kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Темперамент, его влияние на поведение человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит литературный обзор по теме, результаты выполнения практической части и презентацию проекта.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии Темперамент и его влияние на поведение человека»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уинская средняя общеобразовательная школа»











«Темперамент, его влияние на поведение человека»





Проект выполнил:

Ученик 10 «Б класса

Адыев Руслан

Руководитель:

Попова Галина Борисовна











2022 г

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Темперамент и его влияние на поведение человека. 3

1.1 Понятие «темперамент». 3

1.2 Свойства и типы темперамента. 4

1.3.Характер и типы личности. 5

1.4. Влияние темперамента на характер и поведение человека. 6

Глава 2. Темперамент и его влияние на поведение людей 7

2.1. Опрос 7

2.2 Практический эксперимент 8

Заключение 10

Литература 11































Введение

Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают окраску всей деятельности и поведению человека. Темперамент легко определить по скорости движений человека, по темпу его речи, по умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, по умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость и страстность, по суетливости, по желанию общаться с товарищами, по быстроте смены настроений, по смелости и даже по выражению лица и тембру голоса.

Проблема: почему темперамент играет одну из важнейших ролей в поведении человека.

Цель: изучение понятия «темперамент» и выявление его влияния на поведение человека.

Задачи:

1)Проанализировать понятие «темперамент».

2)Изучить основные свойства и типы темперамента.

3)Изучить понятие «характер» и типы личности.

4)Выявить влияние темперамента на поведение человека из полученной информации.

5)Проведение опроса для подтверждения выдвинутых предположений.

Объект: темперамент.

Предмет: влияние темперамента на поведение человека.

Гипотеза: мы считаем, что темперамент действительно воздействует на поведение человека.

Методы:

1)Анализ.

2)Сравнение.

3)Анкетирование.

4)Индукция.



Глава 1. Темперамент и его влияние на поведение человека.

1.1 Понятие «темперамент».

Что же такое темперамент? Темпераментом называют врожденные особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Именно темперамент обуславливает реакции человека на внешние обстоятельства. Он в значительной мере формирует характер человека, его индивидуальность и является связующим звеном между организмом и познавательными процессами. Выделяют четыре основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сам термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Само же слово темперамент можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

С древнейших времен люди обращали внимание на то, что один человек очень спокойный, уравновешенный, а другой – подвижный, бурно на все реагирует. Даже в детстве мы замечаем, что одни из нас активные, веселые, настойчивы, а другие медлительны, застенчивы, неторопливы в словах и поступках. Именно в этих особенностях и проявляется темперамент.

Известный педагог Мерлин писал: «Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Так почему же люди разные? Наблюдения показывают нам, что все люди различны не только по своей внешности, по своему поведению, движениям. Личность человека неповторима, нет одинаковых людей. От рождения человек обладает определенными, присущими только ему психическими свойствами. Чем же объясняется такая разница в поведении? Прежде всего, темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности, в походке, в жестах, во всем поведении. Индивидуальные психологические особенности личности человека, его темперамент придают своеобразную окраску всей деятельности и поведению.

Вопрос о темпераменте и сегодня остается во многом спорным и нерешенным. Однако при всем разнообразии подходов психологи признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как субъект социальный.

1.2 Свойства и типы темперамента.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести человека к тому или иному типу. Из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие типы темперамента:

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Переходя к свойствам, стоит сказать, что у каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль даёт возможность проявиться:

1) меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями;

2) флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку;

3) сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку;

4) холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

К отрицательным свойствам темпераментов стоит отнести:

1) у меланхолика — замкнутость и застенчивость;

2) у флегматика — чрезмерная медлительность;

3) у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство;

4) у холерика — поспешность решений, раздражительность, агрессивность.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным; тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Влияние темперамента

От темперамента человека зависят:

  • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);

  • темп и ритм деятельности;

  • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

  • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия и интроверсия).

1.3 Характер и типы личности.

Под характером понимают совокупность устойчивых черт личности, складывающихся под влиянием воспитания и самовоспитания, деятельности, общения с другими людьми. Характер определяет типичную для данного человека манеру поведения. Зная характер человека, в какой-то степени можно предсказать его поступки. Если темперамент является врождённым свойством человека, то характер приобретается в процессе жизни и отражает индивидуальное своеобразие личности.

Психологии известны два принципиально разных типа личности: экстраверты и интроверты.

Экстраверты - это тип личности (или поведения), который ориентирован в своих проявлениях вовне, на окружающих.

Интроверты - тип личности (или поведения), ориентированный вовнутрь или на себя.

Для экстравертов характерно поведение, при котором человек стремится:

  • к общению с людьми,

  • вниманию со стороны окружающих,

  • участию в публичных выступлениях,

  • участию в многолюдных мероприятиях и вечеринках.

Экстраверт может быть превосходным организатором, чиновником, управляющим людьми, артистом.

Для интровертов характерно поведение, больше связанное с комфортным одиночеством, внутренними размышлениями и переживаниями, творчеством или наблюдением за процессом. Интроверт может быть превосходным ученым, исследователем, наблюдателем, писателем или индивидуальным предпринимателем. Если экстраверту для комфорта необходимо присутствие других людей, то интроверту комфортно трудиться в одиночестве.

Никто не является полностью интровертом или экстравертом. Можно быть интровертом, когда дело доходит до работы, и экстравертом, когда речь заходит о семье. Можно быть интровертом в своих религиозных убеждениях, но экстравертом, когда дело доходит до спорта. Поэтому когда кто-то проходит соответствующий психологический тест, показатель будет в процентах - например, 54% экстраверт и интроверт 46%.

1.4. Влияние темперамента на характер и поведение человека.

Для каждого вида деятельности необходим определённый темперамент. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности, сангвиники - для организаторской деятельности, меланхолики - для творческой деятельности в науке и искусстве, флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности. Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы.

Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, наоборот, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен начинать любовные отношения с дружбы и влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива.

Особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники.







Глава 2. Темперамент и его влияние на поведение людей

2.1. Опрос

Теоретические предположения, сделанные нами в ходе анализа литературы по теме, требуют своего подтверждения на практике. С этой целью было организовано и проведено анкетирование и тестирование учащихся нашего класса и проанализирован результат данных исследований.

Из 16 опрошенных:

Сангвиников - 5 (31,5%)

Меланхоликов - 3 (18,75%)

Флегматиков - 6 (37,75%)

Холериков - 2 (12,5%)

2.2 Практический эксперимент

Цель: пронаблюдать реакцию людей с разными темпераментами в жизненной ситуации;

Объект эксперимента: люди с разными типами темперамента (в эксперименте участвуют ранее протестированные дети)

Место проведения: школьная столовая;

Ход эксперимента

В школьной столовой большая очередь на вынесе еды. Мальчик пытается пройти без очереди и толкается, почти роняя посуду. Наблюдаем за реакцией участников опыта. В данной ситуации Меланхолик растерялся, а затем, обидевшись, отошёл в сторону. Холерик же, напротив, отреагировал резко, не сдержал своего раздражения, вспылил в ответ. Сангвиник спокойно объяснил этому мальчику, что не надо ломиться сквозь очередь и соблюдать дисциплину. Флегматика в данной ситуации можно сравнить с «танком», так как сложилось впечатление, что этого мальчика он и не заметил вовсе.

Проведя этот эксперимент, стало ясно, что в силу своего темперамента каждый человек отреагировал по-своему, в соответствии со своим характером.

Вывод

Таким образом, сделаем вывод, что темперамент влияет на характер и тесно взаимодействует с ним.

















































Заключение

Изучив свойства темперамента и типы характера, мы выявили их влияние друг на друга. Из исследовательской работы видно, что характер не наследуется и не является прирожденным, а так же постоянным и неизменным свойством личности, он постоянно формируется и развивается под влиянием окружающей среды, жизненного опыта человека и его воспитания. Все люди различны по поведению, движениям, не только по внешности. Например, если последить за поведением учеников на уроке, то можно сразу заметить разницу в поведении, движениях каждого. У одних неторопливые правильные движения, заметное спокойствие во взгляде, а у других резкие движения, суета в глазах, но большинство из них показывают похожие результаты в развитии. Темперамент проявляется в любом виде деятельности (игровая, трудовая, учебная, творческая), в походке, жестах, во всем поведении. Знание типа темперамента и умение определить его у конкретного человека помогает найти подход к конкретному человеку и лучше построить отношения с ним и в коллективе.

































Литература
  1. Адлер Альфред. Понять природу человека. - М.: Академический проект, 2015.

  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. - Москва, «Просвещение», 2013.

  3. Батаршев, А. В. Темперамент и характер: Психологическая диагностика / А. В. Батаршев. - М.: ВЛАДОС ПРЕСС, 2001.

  4. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий / М. С. Егорова. - М.: Планета детей, 1997.

  5. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2000.

  6. Чернышев, Б. В. Проявление индивидуальных особенностей темперамента в параметрах поведенческих реакций и когнитивных вызванных потенциалов в ситуации внимания / Б. В. Чернышев, В. Е. Безсонова, Е. Г. Чернышева, Е. С. Осокина, М. С. Трунова // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2011.























Просмотр содержимого презентации
«темперамент»

Темперамент, его влияние на поведение человека Проект выполнил: Адыев Руслан Руководитель: Попова Галина Борисовна

Темперамент, его влияние на поведение человека

Проект выполнил:

Адыев Руслан

Руководитель: Попова Галина Борисовна

1 Введение

1

Введение

  • Цель:  изучение понятия «темперамент» и выявление его влияния на поведение человека.
  • Задачи:
  • 1)Проанализировать понятие «темперамент».
  • 2)Изучить основные свойства и типы темперамента.
  • 3)Изучить понятие «характер» и типы личности.
  • 4)Выявить влияние темперамента на поведение человека из полученной информации.
  • 5)Проведение опроса для подтверждения выдвинутых предположений.
1 Понятие «темперамент» Термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный. Клавдий Гален

1

Понятие «темперамент»

Термин «темперамент» был введен античным медиком Клавдием Галеном и происходит от латинского слова «temperans», что означает умеренный.

Клавдий Гален

1  Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей

1

Представьте себе две реки – одну спокойную, равнинную, другую – стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплывов, бурных водопадов, брызг. Течение второй – полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей

Типы и свойства темперамента

Типы и свойства темперамента

1 Холерик

1

Холерик

1 Флегматик

1

Флегматик

1 Сангвиник

1

Сангвиник

1 Меланхолик

1

Меланхолик

1 Характер и типы личности

1

Характер и типы личности

  • Экстраверты
  • Интроверты
1 Влияние темперамента на характер и поведение человека

1

Влияние темперамента на характер и поведение человека

1 Опрос

1

Опрос

1 Вывод  Темперамент влияет на характер и тесно взаимодействует с ним.

1

Вывод

Темперамент влияет на характер и тесно взаимодействует с ним.

1 Заключение

1

Заключение

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа "Темперамент, его влияние на поведение человека"

Автор: Попова Галина Борисовна

Дата: 26.05.2022

Номер свидетельства: 608108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства