kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по биологии для специальности 23.01.09 Машинист локомотива

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для специальности 23.01.09  Машинист локомотива, разработана в соответствии ФГОС СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии для специальности 23.01.09 Машинист локомотива»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»






Утверждаю:

Директор ЧТПрИС

________________М.Н. Балабанова

«____»_________________2021г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

по специальности среднего профессионального образования

23.01.09 Машинист локомотива



Квалификация:

Слесарь по ремонту подвижного состава

Помощник машиниста тепловоза




Форма обучения: очная

Срок получения СПО по ППКРС 3 года 10 месяцев

на базе основного общего образования

Профиль получаемого профессионального

образования: технический













Черемхово, 2021

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций – М.,2015, одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО»





Разработчик:

Козлова Екатерина Александровна-преподаватель
















Рассмотрена и одобрена на заседании

методической комиссии преподавателей

общеобразовательных дисциплин

Протокол № 10

от «25» июня 2021 г.

Председатель МК________Н.С. Именных




СОДЕРЖАНИЕ



стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


6

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины


9

4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


10



  1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

биология

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.09 Машинист локомотива. Программа учебной дисциплины предназначена для изучения биологии в образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего общего образования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

    1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;

  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных итворческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.

В результате изучения учебной дисциплины «Биология» обучающийся должен:

знать/понимать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;

  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;

  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;

  • биологическую терминологию и символику;


уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов

самостоятельная работа обучающихся 18 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


лабораторные занятия

2

практические занятия

5

контрольные работы

2

зачеты

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

работа с учебником,

решение задач и упражнений,

работа с тестами,

составление конспекта,

заполнение таблиц,

тематический диктант.


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета


    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология

Наименование разделов и тем

урока


Содержание учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

Домашнее задание








Введение


1


Краткая история развития биологии.

2

1

В. И Сивоглазов и др.

Биология.

Введение стр. 4.5§ 1

2


Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи. Методы биологии.

§1,ответить на вопросы

Тема 1.



Содержание учебного материала

9




Учение о клетке















3

1.1

История изучения клетки. Клеточная теория.


1

Гл. 2 § 1, ответить на вопросы.

4

1.2

Химический состав клетки

1

§ 2

5

1.3.

Неорганические вещества клетки. Вода, минеральные соли.

1

§ 3, ответить на вопросы, приготовить сообщение.

6

1.4

Органические вещества клетки. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

1

§ 4,§ 5§ 6 ответить на вопросы

7

1.5.

Строение и функции клетки. Прокариоты и эукариоты.

1

§ 7, 9, ответить на вопросы, зарисовать.

8

1.6

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение.

2

§ 9, § 11приготовить доклад

9

1.7

Лабораторная работа №1 Работа с микроскопом: изучение строения клетки. Органоиды клетки, характеристика и значение.

2

§ 7,§ 8

10

1.8

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

1

Гл. 3§ 2, § 3ответить на вопросы.

11

1.9

Практическая работа № 1 Сравнение строения клеток растений и животных

1

Гл. 2 § 10







Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

5



Тема 2.


Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.




Содержание учебного материала

4



12

2.1

Организм – единое целое. Многообразие организмов.


1

Гл. 3§ 1

13

2.2

Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

1

§ 5, ответить на вопросы

14

2.3

Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

1

Гл. 3 § 6 § 7, ответить на вопросы.

15

2.4

Практическая работа № 2 Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства

1

Гл. 3§ 8


Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6



Тема 3.


Основы генетики и селекции





Содержание учебного материала




16

3.1

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики.

11

1

Гл. 3 § 10

17

3.2

Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание.

1

§11 §12, ответить на вопросы.

18

3.3

Генетика и здоровье человека.

1

§ 17, решить задачу.

19

3.4

Практическая работа № 3 Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

2


20

3.5

Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов.

2

§ 13

21

3.6

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные заболевания..

1

§ 14 § 15




1

Решить задачу.

22

3.7

Виды изменчивости: модификационная и генетическая..

1

§16, ответить на вопросы

23

3.8

Основные понятия селекции. Селекция растений и животных.

1

§18 гл. 3, ответить на вопросы

24

3.9

Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

1

Стр. 177- 178.

25

3.10

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения селекции организмов.

1

Стр.180. ответить на вопросы, приготовить сообщение

26

3.11

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных.

1

§19, изучить конспект.








Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6



Тема 4


Эволюционное учение





Содержание учебного материала

5


Стр. 197§ 1 гл 4

27

4.1

История развития эволюционных идей.


1

Гл.4§1

28

4.2-

Значение работ К.Линнея, Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Учение Ч..Дарвина

1

Гл.4§1, §2 ,§ 3,§ 4

29

4.3

Практическая работа № 4 Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

2


30

4.4

Борьба за существование, ее виды.


1

§ 9,§ 10изучить конспект

32

4.5

Сохранение многообразия видов, как основа устойчивого развития биосферы..

1

§12

Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6



Тема 5.


История развития жизни на земле.

Содержание учебного материала

5



33

5.1

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира.

1

§ 14, приготовить сообщение.

34

5.2-5.3

Урок- конференция:Современные гипотезы о происхождении человека. Эволюция человека. Человеческие расы.

1

§§15 -20, ответить на вопросы

35

5.4

Общая характеристика геохронологической таблицы. Лабораторная работа№2 Заполнение геохронологической таблицы.

1


36

5.5

Дифференцированный зачёт

1


Самостоятельная работа обучающихся: Работа с учебником, работа с тестами, составление таблицы, работа с тестами, с дополнительной литературой, практическая работа.

6






Итого

54 часа





3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы учебной дисциплины

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете «Химия, биология, экология». Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебников

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная литература

В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова «Общая биология» 10 -11 классы. М: Дрофа, 2013г.

Дополнительные источники:

- Общая биология . учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. М. Дрофа. 2003г.

Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии, 2003

Интернет-ресуры:

- учительский портал http://www.biologia.ru/

- портал 1 сентября http://1september.ru/

- электронная газета «Биология» http://his.1september.ru/index.php

http://ru.wikipedia.org/wiki





























4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:


основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности

тестирование, контрольная работа

строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем

тестирование, контрольная работа


сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере

тестирование, контрольная работа

биологическую терминологию и символику

тестирование, контрольная работа

итоговая контрольная работа


контрольная работа

Умения:


объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;


тестирование, рефераты

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию

лабораторная работа

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа

текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях

лабораторная работа

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

конспекты, рефераты





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по биологии для специальности 23.01.09 Машинист локомотива

Автор: Козлова Екатерина Александровна

Дата: 16.05.2022

Номер свидетельства: 606971

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства