Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»
ПЛАН
работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
на 2016-2017уч.г
Учитель Горгосова Л.Н.
Цель:добиться улучшения успеваемости и качества знаний обучающихся.
Задачи:
1. Изучение особенностей слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
2.Создание условий для успешного усвоения обучающимися учебных программ.
3.Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
4..Формирование ответственного отношения обучающихся к учебному труду
Основополагающие направления и виды деятельности:
1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися во внеурочное время.
3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися, нацеленная на повышение успеваемости.
Причины нежелания современных детей учиться.
1. Не может учащийся понять объяснения учителя из-за пропуска учебных занятий по болезни, отставания от класса, лени.
2. Школьнику не нравится по какой-либо причине данный учитель и его манера, методы, формы преподавания.
3. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.
4. Громадность и сложность материала подлежащего усвоению и запоминанию.
5. Отрицательное отношение к школе и учителям в некоторых семьях.
Задача учителя:
- обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности;
- вызвать и усилить у школьника собственные мотивы учебно-познавательной деятельности.
Принципы построения программы
1.Приоритет индивидуальности.
2. Необходимость учить учиться.
Принципы реализации
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
ЧТО Я СОБЛЮДАЮ, ПРИ РАБОТЕ СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих cyть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику
С целью преодоления пробелов в знаниях, умениях и навыках включаю следующие виды деятельности:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устранению типичных ошибок).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрения, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль за учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий. Активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.)
МЕРЫ ГРУППОВОГО ПОДХОДА И ВИДЫ ПОМОЩИ В УЧЕНИИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ УРОКА
1. В процессе контроля за подготовленностью учащихся. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
2. При изложении нового материала. Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
3. При организации и в ходе самостоятельной работы на уроке. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение числа их.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, корточек с направляющим планом действий.
Разбивка заданий на дозы.
Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема или способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное действие, правило.
Ссылка на правило и свойство, которые необходимы для решения задач, упражнения. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих, более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправление.
План работы
Мероприятия
Срок
1.Проведение контрольных срезов знаний обучающихся 7,9 классов по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения с целью выявления в знаниях учеников пробелов.
Сентябрь
2. Установление причин отставания слабоуспевающих обучающихся через беседы с классным руководителем, встречи с родителями, в ходе беседы с самим ребенком.
Сентябрь
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
В течение учебного года.
4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане-конспекте урока
В течение учебного года.
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.
6.Подготовить «Карточки помощи», «Памятки для обучающихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания.
В течение учебного года.
7. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях.
В течение учебного года.
8.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года.
9.Поставить в известность классного руководителя, родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
В течение учебного года.
10 Вести обязательный тематический учет знаний обучающихся по биологии и химии.
В течение учебного года.
11. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих обучающихся
В течение учебного года.
12. Вовлекать слабоуспевающих обучающихся в организацию и проведение внеклассных мероприятий по предмету
В течение года
14. Индивидуальные беседы с родителями. Ознакомление родителей с индивидуальными учебными маршрутами обучающихся
В течение года
Ожидаемый результат
Освоение слабоуспевающими обучающимися базового уровня программы по химии и биологии.
Пробуждение любознательности, интереса к учению.
Формирование учебной мотивации.
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. учителя Горгосова Л.Н.
Фамилия ученика Никульников Александр Класс7 Предмет биология
Планируемые мероприятия
Тематика занятий.
Дата
Сроки
1-4 четверть
Индивидуальные дополнительные занятия.
По темам : Простейшие,Иглокожие Моллюски,Насекомые
Сентябрь-ноябрь
Дифференцированные задания.
Работа по тестам и карточкам по темам: Черви, Насекомые
Сентябрь-ноябрь
Дифференцированный контроль знаний.
Паукообразные, рыбы
Сентябрь-ноябрь
Работа с тетрадью.
Проверка оформления работ
В течение года
Создание ситуации успеха на уроке
В течение года
Индивидуальный план работы со слабоуспевающими учащимися
Ф.И.О. учителя Горгосова Л.Н.
Фамилия ученика Бобровский Александр Класс 9
Предмет биология
Планируемые мероприятия
Тематика занятий.
Дата
Сроки
1-4 четверть
Индивидуальные дополнительные занятия.
Сентябрь-ноябрь
По темам :Состав клетки,Нуклеиновые кислоты,Строение клетки
Сентябрь-ноябрь
Дифференцированные задания.
Работа по тестам и карточкам по темам: Нуклеиновые кислоты, Строение клетки
Сентябрь-ноябрь
Дифференцированный контроль знаний. фотосинтез,обмен веществ