Просмотр содержимого документа
«Путешествие к роднику «Гамбар» (Из цикла «Места заповедные»)»
Путешествие к роднику «Гамбар» (Из цикла «Места заповедные»)
Родник «Гамбар» находится в урочище Чекан Азнакаевского района Республики Татарстан. Урочище является частью природного заказника «Чатыр- Тау», особо охраняемой природной территории. Эти места восхищают великолепием природы.
Раньше, лет 9-10 назад, здесь косили сено. Место живописное, обширные поляны переменяются с участками леса, горизонт открыт. На краю поляны расположена удобная площадка, от которой тропа уходит вниз, в овраг. Спуск довольно крутой, нужно идти осторожно и мысли уходят в историческое прошлое этих мест. Для урочища — это мгновение, для людей — целая эпоха. В этом овраге сохранилась память о трагических событиях военного прошлого. Война с фашистами была очень далеко, но трагический отзвук её дошёл и до этих мест.
По рассказам местных жителей овраг и текущий по нему ручей получили название по имени человека, который несколько лет скрывался от горькой доли дезертира-отшельника. Кто был этот человек, почему ему выпала такая жестокая участь, установить не удалось.
Несколько тяжелых лет пришлось отшельнику прожить здесь в одиночку. Говорят, он был родом из одной из окрестных деревень. Пока могли, родственники поддерживали отшельника, но потом с ними что-то случилось. Гамбару пришлось очень тяжело. Волей- неволей, он начал воровать в окрестных селах. В 1947 или 1948 году сотрудники НКВД провели «успешную» операцию, Гамбар был окружен и застрелен.
Как все было на самом деле, не удастся узнать уже никогда. Почему память людская сохранила это имя? Столько страшных, трагических событий пронеслось через эти благословенные места. И в этом потоке горя и слез трагедия одного человека, казалось бы, должна была затеряться, но этого не произошло.
Изгой - тяжелая доля. Летом выжить в лесу еще как-то можно. Но вот пришла зима. О чем думал отшельник? Что за сила держала его? Находиться здесь было небезопасно, Гамбар обязательно должен был встретиться с волками, обитающими по соседству.
Тогда, в 40-х годах прошлого века, лес в урочище был другим. И волки были другими. В военное и послевоенное время они были настоящими хозяевами этих лесов - гордыми и смелыми. Это сейчас их отстрелили почти всех и они приходят из уральской тайги только зимой, сторонятся человеческого жилья и днями прячутся в чащобе. В те же времена, обнаружив пристанище человека в лесу зимой, они не могли оставить его в покое. Нетрудно представить, как выли в морозные зимние ночи голодные волки. Волчий вой генетически вызывает в человеке ужас, несколько столетий городской жизни не смогли стереть из памяти тысячелетнего опыта выживания человеческого рода в противостоянии с теми, кто охотится на тебя.
Изгой не мог не столкнуться с волками за все годы своего отшельничества. О чем он думал под завывания вечно голодной стаи? Чем он мог себя защитить, когда выходил из землянки? Каждый раз, открывая дверь, он не знал, что его ожидает. Каждый раз - как последний.
Ответ только один - Гамбар сам превратился в волка - не снаружи, конечно! Но внутренне он либо им стал, либо был волком- одиночкой. Судя по тому, как долго Гамбар продержался, судя по тому, как он не сдался - с самого начала он всё- таки им был.
Одной из раздавленных войной жизней была жизнь Гамбара. Пришли комиссары. Объявили, что все молодые люди должны идти на фронт. Сначала забрали тех, кто уже служил. Потом более молодых. Волна за волной. И только в одну сторону. Здоровые и сильные, цвет народа. Волна за волной. На уничтожение. «Войны развязывают старики — а погибают в них молодые» - сказано кем- то очень метко.
Нельзя, пожалуй, Гамбара объявлять героем , но и преступником считать не стоит. Все люди разные, у каждого своя судьба. Но есть люди, которые делают свой выбор самостоятельно. Мы не можем знать, в силу каких обстоятельств Гамбар не пошел на фронт. Не дано знать, да и не нам судить, зная кровавый итог - что из троих ушедших из района на фронт вернется только один, зная судьбу калек, вернувшихся домой, зная судьбу женщин, оставшихся в колхозах. Зная, наконец, судьбу Гамбара.
Он выступил против системы. Вольно или невольно - сейчас не об этом, а о страшной репрессивной системе. Почему его не забыли? - Он стал примером противостояния системе. Историческая последовательность была сломана в 1917 году. С момента революции глухая окраина, которой была азнакаевская земля, изменилась разительно. Кровожадная коммунистическая идея потребовала жертв. Во имя чего они приносились, народ не понимал, но противостоять не смог. Жестокими репрессиями система придавила к земле, но не сломала. Были «вилочники», были другие примеры, но это был протест одиночек. Систему сломать не удалось, однако и мечту к воле и свободе тоже не удалось вытравить из народа.
Гамбар — это пример личного противостояния системе. Один, как волк-одиночка, долгие годы держал оборону против системы. Воля против принуждения. Этого система не могла стерпеть. Пример Гамбара не мог вдохновить других на открытое противостояние, но побуждал к опасному свободолюбию. И когда дошли руки — его уничтожили. Однако память людская - сложная материя. Убили, заклеймили предателем, опозорили. А вот судьбу Гамбара народ помнил долго. И не потому, что он был злодей или, наоборот, святой. Он был из тех, кто способен выбрать волю и свободу и ответить за свой выбор ценой жизни.
Тысячи тысяч были брошены в мясорубку войны. Мы знаем историю, но знаем ее плохо. Нет ничего хорошего в уничтожении себе подобных, однако человечество раз за разом занимается этим. Для нашей страны, потерявшей десятки миллионов, жизненно важно понять причины войн. Однако настоящая история Великой Отечественной войны не известна и через семьдесят лет после ее окончания. Сменилось несколько поколений, а мы все еще не похоронили своих солдат. Души безвинно павших не нашли успокоения. Может быть поэтому Отчизна никак не обретет себя.