kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Профильное обучение как область конструирования образовательного пространства при изучении биологии»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе рассматриваются возможности конструирования образовательного процесса на уроках биологии на различных этапах: от планирования до реализации профильного обучения. При реализации запланированной деятельности упор сделан на методы, которые максимально помогают реализовать системно-деятельностный подход: ИКТ, метод проектов, коучинговый подход, а также описано применение индивидуальных стилей обучения на основе репрезентативных систем для усиления индивидуального подхода.

Просмотр содержимого документа
««Профильное обучение как область конструирования образовательного пространства при изучении биологии»»

Тема «Профильное обучение как область конструирования образовательного пространства при изучении биологии»

Цель: Показать преимущества профильного обучения в старшей школе

Задачи: 1. Соотнести цели профильного обучения с реальным образовательным процессом.

2. Продемонстрировать способы, методы достижения целей профильного обучения биологии в соответствии с ФГОС.

Краткое описание содержания работы: В работе рассматриваются возможности конструирования образовательного процесса на уроках биологии на различных этапах: от планирования до реализации профильного обучения. При реализации запланированной деятельности упор сделан на методы, которые максимально помогают реализовать системно-деятельностный подход: ИКТ, метод проектов, коучинговый подход, а также описано применение индивидуальных стилей обучения на основе репрезентативных систем для усиления индивидуального подхода.

Результат, на достижение которого направлена работа: помочь педагогам, столкнувшимся с необходимостью осуществлять профильное обучение, определить основные направления работы с обучающимися; помочь лицеистам достичь их образовательной цели, побудившей пойти учиться в профильный класс с углубленным изучением биологии.

Сколько лет и кем апробирована: работа формировалась на протяжении трёх лет, а именно: три года используется планирование, ИКТ и проектная деятельность, два года используется применение особенностей репрезентативных систем и год – использование коучингового подхода. Работа осуществляется в ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей - интернат» учителем биологии и химии высшей категории Уманец Ольгой Алексеевной.

Контактная информация: Ростовская область, г. Таганрог, телефон рабочий (8634)331222, сотовый 8 961 302 16 92, место работы: ГБОУ РО «Таганрогский педагогический лицей - интернат», учитель биологии и химии.

Адрес электронной почты: neemiya_uoa@rambler.ru

Почтовый адрес: г. Таганрог, ул . Мариупольское Шоссе, д. 27-2-4, кв. 673, индекс 347939

Работа предназначена для учителей, осуществляющих профильное обучение.




«Профильное обучение как область конструирования образовательного пространства при изучении биологии»

Профильное обучение всегда вызывало к себе неподдельный интерес. Оно стало центром большого количества дискуссий, где выяснялись его преимущества и недостатки. Говорить о таком виде обучения могут все члены общества, а реализовывать таковое должны учителя. Педагоги, сталкиваясь с необходимостью профильного обучения, должны обладать целостной картиной его сущности. На какие вопросы надо иметь ответы педагогу, чтобы осуществлять профильное обучение, дабы оправдать ожидания обучающихся, их родителей и государства? Безусловно, эта картина складывается из того, какие цели и задачи имеет профильное обучение, и, что не мало важно, методы, с помощью которых будут решаться задачи для достижения поставленной цели.

Итак, одной из целей профильного обучения биологии является обеспечение углубленного изучения биологических дисциплин в рамках программы полного общего образования. Для этого в нашем лицее разработаны программы профильного обучения по биологии в 10-11 классах на основе примерной программы среднего общего образования по биологии для 10-11 классов профильный уровень (автор В. Б. Захаров). Программа рассчитана на 4 часа в неделю. Такое количество часов помогает углубить изучаемые темы, отработать теоретический материал на семинарских занятиях, а также даёт возможность проводить на качественном уровне практические и лабораторные работы, которые также углубляют понимание теоретического материала, переводя его из области теории в плоскость практический умений, навыков. Таким образом, обучающиеся могут получить внешний результат, который можно увидеть, осмыслить, применить на практике, а также внутренний результат: опыт деятельности, соединить в себе знания и умения, компетенции и ценности. [1].

Так в программе профильного обучения 10-11 классов запланированы практические работы, которые отсутствуют при изучении биологии на базовом уровне для 10 класса «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле», «Изучение хромосом», «Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений», «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза», «Сравнение процессов бесполого и полового размножения», «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства», «Составление родословных», «Сравнительная характеристика пород (сортов)»; в 11 классе «Выявление изменчивости у особей одного вида», «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора», «Наблюдение и описание особей одного вида по морфологическому критерию», «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора», «Сравнение процессов экологического и географического видообразования», «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции», « Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции», «Выявление ароморфозов у растений», «Выявление идиоадаптаций у растений», «Выявление ароморфозов у животных», «Выявление идиоадаптаций у животных», «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека», «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас», «Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота», «Описание экосистемы своей местности (Видовая и пространственная структура экосистемы, сезонные изменения)», «Описание экосистемы своей местности (Антропогенные влияния в экосистемах своей местности)», «Описание агроэкосистемы своей местности. Видовая и пространственная структура экосистемы, сезонные изменения, антропогенные изменения», «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию биотических факторов».

В рабочей программе также планируется проектная деятельность, в ходе которой ученику необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, в результате чего он воспринимает знания как действительно нужные. Примеры предлагаемых проектов: «Строение клетки как образ функционирования г. Таганрога», «Рекламное агентство тканей (растений, животных, человека)», «Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека», «Чему я могу научиться у Г. Менделя», «Наследственные болезни человека, их причины и профилактика», «Этические проблемы методов генетики человека: искусственное оплодотворение, клонирование, направленное изменение генома», «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)», «Бионика как научное обоснование использования биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники».

Средства ИКТ помогают совершенствовать организацию преподавания, а также повышают продуктивность самоподготовки обучающихся. Благодаря средствам ИКТ увеличивается мотивация к обучению, активизируется возможность привлечения обучающихся к творческой, поисковой и исследовательской деятельности. [2]

В рамках учебной деятельности:

- ИКТ как инструмент контроля усвоения материала: тестирование, моделирование, распознавание биологических объектов с использований презентаций, электронных приложений к учебникам биологии.

Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель-ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Программным обеспечением служат тестовые программы. Чаще всего мы используем тематические тесты в электронных приложениях к учебникам, готовые тесты для подготовки к ГИА, компьютерные варианты различных тестов, которые создал учитель при подготовке к уроку.










- ИКТ как инструмент иллюстрации при изучении учебного материала: тексты, статические и динамические изображения, анимационные модели, видеоролики в презентациях, на образовательных сайтах, в электронных приложениях к учебникам.

Важно, что информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. В качестве программного обеспечения используются материалы готовых программных продуктов на СD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЦОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении биологии.

- ИКТ как инструмент исследования: лабораторные работы, практические работы, проектная деятельность с помощью презентаций, использование сайта ВиртуЛаб, образовательных сайтов по биологии.










- ИКТ как инструмент тренинга: семинарские занятия, факультативы, подготовка к ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадам с использованием образовательных сайтов.

На таком уроке учащиеся индивидуально или в группе работают в конструктивной среде с целью отработки навыка в решении задач или достижения конструктивной цели. Таких программ, к сожалению, по биологии мало, учителю приходиться очень многое делать самому.

Т аким образом, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволяют повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. По мнению многих специалистов, новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30%. [3] 

А теперь обратим внимание на следующие цели профильного обучения:

  1. Создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ.

  2. Способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями.

Как достичь такого результата? Необходимо начать конструировать образовательное пространство. С моей точки зрения, профильное обучение даёт простор для педагогической мысли и её реализации.

Поработав несколько лет в профильных классах, я для себя определила основные точки напряжения, преодолев которые можно достичь требуемый результат.

Первая «точка напряжения» - особенности работы конкретных учеников с информацией, т.е. надо понять, как они думают? Как помочь ребятам осваивать материал? Что сделать, чтобы они впитали то, что происходит на уроке?

В этом отношение мне нравиться использовать материал по определению стиля обучения К. Д. Дятловой «Формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии», где описывается и методика определения репрезентативной системы, и методы работы учителя, ребёнка в соответствии с определённым стилем.[4]

Педагогу необходимо развить свои способности подавать учебную информацию в по­лимодальной форме, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Важно предварительно провести определение репрезентативных систем учеников профильного класса - предпочитаемого способа восприятия, обработки и утилизации информации, поступающей из внешнего мира (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал). Процессы ре­презентации отражаются в речи (сенсорные предикаты = ключевые слова) и микрофизиоло­гии (дыхание, мускульное напряжение, глазодвигательные реакции и т.д.). С помощью этих предикатов можно распознать ведущую РС человека.

Проще всего (и интереснее для учащихся) провести распознавание их ведущих РС по речевым предикатам, то есть ключевым словам, описы­вающим процесс. Люди используют язык для передачи мыслей, поэтому слова отражают способ мышления. Кто-то мыслит картинками, кто-то – звуками, а кто-то – ощущениями. Эти сенсорно-определенные слова – глаголы, существительные, прилагательные, наречия – и называются ней­ролингвистическим предикатам (табл. 1) [5].

Таблица 1

Нейролингвистические предикаты репрезентативных систем

Группа слов- предикатов

Ведущая репрезентативная система

визуальная

аудиальная

Глаголы


видеть, смотреть,

сфокусировать, наблюдать, мелькать

говорить, слушать,

слышать, звучать, молчать, орать, оглушать, кричать, за­являть, звенеть, спрашивать, резонировать, скрежетать, толковать, скрипеть, на­стаивать, согласовывать, акцентировать

Существительные


зрение, обзор, глаз, взгляд, зрелище, блеск, иллюстра­ция, воображение, картина, сцена, ракурс, перспектива,

прозрение, фокус, иллюзия, вид

голос, звук, звонок, речь, разговор, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, ритм, молчание, гармония, музы­ка, звучание, шорох, шепот, стук

Прилагательные





яркий, ясный, туманный, расплывчатый, цветастый, пестрый, красный, синий (все цвета), слепой, колоритный, блеклый, крупный, мелкий, невиданный

громкий, тихий, монотонный, немой, неразговорчивый, неслыханный,

пронзительный, созвучный

Наречия


отчетливо, ясно, туманно

громко, тихо, отчетливо, неслышно

Устойчивые

выражения

без тени сомнения, будущее выглядит светлым, вниматель­но рассматриваю эту идею, имею смутное представление, прояснилось для меня, реше­ние возникло перед глазами, смотреть скептически, смо­трим в глаза, что вы имеете в виду, это прольет немного света на существо вопроса, розовые очки, темная лошад­ка, белая ворона

говорить на тарабарском языке, давать аудиенцию, держать язык за зубами, жить в гармонии, задавать тон, звонить в колокол, на той же длине волны, пропу­скать мимо ушей, слово

за слово

Главное слово

красиво

тихо


К. Д. Дятлова рекомендует использовать диагностику доминирующей перцептивной модальности С.Ефремцева (методика выявления ведущего канала восприятия). [4]

Тест: аудиал, визуал, кинестетик.

Инструкция к тесту.

Прочитайте предлагаемые утверждения. Поставьте знак «+», если вы согласны с данным утверждением, и знак «–», если не согласны.

Тестовый материал (вопросы).

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. Цвет автомашины для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится, когда мне делают массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

14. Люблю читать во время еды.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

26. Тембр голоса многое мне говорит о человеке.

27. Придаю значение тому, как одеваются другие.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Прикосновением можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту: аудиал, визуал, кинестетик.

Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44,47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия):

• 13 и более – высокий;

• 8–12 – средний;

• 7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов «да» («+»). Это ваш тип ведущей модальности, главный тип восприятия.

Неформальный вариант теста

Если у вас нет возможности или времени прой­ти тест С.Ефремцева, вы можете определить основной канал восприятия следующим образом. Спросите обучающегося, как бы он хотел провести каникулы.

А теперь проследите, в какую сторону он отвел глаза, прежде чем сформулировал ответ. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы создает человек: визуальные, аудиальные или ки­нестетические (тактильные).

1. Если взгляд направлен наверх, это говорит о формировании зритель­ных образов, рисовании картинки – визуал.

2. Если взгляд направлен вниз, это означает, что человек пытается при­слушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.

3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), это говорит о формировании звуко­вых образов – аудиал.

Для точности постарайтесь найти ответы на большее количество вопро­сов. Они могут быть любыми, например: «Как вы хотели бы отметить Но­вый год?», «Какие планы на ближайшие выходные?», «Вспомнить самое приятное событие за последний месяц» и т.д.

Чтобы определиться окончательно, внимательно проанализируйте от­веты на заданные вопросы. Например, если на вопрос «Где лучше прове­сти каникулы?» человек при ответе использует следующие эпитеты:

1. Лазурное море, желтый песок, вид на горы из окна, яркое солнце и другие зрительные образы, то, веро­ятно, человек – визуал.

2. Теплый бриз, запах моря, горячий песок, жар на теле от загара, рас­слабление, спа-отель и т.д., то, скорее всего, человек – кинестетик.

3. Шум волн, тишина на рассвете, крик чаек, зажигательная музыка, свист ветра и т.д., то человек – аудиал.

Для этого можно использовать как вводный урок, так и занятие по дополнительному образованию.

После обработки результатов (это можно провести сразу же с помощью самих ребят) необходимо ознакомить на уроке или факультативе обучающихся со способами оценки своих когнитив­ных особенностей и с совокупностью приемов учения, позволяющих но­сителю данных качеств сформировать свой индивидуальный стиль учения и повысить эффективность образовательного процесса. Полезно раздавать такой материал в печатном виде, как опорную схему, чтобы ученики могли к нему обращаться, пока привыкнут к этой системе и на уроках и при выполнении домашнего задания.

Таблица 2

Отличительные признаки репрезентативных систем

Отличительные признаки

Визуальный тип

Способ получения информации

Посредством зрения – благодаря исполь­зованию наглядных пособий или непосред­ственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия

Восприятие окружающего мира

Восприимчивы к видимой стороне окружа­ющего мира; испытывают жгучую потреб­ность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка

На что обращают внимание при общении с людьми

На лицо человека, его одежду и внешность

Речь

Описывают видимые детали обстановки: цвет, форму, размер и внешний облик вещей

Движения глаз

Когда о чем-нибудь размышляют, обычно смотрят в потолок; когда слушают, испыты­вают потребность смотреть в глаза гово­рящему и хотят, чтобы те, кто их слушают, также смотрели им в глаза

Память

Хорошо запоминают зримые детали обста­новки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графиче­ском виде

Отличительные признаки

Аудиальный тип

Способ получения информации

Посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками

Восприятие окружающего мира

Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в против­ном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей

На что обращают внимание при общении с людьми

На имя и фамилию человека, звук его голо­са, манеру его речи и сказанные им слова

Речь

Описывают звуки и голоса, музыку, зву­ковые эффекты и шумы, которые можно услышать в окружающей их обстановке, а также пересказывают то, что говорят другие люди

Движения глаз

Обычно смотрят то влево, то вправо и лишь изредка и ненадолго заглядывают в глаза говорящему

Память

Хорошо запоминают разговоры, музыку и звуки

Отличительные признаки

Кинестетический тип

Способ получения информации

Посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и заня­тиях, экспериментируя, исследуя окружаю­щий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении

Восприятие окружающего мира

Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их от­влекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться

На что обращают внимание при общении с людьми

На то, как другой себя ведет; что он делает и чем занимается

Речь

Широко применяют слова, обозначающие движения и действия; говорят в основном о делах, победах и достижени­ях; как правило, немногословны и быстро переходят к сути дела; часто используют в разговоре свое тело, жесты, пантомиму

Движения глаз

Им удобнее всего слушать и размышлять, когда их глаза опущены вниз и в сторону; они практически не смотрят в глаза собеседнику, поскольку именно такое положение глаз позволяет им учиться и одновременно действовать; но если по­близости от них происходит суета, их взгляд неизменно направляется в ту сторону

Память

Хорошо запоминают свои и чужие поступки, движения и жесты


Таблица 3

Характерные внешние проявления ведущих репрезентативных систем


Репрезентация

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Поза

Прямая, рас­правленная, голова и плечи приподняты. Часто на­блюдается повышенное напряжение мускулатуры, в частности, в плечах.

Расслаблен­ная, голова и плечи опуще­ны. Сидит с наклоном впе­ред к собесед­нику, плечи и руки подаются вперед.

Голова балансирует на плечах или слегка накло­нена к одному из них, как бы прислушива­ясь к чему-то («телефонная поза»). Посад­ка прямая.

Тип тела

Как «тощий», так и «тучный».

Пухлый, округлый,

мягкий. Раннее физическое развитие.

Четкой зависи­мости нет.

Форма губ

Тонкие, узкие.

Пухлые, мягкие.

Различная.

Голос

Высокий, чи­стый, быстрый, громкий.

Низкий, не­естественный, медленный, мягкий.

Монотонный (речь как бы на одной ноте), речь с длинными пау­зами. Хорошо имитирует тон, высоту голоса.

Движения

Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обильные. Хорошая координация.

Экономные, то зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.

Мимика,

жестикуляция

Основные дви­жения вокруг глаз: мигание, прищуривание, нахмуренные брови и т.д. При разговоре подбородок поднимается вверх, жесты рук на уровне плеч и выше.

Много же­стикулирует, обычно ниже пояса.

При разговоре подбородок опускается вниз.

Основные движения вокруг рта и ушей. При разговоре подбородок опускается вниз, жесты рук на уровне груди.

Речь

Быстрая, но частые паузы, нередко можно слышать звуки «э», «а»,

«м-м», начинает фразу с местоиме­ний «ты» или «вы». Хороший рассказчик. Склонен фан­тазировать, его описания жи­вые, образные.

Лаконичен, использует

выразитель­ные слова, часто звучит место-имение «я».

Весьма чувствителен к интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. Часто использует выражения типа «те, кто», «тот, кто», крайне редко употребляет местоимение «я». В группе часто бывает самым раз­говорчивым, нередко любит дискуссии.

Особенности памяти

Помнит то, что видел. Запоми­нает образами. С трудом запо­минает длинные словесные ин­струкции (пере­спрашивает) без демонстрации.

Хорошо помнит общее впечатление о событии, слаб в деталях. Всю информацию пропускает через себя, свои чувства.

Легко повто­ряет услы­шанное, даже если кажется, что не слушал.

Черты

характера

Организован, наблюдателен, как правило спокойный, уравновешен­ный.

Может быть неопрятен, неаккуратен. Предпочита­ет удобную одежду, комфорт.

Не ориен­тирован на внешний вид. Рабочее место не организо­вано.

Вещи рас­полагает в горизонталь­ном порядке.

Дистанция

при общении

Большая, чтобы видеть. Прикоснове­ний не любят.

Максимально близкая; лю­бит прикасать­ся к партнеру руками.

Небольшая, но стараются избегать при­косновений.

Характерные

черты

Не хотят быть ниже

собеседника. При стрессе в диалоге преобладает обвинительный уклон, оцени­вает все вокруг критически.

При стрессе выбирают тактику извиняюще-гося, из стресса выходят, беря вину на себя. Сильная ин­туиция. Могут иметь при­вычку водить при чтении пальцами по строчкам.

Очень многословны. Задумав­шись, могут разговаривать сами с собой, шевелить губа­ми при чтении, проговаривая слова.

Правила

общения

«Посмотри,

чтобы услы­шать» .

Скорее при­коснется, нежели посмотрит. Отвечает на физическое поощрение.

«Чтобы услышать,

не смотри» (не любит кон­такта глазами), при разговоре, смотрит собе­седнику в лоб.

Глазные сиг­налы доступа (взгляд)

Вверх, налево и направо.

Вниз, налево

и направо.

Уровень левый и пра­вый (голова часто скло­нена набок и опущена).

Использование свободного времени

Наблюдение, чтение,

Размышление.

Движение, спорт, ручные поделки.

Разговоры, музыка, пение, театральная деятельность.


Таблица 4

Примерные рекомендации при выполнении домашних заданий


Визуальный стиль

обучения

Аудиальный стиль

обучения

Кинестетический стиль обучения

Составить таблицу, схему


Читать материал вслух


Сформулировать вопросы к тексту

Нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного

Подготовить сообщение


Составить тестовое задание

Сделать краткие записи

Пересказать

Поработать сценаристами


Таблица 5

Основные методы и средства, применяемые при визуальном, аудиальном и кинестетическом стилях обучения

Учебный

цикл

Визуальный стиль обучения

Аудиальный стиль обучения

Кинестетический стиль обучения

Гуманитарные

науки

Записи на доске, работа с ручкой и бумагой, чтение учебника «про себя», просмотр учебных фильмов, словарь на карточ­ках, реферирова­ние, конспектиро­вание

Лекция, диа­логовый режим, дискуссия, чтение учебника вслух, диктофон, аудио- книги


Взаимодействие, ролевые и др. игры, соревнова­ния, работа в группах

Точные науки


Учебник, письмен­ные задачи, на­глядные пособия, схемы и решения на доске, таблицы


Продолжительные устные лекции, устные задачи,

задания на бы­стрый счет вслух и др.

Решение задач с использованием реальных пред­метов, соревнова­ния по командам, лабораторные работы, изготовле­ние моделей

Естественные

науки

Наблюдения, чтение учебника, записи в тетради, просмотр фильма, демонстрация опытов, наглядные пособия, рисунки, таблицы, лист опорных сигна­лов, словарь на карточках.

Устные объяснения учителя, сообщения уча­щихся, диктофон, устные инструкции, выступления.

Самостоятельное проведение экс­периментов, прак­тические задания, лабораторные работы, экскурсии, работа с живы­ми объектами и фиксированными препаратами, коллекциями, гербариями


Результат: индивидуализация педагогического процесса.

Вторая «точка напряжения» - мотивация. Её отсутствие делает невозможным процесс восприятия знаний. Какой же метод работает на повышение мотивации ребят? Ответ: метод проектов. Даже самый отстающий ученик может себя в этой деятельности реализовать и достигнуть хорошего результата. Используя метода проектов, педагог способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, приобретаются коммуникативные умения, работая в различных группах. В ходе проектной деятельности учитель осуществлят более индивидуальный подход к ребенку. Есть возможность улучшить психологический климат на уроке. [1]

Предлагаю вариант практической работы, которую ребята выполняют как проект, при этом учитель использует рекомендации, основанные на видах репрезентативных систем.

Тема исследовательского проекта: «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» (время для подготовки 1 неделя). Используется сайт Виртулаб.

Цель проекта: 1) обучающая: управляя некоторыми внешними переменными, добиться устойчивости виртуальной экосистемы;

2) практическая: раскрыть сущность метода научного изучения -моделирование и опробовать его на практике;

3) воспитательная - создать положительную мотивационную базу для использования экологических знаний в повседневной жизни и в будущей профессиональной деятельности.

Доминирующая деятельность в проекте: творческая и ролевая.

Деятельность учителя

Этапы, фазы

Деятельность учащихся

Форма

работы

Жанры речи

Учитель проводит

организационную работу

учитывая модальности

учащихся.

Ставит проблему.


I. Подготовительный этап

а) индивидуально

Учащиеся группируются в

соответствии со своими

интересами

Под

руководством

учителя на

уроке (5-10 мин. 1-го урока, когда озвучивается д/з)

Слово учителя, диалог:

для «В» – просмотр страницы в интернете, употреблять слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение;

для «А» – устное объяснение с использований вариаций голоса (гром­кость, паузы, высоту), отражать телом ритм метронома.

для «К» – посадить за компьютер и дать возможность самому открыть страницу и сделать выбор, использовать жесты, записать название сайта, работы, не жалеть эмоций (удивление, восторг, страх) и преувеличений.

Учитель предлагает свои

темы на выбор:

о каком компоненте среды будет собирать материал.

Участвует в обсуждении.

б) выбор темы,

определение замысла

проекта, целей, задач:

- о биотических компонентах: меченосцы, сомы, неоны, улитки, растения;

- об абиотических компонентах: освещение, корм, температура, фильтр и компрессор.

Учащиеся выбирают темы

предложенные учителем,

обсуждают, анализируют

их, предлагают свои

варианты.

Под

руководством

учителя.

Беседа:

для «В»составить таблицу, схему, нарисовать иллюстрацию на основе прочитанного;

для «А» – прочитать, подготовить устное сообщение;

для «К»Составить тестовое задание.

Учитель консультирует,

корректирует, организует

ситуацию учебного

диалога. Заранее готовит

задания для мини-групп,

отбирает необходимую

литературу

Учитель принимает

участие в обсуждении

с учащимися подтем

проекта

II. Этап реализации

(выполнения) проекта

а) определение

ресурсов:



Учащиеся собирают

материал. Самостоятельно

обозначают цели проекта.

Сбор, систематизация и анализ имеющегося

материала.

Учащиеся активно

обсуждают и предлагают

варианты микротем,

выбирая одну из них

(выбирает себе роль)

Самост.,

Внеаудиторная работа,

Индивидуальная.

Беседа:

для «В» – иметь под рукой листок, на котором он в про­цессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать;

для «А» – работать в тишине, прочитывая вслух задания, использовать диктофон;

для «К» – делать перерывы между попытками создать устойчивую экосистему.

Учитель направляет

учащихся, подсказывает

необходимую и важную

информа-цию,

консуль-тирует,

координирует

б) выбор метода,

жанра, стиля и типа речи

Учащиеся выявляют

причинно-следственные

связи, сопоставляют

варианты решения

проблемы

-//-

Работа с текстом (анализ, синтез, обобщение); Конспект,

подбор цитат; План

мини- проекта, тезисы,

для «В»

использование таблиц, схем;

для «А» – составить инструкцию;

для «К» – всё для него + создание своей модели.



Учитель консультирует,

координирует направляет.

Выступает в роли

участника

в) работа учащихся над

микротемами /

заданиями проекта,

кот. получили в своей

мини-группе

Учащиеся называют факты,

приводят примеры, ищут

доказательства,

структурируют

наработанный материал.

-//-

Учитель консультирует,

координирует, выступает

в роли наблюдателя

г) оформление

полученного

творческого продукта /

текста.

Учащиеся в мини-группах

оформляют полученный

материал.

-//-

Учитель проводит

«тихую» проверку,

редактирует, уточняет и

детализирует, указывая на

недочеты. Помогает

соединить собранный

материал в систему. Ищет

«изюминку» в

представлении каждой

группы / каждого

ученика. Корректировка

плана и жанра.

III. Этап

«тихой» презентации

в мини-группе.

Учащиеся 1-ый раз в мини-

группе представляют свой

продукт (презентации /

тексты разных жанров /

показы / поделки / таблицы /

схемы и т.п.). Анализ

литературы, составление

ссылок.

Консультация под

руководством

учителя.

выступление в разных жанрах: дискуссия, сообщение, сообщение с презента-

цией, историческая справка, спич, заочная экскурсия, интервью, видео-ролик, комментарий к видео-ролику, беседа, постер, письмо к…, слово о… и др.

для «В» – составить наглядное пособие;

для «А» – подобрать музыкальное оформление проекта, соответствующее разным жизненным ситуациям обитателей;

для «К» – подготовить сценарий интерактивной сценки «Жизнь в аквариуме», актёрами будут все «К».


Учитель выступает в роли

эксперта, оценивает

представленную

презентацию,

выступления учащихся,

контроль знаний в разных

формах (тест, заполни

таблицу, ответ на

проблемный вопрос,

заданный учителем).

IV. Этап публичной

защиты

(«громкая»

презентация).

Учащиеся представляют

конечный результат своей

работы.

1-2 урока

Учитель подводит итоги

занятия, комментирует и

оценивает работу

учащихся, стараясь

выделить всех, чтобы

дети поняли свои удачи /

неудачи, приняли свои /

другие победы.

V. Этап рефлексии.

Учащиеся анализируют

своё выступление, роль в

процессе создания

проекта.

Анализ, самоанализ,

диалог, комментарий.

для «В» – записывать на доске главные нюансы;

для «А» – не перебивать, использовать ритм метронома;

для «К» – не жалеть эмоций и преувеличений.


Учитель выступает в роли

Тьютора.

VI этап. Итог проекта – «тематический портфолио».

Учащиеся представляют

оформленный продукт

проекта в виде текста разных жанров (эссе,

заметка, слово, научное

сообщение, доклад и др.)

по выбору учащегося).

Выдвижение новых проблем, гипотез,

проектов.

Внеаудиторная

работа

(консультация, индивидуальный /

групповой зачёт и др.).

Тематический порт-

фолио, видео-ролик,

видео-фильм и т.п.

Результат: сохраняется индивидуализация учебного процесса, повышается уровень его интенсивности, предоставляется возможность обучающимся выбрать свой темп продвижения к конечным результатам обучения [6]; учебная деятельность приобретает поисковый и творческий характер [7].

Третья «точка напряжения» - уровень сформированности регулятивных УУД, которые обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности. Основной материал углубленного изучения биологии требует интеллектуальных, физических и даже моральных усилий от ребят, чтобы освоить его. Как помочь им поставить цель так, чтобы это была их цель, а не моя? Как создать условия для планирования этого процесса, контроля, коррекции, волевой саморегуляции?

У каждого педагога есть свои методы выработки регулятивных действий. Наиболее эффективным, по – моему мнению, является применение коучингового подхода. При этом формируется готовность учащихся к саморазвитию, проектируется и конструируется образовательная среда, а значит, образовательный процесс выстраивается с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Результат: педагог может по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных.

Применение коучингового подхода продемонстрирую на примере урока в 10 классе «Практикум по решению генетических задач». (2 часа)

Цель урока (для учителя): систематизировать умение решать генетические задачи разных типов по законам Менделя и Моргана с применением терминологии на практике.

Планируемые результаты развития УУД:

1. Результаты развития личностных УУД: готовность и способность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации.

2. Результаты развития регулятивных УУД: действие целеполагания, планирование реализации целей, выбор путей и средств достижения цели, контроль и оценивание своих действий, коррекция планов.

3. Результаты развития коммуникативных УУД: организация учебного сотрудничества с учителем, с одноклассниками, умение точно выразить свою мысль, владение монологичной речью при формулировании пояснения к решению задачи.

4. Результаты развития предметных УУД: умение решать задачи по генетике по законам Менделя (моногибридное, дигибридное скрещивание, полное и неполное доминирование, анализирующее скрещивание), задачи на сцепленное с полом явление, явление множественного аллелизма, задачи на сцепленное наследование по закону Моргана с кроссинговером и без кроссинговера, владение терминологией.

Ход работы:

I.Организационный момент.

Приветствие.

Мы заканчиваем с вами блок уроков, посвящённых генетике, закономерностям передачи наследственности. Вспомним, какие законы, явления мы изучали и какие типы задач мы решали.





Раздать ребятам распечатанные колёса познания генетики.

Отметьте на колесе в каждой области тот уровень, который вы уже достигли. Что ты сейчас можешь?

Например,

II. Составление личного плана работы каждым обучающимся.

Для контроля деятельности обучающихся просим их внести свой план работы в лист контроля (приложение №1).

III. Реализация личных образовательных планов.

В помощь ребятам используем алгоритм определения типа генетических задач:

После этого раздаём каждому листы с индивидуальным заданием по выбранной области:

Область №1 «Термины и законы»

1.1-ый закон Менделя – закон единообразия.

2. 2-ой закон Менделя – закон расщепления.

3. 3-тий закон Менделя – закон независимого наследования.

4. Закон Моргана – закон сцепленного наследования.

5. Гомозигота по рецессивному признаку, гомозигота по доминантному признаку, гетерозигота (их обозначения).

6. Обозначения моногибридных и дигибридных организмов, их гамет.

7. Что такое генотип, фенотип.

Область №2 «Моногибридное скрещивание: полное доминирование»

Задача 1

Школьник скрестил двух хомячков черного и белого, у которых родилось 12 черных хомячков. При скрещивании других черного и белого хомячков родилось 6 черных и 5 белых детенышей. Каковы генотипы родителей в каждом скрещивании?

Задача 2

Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком.

Область №3 «Моногибридное скрещивание: неполное доминирование»

Задача 1

У человека ген мелко вьющихся волос является геном неполного доминирования по отношению к гену прямых волос. От брака женщины с прямыми волосами и мужчины, имеющего волнистые волосы, рождается ребенок с прямыми, как у матери, волосами. Может ли появиться в этой семье ребенок с волнистыми волосами? С мелко вьющимися волосами? Известно, что у гетерозигот волосы волнистые.

Задача 2

При скрещивании между собой чистопородных белых кур потомство оказывается белым, а при скрещивании черных кур – черным. Потомство от белой и черной особи оказывается пестрым. Какое оперение будет у потомков белого петуха и пестрой курицы?

Область №4 «Моногибридное скрещивание: множественный аллелизм»

1. У мальчика I группа, у его сестры – IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?

2. Женщина с III группой крови возбудила дело о взыскании алиментов с мужчины, имеющего I группу, утверждая, что он отец ребенка. У ребенка I группа. Какое решение должен вынести суд?

Область №5 «Моногибридное скрещивание: сцепленное с полом наследование»

1. У супругов с нормальным зрением родилось два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное; у нее 3 сына, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и у ее пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын дальтоник; у него две дочери и два сына, и все видят нормально. Второй сын и четверо его сыновей также имеют нормальное зрение. Каковы генотипы всех родственников?


2. У дрозофилы доминантный ген красной окраски глаз и рецессивный белой окраски глаз находятся в Х - хромосоме. Какой цвет глаз будет у гибридов первого поколения, если скрестить гетерозиготную красноглазую самку и самца с белыми глазами?

Область №6 «Дигибридное скрещивание»

1. Голубоглазый праворукий юноша (отец его был левшой), женился на кареглазой левше (все её родственники - кареглазые). Какие возможно будут дети от этого брака, если карие глаза и праворукость - доминантные признаки?

2. У родителей со свободной мочкой уха и треугольной ямкой на подбородке ро­дился ребёнок со сросшейся мочкой уха и гладким подбородком. Определите генотипы родителей, первого ребенка, фенотипы и генотипы других возможных потомков. Составьте схему решения задачи. Признаки наследуются независимо.

Область №7 «Комбинированные задачи»

1. У дрозофилы ген редуцированных крыльев vg рецессивен и расположен в аутосоме; ген желтой окраски тела y также рецeссивен, но сцеплен с полом.
Если гомозиготную по этим двум генам самку скрестить с нормальным самцом, то как будет выглядеть потомство в F1 и F2?

2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а уз­кие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скре­щиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему реше­ния задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.

3. В одной семье у кареглазых родителей родилось 4 детей: двое голубоглазых с 1 и 4 группами крови, двое – кареглазых со 2 и 4 группами крови. Определите вероятность рождения следующего ребенка кареглазым с 1 группой крови.

Область №8 «Сцепленное наследование»

1. У томатов высокий рост стебля (А) доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода (В) над грушевидной, гены высоты стебля и формы плода сцеплены и находятся друг от друга на расстоянии 20 морганид. Скрещено гетерозиготное по обоим признакам растение (А и В расположены одной хромосоме) с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Какое потомство следует ожидать от этого скрещивания?

2. Дигетерозиготное растение гороха с гладкими семенами и усиками скрестили с растением с морщинистыми семенами без усиков. Известно, что оба доми­нантных гена (гладкие семена и наличие усиков) локализованы в одной хро­мосоме, кроссинговера не происходит. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, соотноше­ние особей с разными генотипами и фенотипами. Какой закон при этом про­является?

3. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим зелёные семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и вы­пуклыми плодами, 58 — с зелёные семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными се­менами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Опреде­лите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различ­ных фенотипических групп.

Примечание: листы выдаются по мере выполнения задания.

Например, план 863715: первым выдаём лист с заданиями к области №8, после выполнения этих заданий (с консультациями или без них, с индивидуальной работой с учеником или он работает самостоятельно) учитель проверяет каждую задачу. Если нужна коррекция, то это происходит при решении следующей задачи этой области.

После того, как обучающийся справился успешно с выбранной областью, его результат отмечается в листе контроля и выдаётся следующий лист, в данном случае лист с заданиями к области №6. Процедура повторяется до тех пор, пока ребёнок справится со всеми областями. Те ученики, которые быстрее других справятся с предложенной работой по всем областям переходят в положении консультантов, помогая освоить области тем учащимся, которые испытывают сложности.

IV. Подведение итогов. Предлагаем серию вопросов для анализа выполнения личных планов:

Реализован ли Ваш личный план?

Как изменилось Ваше колесо познания генетики?

Что ты можешь сделать дома, чтобы достичь успеха на контрольной работе?

V. Домашнее задание.

Личное домашнее задание: Вы получаете лист саморазвития с заданиями по областям 2-8. Какие задания выполнять, решать Вам, в зависимости от того, что вы хотите улучшить.

Приложение №1

ЛИСТ самоконтроля и саморазвития:

2 Комолый бык скрещен с 3 коровами. 1.От скрещивания с рогатой коровой родился рогатый теленок; 2.С рогатой коровой – комолый теленок; 3.От скрещивания с комолой коровой родился рогатый теленок. Каковы генотипы всех животных?

3. Форма чашечки у земляники может быть нормальная и листовидная. У гетерозигот чашечки имеют промежуточную форму между нормальной и листовидной. Определить возможные генотипы и фенотипы потомства от скрещивания двух растений, имеющих промежуточную форму чашечки.

4. Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?

5. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой. Какими будут птенцы?

6. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, – как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребёнка. Составьте схему решения. Какие законы наследственности проявляются.

7. У канареек сцепленный с полом доминантный ген определяет зеленую окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного доминантного гена, его отсутствие – от аутосомного рецессивного гена. Оба родителя зеленого цвета с хохолками. У них появились 2 птенца: зеленый самец с хохолком и коричневая без хохолка самка. Определите генотипы родителей.

8. Скрещены две линии мышей: в одной из них животные с извитой шерстью нормальной длины, а в другой – с длинной и прямой. Гибриды первого поколения были с прямой шерстью нормальной длины. В анализирующем скрещивании гибридов первого поколения получено: 11 мышей с нормальной прямой шерстью, 89 – с нормальной извитой, 12 – с длинной извитой, 88 – с длинной прямой. Расположите гены в хромосомах.

Приложение №2

ЛИСТ КОНТРОЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛИЧНОГО ПЛАНА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

ФИ об-ся

Личный план

Области генетики

1

2

3

4

5

6

7

8







































































































Итак, профильное обучение позволяет:

1. Расширить рамки изучаемого предмета, углубляя и отрабатывая его за счёт планирования.

2. Подразумевает более длительное сотрудничество с обучающимися, что позволяет создать климат на уроке, провести психологические исследования для определения репрезентативных систем лицеистов, а значит выяснить стиль их обучения, что обеспечит индивидуальный подход.

3. Позволяет конструировать образовательное пространство, используя метод проектов, коучинговый подход и другие современные образовательные технологии.


Литература:

1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000

2.Реферат Султангазинова С. В. «Классификация средств ИКТ»; https://infourok.ru/sredstva-ikt-i-ih-klassifikaciya-597040.html

3. Яковлев Андрей Иванович «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»/ Информационное общество, 2001, вып. 2, с. 32-37.

4. Дятлова К. Д. Формирование индивидуального стиля учения на уроках биологии . Москва: Педагогический университет «Первое сентября» . 2014

5. Левченко И.В. Учет репрезентативной системы учащихся в процессе подготовки к олимпиадам/ Предметные олимпиады учащихся по экологии, биологии, основам безопасности жизнедеятельности: проблемы, поиски, перспективы развития: Монография. ПГПУ – Москва– Пенза, 2009.

6. Бобиенко О.М. Ключевые компетенции профессионала: проблемы развития и оценки. Казань: Изд-во КазГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2006. 146 с.

7. Позднеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник ТГПУ. Сер. Педагогика. 2006. Вып. 10 (61). С. 65-66.

8. Сборник задач по генетике, Лагутина Галина Борисовна

9. Сборник задач по генетике с решениями, © Издательство "Лицей"© Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б.

10. Материалы курсов повышения квалификации «Коучинговый подход для результативного образования» Н. Гульчевская/ центр онлайн – обучения Фоксфорд.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Уманец Ольга Алексеевна

Дата: 21.11.2020

Номер свидетельства: 563981

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства