kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа и примерное календарное планирование курса предпрофильной подготовки «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новизна предлагаемого курса "Человек и его жизнедеятельность, здоровье"для учащихся 8 класса заключается в оптимальном обучении, обеспечивающим усвоени большого  объема учебного материала через использование  информационно - смысловых элементов текста.  Программа курса рассчитана на 34 часа. Теоретические вопросы составяют 80%, лабораторны работы- 20%. Прилагается и примерное календарное планирование курса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа и примерное календарное планирование курса предпрофильной подготовки «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» (8 класс).»

Волкова Т.В.,

учитель биологии

высшей категории высшей квалификации

СШ № 19

Программа

курса предпрофильной подготовки

«Человек и его жизнедеятельность, здоровье»

(ISBN 978-601-7438-01-2).

(для учащихся 8 классов).

Пояснительная записка.

В современном образовании происходят значительные преобразования, меняются система обучения и воспитания. Поэтому одной из функций школьного образования должна стать подготовка учащихся к жизни в условиях реального мира.

Переход на 12-летнее обучение позволит успешно решить стратегическую задачу реформы казахстанского образования, которая видится в развитии новой национальной модели, направленной на формирование творческой личности, в качественном переходе от модели « образование для всех» к модели « образование для каждого на протяжении всей жизни» и обеспечить скорейшее вхождение в мировое образовательное пространство.

Реализация целей и задач 12-летнего среднего общего образования предполагает создать систему профильного обучения учащихся старшей ступени на основе обеспечения принципа ранней профессиональной ориентации в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями обучающихся.

Данный курс позволяет учащимся осознанно выбрать профиль обучения, то есть решить первичное профессио-нальное самоопределение.

Предлагаемая программа курса предпрофильной подго-товки «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта Республики Казахстан и направлены на комплексное решение задач воспитания и развития учащихся.

Данный курс предназначен для учащихся IIIV классов и рассчитан на 34 часа, который реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного школьного учреждения, по одному часу в неделю.

Он позволяет углубить знания учащихся, расширить их общеобразовательный кругозор, познакомить с современными методами научного исследования, применяющимися при изучении человека и его жизнедеятельности, и вооружить их некоторыми лабораторными навыками.

Этот курс призван развивать у школьников познаватель-ный интерес к биологическим наукам и определенным видам практической деятельности (медицины, санитарии).

Наряду с углубленным теоретическим материалом, здесь значительное место отводится постановке различных лабораторных, практических работ разной сложности.

При изучении курса рекомендуется использовать «Электронное пособие по биологии. 8 класс», что облегчает работу учителя и ученика, экономит время.

В начале пособия дается оглавление, где перечислены разработанные темы по курсу 8 класса «Человек и его жизнедеятельность, здоровье», позволяющие лучше усвоить школьную программу.

Электронное пособие включает 14 тем, 33 ИСЭТа, 14 из-мерителей обученности, 112 рисунков в ИСЭТах и 25 рисунков в программе контроля знаний и умений, 35 таблиц и занимательный материал по всем темам курса биологии 8 класса.

Каждая тема состоит из нескольких частей: ИСЭТов и программы контроля знаний умений и навыков учащихся.

Основным методом обучения является организация индивидуальной, групповой и коллективной работы и научно – познавательная деятельность учащихся.

Наиболее приемлемая форма занятий для закрепления материалов – беседа. Она должна строиться так, чтобы учащиеся учились самостоятельно анализировать уже знакомые факты и, обсуждая изученный материал, пытались прогнозировать дальнейшее исследование. Даже если их предположения будут фантастическими, критерий – один: прогнозы должны быть грамотными. Только тогда такие занятия воспитывают умение видеть перспективу исследований.

Формы организации учебно – познавательной деятель-ности учащихся включают лекции с элементами беседы, работа с дополнительной литературой и сообщения учащихся, лабораторный практикум, опыты, написание и защита проектов на итоговой конференций.

Цель курса:

обеспечение более полного понимания материала биологии в курсе «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» и формирование общеучебных и специальных компетентностей у школьников, направленных на развитие интеллектуальных способностей.


Задачи курса:

  • помочь приобрести углубленные знания по анатомии, физиологии и гигиене человека;

  • воспитывать стремление к самостоятельности в приобретении знаний;

  • стимулировать познавательный интерес учащихся к предмету;

  • вырабатывать у учащихся научные, осознанные, систематические знания;

  • развивать и совершенствовать практические навыки работы с учебным оборудованием кабинета биологии (световым микроскопом, микропрепаратами);

  • привить старшеклассникам интерес к экспериментальным исследованиям и воспитывать требовательное критическое отношение к эксперименту;

  • развивать интеллектуальные, коммуникативные и практические умения;

  • оказать помощь учащимся в определении интересующих его проблем;

  • познакомить учащихся с возможностями информационных технологий для изучения биологии;

  • подготовить учащихся к профессиональному самоопределению;

  • совершенствовать общеобразовательные знания учащихся по вопросам биологической науки для подготовки к ПГК и ЕНТ.


Ожидаемые результаты изучения курса:

  • заложить знания, на которые будет базироваться любая профессия, связанная с биологией;

  • познакомить с главными проблемами биологической науки;

  • знания строения и жизнедеятельности организма человека;

  • применение гигиенических правил на практике;

  • усвоение учебного материала на курсах способствует переходу от обучения к самообразованию.

Особенности курса:

  • научность;

  • использование активных форм обучения: защита проектов, лабораторные и практические работы, семинары.

Учебно – методический комплекс.

УМК включает в себя программу, календарно – тематическое планирование, электронное пособие для учащихся и учителей, расширенный глоссарий биологических терминов и понятий, лабораторный практикум и описание опытов, методические рекомендации для учителя по каждой теме курса.

Курс предусматривает программную поддержку, что позволяет расширить представление учащихся об интеграции биологии и информатики.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины, используемые в курсе предпрофильной подготовке «Человек и его жизнедеятельность, здоровье»;

  • топографию человеческого тела; взаиморасположение органов, соотношение частей тела;

  • особенности строения и жизнедеятельности клетки;

  • особенности строения и функции тканей, органов и систем органов, их способы регуляции;

  • черты сходства и различия между человеком и млекопитающими, формы поведения;

  • особенности организма человека в связи с трудовой деятельностью и социальным образом жизни;

  • внутреннюю среду организма, обмен веществ, иммунитет, теплорегуляцию;

  • факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека;

  • влияние физической нагрузки, наркотиков, алкоголя, курения на организм;

  • основные признаки травматических нарушений, кровотечений, гипертонических кризов, желудочно – кишечных недомоганий и основные меры доврачебной помощи (ПМП), включая приемы искусственного дыхания;

  • особенности развития человеческого организма и личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи; самостоятельно работать с учебной литературой;

  • ориентироваться в расположении основных органов в организме человека; работать с таблицами;

  • устанавливать связи между строением клеток, тканей, органов и систем органов и функцией, различать нервную и гуморальную регуляции органов;

  • применять имеющие знания для решения конкретных проблем: определять нарушения осанки, плоскостопия;

  • принимать самостоятельные решения и выполнять творческую работу;

  • проводить практические и лабораторные исследования; пользоваться оптическими приборами;

  • составлять и выступать с докладами по выбранным темам на конференции.


Содержание программы курса «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» 8 класс.

(Всего 34 часа, 1 час в неделю).

Введение. (1час).

Цели и задачи курса. Науки, изучающие человека и их взаимосвязь между собой. Значение знаний о строении и функциях организма человека для охраны здоровья населения, экологии окружающей среды, медицины и лично для каждого человека.

Черты сходства и различия между человеком и млекопитающими.

Систематическое положение человека. Антропогенез – происхождение и развитие человека. Факторы антропогенеза. Этапы эволюции человека: австралопитек, древнейшие люди (питекантроп, синантроп), древние люди (неандерталец), современный человек (кроманьонец).

Биосоциальная природа человека.

Демонстрация: Электронное пособие: виртуальная лаборатория, электронное пособие по биологии, таблицы, торс и скелет человека, видеофильм.

1. Общий обзор организма человека -2 часа.

Цитология – наука о клетке. Клетка – структурная и функциональная единица всех живых организмов, способная к самообновлению, саморегуляции и самовоспроизведению. Строение и химический состав клетки. Физиология клетки.

Ткани. Типы тканей и их свойства. Орган и система органов. Функциональная система.

Демонстрация: Электронное пособие: виртуальная лаборатория, электронное пособие по биологии, таблицы, микропрепараты, микроскоп, химическая посуда, продукты, содержащие ферменты: каталазу (сырой картофель),

Лабораторная работа №1. Биологические катализаторы.

Лабораторная работа №2. Изучение строения клетки и тканей организма человека под микроскопом.

2. Железы внутренней секреции – 1 часа.

Характеристика желез внешней, внутренней и смешанной секреций. Гормоны – биологически активные вещества. Гипер – и гипофункции желез внутренней секреции. Регуляция деятельности желез.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология» таблицы с изображением желез внутренней секреции, модели гортани со щитовидной железой.

3. Нервно – гуморальная регуляция физиологических функций - 4.

Строение и функции нервной системы. Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной системы. Строение нейрона. Нейроны по функциональным свойствам.

Нервный узел, нейроглии. Нервы. Деление нервной системы по строению – на центральную и периферическую и функциональному признаку – соматическую и вегетативную.

Рефлекторный принцип работы нервной системы.

Раздражимость, раздражение, раздражение. Безусловные и условные рефлексы, их характеристика. Звенья рефлекторной дуги: рецептор, чувствительный нейрон (центростремительный), нервный центр, двигательный нейрон (центробежный), рабочий орган. Принцип обратной связи. Основоположники рефлекторной теории.

Центральная нервная система. Строение и функции спинного и головного мозга.

Вегетативная нервная система: симпатическая и парасимпатическая.

Организм – единое целое.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология» таблицы «Строение нервной системы», «Головной мозг», «Спинной мозг», «Вегетативная нервная система», «Рефлекс и рефлекторная дуга», «Спинной мозг и схема коленного рефлекса»; «Автономная нервная система», «Соматическая нервная система»; рефлексов продолговатого мозга: глотательного; функций мозжечка: координация целевых движений (пальценосовая проба), устранение лишних движений, возникающих в силу инерции или внешнего сопротивления; тонических рефлексов среднего мозга и мозжечка (устойчивости в пробе Ромберга) и др. (опыты 1 – 8).

Лабораторная работа №3.

Наблюдение за коленным рефлексом.

Лабораторная работа №4.

Вегетативная нервная система.

4. Органы чувств (анализаторы) - 3.

Значение органов чувств. Анализаторы.

Зрительный анализатор. Строение и функции глаза. Зрительное восприятие. Роль палочек и колбочек при дневном и сумеречном зрении. Адаптация и аккомодация глаза. Близорукость и дальнозоркость. Причины нарушения и ослабления зрения. Гигиена зрения.

Слуховой анализатор. Строение и функции уха. Возникновение слуховых ощущений.

Адаптация слуха. Гигиена слуха.

Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Взаимосвязь органов чувств.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы «Зрительный анализатор», «Гигиена зрения», «Слуховой анализатор», «Обонятельный и вкусовой анализаторы»; модели глаза и уха; рельефная таблица кожи.

Лабораторная работа № 5.

Изучение органов равновесия, осязания и вкуса.

Опыты: 9 – 12.

5. Система опоры и движения - 4.

Строение и значение опорно – двигательного аппарата. Строение, состав и свойства костей. Типы соединения костей. Рост костей. Скелет человека.

Первая медицинская помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей (конечностей, позвоночника, ребер, травмах черепа).

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Синергисты. Антагонисты. Работа мышц. Управление движением. Утомление мышц. Регуляция мышечного сокращения.

Влияние физических упражнений на развитие опорно – двигательной системы.

Активная физическая деятельность. Взаимосвязь силы мышц и прочности костей между собой. Гиподинамия. Искривления позвоночника: лордоз, кифоз и сколиоз. Плоскостопие.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы «Кость и её строение», «Соединение костей», «Строение костей и типы их соединения, «Скелет», «Череп человека», «Влияние физических упражнений на организм», «Формирование правильной осанки», «Роль двигательной активности», «Переломы костей и средства их иммобилизации», «ПМП при переломах костей», «Повязки на голову и грудь», скелет человека, видеофильм.

Лабораторная работа № 6.

Изучение химического состава кости.

Лабораторная работа № 7.

Влияние ритма работы и величины нагрузки на развитие утомления.

Лабораторная работа № 8

Выявление нарушения осанки.

6. Внутренняя среда организма - 4.

Внутренняя среда организма (о гомеостазе). Кровь – один из видов соединительной ткани. Состав крови. Форменные элементы крови. Свертывание крови.

Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.

Группы крови. Резус – фактор. Переливание крови.

Лимфа, лимфатические сосуды, узлы, их значение. Регуляция функций лимфатической системы.

Иммунная система. Иммунитет и его виды. СПИД – болезнь века.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы

«Кровь», презентация о СПИДе.

Лабораторная работа № 9

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

7. Органы кровообращения - 3.

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Функции кровообращения. Строение и работа сердца. Регуляция работы сердца.

Транспортные системы организма. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам.

Пульс. Давление. Виды кровотечений: капиллярное, венозное, артериальное, внутреннее.

Факторы, негативно влияющие на сердечно – сосудистую систему.

Условия нормальной работы сердца.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы

«Схема кровообращения», «Фазы работы сердца», «Значение тренировки сердца», «Способы временной остановки кровотечений», «ПМП при кровотечениях»; приемы работы при определении пульса и артериального давления крови, видеофильм.

Лабораторная работа № 10

Подсчет пульса. Измерение кровяного давления.

8. Дыхательная система – 1.

Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания. Факторы, негативно влияющие на дыхательную систему. Условия правильного дыхания.

Практическая работа.

Оказание доврачебной помощи при остановке дыхания.

Регистрация дыхательных движений у человека.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы

«Система органов дыхания», «Гортань и органы полости рта при дыхании», «Гигиена органов дыхания», «Предупреждение воздушно- капельной инфекции», «Способы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца», модель гортани.

9. Пищеварительная система - 2.

Пищеварение и питание. Питательные вещества. Пищеварительные ферменты. Строение и значение органов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Зубная формула. Строение зуба. Основные виды поражения зубов. Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание.

Гигиена питания. Правила питания. Здоровая диета. Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний. Пищевые отравления и их профилактика. Влияние алкоголя на органы пищеварения.

Практическая работа.

Расщепление крахмала слюной.

Состав и свойства желудочного сока.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы

«Органы пищеварения», «Инфекционные заболевания и их профилактика», «Зубы», «гигиена полости рта», торс человека.

Лабораторная работа № 11

Действие ферментов слюны на крахмал.

10. Обмен веществ и энергии - 2.

Общая характеристика обмена веществ. Пластический и энергетический обмены веществ.

Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных веществ. Витамины. Жирорастворимые и водорастворимые витамины. Значение витаминов. Авитаминозы. Классификация витаминов.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы с изображением системы органов пищеварения, дыхания, выделения, клетки, «Режим дня».

11. Выделительная система - 2.

Строение и функции мочевыделительной системы. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Предупреждение заболеваний органов мочевыделительной системы.

Строение и значение кожи. Терморегуляция организма. Нарушения процессов терморегуляции: тепловой и солнечный удары. Закаливание. Гигиена кожи.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы с «Кожа», «ПМП при ожогах», рельефная таблица «Строение кожи».

12. Индивидуальное развитие человека -2.

Размножение и индивидуальное развитие человека. Характеристика мужских и женских половых желез, клеток и гормонов. Строение мужских и женских половых органов.

Оплодотворение. Беременность. Плацента или детское место. Развитие зародыша и плода. Основные периоды развития человеческого организма.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология», таблицы мужской и женской половых систем; схемы менструального цикла, оплодотворения, внутриутробного развития зародыша и плода, рельефная таблица.

13. Основы учения о высшей нервной деятельности - 3.

Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные программы поведения. Первая и вторая сигнальная системы. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Сознание. Познавательные процессы: ощущения, восприятия, память, воображение, мышление. Мотивация. Эмоции.

Биологические ритмы. Сон и сноведения. Гигиена сна.

Демонстрация: Электронное пособие по биологии, «Открытая биология».

Опыты (13- 19). Опыт Аристотеля.

14. Итоговое занятие.

Человек и общество. Биологическая и социальная зрелость.


Примерное календарное планирование

курса предпрофильной подготовки «Человек и его жизнедеятельность, здоровье» 8 класс.

Тема занятия

Кол-во

Дата

Формы и методы работы

1

Введение

1


Лекция с элементами беседы


Общий обзор организма человека.

2



2.

Клеточное строение человека. Органоиды клетки.

1


Лекция с элементами беседы, лаб.работа №1.

3.

Ткани. Орган и системы органов. Функциональ-ная система.

1


Лекция с элементами беседы, лаб.работа №2.


Железы внутренней секреции

1



4.

Железы внутренней секреции, гормоны, гипер- и гипофункции их.



Лекция с элементами беседы, сообщения учащихся.


Нервно – гуморальная регуляция физиоло-гических функций.

4



5.

Строение и функции нервной системы. Реф-лекс и рефлекторная дуга.

1


Рассказ с элементами беседы

6.

Строение и функции спинного мозга.

1


Лекция с элементами беседы, лаб.работа 3

7.

Строение и функции головного мозга.

1


Лекция, исследова-тельская работа, опыты 1-8

8.

Вегетативная нервная система.

1


Рассказ с элементами беседы, лаб.работа 4


Органы чувств (анализаторы).

3



9.

Строение и функции глаза. Гигиена зрения.

1


Сообщения учащихся

10.

Строение и функции уха. Гигиена слуха.

1


Лекция, сообщения учащихся, опыты 9-10

11

Орган равновесия, мышечного и кожного чувства, обоняния и вкуса. Взаимосвязь органов чувств.

1


лекция с элементами поисковой деятель- ности, опыт 11- 12,

лаб. работа № 5


Система опоры и движения.

5



12.

Строение и значение опорно – двигательного аппарата.

1


Лекция с элементами беседы, лаб. работа

№ 6

13.

Типы, соединение костей. Скелет человека.

1



14.

Первая медицинская помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

1


Работа с элементами поисковой деятельности

15.

Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Работа мышц. Их утомление.

1


Лекция с элементами беседы, лаб. работа

№ 7

16.

Влияние физических упражнений на развитие опорно – двигательной системы.

1


Лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, лаб.

работа № 8


Внутренняя среда организма.

5



17.

Внутренняя среда организма. Состав крови. Форменные элементы крови. Свертывание крови.

1


Лекция с элементами беседы, лаб. работа

№ 9

18.

Лейкоциты, их строение и функции. И.И.Мечников, открытие фагоцитоза.

1


Лекция с элементами беседы, сообщения

19.

Группы крови. Резус – фактор. Переливание крови.

1


Лекция с элементами беседы, сообщения

20.

Лимфа, лимфатические сосуды, их значение.

1


Лекция с элементами беседы, сообщения

21.

Иммунная система. Иммунитет и его виды. СПИД – болезнь века.

1


Лекция с элементами беседы, презентации учащихся


Органы кровообращения.

2



22.

Строение и работа сердца. Регуляция работы сердца.

1


Лекция с элементами беседы

23.

Движение крови по сосудам.

1


Работа с элементами поисковой деятель-ности, лаб. работа 10


Дыхательная система.

1



24.

Строение и функции дыхания.

1


Лекция с элементами беседы


Пищеварительная система.

2



25.

Строение и значение органов пищеварения.

1


Лекция с элементами беседы, лаб. работа

№ 11

26.

Гигиена питания. Предупреждение желудочно – кишечных заболеваний. Пищевые отравления и их профилактика.

1


Работа с элементами поисковой деятельности


Обмен веществ и энергии.

2



27.

Общая характеристика обмена веществ.

1


Лекция с элементами беседы

28.

Витамины.

1


беседа, практическая работа-исследование


Выделительная система.

2



29.

Мочевыделительная система, её строение и значение. Предупрежде-ние заболеваний органов мочевыделительной системы.

1


Лекция с элементами беседы

30.

Строение и значение кожи.

1


Лекция, сообщения учащихся

31.

Индивидуальное развитие человека.

Размножение и индивидуальное развитие человека.

1


Лекция с элементами беседы


Основы учения о высшей нервной деятельности.

2



32.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

1


Лекция с элементами беседы, исследова-тельская работа, опыты 13 - 19

33.

Сон и сноведения. Гигиена сна.

1


Сообщение, презента-ции учащихся

34.

Итоговое занятие.

1


Представление результатов групповой работы


Итого:

34




Учебно – методическое обеспечение курса:

Рекомендуемая литература для учителя.

1. З.Ж,Аскарова. Биология. (Человек и его жизнедеятельность), Алматы «Мектеп», 2004, 222с.

2. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

3. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.

4.Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

5. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

6. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.

7. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

8. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

9. А.С.Батуев и др. Биология. Человек. М., «Дрофа», 1998, 238с.

10. А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.

11. Л.Г.Воронин и др. Физиология высшей нервной деятельности и психологии. М., «Просвещение», 1970, 224с.

12. Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.

13. О.А.Пепеляева, И.В.Сунцова. Поурочные разработки по биологии (Человек). «ВАКО», М., 2005, 416с.

14. Г.М.Муртазин. Активные формы и методы обучения биологии. М., «Просвещение», 1989, 193с.

15. В.А.Глумова и др. Биология. Ижевск, Изд – во Удмурского университета, 1995, 380с.

16. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

17. З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.

18. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с

19. Е.В.Семенов. Физиология и анатомия. М., 1997, 470с.

20. А.А.Маркосян. Физиология. М., «Медицина», 1975, 351с.

21. Р.Д.Маш, Н.А.Пугал, А.Г.Драгамилов. Биология- 8. Человек, М., 1998, 163с.

22. И.Г.Кириченко. Лабораторный практикум. Костанай, 2004, 18с.


Рекомендуемая литература для учащихся.

1. З.Ж,Аскарова. Биология. (Человек и его жизнедеятельность), Алматы «Мектеп», 2004, 222с.

2. Р.Алимкулова., Р.Сагимбеков, А.Соловьева. Биология. 8 класс. Алматы «Атамура», 2008, 288с.

3. Е.А.Резанова, И.П.Антонова, А.А.Резанов. Биология человека в таблицах и схемах, «Издат – Школа», М.,1998, 204с.

4.Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология, М., «»АСТ – ПРЕСС», 2001, 815.

5. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов. Биология. Человек и его здоровье. М., «Просвещение», 1997, 208с.

6. Г.Л.Билич, В.А.Крыжановский. Биология для поступающих в вузы. М., «Оникс», 2008, 1088с.

7. А.М.Цузмер, О.Л.Петришина. Биология. Человек и его здоровье, М., «Просвещение», 1990, 240с.

8. М.Р.Сапин, З.Г.Брыскина. Анатомия и физиология человека, М., «Просвещение», 1998, 256с.

9. А.С.Батуев и др. Биология. Человек. М., «Дрофа», 1998, 238с.

10. А.Г.Хрипкова. Физиология человека. М., «Просвещение», 1971, 159с.

11. Л.Г.Воронин и др. Физиология высшей нервной деятельности и психологии. М., «Просвещение», 1970, 224с.

12. Р.Г.Заяц, И.В.Рачковская, В.М.Стамбровская Биология, Минск, «Вышэйшая школа», 2000, 524с.

13. В.А.Глумова и др. Биология. Ижевск, Изд – во Удмурского университета, 1995, 380с.

14. В.А.Липченко, Р.П.Самусев. Атлас нормальной анатомии человека. М., «Медицина», 1988, 320с.

15. З.А.Власова. Биология. Справочник школьника. М., 1995, 574с.

16. И.Д.Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., «Просвещение», 1978, 239с


Электронные носители:

1. Электронное пособие по биологии. 8 класс. Лицензия серия КСТ № 0962 от 29.05.2009г.

2. Электронное пособие: виртуальная лаборатория,

3. Электронное пособие «Открытая биология».

22




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Волкова Татьяна Викторовна

Дата: 08.04.2015

Номер свидетельства: 199085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства