kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект на тему:"Домашний водоем и его прекрасные обитатели"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аквариум, с умиляющим взгяд питомцами, не только украшает интерьер дома, но и успокаивает нервную ситему человека от ребенка до взрослого.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект на тему:"Домашний водоем и его прекрасные обитатели"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29
















Тема исследовательского проекта:

«Домашний водоем и его прекрасные обитатели»
















Автор проекта:

Антипов Роман,

ученик 5-а класса.

Научный руководитель:

Блохина Валентина Александровна,

учитель биологии




2022-2023 учебный год

Содержание:

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Наука – аквариумистика……………………………….5

Глава 2. История аквариумистики……………………………...6

Глава 3. Аквариумистика России………………………………7

Глава 4. Основные атрибуты аквариума……………………….8

Глава 5. Породы аквариумных рыб……………………………10

Глава 6. Мой водный мир и его обитатели…………………….13

Заключение……………………………………………………….15

Источники и литература………………………………………...16

Приложение………………………………………………………17



























Введение

Наверное каждый из нас мечтает о домашних питомцах. Я тоже не являюсь исключением. Три года назад в нашем доме появился аквариум. Счастью всех нас не было предела.

Как приятно смотреть на плавающих в аквариуме рыбок. Они -давние спутники человека. Аквариум с умиляющими взор питомцами не только гармонично вписывается в интерьер, он еще и успокаивает нервную систему любого человека от ребенка детского сада до взрослого. Это я давно испытал на себе, когда приходил из школы чем-то расстроенный. И несколько минут, проведенных у водной красоты, творили чудеса и все беды куда-то исчезали. Смотреть на жизнь в аквариуме можно бесконечно.

И однажды, наблюдая за своими питомцами , я подумал, что жизнь аквариума может стать темой моего проекта, моей исследовательской работы.

Я поставил цель:

- изучение аквариумных рыб для укрепления и приобретения навыков правильного ухода за ними, что может лечь в основу моей будущей профессии, связанной с миром живой природы.

Задачи:

-Изучить литературу и интернет источники по теме проекта;

-Обобщить и проанализировать полученные знания;

- Познакомиться с видами аквариумных рыбок, их особенностями;

-Изучить историю появления аквариумных рыбок;

- На основе полученных знаний, приобрести навыки ухода за аквариумом и его обитателями;

-Познакомить одноклассников с моим подводным миром, моим хобби;

Я выдвинул гипотезу: аквариумные рыбки не могут жить без внимания и помощи человека, многие из них не смогут жить в природной среде.

Методы:

  • Анализ

  • Обобщение и систематизация

  • Наблюдение

  • Фотографирование

  • Измерение

  • Сравнение

Актуальность проекта:

Я считаю, что тема моего проекта очень актуальна, особенно в наш век-век техники, когда человеку не хватает живого общения с природой. Это отсутствие общения можно компенсировать разными путями . Мы выбрали аквариум и его обитателей, как постоянною, милую частицу живой природы у себя дома.















Глава 1. Наука - аквариумистика.

Слово аквариум происходит от латинского «аква»-вода и суффикса «риум»-место, дом. В дословном переводе это звучит как водный дом. Биология-это наука о живой природе. А аквариумистика - это наука, которая занимается изучением аквариумных рыбок (их болезнями, лечением и профилактикой), кормами, водорослями и всем тем, что связано с существованием питомцев в домашнем аквариуме. Современная аквариумистика имеет массу направлений: кто-то разводит рыбок, кто-то — растения, как-то настоящий садовод, а кто-то выращивает кораллы. Когда мы слышим слово аквариумнистика, то перед нашими глазами возникает аквариум, коралловые рифы в нем, населенные маленькими цветными рыбками. Все это выглядит настолько фантастично и завораживающе, что трудно оторвать взгляд от этого чуда! Можно сказать, что аквариумистика — это мистика подводного мира. Каждый ее приверженец — это творец. Особый мир аквариума живет и развивается по законам, подвластным своему создателю. Каким он будет — зависит только от возможностей и фантазии аквариумиста.















Глава 2. История аквариумистики

Если обратиться к истории, то начало аквариумистики было положено в Китае во время правления династии Тан (618—907 гг.). Уже в те далекие времена в Китае велись работы по выведению рыбки , которая сегодня известна всем под названием золотая рыбка.

В Древнем Египте начали разводить африканских  тиляпий. Архитекторы Вавилона, в висячих садах Семирамиды  создавали открытые декоративные пруды с рыбами. Во дворцах для тех же целей устанавливались каменные чаши-бассейны.

Декоративные бассейны для содержания рыб, какие устраивали богатые римляне, назывались писцинами. Писцина – это рыбный садок, от латинского «писцес»— рыба. В этих водоёмах, как правило, сделанных из мрамора, содержали и разводили султанок, сомов, осетров и мурен. На содержание писцин тратились огромные деньги.

Первые золотые рыбки были привезены в Европу вначале XVII, а в Россию их завезли в царствования Алексея Михайловича, отца Петра Великого. Первоначально в Европе золотые рыбки содержались в вазах и бассейнах богатых вельмож. В конце XVII века в странах Европы возник большой интерес и к южным водным растениям; во многих богатых домах Англии, Франции и Германии имелись обширные теплицы и оранжереи с бассейнами. Эти бассейны часто заселялись и рыбами, что дало определенный толчок развитию аквариумистики. В Европе начало бурного развития аквариумистики приходится на середину позапрошлого века и тесно связано с именем немецкого естествоиспытателя Эмиля Адольфа Россмеслера (1806…1867). В 1857 г. в Германии выходит его книга «Море за стеклом», а в следующем году — «Пресноводный аквариум».





Глава 3. Аквариумистика России

В 1867 г., в Санкт-Петербурге вышла в свет первая отечественная книга «Чудеса вод в комнате — Комнатный Аквариум и его обитатели», которая содержала обширную информацию о русских пресноводных рыбах, золотой рыбке и других обитателях аквариума тех лет. Ее автор П. А. Ольхин был одним из первых русских аквариумистов.

Известным аквариумистом является Николай Федорович Золотницкий (185-1920г.). С его именем связаны многие яркие страницы отечественной аквариумистики. За годы своей работы его общество многое сделало для развития аквариумистики: в стране появились илистые прыгуны, брызгуны, электрические угри и многие другие, редкие и по сей день рыбки.

В декабре 1904 г. в Московском зоопарке был открыт павильон «Аквариум» с постоянно действующей выставкой рыб и растений. И в этом деле общество сыграло огромную роль. Таким образом, в начале двадцатого века в нашей стране было широко распространено аквариумное рыбоводство.

В своей книге «Разведение аквариумных рыб» аквариумист С. М. Кочетов с гордостью вспоминает: для большинства западных специалистов и «писателей» все, что происходило в мире аквариума в России, было наглухо закрыто «железным занавесом».

Побывавший впервые в 1970-е гг. в СССР известнейший американский авторитет в области аквариумистики д-р Герберт Аксельрод был приятно удивлен теми замечательными достижениями в разведении аквариумных рыб, которые увидел. Имея широчайшие контакты среди аквариумистов всего мира, он впервые рассказал на Западе обо всем, что увидел в Москве. Так, в своем журнале «Тропикл Фиш Хоббист» на вопрос читателей о размножении тропических вьюнов акантофтальмусов он напечатал прямо и безапелляционно: «Спросите у русских!»



Глава 4. Основные атрибуты аквариума.

  • Почва – грунт.

Очень важно, чтобы грунт не имел острых кромок. Перед помещением в аквариум его обязательно тщательно промывают , порой даже кипятят. У нас в аквариуме грунт- камешки.

  • Аквариумные растения.

Большую роль играют аквариумные растения. Они выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Зелёные растения совместно с бактериями очищают воду. Для некоторых видов рыб растения необходимы как укрытия. На растениях рыбы мечут икру. Некоторые рыбы используют растения для постройки гнезда.

  • Вода.

Большинство рыб – обитатели тропиков, поэтому содержатся в аквариумах с тёплой водой от +20 до +27 градусов. Вода должна быть бесцветной, прозрачной, не иметь запаха (без хлорки). Перед заполнением аквариума водопроводную воду отстаивают не менее суток. Заполнять надо осторожно, чтобы не замутить воды и не размыть грунта. Когда мы с родителями меняем воду, то мама пересаживает рыбок в банку, а камешки и водоросли в тазик, аквариумы моем и заполняем чистой водой наполовину, а потом загружает обитателей в обратном порядке.

  • Корм.

Правильное кормление рыб играет очень важную роль. Рыбы привыкают к определенному месту и времени кормления. В природе рыбы чаще голодны, чем сыты, они в течение всего дня заняты поисками еды. Поэтому рыб лучше недокормить, чем перекормить. Корм надо разнообразить и давать его порциями так, чтобы все было съедено за 5 минут. Наши рыбки питаются в основном сухим кормом.

  • Лампа – свет.

Обитателям аквариума необходимо умеренное, но в достаточном количестве освещение. Рыбкам не хватает только дневного освещения, поэтому мы часто включаем лампу. 

  • Кислород

Большинство рыбок дышат кислородом, который находится в воде, поэтому кислорода может не хватать. Компрессор – дополнительный источник кислорода. Компрессор насыщает воду кислородом.



























Глава 5. Породы аквариумных рыб


Для большей части аквариумных рыб характерны яркая декоративная окраска, причудливые формы тела и небольшие размеры. 

К популярным аквариумным рыбкам относятся следующие: золотая рыбка, данио, ансциструс, барбусы, скалярии, сомики, неоны, лабео, дискусы, гуппи и др.

  • Гуппи (Приложение 1)

Узнать гуппи достаточно просто – у нее просто шикарный красочный хвостик. Если же говорить о родине рыбки гуппи, то это острова Тобаго, Барбадос, но их также можно встретить в водоемах Венесуэлы и Бразилии.

Небольшие особи, которые достигают размеров до 6-7 см. Принято считать, что гуппи – это один их предпочтительных вариантов для новичков. Объясняется это их неприхотливостью, ведь эти рыбки не нуждаются в особом корме, не требовательны к качеству освещения и температуре.

  • Гурами (Приложение 2)

Эти рыбки отличаются перламутровым окрасом с небольшими пятнами. Достигают в длину до 15 см. Родиной рыбки гурами считаются страны Юго-Восточной Азии. Здесь все зависит от конкретного вида рыбки:

  • Целующийся – обитают в Таиланде.

  • Жемчужный – Малаккский полуостров.

  • Голубой – на острове Суматра.

  • Пятнистый – Южный Вьетнам и Таиланд.

  • Медовый – в Индии.

Гурами достаточно всеядны, но в их рационе обязательно должен присутствовать живой корм.

  • Дискусы (Приложение 3)

Дикусы - очень красочные рыбки, которые вырастают до 20 см. Причудливость узоров на теле, яркая расцветка делают его очень востребованным среди любителей аквариумов. По форме напоминает диск, из чего, собственно, и пошло его название. Родина дискусов – это реки Южной Америки, включая Амазонку. Это очень миролюбивая рыбка, которая спокойно сосуществует с другими обитателями аквариума.

  • Золотая рыбка

Золотая аквариумная рыбка – это настоящая королева искусственных водоемов. Как будто попав напрямую со страниц сказки, она вызывает восхищение своим окрасом и пышным хвостом. Взрослые особи достигают до 30-40 см, поэтому даже для маленькой рыбы потребуется аквариум объемом не менее 50 литров.

Родина этого чуда – водоемы Китая и других стран Юго-Восточной Азии. Они достаточно миролюбивы, поэтому спокойно относятся к другим обитателям аквариума.


  • Меченосец

Само название этого обитателя водоемов намекает на интересную особенность их внешнего вида – это длинный хвост, напоминающий меч. Окрас очень яркий, поэтому отлично смотрятся в пространстве аквариума. Их родина – это пресноводные водоемы Мексики и других стран Центральной Америки.

  • Петушки

Изучая виды аквариумных рыбок с их фото и названиями, я заметил, что их имена, зачастую, «говорящие». В случае с петушком это работает по той же схеме – эти рыбки обладают пышными плавниками, напоминающим петушиные крылья. В условиях дикой природы вырастают до 8 см, но в искусственных условиях выращивания редко переступают через отметку в 6 см.Их родина – водоемы Таиланда, Камбоджи и других стран Юго-Восточной Азии. Несмотря на достаточно милый вид, они считаются агрессивной породой, поэтому лучше держать их в одиночестве.

  • Рыба-клоун

Очень красочные рыбки, обладающие интересным окрасом – на оранжевом тельце находятся белоснежные полосы. Достигают размеров до 20 см. Нужно знать, что для их разведения понадобится аквариум объемом не менее 60 литров. Внутри обязательно должны быть кораллы, чтобы клоун мог чувствовать себя в комфортных условиях. Обитают они от Восточной Африки и до Японии.





















Глава 6. Мой водный мир и его обитатели.

Три года назад друзья родителей по объективным причинам отдали нам свой аквариум. Это был настоящий подарок для нашей семьи. Мы вместе часами могли сидеть перед ним и наблюдать за жизнью сказочных рыбок. Забавные существа золотого цвета, разительно отличающиеся от других рыб – это красные или трехгибрибные попугаи. Эти рыбки целиком и полностью являются продуктом выведенным человеком и в естественной природе не встречаются.

Но всех их объединяют общие черты: средние до крупных размеры, округлое «горбатое» тело, голова с явно выраженной «шеей», опущенный вниз треугольный рот, крупные глаза и яркая окраска. Старания ученых сделали рыб совершенно неприспособленными к жизни в дикой природе: из-за искривленного позвоночника они неуклюже плавают, а никогда не закрывающийся рот, кажется, навсегда застыл в смущенной улыбке. Но все это делает попугаев неповторимыми и трогательно симпатичными. Как таковых пород у рыб-попугаев нет, зато существует множество видов окраски: красная, оранжевая, лимонная, желтая, белая. К редким и наиболее ценным разновидностям относятся: попугай-панда (черно-белая окраска в виде черных пятен и полос на белом фоне), единорог, кинг-конг, жемчужный (по телу разбросаны белые точки), красный слиток. Красные попугаи – рыбки весьма неприхотливые. Они терпеливы к температуре и кислотности воды. А еще трехгибридные попугаи отличаются крайней застенчивостью, поэтому, заводя их, обязательно обеспечьте им надежное укрытие. Для того, чтобы рыбка захотела спрятаться, достаточно любого внешнего раздражителя: в комнате включили свет, к аквариуму поднесли руку и т.д. Конечно, постепенно они привыкают и даже начинают узнавать своих хозяев, но на первых порах укрытие им просто необходимо.

На протяжении этих трех лет основным хозяином аквариума является моя мама, но с каждым днем мне становилось все интереснее наблюдать за жизнью рыбок, за тем, как мама ухаживает за содержимым аквариума. Я задавал ей вопросы, если ответа не знали, то вместе искали его на просторах интернета. Постепенно в мои обязанности вошло кормление рыбок и все, что связано с чисткой аквариума.

Я пытался выяснить любимый корм наших рыбок. Им оказался гаммарус. Мне стало интересно, а что это такое. Из литературы я узнал, что гаммарус- этопресноводные рачки, обитающие в крупных озерах Сибири. Они отличаются высоким содержанием веществ, укрепляющих здоровье и усиливающих интенсивность окраски.

Я выяснил, что, когда им холодно или они злятся, то их окраска бледнеет.

Я понял, что рыбы-попугаи довольно агрессивные особи и могут нападать друг на друга. Может быть, потому, что у нас две самки размером примерно 10 сантиметров. А еще заметил, что свою агрессию они проявляют во время откладывания икры. Понятно, что икра не оплодотворяется. Три дня свою икру они охраняют, а потом сами же ее и съедают.

Наши рыбки обязательно нуждаются в укрытиях.

Их любимое занятие- перекладывать оранжевые и серые камни с места на место.

У моих рыбок выработан условный рефлекс на кормление. Кушают они в 18 часов. В это время они приплывают в то место, где на поверхности будет корм. Они реагируют на постукивания по стенке аквариума, могут наблюдать за движениями моих рук.










Заключение.

Работа над проектом позволила мне убедиться еще раз в том, как красива, удивительна и хрупка наша природа. Людям нужно ее беречь и охранять.

Я понял, что аквариум –это природная, но искусственная экосистема и жизнь ее обитателей полностью зависит от человека, его любви, внимания, заботы. Мы в ответе за тех, кого приручили. Моя гипотеза полностью подтвердилась.

Цель моей работы достигнута, все поставленные задачи решены.

Продуктом моей работы является подборках фотографий моего аквариума, снятые видеоролики об обитателях и выступление на классном часе с рассказом о моем хобби.


























Литература и источники:

Аксерольд Г.Р. Энциклопедия аквариумиста, СПб: энциклопедия, 2005.

Кочетов С.М., Мир водных растений,- Москва 2000

Школьник Ю. Аквариумные рыбки. Полная энциклопедия. Санкт-Петербург: издательство «Кристалл», 2009 г.

Интернет: http://usovi.ru/?page=uroki_sovi_details

Интернет: http://myaquaclub.ru/fish

Интернет: http://www.zooclub.ru/aqua/



















































Приложение



























Приложение 1. Гуппи



Приложение 2. Гурами






Приложение 3. Дискусы



Золотая рыбка (Приложение 4)

















Меченосцы (Приложение 5)





Петушки ( приложение 6)













Рыба клоун (Приложение 7)

































Приложение 8
























26




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект на тему:"Домашний водоем и его прекрасные обитатели"

Автор: Блохина Валентина Александровна

Дата: 30.06.2024

Номер свидетельства: 653822


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства