МБОУ «Болугурская СОШ»с углубленным изучением отдельных предметов
Рабочая тетрадь исследователей
Опорный пункт: Озеро
Фамилия имя учащихся
_____________________
_____________________
_____________________
2016
Практическая работа. Изучение действия закона Архимеда в воде.
Цель____________________________________________________________________________________________________________
Оборудование: воздушные шарики, нитка, калькулятор.
Ход работы:
Надуйте шарик до любого размера.
Попытайтесь утопить шарики.
Найдите радиус шарика: обхватите шарик ниткой и разделите полученную длину нити на 2п (длина окружности L = 2пR)
Найдите силу Архимеда по формуле: Fа = ρж gV.
Плотность жидкости (кг/м3) | Радиус шарика (м) | Объем шарика (м3) | Архимедова сила (Н) |
| | | |
| | | |
| | | |
Сделайте вывод_____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение беспозвоночных озера
Оборудование: фотоаппарат, сачок для ловли водных б/п, емкости, пинцеты, морилка, булавки, этикетки, карандаш.
Цель:_________________________________________________________________________________________________________
Ход работы:
Объяснение правил сбора водных беспозвоночных.
Сбор водных беспозвоночных.
Определение собранных водных беспозвоночных.
Место сбора | Видовой состав | Количество | Индикаторные виды |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Сделайте выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Анализ природной воды
Оборудование: плоскодонный стеклянный цилиндр, коническая колба, линейка.
Опыт 1. Определение прозрачности воды
Цель работы: __________________________________________
________________________________________________________
Ход работы:
Возьмите прозрачный плоскодонный стеклянный цилиндр диаметром 2-2.5 см,
высотой 30-35 см. (или мерный цилиндр на 250 мл без пластмассовой подставки).
Установите цилиндр на печатный текст и вливайте исследуемую воду, следя за тем, чтобы можно было читать через воду текст.
Отметьте, на какой высоте вы будете видеть шрифт.
Измерьте высоты столбов воды линейкой.
Данные занесите в таблицу:
Проба воды | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Высота столбов воды | | | | | |
Опыт 2. Определение интенсивности запаха воды.
Цель работы:___________________________________________
________________________________________________________
Ход работы
В коническую колбу с пробиркой (желательно стеклянной) налейте исследуемую воду до 2/3 объема и сильно встряхните в закрытом состоянии.
Затем откройте колбу и отметьте характер и интенсивность запаха.
Дайте оценку интенсивности запаха воды в баллах, пользуясь таблицей 1:
Определение интенсивности запаха
Таблица 1
Характеристика запаха | Интенсивность запаха |
Отсутствие ощутимого запаха | 0 |
Очень слабый запах – не замечается потребителями, но обнаруживается специалистами | 1 |
Слабый запах – обнаруживается потребителями, если обратить на это внимание | 2 |
Запах легко обнаруживается | 3 |
Отчетливый запах – неприятный и может быть причиной отказа от питья | 4 |
Очень сильный запах – делает воду непригодной для питья | 5 |
Сделайте вывод: _________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа: Определение площади поверхности озера.
Цель работы:__________________________________________
______________________________________________________
Оборудование: рулетка, карандаш, блокнот, колышки.
Ход работы:
Вычисление площади поверхности озера.
Провести прямые линии по периметру прямоугольника описанного вокруг озера.
Нанести на рисунок контур озера и прямоугольника.
С помощью квадратной палетки определить площадь поверхности озера.
-
Заполните таблицу, вычислите площадь поверхности озера
Количество полных квадратов (a) | Количество неполных квадратов b | Площадь одного квадрата (Sкв) | Sрисунка=a+b/2 | Площадь озера S=Sрисунка*Sкв |
| | | | |
Сделайте вывод______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение расстояния между двумя точками
Цель работы: ___________________________________________
______________________________________________________
Оборудование: палки 3 шт., рабочая тетрадь, фотоаппарат.
Ход работы:
выбирают такую точку С, из которой можно пройти и к точке А, и к точке В и из которой видны обе эти точки.;
на прямой АС отмечают точку Е так, что АЕ = СЕ;
на прямой ВС отмечают точку F так, что ВF = СF;
соединяют точки Е и F;
Сделайте вывод ____________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа. Определение глубины озера.
Цель работы: __________________________________________
Оборудование: тетрадь, палка длиной 2,5 м, колышки, рулетка, шпагат, калькулятор, фотоаппарат.
Ход работы:
1. Подготовить лодку.
2. С помощью шеста или шпагата с грузом опустить до дна.
3. Измерить длину шпагата или шеста.
4. Измерить глубину озера в нескольких местах.
5. Найти среднюю глубину озера.
Сделайте вывод: _______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________