kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый элективный курс введен в курс освоения основной образовательной программы школы-интерната №18.

Предполагается, что в результате освоения данного курса учащиеся расширят спектр знаний  о природе, об  окружающем мире, о способах   общения  с ним ,о  себе, о своем внутреннем мире, приобретут навыки управления своими эмоциями и состояниями,способами коммуникации исаморегуляции. Ожидается, что освоение курса будет способствовать развитию мотивации к обучению, а также  повышению успешности освоения базового образования.

Курс рассчитан на 2 учебных года и предназначен для учащихся 10–х и 11-х классов общеобразовательной школы. Данная рабочая программа рассчитана на 17 занятий в год. Форма занятий – комбинированная (включает теоретическую и практическую части).

Цели:

1.Формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы.

 2.Воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого человека.

3. Развитие коммуникативных умений, навыков здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас." »



Пояснительная записка

Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на сегодняшний день является необходимым условием повышения качества образования. Одним из базовых компонентов здоровьесбережения является сохранение и улучшение физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Как показывает практика работы с подростками, на данный момент у них обнаружен достаточно низкий уровень как физиологической, так и психологической компетентности, что затрудняет процессы самопознания, развития самоотношения, рефлексии собственной жизни подростков, их успешной адаптации в социуме.

Мир подростка нестабилен, что отчасти связано с возрастными физиологическими особенностями, отчасти – с психологическими характеристиками. Предполагается, что острота внутренних противоречий в жизни подростка поддерживается еще и дефицитом информации о собственном развитии, более ярко проявляющемся в условиях интернатного учреждения, где воспитанники не всегда имеют возможность доверительной беседы со взрослыми и доступа к интересующей информации.

Для решения этих трудностей, в целях просвещения воспитанников школы-интерната создан элективный курс «Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас».

Реализация курса базируется на следующих нормативных документах:

- Федеральный закон «Об образовании»;

- Федеральный базисный учебный план;

- Положение об элективных курсах;

- Учебный план ГКООУ РО санаторной школы-интерната №18;

- Конвенция о Правах ребенка.

Предлагаемый элективный курс введен в курс освоения основной образовательной программы школы-интерната №18.

Предполагается, что в результате освоения данного курса учащиеся расширят спектр знаний о природе, об окружающем мире, о способах общения с ним ,о себе, о своем внутреннем мире, приобретут навыки управления своими эмоциями и состояниями,способами коммуникации исаморегуляции. Ожидается, что освоение курса будет способствовать развитию мотивации к обучению, а также повышению успешности освоения базового образования.

Курс рассчитан на 2 учебных года и предназначен для учащихся 10–х и 11-х классов общеобразовательной школы. Данная рабочая программа рассчитана на 17 занятий в год. Форма занятий – комбинированная (включает теоретическую и практическую части).



Цели:

1.Формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы.

2.Воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого человека.

3. Развитие коммуникативных умений, навыков здорового образа жизни.



Формы работы.

Выбор формы деятельности обусловливается возрастными особенностями ребят, статусом образовательного учреждения –школа-интернат для длительного пребывания детей с ослабленным здоровьем.

1. Экскурсии в парк г. Таганрога.

2.Практические занятия на Набережной города, в городском парке , на школьном дворе

3. Экологические игры,

4.психологические тренинги,

5. творческие работы.

6.Игровые задания.

7. эксперимент.

Экологические игры, например: «Назови меня». Выявив пять-шесть особенностей травянистого растения с помощью органов чувств, дети должны д

ать ему правильное название. Ещё задание — «Пойми меня»: пообщавшись с деревом, внимательно рассмотреть его, погладить, послушать, прижавшись к стволу, составить рассказ от его имени. А понаблюдав за животным, изобразить его или рассказать от его имени, что оно умеет делать, как и человек, а что лучше человека, да так рассказать, чтобы остальные дети догадались, что это за животное.

Особое внимание в программе уделено педагогическому процессу в теплое время года (лето, весна, ранняя осень). Летние каникулы-это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное — рядом. Живы, свежи, ярки впечатления лета, когда дети интерната были дома. Поэтому первые занятия спланированы таким образом, чтобы поделиться ими, сохранить их в рисунках, поделках, мероприятиях, фотографиях, мини-сочинениях, художественных зарисовках. Все это позволит ребятам преодолеть стрессовый этап адаптации к жизни в интернате. Это очень важно для наших детей: преодолеть отрыв от дома.Каждый раз, в течение холодного времени года ( поздняя осень, зима), когда дети особенно остро ощущают отсутствие родительской ласки, это будут тонкие нити связи с родным домом, согревающие ранимую душу ребенка.

К нам прибывает много детей из малообеспеченных, асоциальных семей, детей из приютов, детских домов. Они действительно страдают хроническими заболеваниями, но кроме этого и расстройством психики ( замкнуты, не контактны, агрессивны, безразличны и мн. др.),не умеют общаться со сверстниками, взрослыми , не видят себя в будущем .Наши дети зачастую испытывают недостаток любви и внимания своих родных , близких. Поэтому педагоги и воспитатели нашей школы-интерната делают все, чтобы дети были не только физически здоровы, но и отогрели свою душу ,поверили в доброе и светлое, научились мечтать, любить, верить, понимать истинную красоту, ценить дружбу, уважать труд. А в целом—быть готовыми ко взрослой, самостоятельной жизни, найти в социуме свое достойное место. Я считаю, что большую роль в этом играет формирование умений общаться с природой, окружающим миром, видеть и ощущать себя их неотъемлемой частью. Ведь с самого раннего детства детей окружает мир растений, животных, мир их звуков, красок, мир воды, и др.И там, где в семье ребенок обделен вниманием взрослых, да к тому же и в общении со сверстниками нет взаимопонимания, он более трогательнои сильно привязан к домашним животным, находя в них родную душу: разговаривает, ведает свои тайны, жалуется им, делится едой. Такие дети испытывают потребность уединяться в саду, в поле, в лесу, поговорить с деревьями, цветами , птицами, водой. Они очеловечивают и одушевляют их. Это помогает детям выживать в нашем сложном и подчас жестоком мире. А умеют ли наши дети быть благодарными? Испытывают ли они потребность любить и ценить?

Так, для наших школьников эмоционально-эстетические переживания, связанные с объектами и явлениями природы, более значимы, чем сведения о них. Поэтому ведущая идея при отборе содержания— забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям. Во время пребывания в интернате школьники совершают ежедневные прогулки по озелененной территории школьного двора, площадь которого -2га. У нас много зеленых насаждений: деревьев, кустарников, разбиты красивые клумбы, газоны с малыми архитектурными формами,рокарий, цветочная горка. В школьном парке много птиц, насекомых, есть островки с дикой степной растительностью.Так наши дети наглядно убеждаются, что в природе всё взаимосвязано. Взрослые и дети все вместе создают эту красоту и много трудятся, чтобы ее сохранить . Приходится и копать, и пропалывать, и высаживать,исамим выращивать рассаду и поливать и мн. др. Так познается цена красоты ценой труда, формируются убеждения единства человека и природы., ответственности каждого за ее благополучие, желание сохранить.

Содержание элективного курса «Наедине с природой»

Часть 1. (10-й класс).Раздел 1. Раздел 2. Летние задания.

Часть 2. (11-й класс) .Раздел 3 .Раздел 4.

Содержание программы раскрывает роль парковой терапии для здоровья детей. Программа курса состоит из 4-х разделов:

Раздел 1. «Мир растений. Фитотерапия» посвящен оздоровлению при общении с деревьями, цветами, полем, лугом, лесом. ( разговор с о своим деревом по гороскопу, с любимым зеленым лугом, разговор с любимым цветком,а почему именно с ним? Почему хочется подержаться за мощный ствол когда нет сил? Прижаться к прохладному листику, когда взволнован? Чаще смотреть на букет из ярких осенних листьев в зимние долгие вечера?

Раздел 2 «. Мир животных.Зоотерапия» посвящен лечению общением с животными: лошадьми, дельфинами, кошками, собаками, птицами и др. ( разговор с любимым животным , очеловечивание как пример сублимации: преданность, привычки, позы, передвижение, мимика, выражение глаз, позы. При этом речь идет как об эмоциональном, так и о физиологическом лечении ( фиточаи, сборы, настоики, мази, жир, шерсть и др.). Чтобы экспериментально подтвердить единство человека и с природой, показать, что человек может оказывать как положительное , так и отрицательное влияние на живые объекты , программой предусмотрено постановка опытов . («Как качество общения человека влияет на рост и развитие цветка бальзамина»).

Раздел 3 «Мир воды и камня. Гидротерапия»

Раздел 4. « Мир воздуха.»Чувствительны наши дети и к воде. Они любят свои речушки, наше море. Шум прибоя одних ласкает, других раздражает. Почему?Бескрайность пугает, крики чаек тревожат . Хождение по песку и камешкам –приемы оздоровления, а построить замок из песка? Российские курорты позволяют санаторно-курортное лечение детей ( плавание, загар, воздушные ванны на свежем воздухе. Влияние минеральных природных источников на здоровье: лечит минеральная вода почки, ЖКТ.

Занятия в парковой зоне города, прогулки к морю обеспечивают общение с живыми растительными и животными объектами , природными явлениями в разное время года. Они направлены на расширение представлений о формах, видах, способах общения; а также на развитие рефлексии собственных коммуникаций, формирование и развитие ценностного отношения к окружающим, развитие конструктивных способов общения.

Летние задания.

Летний отдых посвящается теме « Наедине с природой. В это время можно полежать на траве, наблюдая за облаками и летающими птицами, посидеть на берегу реки под деревом с закрытыми глазами и послушать звуки знойного летнего дня либо лесную тишину. Изучая жизнь природных сообществ в условиях лета, ребята выполняют различные задания: составляют палитру красок летней рощицы, луга, находят в лесу или на лугу примеры симметрии, прислушиваются к звукам утреннего леса и делятся своими впечатлениями, дают встретившимся растениям и животным свои названия, созвучные с состоянием души. И не забывают о чистоте после посещения природных объектов-уборку мусора на берегах



К ожидаемым результатам относятся:

- расширение представлений о формах, видах, способах общения с природой,

- развитие способности к рефлексии собственных форм общения;

- формирование и развитие способности преодолевать коммуникативные барьеры в общении со сверстниками, природой,

- овладение элементарными навыками конструктивного выхода из конфликтов;

- применение в жизни для сохранения здоровья учебно-познавательного опыта.

- желание жить в гармонии с собой и с окружающим миром в целом.

- понимание , что экологически грамотный человек –здоровый человек.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

В предлагаемом элективном курсе используются:

- печатные пособия;

- экранно-звуковые пособия;

- мультимедийное оборудование;

- технические средства обучения;

- натуральные объекты;

- демонстрационные пособия.









































Календарно-тематическое планирование

10 класс (17ч.)



Дата



Наименование раздела, темы

Кол-во часов


Формы работы. Виды деятельности.

План




Факт


11.09.





Вводное занятие. Цели и задачи курса




1



Участвовать в разговоре, выбрать тему творческой работы


Раздел 1.Мир растений. Фитотерапия.6ч.




25.09


Интегрированное занятие по теме «Осень золотая в гости к нам пришла..»

( Психолог, биолог). Наедине с природой. Парковая терапия. Определение понятия ассоциативные эмоции».

1

Выездная экскурсия в парк г. Таганрога. Наблюдать за изменениями в природе ранней золотой осенью. Участвовать в беседе-рассуждении об эмоциональном физиологическом состоянии человека, связанном с этим временем года. Способы выражения эмоций. Выполнить коллективную работу из осенних листьев ,семян.

09.10


Октябрь уж наступил…Грибная пора

1

Выявление полезного влияния процесса сбора грибов на физическое и психическое состояние человека.


213.113.10.


«Мое растение по знаку Зодиака придаст мне силы, бодрости, любви..»

Общение с растениями-Фитотерапия. Осенней ярмарки краски…Музыка осени.


2

Групповая работа. Визуализация «Осень»

.27.11.


Постановка эксперимента «Влияние качества общения человека на рост и развитие растения».

1

Пр. работа.Высадка черенков бальзамина в 3 горшка.

11.12.


Зеленая аптека на моем окне.

1

Пр. работа.Определение комнатных лекарственных растений. Приготовление настоек, отваров, чая.


Раздел 2.Мир животных. Зоотерапия.9ч.

25.12.


«Мой ласковый и нежный зверь». Любимые домашние животные.

1

Групповая работа по интересам.

Мы в ответе за тех, кого приручили. Физиологический механизм оздоровления.

.22.01


Лошади и дельфины---«народные лекари»

1

Групповая работа по интересам. Выявление действия звуков и поведения на здоровье человека.

05.02.



Мир аквариумных рыбок.

1

Презентация « аквариумные рыбки».определение успокаивающего действия аквариумных рыбок на психику человека.

19.02


Работа над поставленным ранее экспериментом.

1

Наблюдение за ростом и развитием бальзамина.

26.03..


Необычный мир насекомых.

1

Проведение параллели семья людей ---семья пчел, муравьев. Нравственные аспекты. Семейные ценности.

05.03


09. 04

.


«Природы мир вокруг меня, не в далеке, а рядом». Оздоровительное экологическое занятие.

2

Экскурсия по территории школьного двора.Визуализация «Дыхание весны»---работа с дыханием.

23.04


Практическое оздоровительное занятие в парке г. Таганрога. « Весеннее настроение» ( как лечит нас весна )

1

Выездная экскурсия в парк г. Таганрога. Визуализация «Весна», определение чувств, объединяющих с природой.

07.05.


Интегрированное занятие « Весны палитра красок» ( биолог, учитель ИЗО)

1

Коллективная творческая работа , отображение в красках состояние организма человека весной.

21.05.

28.05.


Защита творческих проектов. Результаты и выводы по работе над экспериментом. Летние задания.

2

Презентации, мини-, групповые проекты.





















Календарно-тематическое планирование

11 класс (17ч.)

Дата



Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Формы работы. Виды деятельности.

План

Факт

11.09.


Вводное занятие. Цели и задачи курса

1

Участвовать в разговоре, выбрать тему творческой работы

25.09


Интегрированное занятие по теме «Дни поздней осени бранят обыкновенно..» ( Психолог, биолог) .Наедине с природой.


1

.Участвовать в беседе-рассуждении об эмоциональном физиологическом состоянии человека, связанном с этим временем года. Способы выражения эмоций. Парковая терапия.


Раздел 1. Мир воды и камня.8ч.

09.10.23.10.


Три состояния воды. Память воды. Мифы и правда о воде и камне. «Я» по знаку Зодиака.

2

Воспроизвести известные уже сведения о воде.

Из рассказов бабушек.

13.11.


Интегрированное занятие по теме «Море, ты слышишь, море…»( Психолог, биолог). О лечении морем.

1

Выездная экскурсия на Набережную г. Таганрога. Наедине с природой.

.27.11.


Замки из песка ,морская галька.Минеральная вода. Российские курорты и здравницы.

1

Ознакомление с основами лечения ЖКТ.

11.12.


Гидротерапия гейзеры, термоисточники, водопады.

1

Ознакомление с действием на физическое, психическоесостояние.

25.12.


«Снег кружится, летает, летает…» Снег, лед как состояние воды.

1

Восприятие первого снега. Состояние души.

22.01.


«Говорят, под Новый год..» Новый Год —долгожданное состояние праздника.

1

Зимние народные забавы, праздники, обычаи как полезные оздоровительные развлечения на воздухе.

05.02.


Крещение на Руси. «И вновь пришли крещенские морозы.». Купание в проруби--оздоровление водой?

1

Эксперимент с крещенской свячёной водой.

Раздел 1. Мир воздуха.. 5ч.


19.02.


Воздух . Состав. Изменения.озонирование.

1

Кавказ---горный Кисловодск.

05.03.


Свежий ветер в лицо. Январская вьюга. Жаркий, знойный суховей.

1

Изменения реакции организма на характер возд. масс.

26.03.


Нам ветер запахи приносит. Ароматерапия.

1

Влияние запахов на здоровье.


09.04



Весной так дышится легко.


1

Оздоровительное экологическое занятие в школьном парке.

23.04.

07.05.


Результаты эксперимента. Защита творческих работ.

2

Оздоровительное экологическое занятие.


21.05.


Итоговое занятие


1

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас."

Автор: Яценко Анна Васильевна

Дата: 09.02.2015

Номер свидетельства: 169885

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Программа элективного курса "Я и моё здоровье" "
    ["seo_title"] => string(50) "proghramma-eliektivnogho-kursa-ia-i-moio-zdorov-ie"
    ["file_id"] => string(6) "136613"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417153512"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас""
    ["seo_title"] => string(91) "proghramma-eliektivnogho-kursa-po-biologhii-chieloviek-i-priroda-my-v-mirie-mir-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "169876"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423481761"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства