kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проблема дефицита йода и пути её решения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы: изучить проблемы дефицита йода, составить рекомендации по профилактике йододефицитных заболеваний.

В ходе исследования решить задачи:

1)Провести литературный обзор по теоретическим вопросам темы исследования;

2)Исследовать содержание йода в йодированной соли;

3)Выявить наличие и ассортимент йодированных продуктов питания  в торговых точках с. Рогачёвка;

4)Провести пробы на содержание йода в организме у школьников школы;

Объект исследования: йодированная соль.

Предмет исследования: содержание йода в йодированной соли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проблема дефицита йода и пути её решения »

26


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Рогачевская основная общеобразовательная школа»

Свободненский район

Амурская область



Проблема дефицита йода

и пути её решения



Выполнила: учащаяся 5 класса:

Пехтерева Надежда Витальевна

Руководитель: учитель биологии, химии

Анчухина Татьяна Сергеевна








с. Рогачевка

2015г

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Йод в природе и жизни человека…………………………………………………3

1.1. Проблема йододефицита в России и Амурской области………………3

1.2.Суточная потребность йода………………………………………………6

1.3.Новое в проблеме йододефицита………………………………………...7

1.4. История открытия йода…………………………………………………..8

1.5. Функции йода………………………………………………………….....9

1.6.Нахождение йода в природе…………………………………………….10

2.Результаты исследования………………………………………………………...12

2.1. Результаты социологического опроса среди учащихся школы по проблеме йододефицита……………………………………………………….......12

2.2.Как определить недостаток йода в организме…………………………12

2.3.Выявление йододефицита у учеников школы…………………………14

2.4.Исследование торговых точек села…………………………………….15

2.5.Определение содержания йода в йодированной соли………………....15

3.Рекомендации по использованию и приготовлению пищевых продуктов…...17

Выводы……………………………………………………………………………...20

Заключение………………………………………………………………………….21

Рекомендации и предложения……………………………………………………..21

Список литературы…………………………………………………………………22

Приложения………………………………………………………………………....23















Введение

Существуют вещества, с которыми мы знакомы с самого раннего детства. Однажды я поранила руку, и мама обработала мне рану раствором йода. Меня заинтересовал известный с раннего детства йод. Я начала расспрашивать маму, что это такое? Где он применяется и для чего нужен?

Актуальность темы: На сегодняшний день, согласно статистическим данным, дефицит йода имеют около 1,5 миллиарда человек в мире. В том числе в России от недостатка йода страдает около 70% населения. Территория Амурской области находится также в йододефицитной зоне[11].

Этот важнейший элемент составляет основу гормонов щитовидной железы. А «щитовидные» гормоны выполняют жизненно важные задачи: влияют на углеводный, белковый и жировой обмен, на рост и психическое развитие. Нехватка витаминов и минералов может вызвать крайне негативные последствия. Дефицит йода может даже создать угрозу жизни. Причиной 65% случаев заболеваний щитовидной железы у взрослых и 95% у детей является недостаточное поступление йода в питание.

Дефицит йода в питании – единственная и наиболее распространённая причина поражения головного мозга и нарушения интеллектуального развития у детей, которую можно предупредить адекватными методами профилактики.

Для профилактики йододефицита необходимо применять препараты, содержащие йод, йодированную и йодосодержащую продукцию. Мы решили выяснить, имеются ли такие продукты в нашем селе, и соответствует ли содержание йода в некоторых из них норме.

Цель работы: изучить проблемы дефицита йода, составить рекомендации по профилактике йододефицитных заболеваний.

В ходе исследования решить задачи:

1)Провести литературный обзор по теоретическим вопросам темы исследования;

2)Исследовать содержание йода в йодированной соли;

3)Выявить наличие и ассортимент йодированных продуктов питания в торговых точках с. Рогачёвка;

4)Провести пробы на содержание йода в организме у школьников школы;

Объект исследования: йодированная соль.

Предмет исследования: содержание йода в йодированной соли.

Методы исследования: теоретический анализ (изучение литературы и научных источников); анкетирование, эксперимент, анализ и сравнение полученных результатов.

Гипотеза исследования: предположим, что срок годности влияет на качество йода в йодированной соли.



















1.Йод в природе и жизни человека

1.1. Проблема йододефицита в России и Амурской области.

Болезни, которые связаны с дефицитом йода, относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. У 1,5 млрд жителей Земли существует повышенный риск недостаточного потребления йода, а 665 млн человек страдают нарушением функций и увеличением щитовидной железы. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, у 43 млн людей в результате дефицита йода отмечается нарушение умственного развития (олигофрения) различных степеней тяжести[11].

В России основной проблемой для щитовидной железы является дефицит йода. Сегодня его испытывают практически все наши соотечественники , поскольку наши природные почва и вода этим элементом традиционно бедны. Несмотря на то, что за всю жизнь человек потребляет всего лишь около пяти граммов йода, то есть не более одной чайной ложки этого вещества, все-таки йода россиянам катастрофически не хватает.

Около 100 млн человек (примерно 2/3 населения) проживают на территориях с недостатком йода в воде , в том числе и на Дальнем Востоке.

В России уменьшилось потребление мяса и молока, где йода содержится значительно больше, чем в растительной пище. Свою лепту в развитие йододефицитных заболеваний вносит, соответственно, и вегетарианство, что особенно нехорошо для детей.

Йододефицит в Амурской области определяется географическим расположением, климатическими условиями, «неполадками» в экологии, нехваткой витаминов и морепродуктов в рационе питания наших жителей.

Щитовидная железа в этих условиях испытывает тройной стресс, со стороны неблагоприятных климатических условий (холодовой фактор, нарушение светового режима), негативного влияния деятельности человека и природного дефицита йода, что приводит к ее перенапряжению и развитию болезни. Таким образом, рассматриваемая мной проблема, является достаточно значимой для нашей местности[3].

Дефицит йода является причиной заболеваний щитовидной железы , таких как зоб, микседема, Базедова болезнь , приводит к отставанию в умственном и физическом развитии, снижению интеллекта, иммунитета, развитию анемии и заболеваний центральной нервной системы. Врожденный дефицит йода приводит к умственной отсталости – вплоть до кретинизма. Решить эту проблему можно. Необходимо каждому организму получить необходимое количество йода. Особо внимательно нужно отнестись к здоровью детей — у них дефицит йода может привести к более тяжелым последствиям, так как щитовидная железа ребенка помогает росту скелета и развитию его головного мозга[10].

Недостаток йода в детском организме приводит к умственной отсталости, плохому зрению и нарушениях в общем развитии.

Главные симптомы недостатка йода у детей:

1. Плохой аппетит и быстрая утомляемость.

2. Потеря интереса к играм и апатия.

3.Частые простуды, медленный рост и плохая успеваемость в школе.

4.Сухая кожа, ломкие волосы, холодные руки.

Таким образом, недостаток йода может «поразить» и взрослых, и детей, притом — в любом возрасте, от ещё не рожденного младенца до глубоко пожилого человека.

1.2.Суточная потребность йода

Ежедневная потребность в йоде зависит от возраста и физиологического состояния (период полового созревания, беременность и кормление грудью требуют увеличения количества потребляемого йода). Новорождённому надо не менее 100 микрограммов йода в день, ребёнку постарше и младшему школьнику – столько же, но как только появляются первые признаки полового созревания, организм подростка требует удвоенной нормы – 200 микрограммов йода каждый день. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует следующие суточные дозы йода:

  • 50 мкг для детей грудного возраста (первые 12 месяцев);

  • 90 мкг для детей младшего возраста (от 2 до 6 лет);

  • 120 мкг для детей школьного возраста (от 7 до 12 лет);

  • 150 мкг для подростков (от 12 лет и старше) и взрослых;

  • 100 мкг для людей пожилого возраста;

  • 200 мкг для беременных и кормящих женщин.

Суточная потребность человека в йоде составляет примерно 3 мкг на 1 кг массы. В условиях очень высоких и низких температур окружающей среды, при недостатке кислорода эта потребность увеличивается. Большие дозы йода, уже 2-3 грамма, смертельно опасны для человека, но это касается только чистого элемента йода. Неорганические же соли йода – йодиды – вполне безвредны. Даже если после приема большого количества йодидов концентрация йода в крови повысится в 1000 раз, то уже спустя 24 часа она придет в норму. Условно считается, что за всю жизнь нужно употребить 1 чайную ложку йода [9].

1.3.Новое в проблеме йододефицита

Российскими учеными было проведено исследование когнитивных (мыслительных) процессов у младших школьников. Изучалась количественная оценка произвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, сенсомоторная деятельность, аналитико-синтетические процессы. Было установлено, что у 85 % детей в йододефицитном районе имеются отклонения по тем или иным показателям, а у 30 % детей выявлены серьезные нарушения по большинству исследуемых функций. Кроме того, в йододефицитном районе даже хорошо успевающие дети имеют «задолженность» в сфере внимания на 56 %, восприятия на 30 %, тонкой моторной сфере на 17 %, а темп мыслительной деятельности у них снижен на 20 % по сравнению с нормой. То есть, даже в тех случаях, когда ребенок хорошист или отличник, в йододефицитном районе это связано с мобилизацией всех его возможностей.

В 1999 году Министерство здравоохранения Российской Федерации издало приказ, в котором сказано: «Недостаточное потребление йода создает серьезную угрозу здоровью около 100 млн россиян и требует проведения мероприятий по массовой и групповой профилактике». В качестве универсального, высокоэкономичного базового метода массовой профилактики йододефицитных заболеваний ВОЗ, Минздрав России и Российская Академия медицинских наук рекомендуют всеобщее йодирование соли.

Однако для представителей групп риска, к которым относятся школьники, беременные и кормящие женщины, обычной массовой профилактики с помощью одной лишь йодированной соли недостаточно. В определенные периоды жизни (подростковый период, интенсивные умственные нагрузки, беременность и кормление грудью) потребность в микроэлементах возрастает. В таких случаях прибегают к групповой и индивидуальной профилактике, когда для поддержания оптимального баланса йода в организме используют лекарственные препараты, содержащие необходимую физиологическую дозу калия йодида (100–200 мкг в сутки) [1].

1.4. История открытия йода

Йод был открыт в 1811 г. парижским производителем селитры Бернаром Куртуа (1777–1838). Ускорению открытия помог случай.

Куртуа спокойно работал в своей лаборатории, когда любимая кошка внезапно спрыгнула с его плеча на стол, где стояли колбы с реактивами. Разбились две: с серной кислотой и спиртовым раствором золы водорослей. Жидкости смешались, и от стола неожиданно поднялся дым «великолепного фиолетового цвета». Это были пары йода — результат взаимодействия йодида натрия из водорослей с серной кислотой.

Новое вещество привлекло внимание двух знаменитых учёных – французского Ж.Л.Гей-Люссака и английского Г.Дэви, которые независимо друг от друга принялись изучать его свойства. Гей-Люссак назвал его йодом, а Дэви – йодином. Оба учёных при установлении названия исходили из одного и того же признака – фиолетового цвета паров вещества (от греч. iodes – фиолетовый). Ныне во всех странах мира, в том числе и в России, употребляется первое название – йод, и только в Англии сохранилось название йодин[2].

1.5. Функции йода

В организме человека содержится 20-35 мг йода. Содержание йода в крови человека в течение года постоянно меняется, причем эти изменения происходят волнообразно и зависят от сезона. С сентября по январь концентрация йода в крови снижается, а с февраля начинается её повышение, достигая своего максимума в мае – июне. Причина таких колебаний неизвестна.

Йод является жизненно важным элементом (биотиком). Оптимальная интенсивность поступления йода в организм человека - 150-200 мкг/сутки. Дефицит йода развивается за его поступление в организм менее 10 мкг/сутки, порог токсичности равняется 5 мг/сутки. В организм человека йод поступает с продуктами растительного и животного происхождения и частично с питьевой водой и атмосферным воздухом.

В организме человека йод:

  • регулирует скорость биохимических реакций; обмен энергии и температуры тела; белковый, жировой, водно-электролитный обмен; обмен некоторых витаминов; дифференцирование тканей, процессы роста и развития организма, в частности нервно-психический; индукцию повышения потребления кислорода тканями;

  • выполняет противомикробную функцию. При наличии в организме человека достаточного количества йода он, сосредотачиваясь в основном в щитовидной железе, за каждый цикл кровообращения – 17 минут – убивает нестойких микробов, тем или иным способом попавших в кровь. Стойкие микробы ослабляются при прохождении крови через щитовидную железу и через несколько циклов кровообращения погибают. Существует прямая зависимость между запасом энергии у человека и уровнем потребления им в том или ином виде йода;

  • оказывает седативное (успокаивающее) действие на человека;

  • повышает умственные способности. Под воздействием йода в организме происходят окислительные процессы, положительно влияющие на мозговую деятельность;

  • увеличивает эластичность кровеносных сосудов[8].

1.6.Нахождение йода в природе

Основное количество йода в природе содержится в морской воде, куда он был смыт с поверхности почвы ледниками, снегом, дождем, ветром и реками. Йод находится в глубоких слоях почвы. В целом, чем старее поверхность почвы и чем более была она подвержена в прошлом различным воздействиям (эрозии), тем меньше в ней йода. Наиболее обеднены йодом почвы в горных местностях, которые подвергались частому выпадению дождей со стоком воды в реки. Ледники также являются важной причиной потери йода из почвы в горных районах.

Йод находится в почве и морской воде в виде йодида. Ионы йодида окисляются под воздействием солнечного света в летучий атомарный йод. Таким образом, ежегодно около 400 тыс. тонн йода улетучивается с поверхности моря. Из атмосферы йод возвращается в почву с дождевой водой, концентрация йода в которой колеблется в пределах 1,8-8,5 мкг/л. Цикл, таким образом, замыкается. Однако возвращение йода в почву происходит очень медленно и в относительно малом по сравнению с предшествовавшей потерей количестве. Содержание йода в почве варьирует в значительных пределах (от 50 до 9000 мкг/кг) и связано с уровнем ее промерзания в течение последнего ледникового периода: когда ледники таяли, йод из почвы высаливался в лежащие ниже плодородного слоя уровни. Повторные смывы влекли за собой формирование дефицита йода в почве. В результате, все растения, произрастающие на такой почве, имеют недостаточное содержание йода, а у людей и животных, которые полностью зависят от выращенной на этой почве пищи, развиваются ЙДЗ (йоддефицитные заболевания) [6].

Содержание йода в растениях, выросших на обедненных йодом почвах, часто не превышает 10 мкг/кг сухого веса по сравнению с 1000 мкг/кг в растениях, культивируемых на почвах без дефицита йода. Это обусловливает тяжелую йодную недостаточность у значительной части населения мира. Многие жители России тоже обеспечивают свой прожиточный минимум, собирая урожаи с приусадебного или дачного участков, где почва может быть плодородной, но содержать мало йода. В этом заключается одна из основных причин развития йодного дефицита. [6].




















2.Результаты исследования

2.1. Результаты социологического опроса среди учащихся школы по проблеме йододефицита

Для проведения социологического опроса была составлена анкета. В опросе приняли участие учащиеся 6-9 классов – 9 человек.

На первый вопрос: знаете ли вы, что такое йододефицит: положительно ответили 7 человек- 77,7%, отрицательно 22,2%.

На вопрос употребляете ли вы натуральные продукты, в которых содержится йод? 66,6% дали положительный ответ, 33,3% отрицательный. Насколько часто употребляете продукты, содержащие йод? 2-3 раза в неделю – 2 чел.- 22,2%; 1 раз в неделю – 2 чел – 22,2%; 1 раз в месяц – 2 чел -22,2%; другое: 3 чел – 33,3%.

Следующий вопрос касался приема биологических добавок содержащих йод: положительный ответ дали – 0чел – 0%, иногда ответили - 8 – 88,8%, отрицательно ответили – 1 –11,1%.

О том, что йододефицит: снижает успеваемость-4 чел- 44,4%, повышает утомляемость – 1 человек – 11,1%, ухудшает самочувствие – 4 человека – 44,4%.

Знаете ли вы, что йододефицит может вызвать такое заболевание, как: нарушение функции щитовидной железы (зоб)? Да – 5 человек – 55,5%, Нет – 4 человека – 44,4%. (Приложение №1)

Вывод: таким образом, учащиеся нашей школы, знают, что такое йододефицит, большая часть учащихся знают, что недостаток может вызывать нарушение функции щитовидной железы, но профилактические меры не проводятся и продукты, содержащие йод употребляет совсем небольшое количество ребят.

2.2.Как определить недостаток йода в организме?

Можно ли самостоятельно определить, хватает йода собственному телу или нет? Можно!

1 способ: Способ, предложенный Старожук Б.А.

Естествоиспытатель Старожук Б.А. предлагает методику определения уровня содержания йода в организме. Для этого с вечера наносится йодная сетка на внутреннюю часть бедра или нижнюю часть живота. Для этого накрутите на тонкую палочку ватку (проще всего воспользоваться специальными гигиеническими палочками), смочите ее 3-5%-ным спиртовым раствором йода и начертите на коже вертикальные и горизонтальные пересекающиеся полосы так, чтобы получилась табличка с квадратиками 1см на 1 см. Почему именно такие квадратики? Было просчитано, что это идеальная геометрическая фигура для равномерного распространения нанесенной жидкости: и всасывается достаточно быстро, и действует эффективно. Но главное – дать просохнуть сетке.

Итак, если йодная сетка исчезнет через три часа - организму йод просто необходим, 6-8 часов - нехватка йода не так заметна, через сутки - йод в организме в норме либо даже в избытке. Но даже в этом случае йодная сетка не помешает как противовоспалительное средство. При нанесении на кожу она оказывает местное раздражающее действие, расширяет кожные капилляры, способствует оттоку части крови и уменьшению ее застоя в воспаленных тканях. Поэтому йодную сетку можно использовать как отвлекающее противовоспалительное средство при лечении заболеваний органов дыхания, а также при болях, вызванных остеохондрозом, невралгией, неврастенией.

2 способ: Мозоль или огрубевшая кожа на внешней части больших пальцев свидетельствует о нарушении обменных процессов в организме, патологии щитовидной железы и, естественно, йодной недостаточности.

3 способ: Оригинальный, но нетрадиционный. Это потребность в… фиолетовом цвете! Психологи установили, что предпочтение цвету паров йода – фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легковозбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой.[7].


2.3.Выявление йододефицита у учеников школы.

Так как, недостаток йода в организме человека, существенно влияет на развитие умственных возможностей и интеллектуальное развитие, мы решили выяснить, нет ли зависимости между содержанием йода у учащихся и результатами их учебной деятельности. Для этого мы использовали метод Старожука Б.А. и определили содержание йода в организме некоторых учащихся школы.

Цель: выяснить, какой процент школьников страдает нехваткой йода в организме.

Оборудование: баночка с 5% раствором йода, ватные палочки.

Участники исследования: учащиеся 1,6,9 классов.

На тыльную сторону ладони мы нанесли обыкновенную йодную сетку, чтобы посмотреть, в течение какого времени она исчезнет. В норме йодистая сетка при достаточном количестве йода в организме исчезает в течение суток. Этот опыт мы проводили 2 раза: в начале и в конце нашего эксперимента. Всего в исследовании приняло участие 10 человек. (Приложение №2)

Результаты исследования оказались таковы: в среднем у 10 % учащихся йодная сетка исчезла через час, у 30 % через 2 часа, у 40 % через 3 часа и только у 20 % йодная сетка не исчезла в течение учебного дня. Таким образом, мы видим, что большинство учащихся нашей школы испытывают дефицит йода. Для выявления зависимости между содержанием йода в организме учащихся и их успехами в учебной деятельности мы изучили качество знаний этих же ребят и обнаружили следующую закономерность. Оказывается, чем раньше йодная сетка исчезла с ладони, тем хуже успеваемость и качество знаний ученика, соответственно, чем дольше она держалась на ладони, тем успеваемость и качество знаний выше.

Интересно! Чтобы определить, хватает ли вашему организму йода – надо вспомнить, какому цвету вы отдаёте большее предпочтение. Психологи установили, что предпочтение цвету паров йода – фиолетовому – отдают люди, подверженные усталости, легковозбудимые, с расшатанными нервами, со слабой иммунной системой, т.е. с явными признаками йододефицита. Когда мы задали вопрос об отношении к фиолетовому цвету, то оказалось, что предпочтение фиолетовому цвету отдают 30 % школьников.

Вывод: Таким образом, можно предположить, что одной из причин низкой успеваемости учащихся является недостаток йода в организме. Полученные результаты ещё раз убеждают нас в том, что наш район действительно находится в зоне риска и что мы обязательно должны предпринимать какие-то меры по профилактике йододефицита.

2.4.Исследование торговых точек села

На территории села Рогачевка находится две торговые точки. В магазинах нашего села нам удалось найти приправы «Maggi», детское питание «Nutrilon», содержащие йодированную соль и йодированную соль. Больше продуктов с содержанием йода нет. (Приложение №3)

Вывод: В торговых точках села Рогачевка недостаточное количество продуктов, содержащих йод. Поэтому, в настоящее время самым простым и эффективным способом восполнить дефицит йода, а так же улучшить память и внимание, является прием йодсодержащих препаратов, таких как йодомарин, калия йодид, йодактив.

2.5.Определение содержания йода в йодированной соли

Цель: изучить содержание йода в разных видах йодированной соли.

Оборудование: крахмальный клейстер, уксус, пероксид водорода, вода, йодированная соль, пипетка, стаканчики.

Иногда поваренную соль специально йодируют, т. е. добавляют к ней йодиды натрия или калия. Обнаружить добавку достаточно просто.

Для проведения эксперимента мы сварили крахмальный клейстер: 1/4 чайной ложки крахмала развели в стакане холодной воды, нагрели до кипения, кипятили 5 минут и охладили. Клейстер более чувствителен к йоду, чем сухой крахмал.

Затем, 1/3 чайной ложки соли мы растворили в чайной ложке воды, в полученный раствор добавили 1/2 чайной ложки уксуса, 1/2 чайной ложки перекиси водорода и через 2-3 минуты - несколько капель клейстера.

Если соль была йодирована, то перекись водорода вытеснит свободный йод, который окрасит крахмал в синий цвет[7].

Вывод: в первом случае - соль не йодирована, так как раствор не окрасился в синий цвет, хотя на упаковке было написано «Соль йодированная». Рассмотрев упаковку, убедились в том, что срок хранения этой соли истек. Сделали вывод: при выборе йодированной соли нужно обращать внимание на сроки хранения и сроки годности продукта. (Приложение 1)

Проводя опыт №2, мы решили проверить: содержится ли йод в йодированной соли с непросроченным сроком годности. Для этого взяли соль йодированную ООО Руссол г.Усолье Сибирское. Проводили опыт по тому же плану, не нарушая первоначальной инструкции. Пришли к выводу: йод содержится, но не в большом количестве, так как раствор окрасился в бледно – синий цвет.

Сравнив конечные результаты опытов, сделали вывод:

Вывод: при выборе йодированной соли нужно учитывать упаковку и представленную на ней информацию о сроках хранения, тогда польза от её применения будет максимальной.

Наша гипотеза, что срок годности влияет на качество йода в йодированной соли, подтвердилась.







3.Рекомендации по использованию и приготовлению пищевых продуктов

Итак, содержание йода в организме напрямую зависит от того, насколько богаты им продукты, потребляемые в пищу: с ними человек может получить около половины суточной дозы этого элемента.

Содержание йода в обычных пищевых продуктах невелико - 4-15 мкг%, но существуют продукты питания, являющиеся носителями больших количеств йода, рассмотрим некоторые из них.

Морепродукты.

1. Морские водоросли. Одним из наиболее богатых йодом морепродуктов является ламинария, более известная под названием морская капуста. Ламинария - это крупная бурая водоросль, обитающая в морях бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов. С древних времён народы, обитающие по их берегам, использовали её как прекрасный пищевой продукт и как эффективное средство для профилактики и лечения многих заболеваний.

В ламинарии, в зависимости от вида и срока сбора, содержится 50-70 мкг% йода (в среднем 0,3 % от общей массы). Морская капуста возвращает нашему организму прежнюю стойкость и бодрость, утраченные в условиях йодного дефицита[4].

2. Рыба: сельдь, камбала, треска, палтус, морской окунь, тунец, лосось. В морской рыбе содержится около 70 мкг% йода, а в печени трески - до 800 мкг%. Употребление всего лишь 180 г трески покроет суточную потребность организма в йоде. Очень много этого микроэлемента в рыбьем жире. Количество йода в рыбьем жире может достигать 770 мг.

3. Гребешки, крабы, креветки, кальмары, мидии, устрицы.

Многие полагают, что дополнительный приём йода не нужен, если в пище содержится достаточное количество рыбы, морепродуктов и т. п. Это не так. Если вы не живёте в приморских областях и дары моря - не основной и постоянный компонент вашего меню, то вы не застрахованы от недостаточного поступления йода в организм[5].

Йодированные продукты.

Сейчас йодированные продукты можно найти в магазине: соль, хлебобулочные изделия, молочные продукты и т. д. Кроме того, недавно появились и бульонные кубики, содержащие йодированную соль. Одна тарелка супа, приготовленного на основе этого кубика, восполняет дневную норму потребности организма в йоде.

Значительное (по сравнению с остальным большинством) количество йода содержат следующие продукты:

Пресноводная рыба

Количество йода обычно не превышает 50-80 мкг на 100 г.

Зерновые культуры, молоко, яйца, масло, говядина.

Овощи, выращенные на богатых йодом почвах, в том числе: баклажаны, репчатый и зеленый лук, чеснок, салат-латук, щавель, спаржа, шпинат, редис, свекла, картофель, морковь, томаты.

Некоторые фрукты и ягоды, в том числе апельсины, лимоны, бананы, дыня, виноград, ананасы, клубника, яблоки, хурма.

Шампиньоны

Рекомендуемая дневная норма йода содержится в 1,5 кг этих грибов[5].

Возместить суточную потребность в йоде только за счёт дополнительного включения в рацион каких-либо определённых продуктов, не обогащённых йодом специально, можно, но очень сложно по нескольким причинам:

1.Нужно очень сильно видоизменить свой привычный рацион питания.

2.Большие финансовые расходы.

3.Диета не позволит добиться необходимого строго дозированного потребления йода, так как его содержание в отдельных и по-разному приготовленных продуктах может значительно варьировать.

4.Содержание йода в продуктах питания может снижаться под влиянием ряда условий:

  • из-за низких уровней микроэлемента в почве, которые, соответственно, приводят к сниженному содержанию йода в овощах и других возделываемых культурах; один и тот же вид пищевого продукта может содержать достаточно йода или не содержать его вообще в зависимости от региона произрастания;

  • содержание йода может значительно варьировать и от сезона к сезону (особенно это касается молочных продуктов);

  • при длительном хранении и кулинарной обработке пищевых продуктов значительная часть йода (20-60%) теряется, поэтому для каждого определённого продукта - источника йода имеются свои «маленькие хитрости» при его приготовлении.

Для того чтобы сохранить йод в овощах и фруктах, следует держать их в тёмном, сухом и, конечно, прохладном помещении, во время приготовления блюд опускать в кипящую воду целыми или крупно нарезанными.

Лучшим и правильным считается способ приготовления овощей в пароварке. Что касается обработки рыбы и мяса, то для того, чтобы сохранить максимум содержащегося в них йода, не следует доводить блюдо до сильного кипения, так как в этот момент продукты теряют до 50, овощи и фрукты – до 30, а молоко – до 25% йода.

Несколько рекомендаций имеется и в отношении йодированной соли. Её следует также хранить в тёмном сухом месте в плотной упаковке и не более 6 месяцев. По истечении этого срока даже хорошо упакованная йодированная соль превращается в самую обычную. Во время использования такой соли потеря йода при тепловой обработке составляет от 22% до 60%, а потому лучше добавлять ее уже готовые блюда.

Регулярное использование в пищу йодсодержащих продуктов, насыщение ими вашего рациона позволит в значительной мере решить вопрос об обеспечении организма достаточным количеством йода.



Выводы

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

1) Изучив литературу по данной теме, мы выяснили, что проблема йододефицита существует и является актуальной для нашего района, а недостаток йода в организме приводит к развитию многих заболеваний, а также существенно снижает умственные способности учащихся.

2) При выборе йодированной соли нужно учитывать упаковку и представленную на ней информацию о сроках хранения, тогда польза от её применения будет максимальной.

3) В торговых точках села Рогачевка недостаточное количество продуктов, содержащих йод.

4) Большинство учащихся нашей школы испытывают дефицит йода.
















Заключение

Амурская область относится к регионам Российской Федерации, где отмечаются выраженный йодный дефицит и высокая частота зоба, что связано с недостатком йода в окружающей среде, а значит, и в продуктах питания. Наиболее неблагоприятные последствия йододефицита возникают на ранних этапах становления организма, начиная от внутриутробного периода и завершая возрастом полового созревания. От дефицита йода страдает не только мозг ребенка, но и его слух, зрительная память и речь. Дети растут умственно и физически отсталыми. Лица, испытывающие дефицит йода, хуже учатся, способны выполнять менее квалифицированную работу, их труд менее производителен. Таким образом, сохранения здоровья населения Амурской области напрямую связано с оптимизацией питания, отвечающего физиологическим и гигиеническим требованиям. Решение данной проблемы возможно только на основе глубокого анализа структуры, качества и биологической ценности потребляемых человеком продуктов питания.

Рассмотрев результаты исследования, пришли к выводу о необходимости просветительской работы среди учащихся нашей школы и родителей. Со своей стороны мы предлагаем вниманию учащихся нашей школы и их родителям буклеты, содержащие самую общую информацию по проблеме йододефицита. Надеемся, что сведения, находящиеся в нем заставят задуматься население нашего села и принять верное решение.

Рекомендации и предложения:

1.Употреблять в пищу продукты, содержащие йод;

2.При покупке йодированной пищевой соли обращать внимание на дату ее изготовления, на герметичность тары;

3.Солить блюдо пищевой йодированной солью, перед тем как вы его поставите на стол;

4.Правильно производить кулинарную обработку овощей;

5.Чаще бывать на море.

Список литературы

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: © «Кирилл и Мефодий», 2008.

2. Володин В.А., Энциклопедия для детей Химия, гл. ред. М., «Аванта+», 2000г.

3.Доровских В.А., Симонова Н.В. (АГМА) Питание и здоровье населения Амурской области.

4. Полевая М. «Водоросли – здоровье из морских глубин». – СПб., 2004.

5. Скурихин И.М., Нечаев А.П. «Все о пище с точки зрения химика»: М., «Высшая школа», 1991г.

6. Химия (1 сентября) №№24 (2000г.), 20 (2005г.).

7. Штенберг А.И. Руководство к практическим занятиям по гигиене. М., «Медицина», 1976.

8. Щеглова А.В. «Йод – ваш домашний доктор»: М., «РИПОЛ классик», 2005г.

9. http://proeco.visti.net/naturalist/biology/blg_024.htm

10.http://stroitelstve.ru/vliyanie-joda-na-organizm/

11. http://www.tiensmed.ru/news/iodus1.html

















Приложения

Приложение №1.

Результаты социологического опроса среди учащихся школы по проблеме йододефицита

1. Знаете ли вы, что такое йододефицит?

2. Употребляете ли вы натуральные продукты, в которых содержится йод?


3.Насколько часто употребляете продукты, содержащие йод?

4. Применяете ли вы добавки, содержащие йод?


5.Йододефицит:

6. Знаете ли вы, что йододефицит может вызвать такое заболевание, как: нарушение функции щитовидной железы (зоб)?



Приложение №2.

Выявление йододефицита у учеников школы




Приложение №3.

Исследование торговых точек села





Приложение №4

Определение содержания йода в йодированной соли







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проблема дефицита йода и пути её решения

Автор: Анчухина Татьяна Сергеевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 242868


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства