kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект по биологии на тему: Изменение клинической рефракции глаз у школьников 10-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гипотеза: зрение детей и человечества в целом с каждым годом ухудшается все сильнее.

Цель нашей работы: привлечь внимание окружающих людей к проблеме потере зрения; доказать необходимость регулярно исследовать своё зрение и проводить занятия по его улучшению и выяснить факторы, влияющие на ухудшение зрения обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект по биологии на тему: Изменение клинической рефракции глаз у школьников 10-х классов»











Проект по биологии на тему:

Изменение клинической рефракции глаз у школьников 10-х классов.

























Руководитель: Борисенко Ирина Геннадьевна

Выполнила ученица 10 класса «А» МБОУ «Лицей № 3»

Тищенко Валерия











г. Шахты 2021 год









Содержание

Содержание 2

1.Введение 3

1.1. Строение глаза 5

1.2. Оптическая система глаза 5

1.3. Основные свойства глаза 6

1.4. Дефекты зрения 7

2.Практическая часть 8

2.1 Исследование причин дефектов зрения учащихся 8

2.2 Комплекс упражнений для коррекции дефектов зрения и способы профилактики заболеваний глаз 13

Заключение 14

Список литературы 15

Список интернет ресурсов 15

/Приложение 1./16

/Приложение 2./ 17

















Введение

Многие ли из нас действительно осознают ту роль, какую глаза играют в нашей повседневной жизни, и многие ли знают, что и как надо делать для того, чтобы глаза ваши были здоровыми?

Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения. Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Зрение обеспечивает возможность трудовой и творческой деятельности. Благодаря глазам мы получаем 95 % информации об окружающем мире.

Древние философы говорили, что глаза - самый ценный дар природы, а зрение – это Божий дар! В глазах отражаются все наши чувства: радость, страдания, равнодушие, любовь или ненависть, страсть. Глаза не только являются зеркалом души человека, но и отражают общее состояние его здоровья. В ряде стран существовали даже религиозные секты, члены которых поклонялись Богу в образе глаза.

Оказалось, заинтересовавшая нас проблема является одной из приоритетных задач во всем мире. Исследования ученых показали, что более 95% младенцев рождается с нормальным зрением и без дефектов глаз. Но очень малый процент их достигает пожилого возраста со зрением, которое можно было бы в какой-нибудь мере считать нормальным. На зрение людей возлагается тяжёлая нагрузка. В результате этого наша Земля быстро превращается в планету «очкастых». Несоответствие человеческого зрения в целом – один из самых серьёзных дефектов современной цивилизации.

Представьте себе, что вы стоите на углу оживленной улицы какого-нибудь города и что вдруг все недостатки зрения превращаются в недостатки ног; тогда более 50 % пешеходов начнут хромать или будут, неспособны ходить без костылей, или вынуждены, будут прибегнуть к коляскам. Современная цивилизация облегчила значительную часть нашего каждодневного труда и освободила нас от многих жизненных забот, но во много раз увеличила нагрузку на глаза.

В природе практически все живые существа не могут нормально развиваться и жить без органов зрения. При помощи очень сложного их строения, например глаз, животные и в первую очередь человек со дня рождения начинает свое существование, как только они начинают видеть - воспринимать окружающий мир. Зрение возникло в процессе эволюции как приспособление организмов к окружающей среде. Живое существо не имеет более верного и сильного защитника, чем глаз. Видеть — значит различать врага и друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но несравненно грубее и слабее.

Поскольку многие недостатки глаза, по-видимому, создаются нагрузкой на них и условиями, при которых глаза выполняют работу, положение может быть улучшено. Однако это требует научного подхода со стороны различных групп людей и каждого человека в отдельности.

Причины, по которым я обратилась к этой теме, были: 1) интерес к самой теме; 2) плохое зрение у родных и знакомых, и, как оказалось, у более 50% населения Земли, поэтому у меня появилось огромное желание содействовать улучшению зрения хотя бы у окружающих нас людей; 3) мне всегда хотелось понять, почему все видят по-разному, и что можно назвать дефектами глаз.







Основные факты:

- Во всем мире около 314 миллионов человек страдают нарушениями зрения, 45 миллионов из них поражены слепотой.
- Нарушениями зрения чаще страдают люди старшего возраста. Повсюду в мире большему риску подвержены женщины всех возрастов.
- Около 87% лиц, страдающих нарушениями зрения, живут в развивающихся странах.
- Число людей, потерявших зрение в результате инфекционной болезни, значительно уменьшилось, однако распространенность нарушений зрения, обусловленных возрастом, растет.
- Во всем мире катаракта остается основной причиной слепоты, за исключением наиболее развитых стран.
- Коррекция рефракционных аномалий может вернуть нормальное зрение более 12 миллионам детей (в возрасте 5-15 лет).
- Во всем мире около 85% случаев нарушения зрения предупреждаемы.



Гипотеза: зрение детей и человечества в целом с каждым годом ухудшается все сильнее.

Цель нашей работы: привлечь внимание окружающих людей к проблеме потере зрения; доказать необходимость регулярно исследовать своё зрение и проводить занятия по его улучшению и выяснить факторы, влияющие на ухудшение зрения обучающихся.

Задачи:

1. Изучение теоретического материала. Классификация свойств глаз и их дефектов для дальнейшего более тщательного исследования.

2. Создание комплекса заданий для исследования глаз, их проверки на наличие дефектов и упражнений для корректировки зрения.

3. Распространение программы исследования глаз и комплексов упражнений для их коррекции.

4. Узнать способы профилактики заболеваний глаз

Предмет изучения: глаза детей























1.1. Строение глаза

Глаз человека состоит из глазного яблока (собственно глаза), соединённого зрительным нервом с головным мозгом, и вспомогательного аппарата (веки, слёзные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко). По форме глаз напоминает шар диаметром 2,5 см и массой около 7-8 г. Глазное яблоко располагается в глазнице, спереди его оберегают веки. Брови предотвращают попадание в глаза пота со лба, а веки с ресницами защищают их от снега, дождя, пыли. Слезные желёзки за сутки вырабатывают до 1 мл слёз. По строению глаз похож на фотокамеру. Стенки глаза состоят из трёх концентрически расположенных оболочек — наружной, средней и внутренней. Они окружают содержимое глазного яблока — хрусталик, стекловидное тело, внутриглазную жидкость. Наружная оболочка глаза — непрозрачная склера, или белочная оболочка, занимающая его поверхности; в своём переднем отделе соединяется с прозрачной роговицей. Вместе они образуют роговично-склеральную капсулу глаза, которая, являясь наиболее плотной и упругой наружной частью глаза, выполняет защитную функцию, составляя как бы скелет глаза. (Рис. 1.1 Строение глаза в приложении 1)

1.2. Оптическая система глаза.

Глаз представляет собой сложную оптическую систему, состоящую из двух линз с переменным фокусным расстоянием.

У каждой линзы существует фокусное расстояние, величина, зависимая от радиуса кривизны данной линзы. В здоровом глазу на расстояние от роговицы примерно 23,5 мм располагается сетчатка, где строиться изображение внешних предметов (от сетчатки информация об увиденных предметах в виде импульсов по зрительному нерву передается в участки головного мозга, где осуществляется анализ). Такой глаз видит чёткое изображение предмета.

Оптическая схема (ОС) глаза состоит из следующих элементов:

1) Роговица;

2) Передняя камера с водянистой влагой;

3) Хрусталик;

4) Стекловидное тело.

Роговица - линза, которая состоит из нескольких внешних пластов и эпителия. Радиусы хрусталика r3 и r4 представлены для случая аккомодации глаза на бесконечность.

Хрусталик - многослойная линза с небольшим отличием показателей преломление шаров. Он имеет волокнистую и дольчатую структуру. Благодаря такой структуре хрусталик способный обеспечивать необходимое качество изображения при значительном изменении его фокусного расстояния. Преломление света в оптической системе называется рефракцией. Учение о рефракции основано на законах оптики, характеризующих распространение света в различных средах. Прямая линия, проходящая через центры кривизны всех преломляющих поверхностей, является оптической осью глаза. Лучи света, падающие параллельно этой оси, после преломления собираются в главном фокусе системы.





Параллельные лучи идут от бесконечно удаленных предметов, следовательно, главным фокусом оптической системы называется то место на продолжении оптической оси, где образуется изображение бесконечно удаленных предметов. Расходящиеся лучи, идущие от предметов, расположенных на любом конечном расстоянии, будут собираться уже в других, дополнительных фокусах. Все они будут располагаться дальше главного фокуса, так как для фокусировки расходящихся лучей требуется дополнительная преломляющая сила, тем большая, чем сильнее расхождение падающих лучей, т. е. чем ближе к линзе источник этих лучей.

1.3. Основные свойства глаза.

Острота зрения - способность различать мелкие предметы. Напротив зрачка в сетчатке находится жёлтое пятно, в середине которого – центральная ямка. Плотность зрительных клеток (палочек и колбочек) в этом месте наибольшая, поэтому здесь накопившаяся острота зрения. Считается, что хорошо видит человек, который может с расстояния 50 м сосчитать пальцы на руке.

Аккомодация – способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на далёком расстоянии. Глаз человека перестраивается за счет изменения кривизны хрусталика. Предел аккомодации-10 см. Расстояние наилучшего видения (без напряжения) для нормального глаза – 25 см.

Аккомодация – это необходимая для нормального зрения функция глаза. Чтобы понять ее суть, сделайте такой опыт. Возьмите книгу, закройте один глаз и посмотрите на текст с расстояния вытянутой руки. Очевидно, Вы его видите достаточно четко. Медленно приближайте книгу к глазу. При этом текст сохраняет четкость только до определенной точки (ее называют "ближайшая точка ясного зрения"), затем он "расплывается", у глаза его совсем не видно. Ее положение зависит от силы аккомодации (чем она сильнее, тем ближе к глазу расположена эта точка) и рефракции глаза. У близоруких она расположена близко к глазу, у дальнозорких – дальше от глаза. При высокой дальнозоркости на фоне слабой аккомодации эта точка может быть удалена настолько, что при проверке остроты зрения в глазном кабинете пациент плохо видит даже крупные знаки на контрольной таблице.
У здоровых людей аккомодация, как правило, сильная. Однако при ряде болезней глаз и расстройствах зрения она становится слабой.

Адаптация - рефлекторное приспособление глаза к изменению яркости. Колбочки теряют чувствительность в темноте, поэтому все предметы в сумраке нам кажутся серыми. Чувствительность палочек может изменяться в 200-400 тыс. раз!

Цвет радужки зависит от количества пигмента меланина. Темные глаза (много меланина в радужке) у выходцев из южных солнечных краев и северных областей со слепящими снежными равнинами.

Инертность – среднее время сохранения светового ощущения – у человека оно составляет 0.05 с.

Цветоощущение - способность различать цвета, т.е. длины волн в пределах 0.38 мкм (фиолетовый) до 0.76 мкм (красный).

Стереовидение - это объемное восприятие пространства благодаря зрению двумя глазами. Достоверность пространственных впечатлений при зрении одним глазом невелика. Возьмите в обе руки по карандашу, закройте один глаз и попробуйте свести карандаши остриями встык (или просто пальцы рук). В большинстве случаев это сразу не удается. Стереоизображения начали применять в голограммах (объемных картинках, полученных с помощью светового луча) и трехмерном кино.

1.4. Дефекты зрения

Окружающий нас мир виден четко и ясно, когда все отделы зрительного анализатора работают гармонично и без помех. Но может наступить момент, когда, например, тускнеют и блекнут краски или границы предметов становятся размытыми, а иногда появляются искажения или темные «завесы» перед глазами и т.д. - это, значит, произошло нарушение работы зрительного анализатора, и пришла болезнь.

Наиболее распространенные формы нарушения зрения у детей - это

спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и косоглазие.

Наименьшее расстояние, на котором глаз может качественно различать предметы не напрягаясь, называют расстоянием наименьшего видения. Для людей с нормальным зрением расстояние наименьшего видения составляет 25 см. А что происходит, если это расстояние уменьшается или, наоборот, увеличивается? Оказывается, возникают проблемы со зрением.

Наиболее распространенные заболевания глаз – это дальнозоркость и близорукость (миопия).

Миопия – это заболевание глаз, пожалуй, самое распространенное, более известное как близорукость. Можно считать, что первое упоминание о миопии встречается еще в IV веке до нашей эры – у Аристотеля. Он отметил, что некоторые люди, желая рассмотреть какой-либо предмет, вынуждены подносить его близко к глазам, и при этом нередко щурятся. Причина миопии - видоизмененная форма глазного яблока. Оно становится больше похоже на овал, чем на круг. В результате этого происходит ошибка преломления света, из-за чего световые лучи проходят через глазное яблоко и фокусируются напротив сетчатки. Это и является причиной "размытости" дальних объектов. При нормальном зрении свет фокусируется непосредственно на сетчатке.

При проявлении признаков миопии у ребенка, внимание надо уделить:

  • коррекции: очки, контактные линзы;

  • занятиям гимнастикой для глаз;

  • витаминизированному питанию для укрепления состояния организма в целом;

  • коррекции осанки.

По тяжести заболевания, в миопии выделяют три степени:

  • слабая;

  • средняя;

  • высокая.

Слабая – до 3 D, средняя – до 6 D, высокая – свыше 6 D соответственно

У пожилых людей хрусталик часто становится более плоским, тогда становится трудно рассмотреть близкие предметы (развивается дальнозоркость).

Коррекция близорукости и дальнозоркости осуществляется посредством подбора сферических линз.

Астигматизм – асимметрия резкости изображения по вертикали и горизонтали. Коррекция астигматизма осуществляется посредством подбора цилиндрических линз. Явление этого врожденного или приобретенного характера обусловлено чаще всего, неправильностью кривизны роговицы. Астигматизм выражается в понижении зрения как вдаль, так и вблизи, при снижении зрительной работоспособности, быстрой утомляемости и болезненных ощущениях в глазах при работе на близком расстоянии

Косоглазие – дефект, вызванный несогласованной работой глазных мышц, из-за чего глаза смотрят в разные стороны. Мозг в этом случае принимает во внимание только одно изображение. Чтобы заставить работать глаз с ослабленными мышцами, ребёнку временно закрывают правильно действующий глаз.

Дальтонизм – неспособность различать цвета, если колбочки какого-либо вида оказываются с дефектом. Это расстройство зрения названо по фамилии английского химика и физика Джона Дальтона (766-1844), впервые исследовавшего это явление. Дальтонизмом страдают 8% мужчин и 0, 5 % женщин. Одни дальтоники не воспринимают красный цвет, другие – зелёный, третьи – фиолетовый. Встречаются и такие люди, для которых мир «окрашен» только в оттенки серого.

Куриная слепота – потеря зрения при слабом освещении. Этот дефект вызван нехваткой витамина. А, вследствие чего в палочках не образуется белок зрительный пурпур.

Амблиопия, «ленивый глаз» — ослабление зрения функционального и зачастую вторичного характера (при отсутствии структурных изменений зрительного анализатора), не поддающееся коррекции с помощью очков или контактных линз. Амблиопия у детей — это функциональное, то есть обратимое понижение остроты зрения. При детской амблиопии основные изменения происходят в головном мозге — в области зрительной коры. Происходит это в том случае, если в головной мозг ребенка от глаз поступает искаженная зрительная информация, или если поток этой информации резко ограничен. В результате развитие и совершенствование нейронов, отвечающих за зрение, тормозится и поэтому даже при устранении всех причин, приведших к амблиопии у детей, зрение остается низким.



2. Практическая часть.

2.1. Исследование причин дефектов зрения учащихся.

Целью данной работы явилось привлечение внимания к проблеме ухудшения зрения у учащихся, и выявление причин нарушения зрения. В рамках проделанной работы были проведены мероприятия направленные на выявление причин проблем со зрением учащихся. Для того чтобы реализовать данные цели было проведено анонимное анкетирование учащихся, включающее в себя ряд параметров по которым выявляли проблемы со зрением и причины появления их.

Как показали данные анкетирования, то 20 % учащихся имеют проблемы со зрением (Приложение 1. Рис 5.1 . Результат анкетирования). Следует отметить, что в первый класс дети поступают в школу с хорошим зрением. Только один из 50 первоклассников имеет заболевание глаз. Проводя анализ полученных данных, был отмечен тот факт, что с течением времени и переходом в старшие классы зрение учащихся ухудшается, и появляются заболевания глаз. (Приложение 1. Рис. 5.2. Процентное соотношение дефектов зрения на разных этапах обучения.)





Получены данные о заболеваниях глаз учащихся, такие как миопия, спазм аккомодации, астигматизм, дальнозоркость, амблиопия и косоглазии (Приложение 1. Рис. 5.3. Какие заболевание глаз и дефекты зрения обнаружены у учащихся). Наиболее распространенный дефект зрения учащихся является миопия. В чем же причина такой распространенности данного заболевания.

Оказывается, возраст ребенка, имеет значение. У детей до года частота появления близорукости невелика – 4-6% детей. В дошкольном возрасте, по мере роста и укрепления строения глаз, процент близоруких детей снижается. Но с возрастом, картина меняется. В возрасте 11-13 лет миопия встречается уже у 14% детей. По обобщенным данным, близорукость среди детей школьного возраста колеблется в пределах 2,3 - 13,8 %, а среди выпускников школ - 3,5 - 32,2 %. Такая же картина наблюдается и в нашей школе. Объясняется это возрастающей нагрузкой для глаз, несоблюдением правил гигиены труда. Ненормированное время, проведенное у телевизора или за монитором компьютера, не может сказаться благоприятно на состоянии глаз ребенка.

Также мной было проведено анкетирование учащихся 5- 11 классов нашей школы. Меня интересовал вопрос как долго дети сидят перед компьютером, сколько времени просматривают и на каком расстоянии они смотрят телевизор, для чего они используют компьютер.

1.Когда были впервые обнаружены дефекты зрения

  1. с рождения

  2. в детском саду

  3. в начальных классах

  4. в среднем звене

  5. в старших классах

2.Для чего учащиеся используют компьютер?

  1. для работы

  2. для развлечений

3.Сколько времени учащиеся проводят за компьютером?

  1. менее 1часа в день

  2. до 1 час в день

  3. до 3 часов в день

  4. до 5 часов в день

  5. более 5 часов в день











4.На каком расстоянии учащиеся смотрят телепередачи?

  1. не смотрят

  2. до 1 м

  3. от 1м до 2 м

  4. от 2 м до 3 м

  5. более 3 м

5.Сколько времени учащиеся смотрят телепередачи?

  1. менее 1часа в день

  2. до 1 час в день

  3. до 3 часов в день

  4. до 5 часов в день

  5. более 5 часов в день

6.Влияет ли наследственность на зрение учащихся?

  1. хорошее зрение у обоих родителей

  2. плохое зрение у одного или обоих родителей

Результаты анкетирования я представила в виде диаграмм. (Приложение 2)

В большинстве случаев дети, которые имеют хорошее зрение, используют компьютер для развлечений, таких как компьютерные игры, просмотр фильмов в Интернете, посещение социальных сетей. Такие же результаты и у детей, имеющих плохое зрение. (Приложение 2. Рис. 5.4. В каких целях учащиеся используют компьютер)

Как показали результаты анкетирования, то проблемы со зрением у детей начинаются в начальных классах и наибольший пик появления проблем со зрением наблюдается в среднем звене, что составляет 54 % опрошенных. (Приложение 2. Рис. 5.5. Когда впервые были обнаружены дефекты зрения) Это обусловлено как физиологическими особенностями детей этого возраста так и не соблюдением основных требований по зрительной гигиене.

Большая часть опрошенных сидят за компьютером до 3 часов в день и до 5 часов в день (Приложение 2. Рис. 5.6. Сколько времени учащиеся проводят за компьютером ). Что касается просмотра телевизора, то продолжительность просмотра до 1 часа в день составляет 40 % всех опрошенных, 38 % – до 3 ч в день и 22 % - менее 1 часа в день. Просмотр на допустимом нормами расстоянии до 3 м, почти 50 % учащихся. (Приложение 2. Рис. 5.7. На каком расстоянии учащиеся смотрят телевизор и Рис. 5.8. Продолжительность просмотра телевизора учащимися)

Я ставила перед собой цель исследовать влияние наследственности на состояние зрения учащихся. Можно сделать вывод, что наследственность не является причиной ухудшения зрения детей. (Приложение 2. Рис. 5.9. Влияет ли наследственность на зрение учащихся)





Первым признаком близорукости является ухудшение зрения вдаль. Вначале снижение зрения может быть временным, обратимым. Главное вовремя этот момент выявить и не дать ему перерасти в близорукость. Вот почему так важно регулярно проверять зрение у детей. Школьники с началом близорукости нередко жалуются на быстрое утомление глаз при зрительной работе на близком расстоянии и при чтении или письме приближают глаза к тексту, при рассматривании удаленных предметов нередко прищуривают глаза.

Как результат работы можно выявить корни негативных тенденций, ведущих к ухудшению зрения учащихся. Причины дефектов зрения можно условно разделить на два основополагающих критерия. Во-первых, это связано с наследственностью, во-вторых, с несоблюдением основных норм по культуре зрения и в- третьих, изменениями, которые происходят в сфере образования.

Итак, были сделаны такие выводы, что наиболее распространенными причинами появления проблем со зрением у школьников является:

  • стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний (до 80% учащихся постоянно или часто испытывают учебный стресс);

  • чрезмерная интенсификация образовательного процесса, перегруженность учебных программ фактологической информацией, вызывающей у учащихся переутомление и дистресс;

  • компьютеризация обучения, создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся;

  • низкий, слабо формируемый школой уровень культуры здоровья учащихся;

  • недостаточное освещение рабочего места (особенно при искусственном освещении) в классных кабинетах;

  • недостаточная освещенность рабочего места в домашних условиях во время приготовления уроков и чтения.

  • неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий.

  • неправильная посадка за рабочим столом.

  • анатомические предпосылки со стороны глаз: ослабленная аккомодация, гиперметропия слабой степени, астигматизм, анизометропия, нарушение бинокулярного зрения;

  • отсутствие необходимой оптической коррекции.

  • длительные регулярные нагрузки на зрительный нерв;

  • длительная и непрерывная нагрузка вблизи на фиксированном расстоянии - статическая нагрузка;

  • несбалансированное питание и употребление в пищу вредной пищи.









Хотелось бы обратить больше внимания такому заболеванию как миопия. Важно знать истинные факторы риска миопии. Условно их можно разделить на несколько групп:

  1. Наследственность. Если оба родителя близорукие, то вероятность появления миопии у детей составляет в среднем 80%, если один, то – 40 %, если нет близоруких в семье – 10%.

  2. Возраст ребенка. Чем раньше появляется миопия, тем большую тенденцию к прогрессированию она имеет. Худший прогноз по зрению – при рано приобретенной или дошкольной близорукости.

  3. Пол. Соотношение встречаемости миопии среди девочек и мальчиков составляет 55:45. При этом у девочек близорукость прогрессирует быстрее.

  4. Факторы образа жизни:

  • Гиподинамия. Известно, что у детей с активным, спортивным стилем жизни темп прогрессирования миопии медленнее, чем у малоподвижных;

  • Несбалансированное питание: преобладание углеводистой и недостаток белковой пищи, витаминов А, Е, С, макро-(кальций, железо, фосфор) и микроэлементов (медь, цинк);

  • Неправильный зрительный стереотип: низкий наклон головы, неправильная посадка, недостаточное освещение, чтение лежа;

  • Чрезмерные зрительные нагрузки вблизи: уроки, чтение, занятия за компьютером, игры на видеоприставках и мобильном телефоне, телепередачи.

































2.2. Комплекс упражнений для коррекции дефектов зрения и способы профилактики заболеваний глаз

Проанализировав состояние зрения учащихся, я решила разработать и опробовать методику, которая поможет улучшить зрение и сохранить его. Для этого была сформирована группа учащихся в количестве участников 12 человек, которые имеют заболевание глаз - миопия. Им предложили выполнять определенные упражнения и соблюдать рекомендации по сбалансированному питанию.

Зрительная гигиена — это комплекс предупредительных мер, которые рекомендуются офтальмологами для предотвращения ухудшения зрения и глазных заболеваний.

  1. Соблюдение зрительной гигиены.

  2. Упражнения для глаз, способствующие не только расслаблению, но и тренировке глаз.

  3. Физическая активность, особенно плавание, для расслабления и оздоровления организма в целом.

  4. Полноценный летний отдых на морских курортах или в деревнях вдали от города на свежем воздухе.

  5. Массаж, как общеукрепляющие средство и как лечебное, поскольку одной из причин ухудшения остроты зрения может быть сколиоз.

  6. Обогащение питания каротином (морковка, хурма, курага) и витамином С (черника, лимоны, смородина). Эффект от этих методов проявляется постепенно, но однозначно не наносит ущерба здоровью ребенка.

  7. Важную роль играет солнце и то, как ваши глаза реагируют на долгое пребывание, на солнце. Нужно встать в тени или в коридоре – там, где есть граница падения солнечных лучей. Попробуйте закрыть глаза и раскачиваться таким образом, чтобы лицо оказывалось сначала на солнце, а потом в тени. После нескольких таких сеансов вы почувствуете тонизирующий эффект.

Я предлагю упражнения для профилактики и лечения миопии глаз. Данные упражнения лучше всего выполнять сидя. Следите за дыханием во время выполнения упражнений, вдохи должны быть глубокими и без напряжения.

1. Контроль дыхания. В положении сидя, откиньтесь назад и сделайте глубокий вдох, через пару секунд наклонитесь вперед и сделайте выдох. Повторяем 10-15 раз.

2. Стимуляция кровообращения. Для разминки ваших глазных сосудов, необходимо откинутся назад, и закрыть глаза, поморгайте закрытыми глазами. Спустя 3-4 секунды открываем глаза, через 10 секунд снова повторяем упражнение.

Выполняем 10-12 глаз, если при выполнении чувствуете сильное напряжение в глазах, то прекратите выполнение упражнения.







Попробуйте выполнить это упражнение на следующий день, только сократите количество повторений до 5-6 раз. Если снова начнется перенапряжения или боли в глазах, то выполняем пальминг и идем к офтальмологу на осмотр.

3. Положите руки на пояс и поверните голову влево, посмотрите на локоть в течении 3-4 секунд, затем поверните голову вправо и посмотрите на правый локоть в течении 3-4 секунд. Повторяем упражнение 7-10 раз.

4. Поднимите глаза верх и выполните 10 круговых движений сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.

5. После упражнений выполните пальминг. Выполняется пальминг следующим образом: соедините пальцы рук на лбу, в его центре. Таким образом, ваши ладони плотно закроют глаза. Это улучшит кровообращение глаз, и они быстрее отдохнут. Если вы будете делать пальминг в течение хотя бы двух минут, то улучшите свое зрение.

Заключение

Глаз, созданный природой, является великолепным физическим прибором. Возможности различать десятки тысяч цветовых оттенков, видеть на далеком и близком расстояниях, ощущать двумя глазами объемные отношения предмета, чувствительность к весьма незначительным световым интенсивностям — все это свойства, которые сделают честь прибору самого высокого класса.

Исследовав данную проблему, я пришла к таким выводам:

1) дети сильнее подвержены усталости глаз ввиду того, что зрительная система их организма еще не полностью сформирована и окрепла.

2) необходимо проводить регулярно профилактическую работу среди учащихся на тему «Потеря зрения – это проблема всего человечества»;

3) организовать выпуск памяток по гигиене зрения, по уходу за глазами, по профилактике при работе за компьютером;

4) выпустить стенгазету с целью привлечения внимания к проблеме потере зрения.

Я надеюсь, что, вооружившись необходимой информацией, многие люди смогут задуматься о здоровье своих глаз. Наша работа ориентирована, в первую очередь, на школьников. Соблюдение элементарных правил гигиены, выполнение определённых требований, проверка остроты зрения - всё это даст возможность учащимся регулярно проверять свое зрение и при необходимости вовремя обратиться к врачу.

















Список литературы

1. Богданов К.Ю. Физик в гостях у биолога. М.:Наука, Библиотечка Квант, выпуск 49, 1986.

3. Жданов Л.С., Маранджян В.А. Курс физики. Часть II – М.: Наука, 1970.

4. Ландсберг Г.С. Элементарный учебник физики. Том III –Репринт, 10 изд.перераб., 1995.

5. Перельман Я.И. Занимательная механика. – М.: ВАП, 1994.

6. Энциклопедия школьника. 4000 очень важных фактов. – М.: Махаон, 2005.

7. Энциклопедия для детей «Техника». – М.: Аванта +.

8. Яворский Б.М., Селезнёв Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. – М.: Наука, 1989..

10 .Гальперштейн Л.Я. Забавная физика. М.: Дет. Лит., 1994.

Список интернет ресурсов

  1. Зрение человека http://ru.wikipedia.org

  2. Острота зрения и ее определение http://www.grandex.ru/medicine/text/7232.html

  3. Дефекты зрения

http://prozrenie.hop.ru/index-8.html

  1. Нарушения зрения и движений глазных яблок. http://webmed.com.ua/ru/zdorove_ot_a_do_ya/zabolevaniya/glaza_i_zrenie/narushenie_zreniya#opredelenie

  2. О глазах и зрении Сайт доктора Долгатовой Э.И. http://prozrenie.mostinfo.ru/index.php

  3. Сайт Классная физика. Мир сквозь очки. http://class-fizika.narod.ru/oc2.htm

  4. Сайт Офтальмология http://www.contlenses.com/tests/
























/Приложение 1./

Хорошее зрение

83%

Обнаружены дефекты

17%

Табл. 1. Зрение учащихся научным данным



Рис. 1. Строение глаза



Хорошее зрение

80%

Обнаружены дефекты

20%

Табл. 2. Зрение учащихся. Результат анонимного анкетирования.



Начальное звено

24%

Среднее звено

35%

Старшее звено

41%

Табл. 3. Процентное соотношение дефектов зрения на разных этапах обучения.

















/Приложение 2./

Рис. 2. В каких целях учащиеся используют компьютер

С рождения

8%

В детском саду

0%

В начальном звене

15%

В среднем звене

54%

В старшем звена

23%

Табл. 4. Когда впервые были обнаружены дефекты зрения

Рис. 3. Сколько времени учащиеся проводят за компьютером



Рис. 4. На каком расстоянии учащиеся смотрят телевизор

Рис. 5. Продолжительность просмотра телевизора учащимися

Рис. 6. Влияет ли наследственность на зрение учащихся





 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Борисенко Ирина Геннадьевна

Дата: 25.05.2021

Номер свидетельства: 581613

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства