Рабочая тетрадь по биологии для студентов среднего профессионального образования
Рабочая тетрадь по биологии для студентов среднего профессионального образования
Рабочая тетрадь представляет собойучебное пособие, предназначенное в качестве дополнительного материала студентам для лучшего усвоения изученных тем по дисциплине «Биология». В состав учебного пособия включены практические задания, лабораторные работы, задания для проведения экскурсий, запланированных по учебному плану специальностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая тетрадь по биологии для студентов среднего профессионального образования»
Рабочая тетрадь. Биология
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ , НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГБ ПОУ КК «Крымский технический колледж»
Рабочая тетрадь
Биология
для студентов
среднего профессионального образования
2020г
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Биология рассмотрена на заседании цикловой комиссии математических и естественнонаучных дисциплин и рекомендована к утверждению.
Протокол № ____ «___» «_____» 2020 г.
Председатель цикловой комиссии
___________А.А.Хаврова
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора ГБПОУ КК
«Крымский технический колледж» по учебной работе
«____» «_______» 2020 г.
_____________ И.В. Арутюнова
Автор: Татьяна Сергеевна Гладченко, преподаватель ГБПОУ КК «Крымский технический колледж»
Содержание
Предисловие
4
Введение
5
Тема 1. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества
7
Практическая работа №1
15
Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма
16
Практическая работа №2
21
Тема 3. Основы генетики и селекции
22
Практическая работа №3
25
Практическая работа №4
31
Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение
32
Практическая работа №5
32
Практическая работа №6
38
Тема 5. Происхождение человека
39
Практическая работа №7
39
Тема 6. Основы экологии
40
Практическая работа №8
42
Практическая работа №9
46
Литература
48
Предисловие
Рабочая тетрадь представляет собойучебное пособие, предназначенное в качестве дополнительного материала студентам для лучшего усвоения изученных тем по дисциплине «Биология». В состав учебного пособия включены практические задания, лабораторные работы, задания для проведения экскурсий, запланированных по учебному плану специальностей.
Учебное пособие рекомендуется для выполнения самостоятельной работы студентов и контроля знаний. Оно содержит вопросы и практические задания, в том числе с использованием таблиц, схем, рисунков, что поможет студентам лучше усвоить содержание учебного материала, систематизировать и закрепить полученные знания.
Перед выполнением заданий необходимо изучение лекционного материала. Для этого следует прочитатьсоответствующий параграф по теме учебника, затем выполнить задания, предложенные к этому параграфу в рабочей тетради. При условии выполнения заданий студенты могут самостоятельно оценить степень усвоения ими учебного материала. При затруднении в выполнении какого-либо задания следует вернуться к лекционному материалу или тексту учебника, чтобы с их помощью выполнить это задание.
В рабочую тетрадь включены все разделы и темы, предусмотренные рабочей программой учебной дисциплины «Биология». Рабочая тетрадь предусматривает выполнение студентами различных заданий, которые составлены в соответствии с каждой темой рабочей программы.
Данное учебное пособие возможно использовать не только в самостоятельной работе студентов дома, но и на учебных занятиях при проведении контроля их знаний.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Биология» предназначена для студентов первого курса, изучающих данную дисциплину в средних профессиональных учебных заведениях, реализующих программы полного (общего) среднего образования.
Введение
Задание 1
Раскройте значение терминов:
Биология -
Цитология -
Генетика -
Селекция -
Теория эволюции -
Экология -
Задание 2
Сформулируйте понятия:
Основная задача биологии -
Цель биологии -
Объектбиологии–
Предмет биологии–
Основные методы исследования -
Задание 3
Определите значение биологии как науки:
Задание 4
Наука не может существовать самостоятельно, она обязательно имеет связи с другими науками. Определите от развития каких наук зависело формирование биологии. Заполните схему 1 «Связь биологии с другими науками»:
Б иология
Схема 1 Связь биологии с другими науками
Тема 1. Учение о клетке
Задание 5
Раскройте значение терминов:
Клетка -
Дифференцировка клеток –
Ткань –
Орган -
Организм -
Задание 6
Запишите основные положения клеточной теории:
Задание 7
Перечислите уровни организации живой материи от меньшего к большему:
Рис. 1 «Уровни организации живой материи»
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества
Задание 8
Раскройте значение терминов:
Неорганические вещества клетки -
Ионы -
Диполь воды -
Органические вещества клетки -
Углеводы -
Жиры -
Белки -
Нуклеиновые кислоты -
Биополимер -
Мономер -
Задание 9
Заполните таблицу 1 «Биологически важные химические элементы клетки».
Таблица 1 Биологически важные химические элементы клетки
Символ элемента
Название элемента
Функции в организме
Н
С
О
N
P
S
Na
K
Ca
Fe
Mg
Zn
Co
Cl
I
F
Задание 10
Перечислите функции, которые углеводы выполняют в живых организмах:
Задание 11
Дополните схему 2 «Классификация углеводов».
Схема 2 Классификация углеводов
Пример углеводов
Углеводы
Крахмал, целлюлоза, хитин
Сахароза, лактоза
Рибоза, дезоксирибоза
Глюкоза, фруктоза
Задание 12
Липиды – органические вещества клетки. Перечислите выполняемые липидами функции в живых системах:
Задание 13
Заполните таблицу 2 «Уровни структурной организации белковой молекулы».
Таблиц 2 Уровни структурной организации белковой молекулы
Заполните схему 3 «Классификация РНК и ее функции».
Схем 3 Классификация РНК и ее функции
Задание 19
Раскройте определение «Витамины». Опишите их биологическую роль.
Строение и функции клетки
Задание 20
Раскройте значение терминов:
Органоиды –
Включения -
Задание 21
Н а рисунке 1 «Строение эукарио-тической клетки» изображена клетка. Отмеченные органоиды обозначьте цифрами и определите их название, которое впишите в таблицу 4 «Строение и функции клеточных структур». Для каждого органоида запишите его строение и функции.
Рис.2 Строение эукариотической клетки
Таблица 4 Строение и функции клеточных структур
Название органоида
Строение органоида
Функции органоида
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Пластический и энергетический обмен в иклетке
Задание 22
Дайте характеристику и сравните эти процессы, приведите примеры:
Пластический обмен
Энергетический обмен
Взаимосвязь пластического и энергетического обмена заключается в:
Задание 23
Р аскройте понятия:
Синтез белка -
Транскрипция -
Трансляция -
Практическая работа №1
Сравнение строения растительной и животной клеток
Посмотрите на рисунок 3, определите скодства и различия строения растительной и животной клеток. Сделайте вывод.
Рис. 3 «Строение растительной и животной клеток»
Сходство в строении:
Различия в строении:
Вывод:
Тема 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма
Формы размножения
Задание 24
Раскройте значение терминов:
Размножение -
Половое размножение -
Бесполое размножение -
Митоз -
Мейоз -
Амитоз -
Задание 25
Заполните схему 4 «Формы бесполого размножения».
Схема 4 Формы бесполого размножения
Задание 26
Зарисуйте и опишите фазы митоза, заполнив таблицу 5 «Фазы митоза» и сформулируйте биологическое значение митоза.
Таблица 5 Фазы митоза
Фаза
Процессы
1 . ___________
2 . ___________
3 . ___________
4 . ____________
Биологическое значение митоза: ______________________________________
Отличия митоза от мейоза:
Задание 27
Зарисуйте и опишите фазы мейоза, заполнив таблицу 6 «Фазы мейоза» и сформулируйте биологическое значение мейоза.
Таблица 6 Фазы мейоза
Фаза
Процессы
I Деление (редукционное)
1 .________________
2 .________________
3 .________________
4 .________________
II Деление (митотическое)
1 .________________
2 .________________
3 .________________
4 .________________
Биологическое значение мейоза:
Индивидуальное развитие организма
Задание 28
Раскройте значение терминов:
Онтогенез -
Эмбриональный период -
Постэмбриональный период -
Оплодотворение -
Прямое развитие -
Непрямое развитие -
Задание 29
Определите тип развития организма и подпишите его стадии, представленные на рисунке4 «Стадии развития бабочки»
Тип развития бабочки: _______________________________________
Заполните таблицу 7 «Развитие зародыша на примере ланцетника»
Таблица 7 Развитие зародыша на примере ланцетника
Стадия
Признаки зародыша
Зигота
Дробление зиготы
Бластула
Гаструла
Нейрула
Гистогенез и органогенез
Практическое занятие №2
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Рассмотрите рисунок 5 «Эмбриональное развитие организмов». Как обьяснить сходство организмов на эмбриональной стадии? Сделайте вывод.
Рис. 5 «Эмбриональное развитие организмов»
Вывод:
Влияние алкоголя и наркотических веществ на эмбрион человека:
Тема 3. Основы генетики и селекции
Задание 31
Раскройте значение терминов:
Генетика -
Наследственность -
Изменчивость -
Ген -
Аллельные гены -
Альтернативные признаки -
Доминантный признак -
Рецессивный признак -
Генотип -
Фенотип -
Гомозигота -
Гетерозигота -
Моногибридное скрещивание -
Дигибридное скрещивание -
Чистая линия -
Задание 32
Определите генетический символ и дайте ему название
Р
x
♂
♀
G
F
АА
аа
Аа
Задание 33
Заполните недостающие компоненты в схемах скрещивания и сформулируйте соответствующие им законы:
а) Моногибридное скрещивание:
I Закон Г. Менделя на формулируется:
Символическая запись закона на примере гороха
Генотип: Р♂АА х ♀аа
Фенотип: ______ _______
G(гаметы):
F1 (гибриды): генотип ____________; фенотип ______________________.
II Закон Г. Менделя на формулируется:
Символическая запись закона на примере гороха
Генотип: Р♂Аа х ♀Аа
Фенотип: ______ _______
G(гаметы):
F2 (гибриды):______________________________
1. АА - гомозиготный по доминантному признаку желтой окраски семян;
б) Дигибридное скрещивание:
III Закон Г. Менделя на формулируется:
Символическая запись закона на примере гороха
Генотип: Р♂ААВВ х ♀аавв
Фенотип: _________ __________
G(гаметы):
F1 (гибриды): генотип _____________; фенотип_____________________.
Подтвердился___________ закон Г. Менделя.
Генотип: Р♂АаВв х ♀АаВв
Фенотип: ______________ ________________
G(гаметы):
F2 (гибриды): Заполните решетку Пиннета:
Решетка Пиннета
♀
♂
АВ
АВ
ААВВ
желт., глад.
Таким образом, расщепление среди гибридов второго поколения составило:
Практическое занятие №3
Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания Решение генетических задач
а. Моногибридное скрещивание:
Образец решения задачи
Задача 1.
У человека ген карего цвета глаз доминирует над геном голубой окраски. Какими по цвету окажутся глаза у детей, если мать гетерозиготная кареглазая, а отец голубоглазый?
Дано: Решение:
признак: карий голубой Генотип: Р♀Аа х ♂аа
А
а
а
цвет глаз, цвет глаз; Фенотип: карие глаза голубые глаза
Ответ: у 50% детей глаза будут карие и 50% - голубоглазые.
Задача 2.
У томатов ген, обусловливающий красный цвет плодов, доминирует над геном желтой окраски. Какие по цвету плоды окажутся у растений при скрещивании:
а) гомозиготных красных с желтыми;
б) гетерозиготных красных с желтыми;
в) гетерозиготных красных друг с другом?
Задача 3.
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Муж и жена кареглазые, а первый ребенок в семье — голубоглазый. Определите генотипы родителей.
Задача 4.
При скрещивании между собой растения красноплодной земляники всегда дают потомство с красными ягодами, а белоплодной — с белыми. В результате скрещивания обоихсортов получаются розовые ягоды. Какое потомство возникнет при скрещивании между собой гибридных растений земляники с розовыми ягодами? Какое потомство получится при опылении красноплодной земляники пыльцой гибридного растения с розовыми ягодами?
Решение задач
б. Дигибридное скрещивание:
Образец решения задачи
Задача 5.
У человека близорукость (А) доминирует над нормальным зрением (а), ген карего цвета глаз (В) доминирует над геном голубой окраски (в). Гетерозиготная кареглазая женщина с нормальным зрением вышла замуж за голубоглазого гетерозиготного близорукого мужчину. Определите возможные генотипы и фенотипы их детей.
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над лево-рукостью:
а) Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие признаки можно ожидать у детей в случае, если мужчина гомозиготен по обоим признакам, и в случае, если он гетерозиготен?
б) Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей — кареглазый левша и голубоглазый правша. Каковы генотипы родителей?
в) Голубоглазый правша (отец которого был левшой) женился на кареглазой левше из семьи, все члены которой в течение нескольких поколений имели карие глаза. Какое потомство в отношении этих двух признаков следует ожидать от такого брака?
г) Кареглазый правша женился на голубоглазой правше. Их первый ребенок левша и имеет голубые глаза. Какова вероятность рождения второго ребенка с таким же сочетанием признаков?
Задача 7.
Черная окраска шерсти и висячее ухо у собак доминируют над коричневой окраской и стоячим ухом. Скрещивались чистопородныечерные собаки с висячими ушами с собаками, имеющими коричневую окраску шерсти и стоячие уши. Гибриды скрещивались меж, собой. Какая часть щенков F2фенотипически должна быть похожа на гибрид F1?
Решение задач
в. Наследование сцепленное с полом:
Образец решения задачи
Задача 8.
У человека гемофилия – рецессивный признак, сцепленный с полом, а нормальная свертываемость – его доминантный аллель. здоровая женщина, гетерозиготная по данному признаку, вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность того, что их ребенок будет болен гемофилией?
Дано:
признак: гемофилия нормал.
свертыв.
крови
ген: ХhXH
генотип: XHХhXHY
Решение:
генотип: Р XHХhхXHY
фенотип: здорова здоров
G
XH
Xh
XH
Y
(гаметы):
F1:XHXH– девочка, здорова, не является носителем гена гемофилии;
Найти F1 - ?
XHY – мальчик, здоров;XHХhдевочка, здорова, но является носителем гена гемофилии; ХhY – мальчик, болен.
Ответ: вероятность рождения больного ребенка составляет 50%, причем болен будет только мальчик, девочка будет являться только носителем.
Задача 9.
У человека дальтонизм (цветовая слепота) — рецессивный признак, сцепленный с полом, а нормальное цветоощущение — его доминантная аллель.
а) Здоровая женщина, гетерозиготная по гену дальтонизма, вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность того, что их ребенок будет дальтоником?
б) Женщина здорова и гомозиготна по гену нормального цветоощущения, а ее муж — дальтоник. Будут ли дальтоникамиих дети?
Задача 10.
У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова.
а) Какова вероятность (в %), что сын унаследует вышеуказанный признак от отца?
б) Какова вероятность (в %) рождения в этой семье дочери с отсутствием потовых желез?
Решение задач
Задание 33
Заполните таблицу 8 « Формы изменчивости»
Таблица 8 «Формы изменчивости»
Характеристика
Модификационная
Генотипическая
Определение
Наследование
Классификация
Пример
Практическое занятие №4
Анализ фенотипической изменчивости.
Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.
Рассмотритерисунок 6. Растение, выращенное в разных условиях могут отличаться друг от друга. Обьясните почему так происходит и сделайте вывод.
рис. 6. «Изменчивость одуванчика»
Вывод:
Мутагены окружающей среды:
Влияние мутагенов на организмы:
Задание 34
Раскройте значение терминов:
Селекция-
Порода -
Сорт -
Инбридинг-
Аутбридинг -
Гибридизация -
Тема 4 Происхождение и развитие жизни на земле. Эволюционное учение
Практическое занятие № 5
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни
Рисунок 7 «Теории возникновения жизни на Земле»
Рассмотрите рисунок 7 «Теории возникновения жизни на Земле», пронумеруйте их. Какие теории возникновения жизни на Земле на них представлены? Кратко их охарактеризуйте теории.
1.
2.
3.
Какая из представленных гипотез Вам кажется наиболее вероятной. Приведите 5 фактов, доказывающих Ваш выбор.
Задание 35
Заполните таблицу 9 «Эволюция органического мира»
Таблица 9«Эволюция органического мира»
Эра
Представители флоры
Представители фауны
Архейская
Протерозойская
Палеозойская
Мезозойская
Кайнозойская
Эволюционное учение
Задание 36
Раскройте значение терминов:
Эволюция -
Естественный отбор -
Искусственный отбор -
Борьба за существование -
Задание 37
Заполните таблицу 10 «Формы борьбы за существование».
Таблица 10.«Формы борьбы за существование»
Формы борьбы
Характеристика
Пример
Внутривидовая
Межвидовая
Влияние факторов окружающей среды
Задание 38
Заполните таблицу 10 «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора».
Таблица 10«Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»
Критерий сравнения
Искусственный отбор
Естественный отбор
Исходный материал
Отбирающий фактор
Результат действия
Момент возникновения
Задание 39
Раскройте значение терминов:
Вид -
Популяция -
Видообразование -
Микроэволюция -
Макроэволюция -
Задание 40
Рассмотрите картинки на рисунке 8 «Приспособления организмов» и определите приспособительные особенности строения представленных организмов.
1
2
3
4
5
6
7
8
Рисунок 8«Приспособления организмов»
1.
5.
2.
6.
3.
7.
4.
8.
Задание 41
Заполните таблицу 11 «Критерии вида».
Таблица 11«Критерии вида»
Критерий
Характеристика
Морфологический
Физиологический
Генетический
Экологический
Географический
Исторический
Задание 42
Объясните что значат понятия «биологический прогресс» и «биологический регресс»? Приведите примеры биологического прогресса и регресса.
Задание 43
Заполните таблицу 12 «Основные направления эволюции».
Таблица 12«Основные направления эволюции»
Направление
Характеристика
Примеры
Эволюционное значение
Ароморфоз
Идиодаптация
Дегенирация
Практическое занятие №6
Описание особей одного вида по морфологическому критерию
Приспособление организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)
Рассмотрите предложенные объекты на рисунке 9 «Сравнение организмов по морфологическому критерию».
Рисунок 9«Сравнение организмов по морфологическому критерию»
Сделайте морфологическое описание, обратите внимание на сходство и различия. Сделайте вывод.
Вывод:
Тема 5 Происхождение человека
Практическое занятие №7
Анализ и оценка различных гипотез о происхождении человека
Р
1
2
ассмотрите рисунок 10 «Гипотезы возникновения человека» и определите их, дайте им краткую характеристику.
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
__________________________________
Рисунок 10«Гипотезы возникновения человека»
Объясните, почему человек относится к классу Млекопитающих, отряду Приматы, назовите сходства и черты характерные только для вида Человек разумный.
Вывод:
Задание 44
Определите расы, представленные на рисунке 11 «Расы человека». Расскажите о единстве их происхождения.
Рассмотрите рисунок 12 «Сеть питания» и укажите номера изображенных организмов которые относятся к:
а) соответствующему трофическому уровню:
Продуценты: _________________________;
Консументы 1 порядка: _________________;
Консументы 2 порядка: _________________;
Консументы 3 порядка: _________________;
Редуценты: ___________________________;
б) биологическая роль организмов в сообществе:
хищник - ____________________________;
жертва - ____________________________.
Рисунок 12 Сеть питания
в) Количество пищевых цепей на рисунке составляет -____.
г) Изобразите схематически пищевую цепь характерную для водной среды:
Задание 48
Заполните таблицу 14 «Типы отношений между организмами»
Таблица 14 Типы отношений между организмами
Тип отношений
Характеристика
Пример
1. Нейтрализм
2. Симбиоз
3. Паразитизм
Задание 49
Раскройте значение термина:
Биогеоценоз -
Биоценоз -
Фитоценоз -
Биотоп -
Сукцессия -
Агрэкосистема -
Урбоэкосистема -
Биосфера – глобальная экосистема
Задание 50
Раскройте значение терминов:
Биосфера -
Атмосфера -
Литосфера -
Гидросфера -
Круговорот веществ в природе -
Задание 51
Расскажите о структуре биосферы и ее функциях.
Задание 52
Согласно рисунку 13 «Строение биосферы» расскажите о пределах жизни в биосфере и факторах, влияющих на возможность проживания организмов в тех или иных условиях.
Рисунок 13 Строение биосферы
Практическое занятие №9
Сравнительное описание одной из естественных природных систем и какой-нибудь агроэкосистемы. Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.
Заполните таблицу 15.
Таблица 15 Сравнение искусственной и естественной экосистем
Сравнительная характеристика
Естественная экосистема
Искусственная экосистема
Расшифруйте понятие
Состав
Факторы эволюции
Видовой состав организмов
Пищевые цепи
Круговорот веществ
Поглощение энергии
Устойчивость
Влияние человека
Сделайте вывод о сравнении экосистем
Вывод:
Задание 53
Расскажите о экологическом состоянии родного края. Предложите меры, благодаря которым можно улучшить экологическое состояние края.