kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Плохие новости в хорошей упаковке из белка" (Текст)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Если зайти в аптеку и посмотреть на витрину медицинских препаратов против бактерий (антибиотики), то увидим очень много различных препаратов. А если обратиться к фармацевтам и попросить их показать противовирусные препараты, то предложат всего 4–5 лекарств.

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Исходя из  актуальности проекта, мы выдвинули гипотезу: узнав особенности жизнедеятельности вирусов, мы сможем обезопаситься от них.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Плохие новости в хорошей упаковке из белка" (Текст) »


Северо-Восточное окружное управление образования

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы


ГИМНАЗИЯ №1577








«Плохие новости в хорошей упаковке из белка.»



Авторы работы:

ученицы 6 «Д» класса

ГБОУ Гимназия 1577 (СП 2)

Крюкова Татьяна

Лысенкова Кира




Научный руководитель: Деулина Ирина Юрьевна





г. Москва

2015г.


Содержание.


Содержание.

Стр.

1.Введение. Актуальность

3

2.Гипотеза

4

3.Цель

4

4.Задачи

4

5.Проблема

4

6.Вирусы

5-6

7.Заболевания растений

7

8.Заболевания животных

8

9.Заболевания человека

9

10.Пути передачи вируса

10

11.Проведение анкетирования

11

12.Результаты анкетирования

11

13.Грипп

12

14. Меры профилактики воздушно-капельных инфекционных заболеваний

13

15.Меры профилактики фекально-оральных инфекционных заболеваний

14

16.Меры профилактики контактно-бытовых инфекционных заболеваний

15

17.Меры профилактики трансмиссивных инфекционных заболеваний

16

18.Выводы

17



Приложения

18-21
















1.Введение. Актуальность.

Задумывались ли вы над тем, что человечеству с самого начала его существования угрожали серьезные враги. Являлись они неожиданно, коварно, не бряцая оружием. Враги разили без промаха и часто сеяли смерть. Их жертвами стали миллионы людей, погибших от оспы, гриппа, энцефалита, кори, атипичной пневмонии, СПИДа и других болезней.

Если зайти в аптеку и посмотреть на витрину медицинских препаратов против бактерий (антибиотики), то увидим очень много различных препаратов. А если обратиться к фармацевтам и попросить их показать противовирусные препараты, то предложат всего 4–5 лекарств.

Почему же до сих пор (несмотря на то, что медицина достигла больших высот) эпидемии гриппа выводят из строя миллионы людей, нет лекарств против СПИДа?

Исходя из актуальности проекта, мы выдвинули гипотезу: узнав особенности жизнедеятельности вирусов , мы сможем обезопаситься от них.



































2.Гипотеза.

Узнав особенности жизнедеятельности вирусов , мы сможем обезопаситься от них.


3.Цель.

Изучить особенности жизнедеятельности вирусов.


4.Задачи.

1) Раскрыть особенности строения, жизнедеятельности вирусов.

2) Пути проникновения вирусов в организм.

3) Провести анкетирование учащихся. Проанализировать полученные данные.

4) Сформулировать выводы по проделанной работе.


5. Проблема.

Почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?


































6.Вирусы.


Размеры. Вирусы – это мельчайшие живые организмы, размеры которых варьируют в пределах примерно от 20 до 300 нм; в среднем они раз в пятьдесят меньше бактерий. Вирусы нельзя увидеть с помощью светового микроскопа, и они проходят через фильтры, которые задерживают бактериальные клетки.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?» Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Следует также отметить, что вирусы не способны воспроизводить себя вне клетки - хозяина. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

Поведение. Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки – хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетки команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Итак, вирусы – это неклеточные формы жизни, паразиты на генетическом уровне.

Строение. Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами.


Вирусы



Сложные

Простые



Капсид (белковая оболочка) + суперкапсид (углеводы + липиды)+ ДНК (или РНК)

Капсид (белковая оболочка) +ДНК (или РНК)









Группы вирусов

Ретровирусы – содержат одноцепочечную РНК (ВИЧ)

Ретроидные вирусы из которых наиболее известен вирус гепатита В. В состав этих вирусов входит двуцепочечная ДНК.

Следующая группа - вирусы с одноцепочечным ДНК-геномом. Жертвами таких вирусов могут быть и животные, и растения, и микроорганизмы.

Вирусы с двуцепочечной ДНК Здесь, например, возбудители герпеса и оспы.

У некоторых вирусов наследственная информация хранится в виде двуцепочечной РНК Сюда, например, относятся ротавирусы, вызывающие расстройства кишечника.



Все вирусы по своей природе - паразиты. Они способны воспроизводить себя, но только внутри живых клеток. Обычно вирусы вызывают явные признаки заболевания.

Попав внутрь клетки, они "включают" ее ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетке команду синтезировать компоненты вируса. Компоненты вируса способны к спонтанному образованию вириона. Клетка, израсходовав все жизнетворные соки на синтез вирусов, гибнет, перегруженная паразитами. Вирусы "разрывают" оболочку клетки и передаются в другую клетку в виде инертных частиц. Вирусы вне клетки представляют собой кристаллы, но при попадании в клетку "оживают".








































7.Заболевания растений

У растений вирусы вызывают - мозаику или иные изменения окраски листьев либо цветков, курчавость листьев и другие изменения формы, карликовость; у бактерий - их распад. 

Мазаика каттлеи  (возбудитель — вирус мозаики кат-тлеи) — на цветках пестролепестность и небольшая деформация лепестков, на листьях крапчатость.

Мозаика фикуса (возбудитель — вирус мозаики фикуса) — на краях листьев или на всей листовой пластинке неправильной формы светло-зеленые, светло-желтые пятна.

Вироиды являются возбудителями некоторых опухолей растений.










































8.Заболевания животных

У животных вирусы вызывают чуму, бешенство, ящур и другие.

Бешенство – это заболевание  возникающее в результате укуса зараженным животным, характеризующееся тяжелыми поражениями нервной системы и приводящее к летальному исходу.

  • В природе болеют, прежде всего, дикие животные (лисицы, волки и т.д.). Домашние животные (собаки, кошки, хорьки) заражаются от укуса дикого животного или попадания слюны заражённого животного на поврежденный участок  

  • Проявлению клинической картины предшествует скрытый (инкубационный) период. Животное в это время также опасно. Чаще всего инкубационный период длится 10 - 14 дней, у человека может протекать до года.

Ветеринарными врачами выделяются три формы проявления бешенства – буйная, тихая и атипичная.

ПИРОПЛАЗМОЗ

  • Переносчики возбудителя пироплазмоза собак — иксодовые клещи, поэтому заболеваемость носит сезонный характер. Клещи нападают на собак весной с наступлением теплой погоды и появлением первой растительности. Весенняя вспышка сопровождается наибольшим количеством больных собак. Чаще заболевают охотничьи, служебные и высокопородные собаки.Смертность собак при пироплазмозе очень высокая Человеку пироплазмоз не передается.

Ящур

  • Вирусная инфекция со специфическими поражениями слизистой оболочки полости рта, губ, носа, кожи, в межпальцевых складках и у ложа ногтя.

  • Ящуром болеют парнокопытные животные (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, овцы и козы). У больных животных вирус выделяется со слюной, молоком, мочой, навозом. Восприимчивость человека к ящеру невелика. Пути передачи контактный и пищевой. От человека к человеку заболевание не передается.
























9.Заболевания человека

  • Оспа - Древние китайские и индийские рукописи доносят до нас описания  страшных эпидемий чёрной, или натуральной, оспы. У заболевшего начинался жар, возникала головная боль, общая слабость. Через 3-4 дня всё тело покрывалось наполненными жидкостью пузырьками (оспинами) .  Болезнь тянулась около двух недель, причём 40% больных погибало.  Тяжелее всего болели дети. У переболевших на месте оспин образовывались рубцы (рябины) Иногда оспины высыпали на глазах, что приводило к слепоте. Порой оспа  уродовала целые страны. Согласно древним армянским верованиям, Лусин (Луна) раньше ходила по небу днём, со своим братом Солнцем. Но Лусин заболела оспой и, стыдясь своего лица, показывается только ночью, под покровом темноты.


  • Ветряная оспа - инфекционное заболевание, вызываемое вирусами; cопровождается появлением характерной зудящей сыпи, состоящей из скоплений небольших приподнятых или плоских пятен, заполненных жидкостью пузырьков и корочек.


  • Корь - высокозаразное инфекционное заболевание, вызываемое вирусами и сопровождающееся разнообразными симптомами и появлением характерной сыпи. Инфицирование корью происходит главным образом во время вдыхания небольших капель слизи, попадающих в воздух прикашле больного. Человек, инфицированный вирусом кори, уже за 2-4 дня перед появлением сыпи становится заразным и остается таковым, пока не исчезает сыпь.


  • Свинка или паротит - Детская болезнь при которой распухают слюнные железы, расположенные возле ушей, и лицо приобретает характерный вид (за что и получила название).


  • Краснуха - инфекционное заболевание, вызываемое вирусами, которое чаще всего сопровождается сыпью.  Краснуха менее заразна, чем корь, ею заболевают не все дети. Однако это опасная болезнь, особенно для беременных женщин. У женщины, инфицированной на первых 16 неделях (особенно в первые 8-10 недель) беременности, возможен выкидыш, мертворождение или рождение ребенка с врожденными пороками развития. Приблизительно 10-15 % молодых взрослых женщин никогда не болели краснухой, так что если они инфицируются в ранние сроки беременности, существует опасность рождения ребенка с тяжелыми врожденными пороками развития.


  • Грипп.

Впервые эпидемия болезни, напоминавшей грипп, была описана в 412 году до н.э. Гиппократом. Когда эпидемия гриппа переходит границы континента   и охватывает весь мир, говорят о пандемии гриппа. В 20 столетии  были отмечены несколько таких пандемий.

В конце Первой мировой войны человечество было охвачено печально знаменитой эпидемией гриппа «испанки». В  Испани в январе 1918 года появились первые сообщения об  эпидемии. «Испанка» обошла весь мир, заразив 1,5 млрд людей. Она унесла 20 млн человеческих жизней –больше, чем  Первая мировая война.


В 1957 годы « азиатский грипп» - 1 млрд людей переболели. 1968-1969 – «гонконгский грипп»

Почему до сих пор нет надёжных прививок против гриппа? Оказывается, его возбудитель поразительно быстро эволюционирует, изменяется. Не успевают врачи создать вакцину против одной формы гриппа, как возбудитель болезни появляется уже в новом обличии.


После проникновения вириона гриппа в клетку, число вирусов увеличивается каждые 6 часов в тысячу раз. Через 48 часов у человека появляются первые признаки болезни.

А также герпес, гепатиты и ВИЧ (Вирус иммунодефицита человека).


10.Пути передачи вируса

Капельная инфекция - самый обычный способ распространения респираторных заболеваний. При кашле и чихании в воздух выбрасываются миллионы крошечных капелек жидкости (слизи и слюны). Эти капли вместе с находящимися в них живыми вирусами могут вдохнуть другие люди, особенно в местах скопления большого количества народа, к тому же еще и плохо вентилируемых. Стандартные гигиенические приемы для защиты от капельной инфекции правильное пользование носовыми платками и проветривание комнат.


Некоторые микроорганизмы, такие, как вирус оспы, очень устойчивы к высыханию и сохраняются в пыли, содержащей высохшие остатки капель. Даже при разговоре изо рта вылетают микроскопические брызги слюны, поэтому подобного рода инфекции очень трудно предотвратить, особенно если микроорганизм очень вирулентен (заразен).


Контагиозная передача (при непосредственном физическом контакте). В результате непосредственного физического контакта с больными людьми или животными передаются сравнительно немногие болезни. Сюда прежде всего относятся венерические (т. е. передающиеся половым путем) болезни, такие, как СПИД. К контагиозным вирусным болезням относятся обычные бородавки (папилломавирус) и простой герпес - "лихорадка" на губах.


Переносчик - это любой живой организм, который разносит инфекцию. Он получает инфекционное начало от организма, называемого резервуаром или носителем. Вирус бешенства сохраняется и передается одним и тем же животным, например собакой или летучей мышью. В этих случаях переносчик выступает в качестве второго хозяина, в теле которого может размножаться патогенный микроорганизм. Насекомые могут переносить возбудителей болезней на наружных покровах тела.





























11. Проведение анкетирования.

В ходе работы над проектом мы разработали анкету. (Приложение 1)

И провели анкетирование одноклассников.

12. Результаты анкетирования.

Работая над проектом, проведя анкетирование, мы выявили, что практически все ученики нашего класса не понимают разницы между вирусом и бактериями. Многие считают, что такое заболевание как грипп вызывают бактерии. (Приложение 2)













































13. Грипп.

Наша медицина научилась бороться с различными вирусами гриппа, почему же вирус гриппа нельзя полностью уничтожить?

У человека, сделавшего прививку и переболевшего гриппом вырабатывается иммунитет, то есть вырабатываются в плазме крови антитела, которые заблокируют вирус и человек останется здоров. Но, к сожалению, вирусы гриппа отличаются высокой изменчивостью, они мутируют. Антитела, полученные с прививкой действуют против определенного вида вируса гриппа и абсолютно бессильны против другого вида вируса. Против измененного вируса гриппа нужно создавать и делать другую прививку, поэтому с вирусами гриппа так трудно бороться.

Вот почему каждый год эпидемия гриппа снова и снова застает нас врасплох. Особенно активны вирусы гриппа осень и зимой. Даже «рядовой» грипп может вызвать тяжелые осложнения – пневмонию, сердечную недостаточность. (Приложение 3)









































14.Меры профилактики воздушно-капельных инфекционных заболеваний

Для поддержания хорошего иммунитета и, как следствие, снижения восприимчивости организма человека к заболеваниям, передающимся воздушно-капельным путем, необходимо осуществлять следующие профилактические меры:

  • закаливание организма с использованием различных водных процедур;

  • выполнение регулярных физических упражнений;

  • ежедневное проведение влажной уборки с использованием дезинфицирующих средств, а также частое проветривание помещений;

  • промывание слизистых носа и ротоглотки антисептическими растворами (Аквамарис, Мирамистин);

  • соблюдение основных правил личной гигиены (тщательное мытье рук, использование собственного полотенца);

  • ограничение контактов в период распространения инфекции, отказ от посещения мест скопления народа и увеселительных мероприятий до момента окончания эпидемии.

В настоящее время существует целый ряд медицинских препаратов, рекомендованных для профилактики описанных выше заболеваний. Многие из них выпускаются в форме мазей или спреев (к примеру, Виферон, Оксолин, Назаваль) и предназначены для обработки слизистых верхних дыхательных путей. Другие (Арбидол, Афлубин, Генферон, Оциллококцинум) стимулируют работу иммунной системы, существенно повышая ее резистентность.





























15.Меры профилактики фекально-оральных инфекционных заболеваний

Чтобы надежно защитить себя от подобного рода заболеваний, требуется соблюдать правила хранения употребляемых в пищу продуктов и прислушиваться к следующим советам:

  • всегда мойте руки с мылом после прихода с улицы и посещения туалета, а также перед едой;

  • тщательно следите за сроками годности, указанными на упаковках приобретаемых продуктов;

  • не допускайте прямого контакта готовых к употреблению и сырых продуктов (особенно мясных изделий и рыбы);

  • при приготовлении пищи подвергайте сырые продукты тщательной термической обработке;

  • не оставляйте приготовленные блюда надолго на столе;

  • не храните готовые продукты в холодильнике дольше пяти дней;

  • пейте только кипяченую или бутилированную воду;

  • при купании в открытых водоемах избегайте заглатывания воды.

В качестве действенных профилактических мер допустимо использование лекарственных средств с ярко выраженными сорбирующими свойствами (Энтеросгель Смекта).

































16.Меры профилактики контактно-бытовых инфекционных заболеваний

Для того чтобы защитить собственный организм от проникновения в него вирусов, требуется уделять особое внимание окружающей среде. Врачи-инфекционисты определили спектр правил, придерживаясь которых вы сможете существенно снизить риск заражения:

  • необходимо тщательно обрабатывать предметы и вещи, используемые большим количеством людей одновременно (к примеру, игрушки в детском саду);

  • требуется соблюдать гигиену и регулярно мыть руки, а также избегать посещения мест общего пользования (бань, саун) или иметь при себе личное полотенце;

Медицинских препаратов, направленных на проведение профилактических мер против инфекции, распространяемой таким путем, не существует (кроме вакцинации от определенных заболеваний, к примеру, от столбняка).









































17. Меры профилактики трансмиссивных инфекционных заболеваний

Соблюдая нехитрые меры предосторожности, можно максимально оградить себя от заражения заболеваниями, передающихся трансмиссивным путем. Для этого необходимо:

  • избегать длительных прогулок в лесополосе, а также в парках и скверах городов в период повышенной активности насекомых;

  • отказаться от поездок в экваториальные страны;

Поскольку в современном мире находится огромное количество патологических микроорганизмов, провоцирующих развитие инфекционных заболеваний, очень важно своевременно применять необходимые меры профилактики и по возможности предотвращать распространение инфекции











































18.Выводы (практическая значимость).

Изучив особенности жизнедеятельности вирусов. Узнав, что вирусы -это мельчайшие живые организмы ,научим других методам профилактики вирусных заболеваний, тем самым сможем обезопасить себя и других от вирусов.

Проанализировав все данные мы поняли почему с вирусами трудно вести борьбу и полностью их уничтожить?

1. Маленькие размеры

2. Быстро приспосабливаются

3. Встраиваются в чужие клетки и полностью их подчиняют, (клетки начинают синтезировать генетический материал вируса)

4. Изменчивы, быстро меняются, мутируют.

Но тогда возникает другой вопрос можно ли защититься от вирусов ?

Ученые разработали комплекс мероприятий, направленных на предупреждение вирусных болезней , передающихся различным путем. Эти данные мы оформили в виде буклета. (Приложение 4)

В заключении хотим сказать, что только зная особенности жизнедеятельности вирусов , их способы передачи, и меры профилактики вирусных заболеваний мы сможем обезопасить себя и других от вирусов, что полностью подтверждает нашу гипотезу.





























Приложения.

Приложение 1.

Анкета

1.Знаешь ли ты что такое вирус?

а) да

б) нет



2.Знаешь ли ты как вирусы попадают в организм?

а) да

б) нет



3.Знаешь ли ты меры профилактики от вирусов?

а) да

б) нет



4.Хотел бы ты узнать информацию о вирусе?

а) да

б) нет



































Приложение 2.

































Приложение 3.

Буклет «Грипп. Симптомы. Уход за больным. Профилактика.»























































Приложение 4.

Буклет «Вирусы. Пути передачи. Меры профилактики различных инфекционных заболеваний.





31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Проект "Плохие новости в хорошей упаковке из белка" (Текст)

Автор: Деулина Ирина Юрьевна

Дата: 21.06.2015

Номер свидетельства: 220775


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства