kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по линии Ракурс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Всего: 35 часов. 

       Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

      Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

      Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по линии Ракурс»

I.Пояснительная записка

1.1.Назначение программы

Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Федерального государственного образовательного стандарта, протокол №1/15 от 8.04.2015 г.

3. Примерной программы основного общего образования по биологии.

4. С учетом авторской программы основного общего образования по биологии 5-9 классы, линия «Ракурс» авторы составители С.Н.Новикова , Н.И. Романова, «Русское слово», М., 2013 .

5. Уставом МОБУ «СОШ № 9».

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

1.2Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

• многообразие и эволюция органического мира;

• биологическая природа и социальная сущность человека;

• уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье»,

«Общие биологические закономерности».

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов.

1.3Место предмета в учебном плане

Структуризация представленной программы осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю. Всего: 35 часов.

Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.


1.4Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения

В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеет системой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;

  • аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;

  • аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • объяснять эволюцию вида Человек разумный на примерах сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;

  • выявлять примеры и пояснять проявление наследственных заболеваний у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты (клетки, ткани органы, системы органов) или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;

  • анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;

  • описывать и использовать приемы оказания первой помощи;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять необходимость применения тех или иных приемов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;

  • находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет-ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять ее в виде устных сообщений и докладов;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

  • создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;

  • аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;

  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль биологических объектов в природе и жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

  • объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;

  • объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;

  • находить в учебной, научно-популярной литературе, Интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;

  • анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

  • находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью других людей (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

1.5.Система оценивания.

ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный на основании изученной теории

-материал изложен в определенной логической последовательности

-ответ самостоятельный

Отметка «4»:

-ответ полный и правильный на основании изученной теории

- материал изложен в определенной логической последовательности, при

этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя

Отметка «3»:

-ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ

неполный, несвязный, по наводящим вопросам учителя

Отметка «2»:

- при ответе обнаружено непонимание учеником основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые ученик не может исправить при наводящих вопросах учителя

Отметка «1»:

-отказ от ответа

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

(развернутый ответ на вопрос)

Отметка «5»:

- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка

Отметка «4»:

- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок

Отметка «3»:

- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные

Отметка «2»:

- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок

II.Содержание учебного предмета

2.1.Дидактические единицы.

Биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

Освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.

Изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.

Живые организмы.

Биология – наука о живых организмах.

Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. Бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий.

Клеточное строение организмов.

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. История изучения клетки. Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов.

Многообразие организмов.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Организм. Классификация организмов. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточныеорганизмы. Основные царства живой природы.

Среды жизни.

Среда обитания. Факторы среды обитания. Места обитания. Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде. Растительный и животный мир родного края.

Царство Растения.

Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми растениями. Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.

Многообразие растений.

Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие споровые растения (мхи, папоротники, хвощи, плауны), отличительные особенности и многообразие. Отдел Голосеменные, отличительные особенности и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные и Двудольные. Многообразие цветковых растений. Меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями.

Царство Бактерии. Бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Царство Грибы.

Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни человека. Грибы-паразиты. Съедобные и ядовитые грибы. Первая помощь при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека.

Царство Животные.

Общее знакомство с животными.. Организм животного как биосистема. Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека.

Раздел: Человек и здоровье.

Размножение и развитие.

Половая система: строение и функции-половые клетки. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание.

Здоровье человека и его охрана.

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно-приспособительные реакции организма. Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

Человек и окружающая среда. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии.Социальная и природная среда, адаптации к ним.Краткая характеристика основных форм труда. Рациональная организация труда и отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Общие биологические закономерности.

Биология как наука.

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент. Биологические науки.

Клетка.

Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро, органоиды. Многообразие клеток. Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.

Организм.

Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Рост и развитие организмов. Размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Приспособленность организмов к условиям среды.

Экосистемы.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Современные экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

2.2.Тематическое планирование


Название раздела

Количество часов

1

Введение

2

2

Мир биологии

19

3

Организм и среда обитания.

14


Итого:

35



2.3.Календарный учебный график.

1 четверть – 01.09.15-31.10.15

2 четверть - 09.11.15-29.12.15

3 четверть – 11.01.16-19.03.16

4 четверть - 30.03.15-31.05.16




2.4 Календарно- тематическое планирование

п/п

Дата

Кол-во часов

Названия разделов

и тем уроков


Дидактические единицы

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Повторение

предметные

метапредметные

личностные


план

факт


Введение (2 ч)

Реализуемое по стандарту

Реализуемое содержание по примерной программе





1



1

Науки о природе

Биология как наука.

Какие науки относятся к естественным, Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология

Называть науки, занимающиеся изучением природы. Описывать объекты изучения естественных наук. Демонстрировать знания основных правил работы в кабинете биологии. Объяснять необходимость соблюдения правил во время занятий в кабинете биологии.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы.

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о необходимости приобретения знаний в области биологии.

Астрономия, небесные тела, живые организмы

2



1

Методы изучения природы

Методы изучения живых организмов

методы используются учеными для изучения природы.

(наблюдение, эксперимент, измерение).


Характеризовать методы изучения природы. Объяснять целесообразность применения того или иного метода при изучении объектов, процессов и явлений природы. Демонстрировать знания элементарных методов исследования живой природы.

Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться у учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.

Познавательный интерес к естественным наукам. Осознание значимости биологических открытий и современных исследований для развития науки.

Измерительные приборы: линейка, весы, секундомер, часы, термометр





Глава 1. Мир биологии (19ч)





3



1

Что изучает биология.

Входная диагностика.

Биология как наука.

История развития биологии как науки

Характеризовать значение биологии для развития науки. Описывать многообразие биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они занимаются

Познавательные УУД: умения структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться у учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать иформацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Познавательный интерес к естественным наукам. Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии

Науки о природе

4



1

Из истории биологии

Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей.

История развития биологии как науки; современная система живой природы

.


Описывать историю развития биологии как науки в разные исторические эпохи. Устанавливать соответствия между учеными и их открытиями в области биологии. Оценивать вклад ученых-биологов в развитее науки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умения работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание роли исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе.

Ученые, изучавшие природу

5



1

Экскурсия в мир клеток

Правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами. Соблюдение правил поведения в окружающей среде. бережное отношение к природе. Охрана биологических объектов.

Клетка–основа строения и жизнедеятельности организмов. Строение и жизнедеятельность клетки. Клеточные и неклеточные формы жизни. История изучения клетки. Методы изучения клетки.

клеточное строение

организмов; особенности строения


Различать на рисунках и таблицах основные части клеток (ядро, оболочку, цитоплазму) Объяснять значение частей клеток. Характеризовать клетки как единицы строения живых организмов .Соблюдать правила техники безопасности при работе с микроскопом.

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделить в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы одноклассников .Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценка и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.




Строение клетки, разнообразие клеток, микроскоп

6



1

Как классифицируют организмы

Классификация организмов. Организм. Принципы классификации. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств

Называть основные систематические единицы в классификации живых организмов. Характеризовать принципы современной классификации организмов. Классифицировать живые организмы.

Познавательные УУД: умение давать определение понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение задание учителю. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание научного значения классификации живых организмов. Осознание необходимости систематизации объектов для удобства их изучения.

Ученый Карл Линней

7



1

Живые царства. Бактерии.

Бактериальная клетка. Свойства живых организмов, их проявление. бактерии, их строение и жизнедеятельность. Роль бактерий в природе, жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Пастера Л.

особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств;

Выделять существенные особенностями строения и функционирования бактериальных клеток. Характеризовать значение бактерий в природе и в жизни человека. Описывать правила, позволяющиеся избежать заражение болезнетворными бактериями, и объяснять необходимость их соблюдения.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Познавательный интерес естественным наукам. Представление о положительной и отрицательно роли бактерий в природе и жизни человека и понимании необходимости защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий.

Микробы

8



1

Живые царства. Грибы.

Грибная клетка, Свойства живых организмов и их проявления.



особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств;

Выделять существенные особенности представителей царства Грибы. Различать ядовитые и съедобные шляпочные грибы.

Характеризовать значение грибов в природе и жизни человека. Характеризовать правила оказания первой помощи при отравление ядовитыми грибами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимания важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.


Познавательный интерес естественным наукам, Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами.

Представители царства грибы, Съедобные и несъедобные грибы

9



1

Живые царства. Растения

Растительная клетка. Свойства живых организмов и их проявление.



особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств;

Выделять существенные особенности представителей царства Растения. Различать на рисунках и натуральных объектах органы цветковых растений и характеризовать их функции. Называть основные систематические единицы царства Растения. Характеризовать значение растений в природе и жизни человека.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Познавательный интерес к естественным наукам. Осознание важности растений в природе и жизни человека

Классификация растений, представители царства Растения

10



1

Живые царства. Животные

Животная клетка. Свойства живых организмов и их проявления.



особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств;

Выделять существенные особенности представителей царства Животные. Различать простейших и многоклеточных животных. Называть основные систематические единицы царства Животные. Характеризовать значение животных в природе и жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о значении животных в природе, осознание их хозяйственного и эстетического значения для человека

Классификация животных, представители царства Животные

11



1

Жизнь начинается

Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие.

значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.


Описывать особенности строения половых клеток. Объяснять причины различия женских и мужских половых клеток. Характеризовать этапы развития зародышей позвоночных животных. Выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных

Познавательные УУД: умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Личностные УУД: значение основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету.

Осознание необходимости ведения здорового образа жизни.

Зародыш, половые клетки

12



1

Жизнь продолжается

Половое созревание. Роды. Рост и развитие ребенка.

значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.


Характеризовать основные способы размножения живых организмов.

Объяснить различие полового и бесполого размножения организмов.

Приводить примеры организмов, размножающихся половым и бесполым путем

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследовательской деятельности

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Представление о размножении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

Размножение, способы размножения растений и животных

13



1

Почему дети похожи на родителей

Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Роль генетических знаний в планировании семьи. Забота о репродуктивном здоровье.

значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.


Объяснять роль наследственности в сохранении признаков вида.

Характеризовать ген как единицу наследственности.

Описывать местоположение гена в клетке

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание роли генов в хранении и передаче наследственной информации от родителей к потомству.

Размножение, половые клетки

14



1

Нужны все на свете

Основные царства живой природы.

особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств

Классифицировать живые организмы в зависимости от роли, которую они играют в природе.

Приводить примеры организмов являющихся производителями, потребителями и разрушителями. Характеризовать участие организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение соблюдать: дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Познавательный интерес к естественным наукам.

Осознание взаимозависимости всех компонентов природы

Многообразие и роль в природе и для человека животных , растений, бактерий и грибов.

15



1

Как животные общаются между собой

Среда обитания

организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители;

Объяснять значение общения между живыми организмами. Характеризовать различные способы общения между животными.

Приводить примеры животных, использующих язык запахов, движений, звуков.

Различать позы и звуки угрозы домашних животных.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД: умение видеть прекрасное в природе.

Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Представление о животных как сложно организованных существах, обладающих способностью к общению.

Поведение животных, многообразие животных

16



1

Биология и практика

Приспособления организмов к жизни в наземно-воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде

значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья

Называть различные породы животных и сорта культурных растений, различат их на рисунках и фотографиях.

Различать лекарственные растения.

Описывать биологические способы сохранения урожая.

Объяснять роль биологии в практической деятельности человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека.

Многообразие растений и животных, наследственность, лекарственные растения

17



1

Биологи защищают природу

Растительный и животный мир родного края. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья

Описывать влияние деятельности человека на природу. Приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы. Различать заповедники, заказники и национальные парки. Приводить примеры охраняемых территорий России. Формулировать основные правила поведения в природе

. Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД: умение планировать сворю работу при выполнении задания учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.

Познавательный интерес к естественным наукам.

Представление о негативном влияние человека на природу и понимание необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в природе

Охрана природы, многообразие организмов, отрицательное воздействие человека на природу

18



1

Биология и здоровье

Факторы, нарушающие здоровье (гиподинамия, курение, употребление алкоголя, несбалансированное питание, стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.


значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья

Приводить доказательства зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Демонстрировать знания элементарных правил оказания правил первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих

Познавательный интерес к естественным наукам. Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях.

Вредные привычки, ЗОЖ, первая помощь

19



1

Живые организмы и наша безопасность

Здоровье человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов.

значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья

Различать на рисунках и фотографиях ядовитые грибы и растения. Называть опасных животных. Формулировать правила безопасного поведения в природе. Демонстрировать приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к естественным наукам.

Представление о существовании живых организмов, опасных для здоровья и жизни человека.

Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи пострадавшим при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных

Многообразие организмов.

20



1

Мир биологии. Обобщение знаний

Научные методы изучения, применяемые в биологии: наблюдение, описание, эксперимент.

Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно-научной картины мира.

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение

организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.


Выделять существенные признаки представителей различных царств живой природы .Характеризовать роль живых организмов в круговороте веществ. Демонстрировать приемы оказания первой помощи пострадавшим . Объяснить необходимость ведения здорового образа жизни и заботы о природе . Оценивать значение биологических знаний в хозяйственной деятельности человека .Выполнять тесты разного уровня сложности

Познавательные УУД умение работать с текстом , выделять в нем главное, структурировать учебный материал ,давать определения понятиям, классифицировать объекты ,готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам .Регулятивные УУД умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете .

Коммуникативные УУД умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах ,обсуждать вопросы со сверстниками.




Познавательный интерес к естественным наукам .Осознание необходимости повторения для закрепления знаний .Понимание необходимости приобретения знаний в области биологии.

Что изучает биология, науки биологии, ученые-биологи, классификация организмов, царства живой природы, размножение организмов, наследственность, круговорот веществ в природе, способы общения животных, практическое значение биологии, охрана живой природы.

21




Контрольная работа по теме: «Мир биологии».









Глава 2. Организм и среда обитания (14 часов)






22



1

Водные обитатели

Приспособления организмов к жизни в водной среде.

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств; кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: водная среда

Называть компоненты природы. Описывать многообразие обитателей водной среды. Характеризовать приспособление организмов к обитанию в водной среде. Различать на рисунках и фотографиях водных обитателей. Сравнивать глубоководных обитателей с планктонными организмами и обитателями толщи воды .

Познавательные УУД:

Умение работать с различными источниками информации и преобразовать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно –следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знание на практике . Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников . Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете . Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников , аргументировать свою точку зрения .



Познавательный интерес к естественным наукам . Понимание необходимости соответствия приспособлений организмов к условиям среды , в которой они обитают.

Мир биологии

23



1

Между небом и замлей

Приспособления организмов к жизни в воздушной среде.

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств;

Основные понятия: среда обитания: наземно-воздушная

Характеризовать условия жизни в наземно-воздушной среде обитания .Характеризовать приспособления организмов к обитанию в наземно-воздушной среде . Различать на рисунках и таблицах обитателей наземно-воздушной среды и объяснять причины их многообразия

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Познавательный интерес к естественным наукам . Понимание необходимости соответствия приспособлений организмов к условиям среды , в которой они обитают.

Жизнь в водоёмах

24



1

Кто в почве живет

Приспособления организмов к жизни в почвенной среде.

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств; Основные понятия: среда обитания: почвенная

Характеризовать условия жизни в почвенной среде обитания. Характеризовать приспособления организмов к обитанию в почвенной среде. Различать на рисунках и таблицах обитателей почвенной среды и объяснять причины их многообразия

Познавательные УУД :умение выделять главное в тексте , структурировать учебный материал , грамотно формулировать вопросы . Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников . Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение , представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп .

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание необходимости соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают.

Почвенные обитатели

25



1

Кто живёт в чужих телах.

Приспособления организмов к жизни в организменной среде

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств; Основные понятия: среда обитания организменная

Характеризовать условия жизни в организменной среде обитания. Характеризовать приспособления организмов к обитанию в организменной среде. Объяснять причины примитивности паразитов и отличать их от симбионтов. Формулировать основные правила, позволяющие избежать заражения паразитами.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранение здоровья. Регулятивные УУД: умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы по классу. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

Познавательный интерес к естественным наукам. Понимание необходимости соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позволяющих избежать заражения паразитическими червями.

паразитизм

26



1

Экологические факторы

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.

какие факторы называются экологическими.

Основные понятия: среда обитания:, факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.



Классифицировать экологические факторы . Объяснять значимость каждого абиотического фактора для живых организмов . Приводить примеры приспособлений живых организмов к действии. абиотических факторов. Определять по внешнему виду организма , в каких условиях он обитает .

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации , выделять главное в тексте, структурировать учебный материал , грамотно формулировать вопросы . Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике

Познавательный интерес к естественным наукам . Осознание влияние факторов среды на живые организмы

Взаимоотношения организмов друг с другом

27



1

Экологические факторы: биотические и антропогенные

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы.

какие факторы называются экологическими.

Основные понятия: среда обитания:, факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.



Характеризовать различные формы взаимоотношений между живыми организмами в природе. Приводить примеры форм взаимоотношений организмов. Различать отрицательные и положительные результаты влияния деятельности человека на природу. Формулировать правила поведения в природе. Оценивать современные мероприятия по охране природы

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о существовании разнообразных взаимоотношений между живыми организмами в природе. Понимание причин возникновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил поведения в природе.

Экологические факторы

28



1

Природные сообщества

Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты.

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств; Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.



Различать естественные и искусственные сообщества. Объяснять значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ. Приводить примеры организмов производителе, потребителей и разрушителей органического вещества. Составлять элементарные пищевые цепи.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пищевых связей для осуществления круговорота веществ.

Экологические факторы

29



1

Жизнь в Мировом океане

Приспособления организмов к жизни в водной среде

кем населены воды Мирового океана.


Характеризовать роль Мирового океана в формировании климата на планете. Различать на рисунках и таблицах организмы, обитающие в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне, и объяснять причины их различий.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Познавательный интерес к естественным наукам. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений океана к разным условиям в его пределах.

Природные сообщества

30



1

Жизнь в Мировом океане

Приспособления организмов к жизни в водной среде

кем населены воды Мирового океана.


Характеризовать роль Мирового океана в формировании климата на планете. Различать на рисунках и таблицах организмы, обитающие в верхних слоях воды, в ее толще и живущие на дне, и объяснять причины их различий.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками.

Познавательный интерес к естественным наукам. Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рациональности приспособлений океана к разным условиям в его пределах.

Природные сообщества

31



1

Путешествие по материкам.

Места обитания.

какие растения и животные обитают на материках нашей планеты

Называть и показывать на карте полушарий материки планеты. Характеризовать основные природные особенности материков. Описывать растительный и животный мир каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

Жизнь в мировом океане

32



1

Путешествие по материкам.

Места обитания.

какие растения и животные обитают на материках нашей планеты

Называть и показывать на карте полушарий материки планеты. Характеризовать основные природные особенности материков. Описывать растительный и животный мир каждого материка.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Познавательный интерес к естественным наукам. Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.

Жизнь в мировом океане

33



1

Организм и среда обитания. Обобщение знаний.

Экология, экологические факторы, их влияние на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема, ее основные компоненты. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Взаимодействие популяций разных видов в экосистеме.

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных

царств; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ

Характеризовать среды обитания. Различать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Описывать приспособления разных организмов к обитанию в различных средах. Выделять группы экологических факторов. Оценивать степень и характер влияния экологических факторов на живые организмы. Различать естественные и искусственные сообщества. Характеризовать роль Мирового океана на планете. Находить и показывать на карте полушарий материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Работать с тестами различного уровня сложности.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками.

Познавательный интерес к естественным наукам. Осознание необходимости повторения для закрепления знаний. Понимание необходимости приобретения знаний в области биологии.

Подготовка к к.р.

34



1

Повторительно-обобщающий урок за курс 5 класса







35



1

Итоговый тест за курс 5 кл.







III.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

IV.Материально – техническое обеспечение.

4.1. Используемый учебно- методический материал.

  1. Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс

  2. Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах 6-11 класс

  3. Марина А.В." Методические рекомендации к учебнику Введенского Э.Л., Плешакова А.А. "Биология. Введение в биологию". 5 класс, "Русское слово", 2012

  4. Новикова С.Н., Романова Н.И. Рабочая тетрадь "Биология. Введение в биологию" , 2013 г.

Информация о наличии оборудования учебного кабинета

1. Печатные пособия


Общее знакомство с цветковыми растениями



Растение и окружающая среда



Растение – живой организм



Растения. Грибы. Бактерии



Рельефные таблицы по биологии. Зоология



Химия клетки



Вещества растений. Клеточное строение растений


2. Экранно - звуковые пособия


Комплект дисков для кабинета биологии


3. ТСО


Мультимедео проектор



Экран


4. Учебно - практическое и учебно - лабораторное оборудование


Весы учебные



Лупа ручная



Микроскоп биологический световой



Штативы



Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ


5. Модели

5.1. Модели объемные


Модели цветка


5.2. Таблицы


Деление клетки



Строение и разнообразие простейших


5.4. Муляжи


Плодовые тела шляпочных грибов



Набор муляжей. Овощи


Набор муляжей. Фрукты


6. Натуральные объекты

6.1. Гербарии:


Гербарии иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп:


"Деревья и кустарники


"Кормовые растения


"Основные группы растений


"Растительные сообщества


"Сельскохозяйственные растения России


"Сорные растения


"Культурные растения




    1. Используемый оценочный материал.

Входная диагностика.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

В строительстве используются... Обведи нужную букву.

а)  торф, железная руда, самоцветы;         

б)  песок, глина, гранит; 

в)  мрамор, каменный уголь, малахит;

г) гранит, известняк, никель.


2. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Хищниками пресных водоемов являются... Обведи нужную букву.

а) жуки-плавунцы, щуки, клопы-водомерки;            

б) караси, мотыли, раки;

в) циклопы, прудовики, головастики;

г) караси, щуки, головастики.


3.Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Выберите верную цепь питания. Обведи нужную букву.

а)  зерна - полевка — скворец;

б) листья картофеля — колорадский жук — жужелица;

в) яблоки - тли — златоглазки;

г) полевка -шмель - сова.


4.Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

На лугах часто можно встретить кучки рыхлой почвы. Чья это работы? Обведи нужную букву.

а) червей;

б) пчёл;

в) кротов;

г) мышей.


5.Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Плодородие почвы зависит от количества... Обведи нужную букву.

а) песка; 

б) перегноя;    

в) глины;     

г) солей. 

 

6.Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Какое свойство железной руды является главным? Обведи нужную букву.

а) блеск;

б) прозрачность;

в) плавкость

г) хрупкость.


7.Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Характерными почвами нашего края являются... Обведи нужную букву.

а) черноземы;

б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы;  

г) серые лесные почвы .


 8. Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Выбери верное утверждение :

а)Солнце- самая близкая к Земле звезда;
б)Солнце – источник света и тепла;
в) Солнце – спутник Земли;

г) Солнце - спутник Луны.

9.Задание повышенного уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

«Легкими нашей планеты» называют ... Обведи нужную букву.

а) хвойные леса;  

б) тропические леса;      

в) широколиственные леса

г) смешанные леса.

1.1.3. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы.

1. Задание базового уровня

Задание: Отметьте правильный ответ.

Что могут делать живые существа?

а) дышат, приносят потомство, питаются, умирают;

б) летают, питаются, плавают;

в) приносят потомство, играют, умирают;

г) растут, умирают, бегают.


2. Задание базового уровня.

Задание: Отметьте правильный ответ.

Что относится к живой природе?

а) растения, грибы, животные, человек;

б) волк, человек, сосулька, одуванчик;

в) бабочка, заяц, ель, солнце;

г) роса, камень, река, ветер.


3. Задание базового уровня.

Задание : Отметьте правильный ответ.

Что относится к неживой природе?

а) солнце, звезды, воздух, вода, камни;

б) Уран, Венера, Марс, Азов;

в) вода, море, растения, океан;

г) звезды, воздух, вода, сова.


4. Задание базового уровня.

Задание: Отметьте правильный ответ.

Что такое вещество?

а)это то, из чего состоят тела;

б)это разные вещи в доме;

в)это листопад, снегопад, гололёд;

г)это сахар, соль, крахмал.

5. Задание базового уровня.

Задание: Отметьте правильный ответ.

Что относится к явлениям природы ?

а) таяние льда, цветение яблони;

б)лёд, скворец, яблоня;

в)прилет птиц, листопад;

г)месяц, год.



Контрольная работа 1 «Мир биологии»

1 вариант.

Уровень А. Выберите один ответ из четырех предложенных

1. Эукариоты – это организмы

а) состоящие из одной клетки б) имеющие ядро

в) не имеющие ядра г) доклеточные организмы

2. Организмы, создающие органические вещества из неорганических

а) сапрофиты б) эукариоты в) паразиты г) автотрофы

3. Организмы, состоящие из одной клетки и на имеющие оформленного ядра

а) водоросли б) мхи в) бактерии г) папоротники

4. Выберите признаки растений

а) не имеют хлоропластов б) запасают гликоген

в) растут в течение жизни г) гетеротрофы

5. Гриб снабжает дерево:

а) кислородом б) водой и минеральными солями

в) органическими веществами г) крахмалом

6. К плесневым грибам относится:

а) мукор б) лисичка в) головня г) дрожжи

7. Слоевище лишайника состоит из:

а) бактерий и водорослей б) гриба и дерева

в) гриба и водоросли г) гриба и бактерии

8. Отличительный признак  голосеменных от  спороносящих:

а) размножаются спорами  б) размножаются семенами

в) сухой плод  г) семена защищены плодом.

9. Выберите из ряда растений представителя мхов

а) хвощ б) плаун в) сфагнум г) кладония

10. В чем состоит сходство мхов и папоротников

а) в размножении семенами б) в размножении спорами

в) хорошо развиты ткани г) развиты корень, стебель, листья


Уровень Б Допишите предложения.

Вирусы обитают__________, т.к. защищены__________ Они проявляют признаки живого, попав в_________. Сами вирусы не имеют___________. Вирус в переводе с латинского____, они способствуют развитию___________.


2вариант.

Уровень А. Выберите один ответ из четырех предложенных

1. Прокариоты – это организмы

а) доклеточные б) в клетках которых нет ядра

в) ядерные г) многоклеточные

2. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами

а) сапрофиты б) эукариоты в) паразиты г) автотрофы

3. Бактерии размножаются:

а) почкованием б) делением клетки в) спорами г) посредством половых клеток

4. Для получения лекарства разводят гриб:

а) головню б) дрожжи в) мухомор г) пеницилл

5 Выберите признаки животных

а) растут всю жизнь б) имеют хлорофилл в) гетеротрофы г) не имеют ядра

6 Грибы в отличие от растений:

а) размножаются б) питаются минеральными солями

в) цветут г) питаются готовыми органическими веществами

7. Водоросли это низшие растения т.к не имеют

а) корня   б)стебля   в)листьев, корня, стебля    г)листьев

8. Выберите из ряда растений представителя мхов

а) хвощ б) плаун в) сфагнум г) кладония

9. Для папоротников характерно

а) цветение и образование семян б) обитание в водоемах

в) живые и мертвые клетки г) наличие ризоидов у заростка

10. Голосеменные растения в отличие от папоротников

а) живут на суше б) имеют корень и побег

в) размножаются семенами г) образуют плод с семенами


Уровень Б Допишите предложения.

Лишайники – это _______ организмы. Они состоят из гриба и __________ . Зеленая ___________ образует _________ вещества, используемые __________, который снабжает __________ водой и растворенными в ней __________ солями. Лишайники размножаются в основном частями ___________.



Итоговый тест в 5 классе

Задания уровня А

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Биология-это наука

  1. О звёздах

  2. О веществах

  3. О живой природе

  4. О земле, её форме и строении


А2. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

  1. Н.Коперник 3) Р.Гук

  2. К.Птолемей 4) А.Левенгук


А3. Клеточное строение имеют:

  1. Все природные тела

  2. Только растения

  3. Только животные

  4. Все живые существа


А4. Изучение объекта с помощью линейки и весов получило название

  1. Разглядывание

  2. Измерение

  3. Наблюдение

  4. Экспериментирование


А5. Ч.Дарвин

  1. Открыл кровообращение

  2. Создал учение о строении Вселенной

  3. Объяснил происхождение видов растений и животных

  4. Начал изучать наследственность


А6. Учение о биосфере создал

  1. К.Линней

  2. В.Вернадский

  3. Ч.Дарвин

  4. Ж.А.Фабр


А 7. Какие из этих организмов относятся к царству растений?

  1. Жук

  2. Гриб – боровик

  3. Дуб

  4. Окунь

А 8. Какие организмы самостоятельно создают питательные вещества из неорганических?

  1. Животные

  2. Растения

  3. Бактерии

  4. Грибы

А 9. К обитателям почвы относится:

  1. Заяц

  2. Белка

  3. Крот

  4. Лиса


А 10. К естественным природным сообществам относится:

  1. Парк

  2. Луг

  3. Поле

  4. Сад


Задания уровня В


В 1. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают.

ОРГАНИЗМЫ НАУКИ

А) берёза 1) ботаника

Б) зяблик 2) зоология

В) яблоня

Г) бабочка

Д) корова

Е) дуб


А

Б

В

Г

Д

Е












В 2. Установите соответствие между организмом и средой обитания.

ОРГАНИЗМЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ

А) Карась 1) Водная

Б) Белка 2) Почвенная

В) Дождевой червь 3) Наземно- воздушная

Г) Эвглена зеленая

Д) Ласточка

Е) Береза



А

Б

В

Г

Д

Е













4.2.1.Формы промежуточной аттестации

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины. Выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины. Выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

тема

форма

сроки

Входная диагностика.

Тест с разноуровневыми заданиями


Контрольная работа «Мир биологии»

Тест


Итоговый тест за 5 класс

Тест и задания на соответствие






















.

.









11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС по линии Ракурс

Автор: Скопинцева Юлия Владимировна

Дата: 28.03.2016

Номер свидетельства: 311244


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства