Рабочая программа «ОГЭС.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Рабочая программа «ОГЭС.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Рабочая программа учебной дисциплины "ОГЭС. 06 Русский язык и культура речи" составлена для специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело и рассчитана на 48 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «ОГЭС.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»»
ОГБПОУ «Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова»
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ»
рабочая ПРОГРАММа учебной дисциплины
«ОГЭС.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для специальностей:
43.02.15 Поварское и кондитерское дело
2024 г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОГЭС.06 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
1.1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина «ОГЭС.06 Русский язык и культура речи» является вариативной
частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОПП в соответствии с
ФГОС СПО по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело.
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии ОК 01, ОК 02,
ОК 03, ОК 04, ОК 05, ОК 06, ОК 09.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения
и знания
Код
ОК, ПК
Дисциплинарные результаты
Умения
Знания
ОК 01
ОК 02
ОК 03
ОК 04
ОК 05
ОК 06
ОК 09
У 1 Строить свою речь в
соответствии с языковыми,
коммуникативными и этическими
нормами
З1 Роль и значение русского языка в
современном российском обществе и
мире, связь языка и истории
У 2 Анализировать свою и чужую
речь с точки зрения её
нормативности, уместности и
целесообразности; обнаруживать и
исправлять ошибки на всех уровнях
языка
З2 Понятия языка и речи, различия
между языком и речью, функции
языка, понятие о литературном
языке, языковой норме, признаки
литературного языка и типы речевой
нормы, нелитературные варианты
языка
У 3 Пользоваться словарями
русского языка и справочной
литературой, в том числе
посредством современных средств
поиска информации
З3 Смысл понятий: культура речи,
основные компоненты культуры
речи, коммуникативные качества
речи, общение, речевая ситуация,
речевой этикет
У 4 Анализировать, характеризовать
лексические единицы с точки зрения
функционально-стилевой
принадлежности, различать тексты
разных стилей и типов
З4 Нормы современного русского
литературного языка:
орфоэпические, грамматические,
лексические, правописания и
пунктуации
У 5 Создавать речевые произведения
З5 Основные виды словарей русскогов жанрах устной и письменной речи:
простые связные сообщения на
знакомые или интересующие
профессиональные темы; простые
высказывания о себе и о своей
профессиональной деятельности;
кратко обосновывать и объяснять
свои действия; участвовать в
диалогах на знакомые общие или
профессиональные темы; составлять
официальные письма, служебные
записки, инструкции, различные
юридические документы и т.п.языка
У 6 Соблюдать правила речевого
этикета, управлять общением,
используя этикетные средства для
достижения коммуникативных целей
З6 Изобразительно-выразительные
возможности русского языка
У 7 Использовать приобретенные
знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни
З7 Функционально-смысловые типы
речи, функциональные стили
литературного языка, сферу их
использования, их языковые
особенности
З8 Основные правила оформления
документов
З9 Основные способы переработки
текстовой информации
З10 Нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем в часах
Объем образовательной программы учебной дисциплины
48
в т. ч.:
теоретическое обучение
22
практические занятия
20
консультации
4
Самостоятельная работа
2
Промежуточная аттестация
2.2. Тематический план и содержание дисциплины ОГСЭ. 06 . Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся
Объем часов
Содержание учебного материала
1
Введение. Язык и речь. Основные единицы языка.
1
Язык и речь. Основные единицы языка. Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качество хорошей речи. Понятие о литературном языке и языковой норме. Типы норм. Словари русского языка
Раздел 1 Фонетика
Содержание учебного материала
1
Тема 1.1
Фонетические единицы языка. Особенности русского ударения.
1
Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. логическое ударение.
Содержание учебного материала
2
Тема 1.2. Орфоэпические нормы.
1
Произносительные нормы и нормы ударения. Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов
Практическое занятие № 1. «Упражнение по определению ударения в слове, наблюдение над собственным произношением.» Умение определять ударение в слове, наблюдать над собственным произношением.
2
Раздел 2. Лексика и фразеология.
Содержание учебного материала
Тема.
Лексико-фразеологи-ческая норма.
1
Практическое занятие №2. « Лексико - фразеологическая норма, ее варианты. Изобразительно- выразительные возможности лексики и фразеологии.
Лексические ошибки и их исправление». Умение находить и исправлять лексические ошибки.
4
Раздел 3 Словообразование
Содержание учебного материала
Тема.
Способы словообразо-вания. Особенности словообразова-ния лексики и терминов.
1
Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно - суффиксальный, бессуффиксный , сложение, слияние, переход слов из одной части в другую. Стилистические возможности словообразования
2
Раздел 4 Части речи
Содержание учебного материала
Тема 4.1.
Самостоятель-ные и служебные части речи
1
Классификация частей речи. Различие самостоятельных частей речи по общему значению, морфологическим признакам, синтаксической роли.
2
Содержание учебного материала
Тема 4.2. Нормативное употребление форм слов.
1
Особенности употребления имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, наречий.
2
Содержание учебного материала
Тема 4.3.
Ошибки в речи. Стилистика частей речи.
1
Практическое занятие №3. «Образование грамматических форм слов различных частей речи в соответствии с литературной нормой». Умение образовывать грамматические формы слов различных частей речи в соответствии с литературной нормой.
4
Раздел 5 Синтаксис
Содержание учебного материала
Тема 5.1.
Основные синтаксические единицы.
1
Словосочетание и предложение. Виды словосочетаний: глагольные, именные, наречные. Виды синтаксической связи слов: согласование, управление, примыкание
2
Содержание учебного материала
Тема 5.2. Типы предложений
1
Простое, сложное, сложносочиненное, сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение.
2
Содержание учебного материала
Тема 5.3. Выразительные возможности русского синтаксиса.
1
Практическое занятие № 4 «Выразительные средства языка. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
2
Раздел 6 Нормы русского правописания
Содержание учебного материала
Тема 6.1.
Принципы русской орфографии
1
Типы и виды орфограмм. Роль лексического и грамматического анализа при написании слов различной структуры.
2
Содержание учебного материала
Тема 6.2. Принципы русской пунктуации
1
Функции знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте .
2
Содержание учебного материала
Тема 6.3.
Способы оформления чужой речи.
1
Практическое занятие № 5«Пунктуация и интонация. Роль пунктуации в письменном общении, смысловая роль знаков препинания в тексте. Цитирование. Построение предложений разных типов и замена их различными синтаксическими конструкциями». Умение строить предложения разных типов и заменять их различными синтаксическими конструкциями.
4
Раздел 7 Стили речи
Содержание учебного материала
Тема 7.1. Текст и его структура
1
Функционально- смысловые типы речи: описание,повествование, рассуждение, определение (объяснение), характеристика (разновидность описания), сообщение (вариант повествования) Описание научное, художественное, деловое.
2
Содержание учебного материала
Тема 7.2.
Функциональные стили речи литературного языка. Особенности построения текстов разных стилей
1
Практическое занятие №6 «Функциональные стили литературного языка : разговорный, научный, официально- деловой , публицистический, художественный; сфера их использования, их языковые признаки. Создание текстов в жанрах научного, публицистического, официально-делового стилей.» Умение создавать тексты в жанрах научного, публицистического, официально-делового стилей
4
Самостоятельная работа обучающихся: Составить текст на тему «Моя будущая специальность»
2
Консультации
Нормативное образование и употребление падежных форм имён числительных. Нормативное употребление собирательных числительных. Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ. (1 ч).
Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени имён прилагательных(1 ч).
Нормативное употребление глагольных форм(1 ч).
Нормативное образование именительного и родительного падежа множественного числа некоторых имён существительных(1 ч).