

Учащиеся, обсудив в группах в виде кластера, самостоятельно записывают выводы урока.

Анализ активности работы учащихся, полноты ответов учащихся, проведение индивидуальной работы, комментария оценок.

Р

Работа

в группах

+

+


VII.

Д/З:

(флипчарт, страница 20). Выучить параграф в учебнике 16.

Рассмотреть зеленые растения, определить тип листа и жилкование.

Р

Индивид




VIII.

Рефлексия

(флипчарт, страница 21).

Р

Индивид




Литература и Интернет – источники:

  • Р.Алимкулова. Учебник для 6 класса общеобразовательных школ. Алматы/ 2015.

  • Ж. Курмангалиева. Биология. Лабораторные работы. 6 класс. Алматы. 2015.

  • Ж. Курмангалиева. Биология. Строение и жизнедеятельность растений. 6 класс. Алматы. 2015.

  • Г.П.Игошин. Уроки биологии в 6 классе. Ярославль. 2002.

  • В.Рохлов. Занимательная ботаника. Москва, 1998

  • yandex.kz/imagesрисунки черешковые и сидячие листья

  • yandex.kz/imagesрисунки внешнее строение листа

  • yandex.kz/imagesрисунки внутреннее строение листа

  • yandex.kz/imagesрисунки жилкование листа

  • yandex.kz/imagesрисунки простые и сложные листьев

  • ppt4web.ruБиология…-vneshnee-i-vnutrennee…

  • prezentacii.org…po-biologii…i…stroenie…

  • infourok.ruvneshnee_i_vnutrennee_stroenie_lista

  • festival.1september.ruarticles/607639/





Приложение № 1:

1 группа:

Лист – боковой вегетативный орган высших растений, растущий от стебля, имеющий двустороннюю симметрию и зону роста при основании. Размеры листьев чаще бывают от 3 до 10см.

2 группа:

Лист состоит из листовой пластины и черешка. Часто мы ошибочно называем листом только листовую пластину.

Листовая пластинка – расширенная часть листа, выполняющая функции фотосинтеза, газообмена, транспирации и вегетативного размножения (у некоторых видов растений).

Черешок – суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовую пластинку со стеблем. Функции черешка: ориентирует лист по отношению к свету, является местом расположения вставочной образовательной ткани, за счет которой растет лист.

Основание листа (листовая подушка)часть листа, соединяющая его со стеблем. Здесь находится образовательная ткань, дающая рост листовой пластинке и черешку. Основание листа иногда принимает форму короткого трубчатого влагалища (гречиха, ревень, укроп), длинного влагалища (рожь, ячмень), прилистников (роза, горох).

Прилистники – парные листовидные образования в основании листа. Они могут опадать при развертывании листа (яблоня, липа) или сохраняться (роза, горох). Функция: защищают боковые пазушные почки и вставочную образовательную ткань листа (меристему).

3 группа:

Форма листовой пластины бывает округлой, овальной, игольчатой, ланцетной.

С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю. Такие листья называют черешковыми. Листья без черешков называют сидячими. Нижний конец черешка переходит в основание, которое непосредственно связано со стеблем. На основании листа нередко образуются прилистники – имеющие вид пленок, чешуек, маленьких листочков, располагающиеся парами. На листовой пластинке хорошо заметны жилки – по ним проходят питательные вещества. (Рис. 1)

4 группа:

Листорасположение – порядок расположения листьев на стебле.

Типы листорасположения

  • очередное - к каждому узлу прикрепляется один лист (яблоня, огурец);

  • супротивное – в каждом узле находится по два листа напротив друг друга (сирень, гвоздика);

  • мутовчатое – в узле стебля развивается несколько листьев (вороний глаз, лилия, хвощ, барбарис, олеандр).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242880


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства