kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Проблема йододефицита с. Введенского. Влияние йода на умственную работоспособность школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа по проблеме йододефицита

Просмотр содержимого документа
«Проект "Проблема йододефицита с. Введенского. Влияние йода на умственную работоспособность школьников"»

МКОУ «Введенская СОШ №1 имени Огненного выпуска 1941 года»













ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА



Тема: «Проблема йододефицита с. Введенского. Влияние йода на умственную работоспособность и успеваемость школьников»





ВЫПОЛНИЛ: Попов Марк

8 а класс

РУКОВОДИТЕЛЬ: Ананченко Н.В.

учитель биологии









2019 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

Актуальность, цель, задачи …………………………………………………3-4

Гипотезы, объекты и методы исследования, практическая значимость …4-5

1. Йод- жизненно необходимый микроэлемент …………………………...6-8

2 . Теоретическая часть исследования …………………………………….8-9

2. 1 Анализ статистических данных Введенской участковой больницы по заболеваниям, связанным с йодной недостаточностью…………………8-9

2.2. Анкетирование на предмет обнаружения признаков йодной недостаточности………………………………………………………………9

  1. 3. Практическая часть ……………………………………………………9-20

    1. Диагностики выявления недостатка йода в организме школьников 9 классов с использованием методики йодной сетки……………….9-11

    2. Выявление пищевых предпочтений учащихся с помощью ранжированного списка ……………………………………………..12-13

    3. Определение влияния йода на работоспособность и успеваемость школьников……………………………………………………………..13

    4. Проведение качественного анализа содержания йода в вытяжках овощных культур(фасоли, томата, свёклы, моркови, картофеля), выращенных на пришкольном участке……………………………..13

Заключение, результаты, выводы ………………………………………13-15

Рекомендации ……………………………………………………………..15

Литература………………………………………………………………15-16

Приложение ………………………………………………………………17-21





Введение

Актуальность

«Если хотите уничтожить нацию,

уберите йод из ее пищевого рациона»

Гай Абрахам, профессор Калифорнийского университета США

Курганская область относится к йододефицитным регионам России. Это связано с географическим положением нашей области, ее рельефом и отдаленностью от морей и океанов.

Несмотря на то, что в течение жизни человеку требуется всего 1 чайная ложка йода проблема йододефицита остается актуальной. У 70% россиян отмечаются признаки йодной недостаточности.

В качестве универсального метода йодной профилактики в России постановлением правительства РФ № 1119 от 05.10.1999 года была принята национальная программа потребления йодированной соли. Но она не принесла желаемых результатов. Во всех крупных торговых точках с. Введенского йодированная соль имеется в продаже, но не пользуется спросом. В настоящее время в России появляются продукты питания, искусственно обогащенные йодом (хлеб, молоко, яйца). Однако в нашем селе даже в крупных торговых точках таких продуктов практически нет.

Цель: – изучение проблемы йододефицита с. Введенского;

- исследование овощей, выращенных на пришкольном учебно-опытном участке на наличие йода; обогащение йодом овощей для школьной столовой с целью профилактики йодной недостаточности школьников.



Задачи:

  1. Изучить литературу и интернет- источники по теме исследования;

  2. проанализировать статистические данные Введенской участковой больницы по выявленным случаям заболеваний щитовидной железы жителей села, связанным с йодной недостаточностью;

  3. Провести диагностику выявления недостатка йода в организме школьников 9 классов с использованием методики йодной сетки;

  4. Выявить пищевые предпочтения учащихся с помощью ранжированного списка;

  5. Определить влияние йода на работоспособность и успеваемость школьников;

  6. Провести качественный анализ содержания йода в вытяжках овощных культур, выращенных на пришкольном участке;

  7. Дать рекомендации по профилактике йододефицита

Гипотезы:

- Значительная часть подростков употребляет в пищу продукты питания, недостаточно богатые йодом, что приводит к снижению их работоспособности и успеваемости;

- предпосевная обработка семян овощных растений иодидом калия и внесение в почву йодсодержащих удобрений позволяет увеличить содержание йода в клубнях, корнеплодах и семенах растений

Объекты исследования: - овощи, выращенные на пришкольном участке МКОУ «Введенская СОШ №1 имени Огненного выпуска 1941 года»;

- учащиеся МКОУ «Введенская СОШ №1 имени Огненного выпуска 1941 г»  Методы исследования: - Сбор и анализ материала по теме исследования;

- анкетирование;

- соцопрос;

- химические эксперименты,

- анализ и обобщение  полученных данных.

Практическая значимость.

Овощи, выращенные на пришкольном учебно-опытном участке, являются экологически чистым продуктом. А обогащение их йодом с последующим использованием выращенного урожая в школьной столовой для приготовления разнообразных овощных блюд может стать одним из эффективных способов профилактики недостатка йода в организме школьников, оказать положительное влияние на их работоспособность и успеваемость.

1. Йод- жизненно необходимый микроэлемент

Йод относится к микроэлементам, которые не обладают способностью синтезироваться в организме, поэтому его запас должен постоянно пополняться за счет поступления извне с пищевыми продуктами и водой, в которых он находится в виде солей- иодидов. Ученые отмечают, что йод лучше усваивается в присутствии селена, железа, витаминов С и Е.

Суточная норма йода для подростков 14-16 лет: 150 мкг / день. По различным литературным источникам от 70 до 80 % йода в организм человека поступает с пищей. В последнее десятилетие на прилавках магазинов РФ стали появляться различные йодированные продукты, но в исследуемых крупных торговых точках с. Введенского хлебобулочных изделий, молока, обогащенных йодом, на прилавках магазинов нет, йодированные яйца встречаются только в «Пятёрочке», а йодированная соль ( соль, обогащенная иодатом калия: добавка Е-917), которую можно найти в любом продуктовом магазине, не пользуется спросом. Кроме того, известно, что йод, содержащийся в поваренной соли, улетучивается в течение 2 недель.

В средствах массовой информации широко рекламируются йодсодержащие препараты, которые рекомендуются к применению, однако цена их довольно высока.

Известно, что особое биологическое значение йода заключается в том, что он является составной частью молекул гормонов щитовидной железы: тироксина (Т4) и трийодтиронина (ТЗ), выполняет роль «дирижёра» в организме человека, отвечает за гармонию всех систем органов, а, следовательно, оказывает огромное влияние на метаболизм организма человека, его работоспособность и протекание мыслительных процессов.

Недостаток такого «микронутриента» как йод вызывает разрастание тканей щитовидной железы и другие болезненные симптомы, а главное, снижает умственные способности человека (из данных Всероссийского эндокринологического центра РАМН, д.м.н.Н. Ю. Свириденко).

 По докладам ВОЗ к йоддефицитным заболеваниям относятся эндемический зоб, гипотиреоз, тиреотоксикоз, умственная отсталость и кретинизм.

2. Теоретическая часть исследования.

    1. Анализ статистических данных Введенской участковой больницы по заболеваниям, связанным с йодной недостаточностью.

Статистические данные Введенской участковой больницы

по заболеваемости населения тиреоидитом и тиреотоксикозом.

По данным на январь 2019 года в с. Введенском проживает 5488 человек, из них дети в возрасте от 0 до 17 лет составляют 1355, пенсионеры 1259 жителей.

Количество выявленных случаев:

взрослое население/пенсионеры

2017 год

2018 год

Йодная недостаточность

19/12

18/11

тиреоидит

32/27

32/27

тиреотоксикоз

27/18

26/17

Таблица 1

Дети и подростки также страдают от нехватки йода в организме.

Количество случаев заболеваний щитовидной железы, выявленных в с. Введенском в 2018 году, связанных с йодной недостаточностью (Е 01) составило 3 случая среди детей и 1 среди подростков, кроме того зафиксировано 2 случая тиреоидита (Е 06).

Вывод: количество клинических случаев заболеваний жителей с. Введенского, связанных с йодной недостаточностью стабильно и относительно невелико- составляет 0,44% среди детей и подростков и 1,84% среди взрослого населения.

    1. Анкетирование на предмет обнаружения признаков йодной недостаточности. Проведенное анкетирование учащихся школы показало, что более половины опрошенных  выпускников 9 классов(59 %) имеют признаки йодной недостаточности, выражающиеся в

  • сильной усталости и быстрой утомляемости, подавленном настроении;

  • повышенной раздражительности, чувстве «разбитости» по утрам;

  • снижении иммунитета, склонности к простудным заболеваниям

К характерным симптомам йододефицита относится также :

  • сухость кожи, ломкость и выпадение волос, расслаивание ногтей;

  • нарушение процессов адаптации, низкая стрессоустойчивость;

  • замедление реакции, ухудшение процессов запоминания и концентрации внимания;

  • бесконтрольное увеличение веса;

  • отечность, одутловатость лица;

  • снижение иммунитета, частые простудные заболевания;

  • признаки железодефицитной анемии – малокровия;

  • проблемы в репродуктивной сфере;

  • нарушение обмена веществ, запоры, признаки желчнокаменной болезни.

3. Практическая часть исследования.

    1. проведение диагностики выявления недостатка йода в организме школьников 9 классов с использованием методики йодной сетки.

В диагностике приняли участие 54 учащихся 9-х классов.

Методика определения йода в организме человека с помощью йодной сетки (Б.А. Старожук)

Я нарисовал на предплечье участников эксперимента с помощью 5% спиртового раствора йода по три линии:

    1. тонкую полупрозрачную (1-2 мм);

    2. средней толщины (3 мм);

    3. толстую (5-6 мм).

Затем оценил полученные результаты:

- исчезновение тонкой линии при сохранившихся средней и толстой через 24 часа свидетельствует о достаточном содержании йода в организме;

- если на коже не видно двух линий – тонкой и средней, йод исчезает с кожи через 6-8 часов – количество йода в организме снижено, необходимо изменить ежедневный рацион, включив в него больше рыбы и морепродуктов;

- чистая кожа без следов йода уже через 3-4 часа – признак выраженного йододефицита.

Достаточное содержание йода отмечается в организме у 13 человек (24%);

Признаки начинающегося йододефицита- у 9 человек (17%);

Ярко выраженная йодная недостаточность( исчезновение трех линий) у 32 человек (59%).


Диаграмма

Вывод: Большинство учащихся 9 классов (59 %) имеют признаки выраженного йоддефицита. Часть школьников(17 %) находится в пограничном состоянии и нуждается в дополнительном получении йода.


Психологи утверждают, что люди, испытывающие недостаток йода в организме, выбирают фиолетовый цвет. Проведенный опрос показал, что большинство учащихся, в организме которых наблюдается пониженное содержание йода, действительно, выбрали фиолетовый цвет.

3.2. Выявление пищевых предпочтений учащихся с помощью ранжированного списка

















У 78% опрошенных продукты, наиболее богатые йодом ( морская капуста, морепродукты, морская рыба) располагаются на последних местах ранжированного списка, т.е. практически исключены из пищевого рациона, что является одной из причин возникновения йодной недостаточности.

Вывод: Продукты питания, содержащие йод, употребляются участниками эксперимента в недостаточных количествах, что является предпосылкой возникновения признаков йодной недостаточности.

    1. Определение влияния йода на работоспособность и успеваемость школьников.

Проведенный анализ успеваемости учащихся 9 классов позволил сделать вывод, что школьники, не имеющие дефицита йода в организме, имеют более высокую успеваемость.

Вывод: достаточное количество йода в организме человека является одним из необходимых условий высокого уровня мыслительных процессов и работоспособности школьников.

    1. Проведение качественного анализа содержания йода в вытяжках овощных культур (фасоли, томата, свёклы, моркови, картофеля), выращенных на пришкольном участке.

Для качественного обнаружения йода были взяты плоды томата, корнеплоды свёклы и моркови, клубни картофеля, семена фасоли. Выбор был обусловлен данными литературных источников. Именно в этих овощных культурах содержание йода максимально (фасоль- 12 мкг, свёкла-7 мкг, томат-6 мкг, картофель и морковь по 5 мкг). Эти овощи выращены на нашем пришкольном участке, поэтому проведенный опыт поможет понять, в каких продуктах содержится йод и какие из них можно употреблять для профилактики йододефицита.

Ход работы:

1. Измельчить на терке исследуемые продукты.

2. 30 грамм продукта дополнительно растолочь в ступке и залить 30 мл дистиллированной воды.

3. Перелить смесь в колбу соответствующего объёма. В течение 5 минут колбу взбалтывать, проводя выделение солей в раствор.

4. Дать отстояться раствору в течение 10 минут.

Приготовление хлорной воды:

2KMnO4 + 16HCl (к) = 2KCl + 2MnCl2 + 5 Cl2 +8 H2O

Рис. 6



5. 2 мл каждого раствора помещается в пробирку, добавляется 3 капли хлорной воды (водный раствор хлора) и 1 мл раствора крахмал

6. Если в пробирках наблюдается бурое окрашивание, то в них содержится йод.

2NaI + Cl2= I2 + 2NaCl Выделяющийся йод обнаруживается с помощью крахмала (качественная реакция). Наблюдается сине-фиолетовое окрашивание.

Для проведения исследования были взяты образцы овощных культур: томата, картофеля, свёклы, моркови и фасоли.

    1. выращенные на пришкольном участке без предпосевной обработки семян 0,1% раствором KJ и внесения в почву йодсодержащих удобрений ( контрольная группа)

    2. выращенные на пришкольном участке с предварительной предпосевной обработкой семян 0,1% раствором KJ и внесением в почву йодсодержащих удобрений.

В литературе отмечается, что предпосевная обработка семян раствором иодида калия в концентрации 0,05-0,1% оказывает благоприятное воздействие как на сами растения, так и на увеличение содержания йода в овощных культурах. Это подтверждено исследованиями, проведенными в 1930–1936 гг. в Уманском с/х институте.

Удобрения, содержащие йод, значительно увеличивают концентрацию йода в растениях. Например, использование йодистого калия в смеси с карбоаммофоской, а также карбоаммофоски, промышленным способом обогащенной йодистым калием (KI – 300 г/га), приводит к увеличению содержания йода в 3-6 раз.

Результаты качественного анализа содержания йода в 1(контрольной) и 2 (экспериментальной) группах овощных культур, выращенных на пришкольном участке МКОУ «Введенская СОШ №1 имени Огненного выпуска 1941 года»

Вытяжки овощных культур, содержание йода

Контрольная группа

Экспериментальная группа

морковь

-

++

картофель

+

+

фасоль

++

++++

томат

+

+++

свёкла

++

+++

Таблица

Вывод: Качественное определение содержания йода в представленных образцах показало, что предпосевная обработка семян раствором иодида калия и внесение в почву йодсодержащих удобрений способствуют повышению содержания йода в овощных культурах. А, следовательно, этот метод может быть использован для обогащения йодом овощей для школьной столовой в целях профилактики йододефицита среди детей и подростков.

В ходе проведения исследования выяснилось, что из всех представленных овощных культур больше всего аккумулирует йод фасоль.

Гипотезы подтвердились:

- Значительная часть подростков действительно употребляет в пищу продукты питания, недостаточно богатые йодом, что приводит к снижению их работоспособности и успеваемости;

- предпосевная обработка семян овощных растений иодидом калия и внесение в почву йодсодержащих удобрений позволяет увеличить содержание йода в клубнях, корнеплодах и семенах растений.

Заключение

В результате проделанной работы я пришёл к выводам:

    1. Количество клинических случаев заболеваний жителей с. Введенского, связанных с йодной недостаточностью стабильно и относительно невелико- составляет 0,44% среди детей и подростков и 1,84% среди взрослого населения. Однако признаки выраженной йодной недостаточности без обращения к специалистам наблюдаются у 59% старшеклассников.

    2. Одной из главных причин возникновения недостатка йода в организме является недостаточное поступление этого необходимого микроэлемента с продуктами питания и водой, практически полным исключением из пищевого рациона таких продуктов питания как ламинария, морская рыба и морепродукты, отсутствием или небольшим ассортиментом продуктов питания (хлебобулочных изделий, молока, яиц), обогащенных йодом в продуктовых точках с. Введенского.

    3. Предпосевная обработка семян растений раствором иодида калия и внесение в определенной дозировке удобрений позволяют вырастить на пришкольном участке экологически чистые овощи, обогащенные йодом и использовать их для приготовления разнообразных овощных блюд в школьной столовой, тем самым, положительно влияя на содержание йода в организме школьников, их работоспособность и успеваемость.

Рекомендации по профилактике дефицита йода в организме.

  1. Прислушиваться к своему организму, обращать внимание на первые симптомы возникновения йодной недостаточности, в случае необходимости получить консультацию эндокринолога;

  2. Употреблять в пищу продукты с высоким содержанием йода;

  3. Покупать и хранить йодированную соль только в герметичных упаковках, обращать внимание на дату ее изготовления;

  4. При использовании йодированной соли солить блюдо непосредственно перед подачей на стол;

  5. При варке овощей опускать их в кипящую воду целиком или крупно порезанными, а еще лучше готовить на пару, плотно закрыв кастрюлю крышкой.

  6. Самостоятельно обогащать йодом продукты питания, выращиваемые на приусадебных участках.

Литература и интернет-источники:

1. Гельджинс, Ю.А. Определение содержания йода в продуктах питания / Ю.А. Гельджинс, П.Л. Синкевич // Химия в школе. – 2007. - № 10. – С. 61-64.

2.Заборовская Н.Н. Социально-гигиенический мониторинг и профилактика йоддефицитных заболеваний / Заборовская Н.Н., Конюков В.А. – М., 2000 – с. 124

3. Энциклопедия Кирилла и Мефодия; CD-диск 

4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Иод

5.Петровский Б.В. Краткая медицинская энциклопедия: в 3 т. – М.: Советская энциклопедия, 1989 – с. 698

6. А. Джатоева Дефицит йода - угроза здоровью и развитию детей России: Д39 Национальный доклад / Колл. авт. - М., 2006. - 124 с.





































Приложения:

Приложение 1.

Приложение 2.

Содержание йода в организме человека







Приложение 3. Диаграмма цветового предпочтения учащихся 9-классов.

Приложение 4. Выявление пищевых предпочтений учащихся с помощью ранжированного списка ( на 1 месте продукт, чаще всего употребляемый в пищу, на 10 месте реже всего употребляемый).

Место, продукт, количество йода в мкг:

10. Морская капуста (ламинария) 300 мкг

3. Молоко 17 мкг

1.Белый хлеб- 5,6 мкг

7. Орехи -2 мкг

8. Морская рыба- 200 мкг

2. Колбаса, мясные продукты- 3 мкг

9. Морепродукты (кальмары, креветки)-190 мкг

6. Йодированная соль – 65 мкг

5. Фрукты (груши, бананы, апельсины)- 1мкг

4. Овощи(картофель, морковь, свёкла)-7 мкг












Приложение 5.

Таблица: Тесты на определение уровня йода в организме:

Название

Описание

Норма


I (моча)

Анализ позволяет определить содержание йода, которое было выделено вместе с мочой. Так как этот показатель может резко колебаться в течение суток, обычно требуется проведение нескольких тестов с последующим изучением медианы выделения йода

100-500 мкг/л


I (волосы)

Определение концентрации йода в состриженных волосах, подвергшихся предварительной обработке и растворению. Такой метод получил название атомно-эмиссионной спектрометрии — АЭС-ИСАП

0,3-10 мкг/г сухого материала (волос)


I (ногти)

Исследование полученных образцов также проводится на атомно-эмиссионном спектрометре с помощью метода АЭС-ИСАП

0,3-10 мкг/г
















21






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Ананченко Наталья Владимировна

Дата: 30.04.2019

Номер свидетельства: 508842

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства