kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа "Бактерии на службе человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа, в которой изучается влияние бактерий на  процессы, происходящие с нами и вокруг нас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Бактерии на службе человека»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Бекасовская средняя общеобразовательная школа











Исследовательская работа

на тему:

«Наши друзья- бактерии».





Выполнила

Руководитель: Никитенко Наталия Алексеевна













2018г.

Содержание



1.Введение…………………………………………………………………….

1.1. Актуальность выбранной темы ……………………………………….

1.2. Цели и задачи исследования……………………………………………

1.3. Гипотеза……………………………………………………………….....

1.4.Методы исследования ……………………………………………………

2. Основная часть ……………………………………………………………..

2.1 Кто же такие бактерии?.. …………………………………..............

2.2 История открытия бактерий…………………………………………….

2.3 Самые полезные бактерии ………………………….

3. Практическая часть…………………………………………………………

4. Выводы………………………………………………………………………

5. Заключение………………………………………………………………….

6. Библиография……………………………………………………………….















1.Введение

1.1Актуальность исследования: На уроке биологии я познакомилась с древнейшими живыми организмами относящихся к царству Бактерий. Я узнала об истории открытия этих организмов, особенностей строения и жизнедеятельности, значении бактерий в природе жизни человека. Мне уже были известны бактерии вызывающие различные заболевания, но я мало знала о полезных бактериях. В беседе с одноклассниками я узнала, что многие ребята мало знают или не знают ни чего о пользе бактерий .

1.2Цель исследования: Расширить знания о бактериях. Выяснить положительное значение бактерий в природе и жизни человека. А так же, что бактерии, возможно, размножить в домашних условиях.



Задачи:

  1. Познакомиться с историей открытия бактерий.

  2. Изучить особенность строения бактерий.

  3. Выяснить какие полезные бактерии существуют в природе и жизни человека.

  4. Провести социологический опрос с целью определения знают ли ребята какие процессы лежат в основе получения кисломолочных продуктов, квашении капусты, получении силоса, какие полезные бактерии живут в их организме и какова их роль.

  5. Изучить условия получения кисломолочных продуктов.

Объект исследования : Бактерии

1.3 Гипотеза: Предполагаю, что в царстве Бактерий наряду с болезнетворными, возбудителями различных заболеваний, есть и группа микроорганизмов играющих положительную роль в природе и жизни человека.

1.4 Методы исследования:

Сбор информации из разных источников и ее обработка

Анализ и обобщение полученных материалов

Социологический опрос

Проведение эксперемента

Наблюдение



2 Основная часть

2.1 Кто же такие бактерии?

Бактерии – самая древняя группа организмов из ныне существующих на Земле. Первые бактерии появились, вероятно, более 3,5 млрд. лет назад и на протяжении почти миллиарда лет были единственными живыми существами на нашей планете.

Поскольку это были первые представители живой природы, их тело имело примитивное строение. Бактерии движутся с помощью жгутиков и ворсинок.

Рисунок строение бактерии

Форма бактерий: кокки, бациллы, спириллы, вибрионы, стафилококки.

Рисунок

Среда обитания:  Практически нет места на Земле, где бы не встречались бактерии. Особенно много бактерий в почве. В 1 грамме почвы могут содержаться сотни миллионов бактерий. В воздухе высоко в горах бактерий намного меньше, чем на улицах больших городов. В 1 г льда Антарктиды можно найти до 100 бактерий. К концу первых суток в организме новорожденного ребенка живет 12 видов бактерий. Громадное большинство бактерий бесцветно. Только немногие окрашены в пурпурный или зеленый цвет. Бактерии (от греч. «бактерион» - палочка) - относительно просто устроенные микроскопические одноклеточные организмы 

Аэробы - это бактерии, живущие в кислородной среде.

Анаэробы - это бактерии, живущие в бескислородной среде.

2.2История открытия

В 1676 году голландец Левенгук изучал, почему корни некоторых растений столь едки и остры на вкус. Чтобы понять это он клал корни на некоторое время в воду, а затем наблюдал под микроскопом капельку полученного настоя. В ней он увидел маленьких «зверушек», которые сновали в воде и имели самые разные формы. Огромное множество таких необычайно быстро движущих «зверушек» он нашел и в зубном налете. Как и всех микроскопических существ он назвал их «анималькули». 

Название «бактерии» ввёл в употребление Христиан Эренберг в 1828 году.

Одни из них приносят пользу человеку, другие нет. Вредные бактерии или, по крайней мере, часть из них знает большинство. Вот некоторые названия, обоснованно вызывающие у нас негативные чувства: сальмонелла, стафилококк, стрептококк, холерный вибрион, чумная палочка. А вот полезные бактерии для человека или названия некоторых из них знают немногие.

2.3 Самые полезные бактерии

1.Азотобактер (Azotobacter)

Микроорганизмы диаметром 1-2 мкм (0,001-0,002 мм) обычно имеют овальную форму, что видно на фото, которая может меняться от сферической до палочкообразной.  Живут в слабощелочных и нейтральных почвах по всей планете вплоть до обоих полярных регионов. Также они встречаются в пресных водоемах и в солоноватых болотах. Способны пережидать неблагоприятные условия. Например, в сухой почве  могут сохраняться до 24 лет, не теряя жизнеспособности. Азот является одним из необходимых элементов для фотосинтеза растений. Самостоятельно выделять его из воздуха они не умеют. Бактерии рода Azotobacter полезны тем, что аккумулируют азот из воздуха, превращая его в ионы аммония, которые выводятся в почву и легко усваиваются растениями. Кроме того, эти микроорганизмы обогащают почву биологически активными веществами, стимулирующими рост растений, способствуют очищению грунта от тяжелых металлов, в частности, от свинца и ртути.



Эти бактерии полезны человеку в таких областях, как:

-Сельское хозяйство. Помимо того, что они сами по себе повышают плодородие почвы, их используют для получения биологических азотных удобрений.

-Медицина. Способность представителей рода выделять альгиновую кислоту используется для получения лекарств от желудочно-кишечных заболеваний, зависящих от кислотности.

-Пищевая промышленность. Уже упомянутая кислота, имеющая название альгиновой, используется в пищевых добавках к кремам, пудингам, мороженому и т.д.

2.Бифидобактерии

Эти микроорганизмы длиной от 2 до 5 мкм имеют палочкообразную форму, слегка изогнутую, как видно на фото. Основное место их обитания – кишечник. При неблагоприятных условиях бактерии с таким названием быстро погибают. Они чрезвычайно полезны для человека благодаря следующим свойствам:

  • снабжают организм витамином K, тиамином (B1), рибофлавином (B2), никотиновой кислотой (B3), пиридоксином (B6), фолиевой кислотой (B9), аминокислотами и белками;

  • препятствуют развитию болезнетворных микробов;

  • защищают организм от попадания токсинов из кишечника;

  • ускоряют переваривание углеводов;

  • активируют пристеночное пищеварение;

  • помогают всасыванию через стенки кишечника ионов кальция, железа, витамина D.



3.Молочнокислые бактерии

К группе с таким названием относят более 25 видов бактерий. Они имеют преимущественно палочкообразную, реже – шаровидную форму, как показано на фото. Их размер сильно варьируется (от 0,7 до 8,0 мкм) в зависимости от среды обитания. Живут они на листьях и плодах растений, в молочных продуктах. В человеческом организме они представлены во всем желудочно-кишечном тракте – от рта до прямой кишки. В подавляющем большинстве они совсем не вредные для человека. Эти микроорганизмы защищают наш кишечник от гнилостных и патогенных микробов.

Свою энергию они получают от процесса молочнокислого брожения. Полезные свойства этих бактерий известны человеку давно. Вот лишь некоторые области их применения:

  1. Пищевая промышленность – производство кефира, сметаны, ряженки, сыра; квашение овощей и фруктов; приготовление кваса, теста и т.п.

  2. Сельское хозяйство – брожение силоса (силосование) замедляет развитие плесени и способствует лучшей сохранности корма для животных.

  3. Народная медицина – лечение ран и ожогов. Вот почему солнечные ожоги рекомендуется смазывать сметаной.

  4. Медицина – производство препаратов для восстановления микрофлоры кишечника, женской репродуктивной системы после инфекции; получение антибиотиков и частичного заменителя крови под названием декстран; изготовление препаратов для лечения авитаминозов, желудочно-кишечных заболеваний, для улучшения обменных процессов.

4.Стрептомицеты

Этот род бактерий состоит почти из 550 видов. В благоприятных условиях они образуют нити диаметром 0,4-1,5 мкм. Живут преимущественно в почве. Если вам приходилось когда-нибудь принимать такие лекарственные средства, как эритромицин, тетрациклин, стрептомицин или левомицетин, то вы уже знаете, чем полезны эти бактерии. Они являются производителями (продуцентами) самых разнообразных препаратов, среди которых : противогрибковые; антибактериальные; противоопухолевые.

Все это бактериальное сообщество поддерживает внутреннюю среду органов для переработки пищи в состоянии, которое сдерживает рост и распространение патогенных бактерий и обеспечивает оптимальное извлечение из пищи необходимых человеческому организму микроэлементов.



2.4 Использование бактерий в биотехнологии

Полезные бактерии нужно поддерживать в организме человека, так как они очень сильно помогают ему. Людям необходимо употреблять кисломолочные продукты, так как в них много содержится бифидобактерий. Тысячелетиями люди использовали молочнокислые бактерии для производства сыра, кефира йогурта, квашения, уксуса.

Недостаток в пище белка также стал поводом для освоения технологий, при которых микроорганизмы используются как фабрики по производству белка. Возместить недостающие рациону человечества 60% животного белка можно за счет феноменальной активности бактерий, которые способны перерабатывать в сутки массу питательных веществ. Она превышает в 40 раз их собственную. Один из основных продуктов этой переработки – животный белок, который можно употреблять в пищу.

3 Практическая часть

Социологический опрос.

Среди учащихся5-6 классов я провела социологический опрос. Цель которого была выяснить, что знают учащиеся о бактериях, осведомлены ли они о пользе бактерий, какие полезные бактерии им известны и какова их роль в природе и жизни человека.

  1. Знаете ли вы какие бактерии живут в нашем организме? Каково их значение? Только положительное, только отрицательное, то и другое?

  2. Знаете ли вы причину скисания молока: да или нет?

  3. Употребляете ли вы кисломолочные продукты ли вы: да или нет?

  4. Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете?

  5. Готовят ли кисломолочные продукты у вас дома или вы их покупаете?

  6. Почему вы употребляете кисломолочные продукты? Вкусно, доступно, полезно.

  7. Прочитываете ли вы информации о составе продукта на упаковке?

Опрошено 14 человек из пятого и 14 человек из 6 классов



Диаграммы результатов соц. опроса.

Анкетирование обучающихся 5 и 6 класса.

1. Знаете ли вы, какие бактерии живут в нашем организме? Каково их значение? Только положительное, только отрицательное, то и другое?

- Не знаю – 8 чел.; 6 чел.;

- То и другое – 2 чел.; 5 чел.;

- Положительное - 3 чел.; 3 чел.;

- Отрицательное – 0чел.; 0 чел.



2. Употребляете ли вы кисломолочные продукты: да или нет?

Да – 13 чел.; 2 чел.;

Нет – 0 чел.; 1 чел.



3.Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете?

Кефир – 12 чел.; 6 чел.;

Сметана – 4 чел.; 3 чел.;

Йогурт – 6 чел.; 11 чел.;

Творог – 3 чел.; 2 чел.;

Ряженка – 1 чел.; 3 чел.;

Сыр – 4 чел.; 2 чел.;

Никаких – 1 чел.; 0 чел.



4. Готовят ли кисломолочные продукты у вас дома или вы их покупаете?

Готовят – 4 чел.; 4 чел.;

Покупают – 14 чел.; 12 чел.



5. Почему вы употребляете кисломолочные продукты? Вкусно, доступно, полезно.

Вкусно – 8 чел.; 5 чел.;

Доступно –0 чел.; 0 чел.;

Полезно – 8 чел.; 6 чел.;

Всё -3 чел.; 7 чел.;

Я их не люблю – 1 чел.; 0 чел.

6. Прочитываете ли вы информацию о составе продуктов на упаковке?

Прочитываю – 10 чел.; 9 чел.;

Нет – 4 чел.; 4 чел.



Большинство используют, потому, что вкусно, полезно и доступно.

В основном предпочитают йогурты и кефир.

Большинство состав продукта не читают.

Почти все знают о существовании бактерий в кисломолочных продуктах.





Проведение эксперимента по влиянию факторов среды на скорость сквашивания молока.

Я взяла 4 стаканчика и налила туда молоко.№1 поставила в тёплое место.№2 поставила в прохладное место.№3 туда добавила сметаны и поставила в теплое место.№4 добавила сахар и в тёплое место. Через 4 дня во всех четырёх видах появились комочки. Я сравнила их и выяснила, что больше всего загустел №3(Со сметаной).Это произошло потому, что в сметане уже были молочно - кислые бактерии.

Вывод

Заключение.

Большинство бактерий живущих в человеческом организмы полезны для него. Это друзья человека помогают ему справиться со многими трудностями. Самые полезные бактерии это кисломолочные бактерии бифидобактерии- настоящие стражи человеческого организма. Это бактериальное сообщество поддерживает внутреннюю среду органов для переработки пищи в состоянии, которое сдерживает рост и распространение патогенных бактерий и обеспечивает оптимальное извлечение из пищи необходимых человеческому организму микроэлементов. Поэтому в рационе человека должны присутствовать ежедневно качественные молочнокислые продукты.

























Библиография:

1.http://knowledge.su/b/bakterii Бактерии- энциклопедия.

2. http://muvrasil.ru/bakterii/bakterii- Натуральная медицина и здоровье человека







Рецензия.

Тема, выбранная Алёной интересна и актуальна. Девочка поработала с различными источниками из которых узнала об истории открытия бактерий, их роли в природе и жизни человека. Подробно рассмотрена положительная роль бактерий. Для учащихся, была предложена анкета в которой было предложено ответить на рад вопросов о знании разнообразной роли бактерий в жизни человека. Проведена практическая работа по изучению влияния факторов среды на скорость размножения бактерий молочнокислого. Алена достигла поставленной цели. Работу можно считать успешной.

Никитенко Наталья Алексеевна

Учитель биологии МБОУ Бекасовской сош



10


Просмотр содержимого презентации
«бактерии на сужбе человека»

Наши друзья – бактерии.

Наши друзья – бактерии.

Бактерии – самые маленькие организмы из живущих на  планете Земля живых организмов

Бактерии

самые маленькие

организмы

из живущих на

планете Земля

живых организмов

Строение бактерии

Строение

бактерии

В 17 веке голландский учёный Антони Ван Левенгук рассмотрел в микроскоп целый мир микроскопических организмов и назвал их АНИМАЛЬКУЛИ или ЗВЕРУШКА

В 17 веке

голландский учёный

Антони Ван Левенгук

рассмотрел

в микроскоп целый мир

микроскопических

организмов и

назвал их

АНИМАЛЬКУЛИ

или ЗВЕРУШКА

сине - зелёные водоросли Реснитчатая палочкообразная бактерия. плавающие бактерии миксобактерии или слизистые бактерии электрические бактерии

сине - зелёные водоросли

Реснитчатая

палочкообразная бактерия.

плавающие

бактерии

миксобактерии или слизистые бактерии

электрические

бактерии

Я провела опыт как окружающая среда влияет на скисание молока

Я провела опыт как окружающая среда влияет на скисание молока

№ 1в тёплое место  №2 в прохладное место

1в тёплое место №2 в прохладное место

№ 3 добавила сметану и в тёплое место  №4 добавила и в тёплое

3 добавила сметану и в тёплое место №4 добавила и в тёплое

Через 4 дня.

Через 4 дня.

1. Знаете ли вы, какие бактерии живут в нашем организме? Каково их значение? Только положительное, только отрицательное, то и другое?  - Не знаю – 8 чел.; 6 чел.;  - То и другое – 2 чел.; 5 чел.;  - Положительное - 3 чел.; 3 чел.;  - Отрицательное – 0чел.; 0 чел.

1. Знаете ли вы, какие бактерии живут в нашем организме? Каково их значение? Только положительное, только отрицательное, то и другое? - Не знаю – 8 чел.; 6 чел.; - То и другое – 2 чел.; 5 чел.; - Положительное - 3 чел.; 3 чел.; - Отрицательное – 0чел.; 0 чел.

2. Употребляете ли вы кисломолочные продукты: да или нет?  Да – 13 чел.; 2 чел.;  Нет – 0 чел.; 1 чел .

2. Употребляете ли вы кисломолочные продукты: да или нет? Да – 13 чел.; 2 чел.; Нет – 0 чел.; 1 чел .

3.Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете?  Кефир – 12 чел.; 6 чел.;  Сметана – 4 чел.; 3 чел.;  Йогурт – 6 чел.; 11 чел.; Творог – 3 чел.; 2 чел.;  Ряженка – 1 чел.; 3 чел.;  Сыр – 4 чел.; 2 чел.;  Никаких – 1 чел.; 0 чел.

3.Какие кисломолочные продукты вы предпочитаете? Кефир – 12 чел.; 6 чел.; Сметана – 4 чел.; 3 чел.; Йогурт – 6 чел.; 11 чел.; Творог – 3 чел.; 2 чел.; Ряженка – 1 чел.; 3 чел.; Сыр – 4 чел.; 2 чел.; Никаких – 1 чел.; 0 чел.

4. Готовят ли кисломолочные продукты у вас дома или вы их покупаете?  Готовят – 4 чел.; 4 чел.;  Покупают – 14 чел.; 12 чел.

4. Готовят ли кисломолочные продукты у вас дома или вы их покупаете? Готовят – 4 чел.; 4 чел.; Покупают – 14 чел.; 12 чел.

5. Почему вы употребляете кисломолочные продукты? Вкусно, доступно, полезно.  Вкусно – 8 чел.; 5 чел.;  Доступно –0 чел.; 0 чел.;  Полезно – 8 чел.; 6 чел.;  Всё -3 чел.; 7 чел.;  Я их не люблю – 1 чел.; 0 чел.

5. Почему вы употребляете кисломолочные продукты? Вкусно, доступно, полезно. Вкусно – 8 чел.; 5 чел.; Доступно –0 чел.; 0 чел.; Полезно – 8 чел.; 6 чел.; Всё -3 чел.; 7 чел.; Я их не люблю – 1 чел.; 0 чел.

6. Прочитываете ли вы информацию о составе продуктов на упаковке?  Прочитываю – 10 чел.; 9 чел.;  Нет – 4 чел.; 4 чел.   

6. Прочитываете ли вы информацию о составе продуктов на упаковке? Прочитываю – 10 чел.; 9 чел.; Нет – 4 чел.; 4 чел.  


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Проектная работа "Бактерии на службе человека"

Автор: Никитенко Наталья Алексеевна

Дата: 19.12.2019

Номер свидетельства: 532753


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства