Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас."
Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас."
Предлагаемый элективный курс введен в курс освоения основной образовательной программы школы-интерната №18.
Предполагается, что в результате освоения данного курса учащиеся расширят спектр знаний о природе, об окружающем мире, о способах общения с ним ,о себе, о своем внутреннем мире, приобретут навыки управления своими эмоциями и состояниями,способами коммуникации исаморегуляции. Ожидается, что освоение курса будет способствовать развитию мотивации к обучению, а также повышению успешности освоения базового образования.
Курс рассчитан на 2 учебных года и предназначен для учащихся 10–х и 11-х классов общеобразовательной школы. Данная рабочая программа рассчитана на 17 занятий в год. Форма занятий – комбинированная (включает теоретическую и практическую части).
Цели:
1.Формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы.
2.Воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого человека.
3. Развитие коммуникативных умений, навыков здорового образа жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по биологии "Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас." »
Пояснительная записка
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении на сегодняшний день является необходимым условием повышения качества образования. Одним из базовых компонентов здоровьесбережения является сохранение и улучшение физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Как показывает практика работы с подростками, на данный момент у них обнаружен достаточно низкий уровень как физиологической, так и психологической компетентности, что затрудняет процессы самопознания, развития самоотношения, рефлексии собственной жизни подростков, их успешной адаптации в социуме.
Мир подростка нестабилен, что отчасти связано с возрастными физиологическими особенностями, отчасти – с психологическими характеристиками. Предполагается, что острота внутренних противоречий в жизни подростка поддерживается еще и дефицитом информации о собственном развитии, более ярко проявляющемся в условиях интернатного учреждения, где воспитанники не всегда имеют возможность доверительной беседы со взрослыми и доступа к интересующей информации.
Для решения этих трудностей, в целях просвещения воспитанников школы-интерната создан элективный курс «Человек и природа. Мы в мире. Мир вокруг нас».
Реализация курса базируется на следующих нормативных документах:
- Федеральный закон «Об образовании»;
- Федеральный базисный учебный план;
- Положение об элективных курсах;
- Учебный план ГКООУ РО санаторной школы-интерната №18;
- Конвенция о Правах ребенка.
Предлагаемый элективный курс введен в курс освоения основной образовательной программы школы-интерната №18.
Предполагается, что в результате освоения данного курса учащиеся расширят спектр знаний о природе, об окружающем мире, о способах общения с ним ,о себе, о своем внутреннем мире, приобретут навыки управления своими эмоциями и состояниями,способами коммуникации исаморегуляции. Ожидается, что освоение курса будет способствовать развитию мотивации к обучению, а также повышению успешности освоения базового образования.
Курс рассчитан на 2 учебных года и предназначен для учащихся 10–х и 11-х классов общеобразовательной школы. Данная рабочая программа рассчитана на 17 занятий в год. Форма занятий – комбинированная (включает теоретическую и практическую части).
Цели:
1.Формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы.
2.Воспитание коллективизма и осознание неповторимости каждого человека.
3. Развитие коммуникативных умений, навыков здорового образа жизни.
Формы работы.
Выбор формы деятельности обусловливается возрастными особенностями ребят, статусом образовательного учреждения –школа-интернат для длительного пребывания детей с ослабленным здоровьем.
1. Экскурсии в парк г. Таганрога.
2.Практические занятия на Набережной города, в городском парке , на школьном дворе
3. Экологические игры,
4.психологические тренинги,
5. творческие работы.
6.Игровые задания.
7. эксперимент.
Экологические игры, например: «Назови меня». Выявив пять-шесть особенностей травянистого растения с помощью органов чувств, дети должны д
ать ему правильное название. Ещё задание — «Пойми меня»: пообщавшись с деревом, внимательно рассмотреть его, погладить, послушать, прижавшись к стволу, составить рассказ от его имени. А понаблюдав за животным, изобразить его или рассказать от его имени, что оно умеет делать, как и человек, а что лучше человека, да так рассказать, чтобы остальные дети догадались, что это за животное.
Особое внимание в программе уделено педагогическому процессу в теплое время года (лето, весна, ранняя осень). Летние каникулы-это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное — рядом. Живы, свежи, ярки впечатления лета, когда дети интерната были дома. Поэтому первые занятия спланированы таким образом, чтобы поделиться ими, сохранить их в рисунках, поделках, мероприятиях, фотографиях, мини-сочинениях, художественных зарисовках. Все это позволит ребятам преодолеть стрессовый этап адаптации к жизни в интернате. Это очень важно для наших детей: преодолеть отрыв от дома.Каждый раз, в течение холодного времени года ( поздняя осень, зима), когда дети особенно остро ощущают отсутствие родительской ласки, это будут тонкие нити связи с родным домом, согревающие ранимую душу ребенка.
К нам прибывает много детей из малообеспеченных, асоциальных семей, детей из приютов, детских домов. Они действительно страдают хроническими заболеваниями, но кроме этого и расстройством психики ( замкнуты, не контактны, агрессивны, безразличны и мн. др.),не умеют общаться со сверстниками, взрослыми , не видят себя в будущем .Наши дети зачастую испытывают недостаток любви и внимания своих родных , близких. Поэтому педагоги и воспитатели нашей школы-интерната делают все, чтобы дети были не только физически здоровы, но и отогрели свою душу ,поверили в доброе и светлое, научились мечтать, любить, верить, понимать истинную красоту, ценить дружбу, уважать труд. А в целом—быть готовыми ко взрослой, самостоятельной жизни, найти в социуме свое достойное место. Я считаю, что большую роль в этом играет формирование умений общаться с природой, окружающим миром, видеть и ощущать себя их неотъемлемой частью. Ведь с самого раннего детства детей окружает мир растений, животных, мир их звуков, красок, мир воды, и др.И там, где в семье ребенок обделен вниманием взрослых, да к тому же и в общении со сверстниками нет взаимопонимания, он более трогательнои сильно привязан к домашним животным, находя в них родную душу: разговаривает, ведает свои тайны, жалуется им, делится едой. Такие дети испытывают потребность уединяться в саду, в поле, в лесу, поговорить с деревьями, цветами , птицами, водой. Они очеловечивают и одушевляют их. Это помогает детям выживать в нашем сложном и подчас жестоком мире. А умеют ли наши дети быть благодарными? Испытывают ли они потребность любить и ценить?
Так, для наших школьников эмоционально-эстетические переживания, связанные с объектами и явлениями природы, более значимы, чем сведения о них. Поэтому ведущая идея при отборе содержания— забота человека о природе, его стремление бережно относиться к растениям, животным, делать добро окружающим людям. Во время пребывания в интернате школьники совершают ежедневные прогулки по озелененной территории школьного двора, площадь которого -2га. У нас много зеленых насаждений: деревьев, кустарников, разбиты красивые клумбы, газоны с малыми архитектурными формами,рокарий, цветочная горка. В школьном парке много птиц, насекомых, есть островки с дикой степной растительностью.Так наши дети наглядно убеждаются, что в природе всё взаимосвязано. Взрослые и дети все вместе создают эту красоту и много трудятся, чтобы ее сохранить . Приходится и копать, и пропалывать, и высаживать,исамим выращивать рассаду и поливать и мн. др. Так познается цена красоты ценой труда, формируются убеждения единства человека и природы., ответственности каждого за ее благополучие, желание сохранить.
Содержание элективного курса «Наедине с природой»
Часть 1. (10-й класс).Раздел 1. Раздел 2. Летние задания.
Часть 2. (11-й класс) .Раздел 3 .Раздел 4.
Содержание программы раскрывает роль парковой терапии для здоровья детей. Программа курса состоит из 4-х разделов:
Раздел 1. «Мир растений. Фитотерапия» посвящен оздоровлению при общении с деревьями, цветами, полем, лугом, лесом. ( разговор с о своим деревом по гороскопу, с любимым зеленым лугом, разговор с любимым цветком,а почему именно с ним? Почему хочется подержаться за мощный ствол когда нет сил? Прижаться к прохладному листику, когда взволнован? Чаще смотреть на букет из ярких осенних листьев в зимние долгие вечера?
Раздел 2 «. Мир животных.Зоотерапия» посвящен лечению общением с животными: лошадьми, дельфинами, кошками, собаками, птицами и др. ( разговор с любимым животным , очеловечивание как пример сублимации: преданность, привычки, позы, передвижение, мимика, выражение глаз, позы. При этом речь идет как об эмоциональном, так и о физиологическом лечении ( фиточаи, сборы, настоики, мази, жир, шерсть и др.). Чтобы экспериментально подтвердить единство человека и с природой, показать, что человек может оказывать как положительное , так и отрицательное влияние на живые объекты , программой предусмотрено постановка опытов . («Как качество общения человека влияет на рост и развитие цветка бальзамина»).
Раздел 3 «Мир воды и камня. Гидротерапия»
Раздел 4. « Мир воздуха.»Чувствительны наши дети и к воде. Они любят свои речушки, наше море. Шум прибоя одних ласкает, других раздражает. Почему?Бескрайность пугает, крики чаек тревожат . Хождение по песку и камешкам –приемы оздоровления, а построить замок из песка? Российские курорты позволяют санаторно-курортное лечение детей ( плавание, загар, воздушные ванны на свежем воздухе. Влияние минеральных природных источников на здоровье: лечит минеральная вода почки, ЖКТ.
Занятия в парковой зоне города, прогулки к морю обеспечивают общение с живыми растительными и животными объектами , природными явлениями в разное время года. Они направлены на расширение представлений о формах, видах, способах общения; а также на развитие рефлексии собственных коммуникаций, формирование и развитие ценностного отношения к окружающим, развитие конструктивных способов общения.
Летние задания.
Летний отдых посвящается теме « Наедине с природой. В это время можно полежать на траве, наблюдая за облаками и летающими птицами, посидеть на берегу реки под деревом с закрытыми глазами и послушать звуки знойного летнего дня либо лесную тишину. Изучая жизнь природных сообществ в условиях лета, ребята выполняют различные задания: составляют палитру красок летней рощицы, луга, находят в лесу или на лугу примеры симметрии, прислушиваются к звукам утреннего леса и делятся своими впечатлениями, дают встретившимся растениям и животным свои названия, созвучные с состоянием души. И не забывают о чистоте после посещения природных объектов-уборку мусора на берегах
К ожидаемым результатам относятся:
- расширение представлений о формах, видах, способах общения с природой,
- развитие способности к рефлексии собственных форм общения;
- формирование и развитие способности преодолевать коммуникативные барьеры в общении со сверстниками, природой,
- овладение элементарными навыками конструктивного выхода из конфликтов;
- применение в жизни для сохранения здоровья учебно-познавательного опыта.
- желание жить в гармонии с собой и с окружающим миром в целом.
- понимание , что экологически грамотный человек –здоровый человек.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
В предлагаемом элективном курсе используются:
- печатные пособия;
- экранно-звуковые пособия;
- мультимедийное оборудование;
- технические средства обучения;
- натуральные объекты;
- демонстрационные пособия.
Календарно-тематическое планирование
10 класс (17ч.)
Дата
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Формы работы. Виды деятельности.
План
Факт
11.09.
Вводное занятие. Цели и задачи курса
1
Участвовать в разговоре, выбрать тему творческой работы
Раздел 1.Мир растений. Фитотерапия.6ч.
25.09
Интегрированное занятие по теме «Осень золотая в гости к нам пришла..»
( Психолог, биолог). Наедине с природой. Парковая терапия. Определение понятия ассоциативные эмоции».
1
Выездная экскурсия в парк г. Таганрога. Наблюдать за изменениями в природе ранней золотой осенью. Участвовать в беседе-рассуждении об эмоциональном физиологическом состоянии человека, связанном с этим временем года. Способы выражения эмоций. Выполнить коллективную работу из осенних листьев ,семян.
09.10
Октябрь уж наступил…Грибная пора
1
Выявление полезного влияния процесса сбора грибов на физическое и психическое состояние человека.
213.113.10.
«Мое растение по знаку Зодиака придаст мне силы, бодрости, любви..»
Общение с растениями-Фитотерапия. Осенней ярмарки краски…Музыка осени.
2
Групповая работа. Визуализация «Осень»
.27.11.
Постановка эксперимента «Влияние качества общения человека на рост и развитие растения».
1
Пр. работа.Высадка черенков бальзамина в 3 горшка.
11.12.
Зеленая аптека на моем окне.
1
Пр. работа.Определение комнатных лекарственных растений. Приготовление настоек, отваров, чая.
Раздел 2.Мир животных. Зоотерапия.9ч.
25.12.
«Мой ласковый и нежный зверь». Любимые домашние животные.
1
Групповая работа по интересам.
Мы в ответе за тех, кого приручили. Физиологический механизм оздоровления.
.22.01
Лошади и дельфины---«народные лекари»
1
Групповая работа по интересам. Выявление действия звуков и поведения на здоровье человека.
05.02.
Мир аквариумных рыбок.
1
Презентация « аквариумные рыбки».определение успокаивающего действия аквариумных рыбок на психику человека.
19.02
Работа над поставленным ранее экспериментом.
1
Наблюдение за ростом и развитием бальзамина.
26.03..
Необычный мир насекомых.
1
Проведение параллели семья людей ---семья пчел, муравьев. Нравственные аспекты. Семейные ценности.
05.03
09. 04
.
«Природы мир вокруг меня, не в далеке, а рядом». Оздоровительное экологическое занятие.
2
Экскурсия по территории школьного двора.Визуализация «Дыхание весны»---работа с дыханием.
23.04
Практическое оздоровительное занятие в парке г. Таганрога. « Весеннее настроение» ( как лечит нас весна )
1
Выездная экскурсия в парк г. Таганрога. Визуализация «Весна», определение чувств, объединяющих с природой.
Коллективная творческая работа , отображение в красках состояние организма человека весной.
21.05.
28.05.
Защита творческих проектов. Результаты и выводы по работе над экспериментом. Летние задания.
2
Презентации, мини-, групповые проекты.
Календарно-тематическое планирование
11 класс (17ч.)
Дата
Наименование раздела, темы
Кол-во часов
Формы работы. Виды деятельности.
План
Факт
11.09.
Вводное занятие. Цели и задачи курса
1
Участвовать в разговоре, выбрать тему творческой работы
25.09
Интегрированное занятие по теме «Дни поздней осени бранят обыкновенно..» ( Психолог, биолог) .Наедине с природой.
1
.Участвовать в беседе-рассуждении об эмоциональном физиологическом состоянии человека, связанном с этим временем года. Способы выражения эмоций. Парковая терапия.
Раздел 1. Мир воды и камня.8ч.
09.10.23.10.
Три состояния воды. Память воды. Мифы и правда о воде и камне. «Я» по знаку Зодиака.
2
Воспроизвести известные уже сведения о воде.
Из рассказов бабушек.
13.11.
Интегрированное занятие по теме «Море, ты слышишь, море…»( Психолог, биолог). О лечении морем.
1
Выездная экскурсия на Набережную г. Таганрога. Наедине с природой.
.27.11.
Замки из песка ,морская галька.Минеральная вода. Российские курорты и здравницы.
1
Ознакомление с основами лечения ЖКТ.
11.12.
Гидротерапия гейзеры, термоисточники, водопады.
1
Ознакомление с действием на физическое, психическоесостояние.
25.12.
«Снег кружится, летает, летает…» Снег, лед как состояние воды.
1
Восприятие первого снега. Состояние души.
22.01.
«Говорят, под Новый год..» Новый Год —долгожданное состояние праздника.
1
Зимние народные забавы, праздники, обычаи как полезные оздоровительные развлечения на воздухе.
05.02.
Крещение на Руси. «И вновь пришли крещенские морозы.». Купание в проруби--оздоровление водой?
1
Эксперимент с крещенской свячёной водой.
Раздел 1. Мир воздуха.. 5ч.
19.02.
Воздух . Состав. Изменения.озонирование.
1
Кавказ---горный Кисловодск.
05.03.
Свежий ветер в лицо. Январская вьюга. Жаркий, знойный суховей.
1
Изменения реакции организма на характер возд. масс.
26.03.
Нам ветер запахи приносит. Ароматерапия.
1
Влияние запахов на здоровье.
09.04
Весной так дышится легко.
1
Оздоровительное экологическое занятие в школьном парке.