"Растения лечат" Программа факультатива Биология 6класс
"Растения лечат" Программа факультатива Биология 6класс
Данный факультатив является авторской программой, разработанной для обучающихся 6 класса, живущих на селе. Программа предусматривает практикум, на котором дети самостоятельно заготавливают лекарственные травы, произрастающие в той местности, где они живут.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Растения лечат" Программа факультатива Биология 6класс»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Относовская средняя общеобразовательная школа
Вяземского района Смоленской области
РАССМОТРЕНО
на заседании методического совета
Протокол № 1 от 28.08.2015г
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета школы
протокол №1 от 31.08.2015г.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
МБОУ Относовской СОШ
от 31.08.2015 г. № 110/01-12
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
основного общего образования
факультативного курса
«Растения лечат»
6 класс
на 2015-2016 учебный год
учитель Сюрина Галина Анатольевна
Пояснительная записка
На протяжении тысячелетий между средой обитания и внутренней средой каждого существа установилась животворная и непрерывная связь Как необходимо нам солнце, воздух и вода, так не менее важна нам связь с растениями. Они служат нам пищей, лекарством, одеждой, обувью.
Лекарственные растения – неотъемлимая часть истории человечества. Но современный человек становится все дальше от природы, все меньше питается и лечится растениями, сам себя в итоге обкрадывая.
Растения многочисленны и разнообразны и роль каждого из них уникальна. Любое из них полезно в своем роде. Лишь узнав растение «в лицо», изучив его свойства и достоинства, можно по настоящему оценить и полюбить его, предотвратив тем самым бездумные и часто пагубные действия по его уничтожению.
Поэтому необходимо уже с детства воспитывать у ученика экологическую культуру, учить безошибочно определять практически важные растения – пищевые, лекарственные, сорные, ядовитые, редкие, исчезающие.
Предполагаемые занятия по факультативу «Растения лечат» призваны в какой-то мере заполнить этот пробел. Тем более, что сокращены часы биологии в 6 классе, на которых можно было более подробно изучать разнообразие растений, в том числе и нашей местности.
Факультатив будет способствовать изучению растений, обладающих лекарственными свойствами, произрастающих в нашей местности в дикой природе или выращиваемых как культурные растения в садах и огородах.
В факультатив введен экологический практикум, являющийся его логическим завершением. Его направление и содержание определяется природным окружением школы, деревни, возможностями учителя.
Объекты изучения – луг, река, поле, овраг, лес.
Проведение практикума не требует сложного оборудования, приборов и реактивов. Он проходит в апреле – мае, на природе. Перед каждым занятием и выходом в природу проводится инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в природе.
Цели:
Расширить знания учащихся о своем здоровье, о его сохранении путем использования в рационе питания полезных продуктов природы и лекарственных растений;
Углубить знания об экологии лекарственных растений, о способах их заготовки, сушки и хранении;
Воспитывать любовь интерес к природе, к условиям произрастания растений и бережному отношению к ним.
Задачи:
Пропагандировать здоровый образ жизни;
Учить простейшим и доступным приемам сбережения своего здоровья за счет применения лекарственных растений.
Место курса в учебном плане
На факультативный курс отведено 34 учебных часа, 1 час в неделю, 34 учебные недели. Занятия проводятся в определенный день, согласно расписания, после учебных занятий, с 15ч.30 мин до 16ч.15 мин. Практические занятия проводятся в это же время или в кабинете, или на природе.
Результаты освоения курса
К концу обучения учащиеся должны освоить знания о наиболее распространенных лекарственных растениях, произрастающих в нашей местности как в дикой природе, так и в культурных сообществах огородов и садов. Они также должны научиться правильному сбору, сушке и хранению лекарственного сырья. Каждый ученик обязан получить знания по правильному применению лекарственных трав, приготовлению из них сухого продукта, настойки или экстракта. Каждый ученик должен задуматься о том, что лекарственные растения необходимо охранять, что они являются исчерпаемым ресурсом на земле. Каждый должен вносить посильный вклад в их охрану, сбор и передачу в аптеки города для приготовления из них лекарственных препаратов.
В ходе практических занятий, ученики должны наглядно изучить и запомнить внешний вид лекарственных трав, уметь найти их в поле, на огороде, в лесу.
Содержание курса
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Общая характеристика лекарственных растений – 5 часов.
История применения лекарственных растений – 1 час. начинается курс с рассмотрения общей характеристики лекарственных растений. В этом разделе изучается история применен ия человечеством лекарственных растений с глубокой древности до наших дней. Растительный мир подарил человеку огромное богатство – лекарственные растения, которые всегда были источником жизни, здоровья и пищи. Многие из них прошли многовековую проверку и составляют бесценный фонд современной фитотерапии.
Значение и использование лекарственных растений в современной медицине – 1 час. На этом занятии учащиеся узнают о том, как человек научился создавать биологически активные вещества, которые помогли побороть многие ранее неизлечимые болезни. Но многие из химических препаратов вызывают аллергию, их прием может вызывать непредсказуемые реакции в человеческом организме. Учащимся предоставиться возможность узнать свойства многих лекарственных растений, которые могут заменить химические препараты.
Ресурсы лекарственных растений и их рациональная эксплуатация – 1 час. Воспроизводство лекарственных растений. Разведение целебных растений в садах и на огородах. Красная книга Смоленской области. Важнейшие районы заготовок в нашей области. Причины снижения запасов некоторых видов лексырья.
Технология заготовок – 1 час. В этой теме рассматриваются вопросы по технологии заготовок и охране лекарственных растений. Растения, собранные в оптимальные сроки и правильно высушенные, оказывают наилучшие действия при лечении.
Охрана лекарственных растений – 1 час. Воспроизводство лекарственных растений. Разведение целебных растений в садах и на огородах. Красная книга Смоленской области.
Биологические особенности и специфика возделывания отдельных групп лекарственных растений – 19 часов
Целебные сорняки – 10 час.
а/ мята, пустырник, чабрец, душица – 1 час. Общая характеристика растений, описание, распространение, правила заготовки сырья. Показания к применению, противопоказания, пищевая и терапевтическая ценность.
б/ шиповник, рябина, боярышник, черемуха – 1 час. Общая характеристика растений, описание, распространение, правила заготовки сырья. Показания к применению, витаминные сборы, лечебные свойства, терапия, кулинарные рецепты
в/ земляника, малина, кровохлебка, лапчатка – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
г/ ромашка, бессмертник, череда, лопух – 1 час. Общая характеристика растений, описание, распространение, правила заготовки, показания к применению. Противопоказания.
д/ тысячелистник, одуванчик, полынь, мать – и – мачеха – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
е/ валериана, синюха, зверобой, пижма – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
ж/ брусника, клюква, черника, багульник – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
з/ дуб, береза, ольха, липа – 1 час. Особенности сбора лекарственного сырья с древесных пород, правила сушки и хранения. Роль лекарственного сырья в профилактике простудных и других заболеваний.
и/ крапива, спорыш. Подорожник, пастушья сумка – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
к/ ядовитые лекарственные растения: чистотел, ландыш, белена, чемерица – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
Лечимся овощами – 6 часов.
а/ ревень, салат, шпинат, щавель – 1 час Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
б/ баклажаны, капуста, огурец, перец – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
в/ томат, тыква. Кабачок, патиссоны – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
г/ горох, фасоль, кукуруза, соя – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
д/ брюква, картофель, морковь, редис – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
е/ редька, репа, свекла, чеснок, лук – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
Вкусные лекарства – ягоды – 3 часа.
а/ арония, смородина, облепиха, крыжовник – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
б/ вишня, груша, слива, яблоня – 1 час. Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
в/ арбуз, виноград, алыча – 1 час Общая характеристика растений, описание, заготовка и хранение сырья. Лечебные свойства, показания к применению.
ПРАКТИКУМ
Тема 1 Значение лекарственных растений – 1 час
Задание 1. Прослушать беседу о значении лекарственных растений в жизни человека
Задание 2. Во время экскурсии на медпункт выяснить: какие лекарственные препараты изготавливают из растительного сырья, каковы потребности в нем населения
Тема 2. Многообразие лекарственных растений – 1 час.
Задание 1. Обследование различных типов растительных сообществ для определения степени участия в них тех или иных видов лекарственных растений
Задание 2. Сбор встречающихся видов лекарственных растений для гербария
Тема 3. Легенды и предания о лекарственных растениях – 1 час.
Задание 1. Прослушать рассказ учителя о месте лекарственных растений в легендах, преданиях, поэзии
Задание 2. Составить альбом открыток, рисунков, фотографий о лекарственных растениях
Тема 4. Лекарственные растения в природе – 1 час.
Задание 1. Изучить лекарственные растения луга.
Задание 2. Собрать лекарственные растения луга для гербария.
Тема 5. Оценка состояния запасов лекарственного сырья – 1 час.
Задание 1. Составить список лекарственных растений нашей местности
Задание 2. Сделать презентацию о более важном на ваш взгляд лекарственном растении нашей местности
Тема 6. Правила сбора лекарственных растений – 1 час.
Задание 1. Изучить правила сбора лекарственных растений в природе.
Задание 2. Выяснить у медработника какие лекарственные травы нужны в аптеки города Вязьмы.
Тема 7. Лекарственные растения, возделываемые человеком – 1 час.
Задание 1. Сделать список лекарственных растений, растущих на ваших огородах
Задание 2. Подготовить альбом рисунков лекарственных растений, растущих на огородах
Тема 8. Опытническая работа с лекарственными растениями – 1 час.
Задание 1. Изучить влияние абиотических факторов среды на произрастание лекарственных растений.
Задание 2. Выяснить влияние густоты посадки на урожайность травянистых лекарственных растений.
Тема 9. Пропаганда лекарственных растений среди населения – 1 час.
Задание 1. Выступить с беседой о лекарственных растениях в школе
Задание 2. Оформить альбом «Лекарственные растения нашей местности»
Тема 10. Подведение итогов работы практикума – 1 час
Проведение утренника «В мире лекарственных растений»
Дискуссия с обсуждением вопросов о способах решения экологических проблем по лекарственным растениям.
Тематическое планирование
№п/п
Название темы
Количество часов
1.
Общая характеристика лекарственных растений
5
2.
Биологические особенности и специфика возделывания отдельных групп лекарственных растений
19
3.
Практикум
10
Учебно – методическое обеспечение
Бундин Е.Н. Природные сокровища М.,Медицинская литература 1962
Евдокимов Ф.А. Растения лечат. Кормят, защищают. М., «Возрождение» 1999
Гозин А.П. Лекарственные растения Смоленской области М.. Московский рабочий 1999