Рабочая программа создана на основе примерной программы Трайтак. структура программы состоит из пояснительной записки, учебно- тематического планирования, календарно - тематического планирования, содержания курса, требований к подготовке учащихся, учебно-метадического обеспечения, материально-технического обеспечения. Программа расчитана на 2 часа в неделю, 70 часов в год
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 9 класс Трайтак»
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новожизненская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей _______________
________________________
протокол № _____
от «____» ________ 2015г.
Принята педагогическим советом школы
протокол №____
от «____» _________ 2015г.
« Утверждаю»
Директор школы
_______________________
приказ №____
от «____» __________ 2015г.
Рабочая программа
по биологии для 9 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2015-2016 учебный год
Составитель: учитель биологии
Грибкова Наталья Борисовна
Новая Жизнь
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов 2
Количество часов в год 68
Уровень рабочей программы базовый
Классификация рабочей программы типовая
Цели и задачи рабочей программы:
усвоение учащимися основных положений биологической науки о строении, жизнедеятельности организмов изучаемых царств живой природы и человека; об их индивидуальном и историческом развитии; о системе органического мира; структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под влиянием деятельности человека;
обеспечить понимание научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, роли и места человека в биосфере, его активной роли как социального существа;
добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы сельскохозяйственного производства, лесной, рыбной промышленности, биотехнологии, природоохранной деятельности, современных отраслей производств, в которых используются биологические системы;
формировать умения по выращиванию растений, уходу за животными, охране природы;
обеспечить экологическое образование и воспитание, формирование ответственного отношения к природе и готовности к активным действиям по её охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира;
осуществлять гигиеническое и половое воспитание учащихся в органической связи с их нравственным воспитанием;
формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний, необходимого условия успешного решения задач развития логического мышления школьников, их воспитания.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
-закона 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
-приказа Министерства образования Российской Федерации от05.03.2004№1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
-приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
-приказа департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013г. №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 №760»;
-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации№189 от29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте Росси 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
-Программы введенияпредпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области №547 от 18.08. 2004.
-Устава школы.
-Образовательной программы школы.
Данная рабочая программа разработана на основепримерной программы основного общего образования по биологии, составленной на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования; программы базового уровня «Биология, 5-11 классы (авт. Сост. А.Е. Андреева.)
Место предмета в учебном плане
Структура программы соответствует структуре учебника «Биология 9 класс» Т.М. Ефимовой.В базисном учебном плане на предмет биология выделено 2 час в неделю, 68 часов в год.
Формы организации образовательного процесса: традиционные уроки, проверочная работа, тестовая работа, лабораторная работа, практическая работа, творческая работа, практикум по решению задач, экскурсия, дидактическая игра, разнообразные нестандартные формы уроков (урок-путешествие, интегрированный урок и т.д.).
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Учебно-методический комплект для обучающихся:учебник Т.М. Ефимова
« Биология» 9 класс», Москва 2013 г. Издательство «Мнемозина »
Учебно – тематический план
№
Наименование темы
Количество часов
Формы контроля, сроки
всего
В т.ч. на формы обучения
и контроля
экскурсия
Лабораторные работы
Практи- ческие работы
Контро-льная работа
Введение
1
1
Химический состав живого
7
1
Урок обобщения и систематизации знаний
2
Строение и функции клетки – элементарной живой системы
12
2
Урок обобщения и систематизации знаний
3
Организм – целостная система
8
1
Урок обобщения и систематизации знаний
4
Основные закономерности наследственности и изменчивости
7
1
Урок обобщения и систематизации знаний
5
Генетика и практическая деятельность человека
5
Урок обобщения и систематизации знаний
6
Популяции
3
7
Биологические сообщества
4
8
Экосистемы
6
1
Урок обобщения и систематизации знаний
9
Эволюционное учение
8
2
10
Возникновение и историческое развитие жизни на Земле
2
11
Происхождение и эволюция человека
4
Урок обобщения и систематизации знаний
Прощай, биология?
1
Всего
68
1
7
7
Содержание тем учебного курса
Введение (1 час).
Биология как наука. Методы исследования в биологии. Современная биология. Углеводы, белки, жиры и нуклеиновые кислоты – основные компоненты живого. Организмы в разных средах жизни. Клеточное разнообразие. Системное разнообразие живого.
Тема 1. Химический состав живого (7ч)
Химические элементы, составляющие живые системы. Общность химического состава клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки. Белки. Ферменты. ДНК. РНК. Нуклеотиды.
Тема №2 Строение и функции клетки – элементарной живой системы. (12 час).
История цитологии. Клеточная теория. Мир клеток живой природы. Мембрана клетки. Ядро. Цитоплазма. Типы клеток. Мембранные органоиды. Немембранные органоиды. Понятие об обмене веществ. Анаболизм. Катаболизм. Энергия клетки. Понятие о биосинтезе. Этапы синтеза белка Понятие о фотосинтезе. Световая стадия фотосинтеза. Темновая стадия фотосинтеза. Условия протекания и значение фотосинтеза. Понятие о клеточном дыхании. Стадии клеточного дыхания. Гликолиз. Митоз, мейоз.
Тема №3 Организм – целостная система (8 ч)
Вирусы – неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные. Типы размножения.
Тема №4 Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 час).
Предыстория генетики. Начало генетических исследований. Наследственность. Ген. Изменчивость. Генотип. Фенотип. Методы в исследованиях Г.Менделя. Первый закон Менделя. Второй закон Менделя. Скрещивание по двум признакам. Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.Сцепленные гены. Кроссинговер. Понятие о гене. Типы влияния генов. Условия проявления признаков.
Тема №5 Генетика и практическая деятельность человека (5 час).
Из истории селекции. Селекция как наука. Общие методы селекции. Особенности культурных растений. Методы селекции растений. Достижения селекционеров нашей страны. Исследования Н.И.Вавилова. Учение о центрах происхождения культурных растений. Цели селекции животных. Методы селекции животных.
Тема № 6. Популяции (3ч)
Взаимосвязь организмов в популяции. Демографическая характеристика популяции. Показатели динамики численности популяции. Регуляция численности популяции. Популяция как биосистема.
Тема № 7 Биологические сообщества (4ч)
Понятие о биотических связях. Пищевые связи. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция. Мутуализм и симбиоз. Комменсализм. Значение биотических связей. Биоценоз. Экологические ниши. Роль видов в биогеоценозе.
Появление идей об эволюции. Теория эволюции Ж-Б. Ламарка. Исследования Ч.Дарвина. Роль естественного отбора в эволюции. Значение работ Ч.Дарвина. Популяция как элементарная единица эволюции. Элементарные явления, материал и факторы эволюции. Понятие о виде. Критерии вида.
Тема №10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле. (2час)
Гипотезы происхождения жизни. Идея абиогенеза. Идея биогенеза. Биохимическая гипотеза А.И.Опарина. Условия возникновения жизни на Земле.
Тема № 11. Происхождение и эволюция человека (4час)
Человек – выходец из животного мира. Древние обезьяны – дриопитеки. Современные человекообразные обезьяны. Австралопитеки. Стадии антропогенеза. Архантропы. Палеоантропы. Ранние неоантропы. Кроманьонцы. Современные люди. Появление человека – выдающееся событие в развитии живой природы. Расы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии ученик должензнать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория;
хромосомная теория наследственности; теория антропогенеза);
теория эволюции; Н. Н. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
В.И. Вернадского (о биосфере);
сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана;
закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);
правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды);
принципов репликации, транскрипции и трансляции;
гипотез (чистых гамет, сущности происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно - научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение) генов, хромосом, женских и мужских гамет, вирусов;
одноклеточных и многоклеточных организмов;
структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации;
обмена веществ и превращения энергии в клетке;
фотосинтеза и хемосинтеза;
митоза и мейоза;
развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных;
размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза);
взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования;
влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции;
формирование приспособленности к среде обитания;
круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах в биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаления гибридизации, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
признаки биологических объектов: живых организмов;
генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций;
экосистем и агроэкосистем;
биосферы;
растений, животных и грибов своего региона;
уметь объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез и формирования современной естественно - научной картины мира и научного мировоззрения;
единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов окружающей среды;
эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас;
возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию;
экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных;
отличительные признаки живого (у отдельных организмов);
абиотические и биотические компоненты экосистем;
взаимосвязи организмов в экосистеме;
источники мутагенов в окружающей среде;
антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп);
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды;
биологического разнообразия в сохранении биосферы;
необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды;
причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;
роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
уметь:
наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе;
рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Учебно – методическое обеспечение
1. Учебник Т.М. Ефимова « Биология» 9 класс», Москва 2013 г. Издательство «Мнемозина »
2. Н.Ф. Бодрова Рабочая тетрадь по биологии, 2012 3. Биология. 5- 11 классы: программы. – М.: , 2008. «Мнемозина » 4 . Н.Ф. Бодрова Изучение курса « Основы общей биологии». Воронеж 2003 г. ВОИПКиПРО.
Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
1. Книгопечатная продукция
Стандарты образования по биологии основного общего и среднего полного образования
Примерные программы основного общего и среднего полного образования
УМК 9 класс
Литература для домашнего чтения (энциклопедии, атласы, справочная литература, др. пособия)
2. Печатные пособия
Таблицы
Контрольно-измерительные материалы.
3. Звуковые пособия
DVD диски
4.Технические средства обучения
Компьютер
Multimedia Projector
Диски с фрагментами уроков и внеклассных мероприятий.
5.Учебно-практическое оборудование
Классная доска
Экран
Шкаф 5-ти секционный для хранения таблиц, пособий, муляжей, влажных препаратов и др.
Стол для ТСО
6. Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.